litceysel.ru
добавить свой файл
1
Тема урока: «По законам


Диалектики….»


Разработали урок:

Ефимова Гульнара Юрьевна,

Веденская Елена Анатольевна.

Школа №50


Мирзо-Улугбекский район

Ташкент 2011


Тема урока: «По законам Диалектики….»

Бинарный урок: «История + Химия».

«Тот, кто стремится к познанию истины,

не должен избирать какую-либо одну науку,

ибо все они находятся во взаимной связи

и зависят одна от другой»

(Рене Декарт, французский философ,

математик, физик, физиолог)

Цели урока:

Образовательная:

Изучить основные законы диалектики, показать их всеобщий характер, доказать их выполнение на конкретных примерах из истории развития общества и государства, доказать их выполнение на конкретных примерах из органической и неорганической химии, показать мировоззренческую значимость химических знаний.

Развивающая:

Способствовать развитию логического мышления, умения анализировать, прогнозировать желаемые результаты, способствовать повышению познавательной мотивации к изучению наук гуманитарного и естественнонаучного цикла, а в дальнейшем философии.

Воспитательная:

Формирования мировоззрения и целостного восприятия мира, укрепление и углубление интереса к мировоззренческим проблемам в процессе постоянно развиваемой активности и самостоятельной деятельности учащихся, продолжить формирование нравственных черт, гармонично развитой личности.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, плакаты со спиралями, раздаточный материал для работы в группах, Периодическая таблица Менделеева, модель ДНК. Магнитная доска, коллекция ракушек, химические реактивы для опытов.


Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Слайд 1.

Учитель истории: Всё в мире происходит по естественным всеобщим законам и для развития общества и природы…. У каждого события есть свои причины. Любое событие имеет последствия.

На уроках истории мы с вами говорили об этих законах, но не давали им четкой формулировки.

Сегодня на уроке мы сделаем это. Мы познакомимся с наукой Диалектикой, которая рассматривает мир как единое целое, узнаем, как законы Диалектики объясняют связь всего со всем.

Слайд 2 . «Тот, кто стремится к познанию истины, не должен избирать одну науку, ибо все они находятся во взаимной связи и зависят одна от другой….»

Поэтому сегодня на уроке у нас работают творческие группы историков и творческие группы химиков. Историки попытаются рассмотреть законы Диалектики через призму событий происходящих в Индии середины ХIХ – начала ХХ века /в колониальный период/

Учитель химии: А химики докажут на конкретных примерах из неорганической и органической химии, что законы Диалектики естественные и всеобщие. В своих выступлениях химики опираются на Периодический Закон и Периодическую систему, который имеет всеобщий характер.

Ученик: Есть в жизни всех людей порядок некий,

Что прошлых дней природу раскрывает.

Поняв его, предсказывать, возможно

С известной точностью грядущий ход

Событий, что ещё не родились ,

Но в недрах настоящего таятся. ( В. Шекспир)

Учитель химии:

-Как же идёт процесс развития?

Слайд 3.

Учитель истории: - По спирали.

Учитель химии: - Гёте считал её «сущностью жизни».

Учитель истории: - Спираль одна из форм проявления движения, роста и развития жизни.

Учитель химии: - По закону спирали развивается Галактика и живой организм.


В живой природе явствует спираль

Как символ жизни, проявленье нормы

У всех улиток общая деталь

С Галактикой – спиральность формы. /Брюсов/

Учитель химии: - Где в живой природе встречается спираль?

Ученик: -Это ракушки, это ДНК.

Учитель химии: Что такое ДНК?

Ученик: ДНК - нуклеиновые кислоты важнейшие составные части всех живых клеток, ДНК регулируют передачу наследственных признаков в ряду поколений.

Ученик: - ДНК принадлежит ведущая роль в процессе биосинтеза белков, является высшей формой развития органических веществ.

Учитель химии: - Давайте построим спираль неорганических веществ, в ней можно выделить три основных контрцентра, три витка спирали.

(Учащимся предложены карточки с формулами химических элементов и различных неорганических веществ (оксиды, основания, кислоты, соли), которые они должны расположить по спирали.)

