litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
Структура обзорных лекций

по дисциплине «Теория обучения»


Тема 1. Процесс обучения. Закономерности и принципы процесса обучения.

Задачи: раскрыть сущность процесса обучения, его двусторонний характер, движущие силы и структуру; характеристику закономерностей и принципов обучения; сущность и индивидуальные черты видов обучения; выделить и раскрыть функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую; соотнести закономерность, принцип и правила обучения.

Примерное содержание: понятие и сущность процесса обучения, движущие силы процесса обучения, основные задачи и компоненты процесса обучения, функции процесса обучения, двусторонний и личностный характер обучения, логика учебного процесса и структура процесса освоения.

Самостоятельная организация практической работы: подобрать отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем:

• Гносеологические основы процесса обучения

• Развитие представлений о дидактике как науке.

• Общение в процессе обучения.

Рекомендуемая литература


  1. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация / В.И. Загвязинский. − М., 2000.

  2. Лихачев Б. Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. − М., 1993.

  3. Подласый И. П. Педагогика / И. П. Подласый. − М., 2000.

  4. Сорокин Н. А. Дидактика / Н. А. Сорокин, Н. А. Шайденко. − Тула, 1993.


Тема 2. Содержание образования.

Задачи: охарактеризовать понятие «содержание образования»; сформировать представление об основных подходах к построению содержания образования в общеобразовательных учреждениях разных типов; показать особенности содержания в гимназии, лицее и других типах учебных заведений.

Примерное содержание: понятие и сущность содержания образования; структура общего среднего образования; образовательные стандарты и базисный учебный план; образовательные программы и учебники.


Самостоятельная организация практической работы: 1) составьте фрагмент рабочей программы для небольшой темы или раздела выбранного вами учебного курса и класса. Опишите основные элементы программы: смысл, цели, задачи, развиваемые личностные качества учеников, основные виды их деятельности, технологии, формы и методы обучения, фундаментальные образовательные объекты и проблемы, культурно-исторические знания, образовательная продукция учеников, формы контроля, рефлексии и оценки результатов обучения; 2) проанализируйте содержание двух выбранных вами учебников по одному предмету и классу, с точки зрения их личностной ориентации, деятельностного компонента и творческой направленности. Результаты оформите в виде сопоставительной таблицы. Параметры для составления определите самостоятельно. Сделайте выводы из анализа.

Рекомендуемая литература


  1. Беспалько В. П. теория учебника : дидактический аспект / В. П. Беспалько. − М. : Педагогика, 19988.

  2. Зуев Д.Д. Школьный учебник / Д. Д. Зуев. − М., 1983.

  3. Каким быть учебнику 6 дидактические принципы построения / под ред. И. Я. Лернера, Н. М. Шахмаева / в 2 ч. Ч.1-2. − М., 1992.


Тема 3. Методы обучения в современной школе.

Задачи: раскрыть различные подходы к определению метода обучения, структуру и условия выбора методов обучения и средств обучения.

Примерное содержание: охарактеризовать виды методов обучения; критерии, определяющие классификацию методов обучения; критерии выбора методов обучения.

Самостоятельная организация практической работы: подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем:

Влияние методов обучения на формирование мотивов учения школьников; Пути активизации учения школьников различных возрастов; Система и функции средств обучения в современной школе; Педагогические и организационно-методические основания выбора учителем методов обучения.


Рекомендуемая литература


  1. Андреев В.И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. − Казань : Центр инновационных технологий, 2000.

  2. Педагогика : педагогические теории, системы, технологии : учеб. для студ. высш. и сред. пед. заведений / под ред. С. А. Смирнова. − М. : Издательский центр «Академия», 2000.


Тема 4. Дидактические концепции: традиционная, педоцентрическая, проблемное обучение, программированное обучение, развивающее обучение.

Задачи: определить сущность, достоинства и недостатки дидактических концепций.

