litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 14 15


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


И С Т О Р И Я О Т Е Ч Е С Т В А


Ч А С Т Ь I


(древнейшее время – середина XIX в.)


УФА 2006


Авторы: кандидаты исторических наук, доценты А. Ф. Ильтенбаев,

В. П. Карев, Т. С. Конюков, М. А. Филимонов


ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА. ЧАСТЬ I (древнейшее время – середина XIX в.):

Учеб. Пособие, 2-изд. / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. Уфа, 2006.- 102 c.

ISBN5-86911-004-I.


В пособии освещаются основные вехи российского исторического процесса на протяжении более чем тысячелетней истории Отечества. Проанализированы проблемы становления и функционирования крупного централизованного государства, вобравшего в себя десятки народов, проживающих на европейско-азиатской территории.

Учебное пособие предназначено для студентов технических вузов.


Печатается по решению редакционно-издательского совета

Уфимского государственного авиационного технического университета.


Редакционная коллегия: Исмагилов М. И., Конюков Т. С. (научный редактор), Шаяхметова А. М., Янгиров Р. М.


Рецензенты: кафедра история Отечества и культуры УФМТИ; доцент, зав. кафедрой Самарского государственного аэрокосмического университета Банникова Н.Ф.


SBN5-869II-004-I Уфимский государственный авиационный

технический университет, 2006


ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА. ЧАСТЬ I

СОДЕРЖАНИЕ




ПРЕДИСЛОВИЕ

5

РАЗДЕЛ I

ИСТОКИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

5

ГЛАВА 1.

ВВЕДЕНИЕ. ДРЕВНЕЙШЕЕ ВРЕМЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

6

§1.

Место и роль истории в системе человеческих знаний. Предмет и задачи курса истории Отечества

6

§2.

Влияние природных условий на историю страны

7

§3.

Древние народы на территории России. Население древней Башкирии

9

ГЛАВА 2.

РАННЕФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ (IX - XIII вв.)

14

§1.

Образование раннефеодальных государств. Экономические и политические отношения между ними

15

§2.

Роль религии в становлении государственности и культуры

18

§3.


Борьба за независимость раннефеодальных государств против агрессии с Запада и Востока

20

РАЗДЕЛ II.

СТАНОВЛЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (XIV - XVII вв.)

23

ГЛАВА 3.

СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (XIV - сер. XVI вв.)

23

§1.

Объединение русских земель вокруг Москвы. Взаимоотношения с Золотой Ордой и Литовским княжеством

24

§2.

Оформление государственности. Политический строй и социальные отношения

26

§3.

Башкирия в XIII - середине XVI в.

28

ГЛАВА 4.

УКРЕПЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (II половина XVI в.)

30

§1.

Реформы Ивана Грозного. Укрепление режима личной власти

30

§2.


Внешняя политика Российского государства

34

§3.

Присоединение Башкирии к России

36

ГЛАВА 5.

РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XVII в.

37

§1.

Смутное время: причины гражданской войны, последствия

38

§2.

Смена правящей династии. Эволюция государственного строя

42

§3.

Основные направления внешней политики России. Башкирия в XVII веке

45

РАЗДЕЛ III.

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

47

ГЛАВА 6.

РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ИМПЕРИИ

47

§1.

Реформы Петра I. Завершение оформления абсолютизма в России

48

§2.


Внешняя политика России в период провозглашения империи

54

§3.

Башкирия в первой половине XVIII века

55

ГЛАВА 7.

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVIII ВЕКЕ

58

§1.

Дворцовые перевороты и укрепление позиции дворянства

59

§2.

" Просвещенный абсолютизм "в России. Внутренняя политика Екатерины II

62

§3.

Россия в системе международных отношений

65

ГЛАВА 8.

РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

68

§1.

Правительственные круги и общественная мысль о путях дальнейшего развития страны

68

§2.

