litceysel.ru
добавить свой файл
1
Проект



Законодательное Собрание Санкт-Петербурга


ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА




Об обеспечении государственных гарантий гендерного равноправия




Принят Законодательным

Собранием Санкт-Петербурга «___» ____________ 2006 года




Целью настоящего Закона Санкт-Петербурга является обеспечение государственных гарантий равных для женщин и мужчин прав и свобод и равных возможностей для их реализации в Санкт-Петербурге, предотвращение любых форм дискриминации по признаку пола и создание условий для гендерного равноправия во всех сферах жизни.


Глава 1. Общие положения


Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Санкт-Петербурга


Для целей настоящего Закона Санкт-Петербурга используются следующие основные понятия:

Гендер, гендерный – социальный аспект отношений между женщинами и мужчинами, который проявляется во всех сферах жизни, включая политику, экономику, право, идеологию и культуру, образование и науку;

гендерное равноправие – равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации, позволяющие лицам независимо от пола свободно использовать свои способности для участия в политической, экономической, социальной, общественной и культурной сферах жизни;

гендерная дискриминация – различие, исключение, ограничение или предпочтение, которое отменяет или умаляет права и свободы человека и гражданина по признаку пола;

равные возможности – система средств и условий, необходимых для реального достижения гендерного равноправия в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права;

домашний труд – самостоятельный вид трудовой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей семьи.

Статья 2. Запрет гендерной дискриминации


Проведение органами государственной власти Санкт-Петербурга действий, ставящих женщин и мужчин в неравное положение по признаку пола, считается гендерной дискриминацией и подлежит устранению в порядке, предусмотренном действующим законодательством.


Не является дискриминацией установление различий в регулировании социально-трудовых и иных отношений, учитывающих особенности женского организма, раздельное по признаку пола обучение обучающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении Санкт-Петербурга, а также принятие органами государственной власти Санкт-Петербурга специальных мер, направленных на установление фактического гендерного равноправия.

Поведение жителей Санкт-Петербурга, основанное на нормах обычного права, традициях и культуре, но входящее в противоречие с требованиями настоящего Закона Санкт-Петербурга, рассматривается как гендерная дискриминация.


Статья 3. Основные направления политики Санкт-Петербурга по обеспечению гендерного равноправия


Основными направлениями политики Санкт-Петербурга по обеспечению гендерного равноправия являются:

формирование правовой базы, совершенствование и развитие законодательства в вопросах обеспечения гендерного равноправия в Санкт-Петербурге;

проведение гендерной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти Санкт-Петербурга;

разработка и реализация целевых программ Санкт-Петербурга по осуществлению гендерного равноправия и устранению гендерной дискриминации, программ и планов мероприятий Администрации Санкт-Петербурга по реализации политики равных прав и равных возможностей женщин и мужчин во всех сферах жизни общества;

воспитание и пропаганда культуры гендерного равноправия, принятие мер по защите жителей Санкт-Петербурга от информации, пропаганды и агитации, направленных на гендерную дискриминацию;

осуществление государственной политики в вопросах обеспечения гендерного равноправия.


Статья 4. Законодательство Санкт-Петербурга о гендерном равноправии

Законодательство Санкт-Петербурга о гендерном равноправии состоит из настоящего Закона Санкт-Петербурга и иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга.


Законы и иные нормативные правовые акты Санкт-Петербурга, муниципальные правовые акты органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, локальные нормативные акты организаций различных форм собственности не могут отменять или умалять гендерное равноправие, предусмотренное настоящим Законом Санкт-Петербурга.


Глава 2. Обеспечение гарантий гендерного равноправия в государственной и муниципальной службе


Статья 5. Обеспечение гарантий гендерного равноправия в доступе к государственной и муниципальной службе в Санкт-Петербурге


В целях обеспечения независимого от пола равного доступа к государственной гражданской службе Санкт-Петербурга устанавливается представительство женщин и мужчин в законодательных, представительных и судебных органах государственной власти Санкт-Петербурга, в органах местного самоуправления Санкт-Петербурга через правовые, и организационные механизмы.

Состав руководящих кадров исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в том числе состав их коллегиальных органов, а также органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге должен формироваться в соответствии с их профессиональными качествами и подготовкой на основе конституционных принципов равных прав и свобод женщин и мужчин и равных возможностей для их реализации.

При формировании органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге не допускаются ограничения по признаку пола.

Руководители органов государственной власти Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге обязаны обеспечить равный доступ граждан обоего пола к государственной гражданской службе Санкт-Петербурга и муниципальной службе в Санкт-Петербурге в соответствии с их опытом, способностями и профессиональной подготовкой.

