litceysel.ru
добавить свой файл
1
Приложение.


Фрагменты уроков русского языка

Приложение к уроку №9 по теме «Причастие» 7 класс

Причастный оборот

Текст объяснительного диктанта «Земля у нас одна, ее надо беречь»


Десятки лет в Ханты-Мансийском автономном округе добывают нефть. Округ сегодня первый в России по добыче нефти, второй – по выработке электроэнергии, третий – по добыче газа. Добывая нефть, люди не задумывались о последствиях для природы. Все это привело к тому. Что почти не осталось нетронутых природных сообществ, истощились природные ресурсы, ухудшилось здоровье людей. Почему? Да потому, что человек, уничтожающий природу, необдуманно меняющий в природе все, что ему захочется, уничтожает все необходимое для своей жизни. Сегодня во всем мире говорят о том, что если человек хочет выжить, то он просто обязан как житель планеты изучить законы жизни. Нужно хорошо знать природу, понимать процессы, происходящие в ней. Нужно помнить, что Земля у нас одна, ее нужно беречь.

Дополнительное задание:


  1. Найти в тексте диктанта причастия.

  2. Найти предложения с причастным оборотом, выделить их графически.

  3. Определить основную мысль текста.

  4. Указать средства связи 1 и 2 предложения между собой.

Учитель: Узких А.Н.


Приложение к уроку №2 (Повторение в начале года)

7 класс

Человек – часть живой природы.


Как и все живое на Земле, человек дышит, питается, растет, оставляет потомство и умирает.

Но от всех живых существ он отличается умением трудиться, мыслить. Человек создал умные машины, построил города и заводы. Для заводов, самолетов, железных дорог ему потребовалась энергия.

И стал человек вырубать леса, добывать полезные ископаемые, осушать земли и долгое время гордился этим. Но только до тех пор, пока живая природа еще могла залечивать нанесенные ей раны.


Но гордый и сильный человек шел все дальше и брал у природы все больше.

Вдруг неожиданно все изменилось: начали гибнуть леса, высыхать реки, исчезать животные, в городах стало нечем дышать…

Что же случилось?

Человек – часть живой природы и обязан ей своим существованием. Уничтожит человек природу – уничтожит все необходимое для своей жизни. Жизнь и здоровье человека зависит от окружающей среды, из которой он получает все необходимое для жизни: воздух, воду, пищу, энергию.

(Н.М.Чернова).

Задание: 1. Расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

2. Начертить схемы 1-го, 2-го, 3-го предложений.

3. Объяснить написание личных глаголов (орфограмма №25).

4. Озаглавить текст, определить его основную мысль.

5. Ответить на вопрос: Что должен сделать человек, чтобы выжить?


Учитель: Узких А.Н.


Приложение к уроку №10, 11 по теме «Причастие»

Сочинение на тему «Люби и охраняй природу родного края».

Охранять природу – значит охранять Родину.

М.Пришвин


Природа есть наше не только материальное, но и духовное в первую очередь богатство;

Знание природы и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, человечности, доброты, развивают чувство прекрасного.

В.Солоухин


Рабочие материалы


  1. Как вы относитесь к природе родного края?

  2. Что вам особенно дорого в ней?

  3. Что дает человеку общение с природой?

  4. Что нужно делать, чтобы сохранить природу?

  5. Как вы охраняете природу?


Словарь по подтемам:

Край
– родной, любимый,

легендарный, удивительный,

замечательный;

милый, прекрасный, чудесный, чудный;

дорогой, бесценный.


Чувства, отношения

любить (любовь)

уважать(что?)

чтить (кн.что?), уважение (к чему?)

восхищаться, восторгаться (чем?)

преклоняться (перед чем?)

удивляться (чему?)

радоваться (чему?).

Учитель: Узких А.Н.


Приложение к уроку №4 по теме «Повторение. Пунктуация. Пунктуационный разбор».


Русский язык 7 класс.


Анализ поэтического текста.


Кромсаем лед,

Меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот…

Но мы еще придем просить прощенья

У этих рек, барханов и болот.

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом думать неохота.

Сейчас нам не до этого. Пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды…

Все меньше – окружающей природы.

Все больше – окружающей среды!

Р.Рождественский.


Задание: 1. Расставить знаки препинания, подчеркнуть основы.

2. Составить схему 1-го предложения, подчеркнуть однородные члены предложения во 2-м предложении.

3. Определить основную мысль стихотворения.

4. Какая деятельность человека ухудшила состояние окружающей среды?


Учитель: Узких А.Н.


Дидактический материал к урокам русского языка в 5 классе.

