litceysel.ru
добавить свой файл
1
Тема гибели человеческой цивилизации


в рассказе И.Бунина «Господин из Сан- Франциско»


Милованова О.В.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10

с углубленным изучением немецкого языка» г. Калуги,

учитель русского языка и литературы


Ход урока


  1. Слово учителя.

Рассказ И.Бунина «Господин из С-Ф» опубликован в 1915 году. Он создавался в годы Первой мировой войны, когда в творчестве писателя заметно усилились мотивы катастрофичности бытия, противоестественности и обреченности технократической цивилизации. Первую мировую войну писатель воспринял как «беспримерную катастрофу», сравнив её с начальными страницами Библии: «Земля была пуста и не устроена». Написанию рассказа предшествовали путешествия Бунина по Европе, Востоку, он жил на Капри, хорошо знал жизнь отелей, богатых туристов, путешествовавших на трансатлантических кораблях. Во время путешествий Бунин сравнивает европейскую и восточную цивилизации, материально – технократический подход к жизни, сформировавшийся в европейской цивилизации и близость к природе, слияние с ней, характерное для восточной философии. Как и многие его современники, Бунин чувствовал приближение новой эпохи, трагическое ее начало, кризис сложившихся материальных ценностей.

ДОСКА: «Кто вернет мне прежнее отношение к человеку? Отношение это уже стало гораздо хуже – и это уже непоправимо» И.Бунин

«В мире происходит огромное событие, которое опрокидывало и опрокидывает все понятия о настоящей жизни» И.Бунин, из интервью 1916 г.

Первоначальное название рассказа – «Смерть на Капри»

Сначала рассказу был предпослан эпиграф: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» (слова из Апокалипсиса). Затем этот эпиграф был снят, а название заменено.

  1. Постановка проблемного ?

С чем связано изменение названия рассказа?

3. Анализ рассказа.


Что составляет основу сюжета рассказа? (сюжет прост и незамысловат, но за ним открывается философское осмысление жизни человечества).

Главным героем является господин из СФ. Имеет ли образ главного героя какое – либо личностное начало? (образ лишен личностных черт – нет имени, предыстория его жизни – обычная, типичная для большинства «господинов», сколотивших состояние)

Как оценивает свою жизнь до путешествия Господин? («До этой поры не жил, а существовал)

Почему в предложение «Он работал не покладая рук…» введена вставная конструкция (китайцы…) – какова роль этой вставной конструкции? Сам ли Господин зарабатывает на жизнь? (его богатство основано на порабощение других)


Проанализируйте маршрут путешествий Господина – о чем он говорит, чем объясняется выбор мест для посещения? (подчеркивается типичность, он подобен всем, маршрут путешествия таков, как у всех богатых людей)

Какова жизненная философия Господина? (купить можно всё, основа - деньги)


Найдите портретное описание Господина – какие детали подчеркивает Бунин? (монгольское желтоватое лицо, серебряные усы, золотые пломбы, старой слоновой костью отливает лысая голова)

\\

Даже внешне богатство, достаток, словно маленький языческий божок в золотом чертоге.


Представителем какой цивилизации является Господин? («новый человек» механистической цивилизации, лишенный внутренней свободы, жизни духа, гармонии с природой)


Уже в образе главного героя, лишенного индивидуальных черт, реализуется принцип типичности героя. Он усиливается описанием корабля.


Смысл названия корабля?

Что символизирует корабль? (человеческая цивилизация) Как и в человеческом обществе на корабле два уровня – какие? Как их описывает Бунин? (верхняя палуба – трюм корабля)

Сам Бунин писал: «Если разрезать пароход вертикально, то увидим: сидим, пьем вино, беседуем на разные темы, а машинисты в пекле, черные от угля, работают. Справедливо ли это? Сидящие наверху и за людей не считают тех, кто работает на них».Как описывается «верхняя палуба» корабля? Найдите детали, характеризующие отношение к жизни? (полагалось бодро гулять по палубе; поили крепким чаем, повещали о том, что составляло главную цель путешествия - почему глаголы в такой форме? - действие делают не сами люди, а над ними, они не способны и не хотя делать действие; главная цель путешествия – ужин)


\\

Мертвы душой, нет желаний, все сведено к плотскому удовольствию – еда, кушанья, вина (а не новые места), наигранность, лицемерие, фальшь, продается и покупается все, даже истинные человеческие чувства.

