litceysel.ru
добавить свой файл
1
Урок


ГИГИЕНА ПИТАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ПИЩЕВАРЕНИИ

Афанасьева Милинтина Алексеевна

учитель химии биологии с высшей категории

МОУ МСОШ № 1 КФЛ п. Марха г. Якутска РС(Я)

ЗАДАЧИ

Раскрыть значение кулинарной обработки пищи, режим питания, меры предупреждения желудоч­но-кишечных и глистных заболева­ний, первой помощи при их возник­новении; разъяснить правила хра­нения продуктов, необходимость соблюдения правил личной гигиены во время приема и приготовления пищи, обобщить знания о пище­варении.

ОБОРУДОВАНИЕ

Таблицы «Схема строения орга­нов пищеварения», «Гигиена пита­ния», «Предупреждение желудоч­но-кишечных заболеваний», кино­фильм «Гигиена питания».

ВЕДУЩИЕ ПОНЯТИЯ

Режим питания, кулинар­ная обработка пищи, аппе­тит, желудочно-кишечные бо­лезни.

СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ

I. Изучение нового материала

1. Значение кулинарной обработки пищи. (Рассказ учителя с элементами беседы.)

2. Использование в пищу сырых овощей и фруктов; раститель­ной и животной пищи. (Рассказ учителя.)

3. Режим питания. (Рассказ учителя.)

4. Аппетит. (Рассказ учителя.)

5. Желудочно-кишечные болезни, глистные заболевания и их предупреждение. (Рассказ учителя с элементами беседы.)

6. Значение пищеварения в жизнедеятельности организма. (Бе­седа.)

III. Закрепление знаний

Выполнение задания 136 в Р. т.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИИ

1. Почему надо соблюдать режим питания? 2. Почему важно тщательно пережевывать пищу? 3. Какие меры первой помощи на­до оказать больному до прихода врача при подозрении на пищевое отравление? 4. Как предупредить заражение дизентерией и хо­лерой? 5. Почему нельзя есть плохо проваренное или прожаренное мясо? 6. Почему опасно брать в рот растения, произрастающие на заливных лугах? 7. Каким образом сервировка стола и хорошее на­строение влияют на пищеварение?


СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ

I. Изучение нового материала

Учитель. Представьте на мгновение, что мы с вами перенеслись на берега ту­манного Альбиона и за окнами не мороз­ный день в п. Марха, а промозглое утро улиц Лондона. Мы находимся в поли­цейском участке перед кабинетом комиссара полиции мистера Бортоломью. Итак, слушайте и смотрите. (Начинается мини-спектакль.)

Действующие лица: комиссар полиции мистер Бортоломью, инспектор полиции мистер Дрейк, миссис Синтия Бабингтон. Действие 1

(Входит комиссар полиции, садится за стол, поднимает телефонную трубку.}

Комиссар. Мери, пожалуйста, пригласите ко мне инспектора Дрейка. Спасибо.

(Входит инспектор Дрейк.}

Дрейк. Доброе утро, комиссар.

Комиссар. Доброе утро, инспектор.

Инспектор. Удивляюсь, комиссар. Как вам всегда удается так хорошо выглядеть. Всегда подтянуты и свежи. У вас свой секрет?

Комиссар. Никакого секрета — сбаланси­рованное питание и физкультура. Но я не для этого вас пригласил, инспектор. Вы чи­тали сегодняшние газеты? (Протягивает га­зету.) В них сообщение о смерти мистера Бабингтона, известного человека в нашем городе.

Инспектор. А кстати, почем)7 умер мистер Бабингтон?

Комиссар. Что-то с желудочно-кишечным трактом, я в этом не особенно разбираюсь. Вам необходимо поговорить с его вдовой.

Инспектор. Ее в чем-то подозревают?

Комиссар. Да в том-то и дело, что мы мо­жем только подозревать. Никаких улик про­тив нее нет. Муж умер в больнице под при­смотром врачей.

Инспектор. Тогда что же вас смущает?

Комиссар. Вы не знаете самого главно­го. Мистер Бабингтон третий муж миссис Синтии. До этого она уже дважды была за­мужем. Все ее мужья были очень состоя­тельными людьми. И все они умерли с теми же симптомами, как и бедный мистер Ба­бингтон. Интересно еще вот что, перед смертью они завещали ей все свое состоя­ние, так что она теперь очень богатая вдо­ва. Но согласитесь, инспектор, когда умира­ет муж — такое возможно. Когда умирает второй — это может быть трагическим сов­падением, но когда от таких же симптомов умирает и третий муж, это уже закономер­ность. Так что, инспектор, идите и погово­рите с вдовой. Вряд ли она вам что-нибудь скажет, но кто знает, кто знает...


