litceysel.ru
добавить свой файл
1


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕНИ Ы.АЛТЫНСАРИНА


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


ГЕОГРАФИЯ


10-11 классы



естественно-математическое направление


Астана 2010

Министерство образования и науки Республики Казахстан


Национальная академия образования имени Ы.Алтынсарина


ГЕОГРАФИЯ


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


для 10-11 классов естественно-математического направления

общеобразовательной школы


Астана 2010

Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики

Казахстан от 09.07.2010 г. № 367.




Авторы программы:

Бейсенова А.С., Каймулдинова К.Д., Абилмажинова С.А.

Учебная программа «География» для 10-11 классов естественно-математического направления общеобразовательной школы. – Астана, 2010. – 26 с.


© Национальная академия образования

им. Ы.Алтынсарина, 2010


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа по учебному предмету «География» для 10-11 классов естественно-математического направления, учитывая непрерывность географических знаний и необходимость профессионального подхода, нацелена на формирование у учащихся сложных географических знаний и ставит перед собой следующие задачи:

- формирование у учеников знаний о целостности природы планеты на основе обобщения географических понятий и идей об общих географических закономерностях, изученных в предыдущих классах;

- формирование основ политико-географических знаний путем изучения этапов формирования политической карты мира и геополитических проблем, направлений развития современного общества и анализа геополитического положения Республики Казахстан и отдельных стран;


- формирование географо-экологической культуры посредством изучения возможностей использования и распространения природных ресурсов на земном шаре, по отдельным регионам и странам;

- формирование знаний у учащихся о населении мира, его составе и структуре, особенностях размещения и их закрепления сведениями о населении Казахстана;

- познакомить учеников с системой мирового хозяйства и его структурой, с особенностями национальных хозяйств;

- развитие географических знаний об особенностях стран с разными уровнями развития, о международных отношениях и экономическом сотрудничестве;

- подготовить учеников к пониманию сложных взаимоотношений между обществом и природой на основе изучения современных глобальных проблем человечества и путей их решения;

- научить учащихся работать с различными дополнительными источниками информации и самостоятельно делать выводы;

- научить учеников навыками самостоятельной обработки статистических, картографических сведений и данных, системы Интернет;

- стимулирование учеников к получению разносторонних и глубоких географических знаний путем использования возможностей специализированных школ.

В типовом учебном плане на изучение географии в школах естественно-математического направления отводится в 10 классе – 2 часа в неделю, в 11 классе – также 2 часа.


II. БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


10 КЛАСС – 68 часов


Введение (1 час)


Общие географические закономерности (17 часов)


Земля как планета (2 часа). Краткие сведения о Земле. Место планеты Земля в Солнечной системе. Полюса и форма Земли. Движения земного шара. Тепловые пояса. Строение Земли. Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы.

Изображение Земли на карте (2 часа). Общие сведения о картографии и географических картах. Значение географических карт. Географическая карта и ее свойства. Другие картографические схемы. Картография и ее разделы. Связи картографии с другими науками.


Картографические проекции. Виды искажений на карте. Картографические проекции. Методы определения искажений на карте. Топографическая карта. Определение азимута по карте. Рельеф на мелкомасштабных географических картах. Какими могут быть карты в ХХI веке?

Литосфера и земная кора (3 часа). Геологическая история Земли. Эпохи горообразования. Возраст горных пород. Геологическое летоисчисление. Геохронологическая таблица. Эпохи горообразования.

Литосфера и закономерности ее развития. Литосфера и литосферные плиты. Материковая и океаническая земная кора.

Закономерности рельефообразования. Роль внутренних сил. Роль внешних сил.

Атмосфера и климат (3 часа). Атмосфера и ее свойства. Состав и значение атмосферы. Строение атмосферы. Нагревание атмосферы. Атмосферная влага.

Атмосферная циркуляция. Атмосферное давление. Воздушные массы и атмосферные фронты. Ветер и его виды.

Климат и его классификация. Основы климатического районирования. Климатические пояса на земном шаре. Изменение климата.

Гидросфера (3 часа). Гидросфера и его состав. Круговорот воды. Гидросфера и ее составные части. Свойства воды. Круговорот воды в природе, его значение.

Мировой океан. Мировой океан и его части. Свойства океанической воды. Движения океанических вод.

Поверхностная вода и его виды. Реки. Озера. Ледники. Подземные воды.

Биосфера (1 час). Понятие о биосфере. Состав и строение биосферы. Этапы развития. Понятие о ноосфере. Проблемы охраны биосферы.

Закономерности географической оболочки (2 часа). Географическая оболочка и природные комплексы. Общее понятие о географической оболочке. Закон целостности географической оболочки. Круговорот вещества и энергии. Ритмичность географической оболочки. Природные территориальные комплексы. Ландшафты и его типы.

Географические пояса и зоны. Законы зональности географической оболочки. Географическая зональность. Природные зоны на земном шаре.



