litceysel.ru
добавить свой файл
1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ





Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный университет туризма и сервиса»

(ФГОУВПО «РГУТиС»)


Утверждаю

Проректор по учебной работе

_____________Н.Г. Новикова

«_____»____________ 200__г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

дисциплины «Основы туроперейтинга» программы

опережающего профессионального обучения

и повышения квалификации (ОПО и ПК)

«ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ТУРОПЕРАТОРСКИХ И ТУРАГЕНТСКИХ УСЛУГ»


Москва 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ


1.

Учебная рабочая программа по дисциплине «Основы туроперейтинга».

2.

Рекомендации по изучению дисциплины «Основы туроперейтинга».

3.

Распределение объема дисциплины «Основы туроперейтинга» и видов учебной работы

4.

Распределение трудоемкости дисциплины «Основы туроперейтинга» и видов учебной работы

5.

Содержание дисциплины «Основы туроперейтинга».

6.

Курс лекций


7.

Рекомендации для проведения практических занятий и научно-исследовательской работы

8.

Задания для самостоятельной работы

9.

Методические указания по выполнению контрольной работы

10.

Методические указания для преподавателей по дисциплине «Основы туроперейтинга».

11.

Глоссарий.

12.

Тесты и другие контрольно-измерительные материалы для оценки освоения материала по дисциплине «Основы туроперейтинга».

13.

Перечень вопросов к промежуточной и итоговой аттестации

14.

Перечень основной и дополнительной литературы по дисциплине «Основы туроперейтинга».

15.

Перечень рекомендуемых отечественных и зарубежных журналов по дисциплине «Основы туроперейтинга».


1.Учебная рабочая программа по дисциплине


Курс «Основы туроперейтинга» является специализированной дисциплиной и является важной составной частью комплекса профильных туристических дисциплин.

Цель дисциплины: формирование у слушателей комплекса основных понятий составляющих основу туроператорской деятельности и базовых практических навыков, необходимых для практики турбизнеса.


Задачи дисциплины: формирование представлений о цикле работ по созданию, продвижению и реализации туров, особенностях программ обслуживания разных видов туризма, специфики отношений с поставщиками услуг, туристской документации, а также организации обслуживания туристов и правовом регулировании туроперейтинга.

Ведущей задачей курса является приобретение слушателями конкретных базовых практических навыков по овладению основными приемами создания турпродукта.

Полученные теоретические знания и практические навыки слушатели развивают в процессе изучения других дисциплин программы и реализуют в активных компетентностноориентированных формах учебной деятельности.


    Категория обучаемых по дисциплине – выпускники высших профильных либо непрофильных профессиональных образовательных учреждений, профильных средних профессиональных образовательных учреждений. Программа ОПО и ПК «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг» относится к системе дополнительного профессионального образования. Обязательным требованием к слушателям является владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации посредством компьютера, навыком работы в глобальных компьютерных сетях.



2. Рекомендации по изучению дисциплины

Изучение дисциплины предполагает существенный акцент на компетентностноориентированном подходе, связанным с ориентацией каждой формы учебной работы на диагностируемый конкретный результат учебной деятельности.

Сфера туризма постоянно развивается, туристский продукт диверсифицируется, следовательно, формирование содержания базовых компонентов (знать/уметь, владеть) компетенций следует соотносить с актуальной ситуацией на туристском рынке в Российской Федерации и мире.

Большой акцент при прохождении дисциплины следует сделать на визуализации учебного материала (с использованием ТСО и вспомогательных учебных материалов). Дисциплина «Основы туроперейтинга» служит формированию компонентов:


общекультурных компетенций (ОК)

ОК – 2: «Владеет основными методами организации безопасности жизнедеятельности людей, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, иных ситуаций в туристской деятельности».

Сформированная компетенция означает, что слушатель должен:

Знать: методы организации и обеспечения безопасности туристов и туристской деятельности.

Уметь: разрабатывать план действий персонала турфирмы при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Владеть: навыками обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях, возникающих во время осуществления должностных обязанностей в туризме.

профессиональные компетенции (ПК):


ПК – 1: « Готов к разработке туристских продуктов»


Сформированная компетенция означает, что слушатель должен:

Знать: сущность понятий основных понятий туроперейтинга; особенности и состав туристского продукта и его составных элементов.

Уметь: критически анализировать созданный турпродукт и составляющие его услуги; осуществлять подбор имеющихся на рынке турпродуктов по заданным существенным условиям.

Владеть: по заданным параметрам и известными существенным условиям турпродукта осуществить туроперейтинг.


