litceysel.ru
добавить свой файл
1



МОУ « Бехтеевская средняя общеобразовательная школа

Корочанского района Белгородской области»


Урок литературного чтения в 1 классе

УМК «Начальная школа XXI век»


Тема: В.Берестов

«Картинки в лужах»


Учитель: Литвинова Т.П.


2011г.


Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Начальная школа XXI век»

Тема: В.Берестов, Картинки в лужах.

Цели:


  1. Формировать понятие о жанрах (сказка, рассказ, стихотворение).

  2. Учить выражать и формулировать своё отношение к герою произведения, оценивать литературных персонажей.

  3. Развивать навык правильного и выразительного чтения.

  4. Познакомить детей с жизнью и творчеством В.Д. Берестова.

  5. Формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя.

  6. Пробуждать у учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

Оборудование:

1. Выставка книг В.Д. Берестова и портрет поэта.
2. Фонограммы: песня «Картинки в лужах», «Про машину» (читает К.Румянова), «Альбом для рисования» (читает И.Муравьёва).

3. Плакат

Не бойся сказки.

Бойся лжи.
А сказка – сказка не обманет.

Ребёнку сказку расскажи –
На свете правды больше станет.

В. Берестов

4. Карточки для работы в парах и со стихами В.Берестова.

5. Сборники сказок (для инд. работы с книгой).

6. Выставка детских рисунков к сказке Г.Сапгира «Лошарик».


I. Организационный момент.

«Читалочка»

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.

Не надо бабушку трясти:

“Прочти, пожалуйста! Прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну прочитай ещё страницу!”
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

В.Берестов


II. Повторение изученного произведения Г.Сапгир «Лошарик»

а) Беседа по вопросам.

- Почему это произведение сказка?

- Чему учит эта сказка?

- Прочитайте самые главные слова сказки.

- Чему вас научила эта сказка?

- Подберите пословицу к сказке.

Пословицы:

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Старый друг лучше новых двух.

Друг познаётся в беде.

- Сравните эту сказку с русской народной сказкой «Лиса и журавль». Что в них общего? Чем они отличаются?


б) Работа с выставкой рисунков.

- Расскажите, какой эпизод сказки нарисовали и почему?

III. Объявление темы урока.

- Тема нашего нового произведения о детях - «Почемучка». Кого так называют?

- Давайте вспомним, какие произведения о детях мы уже читали.

Работа учащихся по карточкам в парах. Одна пара работает у доски. (Фронтальная проверка: жанр и краткое содержание произведения)


Карточка.


Э.Успенский Большая новость


Я.Аким Он живой и светится


А.Кушнер Затейники


Н.Носов Жадина


В.Драгунский Если был бы я девчонкой


(Учащиеся используют содержание учебника)

- Сегодня эту тему продолжат стихи Валентина Дмитриевича Берестова. Его произведения знакомы каждому с детства, стоит только вспомнить несколько строчек. Когда вы были ещё маленькими, родители разучили с вами стихотворение, для того, чтобы вы далеко не отходили от них и не потерялись. Называется оно “Огуречик”, его тоже написал В.Берестов.


“Огуречик”.

Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызёт.


III. Изучение нового материала.

1.Работа со стихотворением В.Берестова «Картинки в лужах»

- А как вы думаете, что можно увидеть в луже?

//Важно, чтобы дети разделяли те предметы, которые «населяют» лужу (это головастики и кораблик), и те, которые отражаются в ней (небо, тучка, ветка ивы, птичка).//

- А может ли содержимое лужицы измениться? Когда и почему?

//Дети фантазируют в двух направлениях: и как может измениться «население» лужи (головастики могут превратиться в лягушечек; кроме кораблика, в луже могут плавать листики; в луже могут мыться воробушки; туда может что-нибудь упасть и т.д.), и как могут измениться отражения в луже (может отразиться солнышко, на ветке может сидеть другая птичка или никто не сидеть и т.д. — рассуждают...).//

а) Слушание стихотворения (Читает учитель)

б) Моделирование обложки (Фронтальная работа)

в) Беседа по содержанию.

- Догадываетесь, какое это время года?

(Поскольку в луже отражается зеленая ветка, значит, речь идет о лете или ранней осени.)

