litceysel.ru
добавить свой файл
1
Итоговый урок по теме «Гидросфера»


Учитель Бойкова В.В. ГОУ СОШ № 727

Цели урока:

выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями по теме «Гидросфера»,

обобщить материал как систему знаний;

развивать пространственное мышление, умение классифицировать объекты, выявлять причинно – следственные связи;

развивать коммуникативные навыки при работе в группах;

развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся;

воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов через литературные произведения.


Оборудование урока: физическая карта полушарий, карта путешествия, фотографии объектов гидросферы, дидактические материалы.

Организация: работа в группах

Форма проведения: урок - игра

Тип урока: обобщения, систематизации и проверки знаний

Ход урока

Эпиграф к уроку

Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое !... Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете.

Антуан де Сент Экзюпери


Ребята все вы любите путешествовать, играть. Вот и сегодня на уроке поиграем в путешествие по пройденной теме «Гидросфера». За столом вы сидите группой. Это будет ваш корабль, ваша команда. Вы уже выбрали капитана команды. Капитан следит за порядком распределения заданий в группе, и если команда готова ответить поднимает руку. Команда, первым ответившая правильно получает балл и жетон. На нашем маршруте вам встретятся остановки с разными заданиями – конкурсами и мы постараемся взглянуть на оболочки Земли с творческой стороны. Географию можно изучать не только с учебником

географии, но и по литературным произведениям, и как математики.


Первая наша остановка «Гидросфера». Внимание на экран. Здесь вам предлагается виды водных объектов. Распределите их. Составьте схему «Состав гидросферы». Кто первым выполнит поднимите руку. Время выполнения задания 5 мин.


Заполните схему


Воды мирового океана Воды суши


А теперь проверим. Скажите, а какая часть гидросферы не показана на схеме?

Следующая остановка «Части мирового океана». Внимание на экран. Определите контуры частей мирового океана

Проверяем и показываем по карте.

Путешествие наше продолжается по водам «Мирового океана». Ответьте на вопросы и объясните свой ответ.

Воды мирового океана


1. расположите океаны по степени увеличения их солености


1

СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ

ОКЕАН

2

АТЛАНТИЧЕСКИЙ

3 ИНДИЙСКИЙ

4

ТИХИЙ


2. расположите моря по степени увеличения их солености


1

БАЛТИЙСКОЕ

2

ЧЕРНОЕ

3

КРАСНОЕ

4

СРЕДИЗЕМНОЕ


3. «Гольфстрим» водяное отопление планеты.


Следующая наша остановка «Воды суши». Внимание вопрос. Что означают цифры на схеме. Время выполнения задания 5 мин.

Проверьте ответы

Путешествие наше продолжается по водам «Водам суши». Ответьте на вопрос. Время выполнения задания 5 мин.


Разделите перечисленные реки на группы в зависимости от их режима.


  • Амазонка, Нил, Конго, Волга, Енисей, Амударья, Лена, Волга, Терек, Урал, Обь, Хуанхэ, Ганг, Миссисипи, Амур, Дон.

Проверьте ответы

Весеннее половодье Летнее половодье


Наша остановка «Математическая». Решите задачи. Время выполнения задания 5 мин.

1. Будет ли лежать снег на вершине горы Килиманджаро в Африке, если температура воздуха у ее подножия + 250?


2. Через сколько часов цунами, возникнув у берегов Чили, достигнут Японских островов?


3. Сколько различных веществ можно получить из 1тонны воды Красного моря?


4. Из Москвы отправляется теплоход со скоростью 26 км. в час. За какое время теплоход дойдет до Белого моря?


5. Яхта потеряла управление в точке с координатами 450 ю.ш и 1600 з.д и дрейфует по «воле волн». Где она окажется через 10 дней? Укажите координаты, с какой скоростью она движется?


Проверьте ответы


Вода не только необходима человеку для самой жизни. В ней заключается сила эстетического воздействия на человека. Поэтому вода во все времена и у всех народов являлась и является источником вдохновения для поэтов, художников. Особенно много стихов поэты посвящали рекам и озерам на берегах которых им довелось побывать, где прошло детство. Внимание вопрос. Объясните литературные загадки.


