litceysel.ru
добавить свой файл
1
С. Проховщиков. «Искусство речи на суде». Пол Сапер. «Искусство ораторского выступления». Данная наука связана с различными областями человеческой деятельности и использует методы и результаты таких наук, как: логика, психология, лингвистика, стилистика. Предметом риторики является устное выступление, разрабатывающее приемы подачи текста для той или иной аудитории. Цель риторики: сделать устное выступление понятным и убедительным для аудитории. Разработал профессор М.И.Панов "Искусство риторики». Практически разработанные вопросы риторики представил философ античной Греции в конце V-IV века до н.э. Квинтом было написано сочинение по теории риторики по названием «12 книг риторики».


В этой работе рассматривается 5 задач риторики, который соответствуют 5 частям, из которых состоит риторика:


  1. Инвенция. Инвенция связана с задачей определения предмета речи. На этом этапе происходит выбор темы и выбор аргументации, которая будет использоваться оратором в его выступлении. Необходимо, чтобы тема, затрагиваемая оратором, была понятна слушателем.

  2. Диспозиция. Задачей диспозиции является расположение материала. Для того чтобы наша речь была убедительной, необходимо составить продуманный план. Античная риторика предполагала, что создание плана является творческим делом и не предполагала жестких требований к этому этапу работы с текстом.

  3. Элоквенция (элокуция). Элоквенция связана со словесным оформлением идей, для чего необходимы средства стилистической выразительности. Эти средства называются тропами и фигурами. Основными критериями, которые предъявляются к оратору, являются: ясность, правильность, уместность.

  4. Мемория – запоминание типовых мест. На этапе используются различные приемы мнемотехники (тренировка память).

  5. Акция (деятельность) – сам акт произнесения речи перед публикой. Выступая перед аудиторией, использует не только словесный, естественный язык. Оратор вынужден использовать еще один канал передачи информации – язык жестов.

Инвенцию Аристотель разделил на 3 части.

  1. Учение о риторическом – логос (речь, аргумент, разум, закон). Аргумент – форма рассуждения, выводящая из известных положений новое.

  2. Учение о нравах (этос). Нравы – это моральные качества, позволяющие ритору утвердить свой авторитет.

  3. Учение о страстях (пафос) – патетика. В основе учения о страстях лежит представление о двух главных страстях – Любви и Ненависти, которые формируют все другие второстепенные чувства.

Правила нравов состоят в следующем:
  1. Продемонстрировать серьезность, скромность осторожность.


  2. Избегать всего, что может создать впечатление лжи.

  3. «Нравы» использовать во вступлении.

  4. Аффектация должна отсутствовать.

Аффектация – возбуждение, вызванное воздействием извне изменением состоянием, также склонность.

Собственно аргументы – это силлогизм (очень редко), энтимема, эпихейрема, дилемма, сорит, пример (одно из посылок которого – исторический факт, яркое событие), индукция, личный аргумент.

Личный аргумент – вывод, вытекающий из слов или действий оппонента.

Правила аргументов:

  1. Доказательства – основа ораторской речи.

  2. Доказательства следует не столько умножать, сколько взвешивать.

  3. Необходимо отбрасывать аргументы, которые могут быть опровергнуты.

Общие места – все сюжеты и объекты речи имеют сходство и могут быть рассмотрены с общих точек зрения.

Внутренние общие места – определение, доказательство, почерпнутое из самой природы объекта, и перечисление частей (сравнение). Внешние общие места – постановления, законы, титулы, положения в обществе, свидетельские показания и т.д.

Правила страстей:

  1. Призывать на помощь страсти только к потенциально патетическим объектам.

  2. Приберечь чувственный эффект.

  3. Избегать излишней патетики, вызывающей насмешку.

Общие правила инвенции:

  1. Нравы, аргументы, страсти должны сотрудничать во имя единой цели – убеждения.

  2. Одна из трех частей должна доминировать.

  3. Нравы и страсти адресуются слабым, чувственным и молодежи.

  4. Аргументы в речи – к людям степенным и разумным.

  5. Злоупотребление нравами и страстями легко высмеиваются.
  6. Размышление, опыт и внимательное изучение наследие великих учителей необходимо для формирования вкуса, который диктует правильный выбор и меру.




