litceysel.ru 1

Спецкурс по выбору


«Управление процессами организационных преобразований»


Автор: \


Царенко Андрей Сергеевич,

кандидат экономических наук,

ассистент кафедры теории и технологий управления


Содержание:


  1. Краткая характеристика спецкурса

  2. План спецкурса

  3. Вопросы

  4. Практические задания

  5. Список рекомендуемой литературы

Актуальность курса: В условиях усиления темпа глобализации, бурного развития информационно-коммуникационных технологий, трансформации в социальной сфере адаптация систем управления организацией к современным требованиям среды приобретает особое значение. Число инициированных проектов организационных преобразований, направленных на совершенствование работы компаний, непрестанно растет. Однако на сегодня недостаточно проработана теоретико-методологической база управления организационными изменениями, дальнейших исследований требуют вопросы их эффективной реализации. Очевидно, что для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности, эффективного достижения некоммерческих целей организации должны время от времени вносить изменения в свою деятельность. В практике и научных исследованиях все больше внимания уделяется анализу методов и организационным возможностям управления организационными трансформациями. Концепция управления изменениями охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области стратегии, производственных процессов, структуры и культуры любой социально-экономической системы, включая как коммерческие организации, так и НКО, государственные учреждения и предприятия.

Цель курса: Дать знания, представления и умения ориентироваться в быстроменяющемся ландшафте и самого электронного бизнеса и традиционного, который также должен адаптироваться к новым условиям, чтобы не исчезнуть.



Краткая характеристика спецкурса


Данный спецкурс по выбору рассчитан на 18 академических часов (6 пар лекций и 3 семинарских занятия), итоговый контроль – зачет.

Спецкурс ориентирован на формирование знаний в области организационной динамики, использования инструментов совершенствования управления организацией. Предлагаемый курс лекций логически дополняет дисциплины «Инновационный менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Управленческий консалтинг», «Теория организации», «Менеджмент».

Объектом исследования выступает организация как сложная развивающаяся под влиянием как внешних, так и внутренних факторов, система. Предмет изучения – процесс преобразования организации, направленный на оптимизацию оргсистем управления.

В рамках спецкурса студенты ознакомятся как с теоретико-методологическими основами управления организационными изменениями, так и с современными подходами к практической реализации инициатив изменений. Обучающиеся получат представление о современных инструментальных методиках трансформации, ознакомятся с практикой проведения анализа предрасположенности компании к изменениям. Отдельное внимание в спецкурсе уделено проблеме управления человеческим ресурсом в процессе организационной трансформации. Раскрыта сущность сопротивления со стороны персонала, предполагается ознакомление студентов с техниками его преодоления. Предусматривается, что обучающиеся овладеют базовыми навыками формирования команды осуществления проекта, распределения ролей акторов изменений, налаживания системы эффективных взаимоотношений с консалтинговыми организациями.

Учебный процесс предполагает использование мультимедийного оборудования для проведения презентаций.

Формы контроля: текущий контроль знаний в процессе проведения лекций и семинарских занятий: дискуссии и обсуждение кейсов, промежуточный тест, творческое групповое практическое задание: итоговый контроль - в виде проведения тестирования по основным вопросам курса - зачёт.





Программа спецкурса.


Спецкурс по выбору «Управление процессами организационных трансформаций»

Лекция 1

Место управления изменениями в системе управленческих наук. Историческое обращение с феноменом организационных изменений. Современное состояние среды функционирования организации, причины изменений


Лекция 2 Понятие «организационного изменения» и его типы. Уточнение трактовки и обзор основных типов инициатив изменений. Факторы выделения форм изменений. Эволюционные и революционные изменения как основные типы, их использование.


Лекция 3 Направленность организационных изменений и области его воздействия

Дихотомия концепций организационных трансформаций. Содержательные концепции изменения предприятия. Реинжиниринг. Всеобщее управление качеством. Кайзен. Аутсорсинг. Процессуальные модели изменений (Левина, Коттера, Фрайлингера и Фишера).

Сводная процессная модель организационных преобразований.


