litceysel.ru
добавить свой файл
1
Тематическое планирование по химии в 10 классе


(3 часа в неделю, всего 102 часов: по плану 101 часов и 1 час резервного времени).

Программа курса химии 10 класса, автор О. С. Габриелян (программа изменена и переработана с учетом особенностей школы и наличия учебно-методической литературы).








п/п

в уч.

году



п/п


в

теме



ТЕМЫ УРОКОВ


Дата

про-

веде-

ния..


ТИП урока;

МЕТОДЫ, применяемые

на уроке;

ФОРМЫ организации учебной деятельности.


ПЛАНИРУЕМЫЕ

ЗНАНИЯ,

УМЕНИЯ,

НАВЫКИ.



Опыты, оборудова-ние




Дом. задание




1




1

I. Повторение основных вопросов неорганической химии курса (2ч.)

Периодический закон и ПСХЭ (периодическая система химических элементов) Д. И. Менделеева в свете теории строения атомов. Валентность. Степень окисления.




Вводный

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.



Определение периодического закона, периода, группы, физический смысл порядкового номера, номера периода и группы; валентность, степень окисления.





Записи в тетради за 8 класс (повторить)



2

2

Виды химической связи. Типы кристаллических решеток. Строение атомов углерода.


Комбинированный.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Определение связи ковалентной (полярной и неполярной), ионной, металлической; кристаллическая решетка (атомная, молекулярная, ионная, металлическая)






Записи в тетради за 8 класс (повторить)



3



1

II. Теория химического строения органических соединений. Электронная природа химических связей.

(5 ч.)


Органическая химия – химия соединений углерода. Значение органической химии.




Вводный

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы



Органическая химия, органические вещества.





п.1 с.3-9, упр.1-7 с.9

(устн.)

4 –5

2-3

Основные положения теории химического строения А. М. Бутлерова. Изомерия. Значение теории химического строения.


Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Химическое строение, структурная формула, изомерия, изомеры.




п.2 с. 9-12, упр.1-3 с.15

(устн.);

п.2 с. 12-15, упр.4-7 с.15

(устн.);

6

4

Строение атома углерода.


Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Сигма-связь, пи-связь, кратные связи: двойные, тройные; одинарные связи




п.3

7

5

Валентное состояние атома углерода.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Валентное состояние атома углерода, sp3-, sp2-, sp-гибридизация, гибридные орбитали.




п.4 упр.1-4 с.25 (устн.)



8-11

1-4

III. Строение и классификация органических соединений (9 ч.)


Классификация органических соединений.




Вводный

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.




Ациклические (алифатические), карбоциклические и гетероциклические соединения, функциональные группы, соединения со смешанными функциями, углеводородный радикал, разветвлённые и неразветвлённые углеводородные цепи, углеводороды (предельные, непредельные, ароматические): алканы, алкены, алкадиены, алкины, арены, циклоалканы, галогенпроизводные; спирты, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, углеводы, нитросоединения, сульфосоединения, амины, аминокислоты.








Записи, п.5: с. 26-29;

с.29-30; с.31-34; с.34-35 упр.2,3,5

(устн.), упр. 1,4 (пис.) с.35-36



12-14

5-7

Основы номенклатуры органических соединений.


Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Тривиальная (историческая), рациональная (радикально-функциональная) и заместительная номенклатуры.




Записи, п.6: с. 36-37; с.37-38; упр.1-2 с.38

(пис.).

15-16

8-9

Виды изомерии.


Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Структурная изомерия: изомерия углеродного скелета, изомерия положения, межклассовая изомерия; пространственная изомерия: геометрическая изомерия (цис-изомер, транс-изомер); оптическая изомерия.





Записи, п.7: с. 39-40; с.40-42 упр.3,6,7 (пис.), упр.4,5

(устн.) с.42-43.


17-18




1-2

IV. Химические реакции в органической химии (5 ч.)

Типы химических реакций в органической химии.



Вводный

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.



Реакции замещения, присоединения, отщепления (элиминирования), изомеризации, полимеризации; гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование, гидратация, дегидрирование, дегидратация, дегидрогалогенирование, крекинг.






Записи, п.8: с. 44-46; с.46-48 упр.2-4

(устн.), упр.1 (пис.) с.48

19-21

3- 5

Типы реакционноспособных частиц и механизм реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений.





Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Механизм образования ковалентной связи: обменный, свободно-радикальный, донорно-акцепторный; гомолиз, гетеролиз; нуклеофилы, электрофилы; индуктивный эффект, мезомерный эффект (эффект сопряжения); основные механизмы протекания реакций: свободнорадикальные, электрофильные, нуклеофильные.





Записи, п.9: с. 49-54; с.54-57 упр.1-4 с.57

(устн.).



