litceysel.ru
добавить свой файл
1
Система организации работы с образовательным комплексом фирмы


«1С Школа» на уроках истории.


Бычкова Л. А. –учитель истории и обществознания

МОУ « Краснослободская СОШ №2»


Будущее в руках школьного учителя.

В.Гюго.


XXI век - это жизнь в информационном обществе, где происходят изменения приоритетов в образовании в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.

Современный урок- это такой урок, когда учащийся может сказать: « Я сам под руководством учителя добываю и усваиваю новые знания, сам исследую факты и делаю выводы».

Сформировать стойкий познавательный интерес к предмету, сделать процесс обучения доступным, интересным, захватывающим – одна из задач сегодняшнего учителя. Как это сделать при огромных объемах информации для усвоения на уроках истории? В качества варианта решения проблем – это использование электронных образовательных ресурсов серии «1С:Школа».

Сегодняшний школьник должен усвоить огромный объем знаний, накопленный человечеством за многовековую историю. Как организовать обучение детей так, чтобы учеба не представлялась ребенку рутинным тяжелейшим трудом? Этот вопрос заставляет искать новые подходы к организации процесса обучения. Творчески работающий учитель, моделируя урок в соответствии с поставленными целями и задачами, старается найти наиболее эффективные средства обучения, которые не только заинтересуют ребят, но и позволят им выйти на новый уровень усвоения знаний. Большие возможности учителю и ученикам в использовании информационных технологий открывают мультимедийные образовательные ресурсы по истории серии «1С:Школа».

В чем же особенности их использования в процессе обучения? Я пришла к выводу, что уроки истории в этом случае становятся более интересными, развивающими мотивацию к обучению. У учащихся появляется больше возможностей для участия в коллективной работе, у них развиваются социальные навыки. Работа на уроках истории с использованием мультимедийных пособий «1С:Школа» облегчает ученикам восприятие и усвоение сложных вопросов в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала. В то же время она помогает учителю в создании содержательных и наглядных заданий, захватывающих внимание всех учеников в классе. Представление теоретического материала в виде интерактивного учебника резко повышает интерес учащихся к изучению истории. Анимация и звук вызывают массу положительных эмоций у детей. В этом, на мой взгляд, значительное преимущество продукции фирмы «1С». Еще одним преимуществом является удобство установки программ на компьютере, которое не требует от учителя истории каких-то специальных технических знаний.


Большое значение имеет грамотная систематизация материалов на дисках. Работая с электронными ресурсами серии «1С:Школа», преподаватель может быстро подобрать материал к уроку. Они содержат готовые элементы урока, которые можно без труда использовать в любом порядке на уроке, теоретический материал с иллюстрациями, огромный набор задач с пошаговым решением и предназначенным для самостоятельного решения. С помощью этих комплексов можно без особых затрат времени подготовить тот урок, который наиболее эффективен для данного класса.

С электронными ресурсами фирмы «1С» я работаю в течение четырех лет. В 6-9 классах на уроках Истории России использую образовательный комплекс

«1С История России с древнейших времен до конца XIX века в трех частях.

Он очень удобен для изучения, повторения и закрепления учебного материала. Электронное издание содержит подборку интерактивных карт, презентаций, схем, иллюстраций, и контрольно-проверочных тестов. Для объяснения нового материала часто использую материалы электронного учебника, исторические карты и источники. Красочные яркие иллюстрации и портреты позволяют воспроизвести атмосферу данной эпохи. Использование интерактивных таблиц стало составной частью обобщения и актуализации знаний учащихся. Например, на экране выводятся сводные аналитические сведения по этапам закрепощения крестьян. Закрывается столбец дат, периодов или названий документов, а учащимся предлагается воспроизвести недостающую информацию. По истечении срока работы осуществляется взаимопроверка – на экран возвращаются столбцы с датами и названиями документов, и я комментирую оценки за выполнение задания. Интерактивные карты и анимированные презентации наглядно показывают ход битв и сражений. Они незаменимы при объяснения новой темы. Знание карты для ученика и овладение навыками работы с ней –задача не из легких. Преимущество использования интерактивных карт в том, что у учащихся формируется повышенное внимание, все последующие события выводятся на экран пошагово, этот метод позволяет вернутся назад , просмотреть отдельные узлы наиболее сложного восприятия событий. Цветной, яркий формат со стрелками, датами главных явлений, сражений, подписаний важнейших договоров, синхронно появляющихся на экране, не остается без внимания ни одного ученика. Интерактивная схема также оптимально способствует активизации мыслительной деятельности на уроке. При выведении ее на экран возможно:


- выделение цветом тех прямоугольников, по которым ведется собеседование , например: функции, отличия, социальный состав и т.д.

- удаление отдельных составляющих схемы с последующим и воспоизведением;

- сравнительный анализ численного состава;

- системное восприятие и зрительное запоминание информации в сжатом виде;

- выработка у учащихся умений излагать ответ, используя краткую знаковую форму.

В каждом разделе есть словарные статьи и биографические справки, которые дают дополнительный материал к уроку, являются великолепным подспорьем в семинарских и исследовательских работах. Тексты информационных ресурсов содержат гиперссылки на другие информационные ресурсы, где можно найти любую справочную информацию, что можно использовать самостоятельным ученикам при подготовке рефератов и сообщений.

Работая в старших классах для подготовки учащихся к сдаче экзаменов я использую образовательный комплекс « 1С: Школа. История, 10-11 кл.. Подготовка к экзаменам». Он представляет собой набор справочных материалов, заданий и тренажеров разного типа, предназначенных для повторения и закрепления учебного материала. Кроме того, в них входит система контрольно-диагностических тестов для анализа уровня освоения отдельных тем и всего школьного курса. Старшеклассник имеет возможность за ограниченное количество времени самостоятельно повторить пройденный материал. После выполнения контрольно-диагностического теста автоматически выдаются индивидуальные рекомендации для ликвидации пробелов в знаниях. Образовательный комплекс снабжен удобной электронной системой поиска, которая позволяет находить объекты и компоновать их для формирования индивидуальных траекторий учащихся при их подготовке к экзамену. Каждая глава комплексов серии «1С:Школа» содержит текст учебника, карты, схемы, презентации, исторические источники, аудиовизуальные материалы (анимацию, статические иллюстрации, схемы, карты). Особенно хочется отметить возможности хронологической шкалы, которая позволяет не только лучше ориентироваться в хронологии отечественной истории, но и облегчает процесс запоминания дат и событий.


С точки зрения контроля уровня усвоения материала, на мой взгляд, очень полезна подборка тестов. С их помощью я имею возможность выявить пробелы в знаниях у учащихся и скорректировать свою работу по их ликвидации. « «Методика проблемного обучения на уроках истории и обществознания» проблема над которой я работаю. Поэтому меня очень заинтересовал инновационный учебно-методический комплекс «Российская и Всеобщая история. 6 класс», который предназначен для использования при изучении курса истории в 6 классе общеобразовательной школы, а также для использования школьниками во время самостоятельной работы дома. Цифровые Образовательные Ресурсы могут быть использованы на уроке как единый комплекс, так и по отдельности. Каждый урок имеет структуру и состоит из набора Цифровых Образовательных Ресурсов. Он делится на этапы:

1.   Создание проблемной ситуации (ученики знакомятся с противоречивыми фактами и сами определяют проблемый вопрос)

2.   Формулировка учебной проблемы (эту проблему мы сравниваем с проблемой автора)

3.   Актуализация уже имеющихся знаний по данной проблеме (ученикам предлагается вспомнить изученный ранее материал, но вопросы предлагаются разного уровня: если это давно и хорошо изученный материал, то это «необходимый уровень» с оценкой «4»,если это нестандартное задание базового уровня то оценка «5»)

4.   Открытие нового знания (поиск решения проблемы) Этот этап начинается с продуктивного задания оно может быть подано как анимация и по ее ходу появляются окошечки с вопросами; это может быть и работа с текстом.