Действие 2

(Комната в доме миссис Бабингтон. Зву­чит легкая музыка, входит молодая вдова, в руках поднос с чайным сервизом. Она начина­ет раскладывать чайные пары на столе, и в это время в комнату входит инспектор Дрейк.}

Синтия. Добрый день, инспектор. Рада вас видеть, правда, я немного была удивле­на вашим звонком, где вы просили о встре­че. Присаживайтесь, хотите чаю? Спасибо, не откажусь. (Синтия разливает чай по чашкам, подает спектору его чашку.)

Синтия. Так что же вас привело ко мне, инспектор?

Инспектор. Не буду лукавить, миссис. Я пришел по поводу- смерти вашего мужа, мистера Бабингтона — примите мои соболезнования. Меня интересует один вопрос — почему ваши мужья, а вы не первый раз замужем, не живут долго, а умирая, завещают вам все свое состояние?

Синтия, Я вижу, вы хорошо осведомлены о моей жизни. Правда, немного бестактно, что вы сейчас сказали, но мне нравится та откровенность и я вам отвечу тем же. Но сначала немного о себе. Я выросла в небогатой семье, всегда любила помогать маме на кухне. Самым дорогим для меня подарком в детстве была книга "Кухня народов мира". Я мечтала стать взрослой и открыть кафе, где посетителей кормили бы вкусно, сытно и недорого. Поверьте, такое возможно.

Первый раз вышла замуж за известного адвоката. Он был богат, недурен собой. Но мое желание открыть кофе считал блажью, он давал только на мелкие расходы. ждать я не могла и решила пойти другим путем.

Муж абсолютно не интересовался тем, что ест. Обедал всегда быстро. Вечерами после работы довольствовался небольшим ужином. И тогда я устроила из еды культ. Когда он приходил домой, я накрывала стол всякими вкусными блюдами. Представьте, на большом блюде — жареная курица, фаршированная черносливом, с плавающими в масле профитролями, по бокам блюда перченный рулет из свинины... Вот где мне пригодилась моя книга! Сначала он ел с неохотой, но ему было неудобно мне отказать, ведь все это я делала только для него. В конце кон­цов это ему даже понравилось. Он торопился домой, а там его ждали новые вкусные блюда. Причем каждый день что-то новое. После ужина, когда он усаживался перед телевизором, я ставила перед ним большое блюдо с печеными булочками, пирожными, печеньем. Вы знаете, когда человек смотрит


телевизор, он незаметно для себя может съесть столько всего, что сам не поверит.

Инспектор. Везет же вашему мужу! Про­стите, я хотел сказать "Везло".

Синтия. Он тоже думал так же. За корот­кое время он сильно прибавил в весе и вол­новался, но я успокаивала его, говоря, что люблю его и такого, даже больше, чем рань­ше. Мужчины такие смешные: они всегда верят тому, что хотят слышать. Но время шло, аппетит его рос. А с ним и болезни. У него появились боли в боку, стал задыхаться даже при небольшом подъеме, ночами — бес­сонница. Он стал раздражительным. В боль­нице, куда он пошел по моей просьбе (я ведь заботливая жена), у него что только не при­знали: и сахарный диабет, и ожирение, и гастрит и еще кучу всяких медицинских не­понятных болезней.

Инспектор. Неужели врачи не смогли ему помочь?

Синтия, Пытались, на то они и врачи. Они посадили его на диету, стали колоть вся­кими лекарствами. Но...

Инспектор. Но?,.

Синтия, Но он ждал только меня. И я при­ходила к нему в больницу, как Сайта Клаус в рождество, и приносила его любимые блю­да: жареный картофель, шашлык из барани­ны и еще много острого и перченого.

Инспектор. А врачи? Как это могли допу­стить врачи?!

Синтия. Врачи об этом даже и не догады­вались! А муж, видя мою заботу о нем, чувст­вуя себя все хуже и хуже, переписал на меня все свое состояние. Он был такая милашка! Со вторым и третьим мужем была та же са­мая история. Дело только во времени.

Инспектор. Какая медленная, но со вку­сом подготовленная смерть! Неужели вам их совсем не жалко?