Лекция 4. Планирование преобразований

Анализ текущей ситуации. Стейкхолдеры изменений. Формирование требований и ограничений к процессу разработки стратегии трансформации. Разработка новой бизнес-модели. Оценка осуществимости инициативы изменения


Лекция 5 Реализация изменений в организационных системах

Проектный и программный подход как инструменты внедрения изменений

Субъекты программы изменений. Контроллинг процесса трансформации


Лекция 6 Человеческий фактор в процессе изменений. Сопротивление изменению: сущность, причины, и пути преодоления. Специфика трансформационных коммуникаций

Институционализация организационных изменений.

Рекомендуемая литература



Монографии
  1. Бойетт Дж. Г., Бойетт Дж. Т. Путеводитель по царству мудрости: лучшие идеи мастеров управления; пер. с англ. – М.: Олимп-Бизнес, 2002.


  2. Борисова Л.Г. Организационный дизайн: Современные концепции управления: Учеб. пособие для студентов упр. и экон. спец. вузов / Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ. Ин–т бизнеса и делового администрирования. — М.: Дело, 2003. — 398 с.

  3. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2003.

  4. Ваганов П.И. Управление организационными изменениями: основы инновационного управления и управленческих инноваций: Учеб. пособие / С.-Петерб. гос.ун-т экономики и финансов. Каф. экон. кибернетики и экон.-мат. методов. — СПб., 2004. — 96 с.

  5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. — М.: Экономистъ, 2003. — 328 с.

  6. Гибсон Дж., Донелли Д.. Организации: поведение, структура, процессы. —М.: Инфра-М, 2000. — С. 628–29.

  7. Гританс Я.М. Организационное проектирование и реструктуризация (реинжиниринг) предприятий и холдингов. Экономические, управленческие и правовые аспекты. — М.: Волтерс Клувер, 2005. — 216 с.

  8. Гуияр Фр. Ж., Келли Дж.Н. Преобразование организации: Пер. с англ. — М.: Дело, 2000.

  9. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. — СПб.: Питер, 1999.

  10. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в 21 веке: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

  11. Друкер П.Ф. Практика менеджмента.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2001.

  12. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: регламентация и управление — М.: ИНФРА-М, 2004.

  13. Джордж Дж.М., Джоунс Г.Р. Организационное поведение: Основы управления: Учеб. пособие для студентов вузов / Пер. с англ. Климова Е.А. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 447 с.
  14. Зуб А.Т., Локтионов М.В. Системный стратегический менеджмент методология и практика. — М.: Генезис, 2001. — С. 385–389.


  15. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 415 с.

  16. Иванов В.С., Сухов С.В. Организационное управление и реинжиниринг бизнес-процессов. — Ярославль: Международный ун-т бизнеса и новых технологий, 2002. — Ч. 1. — 95 с.

  17. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., Молчанова О.П., Тихонова Е.А., Шленов Ю.В.; Под ред. О.П. Молчановой. — М.: Вита-Пресс, 2001. — 272 с.

  18. Карташова Л.В. Организационное поведение: Учеб. пособие / Ин-т экономики и финансов «Синергия». — М.: ИНФРА–М, 2005. — 156 с.

  19. Кеннеди К. Гуру менеджмента. Кто есть кто в бизнес-элите. — М.: Транзиткнига, 2006. — 284 с.

  20. Коттер Дж.П. Впереди перемен: Пер. с англ. — М.: Олимп–Бизнес, 2003. — 238 с.

  21. Курс МВА по менеджменту / Ред. Коэн А.Р.; Пер. с англ.: Исаенко А., Лисовского А. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 506 с.

  22. Липунов Ю.П. Управление процессами: методы управления предприятием и использование информационных технологий – М.: АйТи ДМК Пресс, 2003.

  23. Малышева Л.А. Современное состояние и тенденции развития управления организационными изменениями / РАН. Урал. отд-ние Ин-т экономики. — Екатеринбург, 2003. — 70 с.

  24. Маринко Г.И. Управленческий консалтинг. — М.: ИНФРА-М. — 2005. — 381 с.

  25. Мартиросов К.А. Кризисное управление и реинжиниринг предприятия в переходной экономике. — М.: МАКС Пресс, 2003. — 160 с.

  26. Масленникова Н.П. Менеджмент инновационной организации / Гос. ун-т упр. Ин-т инноватики и логистики. — М., 2001. — 97 с.
  27. Морозов А.Н. Управление организационными изменениями: концепции и стратегии / С. -Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2003.


  28. Николенко Н.П. Реинжиниринг во имя клиента – М.: Издательский дом «Страховое ревю», 2003.