литературные загадки


1. Какое явление, наблюдаемое на реке, описано в стихотворении?

Я раз за дровами

В лодке поехал - их много с реки

К нам ………. весной нагоняет ­

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой,

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,


Меньше сажени в длину.

Некрасов. Дед Мазай u зайцы


2.Какую великую русскую реку воспел поэт в стихотворении?

Не приметен ничем, не широк,
По просторам Волдайского края
Еле слышно журчит ручеек,
Меж каменьями путь выбирая.
То он моет прибрежный песок,
То внезапно в кустах пропадает,
И не знает еще ручеек,
Что его впереди ожидает.
Сколько верст ему надо пройти,
Сквозь какие преграды пробиться,
Сколько рек с ним сольется в пути,
Сколько чаек над ним закружиться.
Сколько долгих минует годов,
Сколько волн разойдется кругами,
Сколько встанет больших городов
Над крутыми его берегами.

Николай Якушев

3. Какой русской реке посвятил эти стихи поэт?

У тебя, краса-река,
Женское обличье,
Даже имя у тебя
Нежное, девичье.
Ласковым тебя не зря
Окрестили словом,
Несмотря, что родилась
Ты в краю суровом.

Леонид Попов

4. Какая причина вызвала «голубые волны», увиденные А.С.Пушкиным на поверхности моря?


Прощай свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой...

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

«К. Морю»


5. Почему оба поэта изобразили Терек диким и необузданным? В

чем причина?


Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

М.Ю. Лермонтов

Меж горных рек несется Терек,

Волнами точит дикий берег,

Клокочет вкруг огромных скал...

А. С. Пушкин

Небольшой отдых. Поиграем в игру «Четвертый лишний». Найдите лишнее понятие. Объясните, что оно означает. Покажите на карте.


Игра «Четвертый лишний»


1 СРЕДИЗЕМНОЕ

2 ЧЕРНОЕ

3 КАСПИЙСКОЕ

4. БЕРИНГОВО


1 ГАВАЙСКИЕ

2 САХАЛИН

3 КАМЧАТКА

4 ГРЕНЛАНДИЯ


1 НИЛ

2 БАЙКАЛ

3 АМАЗОНКА

4 ВОЛГА


1ЕНИСЕЙ

2 ВОЛГА

3 ТЕРЕК

4 АМАЗОНКА


1 БИСКАЙСКИЙ

2 ДРЕЙКА

3 БЕРИНГОВ

4 ГИБРАЛТАРСКИЙ


1 ГОЛЬФСТРИМ

2 ЛАБРОДОРСКОЕ

3 СРЕДИННО – АТЛАНТИЧЕСКИЙ

4 ЗАПАДНЫХ ВЕТРОВ


Решите тест. Время выполнения задания 5 мин.


Особенности вод своей местности





  1. Ближайшее к Москве море называется _____________________________.

  2. Город Москва находится в бассейне реки _______________________________.

  3. По территории Москвы протекает река _________________________________.

  4. Река Москва_____________приток реки _________________________________.

  5. Москва река берет начало в _________________________; течет в направлении ______________________, впадает в ______________

6. Река Москва имеет притоки _______________________________________

7. Она _____________________________ (месяцы годы) покрыта льдом.

8. В Головинском районе протекает река ____________________________

9. Река используется_____________________________________________


Многие художники рисовали и рисуют разные части гидросферы. Например, знаменитый русский художник Айвазовский не раз изображал на своих полотнах морскую стихию. Внимание задание. Составьте рассказ.

Многие прозаики посвящали водам свои произведения, описывают разнообразные чувства, которые воды в них вызывают. Цвет воды это палитра красок. От почти черного до белого. Названия говорят сами за себя: Черное море, Красное море, Желтое море, Белое море, Белый Нил, Голубой Нил, Оранжевая река.