Тема высказывания – русская природа в произведениях И.С.Тургенева.

Его картины всегда верны,

вы всегда узнаете в них

нашу родную русскую

природу.

В.Г.Белинский об

И.С.Тургенев.

Тема урока: Морфологические признаки частей речи.


Лейтмотив в дидактическом материале урока – высказывание В.Г.Белинского об И.С.Тургеневе.

Этапы урока.


  1. Осмысливание и запись высказывания.

  2. Определение и узнавание частей речи в словах великого критика.

  3. Объяснительный диктант по материалу тургеневского текста.


Птицы засыпают – не все вдруг – по породам: вот затихли зяблики, через несколько мгновений малиновки, за ними овсянки….

Все птицы спят. Горихвостики, маленькие дятлы, одни еще сонливо посвистывают…

Вот и они умолкли. Еще раз прозвенел над вами звонкий голос пеночки, где-то печально прокричала иволга, соловей щелкнул в первый раз.

Задание учащимся: 1. Указать части речи, обосновать свой выбор;

2. Определить, какую роль играют глаголы;

3. Породы каких птиц встретились в тургеневском тексте.

На основании анализа текста учащиеся убеждаются в мастерстве Тургенева, которое прослеживается в богатстве глаголов, отмечают «говорящие» названия птиц, называют слова, которые позволяют «увидеть», «прочувствовать», как засыпают птицы.


Учитель: Узких А.Н.


Дидактический материал к урокам русского языка в 5 классе.

Тема высказывания – «Сентябрь – чародей цвета».

Тема урока: Словосочетание. Предложение.


Этапы урока:

  1. Зрительный диктант (стихотворение И.Бунина «Лес, словно терем расписной…»)

  2. Комментированное письмо, графическое обозначение главных членов предложения.


Березы и липы стали золотыми. Осины – оранжевыми, а листья бересклета – фиолетовыми. В красные ажурные одежды облачились рябины, медью отливают листья дуба. А вот ольха и бузина так и остались зелеными, листья у них лишь чуть побурели. (Т.Горова).
  1. Разбор словосочетаний (по выбору учащихся).


4. Сочинение-миниатюра:

1 вариант: «Краски осени».

2 вариант: «Обожаю это время года!

Праздник золота и багреца».

3 вариант: Закончить сочинение по данному началу:


Лето… Оно отцвело, отгремело. Пришла осень и все, все перекрасила в свой любимый золотой цвет. Красивым букетом смотрится в солнечный день наш сибирский лес…


Учитель: Узких А.Н.


Дидактический материал по теме «Экология»

на уроках русского языка.

5 класс

Перепишите текст, выделите два именных словосочетания. В первом и третьем предложениях подчеркните грамматические основы. Расскажите, как на деле вы проявляете заботу о природных богатствах?

Словарь. Экология – раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой. Созерцать – рассматривать, пассивно наблюдать. Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность.

Любовь к природе не может быть только созерцательной. Она неразрывно связана с бережным отношением к ней, с личной ответственностью каждого за ее сохранность, с созиданием.

Любовь к природе – это любовь к Родине, к своему народу. Это наше мировоззрение, наша мораль, весь образ жизни.

Беречь и приумножать богатства нашей родной земли – долг каждого. От всех в целом и от каждого в отдельности зависит, будет ли звучать песнь соловья, будут ли дышать прохладой прозрачные родники, плескаться рыба в чистой воде рек и озер, будет ли над нами синева неба.


6 класс.

Прочитайте текст, определите его главную мысль. Расскажите, помогли ли вы кому-нибудь из птиц или животных?

У нас в городе Уводь появился лебедь. Как он сюда попал, неизвестно. Потом мы узнали, что браконьеры убили подругу лебедя, а ему подбили крыло. Наступили холода. Мы решили взять лебедя в зоокружок Дворца пионеров. Теперь он живет у нас. Ухаживаем за ним, кормим, меняем воду в бассейне. Лебедь уже привык, берет корм из рук. Все было бы хорошо, да нет-нет и загрустит наш лебедь. Дело в том, что он совсем не может летать. Сначала раненое крыло болело, потом воспалилось, и в конце концов его пришлось удалить. Мы плакали, но врач сказал, что, если бы не операция, лебедь умер бы.



7 класс.

Прочитайте текст, определите стиль речи.

Словарь. Эрозия – полное или частичное разрушение поверхности чего-либо. Массив – большое пространство, однородное по каким-нибудь признакам.


Из всех даров природы главное богатство людей – это земля, почва, на которой растет наш хлеб насущный. Но у нее, как и у всего живого на планете, есть враги. Вода, столь необходимая для жизни, в определенных условиях становится причиной страшного зла – эрозии почвы. Вырубка лесов, неконтролируемый сток вод, а также неправильная распашка полей создают предпосылки для смыва почвы.

