litceysel.ru
добавить свой файл
1
Современные российские журналы: тенденции и стратегии развития


Зверева Екатерина Анатольевна
к
андидат филологических наук, доцент кафедры журналистики

Katya9_2001@mail.ru

ГОУВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Аннотация. Доминирование журнального сегмента на рынке прессы как отечественной, так и зарубежной, активнейшие темпы роста аудитории и, соответственно, доходов журнальных изданий являются вполне весомыми причинами для исследования современного журнального рынка. Процессы развития современных российских журнальных изданий, несмотря на специфические национальные черты, вполне отвечают общим мировым тенденциям журналистики, ведущими из которых можно считать: дальнейшую концентрацию и монополизацию журнального рынка, усиление влияния экономических факторов, связанных с рекламной зависимостью бюджета изданий, специализацию и сегментацию аудитории изданий, конвергенцию с другими цифровыми медиа.

Ключевые слова: журналы, концентрация, типология, специализация, рынок прессы, конвергенция.


Доминирование журнального сегмента на рынке прессы как отечественной, так и зарубежной, активнейшие темпы роста аудитории и, соответственно, доходов журнальных изданий являются вполне весомыми причинами для исследования современного журнального рынка. Процессы развития современных российских журнальных изданий, несмотря на специфические национальные черты, вполне отвечают общим мировым тенденциям журналистики. Ведущими направлениями развития журналов можно считать:

• дальнейшую концентрацию и монополизацию журнального рынка,

• усиление влияния экономических факторов, связанных с рекламной зависимостью бюджета изданий и с необходимостью усовершенствования системы распространения,

• специализацию и сегментацию аудитории изданий,

• конвергенцию с другими цифровыми медиа.

Создание крупных медиакорпораций, активное развитие региональных журналов, приход на российский рынок крупных иностранных медийных брендов, – это основные процессы, которые происходят сегодня в журнальном сообществе.


Концентрация и монополизация журнального рынка. Журнальная индустрия процветает и активно консолидируется. Постоянно появляются новые издания, как традиционные печатные, так и Интернет-журналы. Большинство из них умирает или поглощается крупными концернами и группами, которые смогут обеспечить новичка связями с рекламодателями, а в перспективе – лучшим распространением тиража. Фактически, большинство наиболее популярных и крупных журналов издается несколькими концернами. По данным справочника «World Magazine Trends», в 2003 г. в США было 7.923 компании, издающих журналы. Большинство из них часто возникают и исчезают одновременно с новым проектом. Костяк отрасли составляют около 25 групп со стабильным положением, контролирующих основную часть рекламы и совокупного тиража. Наряду с компанией Time Warner Inc. (32 журнала, включая Time, Sports Illustrated, People), ведущие позиции в американской журнальной периодике занимает группа Hearst Corp., среди основных изданий которой – журналы Good Housekeeping, Cosmopolitan, Squire и Popular mechanics, компания Самюэла Ньюхауза Newhouse (Advance) – House garden, Mademoiselle и др., Meredith Corp. (9 журналов, в числе которых LadiesHome Journal) и Walt Disney Co. (Walt Disney Comics и другие журналы, включая медицинские и профессиональные). Издатели журналов в этих корпорациях действуют с выгодой не только для себя, но и для других направлений в тех же корпорациях (таких как Интернет или телевидение).

В начале XXI века концентрация СМИ существенно затронула российский медиарынок. Стали образовываться медиахолдинги, занимающиеся различными видами СМИ. Так, на российском журнальном рынке основными медиакомпаниями являются:

международные издательские дома: Independent Media, Hachette Filipacchi Shkulev + ИнтерМедиаГруп, BURDA, Conde Nast, Gruner & Jahr, Axel Springer, Bauer, Эгмонт-Россия, Эдипресс-Конлига;


частные издательские дома: За рулем, РБК, Парлан Паблишинг, СК-Пресс, Здоровье, Венето, Авторевю;

частные издательские дома, принадлежащие финансово-промышленным группам: Коммерсантъ,
Форвард-Медиа, Проф-Медиа;

государственные издательские дома: Газпром-Медиа.

Значительная активизация журнального рынка в России связана с распространением на ее территории брендов крупнейших мировых медийных игроков, которые привнесли в отечественные СМИ свой опыт, технологии продвижения журнальной продукции.

В своем выступлении на круглом столе «Современный журнал как успешный бизнес» (МГУ, 2006) президент ИД Hachette Filipacchi Shkulev Виктор Шкулев акцентировал внимание на тенденции «слияния-поглощения», в рамках которой российский рынок переживает «эпоху вторичного, третичного перераспределения. Кроме того, сами по себе издательские дома становятся по-новому интересными для многих крупных игроков. Например, инвестиционный фонд покупает таблоид – газету «Жизнь», и это инвестиции. Журналы являются объектом интереса не только для издателей, но и для инвестиционных компаний, для крупных финансово-промышленных групп, которые занимаются бизнесом на многопрофильной основе. Инвестировать в журналы уже считается прибыльным и интересным. В дальнейшем это будет проявляться в большей степени» [1]. Подтверждение тому российский опыт ИД Hachette Filipacchi Shkulev, основанного в 1995 г. Hachette Filipacchi Shkulev – совместное предприятие, входящее в состав Hachette Filipacchi Medias, крупнейшего международного издательского холдинга. Hachette Filipacchi Medias издает 262 издания в 39 странах мира, общим тиражом свыше 1 млрд экз. в год. Совокупный доход компании за 2004 г . составил 2,2 млрд евро. Выпускает в России журналы Elle, Marie Claire, Maxim, Psychologies, Счастливые Родители, Elle Girl, Elle Decor [2]. В сентябре 2003 г. был основан ИД Axel Springer Russia, подразделение Axel Springer AG, который является крупнейшим издателем печатной продукции в Германии и одним из ведущих международных медиаконцернов, выпускает более 150 газет и журналов в 27 странах мира. В России ИД Axel Springer Russia продвигает журналы Forbes, Newsweek, Wallpaper. Появление таких крупных иностранных инвесторов внесло свой вклад в развитие лицензионных журналов в нашей стране.


Для выпуска российских версий глобальных журнальных брендов, издательские дома могут консолидироваться, как, например, ИД Independent Media и издательская группа Hearst Corporation, которые объединились и создали совместное предприятие для издания российской версии американского журнала Esquire (права на бренд принадлежат Hearst Corporation). По аналогичной схеме эти компании выпускают журналы Cosmopolitan, «Домашний очаг», Harper’s Bazaar и др.

В секторе женской журнальной периодики подавляющее большинство продуктов (от 80% до 100% в зависимости от сегмента) представляют адаптированные журналы иностранного происхождения [3]. Практически все глобальные журнальные бренды нашли свою нишу и продолжают адаптироваться к российским реалиям. Крупнейшие иностранные компании выпускают в России как приложения к раскрученным брендам (например, ИД Hachette Filipacchi Shkulev выпускает приложение к журналу Marie Claire – «Marie Claire Красота», ИД Axel Springer – к журналу Forbes Forbes Style), так и суббренды, т.е. новые журналы, названия которых находятся в связке с признанными изданиями (например, Elle Girl (ИД Hachette Filipacchi Shkulev), Cosmopolitan Shopping, Cosmo Beauty (ИД Independent Media)) [4].