Практическая работа (1 час):

1. Анализ одной из карты в школьном атласе по выбору:

а) определение библиографических показателей атласа (название атласа, авторы, год и место издания);

б) определение структуры атласа (группы основных карт: порядок их расположения);

в) характеристика содержания, методов картографических проекций, математической основы одной тематической карты по выбору;

г) определение совокупности дополнительных материалов на карте (дополнительный текст, рисунки, численные данные, географические названия) и их оценка (достаточно, излишне, недостаточно)

д) выводы, сделанные при анализе атласа.

2. Проведение измерительных работ по тематической или общегеографической карте:

а) определение расстояния между выбранными пунктами или протяженности материка с запада на восток, с севера на юг в градусах и километрах;

б) определение географических координат выбранных пунктов или географических объектов;

в) определение географического положения конкретных объектов по данным координатам (по выбору учителя);

г) выводы на основе проделанных заданий.


Общая характеристика мира (31 час)


Политическая карта мира. Историко-географические регионы (3 часа). Политическая карта мира. Содержание политической карты. Этапы формирования политической карты.

Типы стран. Международные организации. Объекты политической карты мира. Независимые государства. Зависимые территории. Международные организации. Политическая география и геополитика. Историко-географические регионы. Общие понятие о политической географии и геополитике (инновационная политика). Первые геополитические теории. Современные геополитические течения. Историко-географические регионы.

Практическая работа (1 час):

1. Вспомните понятия «геополитика», «геополитическое положение» и требования по оценке геополитического положения страны (соседние страны, их политико-экономическое, социальное положение, отношение к политическим организациям и к горячим точкам);


2. Оцените геополитическое положение одной страны по выбору и охарактеризуйте его возможное изменение под влиянием ситуации в мире;

3. По политической карте определите страны с выгодным и невыгодным геополитическим положением и их названия выпишите в тетрадь.


Природные ресурсы (4 часа). Взаимоотношения общества и природы. Понятие о географической среде. Связи между обществом и природой.

Природные ресурсы и их виды. Классификация природных ресурсов. Хозяйственная деятельность и изменение природных ресурсов.

Природные ресурсы мира. Хозяйственная оценка ресурсов (туристко-рекреационные). Энергетические ресурсы. Минеральные ресурсы. Земельные ресурсы. Водные ресурсы. Биологические ресурсы. Биологические ресурсы океана. Рекреационные ресурсы.


Практическая работа (1 час):

1. Определите виды природных ресурсов, пользуясь текстом учебника и схемами;

2. Раскройте содержание понятия «ресурсообеспеченность», выявите закономерности размещения минеральных, водных, земельных ресурсов в мире и определите страны, хорошо обеспеченные этими видами ресурсов;

3. По выбору ученика, определить вопросы, необходимые для анализа ниже перечисленных карт:

а) минеральные ресурсы;

б) земельные ресурсы;

в) агроклиматические ресурсы.

4. Приводимые примеры экологических проблем, возникающих при освоении и хозяйственном использовании природных ресурсов. По выбору подготовьте рефераты и сообщения, раскрывающие характер этих проблем.


Население мира (6 часов). Численность и воспроизводство населения мира. Происхождение расселения человечества на земном шаре. Перепись населения. Численность населения мира. Демографические показатели. Воспроизводство населения. Демографическая политика.

Половозрастной состав населения. Трудовые ресурсы. Возрастная и половая структура населения. Трудовые ресурсы.


Расовый и этнический состав населения. Расовый состав. Этнический состав. Этнические процессы.

Языковый состав населения. Распространение религий. Языковый состав. Религиозный состав.

Плотность, особенности размещения и движение населения. Общий характер размещения. Плотность. Миграции населения.

Виды поселений. Урбанизация. Виды поселений. Территориальные размещения урбанизации. Этапы развития урбанизации. Города и окружающая среда.


Практическая работа (1 час):

1. Вспомните понятия «трудовые ресурсы», «экономически активное население», «половозрастной состав населения», «миграция», «урбанизация» и объясните их значение.

2. Дайте сравнительную характеристику трудовых ресурсов стран и регионов по нижеследующему плану:

а) численность населения, естественный прирост, доля ЭАН;

б) половозрастной состав;

в) распределение трудовых ресурсов по отраслям хозяйства;

г) профессиональный уровень специалистов, сформировавшиеся трудовые навыки;

д) сделайте выводы о различных между трудовыми ресурсами выбранных регионов и стран.

3. Подготовьте сообщение об исторически сложившихся ремеслах народов стран и регионов.


Мировое хозяйство (15 часов)


Общий обзор мирового хозяйства (4 часа). Формирование и структура мирового хозяйства. Этапы формирования мирового хозяйства. Современное мировое хозяйство (геополитические условия, индустрия туризма, кластер, стратегия, т.д.) и его структура. Международное географическое разделение труда.

Научно-техническая революция и развитие мирового хозяйства (инновационная политика). НТР и ее структура. Основные признаки НТР. Влияние НТР на структуру хозяйства.

Территориальные различия мирового хозяйства. Основные показатели, характеризующие уровень развития стран. Территориальные различия хозяйственной структуры.


Мировая промышленность (3 часа). Закономерности размещения промышленности. Топливно-энергетический комплекс. Структура и закономерности размещения промышленности. Нефтяная промышленность. Газовая промышленность. Угольная промышленность. Электроэнергетика.