- Откуда же так много луж? (Очевидно, прошел дождь.)

— Не понимаю! Мальчик явно смотрит вниз, под ноги, — почему же он промочил ботинки? — спросила Маша. Ты можешь ей ответить?

(Важно, чтобы дети поняли: мальчик смотрит вниз, но не себе

под ноги, а на отраженные в луже картинки. Он настолько увлечен, что не замечает, что стоит в луже.)

- Можно ли сказать, что автор умеет видеть удивительное в обычном?

- А ты обращаешь внимание на картинки в лужах?

- Как ты думаешь, любознательные люди умеют удивляться?

- Как нужно читать это стихотворение? (Радостно, с удивлением.)


Физкультминутка

г) Самостоятельное чтение. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.


Задание к самостоятельному чтению:

- Чем же отличались картинки в лужах от реальности? (Выборочное чтение)

д) Упражнение в выразительном чтении стихотворения.

е) Слушание песни «Картинки в лужах» (фонограмма)

- Композитор написал на эти стихи музыку, а детский вокально-хоровой ансамбль «Юность России» её исполнил.


2. Рассказ об авторе:

- 1 апреля 1928 года в маленьком, тихом городке Мещовске, Калужской области, в семье учителя истории - человека доброго и талантливого родился Валя Берестов. Отец будущего поэта сам писал в юности стихи и сыну сумел привить страстную любовь к чтению. И свою любовь к детской литературе будущий поэт и писатель принёс из раннего детства: «Когда мне было четыре года, в моей жизни произошло чрезвычайно важное событие: я научился читать. С пяти лет Валя ходил в библиотеку. Обычно просил «Мурзилку», читал вслух, смеялся, не в силах удержаться от восторга. И тогда библиотекарь выпроваживала маленького читателя вместе с «Мурзилкой» на крыльцо, чтобы он никому не мешал. Помню, как я стоял у ворот и ждал, не идёт ли почтальон со свежим номером «Чижа» или «Дружные ребята» вспоминал поэт. С тех самых пор, я навсегда полюбил детскую литературу и детских писателей». Даже учился Валя Берестов одно время в селе с литературным и довольно странным названием Лев Толстой.

Поэтические способности обнаружились у маленького Вали очень рано. Первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников их автор – восьмилетний Берестов был бит.

Но это не повлияло на его сочинительство. Просто новые стихи теперь записывались в тетрадь и хранились в тайнике.

Берестов вспоминал: “Больше всего, в детстве, мне хотелось написать о моих друзьях, о школе, о наших мечтах и играх”.

Но особую роль в литературной биографии Берестова сыграла встреча с Корнеем Ивановичем Чуковским, которому четырнадцатилетний поэт показал свою заветную тетрадь. Корней Иванович не только помог развиться поэтическому таланту Берестова, но и поддержал его чисто по-человечески. А проще говоря, спас Берестову жизнь, когда тот серьёзно заболел.


Интерес к детской поэзии пришёл к Берестову “случайно”, когда он стал отцом. Он писал: “Моя дочь Марина вдохновила меня на стихи и сказки для малышей”.

Его стихи для малышей полны озорной выдумки. Здесь баюкают больную машину, а в столовую заходит, кто бы вы думали – Дракон!

1957 г. Выходит его первый поэтический сборник “Отплытие” (для взрослых) и тоненькая книжка для дошкольников “Про машину”

- Прослушивание фонограммы отрывок из стихотворения “Про машину” (исп. К.Румянова)


3. Наблюдение за разнообразием жанров творчества В.Берестова.

- Учащиеся рассматривают книги В.Берестова, называют жанры произведений и заголовки.


Вывод: В.Берестов писал стихи и сказки для детей.


- Менее известен Берестов как сказочник.

“Как найти дорожку”
“Змей - хвастунишка”
“Честное гусеничное”
“Мастер птица”

«Аист и соловей»

Одна из известных сказок Валентина Берестова “Катя в Игрушечном городе” написанная в соавторстве с Татьяной Александровой, женой писателя.


Не бойся сказки. Бойся лжи.
А сказка – сказка не обманет.
Ребёнку сказку расскажи –
На свете правды больше станет

В.Берестов


4. Самостоятельное чтение. (Работа в парах) Фронтальная проверка.

