litceysel.ru
добавить свой файл
1


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.


Афанасов Сергей Васильевич

Афанасова Татьяна Сергеевна


Металл-человек-время


Программа и методические рекомендации по организации и проведению нумизматического кружка на внеклассных занятиях в средних общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях с учащимися 7-11 классов.


Ставрополь

2006


Металл-человек - время: программа и методические рекомендации по организации и проведению нумизматического кружка на внеклассных занятиях в средних общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях с учащимися 7-11 классов. – Ставрополь: Изд-во СГУ,2006 год .


Целью программы и методических рекомендаций является обеспечение качественной подготовки школьников к самостоятельной жизни, выработка умений и навыков творческой деятельности. Содержание соответствует Государственному образовательному стандарту.

Пособие адресовано преподавателям средних общеобразовательных школ, педагогам дополнительного образования.


Авторы: учитель «Основ безопасности жизнедеятельности», педагог дополнительного образования СОШ №8, Изобильненского района,

Афанасов Сергей Васильевич, студентка СГУ исторического факультета Афанасова Татьяна Сергеевна.


Рецензент Кандидат исторических наук, доцент

Ставропольского Государственного

Университета М.Е. Колесникова


30.01.2006г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Возросший за последнее время интерес к истории, отдельным историческим эпохам и историческим личностям привел к появлению ряда программ и пособий. Настоящая программа ориентирована на учащихся 7-11 классов и рассчитана на курс занятий продолжительностью от одного до трех лет, всего 111 учебных часов. Желательно количество учащихся в группе должно быть не более 20 человек. В основу окончания теоретического курса положен принцип индивидуальных занятий, проведение самостоятельной исследовательской работы по персональным (отдельным темам занятий), окончательный прогноз- создание нумизматических клубов. В процессе изучения курса предусмотрены коллективное посещение музеев, выставок, библиотек, архивов. Участие учащихся в лекциях, конференциях, олимпиадах, чтениях, конкурсах.


В ходе изучения программы «Металл- человек- время» учащиеся проводят самостоятельные научные исследования и представляют доклады, сообщения и рефераты. В современных условиях ознакомление подросткового поколения с начальными знаниями о нумизматике имеет особое значение. Знание современности, историю развития предыдущих поколений, все это является непременным атрибутом общекультурного арсенала цивилизованного общества.

Актуальность представленной программы проявляется в непрерывной связи изучения основ наук с практикой, жизнью, окружающей действительностью.

Главное в системе обучения и воспитания - это интеграция учебной и внеурочной деятельности.

Продуктивность при реализации программы обеспечивается достижением базового уровня предметных знаний, формирует научное мировоззрение, развивает мышление, творческие способности, культуру, дает возможность приобретенные знания, умения и способности использовать в практической деятельности.

При изучении данного курса необходимо учитывать межпредметные связи и обеспечивать изучение отечественной и зарубежной истории, литературы, краеведения, географии, химии, культурологии, социологии, политологии, экономики. В соответствии с общепринятыми нормами в конце каждой темы нужно ставить задачи для практических работ в классе и дома.

Результативность заключается в изменении приоритетов и появление новых форм организации кружков и клубов по интересам.

Трудоемкость - учитель должен владеть полным объемом информации в области истории, географии, экономики, владеть способами выявления индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.

Внедрение требует связь программы с предметными школьными программами, подготовкой материальной базы и соответствующего учебно-методического пополнения.

Роль и место программы в ориентации учащихся на Отечество как ценность.

Изучение тем программы в процессе занятий позволяет всестороннее изучение определенной территории в разный период развития на научной основе. Наряду с образовательно-воспитательными задачами на кружке учащиеся учатся дружить, общаться друг с другом, быть коммуникабельными. Содержание программы играет большую роль в формировании научного мировоззрения, способствует развитию мышления учащихся, обеспечивает достижение высокого уровня исторических знаний, понимание высокой значимости жизни.


Значительное место в программе отведено индивидуальным занятиям, практической и исследовательской работе. Это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: развивать память, наблюдательность, обучать приемам самостоятельной работы, способствовать развитию любознательности и интереса. Позволяет сформировать у учащихся любовь к Отечеству.

Учитывая ограниченные возможности учителя и особенно учеников в доступе специальной литературы, необходимо использовать Интернет, книги по истории, журналы современного периода, библиотеки и архивы.

Участвуя в реализации программы, педагоги и учащиеся, помимо решения задач совершенствования содержания и методов обучения и воспитания, вносят неоценимый вклад в дело выявления, собирания, сохранения и использования объектов культурного наследия. Способствуя тем самым реализации соответствующих функций государства. В приложении к программе представлены основные методические документы и пособия, выдержки из них имеют большое значение для организации учебной и познавательной деятельности.

Теоретическую и методологическую основу программы составляют работы ученых мировой и отечественной мысли, а также работы современных отечественных и зарубежных историков.

Содержание программы направлено на :

-создание условий для развития личности ребенка;

-развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

-обеспечение эмоционального благополучия;

-приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;

-профилактику асоциального поведения;

-создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культуры;

- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

-взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

  1. Вовлечение широких слоев молодежи в патриотическую деятельность.


  2. Выявление и изучение малоизвестных фактов из истории страны.

  3. Создание музеев, клубов по интересам, расширение экспозиций музеев.

  4. Разработка общешкольных мероприятий и содействие администрации школы и внешкольным организациям в их проведении.

  5. Воспитание честности, общительности, трудолюбия. Стремления к самопознанию.

  6. Сформировать понятия о монете как историческом источнике.

  7. Расшифровать и систематизировать представления школьников о терминологии нумизматов. Надписей на монетах.

  8. Ознакомить с трудами отечественных нумизматов прошлого и современности.

  9. Выработать умение школьников конспектировать, пользоваться специальной литературой.

  10. Дать общее представление об основах нумизматики как научной дисциплине.

  11. Поднять интерес к истории и на этой основе- воспитывать чувство патриотизма и глубокого уважения к истории России.

  12. Способствовать осознанию каждым подростком исторической преемственности между нынешними и прошлыми поколениями.

  13. Обучить методам исследовательской работы.

  14. Поисково-исследовательская работа в области коллекционирования.

  15. Участвовать во встречах с авторами личных коллекций, слетах, ярмарках, семинарах коллекционеров.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

- Повышать уровень теоретической и практической подготовки по предметам.

- Приобретать навыки исследовательской деятельности.

- Уметь планировать свое время, организовывать свой досуг и досуг друзей.

- Уметь общаться в коллективе.

- Уметь работать с фондами архивов, музеев, использовать точные слова для выражения своих мыслей.

- Уметь творчески применять основные положения исторических знаний в практической деятельности.


- Научиться делать анализ социально значимых проблем в различные исторические эпохи.

- Иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними.

- Иметь представление об основных научных обществах, направлениях, концепциях в исторической науке.

- Иметь опыт (навык) проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала.


- Знать основные эпохи в истории России и зарубежных стран, их содержание и хронологию, основные проблемы развития.

- Знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей.

- Укреплять дружбу между различными национальностями, обеспечивать уважение их национальных чувств, традиций и обычаев, что особенно характерно для Северного Кавказа.

- Логически излагать свои мысли и вести дискуссию.

- Владеть основами исторического мышления.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ темы

Наименование темы

Теорет.

Практич.

Всего





Вводное занятие.

1




1



Нумизматика-наука о монетах.

15

2

17



Нумизматика - исторический источник.