  29. Нортон Д.П., Каплан Р.С. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей. — М.: Олимп-Бизнес, 2004.

  30. Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений / пер. с англ. Каждана М.Я. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. — 473 с.

  31. Оздоровление бизнеса / Пер с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 172с. — (Серия «Классика Harvard Business Review»).

  32. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса. Реинжиниринг организации и информационные технологии – М.: Финансы и статистика,1997.

  33. Павлова А.В. Управление организационными изменениями. — Казань: Казан. гос. ун-т, 2004. — 247 с.

  34. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению: Моделирование бизнес-процессов. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2004.

  35. Робсон М., Уллах Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов: Практ. руководство / Пер. с англ., под ред. Эриашвили Н.Д. — М.: ЮНИТИ, 2003. — 222 с.

  36. Салимова Т.А., Ватолкина Н.Ш. История управления качеством. — М.: Кнорус, 2005. — 256 с.

  37. Сенге П.М., Клейнер А., Робертс Ш., Росс Р.Б., Рой Дж., Смит Бр. Дж. Танец перемен: новые проблемы самообучающихся организаций: Пер. с англ. — М.: Олимп-Бизнес, 2003.

  38. Тельнов Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 256 с.

  39. Томпсон А.А., Стрикленд А. Д. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. — М.: Юнити, 1998. — С. 470–479.
  40. Управление организационными изменениями: реструктуризация предприятия: Учеб. пособие / Соколов Д.В., Мотышина М.С., Минеева Н.В. и др.; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. — СПб., 2003. — 156 с.


  41. Управление развитием и изменением / The Open univ. Business school, Междунар. ин-т менеджмента ЛИНК; Под ред. Губанова А.А. — Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002. Кн. 11: Управление изменениями: навыки и стратегия/ Подгот. Фармером Э. и др. — 82 с.

  42. Управление развитием и изменением / подгот. Мэйби К., Уайт Б.М.. — Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. — 223 с.

  43. Уткин Э.А. Бизнес-реинжиниринг. — М.: Тандем, ЭКНОС, 1998.

  44. Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации: Как успешно провести преобразования: Пер. с нем. / Центр поддержки корпоратив. упр. и бизнеса. — М.: Книгописная палата, 2002. — 261 с.

  45. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006.

  46. Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты — СПб.: Питер, 2001.

  47. Экономика предприятия / под редакцией О.И. Волкова и Девяткина. — М.: Инфра-М, 2002. — С. 420–423.


Диссертации и авторефераты диссертаций


  1. Жуков С.В. Реинжиниринг как процесс совершенствования управления малыми предприятиями сферы услуг: Автореф. дис. ... канд. наук; Экономические науки: 08.00.05 / Моск. гос. ун-т сервиса. — М., 2000. — 23 с.

  2. Иванов С.В. Реинжиниринг бизнес–процессов предприятий сферы услуг: Автореф. дис. ... канд. наук; Экономические науки: 08.00.05 / С.– Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. — СПб., 2002. — 17 с.

  3. Ковалева Т.Ю. Управление организационными изменениями: экспертно-ролевой подход: Автореф. дис. ... канд. наук; Экономические науки : 08.00.05 / С. -Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. — СПб., 2001.


Статьи в периодических изданиях

  1. Адлер Ю.П., Щепетова С.Е. Процессное описание бизнеса — основа основ и для системы экономики качества // Стандарты и качество. — 2002. — №2.


  2. Бенчмаркинг — менеджмент или шпионаж? The Elitarium Project. 2003

  3. Бородин А.И. Методология и инструментальные средства для проведения реинжиниринга // Менеджмент в России и за рубежом. — М., 2003. — № 3. — С. 37–45.

  4. Волков К.В., Попов Е.В. Современный реинжиниринг// Менеджмент в России и за рубежом. — 2002. — №4.

  5. Забулонов А.Б. Реинжиниринг: практические подходы к реорганизации // Менеджмент в России и за рубежом. — 2002. — №1.

  6. Козак Н. Портрет менеджера в новом интерьере // Управление компанией. — 2001. — №1.

  7. Конина Н. Реинжиниринг компаний ФРГ и их глобальная конкурентоспособность // Проблемы теории и практики управления. — М., 2000. — № 4. — С. 94–97.