Металлургия и машиностроение. Черная металлургия. Цветная металлургия. Машиностроение.

Другие отрасли обрабатывающей промышленности. Химическая промышленность. Легкая промышленность. Пищевая промышленность.

География сельского хозяйства (3 часа). Общая характеристика сельского хозяйства. Значение сельского хозяйства. Аграрные отношения. Направления развития сельского хозяйства.

Отраслевая структура сельского хозяйства. География растениеводства. Животноводство. Рыболовный промысел.

География транспорта и связи (1 час). География транспорта. Средства связи.

Международные экономические отношения (3 часа). Виды современных хозяйственных связей. Внешняя торговля. Виды международных экономических отношений. Внешняя торговля товарами. Внешняя торговля Казахстана.

Международная финансовая система. Международные валютные отношения. Международный кредитный рынок. Международный инвестиционный рынок.

Международный туризм. Международное экономическое сотрудничество. Международный туризм. Экономическое сотрудничество. Глобализация. Региональное экономическое сотрудничество.


Практическая работа (1 час):

1. Объясните сущность и значение НТР; По приведенной в тексте учебника схеме, определение составные части НТР, и приведение конкретные примеры влияния каждой из них на отрасли (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) мирового хозяйства;

2. Назовите главные признаки НТР и приведите примеры их проявления в мировом хозяйстве;

3. Определите влияние НТР на территориальную структуру мирового хозяйства и приведите примеры хозяйственных различий между старыми районами и районами нового освоения;


4. Как и почему в условиях НТР изменилось соотношение между производственной и непроизводственной отраслями?

5. Приведите примеры важнейших средств труда и промышленных технологий под влиянием НТР;

6. Выводы работы в тетради выполните в виде таблицы: в первой части укажите роль НТР в развитии промышленности, во второй – сельского хозяйства, в третьей – транспортной системы.


Страны СНГ (19 часов)


Общий обзор стран СНГ (1 час). СНГ – Союз взаимопомощи и сотрудничества в Евразии. Экономические связи стран СНГ. Социально-культурные связи. Связи между странами СНГ и Казахстаном.

Российская Федерация (6 часов). Экономико-географическое положение России. История формирования государства. Географическое положение. Экономико-географическое положение страны. История формирования государства.

Природные условия и природные ресурсы Российской Федерации. Природные условия. Природные ресурсы.

Население. Воспроизводство населения. Общая характеристика населения России. Национальный состав населения.

Хозяйство России. Общая характеристика хозяйства России. Экономические районы России. Промышленные комплексы.

Транспортное хозяйство России. Железнодорожный транспорт. Автомобильный транспорт. Морской транспорт. Речной транспорт. Воздушный транспорт. Трубопроводный транспорт.

Внешние экономические связи России. Внешние экономические связи. Туризм.


Практическая работа (1 час):

1. Составить краткую экономико-географическую характеристику по нижеследующему плану при помощи необходимой литературы:

а) экономико-географическое и геополитическое положение страны;

б) хозяйственная оценка природных условий и ресурсов;

в) численность населения, национальный состав, поло-возрастной состав, обеспеченность трудовыми ресурсами, экономически активное население (ЭАН) и др. показатели;


г) общая характеристика хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт);

д) внешне экономические связи, связи между Казахстаном и Российской Федерацией.

2. Отображение некоторых экономических показателей России с помощью картографических методов:

а) на контурную карту нанести страны, граничащие с Россией, особыми знаками отметьте горячие точки и очаги напряженности;

б) на контурной карте условными знаками покажите полезные ископаемые и подпишите названия крупных месторождений;

в) на контурную карту необходимыми условными знаками нанесите крупные промышленные центры, экономические зоны и районы, крупные магистрали транспортной системы, центры международного туризма, районы экологического бедствия.

3. Выводы по экономико-географическому положению Российской Федерации в виде кратких тезисов записать в тетрадь.


Республика Беларусь (1 час). Географическое положение. История формирования территории. Природные условия и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Внешние экономические связи.

Украина (2 часа). Государственное устройство. Природные условия и ресурсы. Население. Географическое положение. История формирования территории. Природные условия и природные ресурсы. Население.

Хозяйство. Внутренние различия. Промышленность. Сельское хозяйство. Транспортное сообщение. Вешние экономические связи. Внутренние различия.

Республика Молдова (1 час). Экономико-географическое положение. Природные условия и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Внешние экономические связи.

Страны Закавказья (2 часа). Общий обзор. Географическое положение и состав. Этапы формирования политической карты. Природные условия и ресурсы. Внутренние различия. Азербайджан. Грузия.

Страны Средней Азии (4 часа)

Республика Узбекистан. Географическое положение и состав. Формирования территории. Природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство. Внешние экономические связи. Внутренние экономические различия.


Кыргызская Республика. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство. Вешние экономические связи. Внутренние экономические различия.

Республика Туркменистан. Географическое положение и состав. Формирования территории. Природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство. Внешние экономические связи. Внутренние экономические различия.