6

2

8



История денег и монет на Руси.

16

4

20



Денежное обращение в годы Советской власти.

22

4

26



Монеты Российского чекана 1992-2005 г.г.

11

2

13



Монетные находки, их разновидности, музейные собрания.

6

5

11



Денежные знаки зарубежных стран .

7




7



Деньги есть деньги.

8


8




Итого

92

19

111



Вводное занятие.

Нумизматика: сущность и значение, цели и задачи. Общие закономерности и специфические особенности кружковых занятий. Выявление личных интересов детей в области истории. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника.


Тема. 1 Нумизматика – наука о монетах. (17 ч.)

Занятие 1- теоретическое. Деньги из ничего. Гипотезы и догадки. Обмен без торговли. Домонетные формы денег.

Занятие 2- теоретическое. Происхождение монеты. Монетный тип.

Занятие 3- теоретическое. Монета – источник знания о прошлом. Название монет.

Занятие 4- теоретическое. Возникновение монетной чеканки. Стили в монетном искусстве. Техника монетной чеканки.

Занятие 5- теоретическое. Монеты – посланцы ушедших цивилизаций. Монета – важный исторический источник. Античные монеты.

Занятие 6- практическое. Монета как нумизматический памятник. От коллекционирования к науке. Закономерности денежного дела и денежного обращения.

Занятие 7- теоретическое. Монеты древнего мира. Какие металлы годятся для денег. Вес монет.

Занятие 8- практическое. Денежно – весовые системы. Деньги плюс польза. Размер монеты и его определение.

Занятие 9-10- теоретические. Первые монеты средневековья. Лицевая и оборотная сторона монеты. Принадлежность монет.

Занятие 11- теоретическое. Понятие «аверс», «реверс», «номинал», «монетный двор».

Занятие 12- теоретическое. Легенда монеты, гурт. Лигатура. Монетная регалия. Монетная стопа.


Занятие 13- теоретическое. Монетные системы, основанные на электре и золоте. Пробы металла. Пробы золота.

Занятие 14- теоретическое. Монетные системы, основанные на серебре. Пробы серебра .

Занятие 15- теоретическое. Денежная система. Валюта. Валютные зоны.

Занятие 16- теоретическое. Датировка монет. Буквенные сокращения на монетах.

Занятие 17- теоретическое. Техника монетной чеканки.


Тема 2. Нумизматика – исторический источник (8 ч.)

Занятие 1- теоретическое. Нумизматика как памятник архитектуры и скульптуры.

Занятие 2 - теоретическое. Монеты и живопись.

Занятие 3- теоретическое. Нумизматика и сфрагистика.

Занятие 4- практическое. Нумизматика и бонистика.

Занятие 5-практическое. Нумизматика и геральдика.

Занятие 6- теоретическое. Нумизматика и география.

Занятие 7- теоретическое. Нумизматика и фалеристика.

Занятие 8- теоретическое. Нумизматика и генеалогия.


Тема 3. Истории денег и монет на Руси (20 ч.)

Занятие 1- теоретическое. Система денежных единиц в Киевской Руси. Златник. Золотник. Сребреник, серебряник.

Занятие 2- теоретическое. Чеканка монет на древнерусской миниатюре. Обрезки монет. Куны. Ногаты. Резаны.

Занятие 3- теоретическое. Распространение русских и золотоордынских монет на территории Европы.

Занятие 4- теоретическое. Русская денежно – счетная единица. Алтын, алтынник.

Занятие 5- теоретическое. Новгородская гривна – слиток серебра. Рубль. Гривенник. Гривенный. Гривна. Денга.

Занятие 6- теоретическое. Денежные реформы. Денежная система России. Деньги. Русский ефимок.

Занятие 7- теоретическое. Неудачные денежные реформы России.


Занятие 8- теоретическое. Неудавшаяся реформа царя Алексея и удавшаяся царя Петра.

Занятие 9- практическое. Деньги бумажные. Казначейские билеты.

Занятие 10- теоретическое. Полтинник, полтина. Полушка, полуполушка.

Занятие 11- теоретическое. Червонец. Империал. Четвертак.

Занятие 12- теоретическое. Монеты, отчеканенные для совместного пользования. Монеты с двуязычной надписью. Монеты особых выпусков.

Занятие13- теоретическое. Монеты XVIII-XIX века России. Сестрорецкий рубль.

Занятие14- теоретическое. Монеты начала XX века. Юбилейные монеты царской России.

Занятие15-17-практические. Справки о людях и событиях в период выпуска монет.

Занятие18- теоретическое. Сокращения и надписи на царских монетах.

Занятие 19- теоретическое. Резчики монетных штемпелей.

Занятие 20- теоретическое. История русской нумизматики. Русские нумизматы.


Тема 4. Денежное обращение в годы Советской власти (26 ч.)

Занятие 1- теоретическое. Декрет о национализации частных банков 14(27) декабря 1917г. ВЦИК РСФСР. Огосударствление, обобщение банковского дела.

Занятие 2-практическое. Денежные знаки, облигации, купоны, кредитные билеты царского образца. Купюры «думских» денег Временного правительства, «керенки» в платежах граждан и учреждений в период становления Советской власти.

Занятие 3- теоретическое. Советские бумажные и металлические деньги 1919г. Первая деноминация, выдача новых денег. Первые монеты с серпом и молотом.

Занятие 4- теоретическое. Выпуск золотых червонцев (октябрь 1922г.) Аверс, реверс. Трудности в развитии хозяйственной и торговой деятельности в стране.

Занятие 5- теоретическое. Советская денежная система до 1924 года. Банкноты. Рождение разменных монет: серебряных, медных, никелевых, бронзовых. Звонкая монета.


Занятие 6- теоретическое. Первые государственные денежные знаки СССР 1924г. Заказы, чеканка, тираж, номинал.

Занятие 7- теоретическое. Советские монеты до 1941 года. Рисунок, вес, диаметр, символ. Монетовидные жетоны предвоенных и первых послевоенных лет.

Занятие 8-практическое. Денежные билеты и разменные монеты 1961 года. Перерасчет цен на товары и работы, тарифы и услуги. Цены на сельхозпродукты.

Занятие 9- теоретическое. Начало традиции советского периода - выпуск юбилейных и памятных монет. (1965г.)

Занятие 10- теоретическое. Монеты до 1991года в ознаменование Победы над фашистской Германией, юбилею Советской власти. Авторы монет, номинал, тираж, год выпуска.

Занятие 11- теоретическое. Монеты, посвященные политическим деятелям. Авторы монет, номинал, тираж, год выпуска.

Занятие 12-практическое. Юбилейные и памятные монеты, посвященные ученым, поэтам, писателям, космонавтам, изобретателям. Авторы монет, номинал, тираж, год выпуска.

Занятие 13- теоретическое. Монеты Московской Олимпиады. Медно-никелевые, серебряные, золотые, платиновые. Рисунки лицевой стороны. Тираж, авторы монет, номинал, год выпуска. Серии монет «Географическая», «Быстрее», «Выше», «Сильнее», «Спорт и грация», «Народные виды спорта».

Занятие 14- теоретическое. Монеты с изображением храмов и памятников. Номинал, тираж, авторы монет. История памятников, соборов, храмов изображенных на монетах.

Занятие 15- теоретическое. Монеты, посвященные историческим событиям: Древнерусской чеканки, зодчества, крещения Руси. Номинал, авторы монет. Тираж.

