litceysel.ru
добавить свой файл
1
Управление образования администрации Коченёвского района.






Подготовила:

Скидан Г.П. – учитель географии.


Поваренская средняя общеобразовательная школа

2005 учебный год

Цель: формирование понятий «река», «исток», «устье», «бассейн реки», «приток», « водораздел», уметь определять правый и левый приток, находить исток и устье, определять водораздел и бассейн реки, сравнивать горную и равнинную реки, воспитывать любовь к рекам, видеть красоту, развивать умение определять географическое положение рек.

Оборудование: физическая карта полушарий, атлас 6 класса, картины «горная» и «равнинная река», «Ниагара», «Анхель», схема реки», картина И.И. Левитана «Большая вода», фонограмма «Ручеек в лесу», таблицы, схемы к уроку.

I Организационный момент.

II Изучение нового материала.

Эпиграф. Из недр глубинных брызни

И пой со мной

Всегда

Хранительница жизни-

Бегущая вода!

(М. Дудин)

Звучит фонограмма « Ручеек в лесу»

Учитель: Прислушайтесь! Слышите?

Река из чащи вырастая,

Немая, светлая, густая,

Как бы литая из стекла

Едва текла…. (Павлинов В.)

Чистый звон, хрустальный голосок

Музыкой несется по оврагу……( Фрейерберд)

Средь гор кавказских есть слыхал я, грот,

Откуда Терек молодой течет….( Лермонтов М.Ю.)

? О чем рассказывают поэты в этих стихотворениях? ( О реках)

Много прекрасных и великих художников изображали на своих картинах реки.

Обратите внимание на картину И.И. Левитана «Большая вода»

Назовите и покажите крупные реки. (работа с картой)

Любили реки поэты. Много прекрасных строк им посвятили они.

Расскажите, какие вы знаете, стихи о реках (опережающее творческое задание)


Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река?

(Дети пробуют самостоятельно дать определение реки).

РЕКА - постоянный водный поток, текущий в выработанном им русле.

Дана схема реки. Ученики совместно с учителем подписывают части реки: приток, исток, устье.

ПРИТОК- водоток, впадающий в другой, по отношению к этому другому.

РУСЛО – самая низкая часть речной долины, по которой происходит сток воды.

ИСТОК – начало реки, место, с которого появляется постоянное течение воды в русле.

УСТЬЕ – место впадения потока (реки, ручья) в другую реку, море озеро, океан.

УСТЬЕ




Дельта Эстуарии

Лена Енисей

Волга Обь

Миссисипи СВ. Лаврентия

Работа на к/к и в атласе.

? Покажите на карте истоки рек Волги, Ангары и Оби.

Подпишите в к/к

Вернемся к схеме реки.

? Мы с вами почти ответили на вопрос: что такое речная система?

Где могут брать начало притоки?

Как мы определим, какой приток левый, какой правый?

РЕЧНАЯ СИСТЕМА – главная река со всеми её притоками.


Работа по атласу и карте полушарий.

Найдите нашу родную реку Обь. Опишите речную систему по плану.


  1. Главная река. (Обь)
  2. Исток главной реки и устье. (Исток г. Алтай, в месте соединения рек Бия и Катунь. Устье Карское море.


  3. Притоки. ( Левый приток Иртыш)

  4. Притоки I,II, III порядка. (Приток I порядка – Иртыш, II – Ишим.

? Как определить длину рек? (При помощи нитки и линейки и полученное расстояние умножить на именованный масштаб)

Бассейн реки и водораздел.

?-Бассейн какой реки показан на рисунке в учебнике на стр. 89?

-Возьмите в руки простой карандаш и обведите реку Амазонку с её притоками на карте атласа. (взаимоконтроль.).

Показ на схеме водораздела.

БАССЕЙН РЕКИ – участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку.

ВОДОРАЗДЕЛ – граница, разделяющая соседние речные бассейны.


Опрос по картинам:



?На картины посмотрите

И скорее вы решите.

Где здесь горная река,

Где равнинная

Объясните почему.

Может быть, и я пойму.

Меж горных стен несется Терек,

Волнами точит дикий берег,

Клокочет вкруг огромных скал,

То здесь, то там дорогу роет. ( Пушкин А.С.)

? - Горная или равнинная река Терек?

-Какие образные фразы использует А.С. Пушкин для описания характера Терека?

