litceysel.ru
добавить свой файл
1
На правах рукописи



Одинаев Мирзодавлат Сатторович


СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО, ПРАВОВОГО, СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА


Специальность: 23.00.02 - политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии(политические науки)


А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук


Душанбе – 2010


Работа выполнена на кафедре политологии Таджикского государственного педагогического университета им. С. Айни.


Научный руководитель: - доктор философских наук, профессор Гулахмедов М.Г.


Официальные оппоненты: - доктор философских наук, профессор Комилов Рустам Садуллоевич

- Кандидат политических наук,

Пирназаров Ибрагим Аджикович.


Ведущая организация: кафедра философии и политологии

Кулябского государственного

университета.


Зашита состоится «____» _____________ 2010___ г. в «___» часов на заседании объединенного диссертационного совета КМ 737.004.04 по присуждению ученой степени кандидата политических наук по специальности 23.00.02 – политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии (политические науки)при Таджикском национальном университете по адресу: 734025, пр. Рудаки, 17, зал заседаний Ученого совета.


Автореферат разослан «____» __________2010____г.


Учёный секретарь объединенного

диссертационного совета

кан.филос.наук,доцент Мухабатов А.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Современный период мирового общественного развития человечества характеризуется возросшей ролью политики в жизни общества. Политика пронизывает сегодня все сферы общества, оказывая при этом огромное влияние на их функционирование и развитие. Постсоветская реальность выступает как новый этап мирового развития, на котором качественное изменение характера отношений и связей внутри политических систем государств, а также качественные отношения межгосударственных взаимоотношений в мире, в целом, обнаруживают тенденцию к формированию некой новой системы мировых отношений, системы нового мирового порядка. Для анализа реалий постсоветских государств имеет значение рассмотрение этих процессов в единстве прошлого, настоящего и будущего.


Став суверенными, государства постсоветского пространства унаследовали не только политические, экономические трудности текущего момента, но и трудности принципиального характера, детерминированные политическими и идеологическими традициями.

В переходное для Таджикистана время ещё робко внедряются необходимые принципы государственного устройства и управления.

Коренные изменения, происшедшие в Таджикистане в начале 90-х годов, с особой остротой поставили перед политиками, учёными, обществоведами, гражданами страны вопрос о характере таджикской государственности. Принятие 6-ноября 1994 года Конституции Республики Таджикистан ознаяменовало собой важный шаг в определении приоритетов таджикского государства.

Одним из основополагающих положений, нашедших своё отражение в тексте Конституции, было утверждение, что «Республика Таджикистан – суверенное, демократическое, правовое, светское и унитарное государство».1

Практически до этого момента термин «светское государство» почти не использовался ни в практике политической жизни, ни в теоретических научных дискуссиях. Вместо него для обозначения аналогичного социально-политического феномена употреблялся термин «государство благосостояния», «государство всеобщего благосостояния», «советское государство» и др. Следовательно, термин «демократическое, правовое, светское государство» в Таджикистане появился с момента принятия новой Конституции.

В тексте Конституции Республики Таджикистан даны самые общие характеристики целей, задач и функции демократического, правового, светского государства без какой-либо детальной характеристики, что, естественно, порождает необходимость более внимательного изучения данного социально-политического феномена, тем более, что это затрагивает наиболее острые и злободневные проблемы таджикской действительности. Разрушение устоявшихся социально-экономических связей, либерализация цен, безработица приводят к ухудшению положения пенсионеров, инвалидов, молодёжи и других категорий граждан, к росту социальной напряжённости в целом. При этом, привыкшие к доминирующей роли государства, граждане Таджикистана именно от него, в первую очередь, ждут решения своих проблем.


Укрепление и развитие демократического, правового, светского государства в Таджикистане осуществляется путём выявления и преодоления противоречий, возникающих в деятельности государственных органов, институтов,в процессе функционирования и развития политической системы общества целом. Становление Президентской республики в Таджикистане открыло широкую возможность в исторически короткие сроки создания нового политического поля, насыщенного качественно иными, по сравнению c историческим прошлым, принципами и нормами деятельности таджикского государства.