3. Распределение объема дисциплины и видов учебной работы


Виды занятий и контроля

Очная форма


Всего часов

8

Лекции

4

Семинарские

занятия


4

Экзамен


+



4. Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы






Наименование тем

Очная

форма

Л


СЗ

1.

Организационные основы туристской деятельности


2






2.

Особенности и состав туристского продукта

1






3.

Особенности туристского продукта в разных видах туризма


1






4.

Анализ турпродукта и составляющих его услуг



1

5.

Подбор турпродукта по заданным существенным условиям




1

6.

Опыт практического туроперейтинга



2

Аттестация


Экзамен



5. Содержание дисциплины (модуля, курса)




п/п

Тема

Содержание темы

Вид занятий*

1.

Организационные основы туристской деятельности

Организационные основы туристской индустрии, структуры туристской отрасли, видов и технологии организации деятельности туроператоров, турагентов и контрагентов туристской деятельности,

Л

2.

Особенности и состав туристского продукта

Особенностей и состава туристского продукта и его элементов: определение турпродукта согласно российскому законодательству; основные поставщики услуг в туризме; терминология.

Л

3.

Особенности туристского продукта в разных видах туризма


Особенностей организации туристской деятельности в России во внутреннем, въездном и выездном туризме.

Л

3.

Анализ турпродукта и составляющих его услуг

Критический анализи созданный турпродукта и составляющих его услуг по имеющемуся алгоритму.

СЗ


4.

Подбор турпродукта по заданным существенным условиям.


Поиск имеющихся на рынке турпродуктов в соответствии с целями и особенностями запросов потребителей туруслуг.

СЗ

5.

Опыт практического туроперейтинга


Создание по заданным параметрам и известными существенным условиям турпродукта.

СЗ



6. Курс лекций


Лекция 1: Организационные основы туристской деятельности

Возникновение бизнеса туроператоров явилось следствием формирования массового туризма на дальние расстояния и усложнения туристского продукта, в результате чего развивался процесс специализации деятельности туристских фирм: одни концентрировали свои усилия на производстве пакетов услуг, осваивали новые регионы, разрабатывали новые виды туризма, формируя направление туроперейтинга, другие больше внимания уделяли сбыту и развивались как турагентства.

Изготовители туристского продукта - туроператоры (ТО) продают свою продукцию как напрямую покупателю, так и опосредованно - через турагентов (ТА).

Необходимость туроперейтинга связана и с тем, что при увеличивающихся количествах предложений услуг гостинично-ресторанного обслуживания, а также крупных туристских и курортных центров турист, купив тур, включающий только размещение и питание, не имеет возможности отдохнуть полноценно. Является очевидным тот факт, что туристы значительные суммы денег расходуют на досугово-развлекательные мероприятия. Кроме того, они не прочь заняться спортом, получить дополнительные курортные, бытовые и другие услуги.

Вовлечение в сферу туристского обслуживания организаций, предприятий и фирм, предоставляющих услуги, а также комплектация из этих услуг разнообразных тематических туров - все это потребовало развития специфического бизнеса - туроперейтинга (разработки туристских программ). Это является одной из основных задач туроператора.


Туроператор - это туристская фирма (организация), занимающаяся комплектацией туров по договорам с поставщиками услуг и в соответствии с потребностями туристов.

Туроператор - это производитель туристского пакета. Он занимается разработкой туристских маршрутов и комплектацией туров; обеспечивает их функционирование, организует рекламу, рассчитывает цены на туры по этим маршрутам, продает туры через посредничество туристских агентств.

Туроператор обеспечивает туристам разнообразие выбора туристских услуг и одновременно упрощает заказ обслуживания в других городах и местностях, беря эти функции на себя.

Туроператоры выполняют специальную роль в туристской индустрии. Они приобретают туристские продукты (места в самолетах, комнаты в отелях), формируют пакеты туруслуг и продают их прямо или косвенно различным пользователям (туристам) с целью получения прибыли. Туроператор может продавать туруслуги раздельно. Это делается либо из соображений получения прибыли, либо по необходимости.

В первом случае, когда туроператор формирует пакет, он выступает в роли производителя туристских продуктов. Во втором случае, когда туроператор продает услуги по отдельности, он выступает как оптовый дилер туристских услуг. Это может быть, если туроператор покупает у производителя больше туристских услуг, чем необходимо для формирования туристского пакета. Кроме того, сегодня уже есть специализированные оптовые туроператоры, имеющие вследствие массовой закупки услуг специальные льготные цены от гостиниц и других поставщиков услуг. В этом также состоит особенность туроператора, т.е. в его способности страховаться от изменения цен на услуги, необходимые для формирования туристских пакетов, экономически доступных для туристов. Цены у оптового туроператора часто ниже, чем розничные цены отелей.

