litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 28 29
Постатейный справочник с комментариями к Федеральному закону от 6 октября 2003 года


№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоупарвления в Российской Федерации»

Москва

2008


Авторский коллектив:

Бабичев Игорь Викторович, кандидат юридических наук, руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса – ст. 8, 10 – 12, 41, 66, 67, 80.

Кокин Игорь Александрович, координатор-эксперт Центра передовых технологий Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, член Президиума Единого общероссийского объединения муниципальных образований (Конгресса) – гл.3, 4.

Пешин Николай Леонидович, доктор юридических наук, доцент кафедры

конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ

им. М.В. Ломоносова – гл. 8, ст.68, 69, 83 (ч. 4 и 5).

Сергеев Алексей Аронович, доктор юридических наук, директор Независи-

мого института выборов – преамбула, ст. 1 – 7, 9, гл. 5, ст. 39, 40, 42 – 48, 79,

81, 82, 82.1.

Смирнов Борис Владимирович, член комиссии Совета по местному само-

управлению при Председателе Государственной Думы РФ, государственный

советник Российской Федерации 2-го класса – ст. 13, 13.1, 83 (части 1–3, 6,

7), 84–86.

Шугрина Екатерина Сергеевна, доктор юридических наук, доцент кафедры

конституционного и муниципального права России Московской государ-

ственной юридической академии – ст. 34 – 38, гл.10.

Научный редактор И.В. Бабичев

Редактор Б.В.Смирнов

Постатейный справочник с комментариями к Федеральному закону от

6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации» / Под редакцией И.В. Бабичева –

М., 2008. –368 с.

Издание представляет собой постатейный справочник с комментариями к

Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации». Справоч-

ный материал и комментарии положений указанного Федерального закона

дает комплексное разъяснение наиболее важных положений названного За-

кона, содержит разъяснения различных вопросов, возникающих в процессе

его правоприменения. Справочные материалы в значительной степени бази-

руются на данных мониторинга, осуществляемого Министерством региональ-

ного развития Российской Федерации, иных статистических источниках, ис-

точниках права и практики правоприменения.

Книга предназначена для высших должностных лиц муниципальных об-

разований, депутатов, иных выборных должностных лиц местного само-

управления, должностных лиц местного самоуправления, муниципальных

служащих.

Издание осуществлено при финансовой поддержке

Министерства регионального развития Российской Федерации.


ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Сегодняшний этап развития местного самоуправления в современной Рос-

сии истоком своим восходит к результатам работы правительственной комис-

сии под руководством Д.Н. Козака по разграничению полномочий между уров-

нями публичной власти, которая с июля 2001 года по май 2002 года создала

основы концепции разграничения полномочий между государственной и муни-

ципальной властью и основы новой территориальной архитектуры местного

самоуправления.

Руководствуясь этой концепцией, группа Министерства экономического

развития РФ под руководством В.В. Шипова, в работе которой довелось при-

нять участие и автору этих строк, в июле-сентябре 2002 года создала основной


правовой материал нового Федерального закона об общих принципах орга-

низации местного самоуправления.

В последующие месяцы проект Федерального закона беспрецедентно ши-

роко обсуждался со всеми заинтересованными субъектами муниципального

развития – руководителями и специалистами органов государственной власти

федерального и регионального уровня, руководителями и специалистами ор-

ганов местного самоуправления, объединениями муниципальных образова-

ний, учеными и экспертами в сфере местного самоуправления и муниципаль-

ного права, представителями общественности и средств массовой информа-

ции. Выработке позиций по проекту Федерального закона были посвящены

три сессии Конгресса муниципальных образований Российской Федерации,

целый ряд конференций, круглых столов, семинаров и совещаний.

Значительный вклад в создание основ местного самоуправления в стране

в тот период сыграла рабочая группа по вопросам развития местного самоу-

правления Государственного совета РФ во главе с С.С. Собяниным, работа

Комитетов Государственной Думы и Совета Федерации по вопросам местного

самоуправления во главе с В.С. Мокрым, Р.З. Алтынбаевым и Л.Ю. Рокецким

Выступая перед участниками XIII сессии Конгресса муниципальных обра-

зований в ноябре 2003 года Президент Российской Федерации В.В. Путин под-

черкнул, что «обновленный закон об общих принципах местного самоуправле-

ния… сегодня многое расставляет по своим местам. Он направлен на децентра-

лизацию власти там, где это необходимо, и уточнение ее ответственности перед

народом… Сегодня практически ясно, какие обязательства местные власти име-

ют перед гражданами, и какими ресурсами они обладают для их выполнения»1.

