litceysel.ru
добавить свой файл
1
Приложение 2


Технологическая карта изучения темы «Имя собственное»


Тема

Имя собственное

Цель темы


Научить различать, употреблять в речи, правильно писать имена собственные и нарицательные

Планируемый результат

Знать, уметь различать и правильно писать имена собственные и нарицательные

Основные понятия

Понятия:

- имя существительное (без определения);

- имя собственное;

- имя нарицательное;

- многозначные слова, омонимы (без определения);

- правила правописания имен собственных.

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы:

- основные


- дополнительные

Учебник «Русский язык», ч.1, Рабочая тетрадь № 1

Тема: «Имя собственное»

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах




Технология проведения

Обучающие и развивающие задания каждого этапа


Диагностирующие задания каждого этапа


I этап

Работа со словами, имеющими разные значения.

Цель – актуализировать знания о словах, имеющих разные значения.



I этап. Работа со словами, имеющими разные значения.

Задание 1.

Прочитай слова и назови их значения:

коса, роза.

Коса – волосы, орудие труда, отмель (Слово «коса» одинаково произносится и пишется, но имеет разное значение).

Розацветущее растение, женское имя (Слово «роза» одинаково произносится, но имеет разное значение и написание).





II этап. Работа с именами существительными: собственными и нарицательными.

Цель – установить различие по принадлежности имен существительных: собственных и нарицательных.


II этап. Работа с именами существительными: собственными и нарицательными.

Задание 1.

Первоклассник.

Первоклассник Вова Макаров живёт в городе Владимире по улице Лесной. В школу его провожает сестра Анна. За ними бежит собака Дружок. В классе Володя сидит с другом Юрой. Учительница Ольга Михайловна читает детям сказку «Репка».

Задания к тексту:

  1. Прочитай текст.

  2. Подчеркни слова, которые пишутся с заглавной буквы, но не являются началом предложения.

  3. Работа со словосочетаниями, в результате которой дети знакомятся со словами – названиями и именами собственными и формулируют правило вместе с учителем о правописании имён собственных.

первоклассник Вова Макаров


город Владимир

улица Лесная

друг Юра

учительница Ольга Михайловна

сказка «Репка»

собака Дружок

4. Школьники сравнивают свой вариант правила с текстом правила в учебнике в рубрике «Узелки на память».

Задание 2.

Учебник, ч.1, урок 7, задание № 5.

Задание к тексту:

- беседа по картинке;

- подбери каждому ребёнку имя.

Задание 3.

Рабочая тетрадь, задание № 1. При выполнении этого задания дать образец записи первого имени «Ася» в единственном числе.

Задание 4.

Рабочая тетрадь, задание № 2.

Задание 5.

Учебник «Русский язык», уроки 9-10, задания № 1,2,3,4.



II этап. Работа с именами существительными: собственными и нарицательными.

Рабочая тетрадь, задание № 3.

  1. Прочитайте текст «Моя семья», назовите имена и отчества родителей Игоря Свиридова.

  2. Можно ли, прочитав текст, определить отчество Игоря? (Игорь Иванович).

  3. Выпишите из текста «Моя семья» имена и отчества родителей Игоря Свиридова.

  4. Запишите имя и отчество мальчика.

Познавательные УУД – логические действия


III этап. Виды собственных имен существительных.

Цель – познакомить с видами имён собственных;

- учить различать, употреблять в речи и правильно писать имена существительные: собственные и нарицательные.


III этап. Виды собственных имен существительных.

Задание 1.

  • Прочитай слова левого столбика.

  • Прочитай слова, обозначающие названия детей (мальчик, девочка).

  • Прочитай слова, обозначающие названия животных (собака, корова).


  • Прочитай слова, обозначающие названия городов и улиц.

  • Прочитай слова, обозначающие названия профессий (учитель, директор).

  • Прочитай слово, обозначающее название литературного произведения.

девочка Альма

мальчик Иван Степанович

собака Лесная

корова Ольга Михайловна

город Зорька

улица Аня

учитель Москва

врач Колобок

сказка Игорь

  • Прочитай слова правого столбика.

  • Подбери каждому названию соответствующее имя собственное.

Рекомендации учителю: для выполнения задания удобнее, если все карточки со словами крепятся к доске магнитами и при выполнении задания передвигаются и группируются.

Задание 2.

Рабочая тетрадь, задание № 6.

  • Прочитай имена людей парами.

  • Можно ли считать, что в каждой паре записано одно и то же имя?

  • Запиши только полные имена людей.

Задание 3.

