litceysel.ru
добавить свой файл
1

Татьяна Тимофеевна Подолинная,

методист по русскому языку и литературе

кафедры методики языков и литературы ИППО

КУ имени Бориса Гринченко


Развитие речевой культуры школьников

в процессе изучения русского языка


Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на формирование практических навыков, способность применять знания, реализовывать собственные проекты. При этом речь идет не о заучивании простых алгоритмов, а о подлинной фундаментализации школьного образования, при которой акцент делается не на запоминание набора знаний из разных областей, а на овладение умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений.

Ведущей среди целей обучения русскому языку в средней школе является подготовка будущего выпускника к успешной коммуникации в различных сферах общественной деятельности и личной жизни.

Формирование речевых навыков теснейшим образом связано с умением мыслить, рассуждать. “Мысль – начало всего, – писал Л.Н.Толстой. – И мыслями можно управлять. Поэтому главное дело совершенствования: работать над мыслями.” Умение понять суть явления и словесно сформулировать свое отношение к нему – непременное условие становления свободной личности человека.

В школах с украинским языком обучения ведущая роль отводится формированию коммуникативной компетенции.

Учащиеся должны:

- овладеть навыками различного вида чтения и аудирования текстов разных стилей и жанров, умением передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений;


  • научиться выступать с докладом, работать над рефератом, рецензией, принимать участие в спорах, диспутах, дискуссиях;

  • свободно пользоваться справочной и научно- популярной литературой по русскому языку;
  • овладеть основными навыками правописания, совершенствовать умение применять в практике письма орфографические и пунктуационные правила современного русского литературного языка;


  • анализировать особенности употребления основных единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения их предназначения и функционально-стилистических качеств;

  • осуществлять комплексный анализ текста.


Центральной единицей обучения является текст. Это позволяет решать на уроке комплекс методических задач: отрабатывать орфографические, пунктуационные, грамматические модели; вести лексическую и словообразовательную работу; анализировать структуру и содержание текста, а затем воспроизводить некоторые его фрагменты. Содержание текстов должно соответствовать принципам: 1) осуществления межпредметных и межкультурных связей; 2) отражения лингво- и этнокультурной специфики изучаемого языка; повторяемости языковых фактов (языковых моделей).

На уроках русского языка необходимо вводить следующие этапы работы.

  • Фонетическая разминка (3-5 мин в начале урока). Ученики работают, например, над фонетическим диктантом, или фрагментом стихотворения, или афоризмом, скороговоркой. В разминку целесообразно включить анализ слова по звуковому составу, что позволит учащимся услышать и усвоить разницу в произношении и написании таких, например, слов как “семья и семя”.

  • Предтекстовая лексическая и лексико-грамматическая работа. (Например: объясните значение слова, составьте словосочетания со словом … опираясь на словосочетание с данным словом, объясните значение (время пролетело – птица пролетела), объясните, как образовано слово мировоззрение, выделите части слова и объясните их значение. Образуйте другие слова с этими элементами и охарактеризуйте их стилистическую окраску).

  • Чтение текста и послетекстовая работа. Прочитав текст, учащиеся отвечают на такие вопросы:

1. К какому стилю и типу речи относится текст?

2. О чем этот текст? Какова его тема?

3. Какую проблему затрагивает автор текста? Что его волнует? Какова авторская позиция по этому вопросу?

4. Какова основная мысль текста?

5. О чем этот текст заставляет задумываться? Какие выводы можно сделать?

6. Какие языковые средства помогают автору выразить свою мысль?

Освоение учащимися фонетических, лексических, грамматических явлений языковой системы должно сопровождаться соматическими ощущениями (увидеть, услышать, почувствовать и т.д.). Выполняя упражнения по орфографии и пунктуации, учащиеся могут и должны воспринимать слова и связь этих слов не как мертвое сочетание букв, а как живые словесные образы.

При изучении грамматических моделей основной прием обучения – наблюдение над языковыми явлениями и создание ситуации повтора языкового факта, например, придумайте свой пример, аналогичный предыдущему, составьте предложение по данной схеме, заучите афоризмы и т.д., что позволяет ввести элементы языка в активный запас.