Занятие 16- теоретическое. Памятные советские и юбилейные монеты из драгоценных металлов. Серебряные, золотые, платиновые, палладиевые монеты высшего коллекционного качества.

Занятие 17- теоретическое. Главные элементы рисунков аверса и реверса монет Советского периода.


Занятие 18- теоретическое. Монеты дополнительного выпуска. Монетный брак. Монетный двор.

Занятие 19- теоретическое. Советские монеты образца 1991 года. Последние советские банкноты, их покупательная способность.

Занятие 20- практическое. Оценка состояния, чистка и хранение монет Советского периода.

Занятие 21, 22, 23- теоретические. Справки о сюжетах, событиях, объектах и людях памятных и юбилейных монет.

Занятие 24- теоретическое. Деньги, почти деньги, совсем не деньги.

Занятие 25- теоретическое. Невидимая польза монет. Избыток и запас. Каждому свои деньги.

Занятие 26- теоретическое. Фальшивые и поддельные монеты и купюры Советского периода.


Тема 5. Монеты российского чекана 1992 – 2005 г. г (13 ч.)

Занятие 1- теоретическое. Российские разменные монеты выпуска с 1992 года до 2005 год. Аверс. Реверс. Номинал. Металл.

Занятие 2- теоретическое. Медно – никелевые монеты, в том числе улучшенного качества достоинством 1, 2, 3, 5 рублей.

Занятие 3- теоретическое. Монеты «Красной книги» достоинством 5, 10 и 50 рублей. Лицевая часть. Качество чеканки.

Занятие 4 - 5- теоретические. Медно – никелевые монеты, посвященные 50-летию Победы Советского народа в Великой Отечественной войне. Качество монет. Тираж. События изображенные на монетах.

Занятие 6, 7, 8- теоретические. Монеты банка России из драгоценных металлов. Тираж. Коллекционная стоимость. Справки о людях, событиях и объектах, ставших сюжетами памятных и юбилейных монет.

Занятие 9- теоретическое. Банкноты банка России 2000 – 2005 года. Скрытые радужные полосы, микро перфорация, ныряющая металлизированная нить, признаки подлинности. Как отличить фальшивые банкноты.

Занятие 10-практическое. Русское монетное искусство конца XX начала XXI века.


Занятие 11- теоретическое. Героико-патриотическая тема современных монет. Новые сюжеты.

Занятие 12-практическое. Монета, как художественный национальный памятник.

Занятие 13- теоретическое. Современное состояние монетного дела в России.


Тема 6. Монетные находки, их разновидности, музейные собрания (11 ч.)

Занятие 1- теоретическое. Монетные клады России. Кладоискатели. Археологические сюрпризы.

Занятие 2- теоретическое. Легенды и рассказы о монетах и на монетах. Монетные сувениры. Украшение из монет.

Занятие 3-практическое. Монеты в нумизматическом собрании. Нумизматические собрания музеев.

Занятие 4- теоретическое. Расшифровка монетных сокращений.

Занятие 5- теоретическое. Девизы и выражения на монетах средних веков и нового времени.

Занятие 6- теоретическое. Фальшивые и поддельные монеты.

Занятие 7- теоретическое. Монеты в общественной жизни, быту, верованиях и обычаях.

Занятие 8-практическое. Коллекционирование монет. Оценка состояния, чистка и хранение монет. Монеты – памятники истории.

Занятие 9-практическое. Посещение музея. Знакомство с нумизматическими коллекциями музеев.

Занятие 10 – 11-практические. Описание монет. Составление легенд.


Тема 7. Денежные знаки зарубежных стран (7 ч.)

Занятие 1- теоретическое. Особенности денежных знаков.

Занятие 2- теоретическое. Купюры и монеты Соединенных штатов Америки.

Занятие 3- теоретическое. Купюры и монеты Южной Америки.

Занятие 4- теоретическое. Купюры и монеты Африки.

Занятие 5- теоретическое. Купюры и монеты Западной Европы.

Занятие 6- теоретическое. Купюры и монеты Австралии.

Занятие 7- теоретическое. Купюры и монеты островных государств.



Тема 8. Деньги есть деньги (8 ч.)

Занятие 1- теоретическое. Валютные зоны. Валютный курс. Валютный кризис.

Занятие 2- теоретическое. Девальвация. Экономический кризис. Денежные реформы.

Занятие 3- теоретическое. Денежная система. Денежное обращение. Деноминация.

Занятие 4- теоретическое. Закон денежного обращения. Золото. Золотой паритет.

Занятие 5- теоретическое. Золотниковая система проб. Золотой стандарт.

Занятие 6- теоретическое. Карат. Каратная система проб. Метрическая система проб.

Занятие 7- теоретическое. Функции денег. Масштабы цен.

Занятие 8- теоретическое. Наличные, безналичные, ликвидные деньги. Избыток и запас.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.


За последние годы интерес к нумизматике вырос. Историки, искусствоведы, филологи стали больше привлекать монетный материал в своих исследованиях. Более благоприятными стали условия деятельности объединений нумизматов-любителей. И хотя за последние 10-15 лет появились новые научно-популярные книги и пособия, знакомящие читателя с основами нумизматики, их количество далеко отстает от возрастающего на них спроса.

С годами, десятилетиями, интерес к нумизматике возрастал, становясь, все более глубоким. Изучение может быть неразрывно связано с событиями разных исторических эпох. Интересную информацию о монетах можно встретить в работах таких ученых, как Г.А. Давыдов, В.М. Потин, В.В. Зварич, Г. Александров, А.В. Косарев, А.С. Мельникова, И.Г. Спасский, Г.А. Федоров-Давыдов, В.В. Уздеников, В.К. Грутовский, М.П. Сотникова, В. Скуднова, О.Л. Алмазова, Л.А. Дубоносов, Ф.Г. Гагарин и др.

Исследуя литературу по нумизматике и нумизматические выставки можно изучать конкретные личности и события своего населенного пункта. Программа « Металл- человек- время» может внести посильную лепту в удовлетворение нумизматических интересов учащихся школ, школьных экскурсоводов по монетным экспозициям.


В последнее время все больше число людей обращается к собиранию и изучению монет отечественного чекана. Существенно увеличилось количество собирателей советских монет за рубежом. Росту такого интереса во многом способствовали выпуски юбилейных и памятных монет, их высокие художественные достоинства, заметное улучшение качества чекана. Больше внимания истории российских купюр и монет стали уделять краеведческие музеи. В этих условиях все острее ощущается недостаток в литературе, исследующей историю советской монетной системы. То немногое, что раньше издавалось по данной тематике, устарело, а сохранившееся сделалось библиографической редкостью.

Мы часто используем монеты, но никогда не задумываемся, зачем нам нужны памятные и юбилейные. Для чего их выпускают с каждым годом все больше и больше? Для того, чтобы мы, люди, помнили о наших героях, о войне, чтобы мы не забывали подвиги великих полководцев, события прошлого. И если с каждым годом будет расти численность музеев, исторических кружков, то скоро люди будут знать свою историю. И тогда каждое село, город, район, край, область и, наконец, страна будет спокойна за свою Родину. Ведь Родина – это самое дорогое, что есть у человека. Человек – это самое дорогое, что есть у Родины. Чем больше познаешь, тем больше ты сможешь помочь родным местам, тем больше чувств будет в душе каждого, тем скорее люди начнут понимать, как это важно.