Превышение представительства лиц одного пола в кадровом составе государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга и муниципальных служащих в Санкт-Петербурге не должно составлять 20 процентов общей численности кадрового состава.


Не допускается объявление конкурсов на замещение вакантных должностей государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга и муниципальных служащих в Санкт-Петербурге только для лиц одного пола.

Нарушение требований, установленных настоящей статьей, влечет за собой отмену незаконных приказов или результатов конкурса на замещение вакантных должностей, на основании решения суда, вступившего в законную силу.

Обязанность предоставления сведений о профессиональной подготовке, образовании и опыте работы лиц, участвующих в конкурсе на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, а также данных о соотношении численности работающих женщин и мужчин на соответствующих должностях государственной гражданской службы Санкт-Петербурга возлагается на кадровые службы органов государственной власти Санкт-Петербурга.

Статья 6. Обеспечение гарантий равных избирательных прав



При подготовке списков кандидатов от политических партий, избирательных объединений на выборах по округам создаются равные возможности для лиц обоего пола. Кандидаты - женщины и мужчины должны быть представлены в списках пропорционально численности женщин и мужчин в партии или объединении, но при этом представительство лиц одного пола в списках кандидатов не должно превышать 70 процентов общей численности кандидатов.

Контроль за указанным требованием осуществляет Санкт-Петербургская избирательная комиссия.

В случае невыполнения указанного требования политической партией или избирательным объединением избирательная комиссия обязана отказать в регистрации кандидатов данной партии или избирательного объединения.

Решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

В предложениях Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Губернатора Санкт-Петербурга, представительных органов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга по формированию составов Санкт-Петербургской избирательной комиссии, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых избирательных комиссий, комиссий референдума учитывается конституционный принцип равных прав и свобод женщин и мужчин и равных возможностей для их реализации.

Превышение представительства лиц одного пола в составе избирательных комиссий не должно составлять 20 процентов их общей численности.


Глава 3. Обеспечение гарантий гендерного равноправия в социально-экономической сфере


Статья 7. Обеспечение гарантий гендерного равноправия в области доступа к экономическим ресурсам


Органы государственной власти Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге, руководители организаций всех форм собственности обеспечивают жителям Санкт-Петербурга независимо от половой принадлежности равный доступ к экономическим ресурсам общества, включая землю, движимое и недвижимое имущество, средства бюджета Санкт-Петербурга, финансовые активы, кредиты, социальные фонды, средства социального страхования и социального обеспечения.


Статья 8. Обеспечение гарантий гендерного равноправия в области социально-трудовых отношений


В целях достижения гендерного равноправия в социально-трудовых отношениях работодатель (руководитель органа государственной власти Санкт-Петербурга, органа местного самоуправления в Санкт-Петербурге, организации независимо от формы собственности) обеспечивает:

равные благоприятные возможности для женщин и мужчин при приеме на работу и равный доступ к вакантным рабочим местам;

равное вознаграждение для женщин и мужчин за равный труд;

равные возможности для повышения квалификации, профессиональной переподготовки и продвижения по службе;

благоприятные условия работыдля беременных женщин и родителей с малолетними детьми;

создание безопасных условий труда, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья как женщин, так и мужчин.

В случае массового увольнения работников число увольняемых лиц одного пола должно быть пропорционально сложившейся численности мужчин и женщин в данной организации.

Статья 9. Обеспечение гендерного равноправия при договорном регулировании социально- трудовых отношений



При договорном регулировании социально-трудовых отношений, в процессе разработки и заключении региональных соглашений Санкт-Петербурга, коллективных договоров обязательно включение положений, учитывающих особенности женского организма, обеспечивающих равные права и равные возможности женщин и мужчин на рынке труда, в заработной плате, в организации медицинского обслуживания и отдыха, по созданию условий для совмещения ими профессиональных и семейных обязанностей.


Статья 10. Обеспечение гарантии гендерного равноправия при формировании кадровой политики в организациях


Обеспечение гарантий гендерного равноправия при формировании кадрового состава в организациях, финансируемх из средств бюджета Санкт-Петербурга, осуществляется на основе законов Санкт-Петербурга, иных нормативных правовых актов, а также локальных нормативных актов, принимаемых работодателями, коллективных договоров, соглашений и иных актов.

Работники организаций имеют право на получение сведений о замещении вакантных должностей. Работодатель по требованию работника обязан представить письменное обоснование причин отказа в повышении по должности либо направлении на обучение с целью повышения квалификации.


