litceysel.ru
добавить свой файл
1




УДК 004.946 : 378.147.111 : 37.015.3

Коваленко Алёна Викторовна

к.соц.н., доцент кафедры психологии

Запорожского национального технического университета


СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ & ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ ПРАКТИК

(На примере социальной сети ВКонтакте)


Анотація. У статті узагальнено досвід використання соціальної мережі ВКонтакте у викладанні й вивченні дисципліни соціально-гуманітарного циклу. Створення віртуального об’єднання в Контакте надало можливість використати усі переваги цієї соціальної мережі в інформаційному забезпеченні викладацької практики. У якості концептуалізації досвіду представлена організаційна модель віртуального об’єднання, проаналізовано переваги й обмеження віртуальної взаємодії у соціальній мережі.

Аннотация. В статье обобщен опыт использования социальной сети ВКонтакте в преподавании и изучении дисциплины социально-гуманитарного цикла. Создание виртуального сообщества в Контакте дало возможность использовать все преимущества этой социальной сети в информационном обеспечении преподавательской практики. В качестве концептуализации опыта представлена организационная модель виртуального сообщества, проанализированы преимущества и ограничения виртуального взаимодействия в сети.

Summary. In the article the experience of using of social network VKontakte in teaching and studying of a socially-humanitarian cycle discipline is generalized. Creation of virtual community in VK has given the chance to use all advantages of this social network in information support of teaching practice. The organizational model of virtual community is presented as theoretical generalization of the experience, advantages and restrictions of virtual interaction in the network are analyzed.

Ключові слова: Інтернет, соціальна мережа, ВКонтакте, інформаційне забезпечення, віртуальне об’єднання, віртуальна взаємодія, викладацька практика.


Ключевые слова: Интернет, социальная сеть, ВКонтакте, информационное обеспечение, виртуальное сообщество, виртуальное взаимодействие, преподавательская практика.

Key words: Internet, social network, VK, information support, virtual community, virtual interaction, teaching practice.


«Интернет изменит все сферы нашей жизни» – высказывание Павла Дурова, создателя «ВКонтакте» (крупнейшей в Рунете социальной сети), определяет роль Интернет как фактора социальных трансформаций [1]. Будущее современного общества во многом обусловлено путями развития Интернет как глобальной информационной системы и ее ключевых подсистем, в частности стратегиями крупнейших социальных сетей. В зоне наибольшего воздействия Интернет находятся те социальные практики, в которых информация, ее количество, качество, доступ к источникам, способы передачи определяют суть и результат профессиональной деятельности.

В контексте интеграции Украины в европейское образовательное пространство важно придерживаться основных принципов и положений, изложенных в тексте Болонской декларации. «Чрезвычайно важным является то, что бы независимость и автономия университетов обеспечивали постоянную адаптацию систем высшего образования и научных исследований в соответствии с новыми потребностями, требованиями общества и развитием научных знаний» [2]. Использование Всемирной паутины в науке и образовании становится привычным: сайты научных сообществ, вузов, ученых, преподавателей, электронных библиотек. В публикациях социально-гуманитарного направления посвященных теме включения новейших информационных технологий в научные практики авторы представляют опыт использования различных Интернет сервисов и виртуальных миров (ICQ, e-mail, Skype, Second Life) в психологических и социологических исследованиях [3; 4; 5; 6]; проведения научных семинаров, Интернет-тренингов, фокус групп, психологического консультирования в режиме виртуального взаимодействия [4; 7; 8; 9]. Тема использования социальных сетей в профессиональной деятельности преподавателя не получила пока достаточной разработки. Однако, возможности социальной сети, выявленные на опыте, мотивируют включать виртуальное взаимодействие составляющим компонентом преподавательской практики.


Цель статьи. Концептуализация опыта использования социальных сетей в преподавании на примере социальной сети ВКонтакте.

Содержание основных понятий.

