litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 7 8





С.А.Майзель


Евреи в Римской империи.


Размышления на историческую тему, в которых недостаток информации автор компенсирует фантазией непрофессионала, основанной на интуиции и фактах, которые в исторических книгах вместо ссылки на источник сопровождаются фразой “Как известно” без объяснения того, кому это известно и откуда.


С-Петербург.

2008г.


Оглавление.


Введение. Коротко о степени достоверности исторических знаний ……….………… 3

1. Эпоха Ирода (63г. до н.э.- 4г. н.э.) …………………………………………….…….…… 5

1.1. Иудея при Ироде ……………………………………………………………..……….. 5

1.2. Еврейские диаспоры при Ироде …………………………………………..…….…..13

1.3. Антииудаизм и прозелитизм ………………………………………………..…….… 15

1.4. Духовная жизнь евреев времен Ирода. Гиллель и Шамай. .. .………..…….… 20

2. Эпоха прокураторов (4-66гг. до н.э.) ………………...………………………..……….… 23

2.1. Последние годы Августа. Первые прокураторы (4-17). …...…………..…….…. 23

2.2. Тиберий и зарождение христианства (17-37)………………………….……..….. 27

2.3. Калигула и александрийские погромы (37-41)…………………………….….….. 34

2.4. Клавдий. Агриппа (41-54) …………………….…………………………….……..… 39

2.5. Нерон. Последние прокураторы. Флор (54-66) ……………………………...….…44

2.6. Духовная жизнь евреев эпохи прокураторов. Борьба с христианством……… 49

3. Эпоха вооруженной борьбы евреев с Римом. Изгнание евреев из Иудеи.……..… 51

3.1 Первая Иудейская война (66-73)………………………………………….………… 51

3.2. Рим и положение евреев между двумя Иудейскими войнами (73-115)..……... 59

3.3. Евреи Рима, Палестины и восточных диаспор в период между войнами ….…63

3.4. Духовная жизнь. Начало создания Талмуда …….……………….……………….. 67

3.5. Восстание евреев восточных провинций (115-117) …………………………….. 69


3.6. Вторая Иудейская война (132-135) ……………………………………………….… 72

4. Жизнь в дохристианском Риме после потери своего государства……………………76

4.1. Евреи при Адриане, потеря государственности (135-141)………………….. … 76

4.2. Откат в сторону улучшения (141-180)………………………………………………. 78

4.3. Династия Северов и создание Мишны (193-235)……………………………….… 82

4.4. Домициан и последний всплеск борьбы с христианством (284-305)……….… 85

5. Рим христианский ………………………………………………………………………….… 90

5.1. Император Константин и принятие христианства (306-337)…….………………. 90

5.2. Христианский антииудаизм в Римской империи (379-395) ….…………..……. ...96

5.3. Две империи. Народ книги. .........……………………………………………….… .. 102

5.3.1. Западная Римская Империя (395-476)……………………………………… 102

5.3.2. Восточная Римская Империя (Византия). (395-638)……………….…..…. 108

5.3.3. Народ Книги ……………………………………………………………….……..114

6. Заключение. Коротко о причинах возникновения антисемитизма …..………...…... 118


Магия соприкосновения с прош-

лым деликатна и летуча.

С. Крамер


Введение.


Настоящая работа написана на основании информации, полученной мною из книг и сайтов, большинство из которых перечислены в Списке использованной литера­туры, приведенном в конце текста, и представляет собой как бы ее выборочный конспект по заяв­ленной в заголовке теме. При этом, несмотря на то, список проработанных книг и сай­тов достаточно велик, я должен признать, что достоверной и полной информации в нем очень мало. И поэтому я оказался вынужден вынести в заголовок работы фразу о том, что недостаток информации автор компенсирует фантазией непрофессионала, основанной на некоторых фактах и собственной интуиции.

И это сущая правда, поскольку, во-первых, я не только не профессионал, но даже как любитель имею очень мало знаний по древней истории, а во-вторых, даже профессиональные историки пишут, что обладают очень малым количеством надеж­ной информации по вопросам двухтысячелетней давности вообще и по еврейской ис­тории в частности. И поэтому, составляя картину тех времен и объясняя причины и движущие силы исторических событий им приходится многое домысливать и догады­ваться. А это всегда сопряжено с интуицией автора, которая, как известно, всегда опирается на исторические факты, в надежности которых автор не сомневается, а также на его зна­ния, опыт и мировоззрение.


