litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
«УТВЕРЖДАЮ»


Председатель

___________________В.И. Лисов


г. Москва 18 декабря 2008г.

СПРАВКА


об итогах реализации Инновационной Образовательной Программы «ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ КАК БАЗОВОМ РЕСУРСНОМ ЦЕНТРЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ», выполняемой Московским городским психолого – педагогическим университетом в рамках национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»


Наблюдательный Совет Инновационной образовательной Программы МГППУ, сформированный из представителей органов государственного управления, российских общественных организаций, работодателей, академической общественности, средств массовой информации, в составе:

        1. Лисов Василий Иванович (председатель) - Первый заместитель руководителя Департамента образования города Москвы, д.экон.н, профессор, член-корр. РАО;

  1. Адамский Александр Изотович - ректор автономной некоммерческой образовательной организации «Институт образовательной политики «Эврика», член Общественной палаты РФ, к.пед.н.;

  2. Асмолов Александр Григорьевич - зав. кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, д.пс.н., профессор, член-корреспондент РАО;

  3. Бунимович Евгений Абрамович - депутат Московской Городской Думы, председатель комиссии по науке и образованию;

  4. Головань Алексей Иванович - Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве;

  5. Дмитриева Татьяна Борисовна - директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского, д.мед.н, профессор, академик РАМН;

  6. Драгункина Зинаида Федоровна - зам. председателя Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности;
  7. Елисеев Александр Михайлович - начальник Главного Управления МЧС России по городу Москве, генерал-лейтенант;


  8. Калинин Юрий Иванович - директор Федеральной службы исполнения наказаний;

  9. Киселев Александр Федотович - генеральный директор издательского дома «Дрофа», д.ист.н., профессор, член-корреспондент РАО;

  10. Смолин Олег Николаевич - депутат Государственной Думы Федерального собрания РФ, первый заместитель председателя комитета по образованию и науке Госдумы, д.фил.н., профессор, член-корреспондент РАО;

  11. Столяров Николай Сергеевич - зам. руководителя аппарата Счетной палаты РФ, д.экон.н., профессор политологии;

  12. Тихонов Александр Николаевич - директор ГосНИИ информационных технологий и телекоммуникаций «Информика», д.техн.н., профессор;

  13. Фельдштейн Давид Иосифович - вице-президент РАО, д.пс.н., профессор, академик РАО;

  14. Фрумин Исаак Давидович - научный руководитель Института развития образования Государственного Университета – Высшей Школы Экономики, д.пед.н.


рассмотрел итоги реализации Инновационной образовательной Программы «ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ КАК БАЗОВОМ РЕСУРСНОМ ЦЕНТРЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ», выполняемой Московским городским психолого – педагогическим университетом в рамках национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ» (далее – Инновационная Программа МГППУ, ИОП).

Наблюдательный Совет рассмотрел на своем заседании фактические результаты реализации Инновационной Программы МГППУ. Члены Наблюдательного Совета ознакомились с фактическими результатами реализации инновационной Программы МГППУ в 2007 – 2008 годах, посетили Фундаментальную психологическую библиотеку МГППУ, Центр клинической психологии раннего возраста, Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Центр по практикуму возрастно-психологическому консультированию, ресурсный центр, редакционно-издательский центр, Центр экстренной психологической помощи, Центр экспериментальной психологии, Институт гуманитарных технологий, факультет дистанционного образования, модернизированные аудитории, Центр коллективного пользования по общепсихологическому практикуму, Институт Гуманитарных технологий МГППУ, Институт экстремальной психологии МГППУ, факультет государственного и муниципального управления, факультет психологического консультирования, факультет дистанционного обучения, центр по созданию медиаматериалов для учебного процесса,



Наблюдательный Совет заслушал сообщения руководителя инновационной Программы, ректора МГППУ академика РАО В.В. Рубцова и координатора работ по инновационному проекту, исполнительного директора Дирекции по выполнению задач Программы, Задориной Е.Н.