Социально - экономическое развитие страны. Башкирия в первой половине XIX века

72

§3.


Внешняя политика государства

76


ПОСЛЕСЛОВИЕ


79

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА. ЧАСТЬ II

80



ПРЕДИСЛОВИЕ


Дисциплина «Отечественная история» призвана дать студентам современное и целостное представление об основных этапах и долгосрочных тенденциях отечественной истории в контексте мирового исторического процесса.

Подготовкой данного пособия коллектив авторов стремился к достижению основной задачи - попытаться изложить различные подходы и оценки к важнейшим событиям на разных этапах более чем тысячелетней истории Отечества. Особое внимание авторами уделяется следующим основополагающим историческим проблемам:

- становлению и развитию российской государственности;

- предпосылкам образования крупного многонационального государства и роли выдающихся личностей в этом процессе;

- социальным отношениям;

- поиску путей реформирования государства;

- месту общественной мысли, общественных движений и политических партий в коренных преобразованиях нашего Отечества;

- основным внешнеполитическим актам государства и их направленности в общественном процессе.

В пособии кратко освещаются основные направления и тенденции всеобщей истории, оказавшие и оказывающие воздействие на российский исторический процесс.

Должное место в пособии получил краеведческий материал, позволяющий проследить за становлением и эволюцией многонационального Башкортостана в контексте отечественной истории.

Учебное пособие состоит из двух частей:

1) ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА. ЧАСТЬ I (древнейшее время - середина XIX в.);


2) ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА. ЧАСТЬ II (середина XIX - конец XX в.).

Данный выпуск включает первую часть пособия, охватывающую длительный исторический период, начинающийся с древнейших времен на современной территории страны и заканчивающийся серединой XIX в., когда назревшие преобразования вылились в острое противоборство правящих кругов и различных общественных движений. Издание предназначено в помощь студентам технических вузов.


РАЗДЕЛ I. ИСТОКИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

(древнейшее время - XIII в.)


Российская государственность складывалась под влиянием объективных и субъективных факторов, наложивших отпечаток на весь российский исторический процесс. И прежде всего сказалось географическое положение между Западом и Востоком, страны и народы которых серьезно отличались друг от друга по государственному и общественному устройству. Однако главные истоки формирования российской государственности уходили в глубокую древность, откуда они, набирая силу, привели к становлению крупной евроазиатской державы.


ГЛАВА I. ВВЕДЕНИЕ. ДРЕВНЕЙШЕЕ ВРЕМЯ НА ТЕРРИТОРИИ

РОССИИ

§ 1. Место и роль истории в системе человеческих знаний. Предмет и задачи курса истории Отечества.

§ 2. Влияние природных условий на историю страны.

§ 3. Древнейшие народы на территории России. Население древней Башкирии.


§ 1. Место и роль истории в системе человеческих знаний. Предмет и задачи курса истории Отечества.


Гуманитаризация высшего образования. - Феномен историзма. – История как наука. - Предмет истории Отечества. - Задачи вузовского курса истории Отечества.

В деле возрождения Отечества наряду с экономическими факторами важную роль играет интеллектуальный потенциал общества. А это в некоторой степени зависит от высшей школы , от места и значения в ней гуманитарных наук. Среди множества важных факторов, определяющих возможности, глубину и широту познания человеком общества и самого себя, следует особо выделить феномен историзма, как стиля мышления, как стержня познавательной и социально преобразующей активности людей. И здесь одно из важнейших мест отводится изучению истории Отечества, истории своей Родины. В ходе изучения истории, помимо интеллектуального развития человека, формируется личность на основе исторической памяти, памяти поколений, памяти народа. Без знания истории невозможно понимание происходящих сегодня процессов в стране и мире в целом.


По определению виднейшего русского историка В. О. Ключевского, история как наука имеет двойное значение: 1) как движение во времени, процесс: 2) как познание процесса. Следовательно, содержанием истории как науки является исторический процесс. Он раскрывается в явлениях человеческой жизни, которые касаются жизни народов и государств, деятельности отдельных лиц, международных отношений.

