litceysel.ru
добавить свой файл
1
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ


Прашкевич Зинаида Геннадьевна , руководитель методического объединения учителей математики и физики УО «Турковская ГОСШ»


Одна из доминирующих тенденций XXI века – глобальная информатизация общества. Формируется новая информационная среда жизнедеятельности человека. Доступ к средствам массовой информации определяет жизненные позиции современного человека и социальный заказ на подготовку молодого поколения, способного ориентироваться в информационных потоках, осмысленно использовать информационные материалы, включаться в коммуникативные процессы. Перед современной школой, как и перед системой образования в целом встает проблема подготовки подрастающего поколения к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде.

Электронная среда обучения (ЭСО) – это:

* комплекс электронных образовательных ресурсов – медиатек, энциклопедий, уроков и др. и инструментов для управления ими (поиска,  отбора, представления), разработанный на основе интернет/интернет-технологий;

* это образовательное пространство, в котором происходит формирование у детей качеств и умений XXI века, таких, как медиаграмотность, критическое мышление, способность к решению творческих задач, умение мыслить глобально, готовность работать в команде и гражданское сознание – всего, что так необходимо современному человеку.

 В отличие от традиционного метода использования компьютерных технологий, предусматривающего, в основном, трансляцию знания от учителя к ученикам, создание среды электронного обучения в классе (школе) позволяет ключевым образом изменить парадигму обучения, создать условия для реализации принципов личностно-ориентированного обучения, «учиться всегда и везде». Учебная среда школы наполняется новыми инновационными моделями применения информационных и коммуникационных технологий.

Интересные и занимательные формы деятельности с использованием компьютерных технологий воспринимаются учениками сначала на уровне игры, а затем они вовлекаются в серьезную творческую работу, в которой развивается личность ребенка, формируется его мировоззрение, вырабатывается культура поведения.


Как учитель математики, на своих уроках я широко использую компьютерные презентации, изготовленные с помощью программы PowerPoint. Уроки с применением мультимедийных презентаций выигрывают по сравнению с традиционными «доска – мел». Это экономит время на уроке, позволяет продемонстрировать больший объем информации,
наглядно и эстетично его оформить. На таких уроках у учащихся повышается познавательный интерес к предмету, развиваются их творческие способности. Презентация позволяет представить учебный материал в наиболее выгодном свете, разнообразить его различными заставками, анимацией. С помощью компьютерной презентации проверка домашнего задания получается наиболее эффективной, сокращает время на получение обратной связи. Можно предложить образцы оформления решения, продемонстрировать фрагменты построения чертежей, построения сечений при изучении стереометрии в 10-ом классе. Существенным положительным моментом использования программы PowerPoint является то, что уроки математики в основном проводятся в кабинете информатики. Для демонстрации презентаций я пользуюсь мультимедиапроектором, использую компьютеры для проверки знаний учащихся. Это и различные тестовые задания, проверочные работы, самостоятельные и контрольные работы, условия которых распечатаны и предоставлены каждому ученику.

Опытом применения программы Advanced Grapher делится учитель математики Тиханович Светлана Васильевна (приложение).

Для выбора необходимой обучающей программы и ее эффективного использова­ния на уроке учителю необходимо знать основные существующие и распространен­ные типы компьютерных средств обуче­ния. При этом важно помнить, что ком­пьютер только тогда является эффектив­ным универсальным современным техни­ческим средством обучения, когда он применяется по своему назначению. Компьютер позволяет упорядочить и хра­нить огромное количество информации (го­товых разработок для урока), обучать, вос­питывать и развивать учащихся с наимень­шими затратами сил и энергии, предста­вить урок современным, увлекательным и интересным.


При выборе компьютерного программно­го обеспечения для урока учитель физики Лагун Алла Казимировна считает важным, чтобы обучающая программа:


  • была понятна учителю и ученикам и соответствовала образовательным стандар­там;

позволяла использовать информацию любой форме представления (графика, ви­део, аудио, текст, диаграммы, таблицы);

  • позволяла передавать информацию по усмотрению учителя с учетом его опыта и видения целей и задач обучения;

  • была максимально проста в управле­нии (например, гипертекстовые обучающие программы);

  • соответствовала дидактическим требо­ваниям;

  • была современна, привлекательна и вызывала интерес у учащихся.

Из всего имеющегося и доступного мно­гообразия обучающих программ учитель фи­зики может использовать следующие типы компьютерных средств обучения:

Системы контроля знаний

Дидактические компьютер­ные материалы

Электронные учебники

Обучающие игры

Электронные презентации

Таким образом, целесообразность исполь­зования информационных технологий на уроках физики очевидна. Вместе с тем здесь существует ряд проблем.

Во-первых, современные программные продукты требуют больших аппаратных ре­сурсов, а школьные компьютеры зачастую не удовлетворяют этим требованиям.

Во-вторых, программные продукты, пред­назначенные для использования в учебном процессе, должны либо быть сетевыми, либо работать в автономном режиме на любых ма­шинах. Большинство же лицензионных про­грамм работает только с диском.

В-третьих, неплохо было бы иметь учеб­ные программы в виде блоков или модулей по отдельным темам или даже вопросам, чтобы учитель мог собирать из них уроки по своему усмотрению (создавая презентации к урокам или просто демонстрируя отдельный блок).

В-четвёртых, неинтересно, когда диск просто дублирует материал, который мож­но прочитать в любом учебнике, пособии или справочнике. Компьютерные техноло­гии имеют такое большое значение потому, что дают возможность увидеть то, что сложно описать словами. Значит, нужно создавать модули, содержащие интерактив­ные компьютерные модели, симуляции физических экспериментов, видеозаписи экспериментов, которые сложно или же невозможно провести в условиях школьной лаборатории. Всё это повышало бы интерес школьников к этому предмету и в какой-то мере помогало им в профессиональном са­моопределении.

Хотелось бы, чтобы между разработчика­ми учебных компьютерных программ и учи­телями, которые активно используют ком­пьютерные технологии, был более тесный контакт. Только в этом случае возможно получение действительно эффективных про­грамм.