  • Следующий этап работы – создание собственного речевого высказывания в соответствии с коммуникативной задачей.

Такой подход предполагает обращение к различным разделам науки о языке.

Новые подходы позволяют выстроить и новую методику построения урока русского языка: вопрос употребления единиц языка в речи соединяет грамматику с практикой создания учащимися текстов разных стилей и жанров.


В основу программы для школ с русским языком обучения положен коммуникативно-функциональный подход к изучению языка как системы, построенной по определенным законам.

Основная цель обучения – достижение свободного владения русским языком во всех видах речевой деятельности на основе речевой, языковой, социокультурной и деятельностной компетенций. В среднем звене на первый план выходит овладение грамматикой и ее стилистическими ресурсами, а также совершенствование таких основных видов речевой деятельности, как аудирование, чтение, говорение, письмо.


Теоретический материал, упражнения и задания учебников для 5-9 классов позволяют заложить основы для формирования речевых умений и навыков, а также навыков грамотного письма.

Особое внимание уделено языковому материалу, который является базой для формирования речевых умений и навыков, а также обеспечивает работу по обогащению запаса языковых средств школьников и усвоению ними норм литературного русского языка.

Специфика обучения русскому языку в условиях украинско-русской языковой среды убедительно доказывает необходимость отбора совпадающего и несовпадающего грамматического материала русского и украинского языков. Сопоставительные данные двух языков могут привлекаться не только для достижения общеобразовательных целей обучения, но и для выработки первоначальных учебно-языковых, нормативных умений и навыков, что обеспечит, в свою очередь, развитие языкового чутья, внимательное отношение к слову.

Экономию учебного времени обеспечивает выделение двух групп подачи теоретического материала: только для ознакомления, например: разносклоняемые существительные, несклоняемые существительные, существительные общего рода; только для практического усвоения, например: орфограмма и орфографическая ошибка.

Важное познавательно-практическое значение имеет раскрытие взаимосвязей, существующих между языковыми явлениями разных уровней (лексики и словообразования, словообразования и морфологии, морфологии и синтаксиса и т.д.). Это поможет учащимся осознать системный характер языка, увидеть специфику каждой изучаемой единицы, что является необходимым условием приобретения глубоких и прочных знаний. Языковая линия в программе для старшей школы реализуется через обобщение, систематизацию и углубление знаний учащихся на базе практической стилистики русского языка.


Приведем пример.


Текст 1

Герасим поглядел на несчастную собачон­ку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе за пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим армяком, сбегал... за чашечкой моло­ка. Осторожно откинув армяк и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. (По И.Тургеневу).



Текст 2

Муму была чрезвычайно умна, ко всем лас­калась, но любила одного Герасима. Она бу­дила его по утрам, дергая за полу, приводила к нему за повод старую водовозку, с которой жила в большой дружбе, с важностью на лице отправлялась вместе с ним на реку, караули­ла его метлы и лопаты, никого не подпускала к каморке. (По И. Тургеневу).


Работа с первым текстом (определе­ние типа речи; подчеркивание глаголов, образующих сюжетную цепочку разви­тия действия; ответ на вопрос: глаголы какого вида передают последователь­ность действий в рассказе?) позволяет школьникам сделать вывод: глаголы со­вершенного вида (поглядел, подхватил, сунул, пустился, вошел, уложил, при­крыл, сбегал, поставил) организуют сюжетную цепочку развития действия в тексте-повествовании. Это текстообразующая функция глаголов совершенного вида.

Анализ второго текста дает учащимся новые знания: глаголы несовершенного вида, обозначая повторяющиеся дей­ствия (будила, приводила, отправля­лась, караулила, не подпускала), по­стоянные свойства (была умна, ласка­лась, любила), используются в описа­нии. Они тоже выполняют текстообразующую функцию.

Итак, первая особенность современного урока – целевая установка на ознакомление школьников с особенностями употребления языковых единиц в речи.