Примерное содержание: раскрыть концептуальные основы дидактических моделей обучения и их философские основы; пути инновационного внедрения дидактических концепций в современном процессе обучения; раскрыть взаимодействие учителя и учащегося при традиционном, педоцентрическом, проблемном, программированном, развивающем обучении.

Самостоятельная организация практической работы: постройте картину взаимосвязи и (или) эволюции различных дидактических систем в форме схемы-рисунка с символами, понятиями, именами авторов дидактических концепций, участников процесса их изучения.

Рекомендуемая литература

1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г. К. Селевко. − М. : Народное образование, 1998.


Структура обзорных лекций по дисциплине «Теория и методика воспитания»


Тема 1. Что является объектом и предметом исследования науки педагогики и каковы ее функции? В каких случаях педагогика представляется как наука и в каких – как искусство?

Задачи: определить объект, предмет и функции педагогики; рассмотреть педагогику как науку и как искусство.

Примерное содержание: Общее представление о педагогике как науке. Предмет, объект педагогики. Функции педагогики: теоретическая, технологическая. Педагогика как наука и педагогика как искусство.


Самостоятельная организация практической работы: посетить и проанализировать цикл уроков и рассмотреть в каких случаях педагогика представляется как наука и в каких – как искусство.

Рекомендуемая литература.


  1. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. – М.: Академия, 2005. – 255 с.

  2. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 276 с.

  3. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. – М.: Владос, 2006. – 399 с.

  4. Сластенин, В.А. Общая педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Владос, 2007. – 288 с.

  5. Столяренко Л. Д. Педагогика / Л. Д. Столяренко. –Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 445 с.

Тема 2. Раскройте содержание следующих категорий педагогики: воспитание, самовоспитание, перевоспитание, образование, обучение.

Задачи: проанализировать категориальный аппарат педагогики.

Примерное содержание: определение категориального аппарата педагогики : воспитание, перевоспитание, самовоспитание, образование, обучение.

Самостоятельная организация практической работы: Приведите примеры взаимосвязи педагогики с другими науками.

Рекомендуемая литература.

  1. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. – М.: Академия, 2005. – 255 с.

  2. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 276 с.

  3. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. – М.: Владос, 2006. – 399 с.

  4. Сластенин, В.А. Общая педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Владос, 2007. – 288 с.

  5. Столяренко Л. Д. Педагогика / Л. Д. Столяренко. –Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 445 с.

Тема 3. Какова система педагогических наук (общая структура и отрасли).


Задачи: раскрыть систему педагогических наук.

Примерное содержание: отрасли педагогической науки. История педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками.

Самостоятельная организация практической работы: посетить урок и рассмотреть категориальный строй педагогики и ее наиболее общие, не зависящие от возраста и иных особенностей обучаемых и воспитанников законы и закономерности.

Рекомендуемая литература.


  1. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. – М.: Академия, 2005. – 255 с.

  2. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 276 с.

  3. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. – М.: Владос, 2006. – 399 с.

  4. Сластенин, В.А. Общая педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Владос, 2007. – 288 с.

  5. Столяренко Л. Д. Педагогика / Л. Д. Столяренко. –Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 445 с.

Тема 4. Дайте общую характеристику методов педагогического исследования (теоретических, эмпирических и математических). В чем логика педагогического исследования?

Задачи:проанализировать методы педагогического исследования; охарактеризовать логику педагогического исследования.

Примерное содержание:общая методология педагогики. Специальная методология педагогики. Частная методология педагогики. Методы и логика педагогического исследования. Система методов и методика педагогического исследования.

Самостоятельная организация практической работы: на основе одной темы исследовать рассмотрите логику педагогического исследования.

Рекомендуемая литература.

  1. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. – М.: Академия, 2005. – 255 с.
  2. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 276 с.


  3. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. – М.: Владос, 2006. – 399 с.

  4. Сластенин, В.А. Общая педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Владос, 2007. – 288 с.

  5. Столяренко Л. Д. Педагогика / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 445 с.


Тема 5. Каковы типология и каково многообразие современных образовательных учреждений?

Задачи: охарактеризовать виды и типы образовательных учреждений.