Первые наблюдения в области языка и стилей были сделаны и представлены школой софистов. Представители школы: Протагор из Абдер, Горгий из Леонтин, Фразимах, Гиппий, Антифонт. Софисты обратили внимание на приемы психологического воздействия на слушателей посредством речи; обратили внимание на возможность структурировать речь, выделили в ней предположения словосочетания и другие синтаксические образы. Протагор разработал фонетическую теорию речи, определи, когда в речи необходимо сделать паузу. Фразимах разработал учение о периоде.

Софисты – сословие людей, занимающиеся педагогической деятельностью.

Период – сложносочиненное предложение с подчинением, характеризующееся стилистическим совершенством и смысловой завершенностью.

В практике аргументации софисты использовали не только логические, рациональные, но и психологические доводы, истинность которых была сомнительна. Целью спора они считали не поиск истины, а победу над противником, причем эта победа могла быть достигнута любой ценой. Софисты полагали, что истина относительна и подлинное знание недоступно человеку, он может составить более или менее правдоподобное мнение. В области теории аргументации Сократ разработал метод, названный маевтическим. Он полагал, что его метод способствует рождению истины.

Маевтический метод состоит из трех этапов:

  1. Ирония. На этом этапе Сократ при помощи продуманных вопросов заводил собеседников в логический тупик, заставляя их противоречить самим себе. Это нужно было для того, чтобы раскрыть противоречивые позиции собеседника.

  2. Индукция – перечисление примеров, на основе которых делается обобщенное умозаключение. Это делалось для того, чтобы неверное общее представление у собеседника заменить достоверным, опирающимся на фактах опыта (опытные данные).
  3. Дефиниция. На этом этапе дается общее определение, соответствующее истине.


Сократ и софисты не создали обобщенной теории ораторского искусства. Она была предложена Аристотелем. Им были написаны 3 книги «Риторики». В первой книге Аристотель дает классификацию речей, с которыми оратор выступает перед аудиторией.

Устные выступления Аристотель делит на 2 группы:

  1. Гомилетические – повторяющиеся речи, которые выступающий произносит неоднократно перед знакомой аудиторией (не так важно).

  2. Ораторические – речи, произносимые однократно перед новой аудиторией, собравшейся по определенному поводу (сыграть роль).

Ораторические речи делит на 3 категории, в зависимости от их содержания и обстановки, в которой они произносятся:

  1. Совещательные (политические речи). Они произносятся в народном собрании по плану событий, которые планируются на будущее. Устность этих речей является убеждением собеседников в необходимость предпринять те или иные шаги. Они должны побудить к действию.

  2. Торжественные (речи хвалебные и порицающие, упор при этом делался на хорошее и дурное).

  3. Судебные (речи обвиняющие и защищающие, использовавшие категории справедливого и несправедливого).

Аристотель рекомендовал в ораторских речах заменять силлогизмы энтимемами. А индуктивные умозаключения заменять примерами.


Виды демонстраций.

Дедукция – при данном виде демонстрации новая мысль, имеющая более частный характер, выводится из предшествующей, являющейся общим суждением.

В судебной практике доказывать то суждение, которое более выгодно. При этом чаще всего акцентируется большая посылка, поскольку общее положение бесспорно для слушающих. В качестве общих посылок рекомендуется использовать словарные определения. Основные тезисы ораторского выступления необходимо формулировать простыми предложениями. Свою мысль мы высказываем при помощи простых атрибутивных суждений: субъект и предикат.


Субъект – это тот, о ком,/о чем говорится (подлежащее) (S).

Предикат – это то, что говорится о субъекте (сказуемое) (P).

Пример: «Все граждане РФ имеют право на труд» - простое атрибутивное суждение.

Классификация простых атрибутивных суждений:


  1. по количеству:

-частные

-общие

2. по качеству:

-отрицательные

-утвердительные

Примеры:

  • Все люди (S) смертны(P) – общеутвердительное

  • Некоторые люди (S) склонны (P) к преступлениям – частноутвердительное

  • Ни одна звезда (S) необитаема (P) – общеотрицательное

  • Некоторые чиновники (S) не берут (P) взяток – частноотрицательное

Суждения о единичных предметах мы относим к категории общих. Субъект и предикат называются терминами суждения. Из суждений составляются умозаключения, некоторые из которых являются видами дедуктивной демонстрации.


Виды умозаключений.

