litceysel.ru
добавить свой файл
1
Тема: Условные знаки и масштаб карты.



Цель урока:

Обучающая
: Создать у учащихся представление о масштабе и его видах, условных знаках и их видах.

Развивающая: Научить детей пользоваться масштабом, переводить из численного масштаба в именованный и обратно, различать виды условных знаков.


УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ


1этап. Постановка проблемы.


Вашему вниманию предлагается одна и та же территория, расположенная в России, западнее Уральских гор - Европейская равнина на разных картах, физической карте мира и физической карте России. Какой возникает вопрос? (Э П)


2этап. Организация поиска решения.

Чем же отличается эта территория на разных картах?


Ещё чем они отличаются?

Какой можно сделать вывод?


Где подробнее изображение?

Как вы думаете, почему одна и та же территория имеет разную подробность изображения?


Чем отличаются эти карты?


Почему на один и тот же разворот атласа поместились разные по обхвату территории?


Как определить по карте во сколько раз изображение меньше оригинала, то есть самой территории?


В случае если затрудняются назвать, что уменьшение территории показывает масштаб.


Как вы поняли, что показывает масштаб?

На карте обычно показывают три вида масштабов: численный, именованный и линейный. Посмотрите на масштабы на физической карте мира и определите их виды. Какой из них численный, именованный и линейный.



Если неправильно определяют, учитель задаёт наводящий вопрос.

В каком из видов присутствуют одни цифры?

Как назовём этот вид масштаба?


ЭП на экране

Виды масштабов

1) численный 1: 100 000 000

2) именованный в 1см – 1000км

3) линейный



1000 0 1000 3000 4000


Первый вид читается как дробь и означает в 1см карты - 100 000 000см. местности. Как перевести численный масштаб в именованный?

(Задания на экране, тесты ЭП по масштабу)


Возможно использование нижеприведённых заданий, составленных автором урока.

Прочитайте масштаб и объясните степень уменьшения

1). 1: 10 000.

2). 1: 250 000.

Какой из них мельче?


Назовите численный масштаб:

1) в 1см -10км.

2) в 1см -200км.

3) в 1см – 3 000км.


Как объекты показаны на карте?

Какие условные знаки есть в легендах обоих карт?


Какие их них вы отнесёте к линейным?


Какие условные знаки вы отнесёте к площадным?


Какие к одиночным?


ЭП на экране

УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ



Одиночные Линейные Площадные

Познакомьтесь с другими условными знаками


ЭП


3. этап. Организация воспроизведения.


А теперь назовите тему урока.


Какие были цели урока.

Что знать?

Что уметь?

( Работа в группах)


1 группе: От точки изображённой на листе, отметьте отрезки в масштабе 1: 5 000

1отрезок на ЮВ -200м

2отрезок на ССВ – 500м.

3отрезок на ЗЮЗ-500м

1 группе: От точки, изображённой на листе, отметьте отрезки в масштабе 1: 10 000

1отрезок на ЮЗ – 400м

2отрезок на ССЗ – 1000м

3отрезок на ВЮВ – 1000м


3группе: От точки изображённой на листе, отметьте отрезки в масштабе 1: 1000.

1отрезок на СЗ -40м.

2отрезок на ВСВ – 100м.

3отрезок на ЮЮЗ -100м.

4группе: От точки изображённой на листе, отметьте отрезки в масштабе 1: 50 000.

1отрезок на СВ – 2км

2отрезок на ЗСЗ – 5км

3отрезок на ЮЮЗ – 5 км.


4этап. Выражение продукта.


А теперь проверьте справились вы с заданием или нет. Если вы правильно справились с заданием, то при сложении всех листов мы получим фигуру:




5 этап. Рефлексия. (Тетрадь – тренажер, задание № 4, № 5, с. 4; №10, с. 13, № 1, с. 5)

Возможно использование авторских заданий


  1. Что показывает масштаб.

  2. Подпишите виды масштабов.

  3. 1) 1: 1 000

2) В 1см – 10м.

3)

10м 0 10м 20м 30м



2. Какой масштаб крупнее?

А) 1:100

Б) 1:1 000

В) 1:10 000.


3.Переведите численный масштаб в именованный:


  1. 1: 200 000

  2. 1:3 000 000

  3. 1:100 000.


4.Какой из условных знаков относится к одиночным?

1)





2)





3.


5.Оцените своё состояние:


  1. понял тему и могу объяснить другому.

  2. понял тему

  3. понял частично

  4. ничего не понял.






Чем они отличаются? Зачем их нужно сравнивать?

На одной она больше, на другой меньше.

На одной карте больше притоков у рек, на другой меньше. На физической карте России показано больше городов, показаны возвышенности.


На карте России показано больше объектов.


На физической карте России изображение подробнее.

Она изображена на разных картах.


На одной показан весь Земной шар, на другой только Россия.


Физическая карта мира уменьшена в большее количество раз.


Могут назвать: мо масштабу, а могут испытывать затруднения при ответе на вопрос.

Масштаб показывает во сколько раз изображение на карте меньше самой территории.

Предполагают. Обычно безошибочно определяют линейный вид масштаба.



В верхнем.

Численный.

Учащиеся записывают то же в тетради.


Нужно сантиметры перевести в метры.


В первом случае территория уменьшится в меньшее количество раз

Второй мельче.



  1. 1:1 000 000.

  2. 1: 20 000 000.

  3. 1: 300 000.


Обычно легко отвечают, что условными знаками.


Называют условные знаки

Реки, государственные границы, каналы


Озёра, болота, солончаки, пески


Вулканы города.

Учащиеся записывают то же в тетради.

Знакомятся

Называют тему урока.

Знать: что такое масштаб, условные знаки и их группы.


Уметь: переводить один вид масштаба в другой, сравнивать масштабы, пользоваться условными знаками.





10cм

4см 10см






4см


10см


10см







Домашнее задание:

На «3» Страница 10 -11 учебника. Вопрос 1, 4 на странице 11 – 12 тетради- тренажёра.


На «4» Вопрос 2, 3, 7 тетради- тренажёра, страница 12.


На «5» Вопрос 8, страница 12 тетради- тренажёра. Составить подобные задания с использованием масштаба и сторон горизонта.


Черемных Елена Филимоновна

Сепычевская СОШ

Верещагинский район

Пермская область