Республика Таджикистан. Географическое положение. Политическая ситуация. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Внешние экономические связи.


Практическая работа (1 час):

1. Вспомнить план экономико-географической характеристики Российской Федерации;

2. Опираясь на дополнительную литературу и текст учебника, по вышеназванному плану систематизируйте сведения, касающиеся стран Средней Азии;

3. Выводы по сравнительной характеристике отразите в виде таблицы. Таблица должна отражать следующие сведения: название республики (в порядке изучения), особенности природных условий и природных ресурсов, отрасли специализации хозяйства, возможности развития, экономические связи с Казахстаном и др.


11 КЛАСС – 68 часов


Введение (1 час)


Региональный обзор мира (60 часов)


Страны Европы (19 часов)


Общий обзор стран Европы (3 часа). Политическая карта и политическое устройство Европы. Природные условия и ресурсы. Экономико-географическое положение. Политическая карта и состав государства. Природные условия и ресурсы. Экологическая ситуация и охрана природы.

Население. Трудовые ресурсы. Состав населения. Размещение и плотность населения.

Хозяйство. Внутренние различия. Общая характеристика хозяйства. Промышленность. Сельское хозяйство. Транспортная система. Непроизводственная сфера. Экономическое сотрудничество и внутренние различия.



Высокоразвитые страны Европы (8 часов)


Германия (2 часа). Экономико-географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономико-географическое и геополитическое положение. Состав территории. Природные ресурсы. Охрана природы. Население.

Хозяйство. Внешние экономические связи. Промышленность. Сельское хозяйство. Транспортная система. Внешние экономические связи. Туризм. Взаимоотношения между Казахстаном и Германией.

Великобритания (2 часа). Состав и устройство государства. Природные условия и ресурсы. Население. Состав территории и экономико-географическое положение. Структура. Природа и природные ресурсы. Население.

Хозяйство. Внешние связи. Взаимоотношения между Казахстаном и Великобританией. Промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт. Внешние экономические связи. Взаимоотношения между Казахстаном и Великобританией.

Франция (2 часа). Состав и устройство государства. Природные условия и ресурсы. Население. Экономико-географическое положение и состав. Природа и природные ресурсы. Население.

Хозяйство. Внешние экономические связи. Промышленность. Сельское хозяйство. География транспорт. Внешние экономические связи. Взаимоотношения между Францией и Казахстаном.

Италия (2 часа). Состав и устройство государства. Природные условия и ресурсы. Население. Территориальный состав и экономико-географическое положение. Природа и природные ресурсы. Охрана природы. Население.

Хозяйство. Внешние экономические связи. Промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт. Внешние экономические связи. Туризм.


Малые капиталистические страны Западной Европы (4 часа). Общий обзор малых капиталистических стран Западной Европы. Экономико-географическое и геополитическое положение. Население. Хозяйство. Внутренние экономико-географические различия.

Страны Северной Европы. Общие особенности.


Страны Средней Европы. Нидерланды. Государственное устройство и геополитическое положение. Природа. Население. Хозяйство. Транспортная система. Внешние связи.

Страны Южной Европы. Испания. Состав и государственное устройство. Природные условия и ресурсы. Население. Промышленность. Сельское хозяйство. География транспорта. Внешние экономические связи. Туризм.

Страны Восточной Европы (3 часа). Экономико-географическое и геополитическое положение. Природа и природные ресурсы. Население. Экономико-географическое и геополитическое положение. Природа и природные ресурсы. Население.

Хозяйство. Внешние экономические связи. Промышленность. Сельское хозяйство. География транспорта и связи. Внутренние экономические различия.

Чехия. Территориальный состав и экономико-географическое положение. Государственное устройство. Природные условия и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Внешние экономические связи.


Практическая работа (1 час):

1. Пользуясь текстом учебника и справочными сведениями, найдите и выпишите в тетрадь из стран Европы:

а) пять крупнейших государств по размерам территории;

б) пять крупнейших государств по численности населения;

в) пять государств с самыми высокими показателями валового внутреннего продукта;

г) пять государств с самым высоким уровнем урбанизации;

д) пять государств с самой высокой плотностью населения (вычислите плотность).

2. Пользуясь текстом учебника и тематическими картами, составьте таблицу «Минеральные ресурсы Европы» в первой колонке укажите основные виды полезных ископаемых, во второй – страны распространения.

3. На основе текста учебника и данных экономических карт, найдите крупнейшие промышленные центры Европы, отрасли специализации на контурной карте покажите в виде круговых диаграмм;

4. Дайте сравнительную характеристику двух малых капиталистических стран Северной и Южной Европы по вашему выбору. Характеристика должна быть составлена на основе плана, приведенного в приложении учебника.



Страны Азии (16 часов)


Общий обзор стран Азии (4 часа). Политическая карта и состав Азии. Этапы формирования политической карты и состав. Историко-географические регионы. Государственное устройство.

Природные условия и ресурсы. Природные условия. Виды природных ресурсов.

Население. Численность населения. Состав. Демографическая ситуация. Плотность населения. Урбанизация. Трудовые ресурсы.