К ним относятся: силлогизм, энтимема, условное умозаключение, условно-категорическое умозаключение, эпихейрема, сорит, условно-разделительное умозаключение.

Силлогизм – это умозаключение, состоящее из трех простых атрибутивных суждений, два из которых содержат уже известную нам информацию и называются посылками, а третья, которая содержит новое знание (итоговое), называется заключением.

Пример: Все граждане (M) РФ имеют право (P) на труд. Федоров (S) – гражданин РФ (M). Федоров (S) имеет право (P) на труд. Федоров – это меньший термин, т.к. он является субъектом заключения. Имеет право на труд – больший термин, он выступает предикатом заключения. Граждане РФ – средний термин, он осуществляет связь между посылками.

В структуре силлогизма нашли отражения отношений, существующих в реальном мире. Это отношения: общего, частного, единичного. Силлогизм основывается на аксиоме: признак признака некоторой вещи есть признак самой вещи; что утверждается (отрицается) у всех предметах класса, то утверждается (отрицается) относительно любого отдельного предмета класса или относительно части предмета класса.


Семь правил силлогизма:


  1. В силлогизме должно быть только три термина

  2. Из двух отрицательных посылок нельзя сделать никакого вывода

  3. Из частных посылок нельзя сделать никакого вывода

  4. Если одна из посылок отрицательная, то заключение будет отрицательным

  5. Если одна из посылок частная, то заключение будет частным.

Термин посылки может быть распределен и нераспределен. Термин распределен, если в суждении дается исчерпывающая информация о его объеме. В общих суждениях распределенный субъект обозначают знаком «+». В отрицательных суждениях распределен предикат. Нераспределенность термина обозначают знаком «-».

  1. Средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок.

  2. Термин, нераспределенный в посылке, не может быть распределен в заключении.

Условно-категорическое умозаключение – это умозаключение, состоящее из двух посылок, одна из которых является условным суждением, а вторая – простым категорическим суждением (атрибутивным).

Его заключение тоже является простым категорическим суждением. В утверждающем условно-категорическом умозаключении мы можем делать вывод от утверждения посылки к утверждению следствия. Нельзя умозаключать от утверждения следствия к утверждению посылки (основание). Если у нас отрицающий модус условно-категорического умозаключения, то следует делать умозаключение от отрицания следствия к отрицанию посылки (основание). Нельзя умозаключать от отрицания основания к отрицанию следствия.

Эпихейрема – силлогизм, в котором каждая из посылок является энтимемой.

Пример:

  • Ложь вызывает недоверие, т.к. она есть утверждение, не соответствующее истине.

  • Лесть есть ложь, т.к. она есть умышленное искажение истины, следовательно, лесть вызывает недоверие.

Сорит – это сложный силлогизм, в котором приводится только последнее заключение, проводимое через ряд посылок. Промежуточное заключение при этом подразумевается.


Дилемма – условно-разделительное умозаключение.

Дилеммы бывают простые и сложные. Простая дилемма состоит из двух сложных посылок, одной разделительной и заключения, представляющее собой простое атрибутивное суждение (категорическое).


Пример:

  • Если смерть – переход в небытие, то она – благо.

  • Если смерть – переход в мир иной, то она – благо.

  • Но смерть – это переход в небытие или мир иной, следовательно, она – благо.

Сложная дилемма состоит из двух сложных посылок, разделительной посылки и заключения, представляющее собой разделительное суждение.

  • Если А, то В.

  • Если С, то D

  • Если А или С, то, следовательно, В или D.

Пример:

  • Если тебе попадется хорошая жена, то станешь счастливым исключением.

  • Если плохая, то станешь философом.

  • Но тебе попадется хорошая или плохая, то, следовательно, ты станешь счастливым исключением или философом.

Недедуктивными видами демонстрации являются: индукция, аналогия, а также различные виды нелогической демонстрации.

Индукция – это умозаключение от частного к общему.

Метод индуктивной демонстрации сложился в процессе многовековой практики. Наблюдая отдельные явления и выявляя то общее, что в этих явлениях присутствовало, люди приходили к обобщающему выводу, формулировали на этой основе закон.

Аналогия – это форма демонстрации, в ходе которой происходит умозаключение от одного частного случая к другому.