Социальные сети – тип сайтов, основное предназначение которых – помочь зарегистрированным посетителям находить и поддерживать отношения с друзьями, одноклассниками, однокурсниками, коллегами и другими знакомыми людьми. Понятие «социальная сеть» (термин введен Дж.Барнсом в 1954г.) первоначально получило концептуальную разработку в социальной науке за несколько десятилетий до рождения Интернет (1969г.) и распространения Всемирной паутины (1991г.) [10; 11; 12].

ВКонтакте – крупнейшая в Рунете социальная сеть; дата основания – 10 октября 2006 года; автор – Павел Дуров. К началу 2011 года ВКонтакте – современный, быстрый и эстетичный способ общения с ежедневной аудиторией социальной сети превышающей 23 миллиона человек [13].

Преподавательская практика мыслится как частный вид социальной практики, главными участниками (социальными актерами) которой выступают студенты и преподаватель. Именно социальные практики, по мнению Э.Гидденса, являются, в соответствии с теорией структурации, предметом социальных наук. Данная категория предполагает учитывать: рефлексивный мониторинг деятельности, бессознательную мотивацию, интенциональность действий и их непреднамеренные последствия [14, с. 488-491].

Информационное обеспечение преподавательской практики – это вся совокупность информационных источников (их количество, качество, доступ, способы передачи), которые используются в образовательном процессе и отвечают его задачам.

Вопрос информационного обеспечения учебных дисциплин – актуален в контексте глобализации информационного пространства, быстроты появления и развития информационных технологий, современного подхода в образовании, который отводит значительную роль самостоятельной подготовке учащегося. Перечисленные аспекты стимулируют преподавателя использовать в своей профессиональной деятельности все возможности современного информационного пространства, не ограничивая студента источниками, которые входят в учебные и рабочие программы курсов. В вязи с увеличением в академических курсах доли часов отводимых на самостоятельную работу учащегося, задачи преподавателя: способствовать самостоятельному поиску и отбору студентами информации к изучаемому модулю, теме, категории или понятию дисциплины; аккумулировать и упорядочить информацию, собранную студентами в соответствии с содержательными модулями и темами изучаемого курса.


Современные социальные сети предоставляют возможности для организации виртуальных сообществ и создают условия для аккумулирования информации, ее упорядочивания, коллективного доступа и обсуждения. Современные студенты предпочитают те сайты в Интернет, которые способны дать максимальную отдачу затраченного времени и энергии: информацию, развлечение, общение.

ВКонтакте идеально подходит для реализации определенного круга преподавательских задач, так как эту социальную сеть отличают:


  • масштабы информационного пространства (самая крупная социальная сеть в Рунете);

  • удобная и логичная организационная оболочка виртуального сообщества (разделы фото, видео, аудио, новостей с вики разметкой, которая позволяет упорядочить информацию в группе более детально);

  • защищенность информации (закрытый доступ в группы и безопасность персональных страниц);

  • возможности интеграции с внешними Интернет-ресурсами: ссылки на сайты, коды и виджеты для сайтов; и внутренней интеграции: дружественные группы (многие студенческие группы имеют свои виртуальные сообщества в сети);

  • привлекательность социальной сети ВКонтакте для участников практик: студентов и преподавателей.

Создание виртуального сообщества в Контакте предоставило возможность использовать все преимущества этой социальной сети в преподавательской практике. На основе изучения одной из учебных дисциплин социально-гуманитарного цикла в социальной сети ВКонтакте была создана группа HomeWork [15]. На момент окончания изучения дисциплины в ней зарегистрировалось 230 студентов трех факультетов, 26 студенческих групп. Обобщение опыта администрирования данной группой представлено в организационной модели виртуального сообщества, которая включает основные аспекты, определяющие деятельность по устройству и управлению сообществом в образовательных целях.

Организационная модель виртуального сообщества.


Информационная структура группы.