Основные направления хозяйство. Общая характеристика Азиатского экономического пространства. Модели социально-экономического развития. Отрасли хозяйственной специализации регионов. Типология стран.

Япония (2 часа). Государственное устройство. Природные условия и ресурсы. Население. История формирования и устройства государства. Природные условия и ресурсы. Население.

Хозяйство. Внешние связи. Этапы формирования и общая характеристика хозяйства. Промышленность. Сельское хозяйство. Транспортное сообщение. Внешние связи.


Ключевые развивающиеся страны Азии (7 часа)


Китайская Народная Республика (3 часа). Состав и устройство государства. Природные условия и ресурсы. Состав и экономико-географическое положение. История формирования китайского государства и геополитическое положение. Природа и природные ресурсы. Население. Быт и культура населения.

Хозяйство. Общая характеристика. Промышленность. Транспорт и связь.

Внутренние различия и экономические районы. Особые экономические районы и приморский открытый пояс. Зоны беспошлинной торговли. Туристические объекты.

Индия (2 часа). Состав и устройство государства. Природные условия и ресурсы. Устройство и экономико-географическое положение. История формирования государства и геополитическое положение. Природа и природные ресурсы.

Население и хозяйство. Население. Сельское хозяйство. Промышленность. Транспорт. Внутренние различия.


Турция (2 часа). Состав и устройство государства. Природные условия и ресурсы. Состав и экономико-географическое положение. История формирования турецкой государственности и геополитическое положение. Природа и природные ресурсы. Население.

Хозяйство. Промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт. Туристские объекты.

Новые индустриальные страны Азии (1 час). Республика Корея. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внешние экономические связи.

Азиатские страны – экспортеры нефти (1 час). Общая характеристика азиатских стран – экспортеров нефти. Общий обзор. Внешние экономические связи.


Практическая работа (1 час):

1. На контурную карту нанести границы историко-географических регионов Азии, в тетради напишите названия стран, в ходящих в каждый регион.

2. Используя текст учебника и тематические карты, составьте справочному таблицу «Природные ресурсы Азии», где в первой колонке укажите основные виды ресурсов, во второй – территории распространения, в третьей – степень использования.

3. Подготовьте краткое сообщение на следующие темы: «Особенности размещения населения Азии», «Демографические показатели Азиатских стран», «Крупные города Азии».

4. Используя текст учебника и дополнительные источники информации, составьте сравнительную характеристику двух стран (по выбору), обладающих различными моделями социально-экономического развития по основным показателям (состав государства, природно-ресурсные возможности, численность и состав населения, экономический потенциал).


Страны Америки (16 часов)


Этапы заселения и освоения Америки. Типология стран Америки (1 час). Из истории заселения и освоения. Группы стран.


Высокоразвитые страны Америки (8 часов)

Соединенные Штаты Америки (6 часов). Экономико-географическое положение США. История государства. Состав и экономико-географическое положение. История государства. Геополитическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Расовый, этнический состав. Религиозный состав. Размещение.


Хозяйство. Промышленность. Сельское хозяйство. Финансовая система. Транспорт. Экономические районы. Северо-Восток. Средний Запад. Юг. Запад. Туристские объекты. Вешние экономические связи. Туристские объекты. Внешние экономические связи.

Канада (2 часа). Состав и государственное устройство. Население. Природные условия и ресурсы. История государства. Природные условия и ресурсы. Хозяйство. Внешние связи. Промышленность. Сельское хозяйство. География транспорта. Туристические объекты. Внешние связи.


Развивающиеся страны Латинской Америки (6 часов). Формирование политической карты. Этапы формирования политической карты. Геополитическое положение. Государственное устройство стран. Группы стран. Природные условия и ресурсы. Рельеф и минеральные ресурсы. Климат и агроклиматические ресурсы. Внутренние воды и водные ресурсы. Почвенный покров и земельные ресурсы. Растительный покров и земельные ресурсы.

Население. Состав. Численность населения, плотность. Характер урбанизации. Трудовые ресурсы.

Хозяйство. Внешние экономические связи. Общая характеристика и особенности развития хозяйства. Промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт. Внешние экономические связи.

Бразилия. История формирования государства. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Внешние экономические связи.


Практическая работа (1 час):

1. Как вы понимаете выражение «США – ведущая страна в мире»? В тетради на основе конкретных фактов запишите выводы.

2. По карте совершите путешествие в один из штатов США (по выбору) и назовите его отличительные особенности.

3. По тексту учебника и справочным сведениям, определите в Латинской Америке

а) самые большие по площади три страны;

б) три страны с самой большой численностью населения;

в) три страны с самым высоким показателем валового внутреннего продукта; Названия стран запишите в тетрадь. Можно ли по этим показателям определить ведущую страну в регионе?


4. Подготовьте рефераты на следующие темы: «Состав населения Латинской Америки», «Крупные города Латинской Америки», «Туристско-рекреационные центры Латинской Америки».

Развивающиеся страны Африки (6 часов). Формирование политической карты и современной геополитическое положение. Этапы формирования политической карты. Государственный строй стран. Природные условия и ресурсы. Охрана природы. Природные условия и ресурсы. Экологическая ситуация и охрана природы.