22-24



1-3

УГЛЕВОДОРОДЫ


V. Алканы (парафины). Циклоалканы (циклоалканы). (11 ч.)

Алканы: строение молекулы метана. Углеводороды ряда метана, их электронное и пространственное строение. Номенклатура и изомерия предельных углеводородов ряда метана (алканов).




Вводный

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.




Гомологи, гомологическая разность.






Записи, п.11 с. 69-72, упр.2 с.83

(пис.);

25-26

4 -5

Получение и физические свойства алканов.


Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Реакция Вюрца, декарбоксилирование.




Записи, п.11 с.72-75.

27-28

6-7

Химические свойства алканов.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.


Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Реакция Коновалова, реакция ароматизации.




Записи, п.11 с. 75-81, п.10 с.63, упр.4,5 с.83

(пис.).

29

8

Применение алканов.


Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.








п.11 с. 81-83.

30

9

Циклоалканы (циклопарафины).


Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Циклическое строение, нафтены.




Записи, п.15 с. 120-125, упр.1-3 с.125

(пис.).

31

10

Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы, решение задач.









Записи, упр.4 с.125

32

11

Практическая работа №1 «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах».





Применение знаний. Словесно-наглядно-практический.

Практическая работа.







Пр. раб.№1 с.297-299



33-34



1-2

VI. Непредельные углеводороды. (10 ч.)


Этилен, его строение. Гомологический ряд этилена. Строение, номенклатура и изомерия углеводородов ряда этилена (алкенов).




Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Алкены, SP2-гидридизация, сигма-связь, пи-связь, двойная химическая связь, пространственная изомерия (цис-транс-изомерия), геометрическая изомерия.







Записи, п.12 с.84-87

35

3

Химические и физические свойства алкенов.


Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Реакции присоединения, полимеризации, правило Марковникова




Записи, п.12 с.89-99

36

4

Получение и применение алкенов.


Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.








Записи, п.12 с.88-89, 99

37-38

5-6

Понятие о диеновых углеводородах (алкадиенах). Природный каучук.


Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Диеновые углеводороды (алкадиены), природный полимер, эластичность, линейное строение макромолекулы, вулканизация, пространственная структура полимера, изомерия взаимного положения двух двойных связей.





Записи, п.14 с.112-120

39-40

7-8

Ацетилен. Гомологический ряд ацетилена (алкины).


Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Алкины, sp-гибридизация, тройная связь.





Записи, п.13 с.102-110

41

9

Решение задач на нахождение молекулярной формулы углеводорода.


Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Решение задач.








Записи

42

10

Закрепление знаний о предельных и непредельных углеводородах.

Комбинированный, обучающий, закрепление знаний.

Объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.












43-44




1-2

VII. Природные источники углеводородов. (2 ч.)

Природные и попутные нефтяные газы. Нефть, её состав. Нефтепродукты. Перегонка нефти.



Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.



Детонационная стойкость бензина, октановое число, ректификация. Крекинг (термический и каталитический), риформинг, ароматизация углеводородов.





п.10 с.58-68


45-47




1-3

VIII. Ароматические углеводороды (арены). (7 ч.)


Бензол, его строение, гомологи бензола: свойства, получение и применение.



Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Ароматические углеводороды (арены), изомерия взаимного положения заместителей: (орто-, мета-, пара-положение), реакция бромирования, нитрования, нитро-группа.






Записи, п.16 с.125-140

48

4

Взаимосвязь предельных, непредельных и ароматических углеводородов. Обобщение сведений об углеводородах.


Комбинированный, обучающий, закрепление знаний.

Объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.








Записи

49

5

Практическая работа № 2 «Углеводороды».


Применение знаний. Словесно-наглядно-практический.

Практическая работа.








Пр. раб.№2

с.299-300

50

6

Контрольная работа по темам V - VIII


Контроль знаний.

Репродуктивный.

Контрольная работа.











51

7

Анализ контрольной работы.


Комбинированный, повторение и закрепление знаний.

Объяснительно-репродуктивный, словесный, решение упражнений

Беседа.













52



1


КИСЛОРОДСО-


ДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ

IX. Спирты и фенолы. (6 ч.)

Строение предельных одноатомных спиртов. Номенклатура спиртов.




Вводный

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.




Одноатомные спирты, функциональная группа, водородная связь.






Записи

п.17 с.143-147 упр.4-6 с.158 (пис.)

53

2

Физические и химические свойства спиртов.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Алкоголята, реакция дегидратации, простые эфиры.




Записи

п.17 с.147-153 упр.14 с.159 (пис.)

54

3

Получение и применение спиртов.


Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.








Записи

п.17 с. 153-157 упр.15 с.159 (пис.)

55

4

Понятие о многоатомных спиртах.


Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Многоатомный спирт, антифризы.




Записи

п.17 с. 157-158

56

5

Строение, свойства и применение фенола.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Фенол, фенолята.




Записи

п.18 с. 159-168 упр.1, 5 с.169 (пис.)

57

6

Обобщение и закрепление знаний. Генетическая связь между углеводородами и спиртами.


Комбинированный, обучающий, закрепление знаний.

Объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.












58




1

X. Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты (12 ч.)


Гомологический ряд альдегидов. Физические свойства, строение альдегидов. Кетоны.



Вводный

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.



Альдегид, карбонильная группа, кетоны.





Записи

п.19 с. 169-173 упр.2, 3, 11 с.178-179 (пис.)

59

2

Общие химические свойства альдегидов.


Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.









Записи

п.19 с.173-177 упр.4, 13с.179-180 (пис.)

60

3

Получение и применение альдегидов.


Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.








Записи

п.19 с.177-178 упр.14 с.180 (пис.)

61

4

Свойства и получение кетонов.


Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.








Записи

п.19 с.171-178

62

5

Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот, их строение и физические свойства.


Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Одноосновная предельная карбоновая кислота, карбоксильная группа.




Записи

п.20 с. 180-184 упр.3, 4 с.194 (пис.)

63-64

6-7

Химические свойства одноосновных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот.


Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Сложные эфиры, двойственная химическая функция.




Записи

п.20 с.184-190 упр.10, 14, 16, 17 с.194-195 (пис.)

65

8

Представители предельных и непредельных одноосновных карбоновых кислот. Связь между углеводородами, спиртами, альдегидами и карбоновыми кислотами.



Комбинированный, обучающий, закрепление знаний.

Объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.








Записи

п.20 с. 191-193 упр.18 с.195 (пис.)

66

9

Практическая работа №3 «Спирты».


Применение знаний. Словесно-наглядно-практический.

Практическая работа.








с.300-301

67

10

Практическая работа №4 «Альдегиды и кетоны».


Применение знаний. Словесно-наглядно-практический.

Практическая работа.








с.301-302

68

11

Практическая работа №5 «Получение и свойства карбоновых кислот».


Применение знаний. Словесно-наглядно-практический.

Практическая работа.







с.302-304

69

12

Контрольная работа по темам VIII -IX


Контроль знаний.

Репродуктивный.

Контрольная работа.














70



1

XI. Сложные эфиры. Жиры. (2 ч.)


Строение и свойства сложных эфиров, их применение.




Вводный

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.




Сложные эфиры, гидролиз сложных эфиров, реакция этерификации.






Записи

п.21 с. 196-197 упр.8-9 с.201(пис.)

71

2

Жиры, их строение и свойства. Мыла и синтетические моющие средства (СМС).


Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.


Лекция с элементами беседы.


Жиры животные и растительные, мыла, СМС.




Записи

п.21 с. 198-200 упр.10-12 с.201 (пис.)


72


1

XII. Углеводы. (10 ч.)


Глюкоза: физические свойства и нахождение в природе. Строение глюкозы.



Вводный

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Углеводы, моносахариды, глюкоза, гексоза, альдегидоспирт, перспективная формула.





Записи

п.22, 23 с.202-209

73

2

Химические свойства и применение глюкозы.


Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.








Записи

п.23 с. 209-211 упр.9 с.212 (пис.)

74

3

Рибоза и дезоксирибоза как представители пентоз.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Пентоза, рибоза, дезоксирибоза.




Записи

упр.11 с.212 (пис.)

75

4

Сахароза: физические свойства и нахождение в природе, химические свойства.


Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Дисахариды, сахароза.




Записи упр.10 с.212 (пис.)


76

5

Целлюлоза: её строение, химические свойства. Ацетатное волокно.


Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Целлюлоза, декстрины, гликоген.




Записи

п.24 с. 212-216 упр.1-3 с.201 (пис.)

77

6

Крахмал: его строение, химические свойства.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Полисахариды, крахмал.




Записи

п.24 с. 212-216 упр.4-5 с.217 (пис.)

78

7

Практическая работа №6 «Углеводы».





Применение знаний. Словесно-наглядно-практический.

Практическая работа.








с.304-305

79

8

Обобщение знаний по теме «Углеводы».


Комбинированный, обучающий, закрепление знаний.

Объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.











80

9

Контрольная работа по темам X - XI


Контроль знаний.

Репродуктивный.


Контрольная работа.











81

10

Анализ контрольной работы.


Комбинированный, повторение и закрепление знаний.

Объяснительно-репродуктивный, словесный, решение упражнений

Беседа.













82-83



1-2

АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ


XIII. Амины. Аминокислоты. Азотсодержащие гетероциклические соединения. (3 ч.)

Амины, строение, свойства, применение. Анилин – представитель ароматических аминов.