Но все же туроператоров следует рассматривать как производителей новых продуктов, а не как оптовиков широкого ассортимента турпродуктов. Это вполне правомерно, так как основным видом деятельности туроператора является формирование туров или пакетов услуг (турпакетов).


Иногда, как уже говорилось, они могут продавать услуги по отдельности. Это дополнительный вид деятельности или объективно необходимый шаг на рынке. Например, туроператоры продают места на авиарейсы (чартер или регулярный, забронированный рейс, или как агенты), чтобы заполнить необходимое количество мест, выкупленных ими по квоте льготной цены. В этих случаях они выступают как оптовики или как посредники.

Туроперейтинг состоит из сочетания циклических работ, свя­занных с разработкой и реализацией каждого конкретного тура. Приблизительно цикл работ оператора можно разбить на следую­щие этапы:

1 Турпроектирование (основывается на результатах маркетингового исследования потребностей туристического рынка и иссле­дования конкурентной среды).

2 Турпланирование (основывается на специфике взаимоотношений оператора и поставщиков туристических услуг).


  1. Продвижение тура.

  2. Сбыт турпродукта (непосредственно клиентам, либо через агентскую сеть).

  3. Реализация тура (организация поездки и оказание входя­щих в турпакет туристических услуг).

Особенности туроперейтинга как вида дея­тельности на туристическом рынке характеризуются следующи­ми чертами:

  • разработка и составление ту­ристических программ и их апробацией;

  • непосредственное взаимодействие оператора с по­ставщиками туристических услуг (гостиничные предприятия, перевозчики, экскурсионные бюро и т. д.);

  • формиро­вание кадрового обеспечения каждого турпакета;

  • наличие у оператора агентской сети;

■непосредственное участие оператора в организации тура и постоянный контроль за качественным исполнением турис­тических и туристских услуг.

Лекция 2: Особенности и состав туристского продукта

Общие требования к туристской услуге, изложенные в ГОСТ Р 50690-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования», подразделяются на обязательные и рекомендуемые.


Обязательные - безопасность жизни и здоровья, сохран­ность имущества туристов и охрана окружающей среды.

Рекомендуемые - соответствие назначению, точность и свое­временность исполнения, комплексность, этичность обслужи­вающего персонала, комфортность, эстетичность, эргономич-ность.

Предоставляемые туристские услуги должны соответство­вать требованиям, предусматривающим дополнительные удоб­ства для потребителей, привлекательность и престижность ус­луг (согласно ГОСТу

Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание, Проектирование туристских услуг»). Несмотря на то, что в ГОСТе эти требования обозначены как рекомендуемые, надо помнить, что на самом деле они явля­ются обязательными к исполнению.

Турпроектирование


Это начальная стадия разработки туристической продукции, которая непосредственно основывается и во многом определяется результатами маркетингового исследования потребностей туристи­ческого рынка и предложений основных конкурентов на местном рынке, что объясняется изначально рыночной ориентацией турис­тического оператора («продавать то, на что имеется, либо может появиться в перспективе устойчивый спрос»).

Турпроектирование проводится в среднем за 2 года до обозначенных сроков тура или сезона (требуется довольно много времени на планирование и продвижение турпродукта). В случае проектирования принципи­ально новых направлений или видов туров для местного рынка, приступать к данному этапу работы необходимо еще раньше (поскольку планирование продвижение туров-новинок более дли­тельный, чем в отношении известных и популярных направлений и туров, процесс).

Проектирование услуги «туристское путешествие» преду­сматривает два этапа:

1) проектирование каждого тура, включаемого в услугу «ту­ристское путешествие», в соответствии с программой обслужи­вания туристов;

2) проектирование услуги «туристское путешествие» в целом.


При проектировании услуги по запросам туриста необходимо учитывать возможности предприятия - исполнителя услуги.

Проектирование процесса обслуживания туристов осуществ­ляется по отдельным этапам предоставления услуги и с обяза­тельным составлением для каждого из них технологических карт. На первом этапе турпроектирования необходимо провести комплексное маркетинговое исследование рынка.

