litceysel.ru
добавить свой файл
1
Подучиться не мешало бы



Не секрет, что многие PR-специалисты, пришедшие в профессию из других сфер деятельности, да и те, что закончили специализированные отделения вузов, в какой-то момент начинают задумываться о повышении своей квалификации. При этом они резонно задаются вопросом:где и как это сделать?

Редакция журнала «Советник» и Портала Sovetnik.ru предложила тем посетителям, кому уже довелось получить дополнительное образование в сфере PR, высказать свое мнение об учреждениях, предлагающих такого рода услуги, а тем, кто только еще собирается, - поделиться ожиданиями и критериями, которыми они намерены руководствоваться при выборе.


На анкету Портала Sovetnik.ru откликнулись 330 человек. Около половины их работают в PR-отделах компаний, 21% - в PR-агентствах. Остальные - в консалтинговых, рекламных и других агентствах. Большинство – специалисты (53%). Каждый четвертый занимает руководящую должность, 12% являются ассистентами.

Базовое образование в сфере PR имеют 63% участников опроса, у остальных таковое отсутствует. Почти половина (49%) работают в этой сфере от 2 до 5 лет, каждый третий – менее 2 лет, 18% - более 5 лет.

Примерно половина (47%) респондентов - жители Москвы. Санкт-Петербург представляют 10%. Доля региональных PR-специалистов (из Иркутска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Казани, Орла и т. д.) составляет 37%. Следует отметить, что на вопросы отвечали и пользователи некоторых стран СНГ (6%) - в основном Украины и Казахстана.

Как оказалось, большинство респондентов (68%) не получали дополнительное образование по специальности и лишь каждый третий имеет такой опыт. Они-то и поделились им.


Оценка качества дополнительного образования в сфере PR

Большинство тех, кому довелось повышать свою квалификацию в сфере связей с общественностью (71 человек1), прошли обучение на соответствующих отделениях при региональных вузах. Независимые специализированные заведения посещали 35 участников опроса, причем трое из них стажировались в нескольких центрах.


Так, 8 респондентов получали дополнительные знания в образовательном центре РАСО, 7 человек - в Институте коммуникационного менеджмента, 6 специалистов - в Центре подготовки менеджеров PR, 5 человек - в Институте репутационных технологий Art&Image. Доля тех, кто прошел курсы Лондонской школы PR, PR-школы МГИМО и Школы современного позиционирования, еще меньше (по 4 человека).

Наиболее удовлетворены качеством образовательных программ те, кто познакомился с ними в Центре подготовки менеджеров PR, Лондонской школе PR и Школе современного позиционирования: почти две трети из них остались довольны, а остальные отзываются сдержанно положительно («Скорее да, чем нет»).

В отношении других заведений мнения высказывались более разнородные. Четверо слушателей курса Института коммуникационного менеджмента удовлетворены, а остальные дали неопределенный ответ («И да и нет»). Они пеняют на программы по таким направлениям, как «PR в Интернете» и «Международный PR».

Половина прошедших обучение в образовательном центре РАСО и PR-школе МГИМО не имеют никаких претензий. Разочарованных меньше. Так, те, кто прошел курсы РАСО, не вполне довольны, как там преподавали долгосрочное планирование, внутренние коммуникации, связи с инвесторами, проектный менеджмент в PR и рекламе, построение персонального имиджа руководителя. Некоторые слушатели PR-школы МГИМО - построением персонального имиджа руководителя и репутационным менеджментом.

Наиболее низкие оценки даны Институту репутационных технологий Art&Image. Слушателей не устраивало качество программ по связям с инвесторами, PR в системе маркетинга, PR в Интернете.

Что касается тех, кто обучался по программам региональных вузов, то половина их довольны, в свою очередь половина остальных отозвалась о них отрицательно, а другая не смогла дать определенный ответ.


Где хотят учиться PR-специалисты

Как можно было догадаться, подавляющее число участников опроса (90%) не прочь получить дополнительные знания по специальности. И если бы такая возможность была, значительная часть их предпочла бы Лондонскую школу PR (27,5%) и PR-школу МГИМО (21,5%). (См. диаграмму 1.)


Диаграмма 1. PR-центры, в которых специалисты хотели бы пройти обучение



Следует отметить, что поучиться хотели бы как те, кто не имеет базового образования по PR, так и те, кто таковым обладает.

Свои предпочтения потенциальные слушатели в первую очередь формируют, исходя из репутации заведения (44%), о которой составляют мнения главным образом из отзывов коллег. Почти каждый четвертый (24%) важным критерием считает квалификацию преподавателей. 12% желающих в перспективе повышать свой уровень знаний обращают внимание на статус сертификата, подтверждающий обучение. Остальные критерии оказались менее важными. (См. диаграмму 2.)