Среди политических институтов особое значение для эволюции демократического, правового, светского государства приобретает институт демократических выборов, призванный обеспечить легитимизацию власти - преемственность, властных отношений. В свою очередь, политические институты оказывают глубокое воздействие на характер функционирования выборов государства, а следовательно, и на устойчивость политической системы общества в целом.

Институционализация выборов проходит в контексте демократического, правового государства, содержательного и структурного оформления нового политического пространства. Поэтому формирование политического идеала у каждого человека в духе демократического, правового, светского общества, повышение социальной и политической активности людей в создании гуманного, демократического, правового, светского общества – это сегодня один из основных факторов в переходе к качественно новому состоянию таджикского общества. Вышеизложенное, несомненно, придаёт исследуемой проблеме актуальность и практическую значимость.

Степень научной разработанности проблемы. Избранная для изучения проблема носит междисциплинарный характер. Её раскрытие вряд ли возможно без обращения к исследованиям в области философии, истории, права, кулътурологии, социологии, политологии, социальной психологии. Многоаспектность проблематики диссертации побуждает к учёту достижений, содержащихся в работах учёных зарубежных стран, СНГ и Таджикистана.


В последние годы вопросам теории и практики государства было посвящено большое количество монографий, брошюр, статей, коллективных трудов, в которых исследуются социально-политические и духовные факторы становления демократического, правового, светского государства. Особое внимание уделяется раскрытию роли демократического, правового, светского государства в политической жизни общества. В трудах таких учённых стран СНГ, как О.В.Сальковского, М.В.Баглая, Е.П.Касырова, А.Д.Гусева, и других, рассматриваются социальная сущность, функции и задачи социального государства, уделяется особое внимание её философским и политическим аспектам .

В работах Е.М.Бабосова, В.Н.Амелина, Ф.М.Бурлацкого, А.А.Баталова, и др., рассматриваются социально-политические, нравственно-эстетические, национальные и духовные факторы формирования и функционирования демократического государства.

Определённый вклад в исследование политической жизни общества на развитие демократического, правового, светского государства внесли известные учёные С.Ю.Данилов, М.И.Одинцов, А.К.Пономарёв, Л.Р.Полонская и ряд других авторов.1 Они не только раскрыли сложную взаимосвязь политической жизни и светского государства, но и также научно обосновали влияние политического процесса на становление, развитие и функционирование демократического, правового, светского государства в современных условиях.

Вопросы культурного прогресса, идеологические основы демократического, правового государства рассматриваются в трудах В.В.Клочкова, И.К.Галко, Е.Н.Космач, О.Г.Копелева, Н.В.Савелева, В.А.Щегорцева, Л.С.Мамута, В.Е.Чиркина, Д.А.Ковачева1 и др.

При всей содержательности этих исследований слабой стороной, с нашей точки зрения, является недостаточное раскрытие влияния идеологических средств. Некоторые проблемы влияния политического сознания и политической просвещённости на становление, развитие и функционирование демократического, правового, светского государства исследуются в работах А.В.Гадунова, Б.Орлова, В.С.Комаровского, А.К.Уледова, Эрмэ Г.И. и др.2 Однако и здесь отсутствует какое-либо сравнение с ситуацией в бывшем Советском Союзе и современных странах СНГ. В результате, процессы, происходящие в странах СНГ, оказываются как бы за пределами общечеловеческого общества, его быта.


Определённый вклад в исследование становления и развития демократического, правового, светского государства в современных условиях внесли учёные Таджикистана. Весьма ценными являются работы Б.Г.Гафурова, А.Имомова, Т.Назарова, Э.Ш.Рахмонова, Ф.Т.Тахирова, М.К.Гафаровой, К.Р.Расулова, М.Г.Гулахмедова, Р.Г.Гуломова,Г.Н Зокирова, С.И. Шарипова и др.1

Однако, во всех работах указанных выше авторов, анализируются вопросы становления демократического, правового, светского государства в целом, следовательно, вопросы данной проблемы освещаются в общих чертах. Анализ литературы показывает, что всё ещё остаётся много нерешённых проблем и дискуссионных вопросов, касающихся противоречий становления, функционирования и развития демократического, правового, светского государства в Таджикистане, которые требуют дальнейшего исследования и освещения.

