litceysel.ru
добавить свой файл
1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ


«Утверждаю»

Проректор_____________Л.М. Гура

«_________»_____________ 2010 г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

(заочная форма обучения ПС5з)


СЕВАСТОПОЛЬ

2010


  1. ЦЕЛИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. формирование и развитие целостного мировоззрения и социальной ориентации применительно к психологическому консультированию;

  2. приобретение умений и навыков, необходимых психологу-консультанту в практической деятельности;

  3. формирование и развитие профессионально значимых качеств будущих специалистов в области оказания психологической помощи.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Консультирование как форма работы профессионального психолога используется в любой сфере, где необходимы психологические знания. Это консультирование в педагогической сфере, в сфере промышленного производства, бизнеса, управления, в сфере проблем здоровья и. т.д.

Учитывая данные особенности содержания,  программа построена таким образом, что студенты имеют возможность познакомиться с организацией психологической службы за рубежом и в Украине, изучить основные положительные аспекты используемые психологами-консультантами. Большое внимание уделено практической стороне, а именно отработке конкретных техник в работе психолога-консультанта.

Освоение курса предполагает, помимо посещения лекций и практических занятий, выполнение домашних заданий, которые заключаются в разработке сценариев различных аспектов организации процесса консультирования, проработке приемов и техник личностного консультирования, изучении отдельных теоретических подходов к процессу консультирования в рамках различных психологических школ и направлений.


  1. ЦЕЛИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основными целями и задачами дисциплины являются:

  -- освоение основных понятий психологического консультирования;

  -- ознакомление с основными подходами, существующими в психологическом консультировании;

  -- ознакомление с основными типами проблем клиентов;

  -- получение представления о критериях эффективной работы психолога-консультанта;

  -- знание основных стратегий психологического консультирования и умение выбрать релевантную стратегию работы с клиентом;

  -- формирование начальных умений, необходимых психологу-консультанту, таких, как активное слушание, уточнение запроса, формулирование позитивных целей клиентом и др.

  -- умение ориентироваться в литературе по проблемам психологического консультирования.

   В процессе изучения спецкурса студенты должны освоить следующие понятия: психологическое консультирование, психологическая помощь, клиент, заказчик, этика психолога-консультанта, разделение ответственности, диагностическое интервью, активное слушание, конгруэнтность, диалог, рапорт, бизнес-консультирование, семейное консультирование, -- индивидуальное консультирование, психологическое манипулирование, методы психологического консультирования, директивы психологического консультирования, личность психолога-консультанта, разговорно-центрированная терапия, недирективная разговорная терапия К. Роджерса, завершение консультации, трудный клиент.

В результате успешного прохождения курса студенты должны знать:

а) основные понятия, формы и методы психологического консультирования;

б) процессуальные и содержательные проблемы психологического консультирования;


в) критерии эффективности и требования к консультанту;

г) этические аспекты профессиональной деятельности консультанта;

Студенты должны уметь:

а) практически строить процесс консультирования;

б) делать самоанализа продуктивности собственной консультационной деятельности.


  1. СТРУКТУРА ЗАЧЕТНОГО КРЕДИТА КУРСА



Тема

Количество часов

Л


ПЗ

ЛЗ

ИР

СР

Содержательный модуль 1. Психологическое консультирование как вид психологической помощи

1.

Возникновение, развитие и специфика психологического консультирования

1










6

2.

Участники консультативного процесса и их характеристики

1










6

3.

Консультативный контакт, его составляющие, их характеристика


2













4.

Этапы ведения консультативной беседы


4










10

Содержательный модуль 2. Технология консультативной беседы

5

Отработка навыков ведения консультативной беседы на ее начальных этапах, слушания и понимания.


1





4





10

6

Анализ проблемных зон клиентов. Формулирование и проверка консультативных гипотез


1




2




10

7

Специальные проблемы в психологическом консультировании

3










12

8

Некоторые направления в практике консультирования


3













9

Обзор ведущих современных консультативных теорий и технологий


2










14

Всего


18




6




68


                1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ

Лабораторное занятие № 1.

Тема: Отработка навыков начала консультативной беседы (2 часа)


Цель занятия: отработка студентами навыков ведения консультативной беседы на начальных этапах консультирования.

Вопросы для подготовки

  1. Каким образом выбирается и оборудуется помещение для психологической консультации?

  2. Кто, где и как должен встретить клиента, пришедшего в психологическую консультацию?