В процессе изучения истории у человека формируется историческое сознание, в содержание которого входит ряд элементов:

1) знание фактов истории; 2) способность рассматривать реальную действительность во всех трех временных измерениях: в прошлом, настоящем, будущем; 3) обобщенный исторический опыт и вытекающие из него уроки истории; 4) социальное прогнозирование на основе изучения общественных процессов.

Итак, историческое сознание является синтезом исторического знания, осмысленного исторического опыта, вытекающих из него уроков истории и научного прогноза будущего.

При формировании исторического сознания важную роль играет знание и учет принципов изучения истории-объективности и историзма.

Принцип объективности означает рассмотрение каждого исторического явления в его многогранности и противоречивости, изучение всех фактов в их совокупности и соответствии исторической реальности, во всей полноте исторической правды. История не может быть “плохой” или “хорошей”. Ее следует представлять такой, какой она была в действительности.

Принцип историзма означает рассмотрение исторических фактов и событий в связи с конкретно-исторической обстановкой. Он позволяет избежать абстрактных, вневременных оценок при анализе исторических фактов, явлений и личностей.

Таким образом, задача курса истории Отечества - это формирование исторического сознания, которое позволяет получать соответствующие знания, приобретать широкий взгляд на историческую перспективу, вырабатывать самостоятельную позицию в оценке и понимании современных процессов. В. О. Ключевский писал: “... каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином”.



§ 2. Влияние природных условий на историю страны.


Объективные факторы и общество. - Климат, географическая среда. - Особенности русской природы. - Природные условия и российский исторический процесс.


Долгое время историки полагали, что вполне достаточно простого изложения предшествующих тому или иному событию фактов, но в дальнейшем они взялись за поиски прежде всего объективных факторов, влияющих на развитие и жизнь общества. Догадки о важной роли климата высказывал еще Аристотель (384-322 гг. до н.э.). В своей “Афинской политии” он говорил о влиянии на людей, например, близости моря или пустыни. В средние века это положение довольно подробно разработал арабский историк Ибн Хальдун (1332-1406 гг.). Он утверждал, что решающее значение для развития общества имеет географическая среда, и выдвигал предположение, что обычаи и учреждения каждого народа находятся в определенной зависимости от способов добывания им средств к существованию. Наиболее подробно идею о влиянии климата на общество изложил французский просветитель Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.), который в зависимость от климата, почвы и других естественно-географических факторов ставил различные формы правления и духовной жизни народов. Немецкий ученый Иоган Готфрид Гердер (1744-1803 гг.) видел в географии основной фактор, определяющий национальный характер народа и все остальные явления его истории.

В XVIII в. внимание историков привлекли и другие факторы развития общества, в частности, экономические процессы. Утверждалось, что на общество оказывает влияние, помимо климата, и численность населения. Происхождение власти связывалось с возникновением собственности и ее неравномерным распределением, подчеркивалось значение социальных противоречий и конфликтов в развитии общества, признавалась закономерность революционных изменений. Адам Смит (1723-1790гг.) законы развития общества выводил уже из всей совокупности экономических условий.

В XIX-XX вв. были открыты и другие факторы, влияющие на функционирование общества. В частности, Л.Н. Гумилев в книге “Этногенез и биосфера Земли” говорил о конкретных физических явлениях, определяющих события всемирной истории.


За исторический период, то есть время, когда исторические источники позволяют с большей достоверностью проследить развитие человеческого общества, наиболее важные из условий природы - рельеф и климат - не подвергались сколько либо серьезным изменениям. Последние значительные изменения в природной обстановке нашей территории относятся к 10-12-му тысячелетиям до нашей эры. Именно после него постепенно устанавливаются природные и климатические условия, основной характер которых сохраняется до нашего времени.