Исходя из этого, полное рассмотрение сложного комплекса вопросов, связанных с закономерностями и противоречиями становления и функционирования демократического, правового, светского государства на примере Таджикистана в рамках одной работы не представляется возможным. Понимая все сложности исследуемой проблемы, автор не претендует на исчерпывающее раскрытие этой проблемы. Данная задача может быть решена только совместными усилиями представителей различных наук, целых научных коллективов.

На основе анализа всех вышеуказанных, взятых в совокупности источников, автор предпринял попытку исследовать особенности становления, функционирования и развития демократического, светского государства на примере Республики Таджикистан.

Цель и задачи диссертационного исследования. Исходя из вышеизложенного, диссертантом были намечены следующие цели:

- на основе комплексного анализа современных политических процессов раскрыть сущность демократического, правового, светского государства, и показать социально-политические и духовные предпосылки его функционирования и развития в Таджикистане;


- показать влияние политического процесса на развитие демократического, правового, светского государства в Таджикистане;

- охарактеризовать основные направления разработки современной таджикской концепции демократического, правового, советского государства с учётом исторического развития таджикской государственности;

- исследовать место и роль демократического, правового, светского государства в общественной и политической системе таджикского общества, показать воздействие общечеловеческого идеала политических институтов на общественные процессы.

Поставленные в исследовании цели способствовали решению следующих задач:

-определить соотношение понятий: «государство благосостояния», «социальное государство», «демократическое государство», «правовое государство», «светское государство»;

-обобщить и систематизировать различные научные подходы и методы, касающиеся исследования влияния социально-политического фактора развития демократического, правового, светского государства в Таджикистане, условия его формирования и взаимосвязи с функционированием политической системы общества;

-проанализировать особенности генезиса социальных функций демократического, правового, светского государства в Таджикистане, связанных со спецификой общественного развития;

-дать анализ программных установок основных политических сил современного Таджикистана в сфере социальной политики современного таджикского государства, сопоставив их со стереотипами общественного сознания и культуры ожидания и признаниями большинства граждан республики;

-выявить наиболее принципиальные проблемы, являющиеся ключевыми для проведения социальных реформ и вызывающие острую дискуссию в обществе , как на уровне политических элит, так и среди конкретных социальных групп, интеллигенции, показав возможные пути их решения, с учётом опыта развития демократии.

Объектом исследования послужили процессы назревания, становления демократического правового, светского государства в Таджикистане как социально-политического феномена политической системы общества.


Предметом исследования является научный анализ социально-политических основ и факторов возникновения, исторические условия становления и конкретные этапы развития демократического, правового, светского государства в Таджикистане. Важным моментом исследования является прослеживание особенностей становления демократической государственности таджикского народа.

Научная новизна исследования. Диссертация является первым специальным исследованием демократического, правового, светского государства в условиях Таджикистана. В исследовании предпринята попытка выявить общие закономерности и специфические особенности строительства демократического, правого, светского государства в Таджикистане и показать влияние политического процесса на его развитие.

Научная новизна диссертации исходит из того, что в ней на основе анализа совокупности взглядов представителей различных политико-идеологических направлений осуществлена попытка определить сущность и закономерности становления и развития, объективные и субъективные противоречия, связанные с функционированием и развитием демократического, правого, светского государства. При этом процесс становления и развития демократического, правового, светского государства в Таджикистане рассматривается в общем контексте развития человеческой цивилизации, что позволит заложить основу для прогнозирования возможных последствий тех или иных предлагаемых решений в рамках таджикской концепции демократического, правого, светского государства.