Учитывая последствия процесса глобализации информации, связанные с унификацией содержания изданий, перспективным направлением развития можно считать регионализацию информации при наличии глобального информационного пространства. Ведущие мировые журнальные бренды активизировали разработку и выпуск региональных суб-изданий в ближнем зарубежье - Казахстане и Украине: Cosmopolitan Казахстан и Cosmopolitan Украина, Esquire Казахстан.

Проблема концентрации отечественных медиакорпораций своеобразно выразилась в почти тотальном сосредоточении издательской деятельности в столице, что связано с размещением в Москве крупнейших рекламодателей, основных ресурсов по полиграфическому исполнению и распространению прессы (до 92% журналов издается в Москве – по данным журнала Курьер, 2005, № 18). Возможный путь разрешения этой проблемы – увеличение темпов развития региональных журналов. В этом сегменте журнального рынка наметился весьма активный количественный рост. Например, группа «Эксперт» запустила региональные издания Эксперт-Северо-Запад, Эксперт-Сибирь, Эксперт-Урал, Эксперт-Волга, а также два международных проекта – Эксперт-Казахтан и Эксперт-Украина. Причем это не «кальки» центрального издания, а полноценные региональные деловые журналы со своим контентом и рекламой. Конечно, активнее региональная журнальная пресса развивается в крупных регионах и городах, например, в группе региональных версий Эксперта самыми успешными предсказуемо стали Эксперт-Сибирь и Эксперт-Урал, но думается, можно говорить о перспективности регионального направления не только в журнальном сегменте, но и в плане концентрации, объединения медиаресурсов. Как считает генеральный директор газеты РБК daily Олег Ходенков, «объединить местное радио, местное телевидение и издательские дома в регионах гораздо легче, нежели в Москве» [5].


Таким образом, на российском издательском рынке отчетливо прослеживается тенденция к объединению издательских домов, издательской индустрии. За последние годы процесс концентрации углубился, увеличилось число журналов, находящихся в собственности медиакорпораций, и уменьшилось количество независимых изданий. Вполне возможно, что оставшимся независимым игрокам вскоре придется или укрупняться до лидирующего в данном сегменте объединения, или входить в крупные корпорации.

Усиление влияния экономических факторов. Основными параметрами журнального рынка считаются:


  • количество журналов,

  • продаваемый тираж,

  • размер аудитории,

  • доходы от продаж рекламы,

  • доходы от продаж тиража.

Всего на 2007 год в РФ зарегистрировано 23.500 наименований журналов. Ядро – 242 журнала. Совокупная аудитория читателей журналов - 12 млн. 614,7 тыс. человек. С 2000 года прирост аудитории журналов составил 35% (с 9 млн. 389 тыс.) [6].

Внушительной по численности является подгруппа молодежной аудитории, читающей в большей степени журналы, а не газеты и книги. Молодежная аудитория в возрасте от 16 до 24 лет за период с 2002 по 2007 год прибавила 28%; с 24 до 34 лет (2001 - 2007 год) – 35%. По данным этой же организации, 53% читателей журналов – это люди до 34 лет, а 31% - до 24 лет. Т.о., можно констатировать внимание к журналам молодой аудитории, причем эта тенденция характеризует не только отечественный журнальный рынок. Например, в США самое высокое число читателей среди тех, кому от 18 до 24 и от 35 до 44, наименьшее – среди тех, кому больше 55 [7].

Чтобы быть прибыльными, журналы борются за наибольшую возможную аудиторию, которую они могут достигнуть в пределах их потенциальной целевой группы. Доходы журналов складываются из средств от продажи тиража, подписки и рекламы. В совокупном годовом доля каждой части дохода зависит от типа издания. Например, в США многие потребительские журналы больше зарабатывают на подписке: в среднем по подписке – 86%, в розницу – 14%. Тем не менее, продажа в розницу имеет первостепенное значение, поскольку приносит больше годового дохода, ведь подписная цена обычно на 50% меньше, чем цена от продажи в розницу. Так, в США подписка принесла 70% доходов, а розница – 30% из совокупного тиражного оборота [8].


Многие из узкоспециализированных технических журналов издаются профессиональными ассоциациями и получают определенные суммы от адресной рекламы. Небольшое число журналов, например, Consumer Reports, не публикуют рекламу, избегая налета рекламной заинтересованности, но для большинства журналов реклама является основным источником годового дохода. В России потребительские издания получают примерно 38% доходов от рекламодателей и 62% от продаж (для сравнения – в США 67% совокупного дохода журналов приходилось на доход от продажи рекламы, и соответственно, 33% на доход от продажи тиража). Отечественные деловые и профессиональные журналы, наоборот, получают 82% доходов от рекламодателей и 18% от продаж [9], потому что распространяются в основном бесплатно. Для многих немассовых журналов, таких как профессиональные журналы по отдельным отраслям промышленности, реклама, более важна, чем доходы от тиража. В компьютерной и телекоммуникационной промышленности многие журналы, такие как Network World, рассылаются бесплатно тем профессионалам, которые принимают решения о покупке оборудования, т.к. это более эффективная реклама. Решения журналов снабжать подобной подпиской убеждают рекламодателей размещать ее именно в этом журнале. Таким образом, в зарубежной и отечественной практике принято выделять четыре основные группы изда­ний, распространяющихся преимущественно по подписке:


  • профессиональные журналы;

  • специализированные журналы (как и газеты);

  • общественно-политические еженедельники (и журнального, и га­зетного типа);

  • популярные массовые журналы-ежемесячники, хотя их специфика такова, что большая половина тиража все же идет в розницу.

В розницу распространяются в основном:

  • массовые еженедельники;

  • глянцевые журналы [10].

Размер доходов от продажи рекламного пространства в российских журналах:


1.600 млн $ по данным TNS Gallup (303 тыс. в 2001 году);

1.000 млн $ по данным АКАР (168 тыс. в 2001 году).

Если весь рынок печатных СМИ в России оценивается в 3-4 млрд долл., то журнальный сектор составляет примерно половину, т.е. 1,5 млрд долл [11]. В структуре российского рекламного рынка газеты занимали 5,8%, в то время как журналы в два раза больше – 11,6% (по данным RACA - Russian Association of Communication Agencies), что позволяет констатировать динамику темпов роста журналов ни по тиражу, ни по рекламе несопоставимых с газетными «успехами». Рост рекламных продаж с 2001 по 2007 год составил 535% по данным TNS Gallup и 595% по данным АКАР. В то время как доходы от продажи тиража журналов с 2001 по 2007 год возросли более чем на 300% (с 150 тыс. до 500 тыс. $).

