litceysel.ru
добавить свой файл
1
Тема: Сказка из кружева.


(посиделки)

Цели:
1. Познакомить детей с некоторыми народными традициями.

2. Приобщать учащихся к народной культуре.

3. Воспитывать у учащихся чувства любви и уважения к традициям русского народа


Ход праздника.



Вед. 1.
Сегодня мы приглашаем вас в сказку.

Недаром дети любят сказку!

Ведь сказка тем и хороша.

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Готовы храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

Мы приглашаем вас в сказку необычную: созданную не с помощью слов. Она соткана с помощью вот этого маленького стального крючка с обыкновенной белой ниткой. В сказку, которая могла родиться, наверное, только зимой, ведь она напоминает нам о морозе, разрисовавшим окна, о белых снежинках, о метелице… Сказка начинается! Раз – два – три! (Звучит вальс. Ведущая накидывает на плечи кружевную пелерину, надевает шляпку, перчатки из кружева – в европейском стиле.)

Итак, сказка наша называется кружевной. Поверьте, это одна из самых интересных и фантастических сказок, созданных людьми, только донесли её до нас не уста сказителя, а волшебные руки мастериц и рукодельниц…(Вносят стенд с кружевами: воротнички…)


Вед. 2. Когда люди научились творить эту сказку? В Европе, говорят, с хх века… Кружево сразу завоевало Европу. Лучшие художники создавали узоры для кружевных воротничков, манжет, платьев, шляп. В кружева по контуру вплетали конский волос – и украшение становилось упругим, рельефным. С кружевами связаны самые удивительные, невероятные истории! По кружевам буквально сходили с ума, на кружевах разорялись, за них садились в долговую тюрьму, за них иным даже отрубали головы…

Стоит ли удивляться, что добрый испанский король в 17 веке запретил своим подданным носить кружева. А в Англии издали специальный декрет, в котором определялось, кому какие носить кружева. Но ничего не помогало. А тут ещё отток золота увеличивался… Огромные богатства шли в страну, которая производила самые тонкие, изящные и лёгкие кружева в мире. Называлась она Фландрия. О, счастливица! Влажный климат страны, создаваемый ветрами с Северного моря, позволял выращивать прекрасный лён – тонкий, длинный… Его везли в Брюссель, где в сырых, холодных подвалах (в них получались особенно тонкие и прочные нити) трудились девочки 8 –14 лет, своими тонкими пальчиками они сучили нити. И кружева получались красивые, лёгкие, просто – сказка!



Вед. 1. А теперь давайте перенесёмся из Европы в мир русской старины…

О нашем русском кружеве – разговор особый: ведь наши бабушки, прабабушки умели плести кружева не хуже иноземных, только не ставили они свой труд на поток. Да занимались этим делом издавна и часто в своё удовольствие! Ведь в старину надо было и о приданном подумать: вот и вязали девушки кружева для полотенец, наволочек, скатертей… Итак, кружевная сказка продолжается, но теперь на русский манер!

Звучит русская песня и открывается уголок русской светёлки, где всё украшено кружевом: скатерть, покрывало, полотенца на стенах и образах.)


Вед. 2. Что за дивные узоры,

Полотенца и подзоры?

Всё в букетах белых роз!

Может, вывел их мороз?

Что за скатерть получилась!

Может, это всё приснилось?

Все эти вещи связаны умелыми нашими мастерицами: иные совсем недавно, но есть вещи и старинные, связанные вашими бабушками и прабабушками. Много лет вещи хранились в сундуках с рубахами да шёлковыми платками, а теперь попали в музей, как рукоделье народных мастериц.

Вед. 1. Но есть одна вещь, о которой нельзя забыть. Она украшала русскую светёлку. Давайте-ка попытаемся выяснить: как называлась эта кружевная полоска, которую пришивали как украшение….

Название вещи замотано в этих 6-ти клубочках – в каждом клубочке по букве. Шестеро из вас сейчас будут их разматывать.