Наряду с водной эрозией существует ветровая. Ее называют трагедией 20 века. Верхний слой распаханных полей в период засухи превращается в легкую пыль и становится добычей ветра…

Наши юннаты взялись за охрану плодоносного пахотного слоя: знакомились с новыми агротехническим приемами, учились работать на противоэрозионных машинах, обращались за консультацией к ученым.

Специальный ученический производственный отряд сажает деревья на склонах оврагов, балок. Сами выращиваем посадочный материал, ухаживаем за зелеными массивами.

Самыми лучшими породами для наших условий оказались акация, клен, дуб. Засеяли также полгектара земли почвоукрепляющими травами. Нам удалось остановить губительное распространение трех оврагов площадью 0,75 гектара и спасли 5 гектаров земель пораженных эрозией.


8 класс

Прочитайте текст, сделайте фонетический разбор слова птичьего. Напишите, что вы чувствуете, видя слабых, обездоленных животных.

Зима. Из канализационного колодца валит пар. Вокруг оттаявшая земля. Подхожу ближе: земля шевелится. Да это брошенные людьми собаки, и в глазах их – горе. И страх. Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою собаку за то, что она не могла больше приносить потомства, а значит – дохода. Что же получается: деньги вместо души? Почему дефицит милосердия сегодня так велик?


Что станет с нашим разумом и нашим сердцем? Не покинет ли нас доброта навсегда? Ведь уже сегодня ее недостает всем! Горе у товарища – мы не спешим ему на помощь. С собаки заживо сдирают шкуру – мы молчим, словно ничего не происходит. Ребенок с интересом смотрит, как голубь с отрезанными лапками мучается, не может приземлиться, - мы снова проходим мимо.

Преступно мало мы говорим об отношении человека к четвероногому другу, словно нет в нашей жизни жестокости. Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям.

Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, геология – сферы, в которых жизнь собаки – подвиг во имя человека. Где наша человеческая благодарность, милосердие?


9 класс.

Прочитайте, сделайте синтаксический разбор предложений (по выбору). Напишите сочинение на тему «Человек рожден для добра».

Воздух – наш отец. Вода – мать. Земля – дом. Настало время осознать каждому, что мы живем в озоновом одуванчике, что наша земля – одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от Солнца.

А мы взрываем в одуванчике бомбы! Мы прогрызаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов.

Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, - на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки! И твое личное активное пространство, помноженное на миллионы, станет охраняемым пространством Отечества, помноженное на миллиарды – охраняемые пространства мира.


10 класс.

Напишите сочинение на одну из тем:

«Покорять природу или сотрудничать с ней?»

«А земля-то у нас одна…»

Согласны ли вы с мнением Базарова «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»?

Учитель: Соловьева И.В.


Сочинения учащихся.

Что я думаю о своей школе.



Школа, где я учусь, красивая и большая. Вокруг нее желто-зеленый заборчик. Осенью у входа расположены клумбы с цветами. Зимой на территории школы дорожки прочищены. Это работа школьного дворника. Учителя всегда рады видеть наши лица, что бы мы ни сделали. Дети, которые закончили школу, всегда приходят к своим учителям.

Здесь работают самые лучшие учителя, такие как Антонина Николаевна – учитель русского языка, Галина Николаевна – учитель математики, Надежда Серафимовна – учитель истории, Надежда Петровна и Вера Ивановна – учительницы английского языка, Валентин Иванович – учитель музыки, Елена Юрьевна – завуч первой смены и учительница природоведения, Валентина Петровна – учитель ИЗО и мой классный руководитель.

Моя школа – самая лучшая, и я горжусь ею.

Товстокор Нина, 5 Б класс.


Слово родной школе.

Пятый год я учусь в средней школе №6. За годы учебы у меня были победы и поражения, но свою школу я люблю и не хочу учиться в другой.

Я люблю школу, в которой учусь, за то, что в ней очень хорошие учителя, а главное – стараются помочь всем, научить каждого.

Особенно я люблю такие предметы, как математика, русский язык, литература, история, физкультура. Хотя у меня не всегда все получается, не всегда получаю отличные оценки, не расстраиваюсь, потому что все непонятное становится понятным благодаря учителям, которые хотят, чтобы я училась на «5».Мне повезло: мой классный руководитель Узких Антонина Николаевна – мудрый, добрый, отзывчивый, чуткий и в меру строгий человек, многому меня научил.