Вводный

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.




Амины, аминогруппа, анилин, взаимное влияние атомов, в молекуле аминов.






Записи

п.25 с. 218-226 упр.2, 4, 5 с.226 (пис.); упр.8, 9 с.226(пис.)

84

3

Аминокислоты. Строение, свойства, применение.


Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Аминокислота, пептидная (амидная) группа, пептидная (амидная) связь, пептиды.




Записи

п.26 с. 227-232 упр.5-7 с.232 (пис.)


85-87




1-3

XIV. Белки. Нуклеиновые кислоты. (6ч.)


Белки как высокомолекулярные вещества, состав, строение, свойства. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков.



Вводный

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры белка, денатурация белков, микробиологическая промышленность.





Записи

п.27 с. 233-241 упр.10 с.242 (пис.)

88

4

Нуклеиновые кислоты, состав, строение. Роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности организмов.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Нуклеотиды, полинуклеотиды, двойная спираль.




Записи

п.28 с. 242-247 упр.2 с.248 (пис.)

89

5

Практическая работа №7 «Амины, аминокислоты, белки».





Применение знаний. Словесно-наглядно-практический.

Практическая работа.








с.306-307

90

6

Практическая работа №8 «Идентификация органических соединений».





Применение знаний. Словесно-наглядно-практический.

Практическая работа.







с.307-308


91




1

XV. Биологически активные соединения. (7ч.)


Витамины.


Вводный

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы



Витамины





Записи

п.29 с. 249-257

92

2

Ферменты.


Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Ферменты




Записи

п.30 с. 258-265 упр.8-10 с.266(пис.)

93

3

Гормоны.

,


Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Гормоны




Записи

п.31 с. 267-279

94

4

Лекарства.


Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.


Лекция с элементами беседы.


Лекарства




Записи

п.32 с. 280-295

95

5

Практическая работа №9 «Действие ферментов на различные вещества».





Применение знаний. Словесно-наглядно-практический.

Практическая работа.








с.308-311

96

6

Практическая работа №10 «Анализ лекарственных препаратов».





Применение знаний. Словесно-наглядно-практический.

Практическая работа.







с.311-313

97

7

Контрольная работа по темам XII - XIV


Контроль знаний.

Репродуктивный.

Контрольная работа.










98




1

XVI. Обобщение знаний по курсу органической химии. (4 ч.)


Основные положения теории химического строения А. М. Бутлерова. Строение органических веществ. Виды изомерии.



Комбинированный, обучающий, закрепление знаний.

Объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.











99

2

Свойства органических веществ различных классов. Генетическая связь органических соединений. Важнейшие промышленные синтезы на основе углеводородного сырья.





Комбинированный, обучающий, закрепление знаний.

Объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.











100

3

Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач по пройденному курсу: исследование свойств органических веществ, доказательство генетических связей».




Применение знаний. Словесно-наглядно-практический.

Практическая работа.










101

4

Годовая итоговая контрольная работа.


Контроль знаний.

Репродуктивный.

Контрольная работа.












Литература:

  1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия. 10 класс. Профильный уровень. Методическое пособие к учебнику О. С. Габриелян, Маскаев Ф. Н., Пономарев С. Ю., Теренин В. И. «Химия-10: профильный уровень», «Дрофа», Москва 2006г.

  2. О. С. Габриелян, Маскаев Ф. Н., Пономарев С. Ю., Теренин В. И. «Химия-10: профильный уровень» Учебник для общеобразовательных учреждений, Москва, Дрофа, 2005г.

  3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 кл. — М.: Дрофа, 2004.

  4. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. — М.: Дрофа, 2003—2005.

  5. Химия. 10 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 10»/О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2003—2006.
  6. Габриелян О. С., Решетов П. В., Остроумов И. Г., Никитюк А. М. Готовимся к единому государственному экзамену. — М.: Дрофа, 2003—2005.


  7. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. — М.: Дрофа, 2005.

  8. Габриелян О. С., Ватлина Л. П. Химический эксперимент в школе. 10 кл. — М.: Дрофа, 2005.

  9. Габриелян О. С. Методические рекомендации по использованию учебников О. С. Габриеляна, Ф. Н. Маскаева, С. Ю. Пономарева, В. И. Теренина «Химия. 10» и О. С. Габриеляна, Г. Г. Лысовой «Химия. 11» при изучении химии на базовом и профильном уровне. — М.: Дрофа, 2004 — 2005.

  10. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по химии /Сост. С.В. Суматохин, А.А Каверина. – М.: Дрофа,2001.

  11. Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Воротникова Н.А. Химия. Методические материалы 10-11 классы. - М.:Дрофа, 2000