-В каких горах берет начало Терек и куда впадает?

-Какую работу проводит горный поток?

Работа в учебнике.

Терек описан и другим великим поэтом М.Ю. Лермонтовым.

Прочитайте стихотворение на стр. 92.

? - Что мы узнали о Тереке у М.Ю. Лермонтова?

Описание другой реки мы встречаем у Н.В. Гоголя:

« Чуден Днепр при тихой погоде. Спокойно и плавно катит он чистые воды свои».

? - Какую реку описал писатель?

-Чем отличается Днепр от Терека?


Рассмотрим и сравним по таблице горную и равнинную реки.






Равнинная



Горная



Исток

Долина

Склоны долины

Русло

Течение



На небольшой высоте

Широкая

Пологие

Глина, песок, галька.

Медленное



Высоко в горах

Узкая (ущелье)

Крутые

Валуны, твердые породы.

Быстрое



Индивидуальная работа по карточкам. Подпишите профиль речной долины.





? Найдите географические объекты по заданным координатам:

50 с.ш. 620 з.д. ( вдп. Анхель)

430с.ш. 800 з.д. (Ниагарский водопад)

Море блеска, гул, удары,

И земля потрясена,-

То стеклянная стена

О скалы раздроблена,

То бегут чрез крутояры

Многоводной Ниагары

Тишина и глубина-

Так падая с уступа река образует водопад.

Сообщение о водопадах.

Работа в учебнике на стр 93. Схема водопада.





? Пороги?


Падая с высокого уступа, река образует ВОДОПАД.

Выходы твердых пород, пересекающих русло образуют ПОРОГИ.


Гераклит сказал: « Дважды не войти в один поток»

И это правда, вода в реке постоянно течет

За год вода меняется 30 раз.

А питает реку подземный запас.

А еще питает дождь, воды снега и льда.

И характер питания зависит от климата.

РАБОТА В ГРУППАХ.

? Чем будут питаться ваши реки, а чем нет.

Определите питание рек. Розданы карточки: родник, ледник, дождь, снег.

1 гр. Амазонка. (дождевыми, подземными и ледниковыми водами)

2 гр. Волга. (снеговыми, дождевыми, подземными)

3 гр. Колыма. (снеговыми, дождевыми, ледниковыми)

4 гр. Сырдарья. (ледниковыми и подземными)

5 гр. Обь (снеговыми, дождевыми, подземными, ледниковыми )

СМЕШАННОЕ ПИТАНИЕ – БОЛЬШЕНСТВО РЕК.

От питания реки зависит водный режим.

Слово это вам знакомо?

Что по вашему такое?

РЕЖИМ РЕК – это поведение их во времени.

Наступает в природе зима, а на реках …..(ледостав)

Покрывается река льдом, но и под ним вода течет своим путем.

Реки замерзают в разное время.

Весной в реки стекает вода

От растаявшего снега и льда.

Они переполняются и заливают водой,

Часть речной долины, называемой поймой.


ПОЙМА – часть дна речной долины, затопляемая во время разлива рек.

РЕЧНАЯ ДОЛИНА – относительно узкое, вытянутое в длину, извилистое углубление, образованное работой стекающей по руслу воды.

Речная долина имеет русло, терассы, пойму.

ТЕРАССЫ – естественная горизонтальная или слабонаклоненная площадка. Это остатки старого днища реки.



А воды в реке подьем

Всяк половодьем назовет

Летом становиться тепло,

И очень сильно реки мелеют.

И межень наступает в это время.

Но тает снег далеко в горах,

И летом разливается река.

Осенью часто идут дожди

Подъем воды в реке, т.е. паводок жди.

ПОЛОВОДЬЕ –ежегодно повторяющийся подъем воды в реке.

ПАВОДОК – внезапный подъем воды в реке во время дождей.

МЕЖЕНЬ- самый низкий уровень воды в реке.


Охрана рек. (На карточках с одной стороны вопросы с другой слоги).

БЕ-РЕ-ГИ-ТЕ РЕ-КИ -------- ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ О РЕКАХ, И ВЫ СОСТАВИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.


  1. Место это очень круто там река лежит в уступах….водопад

  2. У тебя, краса – река, женское обличье, даже имя у тебя женское, девичье…. Лена

  3. Бьешься ты сквозь топи, сквозь тайгу.