Новизна исследования определяется ещё и тем, что в ней:

- проанализирован уровень развития политического сознания членов общества, выявлены основные социально-политические и духовные предпосылки функционирования правового, светского государства в суверенном Таджикистане;

- показаны уровень и содержание политической культуры, политического сознания, основных классов и социальных групп Таджикистана, место и роль каждого из них в процессе развития демократического, правового, светского государства;


- приведён научный анализ социально-политических экономических и духовных факторов становления и функционирования демократического, правового, светского государства в суверенном Таджикистане;

- определены границы демократического, правового, светского государства, политических институтов, показаны основные тенденции их развития в условиях демократизации общества;

- определён ряд зависимостей и обоснованы тенденции: чем выше уровень политической культуры и политического сознания членов общества, тем больше вероятность упрочнения института выборов; чем выше степень институционализации выборов, тем надёжной - и более предсказуем исход выборов с точки зрения признания обществом их результатов и фактов легитимации избранных органов власти; чем прочнее, в аспекте легитимность новых органов власти, результаты выборов, тем более вероятно становление и развитие демократического, правового, светского государства в Таджикистане.

В данной работе также даётся комплексный анализ процесса формирования политической культуры и политического сознания и их влияние на ход развития демократического, правового, светского государства.

В качестве методологической основы исследования использованы: системный, социологический и структурно-функциональный анализ, исторический и диалектический подход, а также методы сравнительного анализа. В работе над диссертацией автор опирался на положения и выводы, содержащиеся в трудах российских, таджикских и западных ученых, исследующих данную проблему.

Эмпирической основой диссертации явились результаты ознакомления автора с общечеловеческим процессом - влияние политической культуры на развитие демократического, правового, светского государства в Таджикистане. Вместе с тем, автор в ходе исследования провёл собеседование со многими представителями различных слоёв населения. Все эти материалы дали возможность автору связать теоретические положения с практическим с целью развития демократического, правового, светского государства в Таджикистане. Использованы также документы и текущие архивы, материалы периодической печати.


Практическая значимость исследования. Основные результаты диссертационного исследования имеют определенную практическую значимость, так как они могут быть использованы для объективного исследования и прогнозирования процессов, происходящих в демократическом преобразовании всех государств СНГ и мира, в целом

Практическая ценность исследования имеет принципиальное значение в формировании политической культуры, политической сознании людей как основной предпосылки функционирования демократического, правового, светского государства в Таджикистане.

Основные положения, выводы и рекомендации могут быть использованы: в работе органов государственной власти при разработке и реализации социальной политики; при осуществлении пропагандистского сопровождения социальных реформ. Полученные результаты могут быть использованы при чтении соответствующих курсов, спецкурсов и семинаров по философии, истории, государственного права, политологии и других предметов в вузах Республики Таджикистан.

Апробация полученных результатов. Диссертация обсуждена на заседании кафедры политологии Таджикского государственного педагогического университета им.С.Айни. Полученные в диссертации выводы нашли практическое применение в учебном процессе при чтении лекций и проведении практических занятий по соответствующим гуманитарным наукам в вузах Таджикистана.

Материалы исследования неоднократного докладывались на международных и республиканских научно-практических конференциях в гг. Душанбе и Москве, а также заслушивались на заседаниях кафедры политологи ТГПУ имени С. Айни. По результатам исследования автором опубликованы брошюры, научные статьи и тезисы докладов.

Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов, заключения и списка использованной литературы.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры политических пороцессов Таджикского национального университета.


Основное содержание работы.

В введении обосновывается актуальность темы, цель и задачи исследования, рассматривается степень её научной разработанности, излагаются обстоятельства, затрудняющие решения поставленных перед диссертантом задач, дается качественная характеристика новизны, указывается теоретические, методологические и практические перспективы применения результатов исследования.

В первой главе диссертации: «Научно- теоретический и методологический анализ проблем демократического правового и светского государства» рассматриваются теоретические вопросы.

В первом параграфе дается конкретный анализ
различных точек зрения и взглядов учёных зарубежных стран и стран СНГ, а также учёных Таджикистана по данной теме. На основе анализа исторического опыта рассматривается сущность и истоки становления демократического, правового и светского государства и их определяющая роль в жизни народа, нации и общества.

В диссертации показывается, что возникновение и становление демократического, правового, светского государства является результатом объективных процессов развития общества. Предпосылки становления государства назревают не в стране, не в изоляции от исторических процессов, а в их недрах, как неизбежная ступень развития.