По мнению М.В. Шкондина, рекламные бюджеты в сфере периодики занимают ведущее место в бюджете изданий. Стремительно растет доля информационно-рекламных изданий, уменьшается доля изданий, рассчитанных на аудиторные группы с невысокой платежеспособностью: дети, молодежь, работники науки, образования, пенсионеры. Одновременно увеличивается доля элитарных изданий, где эффективность рекламы значительно выше [12].

Президент ИД Hachette Filipacchi Shkulev Виктор Шкулев отмечает, что «журнальный рынок на сегодняшний день представляет существенный сегмент российской экономики. Таким образом, первое обстоятельство, о котором нужно говорить, характеризуя журнальный рынок, – это размер рынка и темпы его роста» [13]. В связи с детальными характеристиками рынка исследователи и практики выделяют проблему его «непрозрачности»: в России пока нет полной картины журнального рынка, точное общее количество и наименования журналов не дают и каталоги «Роспечати». Вице-президент Всемирной газетной ассоциации (World Association of Newspapers (WAN)) и Гильдии издателей периодической печати (ГИПП), заместитель генерального директора ИД Проф-Медиа Евгений Абов считает: «чтобы профессионально говорить о рыночных тенденциях, выяснять инвестиционную привлекательность и реальные процессы, которые происходят, например, в рекламе, нужно иметь прозрачный рынок. Любой эксперт и любой издатель при бизнес-планировании должен понимать и конкурентное окружение, и тиражи, и рекламные показатели, и представительность того или иного сегмента» [14].


Необходимо классифицировать внутренний российский журнальный сектор по параметрам, которые позволят затем интегрироваться в общеевропейскую статистику. Но пока такой классификации нет, хотя в стране существуют организации, структурирующие издания по своим классификаторам (например, «Почта России» или Gallup Media). Для решения данной проблемы Гильдия издателей периодической печати (ГИПП) предложила свой вариант единого классификатора. Печатные издания делятся по следующим видам: по одинаковым базовым техническим параметрам (по внешним, характерным параметрам), по задачам и характеру информации и по целевой аудитории. В классификаторе представлены три группы изданий – потребительские, отраслевые (узкопрофессиональные издания, деловые, научно-технические и издания органов государственной власти) и профессиональные издания (в том числе и корпоративные издания) [15].

Типология и процесс дифференциации аудитории. Чтобы соответствовать современным тенденциям, дизайн и содержание журнала должны отвечать запросам узко сегментированной аудитории. Еще в 1980-е гг. американский футуролог Элвин Тоффлер («Третья волна») пришел к выводу, что эпоха традиционных СМИ, обращенных к универсальной по составу аудитории, заканчивается. В постиндустриальном обществе наступает эпоха СМИ, ориентированных на «микроаудитории» в соответствии с разнообразными интересами и потребностями различных аудиторных групп. Процесс «демассификации» СМИ, сопровождающийся дроблением массовой аудитории на определенные сектора, вызван как социальными причинами и прогрессом коммуникационных технологий, так и особенностями современного рекламного бизнеса, который заинтересован в том, чтобы реклама адресно доставлялась аудиторным группам с четкими параметрами, запросами и предпочтениями. Так, например, ИД Hachette Filipacchi Shkulev расширяет сферу своего влияния за счет тех сегментов журнального рынка, которые сейчас считаются более стабильными и капиталоемкими – это женские и мужские журналы. В сегменте женских журналов ИД продвигает Elle, издание с рекламными доходами до 2 млн. долларов (один номер); среди мужских журналов ИД - Maxim, занимающий первое место по тиражу и третье место по объему рекламы.


Создатели любого журнального издания должны учитывать конъюнктуру рынка, приводя свой продукт в соответствие с его условиями. С этой целью сотрудники редакции анализируют состояния рынка, запросы рекламодателей, проводят различные рекламные акции и т.п. Но ключевым элементом этой стратегии является постоянная адаптация продукта к запросам читателей, когда материалы номера соответствуют интересам аудитории, как по форме, так и по содержанию. Профессор А.И. Акопов подчеркивает особое значение «читательской группы», совершенно справедливо считая данный признак основным типоформирующим [16]. В связи с этим, представляется важным из всех типологических признаков издания выделить и проанализировать два наиболее существенных: характер аудитории и характер информации, а также проследить их взаимосвязь в современных журналах.

Характер аудитории М.И. Шостак трактует следующим образом: «Аудитория журнала может быть массовой или специальной, профессионально ориентированной (включая сюда и научную аудиторию, и практиков - работников производств, и непрофессионалов с некоторой подготовкой) либо обособленной по иному признаку (политические, религиозные пристрастия, социальный слой и пр.)»  [17]. В теории журналистики существует достаточно устоявшееся деление изданий по характеру аудитории на следующие типы [18]:

по признаку пола - для женщин и мужчин (Медведь, Mens Health, Лиза, Работница);

по возрасту - для детей (Мурзилка, Веселые картинки), подростков (Юный натуралист, Cool), молодежи (Yes!, Ровесник), для людей любого возраста (Огонек, Семь дней);

по области информационного влияния – международные (Cosmopolitan, Elle), общероссийские (Итоги, Новый мир), межрегиональные (Культурная жизнь Юга России), территориальных общностей (областные – Регион 68, городские – Столица);


по характеру профессиональных, производственных групп - в промыш­ленности, сельском хозяйстве, торговле, управлении, армии и др. (Журналист, Адвокат, Животновод, Военная мысль);

по характеру социальных групп - для родителей (Родители, Наш малыш); для различных групп верующих (православные, католики, мусульмане и др.- Журнал Московской Патриархии, Фома, Четки);

для групп населения, выделяемых по другим признакам Преодоление (для инвалидов).

Современные журналы осуществляют модификацию характера подачи информации с учетом не только указанных характеристик аудитории, но все большее значение приобретает социальный статус читателей, в частности, уровень дохода, образования и т.п. Интересную классификацию читателей в зависимости от их социального и экономического статусу предложила компания Research Services Ltd еще в 1946 году. Эта классификация и сегодня применяется в маркетинговых исследованиях: A – высший уровень доходов, элита политики и бизнеса, B – на уровень ниже, предприниматели, чиновники, C-1 – офисные работники, профессиональная интеллигенция: учителя, служащие, C-2 квалифицированные работники физического труда, D - малоквалифицированные работники физического труда и низкооплачиваемые категории трудящихся, E – люди с низким доходом, пенсионеры, безработные [19]. При определении рейтинга издания эти шесть категорий подразделяются на две подгруппы: ABC-1, C-2DE. Это два типа прессы: качественная – рассчитана на тех читателей, которые хотят получить подробную аналитическую информацию по широкому кругу новостей. И массовая – привлекает тех, кто предпочитает более поверхностное освещение событий и истории, представляющие чисто человеческий интерес. И хотя предложенная классификация базируется на анализе британской прессы, но, с учетом некоторых российских реалий, она вполне может быть адаптирована к отечественной практике, поскольку отчетливо демонстрирует взаимосвязь характера информации и состава аудитории.