  3. Какие действия предпринимаются психологом-консультантом непосредственно после встречи клиента?

  4. Что представляют собой основные этапы проведения психологического консультирования?

  5. Что включает в себя первый этап психологического консультирования?

  6. В чем заключается процедура встречи психолога-консультанта и клиента?

План лабораторного занятия

  1. Обсуждение теоретических вопросов.

  2. Инсценировка консультативных ситуаций

  3. Рефлексия.

Гипотетические ситуации для отработки навыка ведения беседы

Вариант 1. В кабинет школьного пси­холога заглянула женщина. Как выяснилось из рассказа, ее сын-старшеклассник Максим учится в соседней школе. Но она обратилась к психологу именно этой школы, так как ни за что не решилась бы прийти в школу сына с подобным запросом. Женщина жаловалась на сына, уверяя, что тот отличается плохим поведением и резко отрицательным от­ношением к ней. В последнее время, когда до окончания школы остается немногим больше полугода, Максим стал прогуливать занятия, а теперь и вовсе бросил учебу. На критику матери и даже на дружеские советы отвечает гру­бостью. Мать убеждена, что у сына не все в порядке с пси­хикой. Возможно, его нужно показать специалисту. Воспитывала она его сама, без отца. С мужем развелась еще, будучи беременной. «Я сыну ничего не жалела, всю жизнь ни в чем не отказывала. Даже замуж не вышла из-за него» - эта мысль рефреном проходила через весь рассказ матери.


Вариант 2. «Обратилась мама по поводу своего сына-семи­классника: "Парень вообще хороший, ласковый, веселый. Боль­шим послушанием не отличается, но и хлопот особых не причиняет. Быстрый, бойкий, он и поиграть успевает, и кое-что по хозяйству поможет. Отец радуется, что растет парень дельным. Одна лишь беда. Систематически слу­чается с ним одна и та же история. Вот так, бывало, в воскресенье встанет ни свет ни заря и бежит на рыбал­ку, или в лес, или еще куда-нибудь с друзьями, и гоняет до самого вечера, что и домой загнать нельзя. А в поне­дельник еле-еле встает и утром жалуется, что болит го­лова, не хочет идти в школу. Я не очень верю в эти его бо­лячки, поэтому и отправляю его. Наконец, и сама я рабо­таю в школе, что же там буду отвечать, если он будет пропускать.В последнее время в семье даже конфликты нача­лись. Моя свекровь кричит, что я очень жестокий чело­век, когда больного ребенка не жалею. Да и муж иногда заступается за него, так как парень действительно вы­глядит как больной: белый, замученный, с синяками под глазами. Учителя тоже, бывает, жалуются: "Петровна, твой Сашка сидит на уроке, "как с креста снятый", почему ты не покажешь его врачам, — может ребенок больной". Я уже и сама не знаю, что думать. С одной стороны, видя, как на другой день после болезни ребенок готов вставать с первыми петухами, чтобы пойти на рыбалку, засомневаешься: не притворяется ли он? С другой — а что как действительно больной? Я же потом себе этого не прощу".

Форма отчетности: проверка конспекта лекции по теме, вопросы темы включены в тестовый контроль после изучения данного содержательного модуля.

Основная литература для подготовки


  1. Немов Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - С.30-57


Лабораторное занятие №2.

Тема: Анализ проблемных зон клиентов. Формулирование и проверка консультативных гипотез (2 часа)

Цели занятия:

1.   Отработка навыков анализа проблемных зон клиентов.

2.   Отработка навыков перевода запроса клиента на язык психологической проблемы.

Вопросы для подготовки:


  1. Понятие «проблема» в психологическом консультировании.

  2. Отличие в понятиях «проблема», «запрос», «жалоба», «самодиагноз»

  3. Основные задачи взаимодействия психолога и клиента

План лабораторного занятия

  1. Письменный мини-опрос по теоретическим вопросам

  2. Инсценировка консультативной ситуации. Проведение супервизии по схеме

  3. Рефлексия.

Форма отчетности: отчет о проведенной супервизии

Основная литература для подготовки

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология.- Уч. для студен­тов вузов — Изд 6-е., перераб. и доп. — М : Акаде­мический Проект, 2001. — С.54-55

  2. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. 2-е изд. стереотипное. М.: Смысл, 2000. — С.35-43

Лабораторное занятие № 3.