Монеты говорят о людях, о прошлом, об истории. Говорят на своем, особом языке. Прислушаемся, и нам покажется, что все вокруг нас наполняется нестройными и приглушенными голосами этих осколков прошлого. Одни из них повествуют ясно и громко о событиях, которые вызвали их к жизни, сопутствовали появлению на свет. Другие говорят смутно, и мы можем только догадываться, о чем они могли бы рассказать. Третьи вообще говорят на непонятном языке – нельзя даже определить, кто, когда и где их чеканил, в связи с какими обстоятельствами.

Во все времена, во всех странах мира в древние времена и в настоящее время на монетах изображались различные исторические события, памятники, правители. ХХ век в России (Советский Союз) был самым насыщенным по разнообразию выпускаемых монет различным номиналом. Раньше монеты получали свои названия от весовых единиц, если название монеты совпадало с содержанием в ней ценного металла. Со временем вес монет уменьшался, тогда, как их названия не менялись. Так возникло расхождение между названиями монет (номиналом) и их весом, или действительной, реальной стоимостью. Уменьшение веса монет и ухудшение их состава зачастую проводились государством сознательно с целью получения больших прибылей от чеканки монет. Резкое обесценивание монет наступало обычно во время экономических кризисов, войн.


Для проведения занятий по теме 7, следует привлечь учащихся интересующихся историей, экономикой, географией. Занятие следует проводить методом рассказа в сочетании с живой развернутой беседой, демонстрацией нумизматических выставок, организовать выступление коллекционеров, историков.

Изучение практических занятий по всем изучаемым темам, рекомендуется проводить в музеях или в библиотеках. Имея перед собой выставку монет или отдельно взятую монету и необходимую литературу, можно изучить всю предшествующую историю, связанную с годом чеканки.

Перед проведением занятий по составлению легенд, описанию монет или исторических событий, при написании творческих работ руководитель кружка подробно доводит цель работы, используя необходимы таблицы. (Приложение №1,2,3,4,5). В ходе занятий необходимо разъяснять, что проводимая работа является важным звеном в изучении исторических событий и процессов описываемого периода. В процессе дополнительного образования вести учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и оказывать отстающим помощь в усвоении тем.

При проведении занятий необходимо соблюдать последовательность, запоминать терминологию, вести словарь нумизматических терминов.

Центральное место в реализации программы отведено Отечественной истории. Учащиеся должны уяснить основные этапы формирования и развития государства в различные эпохи тема 3, 4, 5, механизмы его функционирования, отношения между всеми слоями общества, а также причины распада государства. Изучая тему 3 (20 часов) монеты Российской империи до начала XX века, необходимо обратить внимание на социально-экономическое и политическое положение. Изучить причины падения самодержавия, ознакомиться с событиями февраля-марта 1917 года и иметь четкое представление об альтернативах развития российской революции после падения самодержавия.

Тема 4 (26 часов), предполагает осмысление важнейших проблем внутреннего развития советского общества, уяснение актуальных вопросов процесса утверждения советского государства в новой системе международных отношений. Начинать изучение данной темы необходимо с проблем социально-экономического развития советского общества в 20-30гг. (занятие 1,2,3,4,5,6). При этом необходимо особое внимание обратить на причины перехода к «новой экономической политике», противоречия и трудности НЭПа; уяснить причины проведения форсированной индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства; разобраться, как решались вопросы социального обеспечения советских людей. Необходимо раскрыть причины денежных реформ. Целью занятия 10 темы 4 и занятий 4,5,11 темы 5, является изучение учащимися всенародного характера Великой Отечественной войны, решающего вклада советского народа и его вооруженных сил в победу над фашизмом во второй мировой войне. По монетам, посвященным Великой Отечественной войне рассказать об индивидуальном и коллективном героизме советских воинов, тружеников тыла, партизан и подпольщиков. Необходимо понять, почему война стала Отечественной и всенародной, уяснить глубинные причины героизма Советских людей на фронте и в тылу.


Таким образом, современные школьники, живущие в период повышенного потока информации, испытывающие психологические перегрузки от сложных учебных программ, нуждаются в использовании весьма эффективного способа познания мира по маленьким металлическим кружочкам-монетам. Под руководством опытного руководителя ученики одновременно получают сведение из различных областей знания- истории, географии, экономики, археологии, литературы, архитектуры, техники, природы и т.д. Это способствует развитию межпредметных связей и умению самостоятельно мыслить, анализировать, творчески развиваться, расширять кругозор, повышать свой культурный уровень.

Нумизматические выставки, хранящиеся в музеях, являются сокровищницей культуры, они адресованы для людей интересующихся историей. Посредником, который организует процесс восприятия культурных ценностей учащимися, является учитель. Именно учитель должен обладать особой музейной культурой, должен стать для школьников проводником в мире памятников культурного наследия, видеть уникальность и ценность музейного предмета, его историко-культурный контекст. Не обладая подобной культурой, учитель, посещающий нумизматическую выставку вместе с детьми, становиться лишь «приводником», который приводит детей на выставку, не заинтересовав их предварительно и не закрепив полученные знания.

На кружковых занятиях об искусстве монет можно сказать словами Сергея Образцова: "Удивительное - рядом". Даже если учащийся не член кружка и не коллекционер монет, в семье нет юбилейных и памятных монет, он все равно иногда встречает или еще встретит удивительные кружочки. Многие из них и сейчас имеют хождение по России, многие находятся в музеях и частных нумизматических коллекциях. Но "удивились" ли вы монете хоть раз, то есть, разглядели ли вы внимательнее ее тонкие рельефы – изображения, гибко связанные с памятными словами и датами, покрывающими аверс и реверс. Вглядитесь – и перед вами раскроется чудесное искусство, которое действительно рядом, не говоря уже об утилитарных "собратьях" – монетах советского периода.


Предлагаемая вниманию программа «Металл-человек-время» делает выбор в пользу монеты памятника как раз потому, что монета или уникальна, или тираж ее ограничен, - это позволяет говорить о нумизматике именно как о высоком искусстве глубоко общественно - исторического содержания. Памятник и памятная монета одинаково энергично откликаются на самые актуальные события страны и современного общества. Монета – это художественная материализация истории страны ее общественных, исторических, гражданских событий. Монета – современница этих событий и, переходя к другим поколениям, волнует своей неповторимостью. Этот эстетичный предмет того времени, когда было то самое событие, в память которого или в ознаменование, она и была отчеканена или отлита. Монета имеет большое значение в гражданском и патриотическом воспитании молодежи. Дети любят нумизматику не меньше филателии, стихов, художественных произведений, о чем свидетельствуют многочисленные нумизматические кружки, музеи. Как помочь сохранить детский неутилитарный интерес к монете, расширить его и перевести к искусству монеты, где воспитательные возможности очень велики: знание истории, любовь к своей стране, народу, эмоциональное отношение к монете? Проблема должна быть конкретизирована, вести дополнительно кружки по преподаванию художественных дисциплин, нумизматические кружки, нумизматические разделы музеев должны отражать монеты и сопровождаться содержательными экскурсиями.

Монеты помогают в познании своего общества, законов его развития, реконструкции событий прошедших десятилетий и веков. Знакомиться с историей денег можно каждый день, внимательно наблюдая за монетами, которые проходят через ваши руки. Военная тематика советских и российских монет очень важна для молодежи, которая начинает забывать Великую Отечественную войну. Маленькие кружочки позволят изучить историю войны, великие сражения, города-герои, известных полководцев ХХ века, немаловажное значение играет нумизматика и в познании своего края. В программе туристско- краеведческого движения "Отечество" разработанной Министерством образования Российской Федерации говорится, "… необходимо создавать учреждения, которые бы помогали детям узнавать больше нового о родном крае.


