litceysel.ru
добавить свой файл
1
Класс: 7


Тема: Смятение умов.

Цель:

1 Образовательная: Помочь учащимся ощутить драму «вывихнутого времени», разрыва «связи времен» в Западной Европе XVI – XVII вв. Донести значимость открытия Н. Коперника, Г. Галилея, Дж. Бруно не только в научном смысле, но и в более широком плане – под их влиянием в сознании европейцев произошел конкретный перелом. Подвести учащихся к пониманию драмы людей, оказавшихся между «миром земным» и «миром небесным», когда их сознание разрушалось под влиянием новых открытий.

2 Развивающая: Совершенствование навыков работы с учебником, формирование научного мировоззрения.

3 Воспитательная: Тягу к знаниям.


Тип урока: комбинированный.


Структура урока:


  1. Проверка домашнего задания.

  2. Объяснение нового материала.

  3. Закрепление нового материала.

  4. Объяснение домашнего задания.


Методы: работа с учебником, рассказ, лекция с элементами беседы.

Оборудование: доска, учебник, иллюстрация.

План:

1. Открытие Н. Коперника.

2. Открытие Дж. Бруно.

3. Открытие Г. Галилея.

4. Научные открытия – переворот в умах.

5. Борьба католической церкви с инакомыслящими.

6. Социальные утопии.

Понятия и термины:
Научная революция – переворот во взглядах людей на мир на основе научных представлений

Социальные утопии – учения о новом типе общественных отношений на основе равенства, коллективной собственности, высокоразвитой нравственности и обязательного труда.

Гелиоцентрическая модель мирозданияконцепция, согласно которой Солнце является центром вокруг которого вращаются планеты.

Время

Деятельность учителя


Деятельность детей




1 Проверка домашнего задания.

1 Опрос терминам.

2 Какие цели ставили перед собой иезуиты и какие методы использовали для их достижения?

3 Каковы причины религиозный войн?

4 Почему религиозные войны во Франции завершились примирением католиков и гугенотов?

5. Проверка – письменного задания по причинам, ходу и результатам религиозных войн.


2 Объяснение нового материала.


1 Открытие Н. Коперника.

Открытия Коперника, Бруно и Галилея объединяла одна идея – нет четкой грани между :миром земным» и «миром небесным». Эта идея несла в себе разрушительное начало для той картины мироздания, которую на протяжении многих веков предоставляла людям католическая церковь.

Николай Коперник (1473-1543) – польский астроном и мыслитель. Начав с попыток усовершенствовать канонизированную церковную геоцентрическую систему мира, изложенную в «Альмагесте» Птолемея. Коперник пришел к утверждению новой, гелиоцентрической системы мира, согласно которой Солнце занимает центральное положение, а Земля является одной из планет, обращающихся вокруг Солнца, и вращается вокруг своей оси.

Учение Коперника нанесло удар по самым основам религиозного мировоззрения. Установилось противоположность земного и небесного, законы природы оказывались едиными для Земли и для всей Вселенной и доступными человеческому познанию, не оставалось места церковной легенде о сотворении мира богом. В 1616г книга Коперника «Об обращении небесных сфер» была вынесена в «Индекс запрещенных книг» и оставалась под запретом до 1828г. Учение Коперника рассматривалось церковью как ересь.



2. Открытие Дж. Бруно.

Джордано Филиппо Бруно (1548-1600) – итал. мыслитель, выступавший с учением о единстве и материальности Вселенной, подвергшей критике религиозную картину мира, многие христианские догматы. Отрицал наличие бога, творца и управителя мира. Развивал теорию Коперника, выдвинул положение о множестве обитаемых миров. Отвергал представления о существовании загробной жизни. В религии видел силу порождающую войны, раздоры и пороки в обществе. За свои выступления был сожжен на костре.


3. Открытие Г. Галилея.

Галилео Галилей (1564-1642) – итал. ученый, один из основоположников экспериментально – математического метода в естествознании. Сделал ряд важных научных открытий в области механики и астрономии, имеющих большое мировое значение. Открытия Галилея подтверждали правоту гелиоцентрической теории, идею бесконечности Вселенной, однородность небесных тел. В 1632г Галилей привлечен к суду инквизиции. И вынужден был отречься от теории Галилея.


4. Научные открытия – переворот в умах.

1. Какую реакцию произвели открытия Коперника, Галилея, Бруно?

2. Докажите, что наука делает огромные скачки?

3 В чем заслуга Рене Декарта?


5. Борьба католической церкви с инакомыслящими.

1. Вспомните из курса средних веков об деятельности инквизиции, какие методы использовались для укрепления веры в народной среде?

2. Какую опасность для католической церкви несли научные открытия.


6. Социальные утопии.

Томас Мор – английский гуманист, государственный деятель, создатель первого светского варианта утопического социализма. Обвинен в государственной измене. В сочинении «Утопия» Мор обличал пороки частной собственности, нарисовал идеал бесклассового строя, основанного на принципах труда, равноправия, демократии. Одним из первых отстаивал веротерпимость.


1 Расскажите о социальных утопиях Т. Мора и Т. Кампанеллой?

2 Почему социальные утопии получили широкое распространение?

3 Закрепление пройденного материала.


1. Опрос по терминам изученным на уроке?

2. Как открытия Коперника, Галилея, Бруно изменили представления человека о мире?

3 Сравните взгляды Декарта и Бекона на методы изучения природы?

4. Как церковь реагировала на столь бурное развитие научных знаний.

5. Можно ли построить «город Солнца»?


4 Домашнее задание.

Материал параграфа 8

Уметь объяснять смысл основных понятий.