litceysel.ru
добавить свой файл
1
Дмитрий Левусь


Центр общественных исследований

«Украинский меридиан»,

Киев, Украина


Тезисы выступления (Тарту, 27.04.2012)


Украина и Россия. Разница в подходах к Приднестровскому урегулированию


Важность Приднестровского конфликта. С расширением ЕС – конфликт находится практически на его границах. Даже просто существование конфликтной территории с неопределённым статусом может создать проблемы ЕС, особенно в случае возобновления «горячей фазы», поскольку оттуда в этот период расходится оружие и появляются сотни тысяч беженцев, стремящихся в стабильные страны, превнося социальное напряжение. С другой стороны, территории с неопределённым статусом могут использоваться для различной преступной деятельности.


1. Понимание приднестровского конфликта. Иллюзии и стереотипы, существующие в Европе. Своеобразный путь Приднестровья к институализации.

Приднестровский конфликт сильно отличается по своему характеру от аналогичных конфликтов (и наиболее своеобразный), существующих в Европе и на территории СНГ, пребывающих ныне либо в замороженном статусе, либо решающихся. Во-первых: этническая составляющая приднестровского конфликта, не главная, точнее не единственная. Кроме того, существует опасность скатиться в крайне упрощённые оценки событий. Например, относительно природы приднестровской государственности. Существуют стереотипы о том, что ПМР создано КПСС, Россией и т.д. Особенно тут в Эстонии, где свежи в памяти не только события, связанные с Бронзовым солдатом, но и существуют русскоязычный Северо-Восток, Принаровье (уж очень прозрачная аналогия с термином Приднестровье). В корне неверно. Давайте вспомним атмосферу конца восьмидесятых – перестройка всколыхнула общественное сознание во всём бывшем СССР. Усиление активности масс и демократизация привели к институционализации приднестровской республики (опять же там был использован прецедент существования МАССР – Кучма, который в своей книге справедливо указал на то, что основная масса вооружённых конфликтов в бывшем СССР возникла в автономиях). Только в одних условиях активность масс выливалась в национально-освободительные движения, в других в движения по сохранению СССР и советского образа жизни. Не следует также забывать об инициативе снизу! Недооценка ныне роли общественных движений и этнических организаций (следует отметить и отличия молдаван Левобережья Днестра от населения Бессарабии – всё время существовали в славянском мире, у них не было опыта существования в условиях румынского государства с 1918 по 1940 год), руководителей предприятий на том этапе (воспринимался властями СССР и описывался в центральных СМИ как «бунт директоров»). Кстати сказать, фактом, подтверждающим роль именно трёх этнических общин, является официальный статус трёх языков: русский, украинский, молдавский с кириллическим письмом (в реальности русский доминирует). Нужно отметить, что власти СССР инициативу снизу, направленную на создание Приднестровья сознательно душили. Владимир Боднар (ныне депутат законодательного органа Приднестровья, один из создателей республики) рассказывал о неоднократном профилактировании его со стороны местного КГБ. Пример - почему МГБ возглавил Антюфеев, бывший замначальника уголовного розыска Риги, а не кто-то из КГБ МССР (люди, стремившиеся сохранить Союз из разных регионов, а не назначенные сверху, потом уже их использовал Кремль). Появлению Приднестровской республики предшествовала череда местных референдумов во всех регионах. Не случайно и название «Приднестровская Молдавская Республика» - руководители Приднестровья заявляли о следовании традициям европейского государствообразования, где всегда существует этническая основа (ныне этот вопрос может стать дискуссионным).


Таким образом, создание ПМР является комплексом четырёх факторов в условиях возросшей инициативы снизу и активности масс, вызванных перестройкой: 1) этнические организации (украинцы, молдаване, русские – объединенные советским сознанием); 2) влияние «красных директоров» основных предприятий; 3) другие общественные организации; 4) наличие на данной территории исторического опыта существования ограниченной государственности в форме советской автономии.

Влияние России как на первом этапе так и ныне преувеличено, более того с уверенностью можно сказать, что в Приднестровье существует определённая раздвоенность сознания и политики относительно России и её роли. Россия же регулярно давит на Тирасполь и отношения между Кремлём и руководством Приднестровья достаточно запутаны (к этому мы вернемся).


2. Украина и Приднестровье. Фантомная боль и неразрывная связь.

