litceysel.ru
добавить свой файл
1
Министерство образования и науки Пензенской области


МОУ СОШ с. Загоскино


«Лучший урок письма»


Методическая разработка проведения урока

«Хочу рассказать тебе о своём крае»


Учитель русского языка

и литературы

Наталия Петровна Дьяченко


2010 год

Тема: «Хочу рассказать тебе о своём родном крае»


Цель урока: сконцентрировать внимание школьников на ценностях родного языка; развивать устную и письменную речь; воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире.


Оборудование урока: стенды с репродукциями пейзажей местных достопримечательностей; портреты М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского, М.Н. Загоскина. Карточки с текстами для комплексного анализа.

В начале урока тихое звучание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина».

Ход урока


  1. Синтаксический разбор предложений из текста, являющегося эпиграфом к уроку.


Пройдись по Пензенскому краю,

Когда он в зелень весь одет,

Когда черёмуха купает

В Суре свой ароматный цвет.

Сады в одежде белоснежной,

В зелёном бархате земля.

Недаром Лермонтов так нежно

Любил родимые поля…

(Матрёна Смирнова)

Запишите текст. Самостоятельно сформулируйте задания, направленные на повторение орфографии.


  1. Словарный диктант. Июльскою порою, дорогой полевой, тенистая прохлада, детская слеза, простором неоглядным, родного неба, ясный полдень, материнский дом, дивлюсь задору.


а) составьте два-три предложения с обращениями, используя данные словосочетания.

3. Преподаватель спрашивает?


- Какой может быть основная мысль нашего урока?

- Отражена ли эта мысль в эпиграфе?

4. Подготовьтесь к чтению вслух стихотворения Дины Злобиной.


Я родилась не горожанкой,

И в Пензе сердцу дорог лес,

Где дятел утренней морзянкой

Стучит среди живых чудес.


- 1 -

Дивлюсь синичьему задору

И луч в росинках подержу.

Частенько здесь в грибную пору

Под шум осинника брожу.


а) Почему это стихотворение надо читать негромко, неторопливо? Что помогает нам найти место пауз – коротких и более продолжительных?

б) Вспомните стихотворения других поэтов, в которых встречаются образы лесов, неба, рек, луча.


5. Поработаем с текстом, записанным на доске.


Люблю отчизну я, но стран…ою любовью!

(Не)победит её рас…удок мой.

Ни слава, куплен…ая кровью,

Ни полный гордого д…верия п…кой,

Ни тёмной старины заветные пр…данья

(Не)шевелят во мне отрадного м…чтанья.

Но я люблю – за что, (не)знаю сам –

Её ст…пей х…лодное м…лчанье,

Её лесов бе…брежных к…лыханье,

Разливы рек её, п…добные морям;

Пр…сёлочным путём люблю скакать в телеге

И, взором медлен…ым пронзая ночи тень,

Встр…чать по ст…ронам, вздыхая о ночлеге,

Др…жащие огни п…чальных деревень;

(М.Ю. Лермонтов)

а) Сначала восстанавливаются пропущенные орфограммы, раскрываются скобки, затем учащиеся, пользуясь планом, делают анализ текста.


б) Беседа с классом.

- Какой синонимичный ряд слов вы употребляете, выражая своё восхищение чем-либо? (Прекрасно, изумительно, удивительно, очаровательно, чудесно, бесподобно.)


- Каковы антонимы к ним? (Некрасиво, безобразно, неприятно, мерзко, безвкусно, гадко.)

- Какие мгновения жизни вам хотелось бы остановить?

- Как это можно сделать?

- Кому удаётся остановить мгновения жизни? (Писателю… художнику, скульптору, архитектору – создателям произведения искусства.)

- У каждого человека есть любимое место, уголок природы, который ему нравится посещать. У вас есть такое место? Расскажите о нём?

в) Комментарий учителя.

- 2 -

- С каждым днём ритм жизни ускоряется. Все куда-то спешат, мчатся. Люди чаще общаются не друг с другом, а с автоответчиками, компьютерами… Живое человеческое общение вытесняется сжатым сухим языком машинных символов, где нет места чувствам, воспоминаниям. Все разучились писать письма – не деловые, официальные бумаги, а настоящие личные письма, глубокие.

Давайте вместе возрождать настоящее душевное общение между людьми. Хорошее письмо немыслимо на безграмотном языке. Нам необходимо лучше знать родной язык.

Мы с вами живём в прекрасном месте. Давайте послушаем отрывок из сочинения нашей бывшей ученице о родной земле.


«Как не любить мне эту землю…»


Я в лес вхожу. Какая благодать!

Спадает с сердца каменная глыба.

И хочется Всевышнему сказать:

- О, Господи! За всё тебе спасибо!


За тишину спасибо и покой,

За родничок, что из-под дуба бьётся.

За то, что есть на свете край такой,

Который просто родиной зовётся.

(Б. Милавин)


Что такое Родина, родная земля? Когда и как возникает любовь к Родине? На эти вопросы каждый человек ищет и находит свой ответ.

Есть у нашего замечательного современника, одного из подлинных русских интеллигентов, академика Д. Лихачёва такие слова: «Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, ежедневно впитывать впечатления, которые получили отражение в великих произведениях… посещать квартиры-музеи – значит обогащаться духовно». Трудно с этим не согласиться, особенно если живёшь на Пензенской земле.


Я много раз посещала лермонтовский музей-заповедник «Тарханы». Необычным был день – пятнадцатое октября, день рождения М.Ю. Лермонтова. У памятника М.Ю. Лермонтову, на аллеях парка, у старого дуба читались стихи поэта и строки о нём. В беседке на берегу Большого пруда проводился небольшой конкурс знатоков жизни и поэзии Лермонтова.

А ещё я училась слушать удивительную тишину ясного осеннего дня, шорох падающих листьев в Тарханском саду, ощущать незримо

- 3 -


присутствие Поэта.

И потом, уже дома, пыталась излить свои впечатления в виде лирического этюда.

Родная земля… Какими нитями она связывает с собой близких ей людей? Как она поддерживает в трудные минуты и вдохновляет! Сколько благодарности мы должны дать нашей земле? Как вернуть ей украденную у неё красоту и свежесть?

Проведите один день на природе, в лесу, в музее-заповеднике «Тарханы», и вы увидите: наша Земля «запрограммирована» на жизнь мирную, на существование в гармонии всех живущих на ней…


6. Домашнее задание:


Написать письмо о родном крае.


  • Подумайте о том, кому вы напишите письмо о своём родном крае?

  • Какие обращения вы будете использовать?

  • Какие сокровенные мечты связывают вас с малой родиной?

  • Что вам больше всего дорого на Пензенской земле?

  • Скучаете ли вы о родном селе, когда уезжаете куда-нибудь?


- 4 -