… научный подход к работе развивает у школьников аккуратность, систематичность, точность, приучает к работе с музейными предметами, способствует развитию аналитического мышления, дает дополнительные знания по истории и культуре народов России.

… краеведы изучают коллекции государственных и иных музеев, литературные источники, то есть, те материалы, которые были собраны их предшественниками. Обращаются краеведы и к материалам, собранным исследователями в смежных областях – фольклористике, истории, искусствоведении, геральдике, филателии.

… история войны – это не только история непосредственно боевых действий, это политическая и экономическая история культуры и важных событий нашей Родины».


УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.


Родители с большим вниманием относятся к увлечениям своих детей, к их занятиям в кружках и секциях. Большая часть из них охотно принимает участие в различных мероприятиях и постепенно становится верными помощниками в жизни и деятельности кружка, музея. Через общение с родителями руководитель лучше узнает индивидуальные способности детей, познает их характер.

В настоящее время некоторые родители задают вопрос: «А что будет иметь мой ребенок, посещая нумизматический кружок?». Поэтому необходимо довести до сведения родителей цели и задачи кружка (факультатива), сообщить о конкретных навыках и умениях, которые ребята приобретут в процессе занятий. Необходимо найти взаимопонимание, тогда родители будут более активными помощниками руководителю. Кто-то из них окажет помощь в изготовлении оборудования (планшетов, стендов, стеллажей), в оформительской работе. Кто-то сможет отпечатать творческую работу детей, оказать финансовую помощь, транспортную услугу и т. д. Из всего этого складывается солидная помощь в оборудовании и оснащении музея, нумизматической выставки, содержании помещения, где занимаются их дети. Экскурсии, посещение выставок и музеев проводятся в основном за родительский счет, так как финансов на такие мероприятия в настоящее время не хватает. Руководителю приходится искать любые пути для выполнения поставленных целей и сотрудничать не только с родителями, но и с коммерческими структурами, общественными и благотворительными организациями, с шефами.



МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.


В массовые мероприятия, проводимые во время занятий и внеурочное время, входит: участие в районных, краевых и всероссийских научно-практических конференциях и олимпиадах; в пресс-конференциях, диспутах. Организация, проведение и участие в месячнике оборонно-массовой работы; организация смотра-конкурса музейных экспонатов с последующей передачей их в школьный музей. Проведение экскурсий для учащихся школ и гостей; встречи с участниками Великой Отечественной войны, старожилами. Сотрудничество с молодежными и общественными организациями, с редакциями газет и журналов. Оборудование и оснащение музеев, нумизматических выставок, изготовление наглядной агитации по истории. Посещение выставок, музеев, сбор экспонатов для школьных музеев и их реставрация, составление паспортов и легенд монет.

Эти мероприятия организуют и проводят члены кружка, общественные организации, представители районного отдела образования, методические кабинеты, центры внешкольной работы, нумизматические клубы и общества. Для кружковцев школы полезно проведение совместных мероприятий с коллективами других школ для творческого соперничества, активизации в работе, укрепления дружбы между школами и учащимися. Все это позволит созданию новых клубов по интересам, которые будут объединять не только учащихся школ, но и взрослых.


УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ.


  1. Компьютер.

  2. Коллекции монет.

  3. Фотографии русских царей и нумизматов.

  4. Фотографии, купюры и рисунки русских и зарубежных денежных знаков.

  5. Эпидиаскоп.

  6. Фотоаппарат.
  7. Таблицы «Валюты стран мира»; «Латинские географические названия, встречающиеся на монетах»; «Географические названия, связанные с монетной чеканкой, изменившихся в течении XX века»; «Девизы и выражения на монетах средних веков и нового времени (на латинских и некоторых других языках )»; «Нумизматические термины»; «Степень обозначения монет»; «Начертание букв на европейских монетах»; «Славянская нумизматика на русских монетах»; «Весовые единицы и меры веса»; и др.


  8. Лупа.

  9. Тетради, карандаши, ручки, линейки, мел, доска.

  10. Кляссеры, планшеты с гнездами для монет, пакетики для монет.

  11. Каталоги монет.


НЕОБХОДИМАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ.

  1. Программа.

  2. Тематический план кружка.

  3. Журнал учета успеваемости и посещаемости.

  4. Положение на каждое массовое мероприятие (см. табл.).




№ п/п.

Мероприятие

Цель

Время и место проведения

Ответственный

Судья


Каждому руководителю следует иметь несколько папок, для:

  • творческих работ учащихся (если их мало, то находятся в одной папке, если много, то – по разделам в нескольких папках);

  • руководящей документации (для документов вышестоящих организаций);

  • планирующей документации;

  • исходящей документации (копии документов, отправленных в вышестоящие организации);

  • входящей документации (положения и все поступающие документы);

  • корреспонденции (заметки учащихся в средствах массовой информации: газетах, журналах, сборниках);

  • текущих дел;

  • правил мер безопасности (во время экскурсий, посещений выставок, работе с химикатами при реставрации монет, в пути следования);

  • наград, поощрений, грамот;
  • протоколов конкурсов, соревнований.


Такие папки обычно ведут опытные руководители, имеющие большой стаж работы. Для начинающих руководителей иметь их – это не директива, а совет, ведь каждый руководитель по-своему распоряжается необходимой документацией и хранит так, как ему удобно.


УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС.

Нумизматический кружок проводится во внеурочное время, в определенные дни и в выходные дни, что позволяет занять свободное время детей. Занятия могут проводиться с большими и малыми группами детей, а также индивидуально. Индивидуальные занятия и консультации могут проводиться и на 20–30-минутных перерывах между уроками.

Руководитель в процессе написания учащимися творческих работ, ведения поисковой работы, составление легенд монет делает акцент не только на конечный результат, но и на процесс выполнения задания. Это позволяет учащимся выполнять работу поэтапно и в соответствии с планом (см. Приложение 6).

Чтобы занятие прошло плодотворно, учитель продумывает его план, подготавливает соответствующее оборудование и наглядный материал. Экскурсия в музей, посещение выставки тщательно готовится, преследуя конкретную цель.

Детям нельзя отказывать в приеме в кружок, даже если количество детей превышает дозволенное, так как они постоянно ищут себя. Они могут посещать несколько кружков и секций. Конечно, посещение нескольких кружков отнимает у них много времени. Но происходит естественный отсев: одни боятся трудностей, другие теряют интерес из-за загруженности и, в конечном счете, остаются в самом подходящем для себя кружке. У каждого есть свое «хобби»- увлечение чем-либо. Одни подростки очень увлечены каким-либо занятием, которое может в последствии стать делом всей их жизни, превратившись из увлечения в профессиональное занятие. Другие наоборот, охладевают к предметам своих детских увлечений, мечутся в выборе новых. Третьи отличаются полным отсутствием интереса к чему-либо, крайне поверхностным отношением к своим увлечениям и склонностям. Настоящую увлеченность делом проявляют учащиеся с хорошими задатками по какому-то виду творчества, хотя сразу не все обнаруживают свои способности. Определив для себя кружок и развивая свои способности, они в будущем выбирают правильно путь в жизни.


Чтобы учебный процесс проходил эффективно, необходимо правильно составлять учебный план занятия. В нём необходимо отразить: а) тему занятия; б) цель занятия (учебная, воспитательная, развивающая); в) учебные вопросы; г) место проведения занятия; д) время проведения и количество часов; е) оборудование и оснащение; ж) ход занятия.