Тема: Формирование навыков ведения и завершения консультативной беседы (2 часа)


Цель занятия: Формирование навыка ведения консультативной беседы на третьем , четвертом и пятом этапе консультирования

План лабораторного занятия

  1. Выполнение упражнений по формированию навыков

Упражнение 1. Типология чувств (слова, которые описывают чувства; выражение чувств)

Упражнение 2. Фокусировка

Упражнение 3.Сообщение негативной информации

  1. Инсценировка консультативных ситуаций

  2. Рефлексия.

Форма отчетности: проверка конспекта лекции по теме, вопросы темы включены в тестовый контроль после изучения данного содержательного модуля.



  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ


Самостоятельная работа № 1 (6 часов)

ТЕМА: Возникновение, развитие и специфика психологического консультирования

Форма отчета: письменный конспект

Законспектируйте:

    1. Понятие психологического консультирования. Отличие от других видов психологической помощи. [2, с. 5-13].

    2. Цели и задачи психологического консультирования. Виды психологического консультирования [1, с.7-20].

Ответьте письменно на вопросы:

1. Что такое психологическое консультирование?

2. Какие цели преследует психологическое консультирование? Какие задачи оно решает?

3. В чем состоят отличия психологического консультирования от других областей практической психологии?

4. Как организуется, кем и где проводится психологическое консультирование?

5. Кто, когда и по какому поводу чаще всего обращается за помощью к психологу-консультанту?

6. Какие существуют виды психологического консультирования и в чем заключаются их особенности?

7. Каковы основные условия успешного проведения психологического консультирования?

Основная литература

  1. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. Ростов-на-Дону:Феникс,2004.- С. 7-20.

  2. Немов Р.С. Психологическое консультирование . Учебник для студентов вузов.-М.:Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС.-2003.- С. 5-13.



Вопросы для конспектирования
  1. Цель работы с клиентом в рамках клиент-центрированного подхода. Необходимые условия, которым должен отвечать диалог между консультантом и клиентом. Приемы, наиболее часто используемые в рамках клиент-центрированного подхода.


  2. Главная цель работы с клиентом в рамках экзистенциального подхода. Данности существования, вызывающие у человека экзистенциальный кризис и тревогу с ним связанную: смерть, свобода, изоляция, бессмысленность существования. Влияние этих данностей на развитие личности человека.

  3. Основные принципы и методы работы с клиентом в рамках экзистенциального подхода (применительно ко всем четырем основным экзистенциальным беспокойствам и специфические)

  4. Основные теоретические положения о природе и потребностях человека в рамках логотерапии. Понятия «Экзистенциальный вакуум», «Ноогенный невроз», «Массовая невротическая триада». Причины распространенности экзистенциального вакуума в сообществе. Цель работы с клиентом в рамках логотерапии. Методы и последовательность работы с клиентом в рамках логотерапии.

  5. Методы подкрепления в психологическом консультировании.

Литература для подготовки (основная)

  1. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. - М., 2006 г.- С. 123 – 126, С.194 – 197, 541 – 542, 653 - 654.

  2. Нельсон-Джоунс Р.Т. Теория и практика консультирования.- Питер-Класс, 2000.- С. 30 – 60., С. 138 – 164, С. 165 – 187, С. 215 – 246

  3. Мэй Р. Искусство психологического консультирования.- М., 2002.- 274с.

  4. Хьелл, Зиглер Теории личности.- М., 1998.- С. 528 – 573, С. 331 – 409

  5. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия – Питер, 1999.- 457с.


Самостоятельная работа № 2 (6 часов)

Тема: Участники консультативного процесса и их характеристики

Форма отчета: Устный ответ, письменный ответ на вопросы

Ознакомьтесь с предложенной литературой по вопросу, ответьте письменно на вопросы.

1. Каковы, общие требования, предъявляемые к психологу-консультанту и к психологическому консультированию?


2. Что необходимо знать для того, чтобы стать профессионально хорошо подготовленным психологом-консультантом?

3. Какими личностными качествами психологу-консультанту желательно обладать?

4. Для чего психологу-консультанту желательно иметь и общее, и специальное высшее психологическое образование?

5. Какие из основных положений этического кодекса практического психолога консультант-психолог должен знать и обязательно соблюдать?

6. Какие коммуникативные качества консультант-психолог должен иметь и проявлять в общении с людьми, особенно с клиентами?

7. Каковы основные требования, которые относятся к обстановке проведения психологического консультирования?

8. Почему наряду с общими требованиями, касающимися всех без исключения видов психологического консультирования, существуют также и специальные требования, относящиеся к отдельным видам консультирования?

