litceysel.ru
добавить свой файл
1
Тема урока: «Карнавал в изобразительном искусстве»



Цели урока:


  • Обучающая – формировать навыки сознательного применения средств изобразительного искусства в технике «коллажа».

  • Развивающая – способствовать развитию мыслительных процессов учащихся

  • Воспитывающая – воспитывать художественный вкус, позитивное отношение к художественно – творческой деятельности.


Зрительный ряд:

мультимедийная презентация «Венецианский карнавал», «Праздник в творчестве мастеров искусства», фотографии масок, макеты карнавальных масок.


Материалы:

шаблоны масок из белой бумаги, цветная бумага, вырезки из журналов, фольга, фактурная ткань, пайетки, бусы, перья, ножницы, клей, акварель.


Творческое задание:

создание композиции в технике коллажа на тему праздника, карнавала

(работа в группах).


Литература:

1.Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи», изд. «Белый город», 2005г.

2.Учебник «Изобразительное искусство» 3 класс, под ред. Б.М.Неменского. Москва «Просвещение» 2006 г.

3.Журнал «Искусство в школе», 2006 г. №7

4. Для составления презентации пользовалась сайтами Интернета:

www. Nr. 2. ru, www. mamboо. ru, www/ locolhost/


Ход урока


1.Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, посмотрите вокруг. И для того, чтобы прошёл интересно, увлекательно нужно, чтобы у вас было хорошее настроение. А для этого, подарите улыбки нашим гостям и друг другу. Итак, мы начинаем!


2.Актуализация опорных знаний.

Учитель. Большую часть нашей жизни составляют будни. Мы привычно идём на работу, на учёбу, занимаемся обычными повседневными делами. И всё–таки, наверное, было бы скучно, если бы жизнь состояла из одних только будней? А что можно назвать противоположностью будней?



Дети. Праздник.


Учитель. Представьте, что вы должны подготовить праздник. Что же вам понадобится для этого?


Дети. Украсить место проведение праздника. Подготовить праздничные костюмы. Атрибуты праздника. Выбрать музыку. Продумать действие. Создать настроение.


Учитель. Правильно, создать атмосферу, настроение праздника.

Какие ассоциации вызывает у вас слово «Праздник»? А если это не просто праздник, а карнавал?


Дети. Радость. Смех. Веселье. Шум. Музыка. Танцы. Движение. Суета. Яркие краски. Нарядные люди. Маски.

(учитель выстраивает на доске таблички с надписями «Веселье», «Шум», «Музыка», «Движение» и т.д.)


Учитель. Есть разные версии происхождения самого слова «Карнавал». Я познакомлю вас с одной из них.

В Древней Греции проходили шумные и весёлые праздники в честь бога Диониса – дионисии. Они сопровождались маскарадными шествиями с пением, музыкой, плясками. Во время шествий впереди находился главный потешный «корабль» праздничного шествия, который древнеримские авторы называют «carrus navalis», т.е. «морская колесница». На нём, как правило, располагалась костюмированная группа. Итак, карнавал – это праздник с уличными шествиями, маскарадом, театрализованными играми.

А кто знает, какому русскому празднику соответствует карнавал? Этот праздник проходит у нас в конце зимы и длится целую неделю.


Дети. Масленица.


Учитель. А какие знаменитые карнавалы вам известны? Где они проходят?


Дети. Венецианский… Бразильский…


Учитель. Самый известный в мире – венецианский карнавал. Я приглашаю вас в Италию! ( мультимедийная презентация)

Начиная с 1495 года, с 26 декабря по 30 марта в Венеции проходит замечательный праздник – карнавал. На него съезжаются люди со всего света. Людская толпа, наряжённая в яркие костюмы, с масками на лицах, заполняет площади и улицы города. Всюду слышатся смех, шутки, пение. Прямо под открытым небом танцуют, устраивают театрализованные представления и факельные шествия. Долой скуку и уныние! Да здравствует радость и веселье! Так происходит сегодня, так было и несколько столетий назад. Представьте, как в 17 веке под звуки скрипок и тамбуринов на этих же улицах и площадях, под лучами солнца и при свете звёзд веселились люди. И не было среди них ни богатых, ни бедных, ни молодых, ни старых. Карнавал уравнивал в правах всех. А маска на лице шутить, веселиться и оставаться неузнанным. Центром праздника, как и сегодня, становилась главная площадь города, что перед собором Святого Марка. Там показывали своё мастерство жонглёры, борцы, плясуны и паяцы (иначе говоря, шуты, клоуны). Кульминацией (завершением) вечера становился перелёт бесстрашного акробата, перелетавшего с помощью верёвки с вершины 98-метровой колокольни Кампанилья на одну из лоджий Дворца Дожей.


. Площадь Сан Марко становится ареной, где специально натренированные собаки сражаются с быками. После кровавого зрелища на площадь высыпают акробаты, шуты и танцоры. Представление завершается пышным фейерверком. Поглазеть на праздник и поучаствовать в нем собирается все население Венеции - и чернь, и дворянство. А чтобы не омрачать карнавал сословными предрассудками и, как во времена древнего Рима, уравнять раба и господина, все надевают маски. Именно Маски - основные действующие лица венецианского карнавала.