  8. Кутелев П.В. Реинжиниринг кризисной компании: концепция, методология, условия внедрения // Изв. вузов. Сев. -Кавк. регион. Обществ. науки. — Ростов н/ Д, 2001. — № 4. — С. 84–89.

  9. Легри П. Управление изменениями в организации // Европ. качество. — М., 2003. — № 3. — С. 22–31.

  10. Лузин А., Ляпунов С. Новый подход к реструктурированию российских предприятий // Проблемы теории и практики управления. —2000. — №2.

  11. Маринец И.Н. Стратегия и тактика осуществления организационных изменений // Вестник Сев-Кав. ГТУ. Серия «Экономика». 2004. — № 2 (13).

  12. Сухов С.В. Системный подход к управлению коммерческим предприятием // Менеджмент в России и за рубежом. — 2001. — №6.

  13. Хотинская Г.И. Реинжиниринг на предприятии сферы услуг // Менеджмент в России и за рубежом. — 2001. — №6.
  14. Шадрин. Некоторые аспекты практической реализации процессного подхода // Стандарты и качество. — 2003. — №6.



Иностранные источники

  1. Basil D., Cook C. The Management of Change, London: McGraw Hill, 1974.

  2. Beckman T. Applying AI to Business Reengineering. Tutorial World Congress on Expert Systems III, 1999.

  3. Garside J. Plan to win. A Clear and practical approach to creating and implementing cost-effective business processes., West Lafayette, Indiana: Inchor business book, 1999.

  4. Gerum E. Verhalten und Prozesse in Organisationen. Materialien zum Vorlesung. Marburg, 2007.

  5. Haid J. Change Management zwischen Business Process Reengineering und Organisationalem Lernen. Zürich, Univ. Diss., 2004.

  6. Reiß M. Change Management: Programme, Projekte, Prozesse. Stuttgart: Schaefer–Poeschel, 1997.

  7. Scholy J. M. Internationales Change Management: Praxiserfahrungen bei der Veränderung von Unternehmen und Humanressourcen, Stuttgart: Schaffer-Poeschel, 1995.



Статьи

  1. Ascari A., Rock M., Dutta S. Reengineering and Organizational change: lessons from a comparative analysis of company experiences //European management journal. — 1995. — №1.

  2. Abel C.F., Sementelli A.J. Evolutionary critical theory, metaphor, and organizational change // Journal of Management Development. 2005. — Vol. 24. — № 5. — P. 443–458.

  3. Abraham M., Crawford J., Fisher T. Key factors predicting effectiveness of cultural change and improved productivity in implementing total quality management // International Journal of Quality and Reliability Management. 1999. — Vol. 16. — № 2. — P. 112–132.
  4. Accelerating Change. A report by the Strategic Forum for Construction Chaired by Egan J. London: Rethinking Construction, 2002. — ISBN 1 898671 28 1.


  5. Appelbaum S.H., Pratt W.G. Strategic organizational change: the role of leadership, learning, motivation and productivity // Management Decision. 1998. — Vol. 36. — № 5. — P. 289–301.

  6. Armenakis A.A., Harris S.G. Crafting a change message to create transformational readiness // Journal of Organizational Change Management. 2002. — Vol. 15. — № 2. — P. 169–183.

  7. Atkinson P. Managing resistance to change. // Management Services. Spring 2005. — Vol. 49. — Issue 1.

  8. Attaran M. Why does reengineering fail? A practical guide to a successful implementation // Journal of Management Development. 2000. — Vol. 19. — № 9. — P. 794–801.

  9. Baba Z. A regional approach towards organizational transformation // Library Review. 2001. — Vol. 50. — № 7/8. — P. 377–381.

  10. Bamford D.R., Forrester P.L. Managing planned and emergent change within an operations management environment // International Journal of Operations & Production Management. 2003. — Vol. 23. — № 5. — P. 546–564.

  11. Barber F., Freeland D.G., Brownell D. A Survivor’s Guide to Organization Redesign The Boston Consulting Group. Inc. 2003.

  12. of Organizational Change Management. 2002. — Vol. 15. — № 3 — P. 311–326.

  13. Bovey W. H., Hede A. Resistance to organizational change: the role of cognitive and affective processes // Leadership & Organization Development Journal. 2001. — Vol. 22. — № 8. — P. 372–382.

