litceysel.ru
добавить свой файл
1
Приложение 1


Содержание практических занятий

Практическая работа № 1

Понятие творчества и развитие творческих способностей

1. Переведите на понятный язык отрывок из шуточно­
го стихотворения Льюиса Кэрролла:

Варкалось. Хливкие шорьки

Пыряли по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.


  1. Попытайтесь определить самостоятельно особенно­сти и результаты художественного и научного творчества. В чем сложность оценки результатов творчества?

  2. Выскажите свое понимание творчества и действий, составляющих творческий процесс.

Тесты на изучение креативности (способности к творчеству)

Показатели креативности, используемые в тестах:

а) продуктивность (легкость или «беглость» генериро­вания идей, сюжетов, ассоциаций в заданиях открытого
типа, в которых можно давать множество различных отве­тов) — измеряется общим числом сюжетов, идей разных
категорий;

б) гибкость — измеряется числом сюжетов, идей раз­ных категорий, взглядов на проблему;

в) оригинальность — определяется числом редко встре­чающихся ответов; например, критерием отнесения ответа
к оригинальному может быть ответ, встречающийся не
более чем у двух участников в группе из 10 человек.


Незавершенные фигуры (тест Торренса)

Инструкция. Дорисуйте следующие фигуры (рис. 1) до целой картинки, придумайте и напишите названия. Мож­но нарисовать несколько картинок по каждой фигуре.


Решение необычных ситуаций (тест Торренса)

Придумайте и предложите письменно решение не­обычных ситуаций.

  1. Что будет на Земле, если все люди станут легкими как пушинки?
  2. Через три дня вся наша планета будет залита водой, превратится в один океан. Что вы будете делать?


  3. На Землю высадилось несколько тысяч иноплане­тян, в том числе рядом с вашим домом. Что вы предпри­мете?

Сравните оригинальность и объем всех ответов.

Рассказ по картинке (тест Торренса)

Инструкция. Для проведения данного теста необходимо сформи­ровать группу из нескольких человек. Каждый берет себе по одной картин­ке и пробует рассказать о настоящем и будущем того предмета или чело­века, которые на ней изображены (рис. 2).

Сравните оригинальность и объ­ем рассказа, т.е. силу и продуктив­ность творческого воображения.


Методика «Четыре скрепки» (тест О.И. Моткова)

Инструкция. Вам даны 4 скрепки (рис. 3). Попытайтесь, пожалуйста, со­ставить из них различные фигуры, сюже­ты. На листе бумаги зарисуйте (условно) каждую фигуру и подпишите ее приду­манным вами названием. Общее время работы — 7 минут.

Определяются такие качества ума, как продуктивность, гибкость (важно учитывать, что, например, все составленные буквы относятся только к одному типу), ориги­нальность. Если вам удалось составить более 20 сюжетов 10 различных типов, если среди них обнаружено несколь­ко оригинальных фигур, то можно считать, что у вас хоро­шее образное воображение.

Методика «Девять точек» (тест Я.А. Пономарева)

Провести, не отрывая руки от листа, через все 9 точек 4 прямых отрезка (рис. 4). Не проводить дваж­ды по одной линии!

Все записывают решения на своих листах бумаги и пытаются ре­шить задачу, не советуясь друг с другом. Через 7 минут можно прочитать подсказку. Хороший показатель интеллектуальной активности — если вы отказались от подсказок и не берете задачу для решения на дом. Лучший показатель креативности — са­мостоятельное решение этой задачи.



Тест-опросник Г. Дэвиса


  1. Я думаю, что я аккуратен(тна).

  2. Мне интересно знать, что делается в других классах школы.

  3. Я любил(а) посещать новые места вместе с родите­лями, а не один (одна).

  4. Я люблю быть лучше всех в чем-либо.

  5. Если у меня есть сладости, то редко делюсь ими с кем-то еще.

  6. Я очень переживаю, если работа, которую делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.

  7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.

  8. В детстве я не был(а) заводилой среди сверстников.

  9. Я иногда поступаю по-детски.

  1. Когда я что-либо хочу сделать, то ничто не может меня остановить.