Учитель истории: А историки пойдут дальше химиков, они составят 2 спирали - « Колонизация Индии » и спираль «Борьба за независимость». Перед вами находятся даты , связанные с историей Индии. Вам необходимо выбрать самые важные из них и расположить по спирали в соответствии с логикой исторического процесса и учитывая, что развитие идет снизу вверх, от простого к сложному.

( У учащихся на столах основные даты этих событий и химические элементы, которые они должны использовать при выполнении задания).

Учитель истории: - Мы для удобства рассматриваем эти спирали отдельно. Безусловно, все события взаимосвязаны. У каждого события есть свои причины и последствия… Эти спирали имеют множество внутренних связей, как эта модель ДНК.

Презентация работы химиков со спиралью «Химические вещества».

Ученик: Согласно трём формам существования химических элементов мы имеем свободные атомы, простые вещества молекулярного и немолекулярного строения, сложные вещества: оксиды, основания, кислоты, соли.


Учитель химии: Каждый из витков можно рассмотреть в «статике» без химического процесса и в «динамике» - в химическом процессе в реакциях.

Работа со спиралями - «Колонизация Индии» и «Борьба за независимость».

Вывод:

Учитель истории: Таким образом, мы видим, что и в природе и в обществе наблюдается повторяемость событий, процессов и явлений, но уже на другом, качественно новым витке.

А теперь познакомимся с законами диалектики:

Слайд 4

1 Закон диалектики.

Единство и борьба противоположностиэтот закон называют ядром диалектики. Он движущая сила развития.

Учитель истории: В основе существования Вселенной лежит принцип конфликта, именно он заставляет измениться мир вокруг, заставляет его существовать.

Слайд 5 Кластер « Индия; единство и борьба противоположностей».

-Национально-освободительная борьба в Индии это ответ на колонизацию страны англичанами. И чем сильнее степень колониального гнёта, тем масштабнее сопротивление народа. Национально-освободительная борьба заставляет Англию идти на компромисс - и появляется ИНК, возникнув, как партия реформ, ИНК очень скоро возглавил национально- освободительную борьбу индийского народа и привел Индию к независимости, которая была объявлена в 1947 г. На слайде вы видите первый состав ИНК. 1885 г.

Учитель химии: А в химии закон единства и борьбы противоположностей ярко проявляется в строении атомов.

Ученик : атом представляет с собой единство двух противоположностей: положительно заряженного ядра и движущихся вокруг него отрицательно заряженных электронов.

Ученик: В молекулах веществ с ионной связью единство и борьба противоположностей положительно заряженного аниона и отрицательно заряженного катиона , а связь возникает за счет электростатического притяжения ионов.


Слайд 6

2 Закон диалектики. Переход количественных изменений в качественные.

Качественная характеристика каждого элемента зависит от количественного характера –относительной атомной массы.

Учитель: Приведите примеры «Перехода количественных изменений в качественные» по Периодической таблице Менделеева.

Ученик: Постепенное нарастание A.r относительно атомной массы в ряду химических элементов приводит к качественному изменению свойств, обуславливая переход от одного элемента к другому.

В периодах происходит как скачкообразное, так и постепенное изменение свойств химических элементов. При увеличении заряда ядра на единицу происходит скачкообразное изменение свойств, и появляются другие элементы с совершенно с другими свойствами. В то же время в периодах слева направо происходит постепенное изменение свойств от типичных металлов к типичным неметаллам. Т.к. происходит постепенное накопление электронов на внешнем энергетическом уровне.


Слайд 7 /демонстрация видио-роликов взрыва при химической реакции в условиях лаборатории и взрывов атомной и водородной бомб/.


Учитель: Другой более наглядный пример количественных изменений в качественные -это химические реакции.

Ученик. При проведении химических реакций учитывается ряд факторов: количество взятых реагентов, количество энергии необходимой для активации веществ и энергии, которая выделяется при взаимодействии. Чем больше количественных изменений, тем нагляднее качественные изменения.