  14. Boyd L., Gupta M. Constraints management. What is the theory? // International Journal of Operations & Production Management. 2004. — Vol. 24. — № 4. — P. 350–371.

  15. Boyne G.A. Sources of public service improvement: a critical review and research agenda // Journal of public administration research and theory. 2003. — Vol. 13. — N 3. — P. 368–394.

  16. Buch K., Rivers D. TQM: the role of leadership and culture // Leadership & Organization Development Journal. — 2001. — Vol. 22. — № 8. — P. 365–371.


  17. Burnes B. Emergent change and planned change – competitors or allies? // International Journal of Operations & Production Management. 2004. — Vol. 24. — № 9. — P. 886–902.

  18. Burnes B. Managing change and changing managers from ABC to XYZ // Journal of Management Development. 2003. — Vol. 22. — № 7. — P. 627–642.

  19. Burnes B. No such thing as … a “one best way” to manage organizational change // Management Decision. 1996. — Vol. 34. — № 10. — P. 11–18.

  20. Business Process Reengineering Assessment Guide. United States General Accounting Office. May 1997.Version 3.

  21. Caldwell R. Change leaders and change managers: different or complementary? // Leadership & Organization Development Journal. 2003. — Vol. 24. — № 5. — P. 285–293.

  22. Chapman J.A. A framework for transformational change in organizations // Leadership & Organizational development Journal. 2002. — Vol.23. — № 1. — P. 16–25.

  23. Collins D. New paradigms for change? Theories of organization and the organization of theories // Journal of Organizational Change Management. 1996. — Vol. 9. — № 4. — P. 9–23.

  24. Collins D., Rainwater K. Managing change at Sears: a sideways look at a tale of corporate transformation // Journal of Organizational Change Management. 2005. — Vol. 18. — № 1. — P. 16–30.

  25. Cornell J. Aspects of the management of change // Journal of Management in Medicine.1996. — Vol. 10. — № 2. — P. 23–30.
  26. de Brabandere L. The Forgotten Half of Change /article adapted from the author’s new book: The Forgotten Half of Change: Achieving Greater Creativity Through Changes in Perception, Dearborn Trade Publishing, 2005/, The Boston Consulting Group, Inc. 2005.


  27. Del Val M.P., Fuentes C.M. Resistance to change: a literature review and empirical study // Management Decision. 2003 — Vol. 41. — № 2. — P. 148–155.

  28. Di Pofi J.A. Organizational diagnostics: integrating qualitative and quantitative methodology // Journal of Organizational Change Management. 2002. — Vol. 15. — № 2 — P. 156–168.

  29. Doolin B. Understanding organisational change: discourse, technology and social relations. University of Waikato, Management School New Zealand. Paper presented to the Change and organizations stream. Critical Management Studies Conference. July 2001

  30. Elrod II P.D., Tippett D.D. The «death valley» of change // Journal of Organizational Change Management. 2002. — Vol. 15. — № 3 — P. 273–291.

  31. Francis D., Bessant J., M Hodbay Managing radical organization transformation // Management Decision. 2003. — Vol. 41. — № 1. — P. 18–31.

  32. Francis H. HRM and the beginnings of organizational change // Journal of Organizational Change Management. 2003. — Vol. 16. — № 3. —P. 309–323.

  33. F

  34. Graetz F. Strategic change leadership Management Decision. 2000. — Vol. 38. — № 8. — P. 550–562.

  35. Grasley M., Eng P. Changing a process? Ask MOM for help. Control Engineering. May 2007. — P. 30.

  36. Grzeda M.M. In competence we trust? Addressing conceptual ambiguity // Journal of Management Development. 2005. — Vol. 24. — № 6. — P. 530–545.

  37. Haddadj S. Organization change and the complexity of succession. A longitudinal case study from France Journal of Organizational Change Management. 2003. — Vol. 16. — № 2. — P. 135–153.

  38. Keenan P., Jackson A., Sirkin H. L, Transformation: How to Load the Dice in Your Favor The Boston Consulting Group. Inc. 2003.

  39. Kelloway E.K., Barling J., Helleur J. Enhancing transformational leadership: the roles of training and feedback // Leadership & Organization Development Journal. 2000. — Vol. 21. — № 3. — P. 145–149.


  40. Krishnan V.R. Impact of transformational leadership on followers’ influence strategies // Leadership & Organization Development Journal. 2004. — Vol. 25. — № 1. — P. 58–72.