  2. Я предпочитаю работать с другими и не могу рабо­тать один (одна).

  3. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоя­щему хорошо.

  4. Если даже я уверен (а), что прав(а), стараюсь ме­нять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.

  5. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.

  6. Я часто скучаю.

  7. Я достигну известности, когда вырасту.

  8. Я люблю смотреть на красивые вещи.

  9. Я предпочитаю знакомые игры новым.

  10. Я люблю обдумывать, что произойдет, если я что-либо сделаю.

  1. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.

  2. Я предпочитаю смотреть телевизор, а не изучать его устройство.

Ключ к опроснику

Креативность — в случае ответов (+) по вопросам: 2,4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (—) по вопро­сам: 1,3,5, 11, 13, 14,15, 18,20,21.

Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креа­тивность.


Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Нужно помнить, что это еще нереализованные, «дремлющие» способности.

Смысл ответов


  1. — отношение к беспорядку;

  2. — интерес к окружающему;

  3. — готовность к риску, к неожиданному;

  4. — желание выделиться;

  5. — альтруизм или эгоизм;

  6. — недовольство собой (самооценка);

  7. — наличие любознательности;

  8. — общительность;

  9. — самостоятельность;

10 — инициатива, сила воли;

11 — индивидуализм или коллективизм (интроверт
или экстраверт);

  1. — самооценка;

  2. — независимость (или зависимость) от других;

  3. — боязнь ошибки;

  4. — наличие (или отсутствие увлечений);

  5. — жизненная установка;

  6. — чувство красоты;

  7. — стремление к новизне;

  8. — рефлексия, способность к анализу;

  9. — азартность или осмотрительность;

21— исследовательская активность.

Практическая работа № 2

Метод мозговой атаки

Решите предложенные или другие, поставленные учителем проблемы методом МА. Для этого с помощью тестов выделите группы генераторов идей и аналитиков (по 6—8 человек).

Тесты для отбора в группу генераторов идей

Тест на оригинальность

Вдалеке от всех космических трасс лежала маленькая угасающая звездная система. Но вот возникла потреб­ность в создании новой трассы, проходящей через эту сис­тему. Для создания космической базы на единственную планету этой системы был послан автоматический развед­чик. Видеокамеры показали мрачный безжизненный ландшафт. На каменистой поверхности беспорядочно раз­бросаны овальные камешки, сглаженные частыми урага­нами. Во время начавшегося урагана связь с разведчиком пропадает. На планету высылается пилотируемый транс­портный корабль с модулем станции. На корабле также имеется научно-исследовательская лаборатория для подробного изучения планеты. Посадка прошла благо­получно. Недалеко были обнаружены резиновые амор­тизаторы и керамические фрагменты двигателей и электроники — остатки автоматического разведчика. Экипаж начинает запланированную работу, когда орби­тальный метеозонд сообщает о надвигающемся урага­не. Во время урагана связь с Землей нарушается. На Земле в центре космических исследований начинают вол­новаться. В это время связь возобновляется на несколько секунд, и капитан корабля успевает лишь прокричать:


«Никогда не приземляйтесь на эту планету, не изучив ис­торию ее... Больше корабль на связь не выходил...»

Предложите окончание этого рассказа (или перечис­лите всевозможные последствия данной ситуации).

Тесты на семантическую (понятийную) гибкость

• Дано пять объектов: авторучка, огурец, шарик, кар­манные часы, лампочка, но только с помощью одного из
них можно разжечь огонь. Как?

• Даны два предмета: ручка и палочка. Необходимо
соединить их так, чтобы получился полезный третий пред­мет.

Пояснение: семантический — здесь: устанавливающий отношения между словом и понятием.

Тест на образную адаптивную гибкость

Из шести целых спичек сложите 4 равносторонних треугольника, при этом каждая сторона должна равняться длине спички.

Пояснение: адаптивный — здесь: приспосабливаю­щийся к разным условиям.

Тест на семантическую спонтанную гибкость


  • Предложить всевозможные способы применения обычных вещей: ластик, ручка, ложка, банка и пр.

  • Перечислить как можно больше объектов, принад­лежащих к классу канцелярских принадлежностей, к сто­ловой посуде.