Карнавал праздновали не только богатые венецианские вельможи, давая бал-маскарады в роскошных дворцах. Простой люд также веселился на улицах и площадях. Повсеместно выступали акробаты, жонглёры, дрессированные хищники, привезённые из далёких стран. В передвижных лавках можно было купить всевозможные сладости или просто подкрепиться. В XVII веке на центральной площади устраивали бой быков. Среди знати была также популярна игра в футбол. Две команды, по 25 игроков с каждой стороны, должны были, во что бы то ни стало завладеть кожаным мячом и бросить его на территорию противника.

На улицы выходят сотни и тысячи Арлекинов, Пьеро, Панталоне. А прелестная Коломбина становится эмблемой карнавала. С тех пор и по наши дни он начинается одинаково - с колокольни собора Сан Марко слетает привязанная к тонкой нити бумажная голубка - Коломбина. В полете она взрывается и осыпает собравшуюся на площади толпу дождем из конфетти. А дальше идут маски, маски, маски

3.Усвоение знаний.


Учитель. А теперь, давайте вместе подумаем, как можно передать атмосферу праздника средствами изобразительного искусства?

(Ученикам предлагаются 3 таблички: «тёплые», «холодные», «контрастные» цвета). Посмотрите, какие цвета из предложенных вы бы выбрали для композиции на тему праздника.

Дети. Контрастные цвета.

Учитель. Следовательно, для передачи настроения праздника нам нужны яркие цвета и их контрастные сочетания.


(открывается занавес, на доске выстроены в ряд силуэты из цветной бумаги)

Посмотрите, на доске силуэты из цветной бумаги. Передаёт организация данной плоскости ощущение праздника? Почему?

Дети. Силуэты просто выстроены в ряд. Такая композиция не передаёт движения.

Учитель. Как сделать так, чтобы в нашей композиции появилось настроение праздничной суеты?

(ученик на доске выставляет силуэты, меняя горизонталь на диагональное положение объектов)

Учитель. Получилась стремительная, яркая картинка праздника. Какие средства выразительности мы использовали?

Дети. «Композиция», «контраст», «динамика», «ритм» (учитель вывешивает таблички на доске, мольберте).

Учитель. А что ещё можно добавить в нашу композицию, чтобы показать, что это карнавал? (предлагаю ученикам вырезанные из бумаги маски, силуэты музыкальных инструментов, элементы украшения) Почему выбраны именно эти предметы? (ученики обосновывают свой ответ)

Ребята, мы выполнили композицию в технике «Коллажа» (табличка)

Коллаж – это наклеивание на основу материалов различной фактуры и цвета.

4. Динамическая пауза

Мы сегодня говорим о веселом празднике карнавале. Его невозможно представить без танца, шуток и песен. Я предлагаю вам отдохнуть в движении.

Если нравится тебе

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши)

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка по бокам)

Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами)

Если нравится тебе, то делай так (повороты)

Если нравится тебе, то и другим ты покажи

Если нравится тебе, то делай так.

Учитель. Вот мы нашли средства, с помощью которых можем создать праздничную композицию. Давайте посмотрим, как использовали эти средства выразительности мастера изобразительного искусства, как они передавали атмосферу праздника в своих произведениях.


Презентация «Праздник в творчестве мастеров искусства».

Богата история русского народа своими праздниками. Тему праздника в своих живописных полотнах прославлял известный русский художник Б. Кустодиев. Яркие краски сельских праздников, ярмарок и деревенских посиделок – всё смешалось в динамичных сюжетах автора.


  1. Практическая работа (учащиеся работают группами по 4 человека)


У. Каждая группа создаёт композицию с «ярким», «шумным» названием «Карнавал» в технике коллажа, используя средства выразительности, о которых мы говорили и разнообразные декоративные материалы для украшения масок и самой композиции.



  1. Итог урока. Выставка работ

Учитель. Посмотрите, какие великолепные получились работы. Сколько в них радости, движения, улыбок, музыки и восторга. Теперь вы сами без труда сможете организовать и украсить любой праздник! Главное помнить, если вы делаете что -то с хорошим настроением, обязательно всё получится!

Спасибо за урок, досвидания!


Технологическая карта урока.


Тема: «Карнавал в изобразительном искусстве»

Раздел программы: «Художник и зрелище»

Время проведения: 11 урок в данном разделе

Тип урока: интегрированный

Объект интеграции: наука и культура

Вид урока: комбинированный

Межпредметные связи: окружающий мир, трудовое обучение, музыка, ИЗО.

Цели урока:

  • Обучающая – формировать навыки сознательного применения средств изобразительного искусства в технике «коллажа».

  • Развивающая – способствовать развитию мыслительных процессов учащихся
  • Воспитывающая – воспитывать художественный вкус, позитивное отношение к художественно – творческой деятельности.


Оборудование и материалы:

1.Компьютер, мультимедиа, презентация «Венецианский карнавал»

2.Зрительный ряд: презентация «Венецианский карнавал», фотографии масок, макеты карнавальных масок.