  41. Lennox M. Model Strategy for Change Management // Management Development Review. 1994. — Vol. 7. — № 6. — P. 16–19.

  42. Lewis D.S. Organizational Change: Relationship between reactions, behaviour and organizational performance // Journal of Organizational Change Management. 1994. — Vol. 7. — № 5. — P. 41–55.

  43. Mabin V.J., Forgeson S., Green L. Harnessing resistance: using the theory of constraints to assist change management // Journal of European Industrial Training. 2001. — Vol. 25. — № 2/3/4. — P. 168–191.

  44. Macadam C. Addressing the barriers of managing change // Management Development Review. 1996. — Vol. 9 — № 3. — P. 38–40.

  45. Martin K., Quigley M.A., Roges S. Implementing a learning management system globally: An innovative change management approach // IBM Systems Journal, 2005. — Vol. 44. — N 1.

  46. Mc Adam P. Radical change: a conceptual model for research agendas // Leadership & Organization Development Journal. 2003. — Vol. 24. — № 4. — P. 226–235.

  47. McGreevy M. Managing the transition // Industrial and Commercial Training. 2003. — Vol. 35. — № 6. — P. 241–246.

  48. Muthu S., Whitman L., Cheraghi S.H. Business process reengineering: a consolidated methodology. Proceedings of the 4th Annual International Conference on Industrial Engineering Theory, Applications and Practice November 17–20. 1999. San Antonio, Texas, USA. 1999.
  49. O’Brien J. Participation as the key to successful change — a public sector case study // Leadership & Organization Development Journal. 2002. — Vol. 23. — № 8. — P. 442–455.


  50. Okumus F. A framework to implement strategies in organizations // Management decision. 2003. — Vol. 41. — № 9. — P.871–882.

  51. Old D.R. Consulting for real transformation, sustainability and organic form // Journal of Organizational Change Management. 1995. — Vol. 8. — № 3. — P. 6–17.

  52. Organizational change in transforming societies / Guest ed. Clark E., Lang R., Balaton K. // International studies of management and organization. — Armonk (N.Y.). 2001. — Vol. 31. — № 2. — P. 3–100.

  53. Palmer B., Walls M., Burges Z., Stough C. Emotional intelligence and effective leadership // Leadership & Organization Development Journal. 2001. — Vol. 22. — № 1. — P. 5–10.

  54. Panagiotou G., van Wijnen R. The «telescopic observations» framework: an attainable strategic tool // Marketing Intelligence & Planning. 2005. — Vol. 23. — № 2. — P. 155–171.

  55. Paper D., Chang R. The State of Business Process Reengineering: a search for success factors // Total quality management and business excellence. January 2005. — Vol. 16. — N 1. — P.121–133.

  56. Potter J. Creating a passion for change — the art of intelligent leadership // Industrial and Commercial Training. 2001. — Vol. 33. — № 2. — P. 54–58.

  57. Prastacos G., Soederquist K., Spanos Y., van Wassenhove L. An Integrated Framework for Managing Change in the New Competitive Landscape // European Management Journal. February 2002. — Vol. 20. — № 1. — P. 55–71.

  58. Rahman S. Theory of constraints A review of the philosophy and its applications // International Journal of Operations & Production Management. 1998. — Vol. 18. — № 4. — P. 336–355.
  59. Siegal W. et al Understanding the management of change An overview of managers’ perspectives and assumptions in the 1990s // Journal of Organizational Change Management. 1996. — Vol. 9. — № 6. — P. 54–80.


  60. Silvestro R. Towards a contingency theory of TQM in services. How implementation varies on the basis and variety // International Journal of Quality and Reliability Management. — 2001. — Vol. 18. — № 3. — P. 254–288.

  61. Smith I. Achieving readiness for organisational change // Library Management. 2005. — Vol. 26. — № 6/7. — P. 408–412.

  62. Smith I. Continuing professional development and workplace learning. Managing the «people side» of organizational change // Library Management. 2005. — Vol. 26. — № 3. — P. 152–155.

  63. Storr L. Leading with integrity: a qualitative research study // Journal of Health Organization and Management. 2004. — Vol. 18. — № 6. — P. 415–434.