Летом – вся блестя, зимой –белея,

Верная подруга Иртышу,

Ты течешь на север смело. Обь

  1. Не приметен ничем, не широк

По просторам Валдайского края

Еле слышно журчит ручеек,

К морю Каспию убегая. Волга.

5. Место это очень мало, где река берет начало. исток

6. Место – финал, где река впадает в море или океан. устье


У воды нет ни вкуса, ни цвета,

И запаха тоже нет.

Но без нее на свете

Не может жить человек!

Куда используют воду рек?

Вы должны мне дать ответ.

? Почему мы должны заботиться о реках?

( рассказ о состоянии нашей реки Чик из отчета летнего похода)

III Итог урока

? Что мы сегодня узнали? Что нам пригодиться в жизни?

Практическая работа № 14.
  1. Пользуясь физической картой полушарий или физической картой России, опишите одну из рек по плану:


  1. Назвать и показать реку. ( от истока к устью0

  2. На каком материке и в какой его части расположена река.

  3. между какими меридианами и параллелями.

  4. Как расположена относительно форм рельефа:

  • Где начинается;

  • В каком направлении течет;

  • Куда впадает;

  • Примерная длина;

  • К бассейну какой реки (или озера ,или моря. или океана) относится.

  1. Как используется человеком?



Домашняя работа. §30 стр 87-95. Вопросы к тексту.

  1. Закрасьте на к/к в синий цвет бассейн р. Оби, в желтый цвет – р. Волги, в зеленый цвет- р. Енисей.

  2. Определение географическое положение I вариант – Обь, ii вариант – Волга.( по плану)

  3. Понятия знать.

  4. Реки уметь показать на карте.



Дополнительный материал:

Ребусы, анаграммы, омонимы:

- Название какой реки состоит из предлога и цифры? (Припять)

- Какая сибирская река состоит из личного местоимения и предлога? (Яна)

- Название какой реки у тебя во рту. (Десна)

- Какую реку можно срезать ножом? Или: какая река растет на дереве? (Десна)

- Какой приток Дона носит название дерева? (Сосна)

- Какая река Западной Сибири носит название посуды? (Таз)

- Я – сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «е» на «у» смени –

Стану спутником Земли. (Лена-Луна)

- Ты меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина герой.

Но если «л» на «н» сменяешь,

Сибирской стану я рекой. (Елисей – Енисей)

- В Селенгу с буквой «д» впадаю,

А с «п» вливаюсь я в Оку.


И в Волгу с «с» я попадаю,

Но с «ф» я в Белую теку. (Уда-Упа-Уса-Уфа)

- Самый высокий водопад Анхель на реке Чурун в горах Венесуэлы в южной Америке. Высота его 1054 м.

- Самый длинный водопад – Герсоппа – находится в индии, он падает по четырем уступам ( общая длина 252 м).

- Водопад, через который проходит самое большое количество воды – Гуайра, на границе Бразилии и Парагвая, он несет более 13309 м3 воды в секунду.

- в нашей стране самый высокий водопад находится на о. Итуруп (Курильские острова). Он назван в честь легендарного русского богатыря Ильи Муромца. Его высота- 141 м.


Крупнейшие реки мира




N/п


название



Длина, км.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

….

18


Нил с Кагерой (Африка)

Миссисипи с Миссури (Сев. Америка)

Амазонка с Мариньоном (Юж. Америка)

Янцзы (Азия)

Обь с Иртышом (Азия)

Хуанхе (Азия)

Миссури (Сев. Америка)

Меконг (Азия)

Амур с Аргунью (Азия)

Лена (Азия)

…………..

Волга (Европа)


6671

6471

6400

5800

5410

4845

4740

4500

4440

4400

….

3531



Крупнейшие реки

( по площади водосборного бассейна)



N/п


Название


Площадь водосборного

Бассейна ( тыс.км.)



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

…..

15



Амазонка

Конго

Миссисипи

Обь

Нил

Парана

Енисей

Лена

Нигер

Амур

…….

Волга.



7180

3691

3268

2990

2870

2663

2580

2490

2092

1855



1360




Литература:

Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии. –М.:Дрофа,2002.

Ж-л «География в школе» №2 2004г., №5 2000 г., №7 !998 г.

Н.А. Никитина – Поурочные разработки. М.: «Вако», 2004.