Приложение 1.

ХАРАКТЕРИСТИКА МОНЕТ.

(Составлена автором)


  1. Название монеты.

  2. Аверс и реверс.

  3. Размер и масса.

  4. Металл.

  5. Страна и год выпуска.

  6. Основные исторические процессы. Страны изготовители.

  7. Номинал.

  8. Покупная способность в период хождения.

  9. Гурт, надписи и сокращения на монетах.

  10. Сохранность.

  11. Нумизматическая ценность современности.

  12. Рыночная цена монеты.

  13. Биография личности изображенной на монете, причины увековечивания.

  14. Какие события способствовали выпуску монеты.

  15. Легенды, девизы и рассказы, связанные с конкретными монетами и изображениями на них.

  16. Хождение монеты.

  17. История попадания в конкретную коллекцию или музей.



Приложение 2.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С МОНЕТНОЙ ЧЕКАНКОЙ, ИЗМЕНИВШИЕСЯ В ТЕЧЕНИИ XX В.

(Потин В. П. Монеты, клады, коллекции 1993г.).

Старое название

Новое название

Аграм

Загреб (Хорватия)

Бреслау


Вротслав (Польша)

Брюнн

Брно (Чехо-Словакия)

Будвейс

Ческе-Будеевице (Чехо-Словакия)

Венден

Цесис (Латвия)

Вильно

Вильнюс (Литва)

Германштадт

Надь-Себен-Сибиу (Румыния)

Данциг

Гданьск (Польша)

Дерпт (Юрьев)

Тарту (Эстония)

Иглау

Йиглава (Чехо-Словакия)

Карлсбург

Алба Юлия (Румыния)

Кашау

Кошице (Чехо-Словакия)

Кенигсберг

Калининград (РСФСР)

Кеслин

Кошалин (Польша)

Клаузенбург

Клуж (Румыния)

Кольберг

Колобжег (Польша)

Кремниц


Кремница (Чехо-Словакия)

Кронштадт

Брашов (Румыния)

Кюстрин

Костшин (Польша)

Лемберг

Львов (Украина)

Лигниц

Легница (Польша)

Мариенбург

Мальборг (Польша)

Надь-Банья

Бая-Маре (Румыния)

Нейсе

Ныса (Польша)

Ольмюц

Оломоуц (Чехо-Словакия)

Оппельн

Ополе (Польша)

Пильзен

Пльзень (Чехо-Словакия)

Позен

Познань (Польша)

Померания

Поморье (историческая область в с.-з. части Польши)

Пресбург

Братислава (Чехо-Словакия)

Рагуза

Дубровник (Хорватия)


Ратибор

Рацибуж (Польша)

Ревель

Таллинн (Эстония)

Саарбург

Сарбур (Франция)

Страсбург

Страсбур (Франция)

Торн

Торунь (Польша)

Фрауштадт

Всхова (Польша)

Шлаве

Славно (Польша)

Штаргард

Старгард-Щециньский (Польша)

Штеттин

Щецин (Польша)

Штольп

Слупск (Польша)

Штульвейссенбург

Секешфехервар (Венгрия)

Эгер

Хеб (Чехо-Словакия)

Эльбинг

Эльблонг (Польша)



Приложение 3.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ

(Монеты СССР. Щелоков А. А.1989).

Аффинаж – техника доведения драгоценных металлов до высокой чистоты (пробы).

Банкнота, банковский билет – выпускаемые эмиссионными банками кредитные деньги для замещения в обращении металлических денег.

Бумажный разменный знак. Денежный знак общегосударственного образца с номиналом меньше основной денежной единицы страны. Предназначен для обращения в качестве заменителя монеты в период ее отсутствия или нехватки.

Валютная монополия – исключительное право государства совершать сделки в иностранной валюте, золоте и других драгоценных металлах. Валютная монополия обеспечивает социалистической экономике и денежной системе независимость от капиталистического валютного рынка с его стихийными колебаниями курсов и кризисами.

Валютный курс – цена валюты одного государства, выраженная в денежных единицах другого.

Гурт – система знаков, наносимое на ребро монеты в целях ее защиты от порчи и подделки. Гурчение – процесс нанесения знаков на ребро (англ. «edge» - ребро, «milled edge» - гурт). Состоянию гурта монет, особенно серебряных и золотых, государство придает особое значение. Так, в «Московских ведомостях» (1760, №98) писалось: «Учинили определение, чтобы червонцам, у которых не имеется гуртиков, не ходить, но оные отдавать в лом». Монеты достоинством в 1 руб. и 50 коп. 1961 г., не имевшие гурта, были через некоторое время изъяты из обращения и заменены монетами с гуртом.

Девальвация – официальное уменьшение золотого содержания денежной единицы страны или понижение курса национальной валюты по отношению к золоту, серебру, какой-либо иностранной валюте.

Денежная единица – масса драгоценного металла, принятая в данном государстве за масштаб цен. Денежная единица СССР – рубль с содержанием 0,987412 г чистого золота.

Денежная реформа – проводимые государством преобразования в сфере денежного обращения.

Денежная система – закрепленная в законодательном порядке форма организации денежного обращения государства. Главные элементы структуры денежной системы – наименование денежной единицы, ее паритет, виды денежных знаков, порядок их выпуска.


Денежное обращение – движение денег в сфере обращения, в которую они поступают от государства в виде оплаты по труду и возвращаются к нему в виде платежей, а также через систему торговли и услуг. Денежное обращение в социалистическом обществе носило плановый характер и могло регулироваться в интересах развития экономики и повышения народного благосостояния.

Денежный знак – знак стоимости, представляющий в обращении золотые и серебряные деньги. В виде денежных знаков выступают банкноты, бумажные деньги и монета из меди, никеля, недрагоценных сплавов.

Деноминация – уменьшение номинального выражения новых денежных знаков по отношению к старым. Деноминации, проводимые советским государством, не задевали интересов трудящихся, поскольку при их проведении перерасчету подлежали цены, заработная плата, пенсии и пособия.

Жетоны – знаки разной формы, изготовленные из металла или иного материала для таких целей: замены общегосударственной монеты в торговых и игральных автоматах, в турникетах, таксофонах; рекламы; увековечивания событий (спортивные, памятные жетоны).

Золотник – русская дометрическая единица массы (веса), равная 1/96 фунта (4,266г).

Золотой паритет – а) содержание (масса) чистого золота в денежной единице страны, зафиксированное законом; б) соотношение валют разных государств по содержанию (массе) чистого золота в них.

Золотослитковый стандарт – денежная система государства, при которой банкноты обмениваются на слитки зафиксированных в законе масс.

Инфляция – переполнение системы денежного обращения избыточной по сравнению с потребностями товарооборота денежной массой. В результате происходит падение покупательной способности бумажных денег.

Клад – зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен или в силу закона утратил на них право. Найденный клад поступает в собственность государства и должен быть сдан обнаружившим его лицом финансовым органам. Лицу, обнаружившему и сдавшему финансовым органам золотые и серебряные монеты, иностранную валюту, драгоценные камни, жемчуг, драгоценные металлы в слитках и т. д., выдается вознаграждение в размере двадцати пяти процентов стоимости ценностей, кроме случаев, когда раскопки или поиски таких ценностей входили в круг служебных обязанностей этого лица. Утаивание клада, влечет за собой уголовную ответственность.