Население. Этнический и религиозный состав. Воспроизводство и размещение населения, уровень урбанизации. Трудовые ресурсы.

Хозяйство. Общая характеристика хозяйства. Промышленность. Сельское хозяйство. География транспорта. Внешние связи и внутренние различия. Внешние экономические связи.

Внутренние различия. Страны Северной Африки. Страны Западной Африки. Страны Центральной (Экваториальной) Африки. Страны Восточной Африки. Страны Южной Африки.


Практическая работа (1 час):

1. Составьте сводную таблицу «Особенность регионов Африки природными ресурсами», где в первый колонке приведите название региона, во второй – виды ресурсов.

2. Подготовьте краткое сообщение на тему «Внутренние воды Африки и их хозяйственное значение», «Место африканских стран в международном разделении труда», «Проявление глобальных проблем в странах Африки».

3. Но основе текста учебника и дополнительной информации определите ведущие страны Африки и назовите их основные отличительные черты.

4. На контурной карте отметьте основные промышленные и сельскохозяйственные районы.

5. Дайте сравнительную характеристику двух стран Африки (по выбору), расположенных в различных регионах.


Австралия и страны Океании (3 часа). Заселение и освоение Австралии и Океании.

Австралийский Союз. Экономико-географическое и геополитическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Отраслевая структура хозяйства. Внутренние экономико-географические различия. Внешние экономические связи.



Практическая работа (1 час):

1. Используя данные политической карты, на контурной карте цифрами покажите независимые государства Океании и их названия выпишите в тетрадь.

2. Составьте справочную таблицу, отражающую основные виды природных ресурсов на территории Австралийского Союза и районы их распространения.

3. Определите основные промышленные центры и сельскохозяйственные районы Австралийского Союза, в тетради напишите направления их специализации.

4. Используя данные политической карты, определите колонии и владения других стран в Океании.


Глобальные проблемы человечества (7 часов). Проблемы сохранения мира. Глобальные проблемы. Проблемы предотвращения новой мировой войны. Массовое вооружение и военные расходы.

Глобальная экологическая проблема. Загрязнение природной среды. «Парниковый» эффект. Проблема истощения озонового слоя. Сокращение лесных территорий.

Пути решения глобальных экологических проблем. Эколого-экономические типы стран. Новая геоэкологическая стратегия. Концепция устойчивого развития.

Энергетическая и сырьевая проблемы. Ограниченность запасов сырья. Энергетическая проблема. Пути решения дефицита сырья.

Глобальные проблемы развивающихся стран. Демографическая проблема. Продовольственная проблема.

Проблема Мирового океана.


Практическая работа (1 час):

1. Подготовьте схему, отражающую взаимосвязи глобальных проблем.

2. Анализируя данные о странах и регионах, где наблюдается обострение глобальных проблем, сделайте выводы и прогноз.

3. Определите глобальные проблемы, характерные развивающимся странам, проанализируйте причины их обострения и укажите пути борьбы с ними.

4. Оцените глобальные проблемы, имеющие место в Казахстане (концепции, прогнозы).

5. Подготовьте сообщение на тему: «Экологическая ситуация в Мировом океане», «Промышленность и состояние окружающей среды», «Территориальный характер демографических проблем».



ІІІ. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ


Ученики 10 класса должны называть и (или) показывать:

- место планеты Земля в Солнечной системе, ее основные параметры и свойства;

- содержание и виды географических карт, проекции и их виды, градусную сеть и ее элементы на карте и глобусе;

- литосферные плиты, их виды, названия крупных платформ и геосинклинальных поясов;

- элементы геохронологической таблицы, названия эр и периодов, названия крупных складчатостей и соответствующих им горных систем;

- рельефообразующие внутренние и внешние силы. Крупные формы рельефа суши и дна океана;

- состав атмосферы, виды воздушных масс, барические центры, различия между климатом и погодой, климатообразующие факторы, названия климатических поясов;

- гидросферу и ее составные части, мировой океан и его части, температуру и показатели солености поверхностных вод, названия поверхностных течений;

- животный мир в мировом океане и его основных представителей;

- воды суши и их составные части, названия крупных рек и озер, водопадов;

- биосферу и ее составные части, названия растений и животных, включающих в международную и казахстанскую «красную книгу»;

- географическая оболочка и ее компоненты, основные закономерности, названия географических поясов и природных зон земного шара;

- ландшафт и его виды. Виды местных ландшафтов;

- классификация стран мира (политика, уровень развития, площадь территории и численность населения), столицы государства;

- основные виды природных ресурсов;

- расовые, этнические, языковые группы населения мира, господствующие религии, центры древних цивилизации;

- промышленность и ее основные отрасли, сельское хозяйство и ее основные отрасли, транспорт и его виды;

- основные виды международных экономических отношений, крупные финансовые центры мира;


- крупные индустриальные центры мира;

- районы нового освоения мира;

- свободные экономические зоны мира;

- названия стран в составе СНГ и их столиц;

- названия стран, граничащих с Казахстаном;


определять или измерять:

- положение, расстояние, направление, географические координаты объектов по глобусу и географической карте;

- виды искажений на географической карте, их степень, показатель магнитного склонения.