В родной школе я встретила много хороших и справедливых учителей, на уроках которых всегда интересно. Они не просто учат и не дают готовых ответов, заставляют думать, развивают нашу память и мышление.

Мне так нравится моя школа, что во время летних каникул скучаю без нее, хочется вернуться в свою школу №6, встретиться с любимыми учителями и друзьями.


Лаптева Аня, 5В класс.


Школа в моей жизни.

Школа №6.Сколько воспоминаний связано с ней! Сколько радостных событий и встреч произошло здесь за годы учебы!!

Для меня школа №6 – это не просто красивое здание, в котором можно получить знания. Школа №6 – это целый мир, а я часть этого мира, где тебе всегда рады, всегда ждут.

Я учусь в шестой школе и не могу сравнивать ее с другими, потому что для меня она всегда будет самой лучшей, как и для многих ее учеников. Почему же я считаю шестую школу лучшей? Школа №6 – особенная, и я ее люблю, потому что мне дорого в ней все: и уютные кабинеты, и зимний сад, и краеведческий музей, и добрые, заботливые наставники.

Каждый год 1 сентября меня встречает школа нарядная и украшенная, радует встречей с любимыми учителями, со своей первой учительницей. Здесь восемь лет назад я встретила своих первых друзей, получила свое первое домашнее задание… С самых первых дней полюбила я школу, которая стала моим вторым домом, где чувствую себя комфортно и уверенно, потому что рядом друзья, терпеливые педагоги, которые уважают меня, искренне радуются моим успехам..

Время бежит не останавливаясь, сегодня я уже в девятом классе. Новые учителя, новые предметы, учиться становится сложнее, но когда ты в своем коллективе, а рядом учителя, заинтересованные в твоих успехах, все намного проще. У меня замечательный класс, каждый человек в нем просто не заменим. У нас нет конфликтов с педагогами, которые не только дают нам знания, но и готовят к самостоятельной жизни.

В моей школе замечательный коллектив: люди, преданные своей работе, способные сделать все, чтобы воспитать нас интеллектуально развитыми и нравственно красивыми.

Если писать о каждом учителе, то получится целая книга. Каждый из наставников имеет свой педагогический почерк, свои методы обучения, но объединяет всех любовь к нам, своим ученикам.


Я учусь в девятом классе, через 3 года закончу школу, которая стала мне родной, но любовь к ней сохраню на всю жизнь. Уверена: знания, которые я получила в школе, пригодятся в жизни. Благодаря замечательным педагогам, мои знания глубокие, прочные, они помогут мне выдержать все испытания, успешно сдать экзамены и поступить в ВУЗ, а потом найти свое место в жизни.

Каверина Софья, 9А класс.


Сочинение.

Моя школа – самая лучшая.


Школа для меня – это важный этап в моей жизни, от которого зависит дальнейшая жизнь. Мне очень нравится учиться в школе №6, где созданы все условия для получения знаний. На мой взгляд, школа №6 – самая лучшая! Почему? Да потому, что в ней работают внимательные, умные, терпеливые учителя, которые используют новые технологии на своих уроках. Многим из них я благодарна, потому что объясняют материал интересно, а главное – учат самостоятельно работать со справочной литературой.

В школе очень тепло и уютно. Проект школы трехэтажный. На первом этаже учатся с первого класса по четвертый. На втором и третьем этажах получают знания с пятого по одиннадцатый классы.

Я очень рада, что у меня есть такая возможность получать знания в школе №6, где любят меня, где мне хорошо, потому что окружена вниманием и заботой со всех сторон.

Цыганова Юля, 5Б класс.


Сочинение.

За что я люблю свою школу.

За что я люблю свою школу? За ее особенный запах, который щекочет ноздри, когда ты гуляешь по коридорам. За учителей, ставших родными. Учителя, строгие, требовательные, но в то же время понимающие и человечные – эти люди всегда помогут как в учебе, так и во внешкольной жизни, они всегда волнуются за нас и переживают, будто мы их родные дети.

Я люблю свою школу за знания, которые здесь получаю. Школа дала мне понять, что во взрослой жизни без образования тебе абсолютно некуда податься, ты не состоишься как личность.


Между учениками разных школ часто ведутся споры на тему: «Чья школа лучше?» Слушая доказательства других, я понимаю, что моя родная школа выигрывает по всем параметрам. Я люблю свою школу за то, что она лучшая.

Песчанская Анна, 10в класс.


Сочинение.

Что мне нравится в моей школе.