Вторая особенность – использование текста как средства, формирующего образовательное пространство урока русского языка, т.е. текст, во-первых, создает развивающую речевую среду урока; во-вторых, является источником новых знаний о функциях грамматических форм при изучении нового материала и школой стилистического употребления языковых единиц при формировании речевых умений; в-третьих, влияет на процесс диалогизации обучения.

“Речевая линия” современного урока русского языка, помимо текста-презентации, включает систему упражнений, призванных скорректировать речь учащихся, научить их находить речевые ошибки разного типа и сознательно исправлять их, например:



  • Прочитайте предложения. Определите характер ошибок. Какие нормы русского языка нарушены в приведенных примерах?

Образец: У рыбей нет зубей – Нарушены морфологические нормы русского языка. При образовании формы род. пад. мн. числа для существительного рыба использовано окончание –ей (правильно – нулевое окончание), для существительного зуб также использовано окончание -ей (правильно – окончание -ов).


  1. Одень пальто, без пальта сегодня идти нельзя. 2. Коло ЦУМа ларек с польтами, а туфлей нигде не видно. 3. Я вчера взяла пять килограмм помидор. 4. Не ложи письмо на стол, лучше поклади его в сумку. 5. Кофе горячее, кушай сначала суп. 6. Ваш директор уж больно суворый, наш более лучше. 7. Глянь в окно, дождь обратно пошел. 8. Не ездий ты сегодня, поедь лучше во вторник. 9. Апельсин и мандарин не надо, а вот яблоков можешь купить.




  • Поставьте числительное и сочетающиеся с ним слова в нужной форме.


Говорить с (полтора десятка студентов), в демонстрации приняло участие свыше (полтора миллиона человек), встретил (32 молодых паренька), поймать (24 зайца), выловить (4 карася), увидеть (43 девушки), поблагодарить (3 женщин).

Можно ли сочетать числительные 22, 23 и другие составные числительные, оканчивающиеся словами два, три, четыре, с существительными сутки, ножницы, сани?


  • Какие ошибки в употреблении местоимений допущены в следующих предложениях?

1.Возле стола стоял мальчик, он был заставлен посудой. 2. Перед домом рос тополь, позади его стояла скамейка. 3 На склоне лежит огромный камень, а ниже него растет сосна. 4. Молодежь осталась довольна дискотекой, они натанцевались вдоволь. 5. Мать велела сыну принести свой дневник. 6. Директор должен подготовить отчет, который с его потребовала вышестоящая организация. 7. Кате пять лет, а Маша старше нее на шесть лет.



  • Из приведенных ниже словосочетаний выберите правильную форму глагольного или именного управления. Отметьте вариантное управление, примеры особого управления, принятого в профессиональной речи.


Отзыв о диссертации – отзыв на диссертацию; памятник Пушкину – памятник Пушкина; вершить судьбами – вершить судьбы; преимущество над соперником – преимущество перед соперником; характеристика ученика – характеристика на ученика; оплачивать за проезд – оплачивать проезд; ждать поезд – ждать поезда; превосходство над другими – превосходство перед другими; тосковать по другу – тосковать о друге; подчеркнуть о необходимости – подчеркнуть необходимость; прийти из армии – прийти с армии; уверенность в победу – уверенность в победе; выйти с трамвая – выйти из трамвая.


В последние годы в качестве одной из форм работы государственной итоговой аттестации по русскому языку в 11 кл. предлагается изложение. В изложении, как в зеркале, отражается умение выпускника логически мыслить, владеть языковой культурой и грамотностью. Именно изложение наилучшим образом проверяет уровень сформированности основных речевых и языковых умений и навыков учащихся.

Практика показывает, что несмотря на то, что данный вид работы применяется начиная с 5 класса, не у всех учащихся сформированы умения соблюдать единство текста в развитии темы, главной мысли, в передаче композиционных, стилевых, типологических особенностях текста.

Устранению этих недочетов способствует выполнение синтетических упражнений, которые формируют навык анализа текста, обеспечивают понимание особенностей функционирования языковых элементов речи, развивают умения строить высказывания в соответствии с нормами литературного языка.



  • 1. Прочитайте текст. Расскажите о его компози­ции, опираясь на данную схему. Найдите в тексте соот­ветствующие микротемы.