Пояснение: спонтанный — здесь: внутренне подготов­ленный к ответу без раздумий.

Тесты для отбора в группу аналитиков

• Человек наклонился над водой и рассматривает свое
отражение.

Задайте по этой картине как можно больше вопросов.

Придумайте как можно больше причин этого события.

Перечислите все его возможные последствия.

• Предложите способы изменения (модернизации)
игрушек: куклы Барби, солдатиков.

• Задайте как можно больше вопросов о радио (или
другом предмете).

• Представьте, что к облакам привязаны веревки,
спускающиеся до земли. Что из этого может получиться?


Задачи для группы генераторов идей.

1. Служащие в новом здании фирмы стали все чаще жаловаться на плохую работу лифтов, особенно в часы пик: долгое утомительное ожидание, нарастающее раздражение. Перед руководством фирмы встала проблема – либо увеличить число лифтов, либо заменить лифты на скоростные, либо установить компьютерный центр, который следил бы за работой лифтов. Все это было слишком дорого, поэтому пригласили консультантов по творческому решению задач. Как разрешить эту проблему простыми средствами?

2. Предложите как можно больше различных способов крепления на классной доска схем, выполненных на плотной бумаге.

3. В стоге сена надо найти иголку. Предложите свой способ поиска.

4. Для спасения летчика, спустившегося на парашюте в море, разработан специальный надувной плотик. Плотик имеет герметичный отсек для запаса питьевой воды, застегивающийся на водонепроницаемую молнию. Плотик практически непотопляем при любом шторме. Однако при испытаниях у плотика выявился существенный недостаток: во время шторма он переворачивался. Как устранить этот недостаток? Увеличить вес можно не более чем на 3 - 5 кг.

Практическая работа № 3.

Метод контрольных вопросов.

1. В одном проектном институте был несгораемый шкаф с чрезвычайно важными секретными чертежами. Не надеясь на обычный замок, инженеры решили сконструи­ровать для шкафа замок новой конструкции, который дол­жен охранять содержимое даже в следующих случаях:

• если кто-нибудь применит самую усовершенство­ванную отмычку;


  • если ключ подменят, украдут или сделают слепок;

  • если забылся секрет замка, например шифр;

  • если кто-нибудь из сотрудников без ведома началь­ника захочет самовольно взять чертежи.

Предложите идею такого замка.
  1. Известны способы сигнализации о пожаре в произ­водственных помещениях в виде подачи звуковых сигна­лов. Но в крупных цехах с высоким уровнем шума и свето­выми бликами от электросварки звуковой сигнал может быть не услышан, а световой — не увиден. Предложите надежный способ сигнализации (обесточивать нельзя!).


  2. Железорудный концентрат, перевозимый на судах с несанкционированными трюмами, даже при незначитель­ной качке ведет себя как жидкость. Такая масса при кренах перетекает от одного борта к другому, создавая угрозу пе­реворачивания. Предложите варианты устранения этого недостатка.

  3. Попробуйте воспользоваться списком контрольных вопросов Т. Эйлоарта при создании приспособления: для подвески ручной сумки (например, в транспорте); для соз­дания приспособления для сверления отверстий под углом к поверхности

Практическая работа № 4

Метод обратной мозговой атаки

1. Одна из зарубежных фирм, выпускавшая ножи для
очистки картофеля, начала испытывать трудности со сбы­том продукции. Ножи делались из прочной стали, были
красивыми, с удобной пластмассовой ручкой и быстро за­воевывали популярность. Но через несколько лет спрос
резко упал: ножи не ломались, медленно стачивались, а
значит, домохозяйкам новые ножи не требовались. Фир­ма, не желая терпеть убытки, обратилась к специалистам
по творческому решению задач: как повысить спрос на
эти ножи, не снижая качества и без затрат на дополни­тельную рекламу? Предложите свой способ решения,
желательно — бесплатный.

