litceysel.ru
добавить свой файл
1
11 класс


( профильный)


Программа В. Б. Захарова.


Тема 9.3: Взаимоотношения организма и среды.


Урок №1-2 Тема. Биогеоценозы (2 часа)


Задачи: повторить характеристики биомов Эфиопской и

Австралийской областей, указать причины различий

растительного и животного мира разных континентов;

повторить термины: автотрофы, гетеротрофы, биогенез,

биоценоз, продуценты, консументы, редуценты; ознакомить

с работами А. Тэнсли, В. Н. Сукачёва; учить умению отличать

экосистему от биогеоценоза, характеризовать биогеоценоз,

указывая видовое разнообразие, его плотность и биомассу,

фазы развития биогеоценозов, результаты влияния

деятельности человека на природные системы.


Ход урока.

Ι. Оргмомент.


Ознакомление с основными терминами и понятиями урока

(записаны на доске).

Биом, автотрофы, гетеротрофы, продуценты, консументы, редуценты, экосистема, характеристика биогеоценоза, фазы развития биогеоценоза.


ΙΙ. Фронтальная беседа.


-Что такое биом?

-Какие биомы встречаются в Эфиопской области, Австралийской?


ΙΙΙ. Рассказы учащихся

а) Эфиопская область и её биомы

(на экране карта области стр. 513 учебника).

б) Австралийская область

(на экране карта стр. 515).


ΙV. Работа над новым материалом.


Рассказ учителя с элементами беседы, с использованием слайдов.


а) Взаимоотношение организмов и среды.


(первый А. Тенсли (1935 г.) – экосистема

слайд) Капля воды


пруд

лес Экосистемы разного ранг

океан

б) В. Н. Сукачёв (1940 г.) – биогеоценоз – исторически сложившийся

(второй) комплекс взаимосвязанных видов, обитающих на определённой

территории с более или менее однотипными условиями обитания.

в)

(третий) Биогеоценоз




Биоценоз + Биотоп


Фитоценоз Относительно однородный

Зооценоз участок суши с однотипным

Микробоценоз рельефом, климатом и т. д.


г)

(четвёртый)

Биогеоценоз

frame1

Биотоп

frame2 Биоценоз



д) Биогеоценоз – наземная экосистема.

(пятый) Экосистема – произвольные границы.

Биогеоценоз – определённая территория.

е) Биогеоценоз:

(шестой)



Грибы, микроорганизмы

редуценты

Растения

(продуценты)

Животные консументы

Ι, ΙΙ, ΙΙΙ порядков)




Характеристики биогеоценозов.

Седьмой

Слайд: 1. Видовой состав (растительность – ярусами.

преобладающие растения –доминантные или

эдификаторы (строители).

2. Плотность организмов



S V

3.Биомасса организмов

Учебник стр. 521 «Годовая продукция основных экосистем».


Восьмой

слайд: Фазы развития биогеоценоза.

Экосистемы стремятся к устойчивому

Состоянию (никогда не достигают!)




Первичная Вторичная

сукцессия сукцессия

остывшая лава вырубленный лес

дюны сгоревшая степь




устойчивое состояние




становление (климакс) старение


V. Подведение итогов урока:


Тестовые задания.


I вариант

1) Берёза относится к

а) автотрофам, продуцентам

б) автотрофам, консументам

в) гетеротрофам, продуцентам

г) гетеротрофам, консументам

2) Степь – это

а) биоценоз

б) биогеоценоз

в) фитоценоз

г) зооценоз


3) Мухомор – это

а) автотроф, продуцент


б) гетеротроф, продуцент

в) гетеротроф, консумент I порядка

г) автотроф, консумент I порядка

4) Гнилостные бактерии – это

а) гетеротроф, консумент II порядка

б) гетеротроф, редуцент

в) автотроф, продуцент

г) автотроф, консумент

5) Назовите биогеоценоз

а) океан

б) отмель

в) тайга

6) Что такое лужа?

а) биогеоценоз

б) биоценоз

в) экосистема

г) фитоценоз


II вариант


  1. Змея – это

а) автотроф, продуцент

б) автотроф, консумент

в) гетеротроф, продуцент

г) гетеротроф, консумент

2) Тундра – это

а) биоценоз

б) биогеоценоз

в) фитоценоз

г) зооценоз

3) Дуб – это

а) автотроф, продуцент

б) автотроф, консумент

в) гетеротроф, консумент I порядка

г) гетеротроф консумент II порядка

4) Бактерии брожения – это


а) гетеротрофы, консументы II порядка

б) гетеротрофы редуценты

в) автотрофы, продуценты

г) автотрофы, консументы

5) Назовите биогеоценоз

а) отмель

б) Мировой океан

в) луг

6) Что такое пень?

а) биогеоценоз

б) биоценоз

в) экосистема

г) фитоценоз


IV. Домашнее задание: стр.519-522, составить рассказ о биогеоценозах.

Индивидуальные задания:

подготовить сообщения о влиянии на организмы

- света,

- температуры,

- влажности,

- ионизирующего излучения.


Самоанализ

урока биологии, проведенного в 11 «А» классе

МОУ СОШ № 3 г. Буденновска

учителем Корниенко Надеждой Васильевной


15.03.2007 г.


Тема: Взаимоотношения организма и среды. Биогенез.


Этот урок является первым в теме «Взаимоотношения организма и среда» . он является логическим продолжением темы, «жизнь в сообществах». На уроке ставлю задачи углубить знания о природных экосистемах, полученных в 9-ом классе, научить определять экосистему и биогеценоз , закрепить знания основных терминов: « продуценты, консументы, редуценты. Сукцессия, климаксное сообщество».

Урок комбинированный , так как способствует повторению уже имеющихся знаний и логическому переходу к новому материалу, прочность усвоения в конце урока проверяю с помощью тестовых заданий.

Материал урока соответствует программным требованиям, логически выстроен, содержание соответствует принципам научности и доступности.

Акцентирую внимание и повышаю заинтересованность детей с помощью слайдов, на которых кроме текстовых записей имеются иллюстрации и схемы.

Для развития логического мышления использую решение проблемных вопросов, возникающих по ходу работы над новым материалом.

Смена видов деятельности , наглядность позволяет работать и аудиалам, и визуалам, не вызывает монотонности, а значит не утомляет.

На уроке спокойная деловая атмосфера, ритм работы оптимальный.