2. К какой тематической группе существительных от­носятся ключевые слова?


3. Назовите детали описания, которые только упомя­нуты, и детали, которые характеризуются подробно.

4. Каким предложением выражен зачин? Назовите тип предложения.


Зачин. Середина лета

Основная часть (микротемы)

а) солнечные лучи

б) тень и прохлада

Описание в) солнце

середины г) воздух

лета д) ливни

е) ягоды

ж) грибы

з) стога

Концовка. Июлю ничего не жалко


Середина лета. Острые солнечные лучи с трудом пробивают густую листву. Под деревьями тень и про­хлада.

А солнце слепит глаза, воздух нагрелся так, словно раскаленная печь выдохнула все свое тепло. Даже силь­ные ливни не могут одолеть июльский жар. Льют, льют на землю воду, а только пройдут – опять жара.

В лесу, напоенные теплом, поспевают ягоды; робко, нерешительно пробивают опавшую хвою первые грибы; на полянах застыли ароматные сенные стога. Вот он ка­кой, июль, ничего ему не жалко!

(«Юный натуралист»)


  • 1. Какова задача данного текста? Какие языко­вые средства соответствуют авторскому замыслу?

2. Определите, какие части речи характеризуют дета­ли описания.

3. С помощью антонимов превратите осенний пейзаж в летний. Заменяйте не только наречия и прилагатель­ные, но и существительные.


Наступила осень. Тускло светило солнце. День стал короче. Тяжелые облака медленно плыли по небу. Угрю­мо бормотал что-то свое ручей. Лесные обитатели безра­достно ожидали прихода зимы. Зима – трудное время для всего живого в лесу.

  • Какая часть речи используется в тексте для характеристики человека? Превратите «странного» человека в «нормального» путем замены наречий их антонимами. В какой функции выступают здесь наре­чия?



Странный это был человек. Ходил он вразвалочку. Сонно смотрел на мир. Равнодушно воспринимал неуда­чи. Неохотно выходил из дома. Недовольно встречал гос­тей.



  • 1. Сформулируйте и запишите тему и главную мысль текста. Определите, сколько в тексте микротем. Докажите, что в тексте соблюдено единство темы.

2. В каком значении употреблено слово ловкий в этом тексте? Подберите синонимы и антонимы к этому прила

гательному.

3. Как доказывается тезис в этом тексте: с помощью логических доводов или с помощью приведения приме­ров?

4. Имеет ли текст законченную композицию? Какой абзац придает ему завершенность?


В лесу нужны ловкие руки. Ведь стоит взять руками что-то не так, и могут быть большие неприятности.

Попробуй-ка взять как попало пчелу, шершня или змею. А если уметь, то можно и ядовитую гадюку взять го­лой рукой.

Гадюку можно надежно прижать палкой к земле и под­нять за шейку или... за кончик хвоста. Да, да, за кончик хвоста. И ни одна гадюка не укусит вас: она не сможет подтянуться к вашей руке.

Возьмите ящерицу за хвост, и... хвост останется у вас в руке, а ящерица убежит. Возьмите бабочку за крылыш­ки — и бабочка уже не пригодна для коллекции: пыльца на крылышках стерлась.

Руки должны действовать уверенно, быстро, но осто­рожно. Видели, как работает фокусник? Ловкими пальца­ми достает он из пустого кулька цветы, ленты, мышей и голубей...

Вот так и ваши руки, если станут умелыми, начнут, ка­залось бы, из ничего «доставать» вкусный обед, удобный ночлег, сберегать для вас время.

(Н. Гладков)

Написать сжатое изложение гораздо труднее, чем изложение подробное, близкое по языку и стилю к исходному тексту. Кроме умения слушать, адекватно воспринимая, глубоко понимая то, что прочитал учитель, ученику важно овладеть приемами сжатия текста, сохранив при этом основную информацию и отразив авторский замысел. То, что возникает в результате сжатия информации, должно обладать всеми признаками хорошего текста: связностью, цельностью, логической последовательностью, завершенностью.


Остановимся на конкретных примерах.