Смело можно утверждать, что в Европе абсолютно неизвестна роль Украины в процессе приднестровского урегулирования и, главное, сохранения мира в регионе. Для того чтобы говорить об этом, надо понимать, что для Украины означает Приднестровье. Треть населения (реально больше) этой территории сейчас - украинцы. Там проживает сто тысяч граждан Украины (85 тыс. на консульском учёте, для сравнения: российские 120 тысяч и молдавские граждане приблизительно столько же, как и зачем получается гражданство, россияне закрыли выездное консульство). Паспорта Посольством Украины в Молдове и Генеральным Консульством в Бельцах выдаются строго по Законам Украины (выезды в Приднестровье, нужны справки об отсутствии других гражданств). История украинского Приднестровья глубокая. Днестр это историческая естественная граница Украины. Особенно ярко это заметно в казацкие времена (отличие терминов казачий и казацкий в украинском языке, казачий – то что относится к русским казакам). Север Приднестровья в географическом и этнографическом смыслах – продолжение Подолья со всеми вытекающими последствиями. Юг Приднестровья – тоже украинский регион Новороссия. По сути это территория где происходило становление украинского казачества и разворачивались события Освободительной войны 1648 года. Тут действовал Северин Наливайко. На территории Приднестровья находятся места, которые являются символами для Украины и истории её государственности. Местечко Рашков, которое Богдан Хмельницкий подарил вдове своего сына Тимоша Розанде, где она оборонялась позднее от поляков. В Ягорлыке стоял гарнизон выдающегося государственного деятеля гетмана Ивана Мазепы. Позднее, после поражения в Полтавской битве в Бендеры Мазепа отступидл вместе со шведским королём Карлом двенадцатым и там умер. Там же в Бендерах была принята Конституция Пылыпа Орлика, которая является важным памятником конституционализма Европы и мира. На севере Приднестровья находится грот в котором скрывался от преследований герой национально-освободительного украинского движения Устим Кармалюк. При этом для региона характерно постоянное присутствие на территории молдавского элемента, а за Днестром существовало Молдавское государство (история Молдавского княжества за Днестром, не румынская версия). В двадцатом веке на этой территории установление после Гражданской войны МАССР – 1924 год (плацдарм для мировой революции и возвращения Бессарабии, выращивание кадров оккупированной Румынией, Бессарабии). Это образование создавалось с присущим для того времени волюнтаризмом. Существовало оно как автономия в составе УССР. То есть шли все процессы, аналогичные Советской Украине. Хотя и с определёнными отличиями, например Голодомор 1932-1933 годов затронул меньше. В 1940 году после присоединения к СССР Бессарабии произошло включение почти всей территории бывшей автономии в МССР. После войны, до конца 60-х годов существовала система образования на украинском языке. Возобновилась только с 1991 года. Кстати сказать, в период становления Приднестровья надежды и расчёты создателей Приднестровья связывались в большей мере с Украиной, чем с Россией. Большую роль сыграли вооружённые отряды националистов УНСО, Игорь Смирнов стремился ввести территорию в состав Украины. (Рассказ о фигуре (прибыл из Украины в 1987) и как ездил в Киев проситься в состав Украины где и был арестован молдавской полицией во время путча 1991 года).


Справедливости ради, следует сказать, что для Украины и украинцев Приднестровье, несмотря на всю свою значимость, не становится исключительным регионом «фантомной боли», как, например, для сербов Косово поле. И в этом счастье. Украина может сохранять равноудалённость от конфликта и не демонстрирует желания присоединить территорию.

Тут нужно отметить, что изначально, после распада СССР Украина заняла чёткую позицию относительно Приднестровского вопроса, базирующуюся на принципах международного права, признав границы Молдавии. При этом первые мирные инициативы 1992 года и попытки повлиять на стороны конфликта также принадлежали Киеву. То есть Украина сразу заняла проевропейскую позицию. Однако об этом позже.

Каково украинское присутствие сейчас? Несмотря на неопределённый статус территории, существует ряд позиций, которые не могут оставлять равнодушными Украину. Уже шла речь об украинцах и украинских гражданах. Можно уверенно говорить, что жизнь украинской общины (или же громады) начала возрождаться с конца восьмидесятых годов. Кстати сказать, представители пророссийских организаций часто говорят об украинской общине «диаспора», но это в корне неверно, так как украинцы – автохтоны региона. Кроме исторического прошлого, украинцы Приднестровья связаны родственными связями, экономически. Приднестровье – единственная территория в мире, кроме Украины, где существует полноценная система образования на украинском языке, финансирующаяся из бюджета Приднестровья (на сегодняшний момент шесть школ и отдельные классы). Украинские организации существуют в Приднестровье (две главные Союз украинцев Приднестровья и Укрпросвита имени Т.Шевченко). В Приднестровье работают четыре филиала украинских ВУЗов.

В законодательном органе есть сознательные депутаты украинцы. Украинский язык имеет официальный статус. Украина, в свою очередь, довольно активна в проведении гуманитарной политики. Украинские школы получают помощь учебниками. Происходит переподготовка учителей. Беспрецедентная программа обучения приднестровцев в украинских ВУЗах – каждый год около ста человек едет бесплатно на учёбу, как закордонные украинцы.