Результатом турпроектирования является разра­ботка проекта будущего турпродукта. Проект есть неконкретизированное (в точности до наименований отелей, перевозчиков, цен...) представление о будущей туристической программе, который обычно содержит следующую информацию:


  • определение туристской специализации туристского направ­ления;

  • проект программы обслуживания;

  • предполагаемый маршрут (пункт отправления, перечень пунктов стоянок, пункт прибытия...);

  • перечень применяемых в туре услуг поставщиков (отели и пе­ревозчики);

  • возможности и качество оказания дополнительных услуг в туре (зависят от целей туристической поездки, например, активная экскурсионная программа — для познавательных туров, организованный досуг — для круизов...).


Турпланирование.

Этап циклической деятельности туроператора, в результате которого из неконкретизированного турпроекта формируется не­посредственно сам тур как сопоставленная по времени, месту, последовательности, качеству и стоимости совокупность туристичес­ких услуг различных предприятий туристической инфра- и супраструктур, готовый к продвижению его на туристическом рынке. Турпланирование осуществляетсяобычно за 2-3 месяца до обозначенных сроков начала тура или сезона, в случае разработки принципиально новых направлений или видов туров приступить к данному этапу работы необходимо раньше.

Результатом турпланирования являет­ся сам турпакет как вид услуги, отвечающий следующим требо­ваниям:


  • обоснованность (турпакет должен отвечать определенным целям: отдых, отдых + лечение, познание и т. д.);

  • надежность и безопасность (тур должен давать туристам время на сон и отдых, питание и восстановление жизненных сил, а также, безопасностью для жизни, здоровья и иму­щества туристов);

  • целостность (турпакет должен быть сформирован таким обра­зом, чтобы в ходе его реализации не возникали незапланиро­ванные нестыковки в оказании туристических услуг);

  • простота в эксплуатации (ясность и максимальная полнота информации о планируемом туре, несложность процедур в бро­нировании и реализации тура...);

  • гибкость и способность к модификации (чем больше перспек­тив для модификации турпакета — расширение отельной базы, перечня и качества предлагаемых экскурсий, возможности пи­тания и дополнительных услуг туристам, — тем меньше воз­можность быстрого морального устаревания тура и вытесне­ния его с рынка конкурентными предложениями);

  • привлекательность (тур должен удовлетворять потребности определенного круга потребителей — фокус-группы).

На основании целей турпланирования можно выделить его ос­новные этапы:

- определение схемы работы туроператора при организации пла­нируемого тура;

  • идентификация поставщиков туристических услуг, задейство­ванных в турпакете и оформление договорной базы тура;

  • ценообразование тура на основании рыночной позиции тура и ценовых предложений поставщиков туристических услуг.

Оно конкретизируется в плане программы обслуживания туристов. При разработке программы обслужи­вания определяются:

  • количество туристов, участвующих в путешествии;

  • маршрут путешествия;

  • продолжительность пребывания в каждом пункте маршрута;

  • виды транспорта для внутренних перевозок;
  • необходимое количество транспортных средств;


  • перечень туристских предприятий - исполнителей услуг;

  • период предоставления услуг каждым предприятием - исполнителем услуги;

  • состав экскурсий и достопримечательных объектов;

  • перечень туристских походов, прогулок;

  • комплекс досуговых мероприятий;

  • потребность в гидах, экскурсоводах, зарубежных представителях, инструкторах, переводчиках и др., а также потребность в их подготовке;

  • порядок подготовки рекламных, информационных материалов, форма описания путешествия для информационных листков к туристским путевкам и их количество.

Результатом планирования тура является правильное со­держание:

а) программы обслуживания туристов (по набору услуг, по дням путешествия);

б) технологической карты туристского путешествия (см. приложение 1);

в) графика загрузки предприятия - поставщика услуг (см. приложение 2);

г) информационного листка к туристской путевке (см. приложение 3).

Проектирование и планирование контроля качества включает определение:

  • ключевых моментов в процессе обслуживания, существенно влияющих на характеристики услуги;

  • методов корректировки характеристик услуги;

Лекция 3: Особенности туристского продукта в разных видах туризма

Туроператоры подразделяются:

По виду деятельности:

  1. Операторы массового рынка. Они продают турпакеты с использованием чартерных авиарейсов в места массового туризма.

  2. Специализированные операторы - это туроператоры, специализирующиеся на определенном продукте или сегменте рынка (на определенной стране, на определенном виде туризма и т. д.)- В свою очередь они могут быть:

а) туроператорами специального интереса (например, спортивно-приключенческого туризма, организации сафари в Африке и т. д.);


б) туроператорами специального места назначения (например, поездки в Англию, Францию и т. д.);

в) туроператорами определенной клиентуры (для молодежи, семейных пар, бизнесменов и т. д.);

г) туроператорами специальных мест размещения (в домах отдыха, на турбазах и т. д.);

д) туроператорами, использующими определенный вид транспорта (теплоходы, поезда и т. д.).