Примерное содержание:Сущность и содержание понятия» образовательные учреждения». Образоватльные учреждения по организационно-правовым нормам: государственные, муниципальные, негосударстенные учреждения. Образовательные учреждения по типам: дошкольные; образовательные учреждения начального профессионального образования; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Самостоятельная организация практической работы: посетить государственное образовательное учреждение и определить тип, вид. Категорию, соответствующие уровню и направленности учреждения.

Рекомендуемая литература.

  1. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. – М.: Академия, 2005. – 255 с.

  2. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 276 с.

  3. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. – М.: Владос, 2006. – 399 с.

  4. Сластенин, В.А. Общая педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Владос, 2007. – 288 с.

  5. Столяренко Л. Д. Педагогика / Л. Д. Столяренко. –Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 445 с.

Тема 6. В чем сущность классических и современных концепций воспитания?

Задачи: раскрыть сущность классических и современных концепций воспитания.

Примерное содержание: Сущность и содержание концепции воспитания. Характеристика основных классических и современных концепций воспитания. Современные подходы к разработке теории воспитания.

Самостоятельная организация практической работы: рассмотрите и проанализируйте современные концепции воспитания О.С. Газман. А.В. Иванова. И.М. Ильинского, Н.М. Таланчука, И.А. Колесниковой, А.С Навагиной.

Рекомендуемая литература.


  1. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. – М.: Академия, 2005. – 255 с.

  2. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 276 с.

  3. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. – М.: Владос, 2006. – 399 с.

  4. Сластенин, В.А. Общая педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Владос, 2007. – 288 с.

  5. Столяренко Л. Д. Педагогика / Л. Д. Столяренко. –Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 445 с.

Тема 7. В чем сущность и содержание современных подходов воспитания учащихся?

Задачи: проанализировать системный, деятельностный, личностно-ориентированный, философско-антропологический, синергетический подходы воспитания учащихся.

Примерное содержание: Сущность содержания понятий «системный подход в воспитании». «деятельностный подход в воспитании», «личностно-ориентированный подход в воспитании», «Философско-антропологический подход в воспитании», «синергетический подход в воспитании».

Самостоятельная организация практической работы: на основе примеров рассмотреть специфику современных подходов воспитания учащихся.

Рекомендуемая литература.

  1. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. – М.: Академия, 2005. – 255 с.
  2. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 276 с.


  3. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. – М.: Владос, 2006. – 399 с.

  4. Сластенин, В.А. Общая педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Владос, 2007. – 288 с.

  5. Столяренко Л. Д. Педагогика / Л. Д. Столяренко. –Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 445 с.

Тема 8. В чем сущность и содержание физического воспитания школьников? Каковы формы, методы и средства совершенствования физического воспитания учащихся в школе?

Задачи : раскрыть сущность и содержание физического воспитания школьников; рассмотреть формы, методы и средства совершенствования физического воспитания учащихся в школе.

Примерное содержание: Сущность и содержание понятия «физическое воспитание». Организация работы по воспитанию физической культуры учащихся. Формы, методы и средства воспитания физической культуры школьников.

Самостоятельная организация практической работы: посетить урок физической культуры в школе и определить формы, методы и средства совершенствования физического воспитания школьников.

Рекомендуемая литература.

  1. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. – М.: Академия, 2005. – 255 с.

  2. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 276 с.

  3. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. – М.: Владос, 2006. – 399 с.

  4. Сластенин, В.А. Общая педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Владос, 2007. – 288 с.

  5. Столяренко Л. Д. Педагогика / Л. Д. Столяренко. –Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 445 с.

Тема 9. В чем сущность формирования эстетической культуры школьников? Каковы содержание, формы, методы и средства эстетического воспитания учащихся в школе?

Задачи:определить сущность и содержание эстетического воспитания школьников.


Примерное содержание: сущность и содержание эстетического воспитания. Критерии эстетической воспитанности школьников. .Роль и значение эстетического воспитания в формировании личности школьников.