Статья 11. Обеспечение гендерного равноправия в области образования, просвещения и культуры


Органы государственной власти Санкт-Петербурга в пределах своих полномочий обеспеивают:

равные условия для доступа женщин и мужчин к получению общего и профессионального образования всех уровней, всех видов переподготовки и повышения квалификации в образовательных учреждениях, находящихся в ведении Санкт-Петербурга;

содействие гендерному просвещению жителей Санкт-Петербурга, введение аспекта гендерного равноправия в региональные компоненты государственных образовательных стандартов общего образования в образовательных учреждениях, находящихся в ведении Санкт-Петербурга;


свободный доступ женщин и мужчин к культурным ценностям и полноценное участие в культурной жизни Санкт-Петербурга.


Статья 12. Обеспечение признания домашнего труда и равного отношения к домашнему труду


Лица разного пола несут равную обязанность в отношении домашнего труда. Домашний труд не может служить способом гендерной дискриминации и может осуществляться в равной степени как женщинами, так и мужчинами.


Глава 4. Формы осуществления политики Санкт-Петербурга по обеспечению государственных гарантий гендерного равноправия


Статья 13. Деятельность органов государственной власти Санкт-Петербурга и должностных лиц по обеспечению государственных гарантий гендерного равноправия


В целях реализации конституционного принципа равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин:

Губернатор Санкт-Петербурга использует законодательную инициативу и иные полномочия, предоставленные ему Уставом Санкт-Петербурга.

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга формирует законодательную основу политики Санкт-Петербурга по обеспечению государственных гарантий гендерного равноправия во всех сферах государственной и общественной жизни.

Правительство Санкт-Петербурга в пределах своих полномочий:

обеспечивает проведение единой политики Санкт-Петербурга по обеспечению государственных гарантий гендерного равноправия во всех сферах государственной и общественной жизни;

разрабатывает целевые программы Санкт-Петербурга по осуществлению гендерного равноправия, планы мероприятий Администрации Санкт-Петербурга по реализации политики равных прав и равных возможностей женщин и мужчин во всех сферах жизни общества, обеспечивает их выполнение;

финансирует программы и мероприятия по реализации политики Санкт-Петербурга по обеспечению государственных гарантий гендерного равноправия за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и внебюджетных средств;


направляет и контролирует деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по обеспечению гендерного равноправия;

представляет в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга ежегодный доклад о положении дел в области гендерной политики.

Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, должностных лиц, которые нарушают принцип равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации, если заявитель обжаловал эти решения в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, вынесенными по его жалобе, и принимает меры по восстановлению нарушенных прав в пределах своей компетенции.

Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге вправе выступить на заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, обратиться в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга с предложением о создании депутатской комиссии по расследованию фактов гендерной дискриминации, о проведении депутатских слушаний по вопросам гендерной дискриминации, участвовать в работе указанной комиссии и проводимых депутатских слушаниях.

Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге в ежегодном докладе о своей деятельности отражает вопросы соблюдения прав и свобод граждан представителями органов государственной власти Санкт-Петербурга и органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге в том числе обеспечения государственных гарантий гендерного равноправия.

Уставный суд Санкт-Петербурга и мировые судьи обеспечивают судебную и правовую защиту граждан при нарушениях положений настоящего Закона Санкт-Петербурга.


Статья 14. Специальные меры по обеспечению государственных гарантий гендерного равноправия

Для проведения согласованной государственной политики Правительством Санкт-Петербурга создается постоянно действующий коллегиальный совещательный орган при Правительстве Санкт-Петербурга - Координационный совет по вопросам реализации политики гендерного равноправия в Санкт-Петербурге (далее - Координаионный совет), основной целю которого является координация деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и общественных организаций по реализации государственной политики в области равноправия женщин и мужчин во всех сферах общества.


Основными задачами Координационного совета являются:

подготовка предложений для Губернатора Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга по вопросам реализации государственной политики Санкт-Петербурга в области гендерного равноправия;

обеспечение согласованных действий органов государственной власти Санкт-Петербурга и общественных организаций Санкт-Петербурга в области реализации политики равных прав и равных возможностей мужчин и женщин во всех сферах общества;

содействие проведению научных исследований в области гендерного равноправия, формированию информационной базы в целях выявления реального положения мужчин и женщин в экономической, политической, социальной и культурной сферах жизни.

Деятельность Координационного совета регулируется положением о Координационном совете.

В составе исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга создаются подразделения по реализации равных прав и равных возможностей женщин и мужчин.