  1. Существуют на производстве большие механиче­ские ножи, под которые подкладывают разные материалы, а затем нажатием рукоятки включают привод, опускаю­щий нож. Беда, если рабочий зазевается или поправит ру­кой материал во время опускания ножа! Конечно, рабочий знает, что этого делать нельзя, но, если он работает 10 лет и каждые 2 минуты включает нож, неужели он ни разу не ошибется? Чтобы избежать травмы, в конструкцию маши­ны вводят штанги, отталкивающие руку, или опускающие­ся решетки. Но согласитесь, что получить удар железной штангой или решеткой по руке тоже неприятно. Нет ли лучшего решения?
  2. Деловая игра. В учебных мастерских школ ребята изготавливают различные изделия. Выберите ка­кие-то конкретные изделия (лучше, если они изготавлива­ются для реализации) и с помощью метода обратной МА исследуйте их с целью совершенствования, улучшения экс­плуатационных качеств, дизайнерской проработки и т.д.


Практическая работа № 5

Синектика

1. Конкурс «Генераторы идей».

• Класс разделяется на группы по 4—5 человек. Каж­дая группа в течение 5 минут должна придумать и записать
наибольшее число символических аналогий (метафор)
для одного из предметов (доска, часы, книга, карта, окно).

• Каждая группа в течение 5—7 минут должна найти
и записать наибольшее число примеров использования в
технике аналогии.

2. Задача «Балласт».

В условиях Сибири железнодорожная насыпь уклады­вается на грунт с вечной мерзлотой, который оттаивает ле­том сверху на 40—50 см. Во время осенних дождей насыпь полностью пропитывается влагой. В европейской части страны, где нет вечной мерзлоты, большая часть влаги из насыпи уходит в грунт, в насыпи остается лишь незначи­тельная часть влаги. В Сибири же влаге уходить некуда, и она остается в насыпи. Зимой, с наступлением морозов, влага замерзает, расширяется в объеме и вспучивает желез­нодорожное полотно. Нарушается нормальное функцио­нирование железной дороги. Как быть?

Ответ найдите с помощью приема «личная аналогия» (представьте себя грунтом насыпи).

  1. Дано несколько предметов: карандаш, утюг, стул,
    электрическая плитка, кафель. Составьте список функций,
    которые эти предметы выполняют. Против каждой функ­ции в составленном списке впишите предметы (аналоги),
    выполняющие такие же функции. Например (см. таблицу):




Предмет

Функция

Аналог

Волчок

Вращение

Гироскоп

Бамбук


Обеспечивать упругость и прочность за счет пористого строения

Композитные материалы

Парус

Перемещать предметы за счет внешнего воздействия среды

Турбинная лопатка


4. Рассмотрите объекты (лист белой бумаги, розетка, стакан, аудиокассета) с точки зрения представителей раз­ных профессий. Например, стакан глазами водолаза.


Практическая работа № 6

Морфологический анализ


С помощью морфологического анализа составьте таб­лицу значимых параметров для:

  • выбора подходящей профессии из 3—4 наиболее привлекательных;

  • изготовления какого-либо изделия (табурет, гал­стук).



Практическая работа № 7

Морфологические матрицы

1. Конструкторы часов создали множество вариантов
механизмов. Что касается текущего вида, то здесь успехи
скромнее — круглый, овальный, прямоугольный корпус,
прямые или фигурные стрелки, цифровая индикация.

Составьте морфологическую матрицу «Часы будущего», взяв в качестве осей такие параметры (элементы оформле­ния часов): корпус, циферблат, цифры, стрелки — и такие варианты характеристики (описания): отсутствует, ста­тический, динамический.

Отберите варианты оформления, подходящие для ис­пользования в жилых и производственных помещениях, в общественных местах и т.д.

  1. Предложите более совершенную конструкцию утю­га. Три основные функции, которые должен выполнять
    объект: нагрев материала, распрямление материала, дав­ление на материал. Проведите морфологический анализ
    данного объекта (рассмотрите возможные варианты; со­ставьте морфологическую матрицу; выберите по ней ис­комое решение; докажите эффективность выбора).


Практическая работа № 8

Ассоциации и творческое мышление

Даны три слова: кирпич, стакан, шляпа. Напишите не­сколько (не менее трех) предложений, связанных между собой по смыслу, желательно в виде рассказа. В каждом предложении необходимо использовать все три слова.