Например, гибель Второго Иерусалимского храма в результате пожара во время штурма города римской армией во главе с будущим императором Титом – это факт, в котором никто не сомневается. А вот причины этого пожара – это не более, чем предположения и гипотезы разных историков, которые мы обсудим в соответствующем разделе настоящего текста. Второй пример. Антииудейский погром в Александрии в 39-41 годах I-го века н.э. Факт этого конфликта налицо. Он описан еврейским философом Филоном. Однако причины этих погромов и их описание мы знаем только из книг Филона Александрийского. Никто, кроме него, про этот крупнейший погром в Римской империи не написал. А ведь Филон – еврей, и естественно, что его описание этих событий было тенденциозно. Третий пример. Я думаю, что Бородинскую битву русский и французский историки даже сегодня описывают по разному. И наконец, о том, как описывали Гражданскую войну даже одни и те же наши историки, мы знаем по собственному опыту. Таким образом, совершенно очевидно, что со­держание любой исторической теории и любого объяснения тех или иных исторических событий всегда имеют конкретного автора и поэтому всегда сугубо индивидуальны, и описания одного и того же события разными авторами могут не только не совпадать, но даже и противоречить друг другу. Поэтому настоящий историк должен в своей работе минимизировать эмоции и по возможности сухо сообщать конкретные факты.

Однако сухо информировать читателя об каких-то фактах, которые имели место в далекие от нас времена без комментариев и без собственных оценок этих фактов не интересно ни автору, ни читателю. История интересна не столько сухими фактами, сколько как раз логичными авторскими объяснениями причин и движущих сил конкретных исторических событиий, которые мы изучаем. И обходить это не хочется и не надо. Тем более, что они очень часто напоминают нам события из гораздо более близких времен. Поэтому никто из авторов никогда не ограничивается сухой хронологией событий, а старается обосновать причины их возникновения и логику завершения.


Выше уже было отмечено, что читая комментарии и объяснения того, как происходили различные исторические события, а также рассуж­дения о том, кто в них выиграл, а кто проиграл, надо не забывать, что эта информация всегда зависят от личности того, кто ее излагает. А рассказчиков, чьи книги дошли до нас с тех времен, очень мало. И поэтому наши знания о них полностью сориентированы всего лишь на эти несколько имен, что, конечно, не добавляет им объек­тивности. Однако, объяснения, которыми современные авторы сопровождают свои описания тех событий, еще менее объективны, поскольку они не могут учитывать менталитет и мировоззрение людей, живших две тысячи лет назад и совершавших эти действия. И это еще раз подтверждает исходное положение о том, что история – суть наука очень субъективная. Если это наука.

И еще. Очень часто мы оцениваем различные исторические события и деятельность различных исторических личностей с позиции того, насколько они совпадали с генеральным вектором движения общества и способствовали тому, что мы сегодня называем прогрессом. И с позиций наших сегодняшних знаний считаем, что то, что совпадало с этим вектором в историческом плане способствовало прогрессу общества, а то, что не совпадало - было обречено на поражение. Даже если эти идеи в какие-то моменты времени побеждали и какое-то время общество развивалось в направлении этих идей и шло по пути, который в конце концов оказывался тупиковым. Однако, и эти оценки тоже субъективны.

Например, тот факт, что в настоящее время Россия отказалась от идей В.И.Ленина и Октябрьской революции и перешла на капиталистический путь развития, мы сегодня считаем поражением этих идей, а 70 лет движения по этому пути – ошибочными. Но ведь те люди, которые в 1917г. совершали революцию, были уверены в их правоте, да и 70 лет – это продолжительность активной жизни двух поколений. И многие отцы и деды тех людей, кто сегодня отвергает эти идеи, в свое время так не считали, а были уверены, что именно они идут по пути прогресса, и со временем весь мир признает их правоту и пойдет за ними. Однако, мы сегодня с позиций наших сегодняшних знаний заявляем, что они были не правы. Но при этом мы не знаем, что случится через 100 лет и что скажут о сегодняшнем дне наши правнуки. И это тоже доказательство того, что оценка исторических событий и исторических личностей дело сугубо индивидуальное и тоже сильно зависит от того, кто и когда делает эту оценку.


И наконец, последний пример, непосредственно касающийся предмета настоящей работы. Это история еврейского народа. Народа, который вопреки всем историческим теориям существует уже более трех тысяч лет, который пережил всех современников своей давней юности (древние египтяне, ассирийцы, хананеи, вавилонцы и т.п.), всех своих гонителей и притеснителей (древние римляне, византийцы, теоретики христианства, инквизиторы, погромщики, фашисты и т.п.) и который существует по словам Л.Н.Толстого “вопреки всем властителям и всем на­родам, которые его оскорбляли и притесняли, угнетали и гнали, топтали ногами и преследовали, жгли и то­пили, … которого никогда не удавалось сманить никакими соблазнами в мире, которые его при­теснители и го­нители предлагали ему, лишь бы он отрёкся от своей религии и отказался от веры отцов? … которого ни резня, ни пытки не смогли уничтожить; ни огонь, ни меч инквизиции не смогли стереть с лица земли”. Народа, который и по сей день вопреки христианской идее о том, что он должен признать свою вину и покаяться перед Господом, живет и здравствует вне христианства, и который самим фактом своего существования в противоток христианскому вектору посрамляет всех этих теоретиков, рассуждающих об историческом прогрессе и печальной судьбе тех, кто пытается противопоставить себя вектору исторического развития общества. Кто бы указал нам этот вектор и сопоставил с ним судьбы людей и целых народов?!.

