litceysel.ru
добавить свой файл
1
Открытый урок



по предмету

«Православная культура»


на тему:

«Синайское законодательство»


Выполнил: учитель

начальных классов

МОУ СОШ №6

Ткаченко Л.М.


2008 – 2009 учебный годг.

Тема урока: «Синайское законодательство»


Цель: «Познакомить детей с дарованием людям Божиего закона. Воспитание школьников, как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления их в своем поведении, передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции как средство духовно-нравственного и эстетического развития личности».

Оборудование: Карточки со словами, карточки с заповедями, рисунки для панно, репродукции икон, презентация.


ХОД УРОКА


  1. ОРГМОМЕНТ

  2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.

Минутка славянской азбуки

Каждый урок мы с вами открывали дверцу в хранилище славянской азбуки и поднимаемся на одну ступеньку. Сколько ступенек мы прошли? И как они называются?


  1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

- Какой приказ дал Фараон?

- Что сделала мать когда родился Моисей?

- Что Моисей увидел однажды в пустыне?


  1. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА (неопалимая купина) (слайд презентации).


ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПАНО (ДВОЕ ДЕТЕЙ)


НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА


Я по пустыне шел. Вечерний небосклон

Мерцал румянцем предзакатным,

И воздух голубой был влажно напоен

Цветов куреньем ароматным.


В лиловой полумгле неровной цепью гор

Вдали дремал Синай маститый,

И вдруг заметил я сверкающий костер,

Багровым заревом облитый.


То пышный куст горел, горел и не сгорал,

И в купине неопалимой

Могучий голос мне отважно прозвучал:

«Ко Мне, ко Мне, неустрашимый!»


Я подошел к Нему несмелою стопой,

И, словно огненное знамя,

Слепя мои глаза, взметнулось предо мной

Костра трепещущее пламя.


И снова голос я услышал из огня;

Звучал он полный вдохновенья:

«Я вождь нетленный твой - послушайся Меня:

Дай бедной родине спасенье.


Ты слышишь плач и стон, то ропщет твой народ

Под тяжким игом фараона.

Есть путь перед тобой - веди его вперед:

Тебе Я буду оборона;


Я покажу тебе обетованный край,

Край вечной правды и святыни.

Есть речь в твоих устах - иди и вразумляй,

Есть сердце - будь вождем отныне».


Таинственный глагол торжественно звучал,

Исполнен Божьего завета...

А пышный куст горел, горел и не сгорал,

Вокруг роняя искры света.


Вопросы:

- О каком событии рассказывается в стихотворении?

- Кто рассказывает историю?

- Кого подразумевает поэт под словами «Могучий голос»?

- Что повелел Бог Моисею? (слайд презентации).

- Где Господь дал людям Свой закон?

- Как называются эти правила?


  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

Бог выбрал самого достойного (праведного) человека Моисея для того, чтобы тот донес до людей волю Божию, научил их благочестию. Моисея называют пророком. (Слайд презентации)

По повелению Божию Моисей принял от Бога две ка­менные доски (скрижали), на которых были написаны десять заповедей. Скрижали были положены в ящик, оби­тый золотом, который назывался Ковчегом. Моисей по­ставил ковчег в особой палатке (скиния), где для него было отведено специальное место, которое называлось Святое Святых. Когда Моисей сошел с горы, народ со страхом выслушал все заповеди Божие и дал клятву исполнять их.



ЗАПОВЕДИ БОЖИЕ (Слайды презентации):

Первая заповедь гласит «Я, Господь Бог твой; да не будет у тебя других богов, кроме Меня».

Вторая заповедь – «Не делай себе ни каких идолов».

Третья заповедь – «Не произноси имени Божиего напрасно. Свято имя Божие, почитай (уважай его)».

Четвертая заповедь – «Помни праздничный день, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и в них делай все дела свои, а день седьмой да будет посвящен Богу».

Пятая заповедь – «Уважай твоих отца и мать, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго жил на земле».

В шести следующих заповедях, которые Бог передал Моисею, рассказано о том, как люди должны относиться друг к другу. Хотят ли люди жить долго и счастливо? (Ответы.) Тогда следует хорошо помнить пятую заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле». Разве кто-то может не любить своих родителей? Любовь

к ним называется почтением. Однако слушаться и ува­жать следует всякого старшего, так как они учат добру и заботятся о благополучии младших.

Шестая заповедь запрещает вредить здоровью и жизни других - «Не убивай». Но и грубым, сердитым словом можно повредить человеку. А уж дракой - тем более.

Седьмая заповедь - «Не прелюбодействуй», гово­рит об отношениях мужа и жены: им должно всегда со­хранять взаимную любовь и верность.

Восьмая заповедь запрещает присваивать чужое - «Не кради».

Девятая заповедь учит говорить правду и не осуждать других — «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

Десятая заповедь не позволяет завидовать богатству других людей - «Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни вся­кого скота его, ничего, что у ближнего твоего».



Обсуждаем-размышляем. Может ли человек быть сча­стливым, если не исполняет заповеди Божий? (Ответы.) Все заповеди Божий учат людей быть добрыми, забо­титься друг о друге, не осуждать, не завидовать, не огор­чать. Человек, нарушающий заповеди Божий, как пока­зывают примеры, бывает наказан. Вот один такой пример (рассказ ученицы).

ЗАВИСТЬ

В некотором городе жил праведный человек. Три завис­тливых человека оклеветали его: сказали, что он большой грешник. Народ им не поверил, а они начали клясться. Один сказал: «Пусть я сгорю живым, если говорю неверно». Другой сказал: «Пусть сгниет у меня заживо тело». Третий сказал: «Да ослепну я, если вру». И действительно, у пер­вого клеветника загорелся ночью дом, и он сгорел. На вто­рого напала болезнь - проказа (эта болезнь в том и состо­ит, что заживо гниет тело). А третий ослеп.

Зависть, как и каждый грех, рождается внутри чело­века в его душе. Если человек сразу не отбросит ее, не скажет себе «Не смей!», то она очень быстро завладеет его душой, вырастет. Растет человек, вырастает и его недостаток (зависть, лицемерие, злоба). Его перестанут любить друзья. По зависти дьявол погубил первых лю­дей Адама и Еву. И Адам потом горько плакал: «Рай, мой рай!». По зависти Каин убил Авеля. По злобе и за­висти братья продали Иосифа в рабство. Но каждый из завистников получил наказание.

- К какой заповеди можно отнести рассказ ученицы?


Учитель: Зависть подобие моли съедающей ту одежду, в которой родится. И она съедает то сердце, в котором рождается. (Cвт. Дмитрий Ростовский)


Об истории дарования людям Божиего закона расска­зано в Библии. Это событие изображалось художниками (иконописцами) в росписях храмов и на иконах.


Вопросы.


  • Назови, какие заповеди Бог дал людям?

  • В каком случае грех овладевает душой человека?

  • На чем были написаны заповеди Божий?


  • Где хранились скрижали?

  • В какой заповеди говорится о долгой жизни человека?

  • Как человек должен поступать, чтобы жить долго и хорошо?

  • Подумать, как эта заповедь может быть исполнена в жизни.


Слушаем. А. Кастальский. «На реках Вавилонских».


  1. ИТОГ УРОКА.


Домашнее задание. Задания учебника стр 75-79, задание 3-4.


Выставление оценок. Самооценка работы детей на уроке. Красные квадратики – 5, желтые – 4.



  1. РЕФЛЕКСИЯ