Синтия. Жалко? Какая глупость! Вы знае­те, еще греки говорили "Обжора роет себе могилу собственными зубами". Они выкопа­ли себе могилу сами. А у меня теперь есть деньги, и я смогу открыть свое кафе. И глав­ное, я могу выйти замуж по любви. Не хоти­те ли посмотреть мой зимний сад, инспектор? (Уводит его из комнаты )

Учитель. Вряд ли автор этого рассказа Артур Хейли думал, что он будет играться на нашем уроке, но именно в этой


истории, которая сейчас развернулась перед вашими глазами, ответ на мой вопрос: о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке? Выскажите свои предположения. (По ход у обсуждения тема урока записывается на доске и в тетрадях учеников.)

Значение кулинарной обработки пищи.

Для того чтобы пища хорошо усваивалась, она должна быть соответствующим образом подготовлена­ к действию пищеварительных соков.

Одной из таких подготовительных форм является жевание. Тщательно разжеванная и хорошо смоченная слюной пища в желудке и кишечнике значительно полнее под­дается действию пищеварительных ферментов, легче расщепляется и всасывается, так как в результате жевания поверхность пищи сильно увеличивается.

Другой формой подготовки к луч­шему усвоению ее является термичес­кая обработка. Известно, например, что крахмал, который содержится в большинстве пищевых продуктов, в сыром виде почти не расщепляется в ротовой полости и в желудке, он лишь частично переваривается под­желудочным и кишечным соками. Тот же крахмал, но вареный еще в ротовой полости легко расщепляется ферментами слюны. Вареное мясо, каша, вареные и тушеные овощи го­раздо полнее расщепляются ми соками, чем сырые продукты. Обильному сокоотделению способствуют бульоны, супы. Они содержат уже готовые к всасыванию и не тре­бующие дополнительного расщепле­ния вещества. Всасываясь в кровь, эти вещества усиливают деятельность пищеварительных желез.

Как же насчет сырых овощей и фруктов?

Вместе с тем в пищу нужно обязательно упот­реблять сырые овощи и фрукты. Их присутствие, во-первых, усиливает движение стенки желудка и кишки, способствуя тем самым более тща­тельному перемешиванию пищи и усилению всасывания питательных веществ. Во-вторых, в сырых овощах и фруктах содержится большое коли­чество витаминов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности орга­низма. При термической обработке они частично или полностью разру­шаются.


Режим питания. При съедании слишком большого количества пищи за один прием происходит переполне­ние желудка. Это затрудняет и нару­шает процесс пищеварения, так как выделяющиеся пищеварительные со­ки не могут расщепить все питатель­ные вещества, находящиеся в пище. Для нормального функционирования пищеварительной системы пища дол­жна поступать в нее небольшими пор­циями через определенные промежут­ки времени.

Сколько раз в сутки мы должны принимать пищу?

Наиболее благоприятные условия для пищеварения создаются у людей, которые питаются 4 раза в сутки. При этом 25% полагающей­ся в день пищи съедается за завтра­ком, 50% — за обедом, а оставшиеся 25% делятся между полдником и ужином.

Есть следует в одни и те же часы через примерно равные проме­жутки времени. В этом случае обра­зуются условные сокоотделительные рефлексы на время приема пищи. Пищеварительные соки начинают, таким образом, отделяться еще до еды, и поступающая пища усваивает-

ся значительно скорее и лучше, чем у тех, кто не придерживается режи­ма питания и ест в разное время.

Когда вы последний раз принимаете пищу?

Ужинать надо не позднее чем за час-два до сна. Если этот промежуток времени будет меньше, то человек ляжет спать с наполненным желуд­ком, что повлечет за собой неспокой­ный сон, и организм не получит нужного отдыха.

Аппетит. Аппетитом называется ощущение потребности в определен­ной пище. Давно замечено, что, ког­да мы едим с удовольствием, выделя­ется много соков и съедаемая пи­ща хорошо усваивается. Хороший аппетит вызывается разнообразием пищи, приправами, салатами. Пос­леднее важно еще и потому, что обес­печивает получение организмом не­обходимых ему веществ, особенно витаминов.

Большую роль в развитии аппети­та играет высокое качество продук­тов, их кулинарная обработка, вкус приготовленных блюд, оформление, сервировка стола. Еще до начала еды все это вызывает условнорефлекторное отделение пищеварительных соков, способствуя предстоящему пищеварению. Потеря аппетита — обычный признак многих заболева­ний. Чрезмерно повышенный (вол­чий) аппетит наблюдается при зара­жении паразитическими червями (глистами) и при заболеваниях, свя­занных с нарушением обмена ве­ществ.