Единую для всех виртуальных сообществ информационную структуру предлагает ВКонтакте основными разделами в группах: видео, аудио, стена, микроблог, новости, фото. Пользователю предоставляется возможность управления: отключение тех или иных разделов исходя из задач и целей создания группы. Более детальную форму информационного порядка создает преподаватель-администратор, уточняя ее в процессе развития группы. Наиболее удобным и распространенным способом упорядочивания информации в группе является выделение основных разделов и подразделов. Основа для создания такой многоуровневой информационной структуры – вики разметка в группах ВКонтакте (поддерживается в описаниях новостей), которая позволяет создавать в виртуальном сообществе целые библиотеки или мини-энциклопедии, делиться ссылками на фотографии и видео. Овладению навыками ее использования способствует достаточное ясное и понятное руководство с примерами, которые демонстрируют способ ее применения для реализации конкретных задач. Пример информационной структуры виртуального сообщества (группы HomeWork в Контакте) представлен на рисунке 1.

Правила добавления информации в группу.

Целью разработки правил является обеспечение максимального удобства в поиске информации: видео, аудио, фото материалов, полезных ссылок в соответствии с содержательными модулями, темами дисциплины. Опыт показывает, что с развитием группы объем информации различного формата в ней значительно увеличивается. Так, количество видеоматериалов в группе HomeWork на момент окончания изучения дисциплины увеличилось более чем в 20 раз. Правилами регулируется добавление информации во все активные разделы группы, в зависимости от того предполагается ли в изучении дисциплины использовать видео, аудиозаписи, фотоматериалы или же отсутствует такая необходимость.

Контроль входящей информации.

Выделение данного аспекта в организационной модели виртуального сообщества обусловлено необходимостью проверки содержания входящей информации на соответствие задачам учебного курса. Вопрос модерирования возникает также из необходимости исключать повторное добавление материалов. В случае большого количества участников и объемов входящей информации преподаватель может быть не в состоянии выполнить всю работу модератора. Способ решения данного вопроса – задействовать наиболее активных студентов, передавая им часть функций администратора.


Осуществление контроля входящей информации связано также с необходимостью оценивания индивидуальной работы студента. Один из вариантов способа контроля – разработка образца стандартной записи на стене группы, которую делает студент после добавления видео, фото или иных материалов. Краткая запись содержит имя, фамилию студента, № группы, название темы или модуля и ссылку на добавленный в группу материал. Она отражает интерес студента к определенной теме, его персональный вклад в развитие сообщества, степень овладения и понимания определенной темы, раздела, категории. Кроме контролирующей функции стандартизация записей на стене придает ей классическую строгость, тем самым, выполняя эстетическую функцию.

Мотивационные аспекты деятельности в группе.

Анализ опыта управления деятельностью виртуального сообщества выступает основанием для выводов в отношении мотивации участников. Для студента, в первую очередь, мотивом выступает интересность заданий, которые выполняются даже в отсутствие стимулирования оценкой. Во-вторых, персонификация вклада в развитие сообщества. Отличительной особенностью жизни в сети является то, что все объективированные действия остаются в истории жизни сообщества. В-третьих, начисление балов за определенные виды работ, что позволяет студенту достигать уровня желаемой оценки. Деятельность преподавателя мотивируется персональной заинтересованностью в таком пути развития дисциплины; включением деятельности по созданию, организации, руководству виртуального сообщества, консультаций посредством социальной сети в индивидуальные планы и консультационные графики. Постановка вопроса о включении виртуального взаимодействия в преподавательскую практику ставит задачу проанализировать данный процесс на предмет его особенностей.

Виртуальное взаимодействие в сети: достоинства и ограничения.

Отсутствие единого смысла термина «виртуальный» объясняет неоднозначность его восприятия в аспекте прагматическом. В ситуации, когда в сознании «виртуальное» противопоставляется «реальному», чему-то действительно существующему, виртуальный мир и виртуальные отношения могут восприниматься как придуманные, неестественные, ложные. То есть с определенной негативной коннотацией. Иной смысл «виртуального» – как порожденного новейшими компьютерными и Интернет технологиями по-иному формирует восприятие виртуального мира, как естественного и нормального этапа развития цивилизации.