Умозаключения по аналогии имеют не достоверный, а вероятный характер. Степень достоверности видов недедуктивной демонстрации ниже, чем у дедуктивной. В большей степени рассчитано на психологию слушателя недедуктивные виды демонстрации. Примерами такой демонстрации являются пример и различные личные виды аргументации. Пример заменяет доказательство простым показом тех явлений, о которых повествует оратор. Его преимуществом является наглядность. При использовании примера возрастает роль литературных описаний. К личным аргументам относятся: аргумент к публике, аргумент к человеку, концессия. Данные аргументы рассчитаны на психологию слушателя. Личные аргументы адресованы к нужным потребностям человека.


Концессия – это прием, когда аргументы противника оборачиваются против него самого.

Диспозиция - часть риторики, которая рассматривает расположение материала.

Правила диспозиции носят рекомендательный характер. В позднее римское время сложилась под влиянием судебной практики типовая структура ораторского выступления, состоящая из восьми частей:


  1. Обращение – представление оратора аудитории.

  2. Называние – оратор называет основные положения, которые он будет доказывать в ходе своей речи.

Различают 3 введения:

    • Прямое

    • Запутывающее

    • Ошарашивающее

Правила введения:

  • От введения зависит успех в целом.

  • Следует использовать «нравы».

  • Сочинять введение, исходя из сути рассматриваемой темы

  • Писать введение последним.

  • Доступность стиля.

  • Избегать банального и экстравагантного.

  1. Изложение (наррация) – оратор знакомит аудиторию с обстоятельствами дела. Наррация должна быть ясной и четкой, место описания – в конце наррации. Оратор должен обращать внимание на те факты, которые подтверждают его точку зрения.

Правила наррации:

  • Повествование должно затрагивать только основные факты, имеющие непосредственное отношение к теме.

  • Факты должны быть правдоподобными.

  • Наррация должна быть краткой и четкой.

  • Интерес к речи зависит от интереса, вызванного наррацией.

  • Наррация должна сопровождаться описанием для оживления сухих фактов.

  • Для описания выбирать наиболее выгодную точку зрения.

  • При описании избегать расплывчатости и излишних деталей

  • Место описания – в начале наррации.

  1. Описание.


  2. Подтверждение (пробация) – в ходе подтверждения приводятся аргументы в пользу нашей точки зрения. Рекомендуются наиболее сильные аргументы приводить в начале и в конце пробации.

Правила подтверждения:

  • Все замечания касательно применения необходимых доказательств должны быть собраны воедино.

  • С этой целью осуществить ревизию всех общих мест, рассматриваемых в инвенции

  • При выборе аргументов заботиться об их качестве, а не количестве.

  • Наилучшим является Гомеров порядок: в начале сильные аргументы, затем масса средних, в конце - один наиболее мощный аргумент.

  • Тщательно избегать нисходящего порядка аргументов.

  • Сильные аргументы – в простой форме; средние – группировать по несколько для самоподдержки.

  1. Опровержение – критика доводов противников (рефутация).

  2. Заключение – в нем подводится итог сказанному.

Правила заключения:

  • Резюме аргументации, развернутой в подтверждении, должно вызвать эмоции.

  • Точность в изложении и разнообразие в стиле.

  • Из подтверждения выбирать наиболее сильные места.

  • При использовании «страстей» помнить об умеренности.

  • Стиль живой и эмоционально насыщенный.

  1. Воззвание – оратор призывает людей к определенному роду действий.

Элоквенция – учение о тропах и фигурах, учение о средствах языковой выразительности.

Своего расцвета элоквенция достигает в позднее античное время. Риторика в эту эпоху превращалась в искусство красноречия. Достоинством речей стала считаться не их убедительность, а стилистическое совершенство. Форма стала преобладать над содержанием.

Троп – это такое преобразование единиц языка, при котором происходит перенос традиционного наименования в иную предметную область.


Фигура – стилистический оборот или синтаксическая конструкция, предназначенная для усиления образно-выразительной стороны высказывания.

Троп – это средство стилистической выразительности, которая реализована на уровне слова и словосочетания.

Фигура – это средство стилистической выразительности, которая реализована на уровне предложения или фрагмента текста.

Тропы можно разделить на 2 группы:


  1. Тропы слов – используются для усиления выразительности.

