litceysel.ru
добавить свой файл
1
ОТКРЫТЫЙ УРОК


ПО ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В 8 КЛАССЕ.

Тип урока: декоративное рисование

Тема: «СИНЬ РОССИИ»


ЦЕЛИ УРОКА: Закреплять знания детей о характерных особенностях гжельской росписи, учить составлять из элементов гжельской росписи композицию и украшать ею изготовленное на предыдущем уроке изделие. Формировать практические умения и навыки рисования с образца; воспитывать эстетический вкус, любовь к народному искусству, усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками; развивать детскую фантазию и умение расписывать гжельской росписью.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательная:


  • научить учащихся определенными методами, принципами и техническими приемами работы;

  • углубить эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;

Развивающая:

  • привить интерес к изучению декоративно-прикладного искусства,

  • способствовать творческому подходу работе,

  • развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета,

  • индивидуальные творческие способности

Воспитательная:

  • воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Оборудование для учителя:

  • Презентация “Синь России”.

  • Мультимедийное оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран.

  • Работы учителя.

  • Наглядные пособия.

  • Выставка предметов народного прикладного искусства (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д.).

  • Гитара.

Оборудование для учащихся:

  • Заготовки из глины.


  • Гуашь (белая, синяя. сиреневая)

  • Кисти (№ по желанию и возможностям).

  • Салфетки, вода, палитра.



Ход урока:

слайд № 1 титульный лист

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ




  1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. У нас гости. И прежде чем я объявлю тему урока, давайте вместе рассмотрим представленные вашему вниманию произведения искусства. Посмотрите, как они прекрасны.

Мы видим, что в декоративно-прикладном искусстве видное место занимают народные художественные промыслы.


(2 слайд) Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки - быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка - глазам загляденье!

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и творенье-

Русская, звонкая гжель.


  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА, ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

(3 слайд) И тема сегодняшнего урока звучит следующим образом: «СИНЬ РОССИИ». Основная задача нашего урока- вспомнить историю происхождения гжельской росписи, особенности этого искусства и выполнить роспись на ваших изделиях, которые сами изготовили на прошлом уроке.


3.1. Сообщение об истории зарождения Гжельской керамике.

А сейчас Бочарникова Оксана поделится с нами об истории гжельской керамики.

Спасибо Оксана.


3.2 Беседа: - Ребята, давайте вспомним, какой цвет краски применяют в гжельской росписи?

(4 слайд) Действительно основной цвет гжельской майолики –синий и все его оттенки – это голубой, тёмно-синий, фиолетовый на белом фоне.



3.3. Легенда о выборе синего цвета:

Ребята, а вы знаете, существует легенда о том, как появился синий цвет в гжели. Сейчас мы ее услышим. Я предоставляю слово Воронину Дмитрию.

Спасибо ребята.



  1. ОБЪЯСНЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Друзья, а сейчас мы с вами совершим небольшую экскурсию в старинный, подмосковный городок Гжель.

( 5 слайд ) Недалеко от Москвы средь лесов и полей стоит город, а чуть более 500 лет назад это была деревенька. Жили в той деревеньке люди мастеровые, которые нашли тут глину особенную, белую.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь

Известно всем в народе

Ее названье Гжель.

Пришло это названье из седой старины от слова «жечь, обжигать».

Работали гжельцы, посуду делали самую разнообразную и игрушки презабавные. Не потерялось народное искусство во глубине столетий, наоборот, только ярче стало, жизнерадостнее.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной, умельцах

На весь мир молва идет.


(6 слайд) В 1818 году по приказу Петра I была открыта фабрика по производству майоликовой посуды. Майолику изготавливают из белой глины, а рисунок наносится на сырое изделие, т.е. до обжига.


(7 слайд) А сейчас мы познакомимся с технологией изготовления изделий с гжельской росписью. Мы - на фабрике. Формовочный цех.