Рабочая тетрадь, задание № 5.

  • Прочитай клички животных.

  • Выбери клички для кота или кошки.

  • Выбери клички для собаки.

  • Запиши две клички для кота и кошки.

  • Запиши две клички для собаки.

Задание 4.

Рабочая тетрадь, задание № 14.

Задание 5.

Закончи предложения:

Школьникам делает прививку врач ______________________________.

В школе работает учительница _________________________________.

Слова для справок: Мария, Валерий Петрович, сестра, Дружок, Степа, зайчик, Дымка, Роза Макаровна.

Задание 6.

Учебник, урок 8, задание 3.

III этап. Виды собственных имен существительных.

Задание.

1. Прочитайте текст и слова для справок.

2. Впишите в текст подходящие по смыслу имена собственные.

3. Напишите название текста.


_________________________


Летом _______ ________ отдыхает у бабушки. Её зовут ______ _______. Они живут в поселке _________на берегу озера ________. Дом охраняет собака _________.

Слова для справок: Петров, Мария Ивановна, Горки, Дружок, Нина, Лесное, Гришина, Иван Васильевич.

Общеучебные УУД.


IV этап. Образование имён собственных от нарицательных.

Цель – учить образованию имен собственных от нарицательных.

IV этап. Образование имён собственных от нарицательных.

Задание 1.

  • Прочитай текст.

Летний отдых.

Летом Нина Гришина отдыхает у бабушки. Её зовут Мария Ивановна. Они живут в поселке Горки на берегу озера Лесное. Дом охраняет собака Дружок.

  • Подчеркни слова, которые имеют несколько значений (Горки, Лесное, Дружок).

  • Объясни значения каждого слова ( Горки – название посёлка, горки – возвышенности на местности; Лесноеназвание озера, лесное – признак предмета, лесное хозяйство; Дружок – кличка животного, дружок – ласковое название друга).

Вывод: слова, обозначающие названия и признаки предметов, могут становиться именами собственными.

Задание 2.

Учебник, урок 7, задание № 4.

Задание 3.

Рабочая тетрадь, задание № 7.

Задание 4.

Рабочая тетрадь, задание № 4.

Задание 5.

Образуй и запиши фамилии:


  1. От имени человека ( Иван – Иванов; Пётр – …; … – …).

  2. От названия профессии ( портной – Портнов; кузнец – …; … – …).

  3. От названия животного (заяц – Зайцев; мышка – …; … – …).

Материал для учителя: Сергей – Сергеев; водолаз – Водолазов, медведь – Медведев.

Задание 6*

Прочитай слова, образуй и запиши имена собственные.

frame2

Информация для учителя:

frame3

Задание 7** (познавательное задание).

Верите ли вы, что в России есть город Зима?

Верите ли вы, что в России есть река Мама?


frame4 Формы работы с заданием № 7 учитель выбирает в зависимости от возможностей детей.


IV этап. Образование имён собственных от нарицательных.

Задание.

Подумай и напиши имена собственные, которые начинаются на букву «М»:

  • Имя – М______________

  • Фамилия – М____________

  • Название города – М_____________

  • Кличка животного – М_____________

Познавательные УУД – логические действия.


V этап. Правописание собственных имен существительных.

Цель – формировать умение правописания имен собственных и нарицательных.

V этап. Правописание собственных имен существительных.

Учебник: урок 7, задания № 1,2,3;

урок 8, задания № 1,2;

уроки 9-10, задания № 5 (только текст Ушинского).

Рабочая тетрадь: задания № 8, 11,13.


Творческое задание: написать записку учителю, опираясь на образец.


Ольга Ивановна!

Я хочу решить пример у доски.

Сергей.


V этап. Правописание собственных имен существительных.

Задание.

Миша Комаров прочитал книжку «Каникулы в простоквашино». Ему понравились дядя Федор и кот матроскин.

  • Прочитай текст.

  • Подчеркни имена собственные.

Исправь ошибки, обоснуй свой выбор.

Познавательные УУД – постановка и решение проблемы.




Контролирующее задание


Регулятивные УУД (контроль, коррекция, оценка).

Диктант.

У Антона и Маши Ивановых живёт кот Пушок. Пушок любит катать мяч. Дети часто играют с котом.

Задания:

  1. Подчеркните имена собственные.

  2. Поставьте знак «+» над словом, которое обозначает фамилию человека.




Результат и его оценка


  • Умение различать, употреблять в речи, грамотно писать имена собственные и нарицательные.

  • Применение полученных знаний в практическом задании (в форме записки).