Понятие, сущность и содержание государства является очень сложным явлением. История человеческого общества знает в области теории и практики различные формы государств. Существовали и существуют такие государства, как: социальные , демократические, правовые, светские, теократические, и другие. Нашей задачей являлось проанализировать только демократическое, правовое, светское государство. Исторический опыт свидетельствует, что идея демократического, правового, светского государства зародилась в глубокой древности и имеет давние идейно-теоретические истоки. Еще в трудах греческих философов утверждалось, что гражданин является лицом, а также политическим членом общества и поэтому обязан исполнять законы этого общества. Внутри общества человек имеет свои права и обязанности. Однако подчинение человека обществу не должно доходить до подавления его личности. Государство, которое руководствуется в управлении данным законом, устанавливает обязательные нормы гражданской жизни, т.е. ограничивает свободу каждого гражданина, но и его возможность стеснять свободу других граждан, всего общества, ограничены законом. Идея о необходимости господства закона в обществе появилась как противовес самовластии и произволу правителей государства.


Мыслители античности Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и другие пытались выяснить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства. В этой связи Платон писал: «Я вижу близкую гибель такого государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же где закон - владыка под правительствами, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».1 Полностью согласен с Платоном и другой выдающийся греческий философ - Аристотель. Он указывает, что «там, где отсутствует власть закона, нет и государственного устройства. Закон должен властвовать над всем».2

Во втором параграфе «Особенности становления демократического правового, светского государства» отмечается, что таджики своё первое государство приобрели во времена эпохи Саманидов, но после его распада, более тысячи лет оставались без государственности.

Как известно, после распада империи Саманидов более 1000 лет таджикский народ переживал очень тяжелое и трудное время. Начиная с XI и до начала XV вв., различные завоеватели всегда препятствовали развитию таджикского народа. Согласно историческому опыту и анализу литературы необходимо отметить, что таджикский народ находился долгие годы под влиянием различных завоевателей и был лишен национальной независимости и государственного суверенитета.

Начиная с XII и до XX вв. эти завоеватели - чужеземцы разграбили всю культуру и науку таджиков и стали преградой на пути экономического, политического и духовного развития таджикского народа.

Анализ литературы, исследования социально-политических и духовных факторов XX века показывают, что одной из важнейших предпосылок создания демократического, правового и светского государства в Таджикистане явились следующие события: присоединение к России, Октябрьская революция, семидесятилетнее совместное проживание в рамках одного государства, единая политическая и экономическая система, одна идеологическая среда , система образования и многое другое сблизили народы, образовав у них качество новой жизни. В этот исторический срок у народов возник и сформировался новый склад мышления, новые формы жизни, которые объединили их, особенно с российским народом, и этим путём приобщили к европейской и общечеловеческой цивилизации.


Вместе с тем коренные изменения, происшедшие в Таджикистане в начале 90-х годов, с особой остротой поставили перед политиками, учёными-обществоведами, гражданами страны вопрос о характере таджикской государственности.

Распад СССР, старой системы, явно обнаружил серединное положение Таджикистана, находящегося на перекрёстке цивилизаций. В отличие от небольших стран Европы, окружённых схожими государствами, Таджикистан находится на границе значительно различающихся друг от друга государств в мировых образованиях.

Таджики на протяжении длительной истории были свидетелями подобных угроз, судьбоносных и смутных времен. Исторический опыт утверждает, что может быть , после крушения государства Саманидов, возникла исключительная возможность восстановить национальную государственность, стать достойным членом мирового сообщества. Но на это требовались очень долгие мучительные страдания таджикского народа.

Благодаря политическому пробуждению и подъему национального самосознания, в кратчайшие исторические сроки Таджикистан сделал решительные шаги на пути к созданию демократического, правового, светского государства. Весьма важно указать на то, что начало этого пути было заложено в ноябре 1992 года исторической XVI-й сессией Верховного Совета в Ходженте, на которой были провозглашены основные принципы демократического, правового, светского государства и будущего общества в суверенном Таджикистане.