Шестая школа… Ее двери, открытые для всех учеников, встречают меня ежедневно из года в год. Но снова и снова возвращаясь сюда, ощущаешь особую теплоту, состояние души, входишь в атмосферу чего-то родного, доброго, готового всегда принять тебя и подставить сильное плечо…

Каждый сентябрь ворота школы распахнутся широко и с окрестных домов придут дети. Маленький человек, попав сюда, становится гражданином такого же маленького, но крепкого государства, которое станет его родным домом на долгие 11 лет.

Он еще несмышленыш, ему нет дела до всяких проблем, просто человек пришел в школу радости. Он не знает, что попал во Вселенную школьного организма, во главе которого директор – Заслуженный учитель РФ – Сущая А.П., которая знает, помнит, неотступно думает о маленьком человеке.

Этому человеку неведомо, что звездочками этого организма являются замечательные, удивительные педагоги, которые вращают эту Вселенную.

Впереди долгий Млечный путь со своими радостями и горестями, почти в десятилетие. И эта Вселенная помогает стать маленькому человеку настоящим гражданином: умным, целеустремленным, способным самостоятельно осваивать и улучшать, беречь и лелеять неизведанную Вселенную.

Беспалова Елизавета, 10В класс.


Сочинение.

Моя школа – самая лучшая.

В нефтяном крае, городе Нижневартовске, есть школа №6, ей скоро 35 лет. Она была построена давно, считается одной из первых в городе. Я и мои одноклассники гордятся ей, а когда их спрашивают, где учатся, гордо отвечают: «В одной из лучших школ – в школе №6»


Как красива школа летом, когда распускаются высаженные старшеклассниками цветы, цветов очень много: петуньи, бархатцы, астры. Зимой она украшена множеством снежинок, гирляндами, снежными фигурами. А весной утопает в зелени, и школьный двор тоже похож на цветущий сад.

Но самая большая гордость школы – наши учителя. Я хочу рассказать о своих любимых педагогах.

Самый мудрый – это наш директор – Антонина Петровна Сущая. Она не только отличный руководитель, но и замечательный учитель, строгий, но справедливый. Портрет Антонины Петровны висит во Дворце Искусств, потому что она Почетный гражданин города Нижневартовска. С 1973 года возглавляет она работу школы, заботится о том, чтобы всем было хорошо и интересно учиться. Еще у нас в школе есть очень красивая, умная и культурная учительница русского языка и литературы – Антонина Николаевна Узких. Она учит детей грамоте. Ее приятно слушать, ее речь выразительна и красива. Антонина Николаевна ответит на любой вопрос, ведь педагогический стаж у нее 40 лет! У нее доброе сердце, и она умеет прощать, всегда радуется нашим успехам.

Наш классный руководитель – Рябинина Валентина Петровна. Нам очень повезло, что она взяла над нами руководство. Валентина Петровна сделала наш класс дружным и научила многому, тому, что пригодится в жизни. Кроме того, Валентина Петровна преподает уроки рисования, на которые мы ходим с удовольствием.

В школе много учителей, и все они добрые и внимательные, все хотят дать нам прочные знания, заинтересовать своим предметом.

Кабинеты у нас большие, просторные, светлые. Везде стоят комнатные цветы, в каждом кабинете имеются телевизоры, кодоскопы, а во многих уже появились компьютеры, есть даже класс с интерактивной доской. В коридорах нашей школы висят портреты лучших учеников, фотографии прошлых лет из жизни школы.

Чувствуешь себя тепло и уютно в школе, потому что тебя здесь ждут каждый день твои друзья и замечательные педагоги. Я люблю свою школу! Она самая лучшая!


Хандажевская Вита, 5Б класс.


Отзывы учащихся.

За что я люблю свою школу?

Я люблю свою школу за то, что в ней работают умные и добрые педагоги.

Нестерюк Саша, 7Г класс.


Я люблю свою школу, потому что она красивая. Люблю ее потому, что здесь я нашла себе друзей, потому что здесь старательные учителя, умные и справедливые.

Товстокор Нина, 5Б класс.


Школа дала мне возможность получить профильное образование в технологическом классе. Она готовит меня к самостоятельной жизни.


Нестерева Женя, 10В класс.


Я люблю уроки, на которых нас учат мыслить по-своему, не шаблонно, где присутствует атмосфера доверия и сотрудничества учителей и учеников.

Овсянникова Женя, 10В класс.


Я люблю свою школу, потому что в ней работают настоящие учителя, справедливые, умные и веселые. На каждом уроке интересно получать знания.


Рожок Елена, 6В класс.


Наша школа современная, и знания получаем мы с учетом требований сегодняшнего дня.


Чесновская Яна, 9А класс.


Я люблю школу, потому что здесь меня понимают и уважают, помогают и словом, и делом.

Горбулева Лариса, 9А класс.