В физико-географическом отношении наше Отечество представляет собой сложный комплекс. Страна занимает территорию двух частей света - восточную часть Европы и север Азии. Особенность рельефа - преобладание равнин на западе и северо-западе, а гор - на юге и востоке.

Важным географическим фактором, определяющим особенности территории страны, являются моря, озера, а также другие водоемы. Водные системы могли способствовать или противодействовать хозяйственному освоению земель, экономическим и политическим связям, в ряде случаев играли важную роль в исторической судьбе отдельных территорий.

Три основных географических пояса: умеренный (юг и средняя полоса), субарктический и арктический (северные области) – охватывают большую часть территории страны.

Огромное разнообразие почв влияло и влияет на хозяйственную деятельность человека. Более половины территории страны занимают подзолистые и дерново-подзолистые почвы. Черноземы – преимущественно почвы открытых степей. Остальная часть территории приходится на каштановые почвы, сероземы пустынь, красноземы и другие типы почв.

Для жизни общества важное значение имеет растительный и животный мир, который отличается большим разнообразием на территории нашего Отечества.

Зарождение и становление российской государственности произошло на территории Восточно - Европейской (или Русской) равнины. Ее характерными свойствами являются однообразные поверхности, сравнительная краткость береговой линии и отсутствие внутренних естественных границ в виде гор и горных хребтов.


Трудно преувеличить влияние природно-климатического фактора на формирование типа общества. По гипотезе члена- корреспондента РАН Л. В. Милова, объем совокупного прибавочного продукта обществ Восточной Европы был значительно меньше, а условия его создания хуже, чем в Западной Европе. А низкий объем совокупного прибавочного продукта определил упрощенную структуру не только государственного механизма. Он обусловил и общую малочисленность и поздний генезис светской культуры. Фундаментальные особенности ведения крестьянского хозяйства в конечном счете наложили неизгладимый отпечаток на русский национальный характер, на первый взгляд противоречивый: способность к крайнему напряжению сил, отсутствие ярко выраженной привычки к тщательности, аккуратности в работе, извечная тяга к «подрайской землице», необыкновенное чувство доброты, коллективизма, готовности к оказанию помощи, вплоть до самопожертвования и др.

Видимо, и на исходе XX в., необходимо учитывать роль географического фактора и его многообразных влияний на жизнь общества.


§ 3. Древние народы на территории России. Население древней Башкирии.


Происхождение человечества. - Древние цивилизации. - Источники о древних славянах. - Территория расселения восточных славян. – Соседи восточных славян. - Появление слова «Русь». - Население древней Башкирии.


По интересующему человечество вопросу о его происхождении уже много веков идет борьба двух противоположных мнений: идеализма считающего, что человека создала сверхъестественная сила, и материалистического взгляда на происхождение человека от животных предков.

Процесс происхождения человека начался около двух миллионов лет назад, а в позднем палеолите (40-14 тысяч лет назад) этот процесс антропологического и исторического развития человека уже закончился образованием людей современных физических качеств - разумных людей (Homo Sapiens).

Южная часть России некогда входила в ту обширную зону, где примерно 300-400 тыс. лет назад происходило становление человека и откуда люди расселились в более северные районы.


Наиболее древние цивилизации на территории бывшего СССР возникли в двух южных историко-культурных регионах – на Кавказе и в земледельческой Средней Азии. В VIII - VI вв. до н.э. часть Закавказья входила в состав государства Урарту. Просуществовав около 300 лет, оно погибло, а на его основной территории государственное образование получило название Армении. В III в. до н.э. возникает древнегрузинское Иберийское царство. В I в. до н.э. образуется еще одно государство под названием Албании (Кавказской).

В IV в. н.э. на территории Грузии, Армении и Албании распространяется христианство и возникает оригинальная в каждой из этих стран письменность.