Самостоятельная организация практической работы: посетить цикл уроков в школе и определить формы, методы и средства эстетического воспитания школьников.

Рекомендуемая литература.


  1. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. – М.: Академия, 2005. – 255 с.

  2. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 276 с.

  3. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. – М.: Владос, 2006. – 399 с.

  4. Сластенин, В.А. Общая педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Владос, 2007. – 288 с.

  5. Столяренко Л. Д. Педагогика / Л. Д. Столяренко. –Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 445 с.

Структура обзорных лекций по дисциплине

«Управление педагогическими системами»

Тема 1. Педагогический менеджмент. Государственно-общественные системы управления образованием.

Задачи: раскрыть сущность и содержание менеджмента и педагогического менеджмента. Дать понятие о государственной общественной системе управления образованием. Раскрыть структуру государственно-общественной системы управления образованием в РФ.

Содержание:

Для раскрытия сущности и содержания педагогического менеджмента необходимо определиться, что такое «управление», «менеджмент».

Управление – функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и цели.

В зависимости от природы объекта различают биологическое управление, техническое управление, социальное управление.

Разновидностью социального управления является управление педагогическими системами.

Педагогическое управление как практическая деятельность – это управление обучением и воспитанием учащихся.

Управление осуществляется в процессе деятельности, направленной на выработку решений, организации, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Любая управленческая деятельность состоит из последовательности, взаимосвязанных действий (функций), представляющих законченный цикл: анализ, целеполагание, планирование, организационная деятельность, контроль, регулирование.

Основная цель управления – эффективное и планомерное использование сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата.

Как отмечает Ю. Конаржевский в работе «Внутришкольный менеджмент», в условиях перехода от административно-командной системы к рыночной экономике требуются особые подходы к проблемам управления, и прежде всего к руководству людьми.

Таким инструментом, использование которого позволяет достигать поставленных целей, задач, опираясь на труд, интеллект, мотивы поведения, профессиональное умение и знание других, является менеджмент.

Менеджмент (английское слово) означает способ, манеру обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умелость и административные навыки, орган управления.

Менеджмент – это наука и искусство управления.

Цель менеджмента – создание научно-обоснованной системы развивающего управления.

Задачи менеджмента: внедрение перспективных инноваций, мобилизация неиспользованных резервов и научного потенциала коллектива, оптимизация деятельности и повышения эффективности работы всех подсистем управления, направленность на получение продуктивного результата – развития личности, учреждения, окружающей среды.

Менеджмент – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет решать поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем.


Педагогический менеджмент – это наука о закономерностях, принципах, формах, методах, средствах управления, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие учреждения в системе образования.

Главным элементом педагогического менеджмента является профессиональный характер управленческой деятельности.

Закономерности педагогического менеджмента: гуманистичность, демократичность, аналитичность, целеполагание.

Принципы педагогического менеджмента:

- целеполагание как основа планирования, организации и контроля всей деятельности менеджеров любого уровня управления;

- целенаправленность управления (умение ставить цели с учетом реальности, перспективности, социальной значимости);

- кооперация и разделение управленческого труда (опора на коллективное творчество и разум);

- функциональный подход (постоянное обновление, уточнение и конкретизация функций исполнителей);

- комплексность управления (определение цели, задач, организация, выполнение принятых решений, контроль, координация деятельности);

- систематическое самосовершенствование педагогического менеджмента на всех уровнях управления.

Функции педагогического менеджмента:

- принятие решений (распоряжения, приказы, рекомендации, советы, планы);

- организация выполнения принятых решений (материально-техническое обеспечение, согласование, учет потребности личности исполнителя);

- предварительный, текущий, итоговый контроль (учет результатов, анализ, оказание помощи);

- инспектирование.