Отметим, что квалификация преподавателей более значима для тех, кто уже имел дело с подобными центрами. Вероятно, это обусловлено тем, что они не удовлетворены обретенным опытом.

Ранг сертификата имеет значение, как правило, для начинающих карьеру.


Диаграмма 2. Критерии выбора образовательных центров по связям с общественностью




Ожидания PR-специалистов от дополнительного образования

Зачем PR-специалистам дополнительное образование? Прежде всего они хотят обрести новые знания и компетенции (33%), систематизировать собственный практический опыт (21%), а также познакомиться с работами ведущих зарубежных специалистов (20%). Несколько меньше тех, кто жаждет общения с коллегами или узнать о кейсах других специалистов. (См. диаграмму 3.)


Диаграмма 3. Цели получения дополнительного образования по связям с общественностью


Новые знания и компетенции в наибольшей степени актуальны для тех, кто работал в сфере PR менее 2 лет (45%). Более опытные хотели бы систематизировать полученные на практике знания (36%), а также узнать побольше о зарубежном опыте (25%).


В ходе опроса также было выявлено, обучение по каким разделам PR наиболее актуально для них. Прежде всего речь идет об антикризисном PR (8,9%), анализе эффективности PR-кампаний (8,7%), организации PR-мероприятий (8,3%), долгосрочном планировании (7,7%) и репутационном менеджменте (7,3%).

PR в международной сфере и в системе маркетинга, проектный менеджмент в PR и рекламе также востребованы (5-6%). Остальные разделы PR (связи с инвесторами, связи с прессой, лоббирование и т. д.) менее актуальны. (См. диаграмму 4.)

Диаграмма 4. Актуальность разделов PR для обучения



Перенимать знания и опыт PR-специалисты предпочитают преимущественно у практиков. Однако поскольку зарубежный опыт не всегда применим в российских условиях, для 46% респондентов наибольшую ценность представляет общение с отечественными коллегами. Приоритет зарубежным специалистам отдали 27% опрошенных.

Учиться у преподавателей как российских, так и зарубежных вузов менее привлекательно для PR-специалистов (16% и 11% соответственно), так как с теорией, полагают многие, можно познакомиться самостоятельно, по книгам.

Что касается содержания, то для трети респондентов важны тренинги по практическим навыкам. Каждый пятый назвал методологию и обобщение PR-практики. Кейсы интересны 17% опрошенных, а теория лишь 6% PR-специалистов, что еще раз подтверждает сказанное выше.


Формальные требования к образовательным программам по PR

Сколько времени намерены PR-специалисты посвятить дополнительному образованию? Большинство, отвечая на этот вопрос, указали, что курсы должны длиться более двух недель (68%). При этом каждый четвертый хотел бы заниматься более месяца. Таким образом, в массе своей PR-специалисты понимают, что краткосрочные программы не дают необходимых знаний и навыков и могут обернуться пустой тратой времени.


Тем не менее треть вполне устраивает продолжительность курсов менее 2 недель (от одного до 10 дней). (См. диаграмму 5.)

Диаграмма 5. Желаемая продолжительность образовательных программ



Предпочтительная форма (43%) образовательных программ - дневная. Обучение по вечерам наиболее удобно 27% PR-специалистов. Примерно каждый четвертый опрошенный (23%) хотел бы посвящать учебе выходные дни, а для 7% форма не имеет значения.

Примерно половина респондентов (48%) отметили, что время года для посещения курсов не важно. Практически каждый четвертый хотел бы заниматься осенью, 13% - весной, 11% - зимой и лишь 5% готовы потратить на обучение летние месяцы.

Итак, какие же основные требования предъявляют потенциальные слушатели организаторам курсов? Диплом государственного образца необходим 72% респондентов, пройти стажировку по специальности, а также неформально общаться с коллегами желают 76% PR-специалистов. Отметим, что обеспечение питанием обязательно лишь для 24% респондентов, остальные это условие выдвигают как желательное.

Более половины (56%) устраивает стоимость обучения не выше 15 тыс. рублей. От 15 до 30 тыс. руб. готов заплатить каждый пятый респондент, более 30 тыс. руб. – 14%. Для каждого десятого участвовавшего в исследовании PR-специалиста цена значения не имеет. Очевидно, что в условиях кризиса ситуация здесь может несколько измениться.

Таким образом, опрос показал, что потребность в дополнительном обучении у PR-специалистов существует. При этом большое значение они придают репутации образовательного центра и квалификации его преподавателей. И хотели бы, чтобы те были прежде всего практиками, в первую очередь российскими, но и у зарубежных некоторые поучиться не прочь.

Евгения Коган

1 В силу малочисленности группы данные здесь представлены в абсолютном выражении.