По месту деятельности:


  1. Выездные туроператоры (аутгоинговые) ориентируют турпакеты на зарубежные страны.

  2. Туроператоры на приеме (инкаминговые). Они базируются в стране назначения и обслуживают прибывающих туристов.

  3. Местные (внутренние) туроператоры (инсайд-туроператоров). Они составляют турпакеты с маршрутами в пределах страны проживания.

Наконец, инсайдинг — вид туроперейтинга, планирующий, продвигающий и реализующий внутренний турпродукт — то есть туры по территории своей страны для своих сограждан. Инсайд -туроперейтинг базируется на туристическом потенциале своей страны, и ориентирован на удовлетворение туристических потреб­ностей своих сограждан.

Внутренний туризм, так же, как и инкаминг, является важным приоритетом развития национального туристического рынка, так как не только не способствует оттоку денежных средств из экономики страны, но и является стабили­зирующим фактором на рынке рабочей силы, работодателем со­ственной туристической индустрии (отели, дороги, транспортные предприятия, рестораны, досуговые заведения), увеличивает размеры капиталовложений в национальные предприятия сферы туризма, приводит к выравниванию уровней жизни в регионах страны (можно отметить, что путешествуют обычно жители более экономически развитых регионов государства, в то время как курортные регионы лишены инфраструктуры развитой промышленности, сельского хозяйства, и их жители вынуждены существо­вать только на доходы, получаемые от обслуживания приезжающих путешественников), чем способствует снятию социальной напряженности и ликвидирует сепаратистские тенденции (что особенно актуально в отношении больших либо многонациональ­ных государств — Испания, Швейцария, Россия и др.)


Отличительными чертами инсайдинга можно назвать максимально недорогую информированность оператора как о предпочтениях раз­личных категорий своих граждан — потенциальных туристов, так и о возможностях отечественного туристического потенциала.


Кроме того, принято разделять туроператоров на инициативных и рецептивных.

Инициативные туроператоры - это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или напрямую с туристскими предприятиями. Отличием их от туристских агентств, занимающихся исключительно продажей чужих туров, является то, что они занимаются комплектацией туристского продукта, состоящего, по нормам Всемирной туристской организации (ВТО), не менее чем из трех услуг (размещения, транспортировки туристов и любой другой, не связанной с первыми двумя). Классический инициативный туроператор формирует сложные маршрутные туры, комплектуя их из услуг местных туроператоров в разных местах посещения (по маршруту), обеспечивает проезд к месту начала путешествия и обратно и организует предоставление внутримаршрутного транспорта.

Рецептивные туроператоры - это туроператоры на приеме, которые комплектуют туры и программы обслуживания в месте приема и обслуживания туристов, используя прямые договора с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания досугово-развлекательными учреждениями и т. д.)- Это чистая форма туроперейтинга.

Однако туроперейтинг на приеме (рецептивный) не имеет в России столь активных форм развития. По уровню обслуживания он отстает от международных стандартов по нескольким параметрам. Это прежде всего слабая дифференцированность программ обслуживания, недостаточность разнообразия предлагаемых услуг, а также отставание от международного уровня качества предоставляемых услуг.

Важными моментами, влияющими на опережающее развитие в России именно инициативного туроперейтинга, являются: возникновение в постперестроечный период большого спроса на зарубежные поездки на фоне снижения спроса россиян на внутренний туризм; снижение спроса иностранных туристов на путешествия в Россию (по причинам безопасности); отсутствие материальной поддержки продвижения России на международном туристском рынке со стороны государства, а также отсутствие крупных консолидированных туроператоров, способных на финансирование такого продвижения.


7.Рекомендации для проведения практических занятий и

научно-исследовательской работы


Цели проведения семинаров.

СЗ «Анализ турпродукта и составляющих его услуг». Как результат образовательной деятельности слушатель должен:

Знать: основные составляющие турпродукт услуги и их характеристики

Уметь: анализироватьпо алгоритму имеющийся турпродукт по составляющим его услугам.

Владеть: навыком анализа турпродукта.

Контрольные вопросы к практическому занятию «Анализ турпродукта и составляющих его услуг»


  1. Как трактуются согласно ФЗ «Об основах туристской деятельности» понятия: турпродукт, туруслуга, турагент, туроператор, турист?