В середине I тысячелетия до н.э. на территории Средней Азии сложились первые рабовладельческие государства: Бактрия, Согдиана, Хорезм. В начале I века до н.э. возникло Кушанское царство, политически объединившее почти всю Среднюю Азию, часть северного Афганистана и Индии.

Раздел Средней Азии в VI в. н.э. на сферы влияния Ирана и Западно-Тюркского каганата привел к смене восточно-иранских языков западно-иранским (фарси - дари) на западе и юге, а на севере и востоке все большее значение приобретал тюркский этнический элемент. В VIII - IX вв. на смену древним зороастрийским культам утверждается новая религия - ислам.

Высокого развития достигла культура народов Средней Азии и Закавказья. Широкое распространение получила хорезмийская, согдийская, индийская и тюркская руническая письменность. В Бухаре, Самарканде и Хорезме были созданы замечательные памятники фресковой живописи, скульптуры и архитектуры. Возникла оригинальная армянская и переводная литература, грузинская и албанская письменность. Эти выдающиеся материальные и духовные ценности наглядно опровергают «теорию» так называемого «европоцентризма», по которой исключаются из мировой культуры как якобы «неполноценные» и «несамостоятельные» культуры народов Востока.

Формирование славянских племен и их культуры прошло несколько периодов. 1) Самый ранний - праславянский период. Он охватывает в основном I тысячелетие до н.э. В Центральной и Восточной Европе существовали тогда родственные между собой культуры, занимавшие довольно обширную территорию. В этот период еще нельзя выделить чисто славянскую культуру. Она только начинает складываться в недрах этой древней культурной общности, из которой вышли не только славяне, но и некоторые другие народы. 2) Древнеславянский период охватывает значительную часть 1 тысячелетия н.э. до 9-го века. В этот бурный, наполненный историческими событиями период передвижения одних народов, вытеснения и крушения других древних народов идет процесс интенсивного формирования черт восточнославянской культуры, складывается славянская территория. В это время появляются и определенные письменные сведения о славянах. 3) Феодальный период начинается с образования Древнерусского государства с центром в Киеве.


Раньше, чем стали известны археологические памятники древних славян, ученые знали о них из различных письменных источников. Среди них особое место занимает первая русская летопись «Повесть временных лет» (Киев, монах Нестор, нач. XII в.), основной задачей которой, по словам летописца, было выяснить, «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть». Автор летописи подробно описывает расселение славянских племен и период, непосредственно предшествующий образованию древнерусского государства.

Самые древние письменные сведения о расселении народов, в числе которых были,, видимо, и славянские, оставлены древнегреческим историком Геродотом (между 490 и 480 - около 425 г. до н.э.). Он дал систематическое описание жизни и быта скифов. Ему было известно много различных племен, живущих к северу и востоку от территории расселения скифов, в их числе он называет невров и меланхленов, живших по среднему Днепру, в низовьях Десны и Сейма.

Более определенно о славянах писали римские и византийские историки. К I в. н.э. относятся сведения римского историка Тацита (около 68 - около 117 гг.), который пишет о древних славянах, называя их венедами, а более поздние византийские историки называли потомков венедов антами и склавинами.

Однако, вопрос о происхождении славян и в настоящее время еще далек от окончательного решения. Несмотря на различные мнения, исследовательская мысль развивалась в основном в двух направлениях: 1) одни считали, что славяне произошли из одного центра, расселившись потом по обширной территории Восточной, Южной и частично Центральной Европы; 2) другие же полагали, что славяне занимали обширную территорию, заселенную ныне славянскими народами.

По своему происхождению славяне принадлежат к древнему индоевропейскому единству, включающему такие народы, как германские, балтийские (литовско-латышские), романские, греческие, кельтские, иранские, индийские и др.


Славяне начинают выделяться из массы других племен во II в. н.э. Первоначальные следы славян находят на территории Дакийского царства. Приблизительно во II в. славяне оказались в районе среднего и нижнего Дуная. Однако под натиском римского императора Траяна они были вынуждены двинуться с берегов Дуная в Карпаты.