1. ... К могиле Пушкина надо идти через пустынные монастырские дворы и подымать­ся по выветренной каменной лестнице. Лест­ница приводит на вершину холма к обветша­лым стенам собора.

Под этими стенами, над крутым обрывом, в тени лип, на земле, засыпанной пожелтев­шими лепестками, белеет могила Пушкина.

(К. Паустовский).


Варианты сжатия текста

А) К могиле Пушкина надо подниматься по каменной лестнице, которая приводит к стенам собора, где и похоронен великий поэт. (Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.)

Б) Пушкин похоронен у стен собора, куда ведет каменная лестница.

В) Могила Пушкина находится у стен со­бора, к которому можно пройти через мона­стырские дворы, а затем подняться по вы­ветренной каменной лестнице.


Можно предложить ученикам выполнить следующие упражнения:


  • Определите основную идею текста. Найдите и выпишите антонимы. В каком значении употреблено слово пошлый в тексте?

А. Вульгарный.

Б. Непристойный.

В. Избитый.

Г. Банальный.


Лишь та речь может называться культурной, у которой богатый словарь и множество разнообразных интонаций. Этой культурности никакими походами за чистоту языка не добьешься.

Ведь культура речи неотделима от общей культуры. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта. Мало добиться того, чтобы люди не говорили выборá или ндравится. Иной и пишет и говорит без ошибки, но какой у него бедный словарь, какие замусоленные фразы! Какая худосочная душевная жизнь сказывается в тех заплесневелых шаблонах, из которых состоит его речь. У пошлого человека и речь будет пошлой.

(К. Чуковский)


  • Внимательно прочитайте текст. Выполните изложенные после него задания.


Может быть, самый емкий литературный жанр – древняя притча. В одной притче, состоящей из нескольких фраз, бывает сказано так много, что хватает потом на долгие века для разных народов и разных социальный устройств. Возьмем хотя бы притчу о блудном сыне. Когда блудный сын, промотав свои деньги, возвратился в родительский дом, отец на радостях зарезал теленка. Другой сын, неблудный, обиделся: как же так, он не проматывал отцовских денег, каждый день добросовестно трудится, и ему ничего. А этому лоботрясу и моту – теленка. За что же?!

В нескольких строчках, как в хорошем романе, три разных ярких характера: отца, блудного сына и неблудного сына. Характеры даны во взаимодействии. Эта притча как зернышко, в котором таится большое дерево. По этой притче можно писать роман, ставить фильм. Сколько живописных полотен уже написано!

Но главное состоит в том, что в притче присутствует колоссальный обобщающий момент, благодаря которому частный, казалось бы, случай применим к тысячам случаев во все времена и у всех народов. (В. Солоухин).


  1. Объясните, почему В. Солоухин считает самым емким литературным жанром притчу.

  2. Выпишите из толкового словаря значение слова емкий.

  3. С чем автор сравнивает притчу?

  4. В чем заключается самое главное значение притчи?

  5. Озаглавьте текст.

6. Заполните таблицу:


Микротемы текста





Микротема 1.




Микротема 2.




Микротема 3.


7. Подчеркните в тексте главную ин­формацию.

8. Напишите сжатое изложение тек­ста, заполнив пропуски.


Может быть, самый емкий литературный жанр –______. В одной притче (какой? из чего состоящей?) ______ бывает сказано так много, что (хватит на какой период? и для кого?)______. В нескольких строч­ках притчи скрыта объемная информация, словно (в чем?)______. Но главное состоит в том, что в притче (что есть?)______ .


Наряду с традиционными приемами и методами работы с текстом в современной школе широко применяются интерактивные технологии. Покажем основные приемы внедрения интерактивных технологий в практику работы с учащимися 7 кл. учителя гимназии № 136 г.Киева И.М.Чернухи на примере работы с текстом Ю.Нагибина.


Тема: Составление текста по заданному образцу.

Цель:

  1. овладение приемами составления текста, совершенствование умения применять правила постановки тире между подлежащим и сказуемым;

  2. развитие творческих способностей на примере реконстуирования и конструирования текста по образцу;

  3. воспитание культуры поведения, умения работать корпоративно.

