litceysel.ru
добавить свой файл
1
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Выпускная работа по курсу

«Психология высшей школы»

Тема «Активные методы обучения»


Магистрант Экономического факультета

Петкевич Андрей Георгиевич


Минск, 2010

Оглавление


Введение. 3

1.Понятие о методах обучения. 5

2.Виды активных методов обучения. 7

Вместо заключения. 9

Список литературы к выпускной работе. 12



Введение.



Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике. Актуальность данной проблемы подвела к выбору темы выпускной работы «Активные методы обучения».

Целью данной работы - рассмотреть виды активных методов обучения при помощи, которых можно заинтересовать студента и сделать интересным изучение предмета.

Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности. Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности.

В соответствии с традиционной логикой обучения, включающей такие этапы, как первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова; его осмысление; специальную работу по его закреплению и, наконец, овладение материалом, т.е. трансформацию его в практическую деятельность.


Выделяют 3 уровня активности:

•Активность воспроизведения — характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу;

•Активность интерпретации — связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях;

•Творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

 Теоретический анализ указанной проблемы, передовой психологический опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я».

В теоретической литературе и педагогической практике одной из кардинальных и актуальных была и остается проблема поиска более эффективных технологий обучения. Научное обоснование активных методов обучения предложено КЯ. Безбородовой, С А Бешенковым, ИЛ Бухтияровой, А А Вербицким, О.С. Газманом, ВВ. Гузеевым, ИР. Калмыковой, ВЛ. Ляудис, М. Новик, Е.С. Полат, С J1 Рубинштейном, С А. Шмаковым.


1.Понятие о методах обучения.



Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.

В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между преподавателями (учителями) и студентами (учениками) с целью приобщения к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителей и учащихся. Для наглядности представим их нижеследующими схемами.












Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятий, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя со студентами в пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках. С учетом этих плюсов, многие преподаватели предпочитают пассивный метод остальным методам. В некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если студенты имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного занятия. Этот вид занятия широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при котором преподаватель и студенты взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники. Если на пассивном занятии основным действующим лицом и менеджером занятия был преподаватель, то здесь преподаватель и студенты находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали автократный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.


Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных занятий являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются студентаим. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

2.Виды активных методов обучения.


Активные методы обучения (резко повышают эффективность учебного процесса, усиливают активность, самостоятельность, творческое начало).

АМО присущи все основные принципы обучения: научность, системность, связь теории с практикой, доступность.

Специфические принципы:

  • развития личности;

  • активности;

  • групповой деятельности;

  • гибкости алгоритма.

Среди активных методов обучения, используемых в высшей школе, наиболее часто применяемыми являются:

  • ролевая игра;

  • групповая дискуссия;

  • мозговая атака;

  • применение кредитной системы оценки знаний студентов.

Ролевая игра - развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Действия участников игры считаются успешными или нет в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры. Таким образом, сам процесс игры представляет собой моделирование группой людей той или иной ситуации. Каждый из них ведёт себя, как хочет, играя за своего персонажа. Действие ролевой игры происходит в мире игры. Мир игры может выглядеть как угодно, но именно он определяет ход игры. Сюжет, предлагаемый мастером игры, и описываемый им мир составляет основу ролевой игры. Мир может быть полностью придуманным, основываться на каком-нибудь художественном произведении (книге, фильме или пьесе).


С одной стороны, игры повышают мотивацию студентов к обучению, а так же способствуют переводу пассивных знаний в умения, предоставляют широкие возможности для творчества; с другой стороны, они формируют необходимые в социальном партнерстве профессиональные и социально значимые личностные качества. Кроме того, правила игры, являясь способом передачи и усвоения социального опыта, требуют от студентов выполнения определенных нравственно-этических нормативов партнерского общения, взаимодействия и поведения.

Еще одним наиболее часто применяемым активным методом обучения является групповая дискуссия, позволяющая сопоставить противоположные позиции, рассмотреть проблему с разных сторон, нивелировать эмоциональную предвзятость, что способствует развитию умения слушать, адекватно воспринимать, анализировать альтернативные пути решения проблем.

Групповая дискуссия - количественный метод исследования. целью которого является исследование процесса формирования общественного мнения - от индивидуального и коллективного к социальным последствиям и проблемам в относительно естественной ситуации.

Кроме того, для формирования навыков активного субъекта, используется метод мозговой атаки, который помогает преодолеть страх критики и неудач, а также преклонение авторитетам, учит фантазировать, неординарности в суждениях и креативности.

Мозговой штурм - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических.

Как правило, перечисленные методы активного обучения применяются у студентов старших курсов. Это связано с тем, что у них уже накоплен определенный объем теоретических знаний


Вместо заключения.

Существенными недостатками традиционных методов обучения (разговор, лекции, семинарская беседа) является то, что вольно или невольно в процессе обучения слушатели являются пассивной стороной педагогического процесса и весьма редко из объекта превращаются в субъект.


Эффективность учебной работы профессорско-преподавательского состава зависит от уровня методического мастерства преподавателей.