Характерные черты менеджера:

- доступность любому работнику, его доброжелательность. Понимает, что управлять – значит делать дело руками других;

- противник кабинетного стиля управления. Терпимо относится к выражению открытого несогласия, строит отношения на доверии и уважении;

- в трудные минуты не стремится найти виновного, а ищет причину сбоев и отклонений, старается не приказывать, а убеждать, строгий контроль заменяет доверием;


- создает атмосферу, в которой свободное высказывание идей становится нормой, формирует хороший психологический климат в коллективе, не удовлетворяет интересы одних работников за счет ущемления других;

- публично признает свои ошибки и заслуги сотрудников.

Большой вклад в развитии науки управления внесли Бабанский, Кондаков, Конаржевский, Кричевский, Лазарев, Поташник, Портнов, Петрова, Сластенин, Симонов, Шамова, Фролов и др.

Государственный характер образования состоит в том, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, определяемая Законом РФ «Об образовании», принятым в 1992 . Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, которая принимается высшим органом законодательной власти на конкретный промежуток времени. Ее содержание определяется как общими принципами государственной политики, так и объективными данными анализа состояния системы образования с учетом перспектив и тенденций ее развития.

Принципы государственной политики в области образования сформулированы в Законе РФ «Об образовании»:

- Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности и любви к Родине.

- Единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства.

- Общедоступность образования, адаптивность системы образования и подготовки обучающихся, воспитанников.

- Светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях.

- Свобода и плюрализм в образовании.

- Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

- На федеральном уровне государственная система управления образованием представлена федеральными органами исполнительной власти: Министерством образования и науки Российской Федерации и двумя Федеральным агентствами: Федеральным агентством по образованию (Рособразование) и Федеральным агентством по надзору в образовании и науке (Рособрнадзор). На уровне субъектов РФ управление региональными системами образования осуществляют министерства образования республик и отдельных областей и краев, управления, комитеты, департаменты образования в областях, краях, автономных образованиях и городах федерального подчинения.

Управление образованием на уровне местного самоуправления не входит, в соответствии с принципами современного российского федерализма, в систему государственного управления образованием, однако его значение исключительно велико. Именно этот уровень наиболее близок к управлению и организации самой разветвленной системы образовательных учреждений – общеобразовательных.

Наряду с государственными создаются общественные органы управления системой образования. Они состоят из представителей учительского и ученического коллективов, родителей и общественности.

Важнейшим признаком общественного характера управления образованием, кроме создания коллегиальных органов управления, являются разгосударствление (создание негосударственных учебных заведений) и диверсификации (одновременное развитие различных типов учебных заведений) образовательных учреждений.

Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления – совета школы. Функции и содержание работы совета определяются «Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в Российской Федерации».

Высшим руководящим органом школы является конференция, которая проводится не реже одного раза в год. Конференция имеет широкие полномочия: на общешкольной конференции избирается совет школы, его председатель, определяется срок их деятельности. Каждое учебное заведение принимает на конференции Устав учебного заведения, учитывающий реальное состояние, цели, задачи, перспективы своего развития. Как коллегиальный орган совет школы утверждает основные направления развития, пути повышения качества учебно-воспитательного процесса.


В период между конференциями в роли высшего руководящего органа выступает совет школы (учебного заведения).

Деятельность совета школы осуществляется по следующим основным направлениям:

- организует выполнение решений конференций;

- наряду с родителями (лицами, их заменяющими) обеспечивает социальную защиту учащихся при рассмотрении в государственных и общественных органах вопросов, затрагивающих интересы этих учащихся;

- устанавливает возраст учащихся при наборе I класс, необходимость и вид ученической формы;

-рассматривает отчеты расходования бюджетных ассигнований, формирует собственный фонд, определяет направление использования бюджетных и внебюджетных средств учебного заведения;

- заслушивает отчеты о работе директора школы, его заместителей, отдельных педагогов;

- совместно с администрацией учебного заведения и его общественными организациями создает условия для педагогического образования родителей.

Совет школы, как правило, возглавляемый одним из представителей общественности или родителей, работает в тесном контакте с администрацией школы. Решение совета считается правомочным, если за его принятие проголосовало не менее двух третей присутствующих членов совета.