Монета - металлический знак определенной формы, качества и веса, узаконенный государственным актом в качестве средства обращения. Монеты из драгоценных металлов (платина, золото, серебро) по своей сути – подлинные деньги, все остальные являются денежными знаками. Наряду с основным назначением служить средством платежа и обращения монеты имеют и другие функции. В их числе функции политической пропаганды, эстетического воздействия, увековечения исторических событий. Монеты являются объектом коллекционирования и изучения, которым занимается специальная отрасль знаний – нумизматика.

Монеты улучшенного качества, выпускаемые для коллекционеров, получают новые свойства. Они становятся товаром и помимо своего номинала приобретают цену, которая зависит от коллекционного спроса. В то же время изъятие части монет из обращения коллекционерами в определенной мере сокращает необходимость покрытия их суммы товарным обеспечением.

Монетный брак – монеты, отчеканенные государственным предприятием с нарушением технологических требований (изношенными штемпелями, вне печатного кольца, со сдвигом штемпелей, не в своем металле и т. д.). Отнесение таких монет к разновидностям неправомерно. Например, монеты с гладким ребром в случаях, когда для них установлено наличие гурта, - монетный брак. В последнее время в ряде западных стран получило развитие коллекционирование монетного брака. Признать такое направление правомерным в нумизматике у нас нет причин.

Монетный двор – предприятие по чеканке монет, изготовлению орденов, медалей и других государственных знаков отличия. В России первый монетный двор возник в 1534 г. в Москве. В 1724 г. основан Монетный двор в Петербурге. Ленинградский монетный двор в основном сейчас чеканит монеты, Московский монетный двор (ММД) – ордена и медали, знаки отличия, монеты и другие изделия из драгоценных металлов.

Новая чеканка старых монет – воспроизведение монет старых выпусков для продажи их коллекционерам и богатым людям в качестве сокровищ по повышенным ценам. Монеты новой чеканки снабжаются новыми датами, позволяющими отличать их, от действительно старых.


Номинал – цифровое (например, 10, 20 коп. и т. д.) или словесное (например, «один червонец») обозначение достоинства кредитных или бумажных денег, монет, выражающее их паритет к денежной единице государства.

Памятная монета – монета, выпущенная в честь событий и лиц, вне связи с круглыми, юбилейными датами.

Проба – содержание чистого драгоценного метала в монете. У нас в стране измеряется в тысячных долях (1000/1000). Например, проба 900/1000 означает, что на тысячу частей золотой монеты приходится 900 частей чистого золота.

Пробная монета – монета неутвержденного образца (рисунка, веса, металла, формы и т. д.), отчеканенная в процессе испытаний новых типов штемпелей, сплавов или отработки новых типов монет.

Разменная монета – монета номиналом ниже основной денежной единицы данного государства. Прием разменной монеты в один платеж иногда лимитируется законом.

Юбилейная монета – монета, чеканившаяся в ознаменование юбилейных дат. Например, 1 руб. 1970 г., выпущенный в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина; 1, 3 и 5 руб., посвященные 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции.


(Нумизматический словарь. Зварич В. В. 1980)

Аверс (лат. adversus - обращенный к чему-либо, кому-либо; франц. avers; англ. obverse; нем. Vorderseite) – лицевая сторона монеты, а также медали.

Аверс античных монет отражал религиозно-правовые представления своего времени, поэтому чаще всего на нем изображалась голова божества, почитаемого в данном городе, а также эмблема города (черепаха – на о. Эгина, Пегас – в г. Коринфе, пчела – в г. Эфесе и т. д.).

В эпоху эллинизма на аверсе, как правило, помещался портрет правителя государства.

На аверсе ранних римских денариев изображалась богиня Рома, но уже к концу II в. до н. э. появилось большое количество монет с различными изображениями на лицевой стороне. На императорских золотых, серебряных и медных монетах постоянно помещался портрет императора (первым портретом на римской монете было изображение Юлия Цезаря).


Аверс средневековых монет нового времени принято считать ту сторону, штемпель которой содержит правовые основания чеканки данной монеты, т. е. имя, портрет или символ (эмблему, герб) правителя.

На лицевой стороне европейских монет новейшего времени обычно помещен символ республики, если в стране республиканский строй, или портрет правителя, если это монархия. Но чаще на аверсе изображался герб государства, а на оборотной стороне – номинал.

Реверс (франц. revers, англ. reverse, итал. revestio, нем. Ruckseite или Kehrseite) – оборотная сторона монеты или медали.


Приложение 4.

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ МОНЕТ.

(Монеты СССР. Щелоков А. А.1989)

…Состояние монет оценивается с учетом двух основных факторов – качества чекана и сохранности монеты. Подробная методика оценки разработана Д. Мошнягиным и Н. Дашевским (Советский коллекционер, 1978, №16, с. 106 – 107). Ими предложено различать следующие состояния: отличное, очень хорошее, хорошее, среднее и посредственное. Эта школа, если к ней прибавить еще одну оценку, а именно высшее коллекционное качество, вполне отвечает самым разборчивым требованиям.

Высшее коллекционное состояние. Монета специально изготовлена для коллекционеров полированными штемпелями на полированном кружке. Поле монеты глянцевое, без каких-либо видимых под лупой двукратного увеличения дефектов – царапин, раковин, черных пятен и т. д. Выступающие детали рисунка – линии ободка, орнамент, цифры, надписи, изображение – матовые. К высшему коллекционному качеству относятся, например, серебряные, золотые, платиновые и медно-никелевые монеты, выпущенные с соблюдением требований к категории монет «proof».

Отличное. Монета чеканена новыми неизношенными штемпелями. Поле и изображение блестящие, полированные. Под двукратной лупой не видно серьезных следов пребывания в обращении. К отличному качеству можно отнести монеты, выпущенные для коллекционеров, без учета требований категории «proof» (например, все специальные выпуски юбилейных и памятных монет, изображение на которых полированное, но не имеет матированных деталей).


Очень хорошее. Монета, не бывшая в обращении. Под лупой можно заметить на поле и изображении некоторые дефекты чекана (нечеткость деталей изображения, букв, цифр) и следы пребывания в мешках (небольшие царапины, пятнышки и т. п.). Монеты качества «proof» с царапинами на глянцевом поле и иными дефектами не могут оцениваться выше категории состояния «очень хорошее».

Хорошее. Монета, дефекты которой видны невооруженным глазом, но не портят ее общего вида.

Среднее. Заметны следы длительного пребывания в обращении, потертости выступающих деталей, следы коррозии и чистки. К этой категории относятся и новые монеты с легкими дефектами чекана: проступление деталей противоположной стороны, смятость деталей (звезд, колосьев, рельефа земного шара и т. п.) недочекан мелких деталей рисунка. При всем этом признаки, позволяющие определить разновидность монеты, не потеряны, и достаточно ясно прочитываются.

Посредственное. Монета, получившая повреждения в сфере обращения, имеющая большую потертость, погнутость, следы рихтовки, забоины, глубокие раковины. Или новая, но отчеканенная с технологическими дефектами – со сдвигом штемпелей, следами сильного их соударения, чеканенная вне печатного кольца, вследствие чего полностью или частично отсутствует насечка или гуртовая надпись. Детали рисунка, нужные для определения разновидности, плохо различимы либо неразличимы вообще.

Монеты ниже посредственного состояния коллекции не украшают, и включать их в собрании можно лишь в случаях, когда речь идет о разновидностях высокой редкости.