Принятие 6 ноября 1994 года Конституции Республики Таджикистан, выборы Президента Республики Таджикистан на альтернативной основе, выборы нового Парламента Республики - Маджлиси Милли и Маджлиси Намояндагон, выборы народных депутатов снизу до верху и др., ознаменовали собой важнейший шаг в определении приоритетов таджикского суверенного государства.

Таким образом, на каждом конкретном историческом этапе становления и развития политического суверенитета таджикского народа выдвигались все новые и более сложные задачи, решение которых зависело от активизации социально-политического творчества людей, их высокой сознательной и твердых убеждений в будущее.


При рассмотрении особенностей становления демократического, правового, светского государства в Таджикистане, появилась необходимость исследовать противоречия и конфликтные ситуации, препятствующие путям становления демократического, правового, советского государства в суверенном Таджикистане

В третьем параграфе – «Противоречия и конфликтные ситуации, препятствующие пути становления демократического, правового, светского, государства»- рассматриваются противоречия и конфликтные ситуации, препятствующие процессу становления демократического правового и светского государства.

Эти катаклизмы привели Таджикистан к политическому конфликту, гражданской войне и многим разрушениям. Как отмечает Президент РТ Эмомали Рахмон, эти разрушения принесли ущерб экономике страны на 7 млрд. американских долларов. Основная цель и содержание этого параграфа заключается в том, что на конкретных фактах и примерах исследовать процесс – становления и развития суверенного государства. Сегодня во всех отношениях идет процесс укрепления демократического, правового и светского государства в Таджикистане.

Вторая глава. «Социально-политические факторы укрепления демократического, правового, светского государства в Таджикистане» включает в себя три параграфа.

В первом параграфе «Основные предпосылки функционирования демократического, правового светского государства в Республике Таджикистан» - на основе анализа исторического опыта, изучения источников и литература диссертант показывает, что становление демократического, правового, светского государства невозможно без прочных экономических, социальных, политических, духовно-идеологических баз. Раскрываются основные предпосылки. Автор отмечает, что для становления демократического, правового, светского государства прежде всего предполагается создание системы национальных, экономических, культурных и иных гарантий, которые обеспечили бы реальность конституционных положений, равенства всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личность.


В диссертации показывается, что после распада СССР как и в других бывших советских республиках, политическая и правовая система Таджикистана переживает конкретную трансформацию с начала 1990-х гг. (несмотря на гражданскую войну), в соответствии с Конституцией 1994 года парламент Таджикистана принял все предусмотренные им конституционные законы для функционирования и укрепления политической и правовой системы республики.

Автор показывает, что в Таджикистане образована новая национальная и правовая система, действуют все структуры власти, создана здоровая морально-психологическая атмосфера. Все политические институты, политические партии, государственные, общественные организации действуют на основе Конституции Республики Таджикистана. Всё это свидетельствуют, о том, что в Таджикистане созданы основные предпосылки для функционирования демократического государства.

В этом параграфе показывается, что в Таджикистане сейчас происходит укрепление и развитие государственного устройства. Цель этого процесса направлена на то, чтобы построить такое общество, в котором как таджикская нация, так и другие большие и малые народы, проживающие в республике, независимо от убеждений религии, мировоззрения, образа мыслей имеют равные права и возможности. Всё это способствует и создаёт социально-политические и духовные предпосылки функционирования демократического государства.

В конце этого параграфа отмечается, что в последнее время анализ политической жизни общества показывает, что современное общество Таджикистана склонно к интеграционным и объединительным процессам. Результатом этого является то, что политические партии, общественные и творческие объединения, научные, учебные и производственные учреждения поддерживают миротворческую политику Президента и Правительства Республики Таджикистана в достижении стратегической задачи – укрепления мира и построения демократического, правового, светского государства.

Во втором параграфе – «Процессы демократизации общества и их влияние на укрепление демократического, правового, светского государства»- диссертант показывает, что демократизация в обществе в условиях суверенного Таджикистана была очень трудная и сложная, и несмотря на сложную социально-политическую обстановку и нестабильность в Таджикистане были разрешены многие проблемы демократических преобразований. Здесь важнейшую роль сыграла ХVI сессия Верховного Совета Республики Таджикистан. Сессия обозначила начало нового этапа в судьбе демократического, правового, светского государства Таджикистана.