Термин «виртуальная реальность» (введенный Джэроном Ланьером в 1989 году) на современном этапе развития социально-гуманитарного знания весьма распространен. Его употребление в научных и публицистических текстах, в разговорной речи стало привычным. Виртуальная реальность как «создаваемая компьютерными технологиям среда перестает быть отстраненной моделью, в которую можно погрузиться на некоторое время, а потом выйти и забыть, она прочно входит в повседневную жизнь, становится ее частью» [16, с. 20].

В процессе виртуального взаимодействие происходит и воссоздание этой реальности «экранного мира», и его обновление в той степени, в которой участники этого желают и могут (последнее, в частности, обусловлено их положением в виртуальном мире). Виртуальное взаимодействие – это коммуникативная составляющая жизни в сети. Посредством данного процесса формируется преставление о личности, основанное на виртуальном образе, имидже. В сети участники предоставляют информацию о собственных интересах, круге общения, способах и времени препровождения досуга, что позволяет узнать личность студента или преподавателя вне профессионального контекста. Основываясь на данных исследований по этой теме и персональном опыте, следует учитывать то влияние, которое может оказывать виртуальный образ участников созданный в сети на отношения вне виртуального мира.

Достоинства виртуального взаимодействия – это те особенные возможности социальной сети, которые может использовать преподаватель в своей профессиональной деятельности.

Консультативная практика. Как правило, консультации на определенные темы для всех студенческих групп по содержанию одинаковы и многократно повторяются преподавателем. Консультации, методические рекомендации (представленные в текстовом формате) могут быть размещены в соответствующем разделе виртуального сообщества или на сайте преподавателя. На вопрос студента преподавателю остается только передать в сообщении ссылку на страницу, где содержится нужный ответ. В зависимости от специфики учебной дисциплины, а также для студентов с особенными потребностями консультация может быть представлена в видео или аудио формате. Социальная сеть ВКонтакте предоставляет возможность прикреплять фото, видео, аудио записи к сообщениям. В зачетные периоды у студентов повышается необходимость в консультациях для уточнения действий по выполнению рефератов, контрольных работ. Понимание преимуществ сети способствует тому, чтобы часть консультационной деятельности предусмотренной в нагрузке преподавателя осуществлять на основе виртуального взаимодействия.


Коллективные обсуждения. Аудитория общения в сети не ограничена аудиторией студенческой академической группы. Сеть создает широкие возможности коллективного обсуждения видео, фото материалов к темам и содержательным модулям курса, проведения опросов и анализа их результатов. Причем инициаторами подобных тематических встреч могут выступать сами студенты.

Расширение временных рамок изучения дисциплины, предусмотренных учебным планом. Наука и основанное на ней образование не стоит на месте, содержание учебных дисциплин со временем изменяется, включая новые идеи, темы, содержательные модули. Виртуальное взаимодействие, виртуальное сообщество – путь оставаться в курсе нововведений учебной дисциплины и в контакте с преподавателем.

Включение в образовательный процесс персональных преподавательских разработок Интернет-ресурсов. Это преимущество виртуального взаимодействия в сети становится ощутимым при наличии персонального преподавательского сайта, в своем содержании ориентированного на студента.

Повышение интереса к изучаемой дисциплине. Пожалуй, это является наиболее важным преимуществом общения в сети (данное утверждение основано на положительных отзывах студентов).

Основным ограничением для виртуального взаимодействия как одного из путей развития и обновления преподавательской практики на современном этапе развития цивилизации является доступ в Интернет, уровень владения компьютером и определенным программами.

Выводы. Организация виртуального сообщества и виртуальное взаимодействие в социальной сети ВКонтакте предоставляет возможность использовать все преимущества новейших информационных технологий в профессиональной деятельности преподавателя. Это способ и путь оптимизации преподавательской практики, который позволяет преподавателю расширить информационное обеспечение учебной дисциплины; студенту – проявить свой творческий потенциал.