Нельзя сказать, что в украинском общественном сознании или информационном поле тема Приднестровья находится в топе. Это происходит нерегулярно. Тема не сильно используется и политическими силами. На местном уровне происходит сотрудничество между регионами между районами Приднестровья и Винницкой и Одесской областями Украины.

Уверенно можно сказать, что вовлечение в украинское гуманитарное пространство Приднестровья для Европы крайне необходимо. Территория с неопределённым статусом создаёт очень интересные аберрации (искривления) сознания, поэтому украинское присутствие и опыт жизни в Украине делает взгляд приднестровцев на мир шире.


3. Россия в Приднестровье

Обсуждение приднестровской проблемы невозможно без учёта российского фактора. Вместе с тем наша тема несколько шире. Кроме того, существуют стереотипы о российском влиянии в Приднестровье. Например, о том, что Приднестровье – территория, фактически оккупированная российскими войсками, или о том, что Приднестровье всего лишь безвольный инструмент в руках Кремля. Жители же Приднестровья поголовно считают себя россиянами. Действительность несколько сложнее. Военное присутствие России скорее обозначается, российские войска состоят из охраны складов боеприпасов в Колбасной и миротворцев, в общей сложности до полутора тысяч человек. Между Тирасполем и Кремлём достаточно регулярно происходят серьёзные конфликты. Население ж Приднестровья, хотя и настроено в большинстве своём пророссийски, всё же имеет большой спектр взглядов на будущее региона. Даже экономическая зависимость Приднестровья от России, выражающая в баснословном долге за газ выглядит не так однозначно на фоне других непризнанных государств СНГ (теперь уже частично признанных Абхазии и Южной Осетии), поскольку в Приднестровье работает реальная экономика, а предприятия в большинстве своём экспортноориентированы и зарегистрированы в Молдове.


Если мы говорили о «фантомных болях Украины» в связи с Приднестровьем, то это же справедливо и относительно российского сознания. Однако, тут речь идёт о более значительном, об ущемлении имперского воспоминания и сознания.

При всём этом влияние России действительно огромно. Наиболее ярко это влияние проявляется в гуманитарной сфере. Например, приднестровская система образования работает по российским стандартам. Провозглашена гармонизация российского и приднестровского законодательств. Несколько позже Украины Россия тоже ввела практику предоставления выпускникам приднестровских школ мест для обучения в ВУЗах. Очень активны в Приднестровье российские гуманитарные Фонды, проводящие череду программ для молодёжи, в основном конкурсы исторического характера (например, Фонд Никонова).

Наиболее важной составляющей российского влияния является помощь в виде ежемесячной доплаты в размере 10-15 долларов приднестровским пенсионерам (помощь распределяется приднестровским Верховным Советом). Интересно, что для приднестровских политиков первого эшелона борьба за получение этой помощи является одной из главных составляющих политической жизни. Получение помощи под своё имя означает легитимность в глазах электората. Однако не стоит преувеличивать влияние этого фактора. Во время последних президентских выборов получение помощи из Москвы не помогло спикеру Анатолию Каминскому стать президентом, избиратели решили по-другому.

В экономике присутствие России также заметно. В первую очередь это зависимость от российских поставок газа. Несмотря на расхождения в оценках, долг за газ огромен (до нескольких миллиардов долларов).

Уже упоминавшиеся склады с боеприпасами в Колбасной, которые выступают раздражителем и предметом беспокойства для близлежащих стран и геополитических игроков в регионе, тоже можно считать элементом влияния РФ в Приднестровье. Хотя их значение несколько иное. Затянувшийся процесс их вывоза скорее демонстрирует желание Кремля оставить этот раздражитель для влияния в Восточной Европе в целом. Интересно, что прежнее руководство Тирасполя позволяло себе, не сильно афишируя, в конфликтных ситуациях заявлять о притязаниях на имущество складов, что иногда вынуждало Москву снимать свои требования.


Показательно влияние России в информационной сфере. В Приднестровье демонстрируются все ведущие российские каналы. В моменты политического противостояния информационный рычаг активно используется. Например, в ходе последних президентских выборов в Приднестровье, российские каналы активно формировали негативный образ Игоря Смирнова.

В этом контексте интересно отметить, что Россия активно использует экономическую интегрированность приднестровской элиты в российское экономическое и политическое пространство, например, формируя дела против неугодных в данный момент политиков и их близких (последние выборы, семья Смирнова).

За двадцать лет произошла как эволюция образа России так и российского отношения к Приднестровью. Между Тирасполем и Москвой возникают регулярные конфликты. В Тирасполе ощущается обида на Россию за признание Южной Осетии и Абхазии, которые были всегда ведомыми по отношению к ПМР в СНГ-2 (из непризнанных государств). План Козака – тоже не приводит Тирасполь в восторг. Как объяснить людям, что русский язык будет лучше защищён во всей Молдове в случае создания федерации, чем в отдельно взятом Приднестровье.