Начиная с III в. славяне переходили Дунай и вторгались в Византийскую империю. Следствием этих вторжений было постепенное заселение славянами Балканского полуострова.

Вооруженный напор славян на Византию способствовал объединению их в военные союзы. В VI в. в Карпатах у славян образуется большой военный союз под предводительством князя племени дулебов.

В VII в. с северо-восточных склонов и предгорий Карпат восточные славяне постепенно расселялись по Русской равнине. Причиной отлива славян с Карпат явилось нашествие аваров, которые дали толчок дальнейшему движению славян в разные стороны. Именно в VII в. в связи с аварским движением возник ряд славянских государств - Чешское, Хорватское, Болгарское. Именно с VII в. началось обособление западных и восточных славян.

В течение VII и VIII вв. восточнославянское население заселяло постепенно Русскую равнину и прежде всего заняло обширную область, расположенную по линии Днепра - Волхова. В IX - X вв. к западу и востоку от этой линии жили следующие славянские племена: юго-западную часть Восточно-Европейской равнины занимали уличи и тиверцы, они располагались по р. Днестру до Черного моря. «Белые» хорваты осели в предгорьях Карпат. Дулебы, волыняне, бужане - в восточной Галиции, по Волыни и по западному Бугу. По западному берегу среднего Днепра расположились поляне, к северу от них по берегам р. Припяти - древляне, еще дальше к северу - между Припятью и Березиной - дреговичи, на восточном берегу Днепра – севернее, по р. Сожу - радимичи, по р. Оке - вятичи. В верховьях Волги, Днепра и Западной Двины осели кривичи. Славяне ильменские (или новгородские) заняли территорию вокруг озера Ильмень и по обоим берегам р. Волхова.


Таким образом, к IX - X вв. восточнославянские племена заняли западную часть Русской равнины, от Черноморского побережья на юге до Финского залива и Ладожского озера на севере. Проходящий с севера на юг по этой территории великий водный путь «из варяг в греки» (по линии Волхова - Днепра) на несколько веков сделался главным стержнем экономической, политической и культурной жизни восточного славянства.

В Карпатах славяне жили первобытно-родовыми союзами. В VI в. мелкие славянские роды начинают объединятся в более крупные союзы или племена. В ходе расселения по равнине родовой союз начинает разрушаться. На смену ему, как переходная ступень от древнего рода к простой семье, приходит двор - сложная семья домохозяина с женой, детьми и неотделенными родственниками.

К середине IX в. относятся первые упоминания о варягах. В «Повести временных лет» (нач. XII в.) призвание варягов описывается так: «И пошли за море, к варягам, к руси. И собрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю русь и пришли. И сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля». На этом основана появившаяся в XVIII в. теория норманизма, против которой уже в момент ее возникновения повел решительную борьбу М.В. Ломоносов.

М.В. Ломоносов отрицал варяжское происхождения слова «русь», считая его древнее призвания варягов. Он связывал слово «русь» с сарматами - роксоланами («россоланами»), рекой Рось на юге.

С норманизмом боролись В.Г. Белинский, А. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.

Традиционной версии придерживались известные историки А.Л. Погодин, С.М. Соловьев, В.С. Ключевский.

«Воинственный антинорманизм» 30-х гг. XX в. был ответом на пангерманизм, доказывающий неполноценность славян. К 80-м годам споры смягчились. Многие признали историчность фигуры Рюрика.

Видимо, следует признать, что появление варяжских дружин в Восточной Европе заметно ускорило процесс образования государства. Они явились как бы необходимым консолидирующим элементом.


Непосредственными и ближайшими соседями восточных славян в занятых ими областях оказались многочисленные, но слабые и разбросанные по лесным просторам финские племена.