- А сейчас вы прочитаете самостоятельно несколько стихотворений из школьной лирики, которые В.Берестов мечтал написать в первом классе. Как красиво, с нежностью он пишет о школе в своих произведениях.

- Ученики читают стихотворения В.Берестова (на карточках).

“Ручка”, “Закладка”, “Резинка”, “Пенал”, “Точилка”, “Карандаш”, “Тетрадки”

“Линейка” и другие.

IV. Итог урока. Рефлексия.

- Сегодня мы с вами соприкоснувшись с необыкновенным миром поэзии Валентина Берестова, убедились, ведь художник не только тот, кто сочиняет стихи или рисует, а кто умеет удивляться, радоваться красоте мира и открывать её.


Дорогие друзья! Наш урок заканчивается, но не заканчивается дружба с книгами Валентина Дмитриевича Берестова, которые согреты добрым проникновенным юмором. Именно в этом сила его творчества.

- Слушание фонограммы стихотворения «Альбом для рисования»

- Что нового вы узнали на уроке?

V. Рекомендации для самостоятельной работы:

- Выразительное чтение стихотворения В.Берестова «Картинки в лужах» наизусть или по учебнику;

- Найти книгу со стихотворениями В.Берестова о детях и прочитать.


Произведения В.Д. Берестова


  1. «Первый листопад» Москва «Детская литература» 1987г.

  2. «Отворяй лиса, калитку» Москва Издательство. «Стрекоза» 1999г.

  3. «Стихи» М. «Дрофа-Плюс» 2004г.

  4. «Читалочка» Москва Издательство «Малыш» 1988г.

  5. «Жаворонок» Москва Издательство «Детская литература» 1978г.



Стихи В.Берестова (Для самостоятельного чтения)

Первое сентября

Нежарким солнышком согреты,
Леса ещё листвой одеты.
У первоклассников букеты
День, хоть и грустный, но весёлый.
Грустишь ты: - “До свиданья, лето!”
И радуешься: - “Здравствуй, школа!”

Портфель

Зимой на улице бежит,
А летом в комнате лежит.
Но только осень настаёт,
Меня он за руку берёт.
И снова в дождик и метель
Со мной шагает мой портфель.

Учебник

- Учитель у меня в портфеле!
- Кто? Быть не может! Неужели?
- Взгляни, пожалуйста! Он тут.
Его учебником зовут.

Тетради

Тетради в портфеле шуршали,
Что в жизни важнее, решали.
Тетрадка в линейку бормочет:
-Грамматика!
А в клетку тетрадка ворчит:
- Математика!
На чём примирились тетрадка с тетрадкой,

для нас до сих пор остаётся загадкой.


Линейка

Я – линейка. Прямота –
Главная моя черта.

Карандаш

Я – малютка-карандашик.
Исписал я сто бумажек.
А когда я начинал,
То с трудом влезал в пенал.
Школьник пишет. И растёт!
Ну а я – наоборот!

Точилка

Почему из-под точилки
Вьются стружки и опилки?
Карандаш писать не хочет,
Вот она его и точит.

Ручка

Буквы напечатанные –
Очень аккуратные.
Буквы для письма
Я пишу сама.
Очень весело пишется ручке:
Буквы держат друг дружку за ручки.
- Ах, батюшки! – сказала ручка. –
Что значит эта закорючка?
- Чернильная ты голова!
Ты ж написала букву «А»

Циркуль

Циркуль мой, циркач лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу.

Резинка

Я – ластик. Я – резинка,
Чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста:
Помарку стёрла я с листа!

Пенал

Карандаш в пенале мается,
Но зато он не ломается.
Ручка в тесноте находится,
Но зато легко находится.

Закладка

Я - нарядная закладка.
Я лежу здесь для порядка.
Зря страницы не листай.
Где закладка, там читай!

Счёты

То считаю втихомолку я,
То опять на счётах щёлкаю.
Если правильно считать,
То всегда получишь «пять»!

“Читалочка”.

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста! Прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, прочитай ещё страницу!”
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!

“Гласные, согласные”.

Гласные тянутся песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистать и ворчать.