  2. Из скольких минимум услуг и каких состоит турпродукт?

  3. Охарактеризуйте в качестве примеров несколько турпродуктов.

  4. Перечислите возможные дополнительные туристские услуги.


СЗ «Подбор турпродукта по заданным существенным условиям».

Как результат образовательной деятельности слушатель должен:

Поиск имеющихся на рынке турпродуктов в соответствии с целями и особенностями запросов потребителей туруслуг.

Знать: основные турпредложения круанейших российских туроператоров по видам туризма; алгоритм подбора турпродукта по заданным существенным условиям.

Уметь: используя алгоритм, подобрать турпродукт по заданным существенным условиям.

Владеть: навыком разработки алгоритма подбора турпродукта по заданным существенным условиям.

Контрольные вопросы к практическому занятию «Подбор турпродукта по заданным существенным условиям»

  1. Какие услуги включаются в турпакет при организации тура класса «люкс»?
  2. Размещение в гостиницах какой категории предлагается в туре первого класса?


  3. Как осуществляется перевозка и питание в турах туристского класса?

  4. Чем отличается от туристского экономический класс обслуживания?

  5. Что такое программа обслуживания?

  6. Расскажите о порядке составления программы обслуживания.

  7. От каких параметров зависит уровень обслуживания туристов?


СЗ «Практический туроперейтинг» Как результат образовательной деятельности слушатель должен:

Знать: основные методы и технологические этапы туроперейтинга.

Уметь: применить основные методы туроперейтинга в создании турпродукта.

Владеть: базовым навыком несложного туроперейтинга во внутреннем туризме.

Алгоритм выполнения задания слушателями:

  1. Определите туристскую специализацию

  2. Составьте проект программы обслуживания;

  3. Составьте предполагаемый маршрут (пункт отправления, перечень пунктов стоянок, пункт прибытия...);

  4. Составьте перечень применяемых в турпродукте услуг поставщиков (отели, пе­ревозчики…);

  5. Перечислите возможности и качество оказания дополнительных услуг в туре (зависят от целей туристической поездки, например, активная экскурсионная программа — для познавательных туров, организованный досуг — для круизов...).




  1. Задания для самостоятельной работы



Целью самостоятельной работы слушателей является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, а также опытом исследовательской деятельности. Самостоятельная работа слушателей способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

При определении содержания самостоятельной работы слушателей следует учитывать уровень их самостоятельности и требования к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения искомый уровень был достигнут.


Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:


  • готовность слушателей к самостоятельному труду;

  • мотив к получению знаний;

  • наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;

  • система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

  • возможность образовательного учреждения оказывать консультационную помощь.

Задачи самостоятельной работы слушателей по дисциплине «Основы туроперейтинга»:

- актуализация полученных теоретических знаний по туроперейтингу;

- развитие навыков использования информационных источников по изучаемому профилю;

- развитие навыков оформления текстовой информации и подготовки презентации турпродукты;

- расширение знаниевой составляющей осваиваемых компетенций.

Перечень вопросов для самостоятельной работы слушателей:

  1. Назначение и состав технологической документации туроператора.

  2. Основные документы информационно-справочного характера, выдаваемые туристам.

  3. Особенности туроперейтинга в выездном туризме.

  4. Особенности туроперейтинга во внутреннем туризме.

  5. Особенности туроперейтинга во въездном туризме.

  6. Особенности туроперейтинга в разных видах туризма.



9.Методические указания по выполнению контрольной работы


Слушатели программы ОПО и ПК «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг» выполняют по дисциплине “Основы туроперейтинга” письменную контрольную работу.

Цель контрольной работы – текущая проверка знаний слушателей.

Задачами контрольной работы являются систематизация и контроль знаний слушателей в процессе изучения дисциплины. Успешное выполнение и защита контрольной работы являются обязательным условием допуска к экзамену.


При выполнении контрольной работы слушатель должен показать:

– знание дисциплины на примере одной из тем, выбранной для написания контрольной работы;

– навыки работы с литературой и интернет-публикациями;

– различные подходы к освещению выбранной темы и способность выбрать и обосновать свою точку зрения.

Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы, слушатель должен изучить содержание основных разделов дисциплины по методическим указаниям и рекомендуемую литературу.

Примерные темы контрольных работ:


  1. Анализ турпредложения одного из крупных российских инициативных туроператоров.

  2. Анализ турпредложения одного из крупных российских рецептивных туроператоров.

  3. Анализ турпредложения одного из крупных российских туроператоров специального направления.