Настоящая работа посвящена описанию небольшого этапа в истории долгой и трудной жизни евреев. Их жизни в составе Римской империи. Сначала это была просто тяжелая жизнь на родине и процесс добровольного исхода части евреев со своей земли в поисках лучшей жизни, что в те годы уже было уникальным явлением. Одновременно с этим процессом шел другой. Это была борьба евреев за сохранение своего права на сохранение веры своих отцов и лучшей жизни на земле отцов. Эта борьба закончилась тяжелым поражением евреев. И, наконец, третий процесс. Это изгнание евреев из Эрец Исраэль и насильственная христианизация тех, кто не пожелал или не сумел ее покинуть. Описанию этих трех процессов и посвящена настоящая работа, которую я мог бы назвать еврейской трагедией. Но не делаю этого, поскольку то, что было трагедией для конкретных евреев в те годы, впоследствии обернулось великой удачей для еврейского народа, трагедией, которая сохранила этот народ еще, как минимум, на 2000 лет. И случилось это я думаю потому, что перед тем, как покинуть свою страну, евреи успели создать Книгу, которая стала их путеводной звездой в этом мире и благодаря которой они сумели сохранить и себя и свою веру. И даже вернуться на землю своих предков. И дай им Бог суметь сохранить свое там пребывание на долгие годы.



Недостойно кланяться перед ал- тарями римских кесарей, потому

что кесари-люди; преклонение же

подобает единому богу, создав-

шему людей для свободы.

Менахем бен Иегуда


1. Эпоха Ирода.


1.1. Иудея при Ироде.


C римлянами евреи впервые познакомились в 160г. до н.э., когда вождь иудей­ского восстания Иуда Хасмоней послал в Рим своих послов с предложением к Рим­скому сенату о заключении оборонительно-наступательного союза между Римом и Иу­деей. И Римский сенат принял иудейских послов и утвердил договор, согласно кото­рому стороны обязались не участвовать в агрессиях друг против друга, а наоборот по мере сил помогать друг другу в случае нападения на них врагов. Договор, конечно, формальный, и ничем Рим не помогал Иудее, но сам факт его существования иногда заставлял ее врагов оглядываться на хозяина Средиземноморья. Да и Риму всякие формы ослабления государства Селевкидов были на руку. А что касается иудеев с Римом, то начи­ная с этого времени в Риме поселилась их небольшая делегация, кото­рая потом только увеличивалась. И потому считается, что первые евреи живут в Риме начиная с 160г. до н.э.

Договор между Римом и Иудеей просуществовал почти 100 лет, до тех пор пока в 63г. до н.э. известный римский полководец Гней Помпей не присоединил Иудею к Римской республике. А произошло это следующим образом. Во время войны за иу­дейский престол между двумя братьями-пре­столонаследниками Гирканом и Аристобу­лом у братьев хватило ума обратились к Помпею, который тогда вел захватническую войну в Сирии, с просьбой разрешить их спор1. Помпей, думаю, удивился, но пообе­щал разобраться. И спустя некоторое время, покорив Сирию, его войска практически без боя взяли Иеру­салим2, и он объявил Иудею частью рим­ской провинции Сирии3. Сто­лицей Сирии был на­значен город Антиохия, а столицей Иудеи – Иерусалим. Прави­телем и первосвященни­ком Иудеи Помпей назначил покорного и безвольного Гиркана II4, а его помощником - не­коего идумея по имени Антипатр, чьи родители в свое время были насильственно обра­щены в иудейскую веру5. После этого Помпей покинул Восток и уехал в Рим.


Однако, правление Гиркана II продолжалось недолго. В 59г. до н.э. Г.Помпей вме­сте с М.Крас­сом и Ю.Цезарем образовали так называемый первый триумвират, ко­торый возглавил Римскую республику и поделил ее на сферы влияния триумвиров. В резуль­тате этого раздела Сирия достались М.Крассу. В 55г. до н.э. Красс прибыл в Си­рию и почти сразу же отправился на парфяно-римскую войну, которую начал еще Пом­пей, но больших успехов в ней не достиг. Однако по пути он заехал в Иерусалим, где запомнился тем, что во время подготовки к походу в Парфию в 55г. до н.э. ограбил Ие­ру­салимский храм, украв оттуда, как пишет И.Флавий (Л.5) храмовые деньги на сумму два таланта6, золотую утварь на сумму восемь тысяч талантов и выманил у хранителя храмовых сокро­вищ золотую штангу весом в триста мин7 (