Тип урока: урок применения знаний и способов деятельности.

Технология. Интерактивные технологии обучения.

Методы преподавания. Репродуктивные, частично-творческие, исследовательские.

Прием работы. Работа в группах. Моделирование с выполнением творческих заданий.


І. Организационный момент.

Учитель просит семиклассников вспомнить что-либо приятное, связанное с детством, с праздником, улыбнуться своим воспоминаниям, запомнить это чувство, а ощущение приберечь для работы над сочинением.



ІІ. Актуализация субъектного опыта учащихся.


  1. Беседа с учениками об их воспоминаниях.

  2. Слушание отрывка (воспоминания Ю.Нагибина о детстве).

Чистые пруды… Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня средоточие самого прекрасного, чем было исполнено мое детство, самого радостного и самого печального, ибо печаль детства тоже прекрасна.

Чистые пруды – это первая снежная баба, первый дом из глины, вылепленные твоими руками, и пусть ты не стал ни ваятелем, ни зодчим, ты открыл в себе творца, строителя, узнал, что руки твои могут не только хватать, комкать, рвать, рушить, но и создавать то, чего еще не было.

Чистые пруды – это целый мир чудесных неожиданностей. Милые скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Мы ловили тут рыбу, и, бывало, на крючке извивались не просто черная пиявка, а настоящая серебряная плотвичка… Чудо – поймать рыбу в центре города!

Чистые пруды были для нас и школой мужества. Мальчишки, жившие на бульваре, отказывали нам, обитателям ближних переулков, в высоком звании «чистопрудных». Они долго не признавали нашего права на пруд со всеми его радостями. Лишь им дано ловить рыбу, кататься на лодке, лазать зимой по валунам и строить снежные крепости. Смельчаки, приобщившиеся к запретным благам, беспощадно карались. Разбитый нос, фиолетовый синяк под глазом, сорванная с головы шапка - обычная расправа за дерзость. И все же никто не изменил привычному маршруту, никто не смирился с жестоким произволом «чистопрудных» захватчиков. Это требовало характера и воли.


ІІІ. Этап применения знаний и способов деятельности.


  1. Аргументированный анализ группы предложений.

Нужно доказать, что текст – высказывание, состоящее из предложений, связанных по смыслу и грамматически.

  1. Работа в парах Ученики получают схему доказательства, заполняют ее, обсуждая записи в парах.



А. Признаки текста.





Наличие заглавия


Чистые пруды





Наличие темы


Воспоминание о детстве


Наличие основной мысли


Школа жизни, школа мужества, школа природы


Тематическое единство


Раскрытие темы и основной мысли


Наличие смысловой связи предложений


Их нельзя поменять местами


Наличие грамматической связи предложений


Лексические повторы, синонимы, антонимы, местоимения, союзы

Завершенность текста

Наличие основных структурных елементов:

начала, основной части, концовки



Б. Определение типа речи, стиля речи.

Тип речи - повествование (рассказ о событиях) с элементами описания (описание ощущений, чувств, наличие эмоционально окрашенных слов).

Стиль – художественный ( образность, конкретность, эмоциональность, воздействие путем словесного художественного изображения жизни).



3. Обобщенная характеристика текста.

Задание. Расставить знаки препинания, подчеркнуть подлежащее и сказуемое; определить случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым.


Чистые пруды… Для иных это просто улица, бульвар пруд а для меня средоточие самого прекрасного чем было исполнено мое детство самого радостного и самого печального ибо печаль детства тоже прекрасна.

Чистые пруды это первая снежная баба первый дом из глины вылепленные твоими руками и пусть ты не стал ни ваятелем ни зодчим ты открыл в себе творца строителя узнал что руки твои могут не только хватать комкать рвать рушить но и создавать то чего еще не было.

Чистые пруды это целый мир чудесных неожиданностей. Милые скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Мы ловили тут рыбу и бывало на крючке извивались не просто черная пиявка а настоящая серебряная плотвичка… Чудо поймать рыбу в центре города!