Для дорогих глянцевых журналов количество читателей менее важно, чем их качество или покупательная способность. Их интересует платежеспособная аудитория, пусть и не очень большая. Например, в 11 самых дорогих изданиях, таких как Vogue, Grazia, GQ, Elle, Harpers Bazaar, LOfficiel, рассчитанных на читателей с высоким уровнем дохода (группа А), совокупная аудитория составляет 198 тысяч 200 человек. Доход: $231 млн. 713 870 (по данным Hachette Filipacchi Shkulev + ИнтерМедиа-Групп).

Близко к ним стоят 21 глянцевое издание типа Mens Health, Cosmo, Psychologies, Forbes, Marie Claire, Glamour, Maxim (группа В), аудитория которых больше почти в 6 раз (1млн.165тыс.300 человек), а доход почти такой же - $263 млн.090 999.

Издания для читателей со средним уровнем дохода (группа С), такие как Star Hit, Joy, Вокруг света, За рулем, Караван историй, Burda, Домашний очаг, (всего 104 издания) имеют совокупную аудиторию в 3 млн.923 тыс. 400 человек. Т.е., аудитория превышает группу А почти в 20 раз, в то время как доход составляет $580 млн.930 464, больше группы А только в 2,5 раза.

Наконец, издания для самой «не очень платежеспособной группы», группы D и E, одни из самых популярных журналов - Семь дней, Антенна/Телесемь, Bravo, Отдохни! (всего 29 изданий) - привлекают аудиторию в 2 млн. 645 900 человек, т.е. превышающую группу А более чем в 13 раз. Доход данной группы изданий составляет $301 млн. 239 077, что лишь в 1,3 больше дохода группы А.

Можно наблюдать почти обратно пропорциональную зависимость дохода издания и размера аудитории: чем выше доход, тем меньше размер аудитории. Критерий массовости не может являться решающим при опре­делении эффективности, успешности журнала, поскольку все за­висит от установки на потенциальную аудиторию, связанной с социальными и экономическими характеристиками: большие тиражи предполагают массо­вую аудиторию и популярность изложения, а установка на элитарную аудиторию предполагает небольшие тиражи. И успех будет оце­ниваться по тому, как осуществится эта установка.


Большинство глянцевых журналов, выходящих миллионными тиражами, рассчитывают на аудиторию «среднего класса», т.е. людей образованных, занятых интеллектуальным трудом и имеющих стабильный финансовый статус. Считается, что в России аудитория «среднего класса» постоянно растет. Насколько же велика в нашей стране численность людей с высокими доходами? Исчисляется ли она несколькими миллионами, как тиражи изданий класса luxury? В данной ситуации мы сталкиваемся с уникальным российским явлением, когда читатели средней и даже низкодоходной группы покупают дорогие luxury журналы, что объясняется чрезвычайной важностью самоидентификации россиян: «даже если читатель не принадлежит к самой очень узкой прослойке населения, которая действительно может себе позволить все, о чем пишут в глянцевых журналах, он все равно их покупает. Открывая такой журнал, читатель получает более или менее полное представление о стиле жизни социальной группы, к которой он принадлежит или хочет принадлежать… Глянец в этом смысле – классический инструмент идентификации себя с социальной успешностью» [20].

Можно предположить, что для российского читателя необходимы специальные основания для выделения типологических групп аудитории. Московский исследователь А.В. Колесниченко предложил к уже имеющемуся сегментированию по социально-демографическим характеристикам добавить социально-психологические основания: стиль жизни, самоидентификация, покупательские предпочтения. Эту группу характеристик автор относит к «общим», служащим для определения места целевой аудитории издания в потенциальной аудитории [21]. А.В. Колесниченко выделяет еще две группы характеристик целевой аудитории - особенные и единичные. «Особенные» характеристики выявляют отношение и степень доверия аудитории к СМИ и прессе, тематические предпочтения, мотивацию в обращении к каналам массовой информации, что позволяет более четко определить еще не разработанный сегмент журнального рынка и формы подачи информации. «Единичные» характеристики необходимы для анализа отношения целевой аудитории к конкретному изданию и его материалам. Данная система социально-психологических характеристик предметно изучает самоидентификацию представителей целевой аудитории для формирования потенциальных типов героев публикаций и определения характера иллюстрирования издания, что «позволит определить информационную нишу издания, а также отстроить его от уже существующих изданий, предложить некую уникальную комбинацию тематического спектра и глубины освещения» [22].


Концепция издания, помимо характеристик целевой аудитории, строится с учетом мотивации обращения читателя к данному продукту. Создатели журнала должны четко определить: или они стремятся соответствовать большему числу мотивов обращения читателей, или фокусируются на удовлетворении отдельных потребностей аудитории. Обратившись к классификации изданий по характеру информации, можно выделить подход, при котором журнальный рынок делится на издания «общего интереса» или универсальные по тематике и издания «специального интереса» или монотематические. Например, среди деловых изданий можно выделить как универсальные – Эксперт, Профиль, так и монотематические – Финансы и кредит, Бухгалтерский учет.

По правилам Ассоциации издателей периодики, журналы делятся на потребительские, предоставляющие информацию развлекательного характера и для проведения досуга, и на деловые или профессиональные, так называемые B2B (business to business). К потребительским изданиям могут относиться все журналы, посвященные различным хобби или особым интересам. Издания, не ограничивающиеся одной областью интересов, обычно посвящены стилю жизни и часто объединяются идеями приобретения товаров, т.е. «философией потребления». Т.о., потребительские издания могут быть, как и универсальными, так и монотематическими. Главная цель изданий B2B (рекламной и профессиональной прессы) – предоставить целевой аудитории новости какой-либо специальной области, т.е. это монотематические издания.

Представляется важным уточнение уровня запроса аудитории, в особенности, если речь идет о монотематическом издании. Одна и та же сфера читательского интереса может быть представлена на уровне массовой аудитории, для которой необходимы занимательные сведения, изложенные доступным и живым языком. Ступенькой выше стоит информация для практиков в данной сфере и для тех, кто ею целенаправленно интересуется («хобби-интерес»). И, наконец, наиболее серьезный, научный уровень преподнесения информации адресован теоретикам данной сферы. Например, в сфере спортивной информации научно-теоретическому уровню запроса аудитории соответствуют журналы Научный атлетический вестник, Теория и практика физической культуры; специальному, практическому уровню – журналы Легкая атлетика, Настольный теннис; на массовую аудиторию рассчитан ProСпорт.