Доклад и беседа являются наиболее известными формами обучения.

Для достижения соответствующего эффекта доклад необходимо всегда сопровождать использованием наглядной информации. Доклад требует от слушателей определенного напряжения, поэтому среднестатистический обучаемый с трудом запоминает большой объем информации.

Таким образом, предпочтительнее сделать не один длинный доклад, а несколько маленьких докладов, сочетая их с другими формами обучения.

Учебная беседа имеет смысл, когда у участников есть уже предварительные знания и на этом можно построить интересную беседу. Учебный материал совместно перерабатывается в ходе беседы. Это очень полезная, но не простая форма обучения. Она требует от преподавателя наличия педагогического дара и хорошей техники игры вопросов и ответов.

Недостаток этих методов состоит в том, что студент играет здесь довольно пассивную роль, основная же роль у преподавателя.

В центре современного занятия должно находиться не преподавание, а обучение, самостоятельная и ответственная работа студента над учебным материалом.

Необходимо побуждать студентов быть более активными и самостоятельными, и здесь наиболее предпочтительными методами обучения являются индивидуальная работа, работа с партнером и работа в группе.

Во время работы с партнером или работы в группе необходимы взаимообмен информацией, совместная работа над учебным материалом.

Групповая работа до сих пор развита недостаточно. Происходит это, видимо, по той причине, что работа в группе требует сравнительно много времени, следствием чего является явно неблагоприятное соотношение времени и результатов. Однако значимость таких способностей, как умение работать в команде, обмениваться мыслями и дискутировать, кооперироваться, совместно приходить к единому мнению, неоспорима.


Групповая работа требует не только много времени для подготовки, проведения и оценки, но и очень точного формулирования задач.

Целесообразно на занятиях (семинарах) проводить игры (ролевая игра, плановая игра) и изучение конкретных случаев, ситуаций.

Можно использовать также микроучебу: студент выполняет упражнение, другие вместе с ним под руководством преподавателя начинают обсуждать ход выполнения упражнения и совместно искать возможные пути его решения.

Программированный инструктаж также практикуется благодаря развитию персональных компьютеров (умения и навыки пользования компьютерными программами). Однако учебные программы не могут заменить собой занятия. Обучаемые не должны работать слишком долго в одиночку с учебными программами. Преимущества и недостатки отдельных форм проведения занятий приведены в таблице.

Важными критериями выбора формы обучения являются структура учебного материала и предварительные знания обучаемых.

Необходимо заранее знать, можно ли материал использовать для самостоятельной работы студентов или нужно заложить необходимые основы на семинаре. Следует обращать внимание при выборе метода обучения на то, чтобы методы обучения своевременно менялись, чтобы обучение было как можно более активным.

Также необходимо использовать как можно больше коллективных форм работы обучаемых.


Таблица 1. Преимущества и недостатки отдельных форм проведения занятий

Метод

(форма)

занятия

Цель

использования

метода

Преимущества

Недостатки

Доклад

Передача

знаний


Экономия времени, охват всей группы

Слабый учебный эффект, пассивность слушателей, их быстрая утомляемость

Учебная

беседа

Активизация знаний, работа с содержанием

Хороший учебный контроль, активизация студентов

Требует много времени, лекционность

Работа

с партнером

Совместная работа с материалом

Обмен мнениями, активное обучение, интенсивное взаимодействие с материалом

Требует больше

времени

Групповая работа

Работа совместно, развитие коммуникабельности

Активное обучение, хорошая запоминаемость, интенсивное взаимодействие с материалом, коррекция общения

Требует много времени, необходима интенсивная подготовка преподавателя

Ролевая игра

Вхождение в роль и гибкая смена ролей, стратегии решения проблем

Близость к практике, активизация студентов

Возникают проблемы, связанные с заторможенностью участников, необходима интенсивная подготовка преподавателя

Плановая игра

Применение знаний на практике

Близость к практике, высокая активность, высокий учебный эффект, интегрированный контроль

успешности

обучения

Большие издержки, ограниченное число участников

Ориентация на обучаемых не означает ослабление функций преподавателя, наоборот, подготовка активного занятия (изготовление рабочих заданий, материалов) нередко требует больших затрат сил, чем написание доклада, а также во время проведения занятия преподаватель должен быть готов оказать консультационную помощь.


В современных условиях качество образования – одна из важнейших характеристик конкурентоспособности учебного заведения. Именно поэтому организации учебного процесса должно уделяться первостепенное значение.


Список литературы к выпускной работе.





  1. Г. Фокин «Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели и содержание, творчество»;

  2. Д. И. Латышина «История педагогики»;

  3. А. А. Радугин «Педагогика»;

  4. Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек «Методы обучения. Обучение в сотрудничестве»;

  5. Джон Дьюи «Демократия и образование»;

  6. Н.В. Миллер «Активные методы обучения» (www.sano.ru/publik/matconf/07.htm);

  7. http://referats.qip.ru/referats/preview/90822/;

  8. ru.wikipedia.org/.