Назовите пути заражения паразитическими червями.

Желудочно-кишечные болезни, глистные заболевания и их преду­преждение. Использование недобро­качественных или несвежих продук­тов может вызвать пищевое отравле­ние. Чаще всего оно возникает после употребления колбасных изделий, консервов, особенно продуктов до­машнего консервирования, ядовитых грибов. Признаками отравления являются боли в животе, рвота, понос, головная боль, головокружение, об­морочное состояние. После промыва­ния желудка и приема слабительно­го больному надо положить грелку к рукам и ногам, давать обильное го­рячее питье. К пострадавшему необ­ходимо немедленно вызвать врача.

В пищеварительную систему вместе с недоброкачественной, недо­статочно обработанной или плохо промытой пищей могут попасть бо­лезнетворные микробы. Часть их обезвреживается в ротовой полости под действием слюны и разрушает­ся в кишечнике желудочным соком и желчью. Другие, более устойчи­вые микробы, попадая в кишечник, начинают интенсивно размножать­ся. Выделяемые этими возбудителя­ми яды вызывают нарушение пище­варения, тяжелые отравления, ки­шечные кровотечения, образование язв на стенке кишки. Такие рас­стройства пищеварения могут окон­читься смертью.

Болезнетворные микробы с остат­ками непереваренной пищи в огром­ных количествах выбрасываются организмом в окружающую среду. С выделениями больных бактерии попадают в воду колодцев, озер, рек. Микробы могут находиться и на предметах, которыми пользовался больной. Наиболее обычными рас­пространителями бактерий, вызыва­ющих желудочно-кишечные заболе­вания, являются мухи.

К числу чаще всего встречающих­ся и особенно опасных желудочно-

кишечных заболеваний относятся дизентерия, брюшной тиф, холера. Заболевших людей немедленно гос­питализируют, а помещение, где на­ходились больные и их вещи, обяза­тельно дезинфицируют. Против ди­зентерии, брюшного тифа и других инфекций во многих странах широ­ко применяются профилактические прививки. Они предотвращают воз­никновение эпидемий, которые чаще всего вспыхивают в летние месяцы.


Наряду с желудочно-кишечными инфекциями часто встречаются и глистные заболевания, иногда про­текающие так же тяжело, как и ин­фекционные. Заражение яйцами различных паразитических червей происходит путем занесения их в пищеварительный канал с немытых рук или с пищей, на которую по­пали яйца. На руках яйца могут оказаться при посещении туалета, с шерсти животных, когда их гла­дят, с земли. Поэтому мытье рук после посещения туалета, а также перед едой является совершенно обязательным. Кроме того, надо сис­тематически стричь ногти, так как под ними чаще всего задерживают­ся яйца паразитических червей.

Источником заражения глистны­ми заболеваниями может явиться не­доваренная рыба, плохо прожарен­ное мясо. В целях выявления глист­ных заболеваний и предупреждения их последствий в школах и других детских учреждениях регулярно про­водятся обследования, больным на­значается необходимое лечение.

Знаете ли вы еще причины, вызывающие заболевания органов пищеварительного тракта?

Сообщения учащихся о вредных привычках и их воздействии на пищеварительный тракт.

«Да будет пища твоя лекарством твоим, а лекарство твое – пищей твоей»

Гиппократ – отец медицины говорил так еще в 5 веке до нашей эры.

III. Закрепление.

1 . Для чего нужна кулинарная обработка пищи?

2. Почему, кроме вареной пищи, нужно обязательно употреблять сырые овощи и фрукты?

3. Почему нельзя съедать сразу большое количество пищи?

4. Каков наиболее благоприятный режим питания?

5. Почему вредно утром не завтракать?

6. Почему есть надо в одно и то же время?

7 Чем может быть вызвано пищевое отравление?

8. Какие из желудочно-кишечных заболеваний наиболее часто встречаются и како­вы меры их предупреждения?

Ц^ 1. Кто является наиболее распространенным переносчиком бактерий, вызывающих желудочно-кишечные заболевания?

2. Что является источником заражения глистами?

3. Почему перед едой нужно обязательно мыть руки?

4. Почему нельзя грызть ногти, почему их необходимо систематически подстригать?

IV. Домашнее задание: параграф 25, повторить выделительную систему позвоночных и беспозвоночных животных.