В связи с этим, диссертант отмечает, что демократизация суверенного Таджикистана является одним из важнейших факторов укрепления демократического, правового, светского государства.

В диссертации показывается, что среди политических институтов особое место занимает институт демократических выборов, призванный обеспечивать легитимацию власти и преемственность властных отношений. Институтализация выборов проходит в контексте демократизации светского государства Таджикистана. Дальнейшее развитие и совершенствование демократизации общества осуществляется одновременно с дальнейшим укреплением демократического правового, светского государства Таджикистана. В сочетании государственных органов (представительной демократии) с непосредственной демократией В.И.Ленин видел огромное преимущество политической системы, дающей «возможность соединять выгоды парламентаризма с выгодами непосредственной и прямой демократии». В связи с этим диссертант подчеркивает, что важнейшим условием дальнейшего развития демократии, её преобразований в Таджикистане является привлечение народа к непосредственному управлению демократическим, правовым, светским государством. В конце этого параграфа автор показывает, что в Таджикистане последовательно проводится государственная политика, учитывающая гуманистический характер общечеловеческих ценностей на основе исторического опыта, многовековых культурных и духовных традиций таджикского народа. Автор считает, что нынешняя обстановка требует, чтобы политические силы Таджикистана не замыкались только на своих интересах, а в первую очередь, уделяли внимание решению жизненно-важных для таджикского народа вопросов стабильности, сохранения и развития демократического, правового, светского государства суверенного Таджикистана.

В третьем параграфе – «Возрастание роли государственных и общественных организаций в укреплении демократического, правового, светского государства» - раскрываются вопросы демократического государства, которое образовалось в суверенном Таджикистане, и которое сегодня нуждается в укреплении и мобилизации всех необходимых условий для его дальнейшего развития.


Одним из важных направлений в укреплении демократического, правового, светского государства, по мнению автора, является деятельность государственных и общественных организаций. Роль этих организаций велика в любом обществе. Диссертант отмечает, что из исторического опыта известно, что государственные и общественные организации сыграли большую роль в укреплении и обеспечении правопорядка в политической жизни общества. Вся деятельность Правительства, государственных, политических партий, средств массовой информации и других политических сил в Таджикистане направлены на укрепление и развитие демократического, правового, светского государства.

Автор утверждает, что государственные организации такие, как правоохранительные органы, суды и др., действуют на основе закона. Такие государственные организации, как милиция, суд, прокуратура, безопасность, армия, юстиция и другие формировались как опытные сильные институты общества, и они могут решать любые экономические и социальные проблемы своевременно. Сегодня государственные организации Таджикистана имеют тесный контакт и постоянные взаимоотношения с общественными и религиозными организациями республики, где совместно решаются сложные и трудные задачи демократического строительства, что способствует укреплению и развитию демократического, правового, светского государства Таджикистан. На основе обобщения практического опыта и конкретных примеров, автор считает, что без активных действий государственных организаций невозможно обеспечить укрепление и развитие демократического, правового, светского государства.

Общественные организации также способствуют развитию политической, социальной, трудовой активности в укреплении демократического, правового, светского государства суверенного Таджикистана.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования, изложены основополагающие выводы работы, сформированы главные его результаты, вытекающие из содержания диссертационного исследования, даны конкретные практические рекомендации и предложения, направленные на совершенствование и укрепление демократического, правового, светского государства суверенного Таджикистана

Основные положения диссертационного исследования изложены в следующих публикациях:

«Особенности становления демократического, правового и светского государства» Шарки Озод, 2007 , 6,5 п/л.

Статьи:

«Построение правового, светского общества в Таджикистане» Известия Академии Наук Таджикистана (отдел общественных наук),2008,№3,с.1-6.;

«Основные предпосылки функционирования демократического, правового и светского государства в Республике Таджикистан» Известия Академии Наук Таджикистана (отдел общественных наук),2009,№3,с.16-23.