( 8 слайд) Здесь фарфоровую массу (шликер) заливают в гипсовые формы.


( 9 слайд) Литейщица, вынув влажное изделие из формы, делает резной узор от руки.


(10 слайд) Мы с вами в цехе оправки. Каждое изделие оправляют, подрезая литьевые швы и замывая губкой.

(11 слайд) Перед вами цех художественной росписи.



(12 слайд) Рабочее место мастера.


(13 слайд) Каждое изделие мастер расписывает вручную.


(14 слайд) Исполнитель росписи ставит свою подпись на каждом изделии.


(15 слайд) Завершается процесс обжигом при температуре 1350 С.

(16 слайд) А теперь полюбуемся на это синее чудо. Какой положительный заряд и радость несут в себе эти чудесные изделия.


(17 слайд) Кувшины, вазы и кумганы похожи на птицу. Таких нигде больше не делали.


(18 слайд) Маслёнки и сахарницы.


(19 слайд) Супницы и салатницы

(20 слайд) Набор для специй


(21 слайд) У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая

(22 слайд) Её трава шелковая,

Её цветы весенние

И мастерство волшебное

Достойно восхищения.

(23 слайд) Настольные лампы,

Подсвечники, часы

(24 слайд) Животные и птицы

Невиданной красы.


(25 слайд) Ребята, обратите внимание на слайд. Вы видите, что гжельскую роспись мы с вами можем встретить не только на фарфоре, но и даже на транспортных средствах.

(26 слайд) Роспись телефонов, пейнтбольного маркера и даже маникюр.

Ребята, мы с вами завершаем экскурсию и плавно переходим к практической части урока.


  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА.

- Давайте вспомним основные традиционные элементы гжельской росписи

(27 слайд) Обратите внимание на экран: Линии и точки. Бордюры

(28 слайд) Капельки


Этот мазок лежит в основе многих узоров. Капелькой изображают листочки, лепестки.


(29 слайд) Агашка – гжельская роза. Синяя роза – один из главных мотивов росписи. Самое трудное в гжельской росписи - это "мазок с тенями". Роспись самого цветка начинают с середины, затем наносят два мазка слева и два мазка справа.

Из этих элементов вы составите узор для своих работ.


Ребята, посмотрите внимательно, я расписал несколько работ акриловыми красками специально для нашего урока.


А теперь – внимание! Сейчас у нас с вами очень важный этап работы: вы будете расписывать свои изделия и представьте, что находитесь в цехе гжельской росписи в роли мастера. Вам необходимо проявить фантазию, воображение и придумать свой узор.


Ну а теперь начинаем работать! Желаю вам удачи в творчестве, и пусть ваше творчество сопровождает легкая музыка.

(звучит музыка)


  1. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ.

(30 слайд)

-Давайте вспомним некоторые правила перед началом работы.

Все элементы рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку берут почти за основание тремя пальцами перпендикулярно поверхности изделия.

Концом кисти наносят штриховку, завитки, жилки и изогнутые стебельки. Чёткие мазки лепестков и листьев наносят всей кистью. Форма цветков упрощённая, но живописная.

(31 -32 слайд)

7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного отвлечься от работы и вместе спеть короткую песню о гжели.

(Звучит песня «Чудесная Гжель»)

Спасибо! Я уверен, что вы зарядились энергией, и мы снова продолжаем работу.


8 . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ
  • Провожу с детьми фронтальную работу.


  • Говорю о деталях рисунка и разных направлениях штриха.

  • Демонстрирую лучшие и более удачные работы.


9. АНАЛИЗ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

(33 слайд)10. КРОССВОРД

1.название промысла, с которым мы сегодня познакомились - Гжель

2.основной цвет гжельской росписи - синий

3.элемент росписи – листок

4.инструмент художника – кисть

6.приём работы кистью – мазок

7.керамика, покрытая глазурью - майолика


(34 СЛАЙД) Спасибо ребята!

На этом наш урок окончен. До свидания!