В группе изданий «специального интереса» ключевым критерием для дальнейшего сегментирования может стать характер аудитории, т.е. приоритетным будет определение адресата информации. В ряде работ по деловым изданиям [23] предлагается разделение данного сегмента по характеру аудитории на группы В2В и B2С (business to customers). Отличия заключаются в стиле, характере подачи информации одной и той же отрасли: в журналах B2С более облегченный стиль подачи материала, функционально издания В2В сориентированы на информационно-аналитическую составляющую, а B2С – на информационно-образовательную и рекреативную функции. Журналы группы В2В адресованы специалистам-профессионалам в какой-либо сфере, а издания B2С – «интересующимся». Исследователь В.Б. Комоцкий приводит убедительные примеры подобной градации в секторе изданий по информационным технологиям и по финансам. Так, сравнивая журналы Intelligent Enterprise и Chip, автор позиционирует аудиторию первого - «системные инженеры, директора и менеджеры по информационным технологиям в коммерческих компаниях», а второго - «все, кто интересуется новинками в компьютерной технике». Следствием определения целевой аудитории становится модель финансового функционирования данных журналов: «основной источник дохода, рекламодатели, характер распространения. Журнал Chip можно найти во множестве газетных киосков, журнал Intelligent Enterprise там не продается. Рекламодатели журнала Chip - это поставщики мобильной техники, электроники, программного обеспечения, компьютерных игр. Рекламодатели Intelligent Enterprise - это поставщики корпоративных информационных систем, специализированного программного обеспечения, систем безопасности, корпоративной связи. Естественно, маркетинговая политика таких журналов кардинально отличается», - заключает В.Б. Комоцкий [24].

В секторе изданий по финансам различия в характере аудитории и, как следствие, в финансовой модели функционирования издания можно проследить на примере журналов Банкир и Деньги. Поскольку журнал Банкир адресован банковским работникам (т.е. специалистам-профессионалам), то распространение идет в основном по подписке и адресной рассылке, а реклама представляет финансовые, консалтинговые, инвестиционные, бухгалтерские фирмы. Журнал Деньги избрал в качестве целевой аудитории бизнесменов, служащих и «интересующихся» сектором финансов с целью грамотного вложения своих денег. Естественно, модель функционирования издания будет иной: распространение не только по подписке и адресной рассылке, но и обязательно в розницу; более высокий тираж по сравнению с журналом Банкир; основной источник дохода – реклама, а круг рекламодателей расширяется за счет крупных брендов товаров категории luxury.


В.Б. Комоцкий справедливо обращает внимание на особую важность определения точного характера аудитории журналов, как для внутренних целей, так и для рекламодателей: «Многие B2B журналы не осознают этого и сами страдают от своей неправильной политики позиционирования. Они пытаются охватить как можно больший объем аудитории, не понимая, что таким образом они идут не в свою нишу, а свою аудиторию как раз теряют и очень серьезно. В результате у таких журналов даже при низких ценах на рекламу рекламодателей немного (в среднем около 2 полос в номер). И журнал сам загоняет себя в угол, поскольку не может при таких доходах тратить достаточно средств на качественное содержание. Выход из ситуации может быть следующим: нужно сконцентрироваться на определенной - узкой и очень конкретно обозначенной - аудитории, правильно позиционировать свою аудиторию прежде всего для внутренних целей» [25].

Таким образом, определение характеристик целевой аудитории, является для издателей журналов самой насущной (поскольку от потребительских возможностей читателя зависит маркетинговая стратегия издания) и в то же время сложной задачей. Как представляется, создатели журнального издания в первую очередь должны проработать типологические составляющие, связанные с характером информации, необходимой потенциальной «читательской группе», уровнем информационных запросов читате­лей и, учитывая социальный статус потребителя, выявить более четкие грани модели конкретного издания.

Конвергенция журналов с цифровыми медиа. Если говорить о тенденциях, которые существуют на издательском рынке, то можно отметить тенденцию не только к объединению издательских домов, но и издательских ресурсов с электронными, т.е. тенденцию конвергенции журналов с другими медиа.

По мнению Е.Л. Вартановой, понятие «конвергенция» с 1970-х годов употребляется для обозначения интеграции информационных и коммуникационных технологических устройств – компьютеров, телефонов, телевизоров, а позднее – в качестве синонима магистральных преобразований в медиа-сфере: «Конвергенция – это слияние прежде различных и разобщенных медиа, в результате чего становится трудно определить, о каком же конкретно средстве идет речь. Передача функций одних СМИ другим, «перемена ролей» у разных каналов коммуникации, возможность получать одинаковые содержательные продукты разными каналами – все это радикально меняет прежние представления о каналах коммуникации и информации» [26].


Под влиянием процессов дигитализации и конвергенции средства массовой информации приобретают характеристики многоканальности, мультимедийности, интерактивности. Уже сегодня сетевая пресса обладает характеристиками, немыслимыми для «традиционных» СМИ: она оснащена звуком, анимацией, гипертекстом, обширными электронными архивами, различными видами обратной связи с аудиторией.

Многоканальность. В результате дигитализации содержания СМИ практически любой информационный продукт может распространяться сразу по нескольким каналам: наряду с традиционными каналами – бумажный вариант журнала - медиасодержание сегодня может распространяться по офлайновым (компакт-диск, DVD) или онлайновую (сетевой журнал) каналам. Так, с октября 2007 г. каждый номер журнала ComputerBild выходит с DVD. На диске кроме «программной» части с антивирусами, играми и утилитами, «медийная» часть с хорошим художественным фильмом. По словам главного редактора журнала Александра Маляревского, «размещение фильмов на дисках, прилагаемых к каждому номеру ComputerBild, логично и естественно. Логично прилагать фильмы, которые помогут раскрыть потенциал программных и аппаратных компонентов, описанных на наших страницах» [27].

Часть тиража крупнейшего компьютерно-игрового журнала России Игромания комплектуется одним двухслойным DVD, а другая - двумя двухслойными DVD. Один из них целиком отдан под видео (трейлеры, тизеры, видеоновости, видеообзоры, репортажи собственного производства, выпуски телепередачи «От винта!»), второй — под демоверсии, моды, дистрибутивы онлайн игр (как полностью, так и временно бесплатных), флэш-игры, коды, сохранения, обои, утилиты для вскрытия и редактирования игр [28]. После появления в 2004 г. Видеомании в журнале открылось новое направление: начавшись с обычных вступительных роликов, предварявших каждый диск нового номера, Видеомания превратилась сначала в отдельный раздел, а потом и в отдельное направление. Сейчас под Видеоманию выделен отдельный диск, а её созданием занимается целая студия. Помимо контента для диска, Видеомания также делает видео для сайта Игромании [29].


Есть любопытные примеры конвергенции бумажной версии журнала и радиостанции: с 2007 г. на радио Эхо Москвы собственную программу запустил журнал Личный бюджет (ИД Creative Media). Материалы программы основаны на статьях журнала, и в соответствии с заявленной темой приглашаются эксперты из редакции и представители финансовых кругов, профессионалы в обсуждаемых вопросах. В ноябре 2008 г. стартовала новая радиопрограмма Мамина школа — совместный проект радиостанции Моя семья и журнала Мой кроха и я. Программа выходит на частоте 94,8 FM в 11.00 утра каждую субботу и воскресенье. По субботам обсуждаются важные для читателей журнала вопросы по беременности и родам с лучшими акушерами-гинекологами. Воскресные эфиры посвящены детям, их здоровью, воспитанию, психологии, развитию. В качестве специалистов и гостей приглашаются известные педагоги, воспитатели и детские психологи, эксперты журнала Мой Кроха и я [30].