3.Магнитофон. Музыкальное сопровождение «Вальс цветов» автор П.И. Чайковский, балет «Щелкунчик»

4.Планшеты для создания общей композиции, шаблоны масок из белой бумаги, ножницы, клей, акварель.


Источники:

1.Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи», изд. «Белый город», 2005г.

2.Учебник «Изобразительное искусство» 3 класс, под ред. Б.М.Неменского. Москва «Просвещение» 2006 г.

3.Журнал «Искусство в школе», 2006 г. №7

4. Для составления презентации пользовалась сайтами Интернета:

www. Nr. 2. ru, www. mamboо. ru, www/ locolhost/


Основные понятия: композиция, динамика, контраст, коллаж.

План урока:

1.Организационный момент. (2 мин.)

2. Актуализация опорных знаний. (5 мин.)

3. Усвоение знаний. (5 мин.)

4. Динамическая пауза. (1 мин.)

6. Практическая работа. (13 мин.)

7. Итог. Выставка работ. (3 мин.)

8. Домашнее задание.(1 мин.)



Структура

урока

(этапы урока, время)


Задачи

этапа

Содержание этапа

Методы

обучения

Форма организации учебной деятельности

Средства обучения

Действия учащихся


Показатели выполнения учебных задач

1.Организационный момент.

(2 мин.)

Обеспечить положительную обстановку для работы на уроке и психологическую подготовку учащихся к общению и предстоящему занятию.


1.Приветствие.

2.Проверка готовности учащихся и классного помещения к уроку.






Беседа

Доска

Учащиеся выполняют упражнение на сближение.

Доброжелательный настрой учителя и учащихся, быстрое включение класса в деловой ритм.

2.Актуализация опорных знаний.

(определение темы и цели урока)

(5 мин)

1.Активизировать мыслительную деятельности учащихся (определение темы урока).

2.Познакомить с особенностями проведения Венецианского карнавала.

1.Учащиеся, наблюдая, сравнивая, самостоятельно делают умозаключение, назвав тему урока.

2.Учитель рассказывает о Венецианском карнавале, используя мультимедийную презентацию.

Объяснительно - иллюстративный




Проектор, компьютер.

Дети вступают в беседу с учителем, поддерживают разговор. Внимательно слушают сообщение учителя и смотрят слайды презентации.


Учащиеся самостоятельно называют тему урока. Перечисляют страны, в которых проходят карнавалы и рассказывают об особенностях проведения данных праздников.

3.Усвоение знаний.

(5 мин.)

Организовать познавательную деятельность учащихся.


1.Определение выразительных средств ИЗО для создания композиции.

2.Знакомство с техникой «коллаж».

1.Эвристическая беседа.

2.Частично поисковый.

1.Фронтальная

2. Внешний контроль учителя.

Таблицы, шаблоны масок и декоративных элементов.

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы. Двое учащихся создают композицию в технике «коллажа» на демонстративном планшете.

Сравнивая таблицы назвали основное выразительное средство – контраст. Определили, что в композиции должна присутствовать динамика. Используя данные средства, выполнили композицию.

4.Динамическая пауза.

(1 мин.)

Эмоциональная разгрузка. Подготовка к смене деятельности.










Магнитофон.

Выполняют движения под музыку.

Выплеск детских эмоций.

Организация внимания на смену деятельности.


5.Закрепление новых знаний.

Практическая работа.

(13 мин.)

1.Закрепление в памяти учащихся знаний и умений, необходимых для самостоятельной работы.

2.Формирование способности к творческому самовыражению

Каждый ученик оформляет свою маску. Работая в группах, учащиеся выполняют творческую работу в технике «коллаж», используя выразительные средства ИЗО (динамика, композиция, контраст).

1.Репродуктивный

2.Метод поисковой индивидуальной работы.


3.Метод свободы в системе ограничений.


1.Индивидуальная работа.

2.Работа в группах

3. Наблюдение и поощрение.


Планшеты для создания общей композиции, шаблоны масок из белой бумаги, ножницы, клей, акварель.

Выполняют практическую работу, расписываю маски, создают общую композицию в технике «коллаж».

Воспитание художественного вкуса и развитие положительных эмоций от выполнения самостоятельной творческой работы.

6.Итог урока.

(3 мин.)

Проведение анализа и оценки деятельности школьников.


Выставка и анализ работ учащихся, выставление отметок за детские работы. Комментарии, отзывы детей.


Объяснительно – иллюстративный.

1.Внешний контроль учителя.

2.Беседа.

3.Анализ работ, выполненный учащимися.

Магнитная доска.

Учащиеся внимательно рассматривают работы, слушают учителя, вступают в беседу.

Воспитание эмоциональной отзывчивости на

самостоятельно проделанную работу.


8.Домашнее задание.

(1 мин.)

Развитие самостоятельности и творческого мышления при выполнении домашнего задания.

Написать мини-сочинение на тему «Однажды в музее…»

Метод индивидуальной работы.

Частично-поисковый.

Контроль учителя за фиксированием домашнего задания.



Выполняют творческую работу, согласно предложенной теме.

Расширение кругозора, развитие мыслительной деятельности учащихся.