Наблюдательный Совет Программы констатирует следующее:


1. Основная цель Инновационной образовательной программы МГППУ «ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ КАК БАЗОВОМ РЕСУРСНОМ ЦЕНТРЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ» – преодолеть разрыв между требованиями, предъявляемыми к профессиональной деятельности психолога в различных сферах социальной практики, и сложившейся в России системой психологического образования, сформировать в МГППУ устойчивую и развивающуюся систему инновационного психологического образования. Для достижения этой цели ИОП предусматривалось:


  • осуществить комплекс мероприятий по укреплению инновационной образовательной среды в МГППУ;

  • сформировать структуры, обеспечивающие организационную, учебно-методическую, научно-исследовательскую поддержку инновационных подходов в образовании, а также постоянное взаимодействие Университета с инновационным предпринимательством;

  • внедрить в образовательный процесс конкретные образовательные программы инновационного типа, относящиеся к научным направлениям, отнесенным Президентом Российской Федерации к «Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации».

Указанная основная цель конкретизируется в четырех стратегических направлениях Инновационной Программы МГППУ:
    1. Формирование системы образовательных программ в области психологии, обеспечивающих подготовку психологов различных направлений и специальностей на уровне современных международных стандартов, формирование специалистов, способных к профессиональной деятельности в различных сферах социальной практики, в первую очередь – в образовании


  1. Развитие междисциплинарных образовательных программ и научно-исследовательской кооперации Университета с учреждениями РАН, РАО, РАМН, ведущими ВУЗами России на общей информационной и технико - технологической основе, создание межотраслевого ресурсного центра фундаментальных и прикладных исследований в сфере психологических проблем современной социальной и экономической практики

  2. Разработка программ межведомственного взаимодействия (на примере столичного региона) с целью координации усилий психологов различных ведомств в направлении решения проблем психологической помощи населению (экстренная помощь, работа в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, решение проблем миграции, помощь детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, детям – сиротам и детям – инвалидам), создание ресурсного центра психологической службы образования столичного региона как модельного ресурсного центра практической психологии для трансляции опыта и современных технологий в регионы России

  3. Создание современного информационного обеспечения системы психологического образования на основе новых информационных технологий и электронных средств с целью оптимизации профессиональной подготовки практических психологов и повышения психологической культуры населения.

В рамках указанных направлений в МГППУ выполняются шесть общих задач, определяющих содержание работ по реализации ИОП в структурных подразделениях МГППУ:

Задача 1. Создание новых специализаций в рамках специальности «Психология» для эффективной подготовки кадров в тех сферах деятельности, где такая подготовка остро востребована или может быть востребована в самое ближайшее время.

Задача 2. Создание эффективных моделей подготовки психологов в тех областях, где подготовка кадров осуществляется на основе традиционных подходов, но при этом имеет, по-преимуществу, мало эффективный и недостаточно адекватный характер.


Задача 3. Создание эффективной системы фундаментальной общепсихологической, естественнонаучной и математической подготовки студентов и современной технико-технологической базы для организации научных исследований по фундаментальным проблемам психологии.

Задача 4. Создание междисциплинарных и межведомственных образовательных программ и модулей обучения.

Задача 5. Разработка новых технологий психологического образования (дистанционное психологическое образование).

Задача 6. Создание и реализация информационно - образовательных программ психологического просвещения участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей).

В ходе реализации инновационной Программы МГППУ выполнение каждой общей задачи осуществлялось в форме локальных инновационных проектов, в которых определены конкретные цели проекта, его мероприятия, участники разработки, ожидаемые результаты и характер их влияния на социум.