  4. Анализ турпредложения одного из крупных российских туроператоров специальной клиентуры.

  5. Анализ турпредложений разных туроператоров по сходным существенным условиям.

  6. Основное содержание Договора с клиентом о туристском обслуживании.

  7. Основные виды договоров между туроператорами и турагентами.



10.Методические указания для преподавателей по дисциплине «Основы туроперейтинга»


Преподавание дисциплины «Основы туроперейтинга» преследует две основные цели:
- освоение слушателями методологии, позволяющей решать конкретные прикладные задачи туроперейтинговой деятельности;

- повышение общего уровня культуры слушателей: овладение ими знаний по основным направлениям внутреннего и международного туризма; совершенствование навыков самостоятельного изучения научной литературы по проблемам дисциплины.

     Таким образом, основной принцип, лежащий в основе преподавания дисциплины «Основы туроперейтинга», состоит, с одной стороны, в повышении уровня фундаментальной теоретической подготовки слушателей, а с другой - в усилении ее прикладной направленности.

     Эффективное изучение дисциплины предполагает знание слушателями основ теории туроперейтинга и соответствующей нормативно-правовой базы, поэтому при подготовке лекционных и семинарских занятий преподавателям следует особое внимание обратить на актуальность нормативно-правовых актов в связи с их возможными изменениями.

Развитие инфраструктуры туризма расширяет диапазон объектов туристского показа, таким образом, особое внимание преподаватель должен обратить на актуализацию учебного материала.

Особое внимание следует обратить на актуальное состояние используемой статистики. Рекомендуется пользоваться статистикой Российского федерального агентства по туризму.


Целесообразно использовать в учебном процессе следующие инновационные методы преподавания:

- проблемные методы обучения;

- нетрадиционные лекции.


11. Глоссарий


  1. Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

  2. Безопасность туризма - безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства.

  3. Встреча и проводы - в туризме - набор услуг, включающих помощь переводчика, поднос багажа и автотранспорт, предоставляемых туристам при их доставке от железнодорожного вокзала, из аэро- или морского порта в гостиницу и обратно.

  4. Гид - проводник-профессионал, показывающий туристам достопримечательности города или местности.

  5. Гид-переводчик - профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания.
  6. Гостеприимство - важнейшее потребительское свойство туристского продукта; умение:

    - дать почувствовать клиенту, что ему рады;
    - с достоинством продемонстрировать клиенту уважение;
    - оказать любезность.


  7. Заказчик туристского продукта - турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста.

  8. Инструктор-проводник - профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов.

  9. Классификация экскурсий - деление экскурсий по содержанию, составу участников, месту проведения, способу передвижения, форме проведения.

  10. Комплексное обслуживание - в туризме - стандартный набор туристических услуг, обычно включающий в себя:
    - встречу и проводы;
    - размещение в гостинице;
    - питание; и
    - экскурсионное обслуживание.

  11. Перевозка - в туризме - туристская услуга, оказываемая транспортной организацией на основании договора перевозки, заключенного с туроператором, согласно которому:
    - перевозчик обязуется доставить пассажиров и багаж в пункт назначения; а туроператор обязуется уплатить за перевозку установленную плату

  12. Питание - в туризме - туристская услуга, в основе которой лежит предпринимательская деятельность, связанная с удовлетворением биологической потребности человека в пище.

  13. Поход - туристская услуга, обеспечивающая удовлетворение оздоровительных и познавательных потребностей туристов при активных способах передвижения по маршруту.

  14. Пресс-тур - экскурсия, организованная для журналистов, с целью привлечения внимания к региону, проекту, заводу-производителю или предприятию. Пресс-тур может выступать самостоятельным информационным поводом.
  15. Продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое).


  16. Продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта:
    - реклама;
    - участие в специализированных выставках, ярмарках;
    - организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта;
    - издание каталогов, буклетов и др.

  17. Путеводитель - справочник, содержащий сведения об определенном географическом пункте или культурно-просветительном учреждении

  18. Путешествие - в туризме - комплексная туристская услуга, обеспечивающая удовлетворение оздоровительных, познавательных потребностей туриста при определенных условиях их жизнеобеспечения.

  19. Реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.

  20. Сопровождающий - служащий туристической фирмы, в обязанности которого входит сопровождение туристов по маршруту, организация размещения, питания и перевозки.

  21. Трансфер - перевозка туриста внутри туристского центра:
    - доставка от вокзала, аэропорта или морского порта в гостиницу и обратно;
    - доставка от одного вокзала, аэро- или морского порта в другой;
    - доставка от гостиницы в театр и обратно и т.д.

