litceysel.ru
добавить свой файл
1
Тема: «Пересечение множеств»


(интегрированный урок: информатика, естествознание и технология)


Класс: 4

УМК «Школа 2100»



  1. Организационный момент

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по стране информатике, побываем в глубоководном царстве и даже в домашнем аквариуме. Ну а сейчас,

посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте успешной и дружной работы. Итак, в путь!

2. Актуализация знаний

- Давайте, повторим и проверим домашнее задание №8 с.4. Что значит прямоугольник желтого цвета? (Это остров фильмов)

- А что такое синий треугольник? Приведите свои примеры. (Это страна комедий, боевиков, детективов, мелодрам и т.д.)

- Проверим вторую карту. Что обозначает зеленый прямоугольник? (Это остров чисел)

- А что такое красный треугольник? (Это страна четных, нечетных, однозначных, двузначных чисел)

- Что обозначает слово не в названии множества? (Отрицание)

- Приведите примеры.

3. Создание проблемной ситуации

- Молодцы! А сейчас посмотрите на эту карту. Что обозначает каждая геометрическая фигура на ней? (прямоугольник – это остров, треугольник и квадрат - страны)

- А где можем увидеть и острова, и государства, и реки, и города? (На географической карте)

- А можно ли такое явление, которое изображено на доске, встретить на географической карте? (Нет)

- Объясните, пожалуйста, что происходит на нашей карте. (Границы двух стран пересеклись и между ними образовалась новая страна)

- А как можно назвать - эту новую страну? (Пересечение)

- Так что мы будем изучать на уроке? (Изучать пересечение множеств)

- Запишем тему нашего урока на доске и заштрихуем это новое множество.

4. Изучение нового материала

- Что же такое пересечение множеств? (Это общие элементы данных множеств)


- Откройте учебники на с.6 и найдите №10. Прочитайте первое задание (Впиши в фигуры названия животных, изображенных на рисунке)

- Перечислите, какие животные нарисованы. (Названия животных фиксируются на доске)

- Посмотрите на карту и скажите, что такое прямоугольник? (Остров животных) Сколько их? (10)

- Что такое круг? (Страна птиц) Перечислите их. (5: сова, попугай, пингвин, лебедь, страус)

- Что такое овал? (Страна животных, умеющих летать) Сколько их? Перечислите по порядку (7: сова, шмель, попугай, стрекоза, лебедь, летучая мышь)

- Что же у нас получилось? (Что сову, попугая и лебедя мы назвали два раза)

- Что это значит? (Что они входят в оба множества) Я могу сказать, что они находятся на пересечении двух множеств?

- Как называется эта новая страна? (Пересечение)

- Как же называется это множество, находящееся на пересечении двух множеств? (Страна птиц, умеющих летать)

- Заселите территорию новой страны. А на доске вместо названий мы запишем числа, которые соответствуют каждому животному. В тетрадях запишите названия.

Вывод: что же такое пересечение множеств? (Общие или одинаковые элементы множеств)

- А теперь внимательно посмотрите на четвертую строчку таблицы и скажите, как называется оставшаяся часть страны птиц, закрашенная на карте? (Птицы, не умеющие летать)

- Запишите это название в таблице и перечислите таких птиц (Пингвин, страус). Запишите их количество и расселите на карте.

- Назовите оставшихся обитателей страны животных, умеющих летать. (Шмель, стрекоза, летучая мышь) Расселите их на карте.

- А как тогда называется оставшаяся свободной часть острова животных? (Это животные, которые не умеют летать и не являются птицами) Давайте запишем это название множества в таблице.

- Сколько же у нас осталось таких животных? (2) Назовите их. (Белка, змея) Расселите этих животных на карте.


- Все ли животные нашли себе место на нашей карте? Значит все мы с вами сделали правильно. Сейчас немного отдохнем.

5. Физкультминутка.