Наблюдательный Совет отмечает, что в процессе выполнения Инновационной образовательной программы МГППУ на основе результатов, полученных в ходе реализации локальных проектов Программы, изменились содержание миссии и направление стратегии развития ВУЗа:

если в начале реализации ИОП МГППУ Университет стремился, в основном, к радикальной модернизации психологического образования в Российской Федерации, основанной на принципах интеграции науки, образования и практики с учетом требований динамично развивающегося рынка труда, особенностей практической психологии образования и требований Болонского соглашения,

то в настоящее время стратегической целью коллектива стало превращение МГППУ в уникальный в своем роде научно-образовательный комплекс - «Национальный исследовательский Психологический Университет».

В рамках исследовательского университета, которым становится МГППУ в ходе реализации Инновационного проекта, действуют:


  • научно образовательный Комплекс «Психология» на базе ПИ РАО и МГППУ,

  • научно-образовательные Центры коллективного пользования: Центр экспериментальной психологии МГППУ – ИП РАН; Центр психогенетических исследований МГППУ – Национальный Центр психического здоровья РАМН; Центр нейрофизиологических исследований МГППУ – Институт радиоэлектроники РАН, ГУ ВШЭ; Центр проектирования экспертных систем «Психология» МГППУ – ИСА РАН; Центр этнопсихологических исследований МГППУ – Институт Востоковедения РАН,

  • функционирует технологический парк отработки новых психологических технологий на базе Университетского округа МГППУ,

  • введена в эксплуатацию фундаментальная психологическая библиотека с современными электронными ресурсами и виртуальным читальным залом.

Всего в рамках инновационной образовательной программы МГППУ выполнено 37 локальных проектов, в которых приняли участие в качестве партнеров 15 российских и зарубежных университетов, 10 научных институтов РАН и других академий наук, свыше 100 государственных организаций и учреждений. В итоге разработаны и реализованы новые образовательные программы психологического направления, создана действующая модель регионального ресурсного центра практической психологии, существенно развита структура Интернет-портала университета за счет включения электронных образовательных ресурсов, обеспечен удаленный доступ к учебно-научным комплексам и ресурсным центрам общего пользования, создана база IT-системы управления научно-образовательной деятельностью МГППУ.


2. Расходование средств субсидии и софинансирования.

Общее финансирование Инновационной образовательной программы МГППУ из средств федерального бюджета на период 2007-2008 гг. – 341,0 млн. руб. (из них в 2007 г. – 170,5 млн. руб.). Софинансирование ИОП МГППУ составляет 21, 57% общего объема финансирования программы из средств федерального бюджета.


Инновационная Программа МГППУ ориентирована не только на приобретение лабораторного оборудования, но и на внедрение новых научно-обоснованных форм образовательного процесса и исследовательской работы. Это выразилось в том, что в структуре Программы представлены как локальные проекты, связанные с развитием современной учебно-лабораторной базы и созданием инновационных научно-практических подразделений (центров), так и проекты, нацеленные на создание инновационных образовательных программ. Такая стратегия отразилась в распределении средств по основным направлениям финансирования национального проекта «Образование». При этом основные закупки оборудования, за исключением уникального, приходятся на 2007 год.


Направления расходования средств

Средства федерального бюджета (млн. руб.)

Софинансирование (млн. руб.)

Средства федерального бюджета (млн. руб.)

Софинансирование (млн. руб.)

План

2007 год

Факт

2007 год

План

2007 год

Факт

2007 год

План

2008 год

Факт

2008 год

План

2008 год


Факт

2008 год

  1. Приобретение лабораторного оборудования

75,0

75,0

7,0

7,0

82,0

82,0

30,0

30,0

  1. Разработка и приобретение программного и методического обеспечения

82,5

82,5

17,0

17,0

74,5

74,5

-

-

  1. Модернизация материально-технической базы

-

-

12,554

12,554

-

-

5,0

5,0

  1. Повышение квалификации и переподготовка персонала

13,0

13,0


1,147

1,147

14,0

14,0

-

0,864

Итого

170,5

170,5

37,701

37,701

170,5

170,5

35,0

35,864



следующая страница >>