Сейчас над развитием законодательных основ местного самоуправле-


ния на федеральном уровне трудятся коллективы Комитета Государственной

Думы РФ по вопросам местного самоуправления во главе с его председате-

лем, главой Всероссийского совета местного самоуправления В.С. Тимченко и

Комитета Совета Федерации РФ по вопросам местного самоуправления, воз-

главляемого президентом Общероссийского Конгресса муниципальных обра-

зований С.М. Киричуком, профильных департаментов Министерства регио-

нального развития РФ во главе со статс-секретарем – заместителем министра

А.В. Раковой. Заметный вклад в развитие правовых основ местного самоуправ-

ления вносит комиссия по вопросам местного самоуправления и жилищной

политики Общественной палаты РФ во главе с Л.В. Давыдовым.

1 Сборник материалов XIII (расширенной) Сессии Конгресса муниципальных образо-

ваний Российской Федерации. – М.: АИОМСУ, 2004. – С. 7

3


Принятие 6 октября 2003 года Федерального закона «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации», сопряжен-

ное с принятием в августе 2003 года обширных изменений и дополнений в Фе-

деральный закон «Об общих принципах организации законодательных (пред-

ставительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах

Российской Федерации» 1999 года №184-ФЗ потребовало внесения систем-

ных изменений в целый ряд федеральных законов, прежде всего в Налоговый

и Бюджетный кодексы РФ, а также принятия ряда федеральных законов, раз-

вивающих положения принятого Федерального закона и предусмотренного им

(таких, как Федеральные законы «О муниципальной службе в Российской Фе-

дерации», «О государственной регистрации уставов муниципальных образова-

ний» и ряд других), и прекращения действия федеральных законов из прежней


правовой системы регулирования местного самоуправления. Эти процессы и

составили нормативный базис муниципальной реформы.

Год 2008 завершает ее весьма длинный, пятилетний переходный период.

За это время в Федеральный закон внесено тридцатью семью федеральными

законами около 250 поправок. Во дни написания этих строк готовятся еще два

законопроекта с изменениями и дополнениями комментируемого Федераль-

ного закона, изложенного в Справочнике в редакции от 23.07.2008 г., и кото-

рые с высокой степенью вероятности вступят в силу до конца текущего года.

Большинство вносимых поправок, по замыслу законодателя, были направле-

ны как на развитие правовой системы местного самоуправления, совершен-

ствование разграничения полномочий между всеми уровнями публичной вла-

сти, так и на устранения дефектов и пробелов Федерального закона и муници-

пального права в целом.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ – третий и наиболее

сложный по своей нормативной конструкции закон о местном самоуправле-

нии в современной России. Именно сложность предмета регулирования и

сложность правовых конструкций Федерального закона обусловило принятие

многочисленных изменений, которые были внесены в корпус закона (практи-

чески во все его главы) после его принятия. Эти инкорпорированные в текст

закона новые нормы, не всегда могущие быть полностью сопряженными с его

основной тканью, с высокой вероятностью могли создать коллизии норм как

внутри самого Федерального закона, так и дефекты и коллизии норм во всей

системе федерального законодательства о местном самоуправлении. В извест-

ной степени законодателю удалось избежать этого, однако осмысление и

освоение новой правовой ткани Федерального закона продолжается.


Именно об этом говорил на научном семинаре, проведенном в Институте

государства и права РАН в апреле 2007 года и посвященном пробелам и коллизи-

ям в законодательстве о местном самоуправлении, видный отечественный уче-

ный в области конституционного и муниципального права проф. С.А. Авакьян:

«Очень важный для модели местного самоуправления вопрос – о нормативной

базе… Федеральный закон «Об общих принципах организации местного само-

управления в Российской Федерации» на самом деле только по названию являет-

ся главным актом для местного самоуправления. А по существу для всех отраслей

есть свои, отраслевые законы. И проблема их соотношения с Федеральным за-

коном … существовала, существует и будет существовать. …Но первая проблема

на федеральном уровне, требующая решения, – нужно свести, синхронизиро-

вать Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ … и другие законы»1.