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга ежегодно заслушивает доклад о положении дел в области гендерного равноправия, представляемый Губернатором Санкт-Петербурга в итогах и основных положениях прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Указанный доклад подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

В соответствии с законодательством к осуществлению мероприятия по разработке и реализации целевых программ Санкт-Петербурга, направленных на защиту и реализацию равных прав и равных возможностей женщин и мужчин, могут привлекаться органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге.


Статья 15. Гендерная экспертиза проектов законов Санкт-Петербурга и проектов нормативных правовых актов

Координационный совет, подразделения по реализации равных прав и равных возможностей женщин и мужчин, созданные в составе исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, проводят экспертизы проектов законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга на соответствие законодательству в области обеспечения гендерного равноправия, готовят предложения по совершенствованию действующего законодательства в сфере гендерного равноправия.


К гендерной экспертизе проектов законов Санкт-Петербурга с целью обеспечения ее независимости привлекаются на договорной возмездной основе ученые, специалисты, представители общественных и неправительственных организаций, при этом им предоставляются все необходимые материалы и документы, связанные с подготовкой законопроектов.

Независимые эксперты участвуют в депутатских слушаниях, работе соответствующих комитетов, комиссий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.


Статья 16. Анализ государственной статистики и мониторинга в сфере обеспечения гендерного равноправия


Анализ статистических данных в Санкт-Петербурге о различиях в доходах, доступе к вакансиям на рынке труда, в системе образования, в семье, в политике, государственной и муниципальной службах ведется раздельно по женщинам и мужчинам.


Статья 17. Просвещение жителей Санкт-Петербурга по вопросам гендерного равноправия


Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга организуют просвещение жителей Санкт-Петербурга в образовательных учреждениях, находящихся в ведении Санкт-Петербурга, по вопросам гендерного равноправия, осуществляют финансирование программ по указанным вопросам, обеспечивают использование возможностей средств массовой информации.

Правительство Санкт-Петербурга вводит в программы профессиональной переподготовки и дополнительной подготовки для государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга обязательный образовательный курс о равноправии мужчин и женщин.

К разработке образовательных курсов и программ обучения, подготовке специальной учебной литературы по гендерной тематике и чтению лекций руководителями органов государственной власти Санкт-Петербурга на договорной основе привлекают, ученых, специалистов, общественных деятелей, Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге.

Статья 18. Участие общественных объединений в обеспечении гендерного равноправия



Негосударственным организациям, профессиональным союзам и иным общественным объединениям обеспечивается право:

принимать участие в выработке решений органов государственной власти Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге по вопросам обеспечения гендерного равноправия;

в соответствии с действующим законодательством представлять интересы и защиту прав женщин и мужчин в судах и иных органах государственной власти Санкт-Петербурга;

содействовать гендерному равноправию в сфере трудовых отношений, обеспечения доступа к государственной службе (в том числе военной и приравненной к ней) и муниципальной службе в Санкт-Петербурге, социальной защите;

выдвигать и поддерживать кандидатов, в программы которых входит защита принципов гендерного равноправия;

пользоваться другими правами, предоставляемыми им в соответствии с действующим законодательством.

Общественные объединения вправе получать от соответствующих исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также от органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге по согласованию с указанными органами методическую, информационную и иную помощь в объеме и порядке, установленном программами и планами, которые направлены на устранение гендерной дискриминации.


Глава 5. Контроль за исполнением законодательства о гендерном равноправии


Статья 19. Контроль за соблюдением гендерного равноправия в Санкт-Петербурге


Контроль со стороны органов государственной власти Санкт-Петербурга за соблюдением законодательства, направленного на обеспечение гендерного равноправия в Санкт-Петербурге, осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.


Статья 20. Взаимодействие органов государственного контроля с общественными объединениями

Органы государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющие в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства о гендерном равноправии в Санкт-Петербурге в своей деятельности взаимодействуют с профессиональными союзами, негосударственными организациями и иными общественными объединениями.


Контроль за реализацией планов мероприятий исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по достижению гендерного равноправия в Санкт-Петербурге осуществляет в пределах своих полномочий Координационный совет.


Статья 21. Ответственность за нарушение законодательства о гендерном равноправии


Лица, нарушающие действующее законодательство о гендерном равноправии в Санкт-Петербурге, допускающие открытую или скрытую гендерную дискриминацию, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.


Глава 6. Заключительные положения.


Статья 22. Порядок вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга


Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.


Статья 23. Применение настоящего Закона Санкт-Петербурга


Настоящий Закон Санкт-Петербурга применяется к правоотношениям, возникшим после вступления его в силу.

Если правоотношения возникли до введения в действие настоящего Закона Санкт-Петербурга, то он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после вступления его в силу.


Губернатор Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко

Санкт-Петербург


«____» _________ 2006 года