Оценка общего состояния монеты складывается из оценок гербовой и лицевой сторон. При этом решающим фактором должно оставаться состояние наиболее плохой стороны. Если гербовая сторона находится в хорошем состоянии, а лицевая – в посредственном, то вряд ли коллекционер согласится на общую оценку монеты, как среднюю. Она должна быть отнесена к посредственным. Меньшее влияние на общую оценку монеты оказывает состояние гурта. Например, хорошая монета с отсутствующей гуртовой надписью в случаях, когда она должна быть, не может оцениваться ниже, чем хорошая. Лишь в случаях, когда речь идет о разновидностях, образованных оформлением гурта (например, надписи на серебряных рублях 1922 г. с разными инициалами начальников производства – Аги П Л), состояние их может повлиять на общую оценку монеты.


Нередко монеты, попадающие в руки коллекционера, несут на себе следы времени и обращения – темнее их металл, появляются пятна коррозии, грязь. Вполне естественно, что у некоторых коллекционеров возникает желание почистить такие монеты, вернуть им утраченный блеск. К сожалению, способов полного восстановление качеств старых монет не существует. Более того, при отсутствии знаний и опыта чистка чаще приносит ущерб монете, окончательно портит ее внешний вид, который уже ничем нельзя исправить.


СПОСОБЫ ХРАНЕНИЯ МОНЕТ.

(Монеты СССР. Щелоков А. А. 1989)

Первый. Коллекция размещается на деревянных или картонных планшетах, разделенных на гнезда. Это дает возможность обозревать весь материал сразу и брать при необходимости в руки каждую из монет.

Второй. Коллекционный материал хранится в альбомах (мюнцташах) с кармашками, которые сделаны из эластичных, бесцветных и прозрачных пластмасс.

Третий. Монеты помещаются в планшетах из картона с круглыми сквозными отверстиями, в которые вставляются монеты. Держатся они за счет сцепления ребра с поверхностью прорези.

Известны прозрачные пеналы из оргстекла, изготовленные кустарно. С первого взгляда они привлекают коллекционеров, но для пользования не очень удобны. В местах соприкосновения с металлом материал пенала трется, тускнеет, быстро теряет прозрачность.

Во всех случаях коллекционный материал надо хранить в сухом месте, оберегая его от пыли и сырости.

Монеты рекомендуется брать не за поле, а за ребро. Неосторожно взятые в руки монеты, прежде чем вернуть на место хранения, необходимо вымыть теплой водой с мылом и просушить.

Приложение 6.


  1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ

  2. 1.Четкость в определении темы.

2.Оформление титульного листа. На титульном листе указывается название темы, кто выполнил работу (фамилия, имя, отчество), в каком классе учится, адрес, кто научный руководитель (фамилия, имя, отчество), его звание, должность, место работы, где выполнялась работа и когда (в каком году).


3.Правильная формулировка плана.

4.Введение должно отражать актуальность и постановку проблемы исследования, важность, проблему изучения, цель, объект исследования, организацию и этапы исследования, практическую и теоретическую значимость, кто исследовал ранее данную работу, в чем научная новизна.

5.Основная часть должна содержать отражение реальных фактов, событий, достоверность и обоснованность, сравнительную характеристику, научную новизну, исследовательскую деятельность, целесообразность работы.

6.Каждый вопрос должен заканчиваться кратким выводом.

7.Заключительная часть работы отражает историческую необходимость данной работы, комплекс проведенных исследований, апробация и внедрение результатов исследования.

8.Приложение состоит таблиц, графиков, фотографий, копий и т.д.

9.Ссылка на источники ( автор, название источника, место издания, год издания, название раздела, страница, номер источника, место нахождения документа).

10.Структура работы. Работа состоит из введения (количество страниц), количество глав, заключения, списка первоисточников и приложений. Основной текст изложен (указать, на скольких страницах), содержит таблицы, рисунки (указать количество).

11. Оформление наглядного материала по изученной теме.


ЛИТЕРАТУРА.


  1. Александров Г. Какой цены монета! // «Правда» 21.11.1990.

  2. Афанасов С. В. Наш край Ставрополье. – Ставрополь: Изд. СГУ, 2001 – 60 с.

  3. Воронов Ю. П. Страницы истории денег.- Новосибирск: Наука, 1986.

  4. Денежные знаки зарубежных стран: Справочник. В 4-х частях. Ч.-1.- М.: Молодая гвардия, 1993. С.128.

  5. Доманк А. С. Знаки воинской доблести. М., ДОСАФ, 1982. С. 110.

  6. Зварич В. В. Нумизматический словарь. Львов, изд. объединение «Вища школа», 1980. С. 338.
  7. Ильченко С. Мародеры // Деловой вторник. М., 08.05.2001. с.3


  8. Информация об оформлении и признаках подлинности банкнот и монет, находящихся в обращении на территории РФ. Интернет http: // www. cbr. ru.

  9. Константинов Ю.С. Сборник официальных документов по детско- юношескому туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодежи. М., ЦДЮТур РФ 1999, с.232

  10. Косарева А. В. Искусство медали. Книга для учителя. М., «Просвещение». 1977.

  11. Новая локальная история. Вып. 1.Новая локальная история: методы, источники, столичная и провинциальная историография: Материалы первой Всероссийской научной Интернет – конференции. Ставрополь, 23 мая 2003 г. – Ставрополь: Изд. СГУ, 2003. С.262. Редкол. Булыгина Т. А., Колесникова М. Е., Крючков И. В. и др.

  12. О выпуске в обращении памятных монет из драгоценных металлов // «Правда» октябрь 1988 М., №257 (25609).

  13. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16. //Вестник Образования России. №15, август 2003. С. 53.

  14. Потин В. М. Монеты. Клады. Коллекции: Очерки нумизматики. – С.- Петербург: Искусство – СПб, 1992. С.303.

  15. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодежи. / Составитель Ю. С. Константинов. М., ЦДЮТур РФ, 1999. С.232.

  16. Северный Кавказ и кочевой мир степей Евразии: «Минаевские чтения» по археологии, этнографии и краеведения Северного Кавказа: Тезисы докладов межрегиональной научной конференции (12 – 15.04. 2001г.) – Ставрополь: Изд. СГУ, 2001.220 с. Редкол. Шаповалов В. А., Кудрявцев А. А., Охонько Н. А., Невская В. П., Прокопенко Ю. А.

  17. Туманов В. Е. Школьный музей. Методическое пособие. М., ЦДЮТиК. 2002. 154 с.

  18. Федоров-Давыдов Г. А. Монеты рассказывают.- М., Педагогика, 1981. С. 112

  19. Черевиков О. В. Русские рубли и полтинники 1802 – 1915 гг. Серия каталогов «Любителям нумизматики».


  20. Щелоков А. А. Монеты СССР: Каталог – 2-е изд., переработанное и дополненное, М.: Финансы и статистика, 1989. С.240.



СОДЕРЖАНИЕ.

Пояснительная записка…………………………………………………………….3

Цели и задачи……………………………………………………………………….6

Ожидаемые результаты…………………………………………………………….7

Учебно-тематический план…….…………………………………………………..8

Содержание изучаемого курса....…………………………………………………..8

Методические рекомендации……………………………………………………...16

Участие родителей в реализации программы…………………………………….22

Массовые мероприятия…………………………………………………………….23

Учебно-наглядные пособия и оборудование……………………………………..24

Необходимая документация……………………………………………………….25

Учебный процесс…………………………………………………………………...26

Приложение…………………………………………………………………………28

Литература…………………………………………………………………………..40