Итак, нужно размотать клубочек и найти букву! Кто быстрей! (победитель получает приз и уходит на место)


Кто вторым закончил разматывать клубочек? Тебе первому даётся шанс победить в следующем конкурсе! Надо взять 6 букв и попытаться сложить слово, обозначающее вещь, о которой шла речь. (Приз вручается тому игроку, кто сумеет сложить слово «ПОДЗОР»)

Вед. 2. Подумайте-ка, ребята, а куда же в горнице прикрепляют подзор? Вот разложены рисунки, на которых изображены: стол, окно, кровать, лавка, печь. Выберите предмет, который следует украсить подзором! (Это КРОВАТЬ)



Дев.1 Плести кружева умели в каждой русской деревне.


(появляется Яшка и проходит разговор в русском деревне)


Яша. Постойте, постойте, а как же всё это делали?

Дев.1 Не торопись, Яшенька, всё по порядку.

Как из белых мхов,

Из того ли сруба дубового

Вытекала речка тихоструйная.

Как из белой то кудели

Да из долгого льна,

Да с того ли донца расписного

Выпрядала девица тонкую нить.

Нитку тонкую, нитку прочную..

Яша. Но бабушка мне говорила, что без специальной палочки и не спрядёшь ничего.

Дев.2 Да, Яша, нельзя спрясть без веретена. Веретено, Яшенька, главная вещь в девичьем рукоделии. Деревянное, тонкое, изящное. У каждой девушки было своё веретено. Чужим пользоваться было не с руки.

Дев.3 А вот делал веретено либо отец для дочери, либо парень для любимой девушки. Смастерить веретено не так просто, как кажется. Недаром приговаривали: «Как стал Ваня веретёнце мастерить, все сени перестрогал.»


Дев 4. Без веретена невозможно было сделать нить, плотно начать ткать. К веретену относились с уважением.


Дев.5 Подарил мне батюшка

Чудо - веретёнышко,

Серебряное донышко.

Нитка белая бежит,

Веретёнышко дрожит.

Ты вертись, моя вертушка,

Дорогая мне игрушка,

Мне и весело, и жарко,

Я – то день – деньской кручу,

Нитки тонкие сучу

И тихонечко пою.


Девушки исполняют русскую народную песню.


Дев. 1 Работали раньше день – деньской, и даже вечером, когда на улице уже темно. Наступали холода, в печке огонь зажигали. Весело поленья трещали в печке. В переднем углу ставили светец, лучину зажигали.

Яша. А как же люди в гости ходили, с подругами встречались? Работу ведь нельзя было бросить.?


Дев.2 А работу и не бросали. Девушки брали с собой прялки, веретёнца и собирались вечером в одной избе. Рассаживались по лавкам и принимались за рукоделие. Такие вечера назывались посиделками.

Яша.
А парни как же?

Дев. 3
И парни тоже приходили, работу с собой приносили. Кто лапти плёл, кто упряжью конской занимался. А иногда, Яша, на таких посиделках парни варежки вязали.

Яша. Вот это здорово! А что ещё делали на таких посиделках?

Дев.4 Песни пели, игры играли. Не только веселились, но и друг к друну присматривались, суженного своего искали. Парни смотрели не только на девичью красу, на работу внимание обращали: быстра ли, умела ли в женских делах хлопотных. По спряденной ниточке и характер определяли. Если нитка тонкая да ровная, значит, девушка спокойная, рукодельная. Если нитка вся в узлах, рвётся часто, то и нрав у девушки непокладистый, горячий.

Дев.5 Возьмёт девушка шерсть да веретёнце.

Сядет подле светлого оконца.

Вертится веретено,

Крепкими руками сделано оно.

Не похоже на бочку веретёнышко,

Не имеет ни стенок, ни донышка.

Ах, как тонок стан веретённый,

Ведь не толще нитки сплетённой.

Льётся нитка вокруг веретена,

И прочна, и мягка, и гладка она.

Яша. А вот девушки говорят, что нитки пряли. Интересно из чего?

Дев. 1 Конечно же из льна.

Лён и прочен, и белён,

Для здоровья недурён.

Лишь одна беда – забыли,

Как его все встарь любили!

Дев.2 Да, из льна получали льняные нити. Но пряли и из шерсти и получали – шерстяные нити. И пряли и из конопли…

Яша. И получали конопляные нити?

Дев.2 Нет, Яшенька. Назывались они по- другому. А вот как?