Чистые пруды были для нас и школой мужества. Мальчишки жившие на бульваре отказывали нам обитателям ближних переулков в высоком звании «чистопрудных». Они долго не признавали нашего права на пруд со всеми его радостями. Лишь им дано ловить рыбу кататься на лодке лазать зимой по валунам и строить снежные крепости. Смельчаки приобщившиеся к запретным благам беспощадно карались. Разбитый нос фиолетовый синяк под глазом сорванная с головы шапка обычная расправа за дерзость. И все же никто не изменил привычному маршруту, никто не смирился с жестоким произволом «чистопрудных» захватчиков. Это требовало характера и воли.


4. Беседа.


  • Как автор добивается нужного ему эффекта «оживления воспоминания»? (с помощью каких синтаксических конструкций, средств художественной выразительности языка?)

  • Для чего использует повторы, многочисленные перечисления?

5. Построение алгоритма работы по созданию нового текста.



Что? Для чего? Как делать?


6.Обсуждение темы, основной мысли, лексики нового текста.

7. Конструирование предложений, текста.

8. Написание работы осуществляется в группах. Ученики выбирают рассказчика, используя его воспоминания, и создают текст по заданному образцу.

В группах есть ответственный за грамотность текста: орфографическую, пунктуационную, лексическую, стилистическую.


Образцы работ


Первая поездка на море


Многие скажут: «Да я каждое лето бываю на море, я уже не могу на него смотреть!» А для меня море – слово с глубоким значением.

Море – это прозрачные лазурные волны, ударяющие в белые бока катера, это свежий морской воздух, от которого кружится голова.

Море – это голубой шатер неба над головой, это южное солнце, бьющее в глаза. Это не только горячий песок, это белые чайки, парящие высоко вверху, это свежий ветерок, ласкающий лицо, это влюбленные, сидящие вечером при луне на берегу моря, это алый закат и яркий рассвет.

Море – это крики дельфинов.

Море – это самое лучшее в жизни каждого человека!


Моя первая поездка в летний лагерь


Для кого-то это нудное времяпровождение с утренней зарядкой и тихим часом, а для меня это было самое волнующее, самое необычное, самое интересное событие, потому что тогда мне было всего семь лет.

Летний лагерь – это незабываемые дни отдыха с друзьями вдалеке от родителей. И пусть ты потратил все деньги за первые дни в лагере, но ты открыл в себе нелюбовь к котлетам в столовой, узнал, что ты не только неисправимый транжира, но и человек, который может посидеть на строгой диете более двух недель.

Лагерь – это очень весело! Только летом в лагере можно совершать сумасбродные поступки, найти новых друзей, открыть для себя что-то неизведанное.


Лагерь – это лучшее место отдыха от скучных будней!


ІV. Подведение итога занятия. Рефлексия деятельности.


Методика как наука развивается, ее движение определяется как внешними, так и внутренними факторами. К внешним факторам развития методической науки сегодня мы относим изменения социокультурной ситуации, что обусловило ориентацию на повышение коммуникативной компетенции учащихся. Среди умений, составляющих данную компетенцию, важным является умение выбора языковых единиц для употребления в речи, совершенствование умений и навыков во всех видах речевой деятельности, овладение культурой речевого поведения и критического мышления.

Деятельность учителя должна строиться на основе творческого сотрудничества с последовательным возрастанием самостоятельности учеников от класса к классу.


Литература


  1. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД» Русское слово – РС», 2007. – 336 с.

  2. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения. – М.: Дрофа, 2003. – 176 с.

  3. Алексеева О. В. Функциональный подход к изучению глагола / О.В. Алексеева // Русский язык в школе. – 2002. – № 5.

  4. Алексеева О.В. Современный урок морфологии / К проблеме реализации приоритетных подходов к обучению / О.В. Алексеева // Русский язык в школе. – 2010. – № 4. – С. 5-9.

  5. Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом как путь подготовки к итоговой аттестации в ІХ классе / Т.М. Пахнова // Русский язык в школе. – 2010. – № 1. – С. 3-8.

  6. Хадетова Д.А. Работа с текстом при подготовке к сжатому изложению в ІХ классе / Д. А. Хадетова // Русский язык в школе. – 2010. – № 1. – С. 17-21.