А согласные согласны:
Шелестеть, шептать, свистеть
Но не хочется им петь.


Учитель: Литвинова Татьяна Павловна МОУ «Бехтеевская СОШ»

Самоанализ открытого урока по литературному чтению (1 класс)

«Начальная школа XXI века» Виноградова Н. Ф.

Тип урока - «Урок изучающего чтения»

Данный урок является продолжением изучения произведений о детях. Он опирается на знания учащихся об основных жанрах литературных произведений, владением необходимым уровнем навыка чтения и умения частично работать самостоятельно. Знания, полученные на данном уроке, должны расширить читательский кругозор и развить навык правильного выразительного чтения.


Тема урока: В.Берестов, Картинки в лужах.

Цели:

1.Формировать понятие о жанрах (сказка, рассказ, стихотворение).

2.Учить выражать и формулировать своё отношение к герою произведения,

оценивать литературных персонажей.

3.Развивать навык правильного и выразительного чтения.

4.Познакомить детей с жизнью и творчеством В.Д. Берестова.

5.Формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков

грамотного читателя.

6.Пробуждать желание у учащихся в свободное от уроков время самостоятельно

обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного

проведения досуга.

На уроке использовала основные принципы образования, положенные в основу работы с младшими школьниками:

1.Принцип личностно-ориентированного подхода к ребёнку:

- дифференцированный подбор заданий при индивидуальном опросе;

- создание ребёнку ситуации успеха, формирование положительной

установки к процессу обучения, заинтересованности;

- разнообразие форм и методов организации работы (пословицы, частичное


исследование,проблемные вопросы, работа в парах) позволяли раскрыть

содержание произведений и расширить содержание субъективного опыта

каждого ребёнка.

2. Принцип индивидуального и личностного подхода:

- осознание своего «Я», максимальный учёт индивидуальных особенностей

ребёнка.

3. Принцип гуманистичности:

- ребёнок активный субъектный совместной деятельности с педагогом,

основанной на сотрудничестве, на взаимном уважении.


В основе урока заложена единая современная концепция начального образования, связанная с гуманизацией процесса обучения:

- максимальный учёт психологических особенностей и возможностей младшего школьника;

- создание благополучного интеллектуального и эмоционального фона обучения, обеспечение высокого уровня психического и личностного развития школьника;

- обеспечение интеграции различных предметов в начальном обучении, цель которой – формирование учебной деятельности;

- построение дифференцированного учебного процесса, что даёт возможность учесть и своевременно скорректировать трудности в обучении.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока: выявление уровня начитанности и читательского опыта, изучение нового произведения, результат (обогащение читательского опыта, расширение уровня начитанности, самостоятельной работы с текстом), рефлексия. Сохранялась логическая связь между различными этапами урока. Отобранное содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности на всех этапах урока, индивидуальные, групповые (в парах) и фронтальные формы организации учебной деятельности учащихся, применение словесных методов, работа с учебником способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся. А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед ними посильные познавательные проблемы: подобрать пословицу, сравнить произведения, рассматривание детской книги, нахождение произведения данного автора и определения его жанра.


На уроке формировались элементы исследовательской деятельности: сравнение сказок, выделение главного, умение доказывать своё мнение, поиск произведения.

Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов по изученному материалу на основе их субъективного опыта, создавала проблемные ситуации, расширяла читательский кругозор, стремилась пробудить у учащихся желание в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга, активно использовала учебник, фонограммы произведений.

Особое место на уроке занимало формирование и развитие у учащихся обще-учебных навыков: самостоятельная работа с книгой, работа во времени. Уровень самостоятельного мышления своих учеников я считаю хорошим. Этот урок послужит опорой для дальнейшей познавательной читательской деятельности учащихся. Этому же будет способствовать и качественная оценка деятельности учащихся. Для эмоционального восприятия я использовала фонограммы произведений. Особое внимание уделяла здоровьесбережению: психологический комфорт, физкультминутка, правильная посадка при чтении, гимнастика для глаз.

Возможности кабинета использовала полностью,

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная мною форма организации урока была эффективной. С моей стороны были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культуры общения «учитель-ученик». Рефлексия показала эмоциональное восприятие и усвоение учебного материала.