\\

Какую роль играет деталь: танцующая пара влюбленных на корабле? (играют в любовь, наняты играть влюбленных).

//- но описанию корабля дается описание бушующего океана – С какой целью. Найдите описание океана, ключевые слова (природа предупреждает человечество, грозит ему наказанием)


Как проходит путешествие Господина? Почему его не удовлетворяло это путешествие? (не соответствовало его представления о путешествии, природа не давала наслаждаться красотами, купленная любовь красавиц не удовлетворяла)


Как описывается последний день Господина?

В ТЕТРАДИ:

Анализ последнего дня жизни Господина

Встреча в гостинице

Отношение после смерти
ВЫПИСАТЬ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА!


Ирония в том, что умер в тот момент, когда достиг всего, чего желал!


Что изменяется в отношении к Господину после его смерти? Как относят к его смерти? (происшествие, неприятность, пустяк)

Какая стилистическая окраска свойственна описаниям действий живых людей по отношению к умершему господину? (сниженная стилистическая окраска: «замять происшествие», «умчать за ноги и за голову», «всполошить весь дом»)

Как меняется наименование героя во второй части рассказа? (слово «господин» или не употребляется или сопровождается местоимение «какой –то»; дважды используется СС «мертвый старик», завершает текст отстраненная конструкция «…то, что стоит глубоко, глубоко, на дне темного трюма)

В чем особенность композиции рассказа? (кольцевая) Почему используется именно такая композиция? (снова возвращается на том же пароходе, только теперь в ящике из-под содовой)


Как изменяется природа в момент смерти Господина? (повеяло нежным воздухом, донесся отдаленный ровный шум моря)

\\ природа словно освободилась от ненужного груза, снова появилась гармония.

Какова роль природы в конце рассказа? Образ Дьявола? Какие три ключевые слова вынесены в сильную позицию в конце рассказа – их роль? (мрак, океан, вьюга)

(социальный конфликт в рассказе есть проявление более общего конфликта – вечной борьбы добра и зла)

Тема смерти отдельного человека объединяется в рассказе с темой возможной гибели современной цивилизации.Кто противопоставляется Господину и образу жизни рационалистической цивилизации в рассказе? (старик Лоренцо, абруццкие горы)

Какова роль старика Лоренцо, абруццких горцев в рассказе? (они живут в гармонии с природой. «Шли и прекрасная земля расстилалась перед ними…»)


4. Проблемный вопрос:

Почему Бунин изменил название рассказа? Какова роль эпиграфа, предпосланного первому изданию рассказа «Горе тебе, Вавилон, город крепкий»? С чем связано, что этот эпиграф был снят писателем?


5. Итог (В тетради)

В рассказе Бунин осуждает законы механистической цивилизации, основанной на власти денег, на классовом неравенстве. Жизнь главного героя – это типичная жизнь тех, кто считает себя властителями мира, имеющими право повелевать миром, покупая даже человеческие отношения, например, любовь. Лицемерие, фальшь, искусственность в отношениях, бездуховность, мертвенность – это основное, что подчеркивает писатель в жизнь господина. Название парохода «Атлантида» символично, он должен погибнуть подобно мифическому острову. Движение «Атлантиды» по замкнутому кругу и возвращение с телом уже мертвого Господина – символ бессмысленного перемещения в пространстве. Чувство катастрофичности бытия усиливается образом природы, Дьявола, наблюдающего за пароходом. Образу цивилизации противопоставлены образы старика Лоренцо и абруццких горцев, живущих в гармонии с природой, берущих от нее только то, что нужно для жизни, но не для накопления богатства. Они часть природы, растворены в ней.


6. Д\з – чтение «Чистый понедельник» + письменно в тетради: «Роль истории абруццких горцев в рассказе «Г.из СФ»