  22. Треккинг - пеший поход по пересеченной местности без специальной подготовки его участников.

  23. Турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
  24. Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;


  25. Туризм внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации.

  26. Туризм въездной - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации.

  27. Туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну.

  28. Туризм международный - туризм выездной или въездной.

  29. Туризм самодеятельный - туризм, организуемый туристами самостоятельно.

  30. Туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей.

  31. Турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.

  32. Туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.

  33. Туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.
  34. Туристская путевка - документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности.


  35. Туристская услуга - результат деятельности туристского предприятия по удовлетворению туристских потребностей туристов.

  36. Туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.

  37. Туристский ваучер - документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их передачи. На основании туристского ваучера осуществляется урегулирование взаиморасчетов между туроператором или турагентом, направляющим туриста, и туроператорм по приему или лицами, предоставившими конкретные услуги.

  38. Туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

  39. Туристское обслуживание - предоставление туристских услуг. Различают комплексное туристское обслуживание (пансион) и частичное туристское обслуживание (полупансион).

  40. Туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор).

  41. Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

  42. Формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие).
  43. Экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.


  44. Экскурсант - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика.

  45. Экскурсия - коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и пр. с учебными или культурно-просветительскими целями.

  46. Экскурсовод (гид) - профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания.


12. Тесты и другие контрольно-измерительные материалы для оценки освоения материала по дисциплине (модулю, курсу)


Не предусмотрены


13. Перечень вопросов к промежуточной и итоговой аттестации


Цель промежуточных (поэтапных) испытаний заключается в определении успешности освоения слушателями программы опережающего профессионального обучения.

Задачами промежуточных испытаний является завершение изучения обязательной позиции учебного плана и демонстрация фактического уровня приобретенных теоретических знаний, практических умений и навыков.

Промежуточная аттестация предусмотрена по дисциплине «Основы туроперейтинга» в форме контрольной работы. Тематика контрольных работ и методические указания к ее выполнению содержатся в разделе 9 настоящей программы.


Цель итоговой аттестации заключается в завершении процесса освоения слушателями программы дисциплины опережающего профессионального обучения и повышения квалификации «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг».

Итоговая аттестация является обязательным компонентом программы, определяющим уровень и качество подготовки слушателя с учетом общих требований к знаниям и умениям по дисциплине «Основы туроперейтинга»

Итоговая аттестация проводится в форме экзамена, который ставит своей целью оценить теоретические знания, практические умения и навыки, приобретенные слушателем в процессе освоения дисциплины.


Примерный перечень вопросов к экзамену:


  1. Понятие «туроператор» и основные виды туроператоров.

  2. Функции туроператора.

  3. Профиль работы туроператора.

  4. Структура туроператорской фирмы

  5. Турпакет, турпродукт, тур. Краткая характеристика.

  6. Турпроектирование.

  7. Турпланирование.

  8. Турресурсы как основа формирования турпродукта.

  9. Разработка маршрутов как основа составления туров.

  10. Поставщики услуг. Переговоры с поставщиками услуг.Составление договорного плана тура.

  11. Поставщики туристских услуг. Договоры с поставщиками услуг.

  12. Документационное обеспечение турпродукта.

  13. Ценообразование турпродукта.

  14. Формы и методы продвижения турпродукта.

  15. Формирование сбытовой сети туроператора.

  16. Организация туроператором продажи туристского продукта.

  17. Организация обслуживания туристов туроператором во время путешествия.

  18. Стандартизация в туроперейтинге.

  19. Гражданская ответственность туроператоров перед туристами.


14. Перечень основной и дополнительной литературы по дисциплине «Основы туроперейтинга»

а) основная литература:

1. Ильина Е. Н. «Туроперейтинг: организация деятельности» - М.: Финансы и статистика, 2005.

2. Ушаков Д.С. «Прикладной туроперейтинг» Гриф: Допущено Министерством образования и науки в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.


б) дополнительная литература:

  1. Закон РФ «Об основах туристской деятельности РФ» (в ред 2009 г.)

  2. Сенин В.С. «Организация международного туризма»- М.: 2006 г.

15. Перечень рекомендуемых отечественных и зарубежных журналов по дисциплине «Технология и организация экскурсионной деятельности»

  1. «Турбизнес»;

  2. «Туризм: практика, проблемы, перспективы»;

  3. «Вестник РАТА» – электронный журнал;

  4. National Geographic;

  5. UNWTO NEWS