Киберпространство (виртуальная реальность) – среда неограниченных возможностей для реализации человеческого потенциала. От человека зависит то, в какой степени и в каком назначении он использует эти возможности. Влиятельность данной среды на духовную жизнь цивилизации трудно переоценить.



Список использованной литературы


1. Павел Дуров ответил: эксклюзивное интервью Павла ВКурсе [Електронний ресурс] : ВКурсе – первый журнал социальной сети. – Режим доступу до журн.: http://vkontakte.ru/app1850211#/article/25828/

2. Текст Болонської декларації та список країн, міністри освіти яких її підписали [Електронний ресурс] : Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України - офіційний веб-сайт. Режим доступу: http://www.mon.gov.ua/education/higher/bolon/2/

3. Любарская А.В Дополнительное профессиональное образование через Интернет: за и против [Електронний ресурс] : Институт социологии РАН – официальный веб-сайт / Журнал «Социологические исследования» (СоцИс). – 2005. - № 2. – Режим доступу до журн.: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2005-2/lubarskaya.pdf/

4. Филиппова Т.В. Интернет как инструмент социологического исследования [Електронний ресурс] : Институт социологии РАН – официальный веб-сайт / Журнал «Социологические исследования» (СоцИс). – 2001. - № 9. – Режим доступу до журн.: http://www.isras.ru/files/File/Socis/09-2001/020Filippova.pdf

5. Жичкина А. О возможностях психологических исследований в сети Интернет [Електронний ресурс] : «Флогистон: Психология из первых рук» – веб-сайт. Режим доступу: http://flogiston.ru/articles/netpsy/websurvey

6. Давыдов А.А. "Вторая жизнь" как виртуальная лаборатория социолога (Обзор зарубежного опыта) / А.А. Давыдов // Социологические исследования. – 2010. - № 5. - С. 34-39.

7. Меновщиков В. Ю. Психологическая помощь в сети Интернет [Електронний ресурс] : «Флогистон: Психология из первых рук» – веб-сайт. Режим доступу: http://flogiston.ru/articles/netpsy/psyhelp_in_internet


8. Гейдаров П.Ш. О возможностях электронного научного семинара / П.Ш. Гейдаров // Социологические исследования. – 2010. - № 8. - С. 135-137.

9. Львова А. И., Рязанцева И.А. Интернет-тренинг как новая возможность групповой психологической работы [Електронний ресурс] : «Флогистон: Психология из первых рук» – веб-сайт. – Режим доступу: http://flogiston.ru/articles/netpsy/inet_training

10. Семенов Н. Большой доклад о социальных сетях. [Електронний ресурс] : www.WordPress.com – веб-сайт / Все о социальных сетях. Режим доступу: http://vseseti.wordpress.com/2008/05/28/большой-доклад-о-социальных-сетях/

11. Интернет : Википедия [Електронний ресурс] : Википедия - свободная Интернет-энциклопедия. Режим доступу: http://ru.wikipedia.org/wiki/Internet

12. Всемирная паутина : Википедия [Електронний ресурс] : Википедия - свободная Интернет-энциклопедия. Режим доступу: http://ru.wikipedia.org/wiki/Всемирная_паутина

13. ВКонтакте : Википедия [Електронний ресурс] : Википедия - свободная Интернет-энциклопедия. Режим доступу: http://ru.wikipedia.org/wiki/В_Контакте


14. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник для вузов / С.А.Кравченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 624 с.

15. Группа «HomeWork» ВКонтакте [Електронний ресурс] : www.vkontakte.ru – веб-сайт / Режим доступу: http://vkontakte.ru/club19129443

16. Силаева В.Л. Об использовании понятия «виртуальный» / В.Л. Силаева // Социологические исследования. – 2010. - № 8. - С. 19-25.


Рис. 1. Пример информационной структуры группы HomeWork в Контакте.