- содержание определенной географической карты с помощью приведенных условных знаков;

- набора карт и пособий, необходимых для получения нужной информации и выполнения конкретных заданий;

- высоту и глубину определенной точки с помощью шкалы высот и глубин;

- условия формирования определенной территории и относительный возраст слагающих ее горных пород с помощью геохронологической таблицы и тектонических карт;

- сейсмические районы и районы с активной вулканической деятельностью, районы концентрации полезных ископаемых;

- различия поясного времени по территории мира;

- распространение природных ресурсов по миру, их возобновляемые и невозобновляемые виды;

- границы распространения живых организмов на суше и в мировом океане;

- районы земного шара с высокой и низкой плотностью населения, типы размещения населения (город, агломерация, мегаполис), направления миграции;

- хозяйственные связи между производственной и непроизводственной сферой, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей отраслью;

- центры туризма и рекреации и их положение;

- с помощью карты экономико-географическое и геополитическое положение стран СНГ;

- обеспеченность стран СНГ природными ресурсами, их значение в размещении и развитии хозяйства;

- основные направления политико-экономических, социально-культурных связей между странами СНГ;



излагать о:

- вращении Земли по орбите и вокруг свои оси и их влияние на природу планеты;

- влиянии силы Кориолиса и магнетизма Луны на природу планеты;

- влиянии внутренних и внешних сил на формирование и изменение рельефа;

- результатах взаимосвязей и взаимодействия компонентов географической оболочки;

- влиянии атмосферы на природу планеты и жизнь людей;

- отраслевой структуре мирового хозяйства;

- экономико-географические особенности отдельных стран СНГ;

- виды социально-экономических и культурных связей между странами СНГ;


объяснять:

- совокупность терминов и понятий, определяющих место Земли в Солнечной системе;

- совокупность терминов и понятий, объясняющих закономерности вращения Земли вокруг своей оси;

- совокупность терминов и понятий, объясняющих внутреннее строение Земли и закономерности литосферы;

- совокупность терминов и понятий, объясняющих атмосферу и ее закономерности;

- совокупность терминов и понятий, объясняющих гидросферу и ее закономерности;

- совокупность терминов и понятий, объясняющих биосферу и ее закономерности;

- совокупность терминов и понятий, объясняющих географическую оболочку и ее закономерности;

- причины изменений на политической карте;

- уровень экономического развития отдельных стран и регионов;

- закономерности распространения полезных ископаемых;

- особенности естественного прироста населения, причинны демографического взрыва;

- уровень и темпы развития урбанизации, субурбанизации и причины ее возникновения.

- отраслевую структуру мирового хозяйства, закономерности территориального размещения и развития;

- понятие НТР, международное географическое разделение труда;

- понятия стран «Большой семерки», «страны переселенческого капитализма», «новые индустриальные страны», «развивающиеся страны»;


- понятия оффшорная зона, свободная экономическая зона;

- тенденции экономического развития стран СНГ;

- отрасли международной специализации стран СНГ;


прогнозировать:

- обеспеченность стран мира природными ресурсами в будущем;

- изменение природных комплексов и их компонентов под влиянием хозяйственной деятельности человека;

- акватории океанов и конфигурации материков, и опираясь на теорию «Движение литосферных плит» и возможные изменения.

- меры по охране населения от природных катастрофических явлений в районах сейсмических поясов земного шара;

- влияние глобальных изменений планеты на климатические условия;

- возможные изменения природы в результате таяния полярных и высокогорных ледников;

- изменения на политической карте, вызванные международными отношениями;

- воспроизводство населения на земном шаре, в отдельных регионах и странах;

- темпы урбанизации, направления миграций на земном шаре;

- тенденции экономического и экологического развития стран СНГ и Казахстана.


Ученики 11 класса должны называть и (или) показывать:

- на карте историко-географические регионы мира и их границы;

- страны в составе отдельных историко-географических регионов;

- крупные страны и их столицы, выделяющиеся в мире по занимаемой площади и численности населения;

- отличительные особенности ведущих стран, определяющие их географический облик;

- отличительные особенности эколого-географических и геополитического положения ведущих стран;

- этапы формирования политической карты историко-географических регионов;

- этапы формирования государственности отдельных стран;

- государственное устройство и состав ведущих стран.