Дев. 3С коноплёй человечество познакомилось раньше, чем со льном. Как утверждают лингвисты, слово «конопля» попало в русский язык из латыни. В свою очередь, древние римляне заимствовали его из языка шумеров. Конопля первоначально использовалась для витья верёвок и лишь впоследствии стала применятся для изготовления тканей.


Дев. 4 Ткани из конопли назывались у наших предков замашными или посконными – по названию мужского растения конопли. Посконь считалась собственностью хозяек. Во время сильного дождя или града приговаривали:

Господи. Господи,

Не бей наших поскони!

А льны да конопли

Все перемни!

Берегли посконь, потому что волокна у неё крепче и чище. Прясть и поскони было легче и удобнее.

Дев.5 Убирали коноплю в два приёма. Сразу после цветения выбирали мужские растения. Женские оставляли до конца августа в поле – донашивать маслянистые семена. Пищевое конопляное масло очень ценилось. А нити и шнуры из таких растений назывались пеньковыми. Пеньковые полотна были прочнее льняных. Рубашки из них крепче и грубее.

Дев.1 А вот сама пенька считалась в хозяйстве мужской долей. Мать, выдавая свою дочь замуж, расчёсывала ей волосы и вплетала в косы пеньковые пряди, как бы поручая девушку мужу. Так что судите сами. Какая хлопотливая была у крестьян жизнь. Ведь хозяйство то большое.

Дев.2 Но и отдыхать на Руси умели. В праздник считалось грехом браться за работу, начинать какое – либо важное дело. Делу – время, потехе – час. Особенно крестьяне помнили День Параскевы – Льняницы (по-другому Параскевы – Пятницы). Это святая покровительница и заступница перед Богом во всех грехах наших. Крепко паомнили, что раз в году на Пятнмицу 27 октября нельзя ни прясть, ни кудель в доме иметь. За порядком, говорят, сама Параскева – Пятница следит, сурово наказывает.

Дев3 А я много про то поучительных историй знаю. Хотите расскажу пострашнее.

Жила-была женщина. Хоть и хороша работница, а не помнила Божиих праздников! Вот сидит она в день Параскевы одна – одинёшенька прядёт. И почудилось ей, что кто-то в сенях ходит, дверь ищет. Бах та-ра-рах! Слетел запор. Входит женщина – грустная, плохо одетая. И говорит хозяйке: «Видишь, негодная женщина, до чего ты меня довела, как меня обрядила? Терпела я, терпела, боле не могу. Знаешь ли, кто я такая? Знаешь покровительницу дела льноводного, заступницу вашу перед Господом Богом? Моею молитвою ты по сей день жила – богатела. Но теперь возвращаю на твою голову всё твоё нерадение, твоё непочтение». Сказав это, взяла спицу от кудели, тронула ею несчастную и превратила её… в лягушку.


Вот такая история. Одного требовала Параскева-Пятница – почитания обычаев народных, веры в Бога.


Дев. 4 Ну вот пора и отдохнуть. (девочки поют частушки)

У меня на кофте белой


Кружева «Снежиночка».

Как по улице пройду-

Любуйся ягодиночка.


Хорошо бы к сарафану

Кружевные рукава

Да боюся - возле печки

Изорвутся рукава.


Повстречались мы с милёнком

У лесочка на мосту.

Про лесочек, про мосточек

Нынче кружева сплету


Посоветую подружке:

«Без Петрушки не грусти!

Лучше сядем за коклюшки

Станем кружево плести».


Мастерица кружевница,

Девушка учёная,

Научи меня плести

Кружево кручёное.


Не хвалились бы подружки

Новыми работами!

Я сама вчера сплела

Косынку с самолётами.


Вед.1 Ну, как понравилась вам наша сказка о кружеве? А вы знаете, есть у этой сказки одна особенность – это сказка без конца. Потому что кружевницы – не перевелись в наших краях, по-прежнему творят они свои белоснежные кружева, радующие наш глаз. А на смену им подрастают новые мастерицы. Хотите быть среди них – приходите к ….. и скоро сами научитесь сами из мотка ниток творить кружевную сказку.

Дев.1 В небе будто от побелки


Засветился Млечный путь,

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светёлке,

Где пришлось нам отдохнуть.


Дев.2 Дни общенье – счастья вехи,

Посиделкам каждый рад.

Делу время, а потехе

Рады люди как – никак.


Дев3. Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: до новых встреч!