1 Авакьян С.А. Особенности российской правовой модели местного самоуправления и

пути ее совершенствования // В сб.: Пробелы и коллизии в законодательстве Россий-

ской Федерации о местном самоуправлении / Под общей редакцией В.С. Мокрого. –

М.: Издание Государственной Думы, 2008. – С. 20.

4


Муниципальное право и законодательное регулирование муниципальных

правоотношений – развивающееся явление, отражающее в праве реальные,

порой непростые процессы жизнедеятельности наших городов и поселений и

их жителей. Тем, кто взял на себя смелость объяснять закон, необходимо учи-

тывать динамизм его изменений.

Перед комментаторами федерального законодательства о местном само-

управлении стоит непростая, многоцелевая задача – на профессиональном,

но в то же время доступном для широких слоев правоприменителей языке объ-


яснить нормы и правовые конструкции Федерального закона, их соотноше-

ния между собой, их соотношения и взаимодействие с нормами других феде-

ральных законов, регулирующих правовые предметы как в сфере местного

самоуправления, так и в смежных с ним сферах права.

Предлагаемый заинтересованному читателю жанр постатейного

справочника-комментария Федерального закона, созданного в рамках Феде-

ральной целевой программы государственной поддержки развития муниципальных

образований и создания условий для реализации конституционных полномочий

местного самоуправления, предполагает порой более широкое, чем просто ком-

ментарий, изложение тех или иных статей, тех или иных норм Закона с при-

мерами актуальных ситуаций и судебной практики. Коллектив авторов – из-

вестных специалистов и практиков местного самоуправления и муниципаль-

ного права – на основании многолетних исследований и публикаций изложил

– кратко, сколь это позволяет ограниченный объем печатных страниц – но

ёмко, сколь это возможно, свой научный и справочный комментарий и свое

правовое видение норм, правовых конструкций Закона и их правопримене-

ния.

Считаю необходимым выразить признательность за профессиональную и

неизменно благожелательную помощь в подготовке этого издания директору

департамента федеративных отношений и местного самоуправления Мини-

стерства регионального развития РФ С.В. Шипову и его заместителю Е.А. Ко-

диной. Благодарю за техническую поддержку работы над справочником глав-

ного консультанта Комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного

самоуправления Н.Р. Калантарову и руководителей Агентства муниципально-

го развития Л.В. Олейник и П.В. Максимова.

Выражаю признательность – редактору справочника-комментария Бори-


су Владимировичу Смирнову, видному специалисту законодательного процес-

са, человеку, который принимал непосредственное участие в создании право-

вого материала трех из четырех законов о местном самоуправлении, созданных

в нашей стране, – Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления

и местного хозяйства в СССР» 1990 года, Федерального закона «Об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

1995 года, Федерального закона «Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации» 2003 года, многие годы осущест-

влявшему правовое обеспечение деятельности профильных комитетов и под-

разделений Верховного Совета СССР, Государственной Думы РФ, Конгресса

муниципальных образований РФ.

Очень хочется надеяться, что наш скромный, но профессиональный и от-

ветственный труд будет полезен всем тем, кто созидает жизнь в наших городах

и весях и живет в них.

И. Бабичев

ноябрь 2008 года,

г. Москва


ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ

МЕСТНОГО CАМОУПРАВЛЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральный закон

от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ

(в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 53-ФЗ, от 12.08.2004

№ 99-ФЗ, от 28.12.2004 № 183-ФЗ, от 28.12.2004 № 186-ФЗ,

от 29.12.2004 № 191-ФЗ, от 29.12.2004 №199-ФЗ, от 30.12.2004

№ 211-ФЗ (ред. 26.12.2005), от 18.04.2005 № 34-ФЗ, от 29.06.2005

№ 69-ФЗ, от 21.07.2005 № 93-ФЗ, от 21.07.2005 № 97-ФЗ,

от 12.10.2005 № 129-ФЗ, от 27.12.2005 № 198-ФЗ, от 31.12.2005

№ 199-ФЗ, от 31.12.2005 № 206-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ,

от 15.02.2006 № 24-ФЗ, от 03.06.2006 № 73-ФЗ, от 18.07.2006

№ 120-ФЗ, от 25.07.2006 № 128-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ,


от 16.10.2006 № 160-ФЗ, от 01.12.2006 № 198-ФЗ, от 04.12.2006

№ 201-ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ, от 02.03.2007 № 24-ФЗ,

от 26.04.2007 № 63-ФЗ, от 10.05.2007 № 69-ФЗ, от 15.06.2007

№ 100-ФЗ, от 18.06.2007 № 101-ФЗ, от 21.07.2007 № 187-ФЗ,

от 18.10.2007 № 230-ФЗ, от 04.11.2007 № 253-ФЗ, от 08.11.2007

№ 257-ФЗ, от 08.11.2007 № 260-ФЗ, от 10.06.2008 № 77-ФЗ,

от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

Принят Государственной Думой 16 сентября 2003 года

Одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 года


Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской

Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и

экономические принципы организации местного самоуправления в Российской

Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Местное самоуправление

1. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя

Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей тер-

ритории Российской Федерации.

2. Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществле-

ния народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Консти-

туцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установ-

ленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации,

самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосред-

ственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного зна-

чения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных

традиций.

1. Глава 1 Конституции РФ, положения которой составляют основы кон-

ституционного строя Российской Федерации (ст. 16), содержит положение о


том, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и га-

рантируется (ст. 12); местное самоуправление в пределах своих полномочий

самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в систему орга-

нов государственной власти. При этом в ст. 3 (ч. 2) Конституции РФ содержит-

ся исчерпывающий перечень органов, через которые осуществляется власть

народа (публичная власть): органы государственной власти и органы местно-

го самоуправления. Никакие другие органы не вправе присваивать властные

полномочия, выступать от лица народа. Конституционный Суд РФ в Поста-

новлении от 15 января 1998 г. № 3-П отметил, что публичная власть может

быть не только государственной, но и муниципальной. Таким образом, органы

местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной

власти, тем не менее, являются не общественными формированиями, а орга-

нами публичной власти.

2. Конституционная формулировка о том, что местное самоуправлениепризнается и гарантируется не означает, что государство лишь признало мест-

ное самоуправление как явление, существующее независимо от его воли. Со-

временное российское местное самоуправление возникло в результате про-

водимых государством правовых реформ на базе прежней системы местных

Советов народных депутатов. Российская Конституция признала демокра-

тически организованное местное самоуправление необходимым институтом

народовластия, обязательным элементом государственного механизма.

3. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Россий-

ской Федерации. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 ноября

2000 г. № 15-П был сделан вывод о том, что любое изменение территориальных

основ местного самоуправления не может приводить к отказу от него. На лю-


7


бой части территории Российской Федерации граждане обладают правом на

участие в осуществлении местного самоуправления. Из этого не следует, что

жители любой территории вправе формировать собственные органы местного

самоуправления. Принципы образования и преобразования муниципальных

образований определены в главе 2 комментируемого Закона.

4. Муниципальная власть является не суверенной, а подзаконной, преде-

лы ее самостоятельности определяются Конституцией РФ и федеральными

законами. Законы субъектов РФ могут устанавливать такие пределы лишь в

случаях, установленных федеральными законами. В Постановлении Консти-

туционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. № 15-П было указано, что конститу-

ционный принцип самостоятельности местного самоуправления, в пределах

своих полномочий обеспечивающего решение населением вопросов местного

значения, не может быть ограничен законодателем субъекта РФ. Из этого вы-

вода не следует, что субъекты РФ вправе регулировать вопросы организации

и осуществления местного самоуправления на своих территориях только при

наличии прямой отсылочной нормы к законам субъектов РФ в федеральном

законе. Установление общих принципов организации местного самоуправ-

ления в Российской Федерации – предмет совместного ведения Российской

Федерации и ее субъектов (п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Однако законы

субъектов РФ не вправе ограничивать самостоятельность местного самоуправ-

ления по сравнению с тем, как она определена в Конституции РФ и федераль-

ных законах.

Статья 2. Основные термины и понятия

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие

основные термины и понятия:

сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией


сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишла-

ков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправ-

ление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и

иные органы местного самоуправления;

городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправле-

ние осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные

органы местного самоуправления;

поселение – городское или сельское поселение;

муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселен-

ных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное

самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения

межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через вы-

борные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять

отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного са-

моуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Феде-

рации;

городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муници-

пального района и органы местного самоуправления которого осуществляют пол-

номочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов

местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального рай-

она, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, пере-

даваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами

субъектов Российской Федерации;

8


внутригородская территория города федерального значения – часть террито-

рии города федерального значения, в границах которой местное самоуправление

осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные ор-


ганы местного самоуправления;