- виды природных ресурсов, распространенных на территории отдельных странах и регионах;


- особенности структуры и размещения населения регионов и стран;

- крупные города и городские агломерации отдельных стран;

- отраслевую структуру хозяйства стран и регионов;

- промышленные центры отдельных стран и регионов;

- типы стран по уровню развития;

страны, имеющие с Казахстаном тесные экономические отношения;

- глобальные проблемы человечества;


определять и (или) измерять:

- сведения об отдельных странах из различных источников информации;

- начальные статистические данные для проведения самостоятельных вычислений;

- особенности природных условий отдельных стран;

- на основе данных схем к таблицу численность и особенности национального, языкового и религиозного состава населения стран и регионов;

- типы размещения городского населения в странах и регионах;

- уровень развития отдельных стран на основе разносторонней информации;

- место регионов и отдельных стран в международном географическом разделении труда;

- положительные стороны геополитического положения ведущих стран;

- формирование современной структуры хозяйства отдельных стран;

- характер экономической организации отдельных стран;

- на основе данных схем и таблиц место стран в системе мирового хозяйства;

-центры туризма и рекреации регионов и стран;

- проявление глобальных проблем человечества в отдельных регионах и странах;

- эколого-экономические типы стран;


излагать:

- общую характеристику каждого историко-географического региона;

- краткую стратегическую характеристику крупных стран;

- историю заселения и освоения историко-географических регионов;

- влияние природных условий и ресурсов на специализацию хозяйства страны;

- социально-экономические различия стран с разным уровнем развития;

- глобальные экологические проблемы и пути их решения.

- объяснять:

- причины деления частей света на историко-географические регионы;

- характер использования природных ресурсов в отдельных странах (по выбору);

- последние изменения на политической карте региона;

- демографическую ситуацию в странах с разным уровнем развития;

- причины изменения структуры хозяйства ведущих стран;

- на основе конкретных примеров понятие «постиндустриальные», «новые индустриальные», «геополитическое положение стран», «глобальные проблемы»;

- причины возникновения глобальных проблем человечества;


прогнозировать и оценивать:

- изменение природной среды в отдельных странах и регионах;

- возможные изменения на политической карте из-за изменений соотношения главных политических и экономических сил в мире;

- обеспеченность стран природными ресурсами в будущем;

- темпы роста численности населения стран и регионов;

- коренные преобразования хозяйственной структуры ведущих стран;

- изменение характера использования природных ресурсов в развивающихся странах;

- характер изменения места Казахстана в мировой политике и экономике и их причины.

IV. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ


В определении содержания и подборе учебного материала по географии для 10-11 классов естественно-математического направления за основу были приняты следующие методы и подходы:

- сохранение последовательности с содержанием курса географии основной школы и непрерывность географических знаний в 10-11 классах;

- реализация принципа единства географии благодаря страноведческому подходу и интеграция отдельных географических отраслей;

- сохранение единства в содержании обучения и применение пространственного подхода в объяснении социально-экономических и политических явлений в мире;


- объяснение современных сложных географических проблем на примере Республики Казахстан;

- использование возможности географической дисциплины, ориентировать учеников на жизнь в информационном обществе.

Следуя принципу «от общего к частному», в учебной программе для 10-11 классов изучаемый материал вначале рассматривает общие географические проблемы, а затем характеризует региональные проявления этих закономерностей. На основе этого подхода название дисциплины было приведено в соответствие с содержанием образования и предложено для 10 классов как «География. Общий обзор мира. Страны СНГ» и для 11 классов как «География. Региональный обзор мира».

В курсе «География. Общий обзор мира. Страны СНГ» изучаемого в 10 классах основной школы географические знания о закономерностях природы и общества обобщаются на сложном теоретическом уровне. Дается обзор стран СНГ. Главный метод в определении содержания курса реализация внутрипредметной и межпредметной интеграции. Содержание курса для 10 классов состоит из совокупности таких образовательных блоков, как «Общие географические закономерности», «Общая характеристика мира» и «Страны СНГ». Блок «Общие географические закономерности» обобщает полученные учениками физико-географические знания и формирует целостные научные представления о взаимосвязях между составными частями географической оболочки. Это, в свою очередь, является предпосылкой для раскрытия характера и глубокого усвоения взаимоотношений и взаимосвязей между природой и обществом во время изучения учениками мирового хозяйства.

В части «Общая характеристика мира» дается характеристика этапам формирования политической карты и современной типологии стран, делению стран мира на историко-географические регионы. Последний блок посвящен страноведческой характеристике стран СНГ, куда входит Казахстан. Характеристика каждой страны завершается примерами, отражающими внешние экономические связи этой страны с Казахстаном.

В курсе «Региональный обзор мира» для 11 классов дается страноведческая характеристика историко-географических регионов и отдельных стран. Характеристика начинается с высокоразвитых стран Европы и завершается общим обзором Австралии и стран Океании. В курсе приводится полная характеристика ведущих стран, занимающих видное место на мировом рынке, особое внимание уделяется проблемам экономической интеграции этих государств с Казахстаном. Последний блок оканчивается определением глобальных проблем человечества и путей их решения.

Содержание программы сконструировано на основе историко-географического и страноведческого подхода, который дает возможность понять современные географические особенности и региональные характеристики мира.

В качестве форм проведения занятий используются лекции, семинары, практикумы, зачеты, различные типы тестов, опорные конспекты и т.д.

В программе преобладают практические работы, нацеленные на применение теоретических знаний к конкретным объектам и территориям на анализ, сравнение и обобщение, на перенос приемов учебной деятельности в новые учебные ситуации.

Деятельностный подход применения полученных знаний в практической жизни отражен в программе через умения называть и (или) показывать, определять и (или) измерять, описывать, объяснять и прогнозировать.