Учитель: К чему приводят такие изменения вы уже знаете…

Слайд 8 «Восстания и революции»

Учитель истории: Противоречия , если их не решать, перерастают в конфликт, который является качественным изменением. Таким образом реформы, восстания революции- это качественные изменения.

Учитель: Приведите примеры к закону « переход количественных изменений в качественные».


Ученик: Восстание сипаев, реформы «Мейдзи» восстание Спартака, Великая Французская революция и т.д.

В настоящее время мы с вами стали свидетелями событий, которые охватили часть Африки и страны Ближнего Востока… Давайте посмотрим, что происходило в Египте…

Слайд 9 / демонстрация видео-роликов о событиях в Египте и странанах Ближнего Востока/

Возмущение отдельных людей, существующими порядками вылилось в массовые выступления народа , которые привели к смене правительства в стране. Эта революция вошла в историю как флеш- революция т. е. революция в Интернете . На лицо переход количественных изменений в качественные. Жертвами беспорядков , только в Египте стало 300 чел. И тысячи раненных. А если посчитать в других странах, то это число увеличится до сотен тысяч.

Учитель: Качественные изменения происходят не только в результате борьбы, но и вследствие эволюции…т.е. реформ. Какая из форм на ваш взгляд лучше? Революционная или эволюционная?

Ученик: Лучшие умы человечества считают эволюционный путь естественной формой прогресса. : Я согласна с утверждением, что революция – это варварская форма прогресса.

Учитель: Недавние события в Египте и ряде стран Ближнего Востока яркое тому подтверждение.

Слайд 10

Учитель истории: 3 Закон диалектики - Закон отрицание отрицания.

Учитель : Как сказал В.Г.Белинский …

Ученица: «Без отрицания жизнь общества превратилась бы в стоячее болото»

Учитель истории: Отрицание – это такая связь старого и нового, когда новое возникает на базе старого, сохраняя его положительные черты. Поскольку процесс развития не прекращается, то и новое со временем отрицается. Происходит отрицание отрицания. От низшего к высшему.

Учитель истории: Приведите примеры этого закона в истории.


Ученик: История общества - это цепь отрицания старых порядков .

Ученик: Изменение форм государства в период развития феодального общества- от раннефеодального государства до государства централизованного с неограниченной монархией.


Учитель химии: Приведите примеры закона отрицание отрицания по Периодической таблице Менделеева…

Ученик: Закон отрицание отрицания в электронной структуре атома щелочного металла (н-р, калия) полностью повторяется электронная структура атома инертного газа (н-р, Ar) и высокая химическая активность щелочного металла полностью отрицает инертность аргона.

Следующий пример проведения химической реакции взаимодействия кислоты и основания (реакция нейтрализации).

Учитель химии демонстрирует опыт, комментируя его.

- А в природе…


Слайд 11


Ученик:

Зерно взрывается в земле,

Как бы себя уничтожая,

И повторяется в ростке,

Как бы себя приумножая.

Но повторяется ль оно,

Не исчезая в вечной смене,

Иль изменяется зерно

В круговороте возрождений?..

Я знаю: мир, в конце концов

Поблек бы, если б зёрна эти

Не изменялись и отцов

Всего лишь повторяли дети…

Учитель химии: Взаимоотношения человека и природы представляют собой ряд отрицаний - на начальном этапе развития человек приклонялся перед природой, т. к. зависел от нее. Переход на более высокую ступень развития сопровождался развитием хозяйственной деятельности - человек почувствовал себя хозяином природы - осушение болот ,вырубка лесов, загрязнение окружающей среды отходами промышленных предприятий- долгое время человек отрицал естественные законы природы. Но природа постоянно напоминает человеку, что он только частица мироздания. Тайфуны, наводнения, землетрясения, извержения вулканов. Человек по - прежнему не властен над природой. В настоящее время человечество начинает понимать, что накапливаются факторы, которые сделают невозможным выживание человечества в рамках привычного мышления и отношения к окружающему миру, Необходимо переходить на следующую ступень развития. Новые формы мышления отрицают старые. И человек задумывается о том, что природу надо охранять и приумножать.