муниципальное образование – городское или сельское поселение, муници-

пальный район, городской округ либо внутригородская территория города феде-

рального значения;

межселенная территория – территория, находящаяся вне границ поселений;

вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жиз-

недеятельности населения муниципального образования, решение которых в соот-

ветствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным за-

коном осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления

самостоятельно;

вопросы местного значения межпоселенческого характера – часть вопросов

местного значения, решение которых в соответствии с настоящим Федераль-

ным законом и муниципальными правовыми актами осуществляется населени-

ем и (или) органами местного самоуправления муниципального района само-

стоятельно;

органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населени-

ем и (или) образуемые представительным органом муниципального образования

органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного

значения;

депутат – член представительного органа поселения, муниципального райо-

на, городского округа или внутригородской территории города федерального зна-

чения;

должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее

контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными

полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации

деятельности органа местного самоуправления;

выборное должностное лицо местного самоуправления – должностное лицо

местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого


избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах;

член выборного органа местного самоуправления – выборное должностное

лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных вы-

борах;

муниципальный правовой акт – решение по вопросам местного значения или

по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, передан-

ных органам местного самоуправления федеральными законами и законами

субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального обра-

зования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должност-

ным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязатель-

ное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливаю-

щее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуаль-

ный характер;

административный центр сельского поселения, муниципального района – на-

селенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся

социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Рос-

сийской Федерации находится представительный орган соответствующего муни-

ципального образования.

2. В законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации сло-

ва «местный» и «муниципальный» и образованные на их основе слова и словосо-

9


четания применяются в одном значении в отношении органов местного самоу-

правления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций,

объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного са-

моуправления.

1. Данная статья определяет основные термины и понятия, используе-

мые для целей Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих


принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

то есть в данном Федеральном законе, а также в иных федеральных законах,

законах субъектов РФ, подзаконных актах, развивающих положения данного

Федерального закона, составляющих правовую основу местного самоуправле-

ния в Российской Федерации. Этим обеспечивается единство и точное при-

менение понятий и терминов, формальная определенность правовых предпи-

саний.

2. Муниципальное образование – это первичная территориальная еди-

ница, в которой осуществляется местное самоуправление, т.е. имеется само-

стоятельный уровень публичной власти (формируются органы местного само-

управления, имеется местный бюджет, муниципальная собственность и т.д.).

Понятие «муниципальное образование» фактически может использоваться в

двух значениях. Во-первых, это населенная территория. Во-вторых, это само-

стоятельный субъект права. Например, когда речь идет об изменении границ

муниципального образования, это понятие используется в первом значении;

если говорится о вопросах, находящихся в ведении муниципального образо-

вания, или об участии муниципального образования в гражданских правоот-

ношениях – во втором значении.

В комментируемой статье раскрывается типология муниципальных об-

разований (проиллюстрирована приведенной ниже блок-схемой). Образова-

ние на территории России муниципальных образований других типов, кроме

сельских поселений, городских поселений, городских округов, муниципаль-

ных районов и внутригородских территорий города федерального значения,

не допускается.

Статья определяет понятие «поселение» путем использования понятий

«город», «поселок», «сельский населенный пункт» – содержание которых в


данном Федеральном законе не определено. Эти понятия выводятся из зе-

мельного и градостроительного законодательства, а также законодательства

конкретного субъекта РФ о его административно-территориальном устрой-

стве. В отличие от законодательства об организации местного самоуправ-

ления, относящегося к совместному ведению Российской Федерации и ее

субъектов, законодательство об административно-территориальном устрой-

стве субъекта РФ (т.е. об административном делении территории для целей

осуществления государственной власти субъекта РФ) относится к исключи-

тельному ведению данного субъекта РФ (из этого исходит судебная практи-

ка). Правила, в соответствии с которыми должно осуществляться определе-

ние территорий муниципальных образований, изложены в главе 2 данного

Федерального закона.

10


Типология муниципальных образований в Российской Федерации

муниципальное образование

сельское

(входит

в состав

муници-

пального

района)

городское

(входит

в состав

муници-

пального

района)

городской

округ

(не входит

в состав

муници-

пального

района)

муници-

пальный

(включает

в себя не-

сколько

поселений,

может

включать в

себя также

межселен-

ную терри-

торию)

внутриго-

родская

города фе-

(только

в Москве



следующая страница >>