На юго-восточном побережье Балтийского моря и по течению Немана и Западной Двины жили литовские племена. Во второй половине ХII в. в Прибалтике появились немцы, которые создали орден рыцарей-меченосцев для покорения Ливонии и обращения ее в католическую веру. Немецкие колонисты построили ряд городов и рыцарских замков, превратив местное население в крепостных новых господ. Западными соседями восточных славян были поляки (или ляхи), занимавшие территорию по берегам р. Вислы.

Наиболее беспокойными и опасными соседями восточных славян на юго-востоке были орды кочевых азиатских народов: авары, печенеги, торки, половцы.

Таким образом, восточные славяне с первых своих шагов на Восточно-Европейской равнине очутились совсем в другой географической и международной обстановке, чем германские племена, начавшие новую историю Западной Европы.

Башкирия занимала своеобразное географическое положение - между двумя разнородными очагами этнокультур и вообще мировой культуры, на стыке Азии и Европы, на Южном Урале и в его предгорьях. До появления башкир здесь попеременно жили различные племена: сарматы, аланы и др.

О более древних жителях Башкирии свидетельствуют рисунки Каповой пещеры в Бурзянском районе (около 20 тыс. лет до н.э.), находки городка Аркаим в 60 км. от города Сибая (XVIII - XIV вв. до н.э. ) и раскопки Филипповских курганов на границе Башкирии и Оренбургской области ( II-IV вв. н.э.). Отдаленные предки башкир, монгольских и тунгусо-маньчжурских народов, составлявших когда-то этнолингвистическую общность, обитали на общей территории в Центральной Азии, в предгорьях Алтая. Эта общность с течением времени претерпела определенную дифференциацию, и из нее выделился тюркский тип.

После распада империи гуннов в I в. до н.э. произошло разделение тюркского племени и языка на восточную и западную ветви. Из западной ветви выделилась огузо-карлуко-кыпчакская племенно - языковая общность, в составе которой впоследствии и выросли башкирские племена.


В середине I тысячелетия н.э. началось массовое передвижение тюркских и других племен из Центральной Азии в Европу. Появление в Приуралье тюрко-башкирских племен связано с движением печенегов (объединение тюркских и сарматских племен). Восточное крыло печенежского объединения в Приуралье и Прикаспии как раз и составляли племена под общим названием «башкорт». В конце IX в. основная масса печенегов, двигаясь южнее Урала, проследовала дальше на запад, перейдя Волгу, и дошла до Венгрии. А башкирские племена осели в предгорьях Южного Урала, на берегах реки Белой. Таким образом, осевшие здесь племена Усерган, Бурзян, Тангаур и некоторые другие, стали решающей основой формирующейся башкирской народности.

Вместе с печенегами в Восточной Европе появились кыпчаки, что было связано с монгольским нашествием. На этот раз пришли племена Кыпсяк, Тамьян, Канглы, Сальют, Катай и др. Племена Кыпсяк и Табын сыграли преобладающую роль в формировании башкирского народа.

В период с X по XV вв. кыпчакские племена разделились на кыпчакско-половецкую и кыпчакско-булгарскую ветви. В составе второй ветви, собственно, и образовался тогда башкирский народ. Эта ветвь включала в себя прежде всего смесь булгар и кыпчаков, которые взаимно ассимилировались друг с другом. Однако основным компонентом башкирской народности были кыпчаки.

* * *


Таким образом, огромные территории, природно-климатические и географические факторы наложили свой отпечаток на российский исторический процесс. И эти особенности проявлялись на всех этапах более чем тысячелетней истории Отечества. Далекие предки современных народов страны прошли сложный процесс формирования на определенной территории. Ряд народов растворился в других этносах, некоторые – переселились в другие регионы. Да и сами этносы изменялись, трансформировались, как например, восточнославянская этническая общность, на основе которой образовались русский, украинский и белорусский народы.




следующая страница >>