Пока в противостоянии «бумажной» версии журнала и его электронного варианта, лидирует традиция, но до 60% читателей хотели бы иметь доступ к информации еще и через сеть. Особенно стоит обратить внимание на подростковую группу аудитории, потому что в ней «соотношение тех, кто предпочтет получить информацию из Интернета, и тех, кто скорее купит бумажный вариант, примерно 60% к 40%. Учитывая склонность читателей этой возрастной группы искать в Интернете по большей части развлечения, это уже приводит к закрытию ряда развлекательных изданий для тинейджеров» [31]. Так, британская компания EMAP вынуждена была закрыть бумажный журнал о поп-культуре Smash hits: издавать его стало невыгодно. В других возрастных группах читатели не покупают меньше экземпляров бумажных изданий, даже если контент размещен в сети. По данным исследований, совокупная доля тех, кто станет читать журнал посредством мобильного устройства или «напечатанный» электронными чернилами, составляет 25%. Мужчины готовы получать информацию только из сети в большей степени, чем женщины (41% против 29%). Это, соответственно, отражается на склонности читать онлайн-журналы того или иного формата: больше всего потенциальных потребителей у сугубо мужских онлайн-журналов (65%), меньше всего — у сугубо женских (42%) [32]. Кроме того, потребители полагают, что цифровой контент должен быть дешевле бумажного.


Наконец, современным каналом получения цифровых медиапродуктов является мобильный телефон, способный принимать информационные сообщения, графическую информацию, даже небольшие видеоклипы. В 2007 г. Издательский дом Independent Media Sanoma Magazines (IMSM) при участии компании WapStart запустил мобильную версию журнала Cosmopolitan - wap.cosmo.ru. Вап-сайт, как и Интернет-версия журнала, включает самые популярные рубрики, тематические подборки статей. Читатели теперь могут с помощью мобильных телефонов не только получать информацию о новых выпусках издания, но и общаться на форуме, комментировать статьи, участвовать в голосованиях, опросах, загружать фотографии со своего мобильного телефона и даже скачивать бесплатный контент. Мобильные пользователи смогут получать прогноз погоды и персональный гороскоп на свои телефоны в виде ссылок в SMS-сообщениях. Интересно, что wap-сайт будет менять оформление в соответствии с новым выпуском журнала [33].

Как считают эксперты, «слияние офф-лайна и он-лайна делает российский медиарынок привлекательным для крупных инвесторов» [34]. Впрочем, как бы быстро не развивался медийный сегмент в он-лайне и мобильных технологиях, эксперты уверены, что традиционные СМИ ему вытеснить не удастся.

Мультимедийность. Онлайновый канал распространения СМИ предполагает цифровой формат, следовательно, у медиапродукта появляется дополнительная характеристика – мультимедийность. Мультимедийность появляется «в результате конвергенции текста, звука и изображения, передаваемых одновременно в интерактивном режиме по коаксиальному или волоконно-оптическому кабелю, посредством радиолиний, спутниковых систем или благодаря комбинации этих технологий. Совместимость перечисленных технологий передачи медиапродуктов позволяет СМИ – не только новым, но и старым – преодолеть ограничительное воздействие времени и места» [35]. Журналы, создавая свои Интернет-версии, становятся одновременно доступным читателям в любое время суток и в любой точке земного шара.


Стремительное развитие Интернет создает глобальную информационную среду, в которой формируются феномены, качественно отличающиеся от «традиционных» средств массовой информации XX в. За исторически кратчайший срок были созданы тысячи сетевых «газет» и «журналов», причем особенно быстрыми темпами развивалась электронная пресса с 1995 г. Уже в следующем году в США сетевые электронные журналы исчислялись сотнями. В этот период каждый день появлялось до 10 и более новых электронных изданий. В начале нового века практически все ежедневные газеты и 18 000 журналов США были представлены в Сети [36]. Электронные «журналы», не имеющие бумажных версий, превратились в серьезных конкурентов традиционной журнальной периодики во многом благодаря новым мультимедийным характеристикам: звуку, анимации, гипертексту, электронным архивам, различным видам обратной связи с аудиторией. Журнал Vogue запустил рекламно-информационный портал на широкополосном сайте ShopVogue.tv и активно привлекает интернет-рекламу. На сайте демонстрируются те же товары рекламодателей, что и в бумажной версии, рекламодатели на определенных условиях получают не просто дублирование своей рекламы на сайте, но возможность дополнительной загрузки рекламных материалов [37].

Научно-популярный, литературный и общественно-политический журнал The New Yorker известен своими острополитическими комментариями, сенсационными публикациями и активным использованием карикатуры для критически целенаправленного преувеличения и подчёркивания негативных сторон жизненных явлений или лиц. С конца 2007 года в электронном варианте журнала [38] появляется мультимедийный проект «Обнаженная кампания», ролики которого представляют собой «ожившие» карикатуры – анимации. Каждая анимация начинается с рисунка обнаженного дяди Сэма, сидящего в позе роденовского мыслителя, и в каждой анимации ее создатель Стив Броднер появляется в кадре и комментирует сюжет. На протяжении всего предвыборного 2008 года авторы проекта оживляют ключевые фигуры предвыборной кампании, в зависимости от того, кто оказывается в эпицентре обсуждений. Но бесспорными фаворитами авторов «Обнаженной кампании» являются Барак Обама, Хилари Клинтон и Джон Маккейн – в самых парадоксальных образах, которые, по мнению авторов проекта, наиболее точно отвечают сути кандидатов. Как же оценить использование мультимедийности в анимационном проекте качественного, элитарного издания? Колумнист The New Yorker Джон Сибрук в своей книге “Nobrow” диагностирует неизбежность подчинения культуры законам рынка: «Художник, который хочет быть услышанным, вынужден думать о своих будущих слушателях. А поскольку среди них намного больше простодушных неучей, искусство все неизбежней трансформируется в развлечение, зрелище, аттракцион» [39]. Все же оценивая данное явление, стоит обратить внимание на качество его исполнения, на успешное сочетание в The New Yorker интеллектуального содержания и современного визуального ряда.


В России тенденция конвергенции журнального рынка и Интернета активнее стала проявляться в 2006-2007 гг., когда крупнейшие журнальные медиакомпании обратились к освоению мультимедийного пространства. Например, Газпром-медиа и Проф-медиа конвергируют Интернет-ресурсы со своими традиционными СМИ; активизируется Интернет-ресурс журнала Эксперт; в 2007 г. был создан Коммерсантъ. Холдинг, который стал мультимедийной площадкой для взаимодействия бумажных СМИ, радиостанции и телепроектов. Холдинг РБК под одним брендом выпускает и газету, и журнал, и телеканал, и сайт [40]. Визитная карточка РБК, безусловно, - финансово-экономический портал www.rbc.ru. Кроме того, компания владеет и другими площадками в Сети. В 2006 году ежемесячная аудитория всех интернет-ресурсов компании достигла 14 млн человек [41].

Интерактивность. Еще одно преимущество конвергентных СМИ перед старыми – это интерактивность, то есть возможность осуществлять обратную связь, которая была затруднительна для бумажных медиа. Благодаря интерактивности, пользователь может создавать персонифицированный контент.