Совет школы – общественный коллегиальный орган, в задачи которого входят помощь, необходимая для эффективного осуществления образовательного процесса и развития школы, реализация важнейших требований, предъявляемых государством и обществом к обучению и воспитанию учащихся. В зависимости от традиций, условий и позиции администрации, учителей, учащихся и родителей возможны различные варианты деятельности совета.

Типичная их структура состоит из 3-х секторов (блоков): педагогического, родительского, ученического.

Педагогический сектор. В его состав входят заместители директора, представители общественных организаций и группа учителей, избранных педсоветом. Он рассматривает кадровые вопросы, помогает в организации педагогического контроля, разбирает конфликтные ситуации и т.д.


Родительский сектор. Он выполняет функции родительского комитета (который вливается в состав родительского сектора), состоит из разных комиссий и оказывает помощь в руководстве школой.

Ученический сектор. Он состоит из учащихся старших классов, представителей детских общественных организаций (избранных коллективом учащихся) и выполняет функции учкома (дежурство по школе, деятельность кружков, трудовые дела, соревнования, олимпиады и т.д.).

Каждая школа разрабатывает свое «Положение о совете школы», в котором определяет его цели, задачи, структуру, права и обязанности членов совета. Положение утверждается общим собранием (конференцией) педагогов, родителей и учащихся.

При наличии совета школы педагогический совет рассматривает в основном актуальные научно-педагогические проблемы образовательного процесса, программу развития школы, дает оценку деятельности руководства школы и учителей, решает организационные вопросы: утверждает учебные планы, программы, распределение нагрузки учителей, аттестационные материалы, рассматривает дела по движению контингента учащихся, перевод учащихся из класса в класс, направление в другие учебные заведения.


Тема 2. Педагогические системы.

Задачи: раскрыть сущность и содержание понятий «система», «педагогическая система» и структурные компоненты педагогической системы.

Содержание:

Система (греч. слово означает целое, составленное из частей, соединения) – множество элементов, находящихся в отношениях и в связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Педагогическая система – это соединенное на основе определенных признаков, упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление по обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Виды педагогических систем различаются назначением, особенностями организации и функционирования.


Примерами педагогической системы являются учреждения системы образования: детские сады, школы, ССузы, вузы.

Школа в образовательной системе рассматривается как полнофункциональная социально-педагогическая система, имеющая сложную многоуровневую структуру.

Различают структурные и функциональные компоненты. Структурными компонентами этой системы выступают обучаемый, учитель, руководитель, технический персонал, родители, общественность, содержание, формы, методы, средства педагогической деятельности.

Функциональными компонентами выступают педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, контроль, регулирование, коррекция, инспектирование.

Важнейшей закономерностью управления педагогической системой является единство по конечным целям и задачам административного, педагогического, семейного и общественного взаимодействия в процессе формирования личности школьников.

Системообразующим фактором, исходным началом, функционированием педагогической системы является цель совместной деятельности учителей и учащихся, направленной на развитие личности ребенка, на его самоопределение и создание условий для саморазвития.

Цель школы – сформировать основы базовой культуры, включающей интеллектуальную, нравственную, эстетическую, трудовую, экологическую, экономическую, правовую, культуру личности.

Результаты как системообразующий фактор определяются совокупностью наиболее устойчивых и реальных критериев, обеспечивающих определение уровня воспитанности как отдельных учащихся, так и ученических коллективов в целом.

Структура управляющей системы большинства педагогических систем представлена четырьмя уровнями управления:

- первый уровень – директор школы, председатель совета школы (этот уровень определяет стратегические направления развития школы);

- второй уровень – заместители директора, социальный педагог, школьный психолог, старшие вожатые (организаторы учебно-воспитательного процесса);


- третий уровень – учителя, воспитатели, классные руководители, руководители кружков и секций (исполнители);

- четвертый уровень – учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления (исполнители).

Каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.

Все функциональные компоненты педагогической системы переплетены между собой в деятельности, в отдельности не существуют, т.к. не могут реализовать основной цели педагогической системы.



следующая страница >>