    • Метафора

    • Метонимия

    • Синекдоха

    • Антономазия

    • Ономатопейя

    • Катахреза

    • Металепсис

  2. Тропы предложений – употребляются для украшения.

  • Аллегория

  • Эмфаза

  • Перифраза

  • Эпиты

  • Ирония

  • Гипербола

  • Литота

  • Эвфемизм

Метафора – перенесение свойств одного объекта на другой либо по принципу их сходства в каком-нибудь отношении, либо, наоборот, по контрасту.

При создании метафоры, согласно Квинтилиану, наиболее типичными будут следующие 4 случая: замена одного одушевленного предмета другим одушевленным, один неодушевленный предмет заменяется другим неодушевленным, замена неодушевленного предмета одушевленным, замена одушевленного предмета неодушевленным.

Метонимия – замена одного смысла другим на основе их связи по смежности.

Синекдоха – вид метонимии, употребление части названия вместо названия целого, частного вместо общего, целого вместо части, множественного числа вместо единственного, вещества вместо предмета, сделанного из этого вещества.

Антономазия – замена имени собственного нарицательным или наоборот.

Ономатопейя – условное воспроизведение звуков природы, рефлективных восклицаний людей, звук, производимый предметами, и т.п., создание слов, звуковые оболочки, которые в какой-то мере напоминают такие звуки.


Катахреза – необычные или ошибочные сочетания слов (понятий) вопреки несовместимости их буквальных значений.

Металепсис – риторическая фигура (один из видов метонимии), состоящая в замене предшествующего последующим.

Аллегория – запечатление чего-то отвлеченного, какой-нибудь идеи в конкретном образе, тип образности, основанный на иносказании.

Эмфаза – эмоционально-экспрессивное выделение части высказывания посредством интонации, повторения, порядка слов и т.д.

Перифраза – замена прямого названия многословным описанием, в котором содержатся признаки неназванного прямо человека, предмета.

Ирония – троп, при котором слово или высказывание приобретают в контекстной речи смысл, противоположный буквальному, либо отрицающий его, либо ставящий его под сомнение.

Намек на иронический подтекст может содержаться не в самом слове или высказывании, а в контексте, интонации, а в прозе – даже в ситуации, с которой связаны слово или высказывание.

Гипербола – резкое, иногда нарочито, преувеличение свойств изображаемого объекта.

Литота – отрицание признака, несвойственного объекту, т.е. своего рода «отрицание отрицания», дающее в итоге формально равнозначное положительному, но фактически ослабленное утверждение.

Эвфемизмнепрямое, смягченное выражение вместо резкого или нарушающего нормы приличия.

Фигуры подразделяются:


  1. Фигуры слова – меняются, утрачивают свое качество, если их пытаются преподать в других терминах, т.е. пересказать иными словами.

а) Фигуры прибавления

    • Анафора

    • Эпифора

    • Симплока

    • Эпаналепсис

    • Анадиплосис

    • Градация

    • Полиптотон

    • Полисиндетон

б) Фигуры убавления

  • Эллипсис


  • Силлепсис

  • Асидентон

  • Зевгма

  • Усечение

в) Фигуры расположения (перемещения)

  • Инверсия – анастрофа, гипербатон

  • Параллелизм – изоколон, антитеза, гомеотелевтон

  • Хиазм

  1. Фигуры мысли – не меняются при передачи их в других терминах, т.е. при замене одного или нескольких слов близкими им по смыслу, но звучащими иначе.

Анафора – это фигура, возникающая, когда слово или несколько слов для большей экспрессии повторяется в начале каждого периода.

Эпифора – повтор слова или группы слов в конце нескольких строк, строф, периодов.

Симплока – стилистическая фигура повторения: начальных и конечных слов в смежных стихах или фразах при разной середине или середины при разных начале и конце.

Эпаналепсис – анадиплозис, фигура речи, в которой повторяется слово или выражение в начале или в конце последовательных сочетаний или предложений.

Анадиплозис – повтор последнего слова (или последних слов) стиха, периода, ритмико-интонационной единицы (колона) в начале следующего.

Градация – фигура слова, которая имеет 2 основных значения:

  1. Цепочка анадиплозисов.

  2. Последовательное нагнетание или ослабление однородных выразительных средств речи.

Полиптотон – частое повторение в предложении одного слова в разных формах.