Интерактивность идет рука об руку с медийной демассификацией и индивидуализацией, когда потребитель сам формирует свое информационное меню, выбирая интересующие материалы, мультимедиа и передачи интернет-вещания. Но от потребителя требуется определенная подготовленность в сфере информационных ресурсов и умение самостоятельно анализировать медийный контент.

Интерактивные возможности конвергированных медиа ярко проявляются в различных форумах, комментариях пользователей, «подталкивающих» потребителя к участию в формировании контента. Очень популярны блоги журналистов: они привлекает внимание, они легко доступны. Кроме того, благодаря комментариям читателей, их новостям, видео- и аудиофайлам, журналист получает непосредственный отклик на свою работу, а сама аудитория становится участником процесса формирования «народной журналистики».


С 2008 года журнал МедиаПрофи (первое профессиональное издание, адресованное лидерам российского теле- и радиовещания на территории всей страны) запустил в работу свое интернет-представительство [42]. Помимо возможности доступа к полным версиям номеров журнала (для подписчиков), на сайте регулярно обновляется раздел «Практикум», в котором ведущие специалисты медиа-индустрии делятся опытом и дают прикладные советы своим коллегам. Специальные разделы сайта посвящены юридическому консультированию медиакомпаний, которые в порядке «Обратной связи» смогут получить ответ на любой заданный редактору раздела вопрос. На сайте работает форум, в котором любой желающий может запустить обсуждение актуальной для него темы.

На форуме журнала для мужчин Men's Health обсуждаются темы фитнеса, мужского здоровья и спортивной формы, секса и психологии отношений, правильного питания и профилактики заболеваний, куда поехать, где отдохнуть, определяются мнения и пожелания читателей касательно контента журнала по итогам каждого года. На специализированном форуме «Вторая жизнь» обсуждаются публикации в номерах Men's Health, вызвавшие интерес, протест, одобрение, возмущение, вопросы и т.п. форумчан-читателей журнала [43]. Проводятся интерактивные опросы и акции, привлекающие читателей: «Я худею, дорогая редакция», «Награждаем за подвиги!» или «Обязаловка». Читателю предлагается (за различные призы) прислать свою историю того, как его внешний вид стал предметом заслуженной гордости, сопроводив фотографиями «до» и «после». Или написать о людях, рисковавших жизнью ради спасения других, и при помощи журнала эта история облетит весь интернет. Или придумать тему для статьи в одну из основных рубрик Men's Health, кратко описать ее и выбрать для нее автора из предложенного редакцией списка. Готовые статьи публикуются в журнале с указанием читателя-идеолога и его подарка.

Опросы журнала Русский Newsweek отвечают общественно-политической тематике журнала и отличаются актуальностью и злободневностью, например: почему убили правозащитнику Наталью Эстемирову; зачем Обама приехал в Россию; что будет в Ираке после вывода американских войск и др. [44]. Особенностями форумов журнала является не только определенная тематика, но и закрепленность за каждым форумом журналиста: за форум «Страна» отвечает Артем Вернидуб, форум «Наука» ведет Никита Максимов, «Общество» - Вера Рыквина, «Спорт» - Александр Беляев, «Экономику» - Игорь Иванов, а за «Мир» в ответе Леонид Рагозин и Илья Архипов. Так, в конце июля 2009 г. на форуме «Страна» обсуждались следующие волнующие темы: «Лечебное голодание». На чем государство будет экономить (30.07.2009 18:00); «Бунт мелким оптом». С арендаторами и продавцами Черкизовского рынка обошлись очень жестоко (30.07.2009 15:21); «Показанное убийство». Похитили и застрелили Наталью Эстемирову (27.07.2009 16:35); «Пакет губернаторский». Национализировать будет не Кремль, а губернаторы? (25.07.2009 12:19) [45]. Кроме того, есть форумы для обсуждения статей журнала, для выражения своего мнения по любому поводу и для обращений к главному редактору.


Интересно, что интерактивность как характеристика конвергентных СМИ относится и к новациям в бумажных версиях изданий: летом 2008 г. американский журнал Esquire, стал первым изданием, использовавшим технологию электронных чернил. Как сообщала пресса, «журнал вышел со встроенным в обложку небольшим дисплеем, на котором отображалась надпись «XXI век начинается» и реклама Ford Flex. Экран был встроен только в 100 тысяч экземпляров журнала и к тому же мог демонстрировать только одно сообщение. В сущности же говоря, «электронные чернила», в отличие от обычных экранов формирующие изображение как бумага с буквами, в отраженном свете, позволяют гораздо больше. Так, при сочетании этой технологии с WiFi можно менять изображение и текст, подгружая их из сети, что уже реализовано в некоторых устройствах для чтения электронных книг» [46]. Со временем специальные устройства для чтения потребуются и журналам, но не раньше, чем как минимум 60% их читателей окончательно переберется в сеть. Определенно, журналам предстоит трансформация, к которой должны быть готовы и читатели, и издатели, но, думается, само понятие «журнал» не исчезнет.

Т.о., конвергенция трансформирует и журнальный контент, и форму подачи материала, и организацию редакционного процесса, формируя новую модель развития для медиакомпаний.

***

Если в 2007 г. российский журнальный рынок демонстрировал стабильно положительную динамику развития, то в 2008 г. этот процесс был оборван мировым экономическим кризисом. Исследователи прогнозируют падение прибылей в секторе изданий класса luxury с одновременным расширением читательской аудитории у более доступных по цене изданий. В качестве возможных перспектив развития отечественного журнального рынка отмечается конвергенция, но при этом высказываются опасения по поводу скромного охвата аудитории Интернета в России – 25 млн. человек, т.е. около 18 % населения [47]. Более действенным направлением считается освоение регионального рынка при условиях решения проблем с распространением и подпиской.



Примечания


  1. Материалы круглого стола «Современный журнал как успешный бизнес»// Медиаскоп. 2006. № 1. - http://www.mediascope.ru/

  2. Мироненко Н.Н. Новые тенденции развития журнального рынка России// Медиаскоп. 2007. № 1. - http://www.mediascope.ru/

  3. Кулев В.С. Экспансия зарубежных брендов на рынке российской периодики// Журналистика в 2008 году: общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2009. - С. 108.

  4. Мироненко Н.Н. Трансформация журнального мира: новые модели развития медиабизнеса// Современная пресса: теория и опыт исследования. – М., 2007. – С. 154-155.

  5. Материалы круглого стола «Современный журнал как успешный бизнес»// Медиаскоп. 2006. № 1. - http://www.mediascope.ru/.

  6. По данным Hachette Filipacchi Shkulev + ИнтерМедиаГруп.

  7. Veronis, Suhler & Associates. VS&A communications industry forecast. - New York: Veronis, Suhler & Associates, 2000. – 487 р.

  8. Энциклопедия мировой индустрии СМИ: Учеб. Пособие для студентов вузов / Е.Л. Вартанова, М.И. Гутова, В.Л. Иваницкий; Под ред. Е.Л. Вартановой. - М., 2006. - С. 277.