(Демонстрация слайдов 12, 13).


Учитель истории: Итак, давайте вспомним какие законы диалектики мы сегодня рассмотрели?

Слайд 14 «Три закона диалектики»

1 закон? 2 Закон? 3 закон? Учитель комментирует ответы учащихся….

Работа в группах. (7 минут) /учащиеся заранее разделены на группы: 3 группы- историков; 3 группы- химиков/.

Ваша задача -

проиллюстрировать один закон диалектики. Соответственно группам историков и химиков 1 группа-1 закон, 2-е группы-2 закон, 3-е группы-3 закон диалектики.

Каждая группа должна привести по 1-2 примера и каждый закон диалектики.

Презентация работы в группах.

Учитель истории : Мы убедились, в том, что законы диалектики всеобщие - как для естествознания, так и для развития общества.

Учитель химии: Следующий вид нашей работы - индивидуальный контроль. Мы проверим, как каждый из вас усвоил нашу тему урока. Перед вами листки взаимоконтроля, в них вы вносите свои ответы.

Слайд 15

Закрепление.

Определить по фразам тот или иной Закон Диалектики. /Для экономии времени уч-ся обозначают ответы таким образом:

Закон единства и борьбы противоположности-1.

Закон перехода количественных изменений в качественные-2.

Закон отрицания отрицания-3.

1. Взаимодействие кислоты и основания называется реакцией нейтрализации.-1.

2. Сладкий вкус характерен для многоатомных спиртов. С увеличением числа гидроксогрупп в молекуле сладость их возрастает.-2.

3. Натрий и калий сходны между собой, но атомы калия имеют более сложное строение.-3.

4. Алюминий образует оксид и гидрооксид амфотерного характера.-1

5. Атом хрома со степенью окисления +2, +3, +6 образует соответственно оксиды основного, амфотерного, кислотного характера.


6. Восстание Сипаев в Индии.-2.

7.Борьба индийского народа за независимость.-1

8.Смена социально – экономических формаций-3

9.Отмена крепостного права в России.-2.

10. Конфликт на съезде ИНК в 1908 г.-1.

Проверим ответы ваши с ответами на слайде. По часовой стрелке передайте листки взаимоконтроля.

Слайд 16 (с ответами).

Каждый из вас получит оценку по результатам взаимоконтроля.

Вывод (слово учителя): На уроке мы познакомились с основными законами диалектики.

Ребята, для чего мы говорили о них сегодня?

Ученик: - С самого своего возникновения диалектика не только была теоретическим философским учением, но и имела определённое практическое значение. Она возникла и развивалась, прежде всего, в условиях демократических греческих городов-полисов. Чтобы приобрести себе сторонников во время выборов, политические деятели должны были уметь доказывать свою правоту, убеждать избирателей, опровергать оппонентов, а для этого требовалось умение чётко формулировать мысли, понимать аргументы противника и находить убедительные контраргументы.

-Изучение законов диалектики пригодится вам в жизни, какой бы путь вы не выбрали. Сегодня на уроке мы познакомились с основными законами диалектики, более глубоко вы будете изучать диалектику в ВУЗах.

Хочу выделить некоторых ребят за умение высказывать свои мысли и находить убедительные аргументы: учителя называют учащихся , которые давали глубокие ответы.

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы - как истории планет,

У каждого все особое, свое,

И нет, планет похожих на неё.


«Если ты способен быть ученым, то будь им. Если нет, то будь постигающим знание, люби знания…»

Звучит музыка….

Слайд 17 «Великие люди»

Все великие люди - это люди долга, люди напряженного труда, счастливые в своем стремлении служить науке. Ньютон и Менделеев, Моцарт и Бах, Рафаэль и Бехзод , Амир Темур и Петр l . Приложив максимум усилий, проявив, свои способности и талант они вошли в историю.

«Радуйтесь смертные, что на земле существовало такое украшение рода человеческого»-

Учитель: Я надеюсь, что вы тоже сможете внести свой вклад в развитие нашей цивилизации и пополнить ряды этих выдающихся людей.