Полисиндетон – повторение союза, воспринимающееся как избыточное, но создающее эффект возвышенности стиля.

Эллипсис – пропуск слов или предложений, который легко подразумевается.

Силлепсис – объединение элементов текста, по сути своей необъединяемых.

Асидентон – построение предложение, при котором для усиления экспрессии опускаются союзы.


Зевгма – термин античной стилистики. В широком смысле античные грамматики называли такие обороты речи, когда какое-нибудь слово, чаще сказуемое, которое должно быть повторено 2 или несколько раз, а в других местах лишь подразумевается. В более узком смысле термин «зевгма» разумели повторении слова, поставленного 1 раз, в дальнейшем не в том же, а в близком значении. Зевгма иногда рассматривалась как риторическая фигура (повторяется приблизительно одинаковые отрезки речи, члены параллельно построены).

Усечение – как способ словообразования заключается в сокращении основы слова.

Инверсия – нарушение «естественного» порядка слов.

Анастрофа – это перестановка смежных слов.

Гипербатон – разъединение смежных слов для усиления выразительности речи.

Параллелизм – тождественное расположение элементов речи в смежных частях текста для создания единого художественного образа.

Изоколон – параллельное расположение частей речи в смежных предложениях.

Антитеза – резкое противопоставление образов, понятий, нравственных или политических событий.

Гомеотелевтон – это подобие окончаний, своего рода зародыш рифмы.

Хиазм – это перекрестное расположение параллельных членов в двух смежных предложениях одинаковой формы.

Для того чтобы выбрать тропы и фигуры необходимо выбрать наиболее эффективный в данной речевой ситуации способ общения с аудиторией, оратор должен определить стиль, с помощью которого он будет общаться с публикой.

Стиль – это разновидность национального языка, закрепленное в данной социальной группе или в данной ситуации общения традицией.

Стиль закрепляется за одной из наиболее общих сфер социальной жизни общества.

Виды стилей:

  1. Нейтральный – на нем общаются представители разных сословий общества.


  2. Высокий – стиль художественной литературы, соответствующий высоким речевым стандартам.

  3. Разговорный – ненормированная устная речь.

Данные стили оказывают влияние друг на друга. Функциональный стиль зависит от исторически-изменяющихся социокультурных условий использования языка. Стили, выбираемые оратором, должны соответствовать речевой обстановке.

Эпитет – образное определение предмета через его индивидуальный характерный признак.

Эпитет отличается от логического определения тем, что он выделяет предмет среди ему подобных. При выборе эпитета необходимо определить зону характеристики. Выбираемый эпитет должен соответствовать функциональному стилю, к которому относится весь наш текст. Эпитет может быть не только характеристикой предмета, но и характеристикой действия. Поскольку предикативным центром предложения является глагол, то лучшим эпитетом будет не прилагательное, а наречие.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ


  1. Риторика как теория и практика эффективного убеждения. Значение риторики для современного бизнесмена.

  2. Возникновение риторики. Роль афинской демократии и специфики судопроизводства в Афинах в ее становлении.

  3. Взаимоотношения риторики и софистики.

  4. Римское красноречие и его место в истории риторики.

  5. Типы красноречия и виды речей.

  6. Основные задачи риторики.

  7. Инвенция как учение о нравах (этос), аргументах (логос), страстях (пафос). Правила инвенции.

  8. Диспозиция – учение о структуре речи. Введение, правила введения.

  9. Наррация как описание фактов в наиболее выигрышном свете. Правила наррации.

  10. Риторические аргументы и их отличия от аргументов в логике. Собственно аргументы.

  11. Общие места (топосы) в риторике. Внутренние и внешние общие места.
  12. Наилучший порядок риторических аргументов. Правила аргументов.


  13. Опровержение. Правила опровержения.

  14. Тропы слов.

  15. Метафора, ее виды. Правила образования метафор. Место метафор в современной эффективной коммуникации.

  16. Тропы украшений.

  17. Фигуры прибавления.

  18. Фигуры убавления. Фигуры расположения или перемещения.

  19. Фигуры мысли.

  20. Технологии запоминания текста.

  21. Произнесение речи. Требования к оратору.

  22. Дискуссия и ее виды.

  23. Лояльные приемы дискуссии.

  24. Нелояльные приемы дискуссии.

  25. Нелояльные аргументы. Средства борьбы с ними.