- Я сейчас буду называть пары множеств, если множества не пересекаются, то вы просто сидите. А если пересекаются, то встаете и поднимаете руку, если придумали пример какого-нибудь элемента пересечения. Итак:

- множество животных и множество героев мультфильмов (крокодил Гена, Винни-Пух, кот Матроскин и т.д.)

- множество людей и множество детей (фамилия любого ученика в классе)

- множество рыб и множество птиц (не пересекаются)

- множество растений и множество хищников (росянка, мухоловка – растения-хищники)

- множество цветов и множество бабочек (не пересекаются)

6. Первичное закрепление.

- Так что же такое пересечение? (Общие или одинаковые элементы множеств)

- А как называется множество, являющееся пересечением на нашей карте? (Птицы, которые умеют летать)

- А кроме птиц, какие еще животные могут летать? (Насекомые, белки-летяги, летучие мыши)

- Оказывается, могут летать некоторые лягушки, ящерицы и даже рыбы. Послушайте небольшой рассказ о летучих рыбах.

- Так давайте сейчас вместе с летучими рыбками мысленно спустимся в подводное царство и вспомним названия некоторых рыб, а быть может, даже впервые встретимся с некоторыми из них. Сейчас ко мне выйдут по одному представителю от каждой группы и получат задания. А задание такое: найти пересечение двух множеств и из букв нового множества составить название рыбы. Чья группа закончит – поднимет руку. (Групповая работа)

- Давайте послушаем, что же у вас получилось? (Услышав название рыбы, учитель вывешивает табличку на доску: горбуша, мурена, брызгун, хариус, минога, пиранья)

- Молодцы, хорошо и дружно справились с заданием. На следующий урок естествознания вам такое задание: каждой группе подготовить небольшое сообщение о той рыбе, название которой вы получили. Ну а сейчас двигаемся дальше.


7. Практическая работа.

а) - Ребята, а перечисленные вами рыбы, где обитают? (В морях, океанах, реках) А где еще могут обитать рыбы? (В аквариумах) Во сейчас мы с вами и сделаем одну из аквариумных рыбок своими руками. (Показать готовое изделие)

- А как называется эта рыбка? (Скалярия) Правильно, скалярия. А что нам потребуется для работы? (цветная бумага, ножницы, простой карандаш.)

- У вас все готово для работы? Тогда скажите, что же нам нужно сделать, чтобы правильно выполнить задание? (Составить план или алгоритм)

- А что же такое алгоритм? (Порядок действий или программа)

- Представьте, что каждый из вас сейчас учитель и нужно объяснить нашему другу-инопланетянину Янту, как выполнять работу. Давайте для него, ну и для нас составим подсказку – алгоритм.

- Как называется алгоритм, в котором операции выполняются по порядку, шаг за шагом? (Линейный) Вот именно такой алгоритм, самый простой, давайте и составим.

1. Начало

2. Берем цветной квадрат

3. Сгибаем по диагоналям

4. Складываем квадрат пополам

5. Получаем основу – треугольник

- Цветная сторона к нам. Нажимаем пальцем на уголок, чтобы он прогнулся внутрь. Аналогично с другими сторонами. Получается вот такой треугольник.

6. Что надо сделать, чтобы этот треугольник стал похож на рыбку? Чего не хватает? (Хвоста) Вырезаем хвост и плавники (образцы на доске) Еще чего не хватает? (Глаз, рта, полосок)

7. Берем простой или черный карандаш, рисуем глазки, рот и полоски с обеих сторон.

8. Конец

б) – Молодцы! Ну, а теперь приступаем к работе. А Янт и наши гости посмотрят, какие скалярии у вас получатся. Работаем по алгоритму.

- Очень хорошие рыбки получились. На уроке изобразительного искусства мы с вами нарисуем аквариумы и поместим в них наших рыбок.

8. Обобщение.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Чему научились?

- Над чем нужно еще поработать?

9. Подведение итогов, домашнее задание.