Воды гидросферы сильно воздействуют на слух человека, поскольку вода некогда не бывает статичной. Состояние вод описывают разными словами: «Терек воет», «Тихий Дон», «море плещет», «волны ревучи».люди испытывают разнообразные в основном приятные чувства , соприкасаясь с водой. Любят купаться, плескаться, касаться воды, свесив ноги с мостика, поболтать ими в воде.

Воды гидросферы действуют и на подсознание человека. Вспоминая особо живописный водоем, люди невольно испытывают тоску по чистым водам его просторам, желание вернуться и увидеть его еще раз. Значение гидросферы в жизни человечества – огромно. Мировой океан - это транспортные артерии, связывающие материки, страны, народы. Это биоресурсы, полезные ископаемые, аккумулятор энергии, главный ассенизатор планеты. Воде нет замены. Поэтому все люди должны бережно к ней относиться, не расходовать попусту, помнить, что вода самый ценный минерал нашей планеты.


Итог урока

Подсчитываем полученные командой жетоны.

Команда, которая получила

От 29 – 20 жетонов получает оценку «5»

От 20 - 11 жетонов оценку «4»

10 жетонов оценку «3»


Материалы к уроку:


  1. Как вы думаете, почему, рыбаки на побережье Белого моря ставят рыбачьи сети на берегу и строго по часам? (

  2. предотвратить появление этих гигантских волн, бегущих по поверхности океана с быстротой скоростного поезда, невозможно. Люди на корабле, находясь в открытом океане, ничего не заметят, но на суше эти волны уничтожат все на своем пути. Какие волны являются причинами наводнений и катастрофических разрушений на островах и побережье океанов? (

  3. Какую «высокую воду» ждал капитан Немо, надеясь, что в новолуние она поможет снять подводный корабль с мели в проливе между Австралией и Новой Гвинеей? ()

  4. Кто впервые и когда изготовил акваланг? Как выглядел этот дыхательный аппарат? ()
  5. Как в средневековой Руси называли Балтийское море? ()


1) Главная причина возникновения поверхностных течений в Мировом океане.

а) приливы и отливы
б) постоянные ветры
в) рельеф морского дня

2) Если река имеет снеговое питание, то половодье наступает:

а) весной
б) летом
в) осенью

3) Какая часть мирового океана имеет большую соленость?

а) Аравийское море
б) Балтийское море

4) Более низкую температуру поверхностных вод имеет залив:

а) Мексиканский
б) Гудзонов
в) Бискайский

5) Какие виды вод суши не встречаются в вашей местности:

а) реки
б) ледники
в) озера
г) болота

Вопросы для 5 задания.

1) Каким образом межпластовые воды проникают через верхний водоупорный слой?

2) Почему вода в колодце, как правило, прозрачная и холодная?

3) В какой реке течение в среднем быстрее: в Волге или в Тереке?

4) Можно ли по водному пути из Нижнего Новгорода попасть в Москву?

5) Мертвым морем называют соленое бессточное озеро площадью 1000 км2, образовавшеяся в глубокой впадине. Уровень этого удивительного водоема на 392 м ниже уровня соседнего с ним Средиземного моря. Почему это море называют Мертвым?

6) Сарезское озеро называют «Байкалом Памира». Оно образовалось в результате катастрофы, которая произошла в феврале 1911 года. Что стало причиной образования озера?

7) В Средней Азии есть озеро, в одной части которого вода соленая, а в другой – пресная. Что это за озеро? И почему в раздельных его частях различная соленость?

8) Уровень воды в различных морях и океанах – величина непостоянная. От уровня какого моря ведется отчет всех высот в нашей стране?

9) Цепь этих островов, протянувшихся с севера на юг на 1200 км, представляет верхушки гигантской вулканической гряды, поднимающейся из глубокой пучины океана более чем на 10 км. Что это за архипелаг? Как называется водопад на одном из островов данного архипелага?

10) Если прорыть канал из Аральского моря в Каспийское, откуда потечет вода: из Аральского в Каспийское или из Каспийского в Аральское?