  9. По данным Ассоциации издателей периодики (Periodical Publishers Association – PPA) за 2000 г.

  10. Шостак М.И. Журналы в системе СМИ: типология и «ниши» издания// Типология периодической печати: Учеб. Пособие для студентов вузов/ Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. – М., 2007. – С.87-88.
  11. Материалы круглого стола «Современный журнал как успешный бизнес»// Медиаскоп. 2006. № 1. - http://www.mediascope.ru/.


  12. Шкондин М.В. Газетно-журнальная типология в условиях становления коммуникативной системы информационного общества // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2003. № 2. - С. 20.

  13. Материалы круглого стола «Современный журнал как успешный бизнес»// Медиаскоп. 2006. № 1. - http://www.mediascope.ru/.

  14. Там же.

  15. Там же.

  16. Акопов А.И. Некоторые вопросы журналистики: история, теория, практика (публикации разных лет). - Ростов-на-Дону, 2002. - С. 157.

  17. Средства массовой информации России: Учеб. Пособие для студентов вузов / М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова, Е.Л. Вартанова и др.; под ред. Я.Н. Засурского. - М., 2006. - С. 261.

  18. См., например: Система средств массовой информации России: Учеб. пос. для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. - М., 2001.

  19. Беглов С.И. Четвертая власть: британская модель. - М., 2002. - С. 115.

  20. Мироненко Н.Н. Трансформация журнального мира: новые модели развития медиабизнеса// Современная пресса: теория и опыт исследования. – М., 2007. – С.160.

  21. Колесниченко А.В. Использование исследований аудитории в управлении периодическим изданием. Авт-т дисс… канд. филол. наук. - М., 2007. - С. 15.

  22. Там же. С. 16.

  23. См.: Комоцкий В.Б. Определение целевой аудитории специализированного делового (В2В) журнала для его успешного функционирования// Медиаскоп. 2008. № 1. - http://www.mediascope.ru/; Мурзин Д.А. Корпоративная пресса: современные типологические концепции. Авт-т дисс… канд. филол. наук. - М., 2007.
  24. Комоцкий В.Б. Определение целевой аудитории специализированного делового (В2В) журнала для его успешного функционирования// Медиаскоп. 2008. № 1. - http://www.mediascope.ru/.


  25. Там же.

  26. Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ? // Информационное общество. 1999. Вып. 5. - http://emag.iis.ru/arc/infosoc/.

  27. Приводится по сайту Медиа-атлас – http://media-atlas.ru/.

  28. Материал из Википедии - http://ru.wikipedia.org/wiki/Игромания_(журнал).

  29. Материал сайта журнала «Игромания» - http://www.igromania.ru/vm/.

  30. Приводится по сайту Медиа-атлас – http://media-atlas.ru/

  31. Санин В. Журналы в цифровую эпоху//Openspace.ru. - 24.10.2008. -http://www.openspace.ru/media/paper/details/.

  32. Санин В. Журналы в цифровую эпоху//Openspace.ru. - 24.10.2008. -http://www.openspace.ru/media/paper/details/.

  33. Володина Ю. Гигантомания на медиарынке/ Ю. Володина// Курьер печати. - 2007. - 24 сентября. - http://www.romir.ru/news/press/528.html

  34. Ребель А. И снова о конвергенции бумажных СМИ и электронных носителей/ А. Ребель// Гильдия издателей периодической печати. - 9.08.2007. - http://www.gipp.ru/openarticle.

  35. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. Учебное пособие/ Е.Л. Вартанова. - М., 2003. - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/
  36. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики/ А.Г. Беспалова и др. - М. – Ростов н/Д., 2003. – С. 410-411.


  37. Володина Ю. Гигантомания на медиарынке/ Ю. Володина// Курьер печати. - 2007. - 24 сентября. - http://www.romir.ru/news/press/528.html

  38. http://www.newyorker.com/.

  39. Сибрук Д. Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры/ Д. Сибрук/ Пер. с англ. В. Козлова. - М., 2005. – Цит. по: Книжная полка Майи Кучерской // Новый мир. – 2006. - № 1.

  40. Мироненко Н.Н. Трансформация журнального мира: новые модели развития медиабизнеса/ Н.Н. Мироненко// Современная пресса: теория и опыт исследования. – М., 2007. – С.155.

  41. Здесь и далее данные приводятся по: Володина Ю. Гигантомания на медиарынке/ Ю. Володина// Курьер печати. - 2007. - 24 сентября. - http://www.romir.ru/news/press/528.html

  42. Сайт журнала «Медиапрофи» - www.mediaprofi-online.ru.

  43. Сайт журнала «Men's Health» - www.mhealth.ru.

  44. Сайт журнала «Русский Newsweek» - www.runewsweek.ru.

  45. См. - http://www.runewsweek.ru/forum/forum16/

  46. Санин В. Журналы в цифровую эпоху//Openspace.ru. - 24.10.2008. -http://www.openspace.ru/media/paper/details/.

  47. Башкев М.С. Журнальная периодика в условиях рыночных перемен // Журналистика в 2008 году: общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. Сб. мат-лов Всерос. научно-практ. конф. - М., 2009. - С. 93-94.


Литература

1. Акопов А.И. Некоторые вопросы журналистики: история, теория, практика (публикации разных лет)/ А.И. Акопов. - Ростов н/Д., 2002.

2. Беглов С.И. Четвертая власть: британская модель/ С.И. Беглов. - М., 2002.

3. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики/ А.Г. Беспалова и др. - М. – Ростов н/Д., 2003.

4. Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ? / Е.Л. Вартанова// Информационное общество. - 1999. - Вып. 5.

5. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. Учебное пособие/ Е.Л. Вартанова. - М., 2003.

6. Комоцкий В.Б. Определение целевой аудитории специализированного делового (В2В) журнала для его успешного функционирования/ В.Б. Комоцкий// Медиаскоп. - 2008. - № 1.

7. Мироненко Н.Н. Новые тенденции развития журнального рынка России/ Н.Н. Мироненко// Медиаскоп. - 2007. - № 1.

8. Мироненко Н.Н. Трансформация журнального мира: новые модели развития медиабизнеса/ Н.Н. Мироненко// Современная пресса: теория и опыт исследования. – М., 2007. – С. 152-161.

9. Средства массовой информации России: Учеб. Пособие для студентов вузов / М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова, Е.Л. Вартанова и др.; под ред. Я.Н. Засурского. - М., 2006.

10. Шкондин М.В. Газетно-журнальная типология в условиях становления коммуникативной системы информационного общества / М.В. Шкондин// Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2003. - № 2.

11. Шостак М.И. Журналы в системе СМИ: типология и «ниши» издания// Типология периодической печати: Учеб. Пособие для студентов вузов/ Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. – М., 2007. – С.79-92.

12. Энциклопедия мировой индустрии СМИ: Учеб. Пособие для студентов вузов / Е.Л. Вартанова, М.И. Гутова, В.Л. Иваницкий; Под ред. Е.Л. Вартановой. - М., 2006.