  64. Stuart R. Experiencing organizational change: triggers, processes and outcomes of change journeys // Personnel Review. 1995. — Vol. 24. — № 2. — P. 3–88.

  65. Styhre A. Non-linear change in organizations: organization change management informed by complexity theory // Leadership & Organization Development Journal. 2002. — Vol. 23. — № 6. — P. 343–351.

  66. TQM, ISO 9000, Six Sigma: Do process management programs discourage innovation? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.knowledge.wharton.upenn.edu/article/1321.cfm.2005.

  67. Valle S.A. The phenomenon of organizational evolution: a model for analysis // Leadership & Organization Development Journal. 2002. — Vol. 23. — № 4. — P. 215–227.

  68. Van der Bent J., Paauwe J., Williams R. Organizational learning: an exploration of organizational memory and its role in organizational change processes // Journal of Organizational Change Management. 1999. — Vol. 12. — № 5. — P. 377–404.
  69. Waldersee R., Griffiths A. Implementing change: matching implementation methods and change type // Leadership & Organization Development Journal. 2004. — Vol. 25. — № 5. — P. 424–434.


  70. Waldman D. A theoretical consideration of leadership and total quality management // Leadership Quarterly. — 1993. — Vol. 19. — № 3. — P. 65–79.

  71. Філіпович Н. Зміни: коли все у Ваших руках // Києво-Могилянська Бiзнес Студiя. 2004. — N7. — C. 62–66.

Интернет-источники


  1. 7 Советов по успешному использованию систем управления бизнес-процессами, Movaris, Inc. просмотр 06.03.05 Режим доступа: http://management-magazine.ru/process/pr-7advices-01.html

  2. Anothеr Reorganization? What to Expect, What to Avoid Published: July 2, 2003. Режим доступа: http://knowledge.wharton.upenn.edu/index.cfm?fa=viewArticle&id=811

  3. de Geus A. Every Institution is a Living System, posted: February 18, 2004. Режим доступа: http://www.management.com.ua/cm/cm015.html

  4. HRobert D. Boeringer, Process mapping and reengineering Orion Development Group просмотр 04.09.04. Режим доступа: http://management-magazine.ru/process/pr-mapping-01.html

  5. Landis K. M., Mishra S., Porello K. Calling a change in the outsourcing market. The realities for the worlds largest organizations. Deloitte Development LLC, April, 2006.

  6. Гордеев М., Соболев М. Закономерности организационных изменений [Электронный ресурс] // Директор-инфо. 2003. — № 4. Режим доступа: http://www.gaap.ru/biblio/management/strategic/042.asp / свободный.

  7. Ксенофонтова Е.Г. Управление изменениями в компании: опыт российских предприятий. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.tmconsulting.ru/ИАС «Персонал 911»/наши исследования. 2003


  8. Маршалл Дж., Коннэр Д.Р. Еще одно соображение, как и почему компании сопротивляются переменам, размещено: 02.12.2003. Режим доступа: http://management.com.ua/cm/cm011.html

  9. Обзор методологии реинжиниринга (Reviewing Reengineering Methodology), BPR Online Learning Center. Режим доступа: http://www.prosci.com/methodology.htm

  10. Различные подходы консалтинговых компаний к реинжинирингу бизнес-процессов (Different Consulting Approaches to Business Process Reengineering), Harvard Business School, 1996. Режим доступа: http://www.hbs.edu/mis/reengineer/projects/team1/reeng.htm

  11. Редизайн бизнес-процессов: обзор (Business Process Redesign: An Overview), Йогеш Малхотра, 1996. Режим доступа: http://www.brint.com/papers/bpr.htm

  12. Схема управления совершенствованием процессов. Приложение H: Методология организации работ (Framework for Managing Process Improvement. Appendix H: Methodology Work Breakdown Structure) в библиотеке электронного колледжа инновации процессов, размещение 1994. Режим доступа: http://www.dtic.mil/c3i/bprcd/3003ah.htm
  13. Управление организационными изменениями [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dist-cons.ru/modules/ManageChange/index.html / свободный.


  14. Фуллан М. Складність процесу змін / Сили змін, розміщено: 12.01.2004. Режим доступа: http://management.com.ua/cm/cm012.html

  15. Хентце Й., Каммель А. Как преодолеть противодействие организационным изменениям [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dps.smrtlc.ru/Articles/Org_change_2.htm / свободный.