Интересно, что на уровне экспертного сообщества (даже оппозиционно настроенного) о Приднестровье тоже звучат высказывания, призванные показать его как удалённую территорию РФ. Например говорится о необходимости приглашать для выработки решений по поискам решений конфликтных ситуаций представителей Калининграда, как анклавной территории, хотя это не аналог.


4. Роль Украины в урегулировании и сохранении мира на Днестре.

В настоящее время Украина активно участвует в процессе приднестровского урегулирования в рамках переговорного формата «5+2» (формат обозначает, что в пятёрке находятся – Приднестровье и Молдова как участники конфликта, Россия и Украина как страны гаранты, ОБСЕ – посредник, «двойка» - наблюдатели США и ЕС). Этот формат работает с 2002 года. Можно смело утверждать, что для Украины Приднестровское урегулирование стало отдельным направлением внешней политики, а не только элементом украинско-молдавских отношений. В МИДе уже седьмой спецпредставитель по приднестровскому урегулированию. В 1998 году благодаря инициированным Украиной Одесским договорённостям состоялось возобновление переговорного процесса, которые сдвинули с мёртвой точки ситуацию в гуманитарной и экономической сфере.


В 2005 году «План Ющенко» стал важной вехой приднестровского урегулирования. В нём заложен потенциал, который можно использовать в дальнейшем. Помимо дипломатической работы по урегулированию Украина активна в миротворческой операции. В рамках Объединённой Контрольной Комиссии работает десять офицеров-наблюдателей. ОКК – орган, который решает на совместных четырехсторонних заседаниях все спорные, возникающие вопросы (в том числе земельные и хозяйственные споры). Работа этого органа незаметна, но способствует сохранению мира. Нужно отметить, что Украина имеет право ввести как миротворческий пехотный батальон, однако это право использовано не было. Если говорить о «Плане Ющенко», то нельзя не отметить, что именно он стал толчком для ряда украинских общественных инициатив по приднестровскому урегулированию. В принципе в украинской экспертной среде тема Приднестровья достаточно популярна, хотя далеко не все эксперты действительно достигли необходимого уровня. Можно выделить три инициативы экспертного сообщества неправительственных организаций Украины. «Одесская инициатива» 2005 года характеризовалась спонтанностью, имела некоторую пророссийскую направленность, однако отмечала необходимость демократизации не только приднестровского региона, но и Правобережья Днестра. «Трёхсторонний план урегулирования приднестровского конфликта, разработанный украинскими, молдавскими и румынскими экспертами» отличался активным пи-аром. Однако в нем заметно влияние именно румынской составляющей при полном отсутствии (даже декларативном) приднестровских экспертов и занятие Молдовой потребительской позиции в урегулировании. «Джарылгацкая инициатива» 2006 года отмечена тем, что была создана коммуникативная площадка для представителей властей региона и Кишинева. Также её участники обязались не вести против друг друга информационные войны.

2010 год принес Совместное заявление Президентов РФ и Украины по приднестровскому урегулированию. Первоначально могло показаться, что Украина фактически отходит от своей самостоятельной роли в «5+2». Однако это не так. Украина находится в поиске нестандартного решения приднестровской проблемы. Изучение европейского опыта интеграции позволяет сделать вывод о необходимости нового философского и идейного подхода. Выходя из тезиса «Европы регионов» был сделан вывод о необходимости укрепления доверия и сотрудничества именно в рамках Еврорегиона «Днестр». В регион должны войти Винницкая область, Северные районы Молдовы и Приднестровья. Сложность представляет статус приднестровских регионов в тексте договора. В рамках Еврорегиона могут быть устранены таможенные барьеры, упрощено движение рабочей силы, будут развиваться проекты в рамках экологии, туризма, культуры.


5 . Украина vs Россия

Подытоживая сказанное можно сравнить различия в подходах Украины и России к урегулированию приднестровского конфликта. Главная разница в украинском и российском подходах к приднестровскому урегулированию: Украина действительно стремится к урегулированию конфликта, Россия же использует его для усиления своего влияния и присутствия в Северном Причерноморье. Достаточно ясная демонстрация своей позиции способствует довольно высокому уровню доверия со стороны участников конфликта, в отличие от России, которая лучше воспринимается на Левобережье (хотя и с некоторыми оговорками). Одновременно можно констатировать и желание России сохранить свое военное присутствие в обход Стамбульских соглашений. Вместе с тем, не сильно заметная роль Украины в урегулировании способствует стабильности гуманитарной ситуации в регионе, не возобновлению конфликта и уравновешиванию геополитических игроков. Поэтому выведение Украины из процесса или ограничение её роли в процессе урегулирования приведет к необратимым последствиям (такие тенденции со стороны других игроков также наблюдаются).