Практическая работа № 9

Метод фокальных объектов (МФО)


  1. Разработайте новую конструкцию входной двери (окна, портфеля и т.д.) с помощью метода фокальных объ­ектов.

  2. В Англии продаются товары для любителей розы­грышей: чайные ложки, которыми можно помешивать лишь холодный чай, так как в горячем они плавятся; зон­тики с верхом, тающим под струями первого дождя, так что остается один каркас; авторучки с чернилами, которы­ми можно «неосторожно» обрызгать костюм или платье, но через несколько минут пятна полностью исчезают.

Предложите свою техническую шутку. Помните, что она должна быть не злой, не пугающей, а, наоборот, вызы­вающей улыбку и создающей хорошее настроение.


Практическая работа № 10

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

Игра «Ассоциативная цепочка шагов».

Предлагается объект: кошка. Назовите характеристику (признак) этого объекта. К названному признаку подбери­те соответствующий ей новый объект. Составьте ассоциа­тивную цепочку шагов по такому принципу: объект — ха­рактеристика — объект — характеристика...


Практическая работа № 11

Функционально-стоимостный анализ (ФСА)

  1. Перед сооружением речной плотины грунт под ней укрепляют крупными камнями или бетонными плитами, предварительно вынув многие сотни или тысячи кубомет­ров песка. Иначе вода подмоет грунт, подроет плотину, и она разрушится. Но как быть в районах вечной мерзлоты, например в Якутии, где на строительные работы такого ро­да отпущено природой довольно мало времени? Весной земляные работы можно начинать, лишь, когда пройдет па­водок и смоет рыхлый грунт. Не успеют вырыть котлован, а уже мороз сковывает воду. Так что камней и воды в Яку­тии много, а вот применить традиционный метод строи­тельства плотин погода не позволяет. Как разрешить это противоречие?


  2. Деловая игра поискового характера. Предлагается несколько предметов, изделий. Создайте экспертную группу для оценки их качества. Подготовьте предложения по улучшению качества выпускаемой продукции, совер­шенствованию технологических процессов, организации труда и производства.

  3. Деловая игра направленного характера: как обеспечить безотходность производст­ва при изготовлении определен­ного изделия? (Примеры реше­ний могут быть взяты на любой объект реальной жизни или эле­мент какой-либо конструкции.)

4. Как продлить срок жизни обычной электролампочки?

Известно, что, испаряясь по мере эксплуатации, вольфрамо­вая спираль утончается и пере­горает. Попытайтесь найти ре­шение с помощью ФСА.


Практическая работа № 12

Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)

Ловля рыбы в местах ее большого скопления – истинное удовольствие. Такими местами являются лагуны, выходящие к морю, где есть прекрасные условия для разве­дения рыбы. Но, подрастая, рыба уходит из лагуны в море. С незапамятных времен рыбаки используют разные способы, чтобы удержать рыбу: ставят сети, используют приманки, засаживают выход живым растительным забором. Но если выход из лагуны в море составляет десятки километров, се­ти или живой забор уже не поставишь, чтобы не затруднить судоходство. Как быть?

2. Г. Федосеев в своей книге «Злой дух Ямбуя» рас­сказывает о старом охотнике, с которым случилась беда — он оглох. В тайге это верная смерть. Чтобы собака обнару­жила зверя, ее надо отпустить, но ее лай охотник не услышит. Ее надо видеть, а для этого дер­жать при себе. Противоречие!

Карарбах (так звали охотника) голодал, думал и, наконец, придумал, что делать. Что?

  1. Гирлянды высоковольтных изоляторов на воздуш­ных линиях передач надо периодически очищать от загряз­нения, так как возможен пробой. Как это можно делать?


  2. Завод получил заказ на изготовление больших стек­лянных фильтров в виде цилиндров высотой 2 м. Вдоль фильтра должны были идти сквозные ровные капилляр­ные отверстия — несколько десятков на квадратный сан­тиметр. Как сделать такую работу?

Недалеко от нового жилого массива оказался молодой лесок из красавиц елочек. Перед Новым годом неми­нуемо нашествие браконьеров. Что сделать, чтобы сохра­нить красоту?