5.   Выражение решения и применение нового знания (выполняя продуктивное задание нужно найти ответ на проблемный вопрос который можно сравнить с мнением автора)

Данный ИУМК разработан таким образом, чтобы развивать общеучебные и коммуникативные навыки (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, самостоятельность, умение сформировать задачу и планировать способы её решения). Подобная работа способствует организации диалога учителя и учеников, побуждающих последних к самостоятельным решениям и умению аргументировать и отстаивать собственную позицию.


На уроке активно используется проблемно-диалогическая технология. Где урок объяснения нового материала заменяется уроком «открытия» знаний, это обеспечивает создание мотивации у учащихся, а главное позволяет подготовить их к самостоятельному решению возникающих проблем, т.е. к тем ситуациям в жизни, когда приходится использовать полученные знания и умения.

Используя в своей работе этот Иновационный Учебно- Методический Комплекс я могу сказать, что в данной разработке много плюсов.

1.Учащиеся учатся оценивать свои действия и действия своих одноклассников уже с 6-го класса. Данная методика позволяет данную работу продолжить, а также научить ещё и контролировать свои знания.

 2. Школьники учатся осуществлять свой выбор, аргументировать, выстраивать причинно-следственные связи

3.   Как один из методов работы высокую эффективность показали дискуссии по поставленной теме, где ребята учатся высказывать свое собственное мнение, даже если оно отличается от всех остальных.

4. Творческие работы и исследовательская деятельность помогает ребятам углубить свои знания по предмету.

5. Данный Инновационный УМК способствуют развитию самостоятельности. Школьникам интересно искать ответы на предложенные вопросы, что повышает уровень их учебной мотивации.

Среди детей 6 класса был проведен опрос с целью выяснения отношения к данным урокам. Дети, участвующие в опросе в целом положительно оценивают данный ИУМК. Потому, что:

       На большом экране все очень хорошо видно; четко говорят; построение урока помогает понять тему;

       Перед основным вопросом мы просматриваем материал на эту тему; проще воспринимать и не так скучно, как в учебнике;

       Даются картинки и к картинкам подбирается вариант; интересно узнать ответ на вопрос;

       Отличный способ передачи тем, когда это рассказывается на компьютере, становится понятнее;

       Интересно знать, правильно ли решено задание; можно услышать мнение других учеников, можно выдвинуть свою версию, а авторы не настаивают на своих; сами вопросы интересны; все это дает сплотить класс и решать задания вместе;


       Мы размышляем с учителем, а на экране появляются разные подсказки; те детали вопроса, которые не знаешь ты, знают другие; сверяя ответ, мы видим свои ошибки и в дальнейшем их не допускаем

       Это похоже на игру; интересно смотреть; можно закрыть глаза и представить происходящее; интересно погрузиться в исторический момент; с помощью этих картинок мы понимаем, что автор хотел от нас; там все двигается!

       Домашние задания легче выполнять, т.к. образы увиденные на экране помогают запоминать новый материал быстрее

Все это подчеркивает педагогическую целесообразность изучения данного материала, который в свою очередь обладает огромным воспитательным потенциалом, обеспечивает всестороннее развитие школьников, повышает их познавательную активность, самостоятельность и информационную грамотность. «1С Школа»- это программная платформа для тех , кто учится,.и тех кто учит. Мультимедийные курсы объединяются общими методическими подходами, в основе которых лежит опора на наглядность, активизация работы ученика, оптимизация сочетания практических и аналитических видов деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями учеников. Среди достоинств электронных учебников можно выделить также психологический аспект: они облегчает ученикам восприятие и усвоение сложных вопросов в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала, что помогает детям чувствовать себя уверенно, получать удовольствие от работы с ресурсами. В силу своих психолого-возрастных особенностей учащимся, в особенности ученикам основной школы, гораздо легче усваивать материал, преподанный в аудиовизуальной и интерактивной форме, нежели в абстрактно-текстовой. Кроме того, переключение уровней восприятия позволяет максимально долго удерживать внимание учеников на предмете обучения, избегая перенапряжения их в ходе урока. Информация, продублированная через различные сенсорные пути, через текст, видео, графику и звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше, согласно теории ассоциативного запоминания