9. Каким условиям должно отвечать интимно-личностное психологическое консультирование?

10. Каковы основные критерии успешности семейного консультирования?

11. Чем на практике обеспечивается успешность проведения психолого-педагогического консультирования?

12. Что психологу-консультанту необходимо знать и уметь делать при проведении делового консультирования?

Литература для подготовки (основная)


  1. Мэй P. Искусство психологического консультирования/ Пер. с англ. Т.К. Кругловой. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. — С. 78-90.


Самостоятельная работа № 3 (10 часов)

Тема: Этапы ведения консультативной беседы

Форма отчета: Устный ответ, письменный ответ на вопросы

Ответьте письменно на вопросы:
  1. Какую роль психологическое тестирование выполняет в практике проведения психологического консультирования? В каких случаях рекомендуется применять психологические тесты в психологическом консультировании?


  2. Как следует проводить тестирование во время психологического консультирования? Какие тесты рекомендуется применять в психологическом консультировании?

  3. В чем состоит психотерапевтическое воздействие психологического тестирования на клиента?

  4. Охарактеризуйте тесты, рекомендуемые к использованию в практике когнитивного психологического консультирования

  5. Методы сбора информации о клиенте: метод анамнеза, тестирование, стандартизованное интервью.

Литература (основная):

  1. Барлас Т.В. Психодиагностика в психологическом консультировании: задачи и подходы//Журнал практического психолога.-2003.-№1.-С.17-24


  2. Немов Р.С. Психологическое консультирование. - Москва «ВЛАДОС».-2003г.-С.119-123;

  3. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М: Генезис.-2007-С.5-56 (ч.1 и 2)


Самостоятельная работа № 4 (10 часов)

Тема: Отработка навыков ведения консультативной беседы на ее начальных этапах

Форма отчета: конспект



Цель: Оознакомиться с понятием «метафора» в психологическом консультировании

Законспектируйте:

  1. Значение и использование метафоры в психологическом консультировании.

Подобрите метафоры для консультирования клиентов в кризисных состояниях.

Литература основная:


  1. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. Ростов-на-Дону:Феникс,2004.-С.224-246.
  2. Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия: пер. с нем./общ. Ред. А.В. Брушлинского и А.З. Шапиро.-М.: Прогресс.-240с.

  3. Скрипюк И.И. 111 баек для тренеров:истории, мифы, сказки, анекдоты.-СПб: Питер.-2005.-176с.

Самостоятельная работа № 5 (10 часов)


Тема: Анализ проблемных зон клиентов. Формулирование и проверка консультативных гипотез

Форма отчета: Устный ответ

Проведите разбор консультативных случаев.

ВАРИАНТ1


  1. Женщина средних лет, мать-одиночка жалуется на отсутствие психологической близости с дочкой 14 лет, снижение успеваемости у дочери. Дочь требует одежду, которую мать не одобряет, тайком от матери курит. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

  2. За психологической помощью обратилась молодая супружеская пара. Муж жалуется на постоянные мелочные придирки к нему супруги. Например, однажды она его спрашивает: «Что ты делаешь в транспорте по дороге на работу?» Муж: «Газету читаю». Супруга: «А, вот если бы ты не газеты читал, а научные статьи по специальности, ты бы уже давно кандидатскую защитил». Муж на это реагирует вспышками гнева, бранью, угрозами развода. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

  3. На телефон доверия звонит девушка 16 лет. Жалуется на то, что родители не одобряют ее выбор молодого человека, не пускают на дискотеки. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.
  4. За психологической помощью обратилась молодая супружеская пара. Супруга жалуется на то, что муж не хочет ей помогать по хозяйству, а она очень устает, поскольку целый день вынуждена находиться в квартире одна с маленьким ребенком. Реакция мужа: «Я ей помогаю по мере возможности, но порой мне кажется, что супруга просто хочет меня эксплуатировать». Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.


ВАРИАНТ 2

  1. В психологическую консультацию обратились молодые супруги, у которых есть сын 8 месяцев. Интересуются, как правильно воспитывать детей. Волнует, что ребенок очень тревожный, много плачет, не дает по ночам уснуть. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

  2. На телефон доверия позвонила немолодая женщина, у которой недавно в армии трагически погиб сын. Никак не может успокоиться. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

  3. В психологическую консультацию обратилась молодая женщина по поводу проблем, связанных с воспитанием сына 11 лет. Неожиданно сын заявил, что в школу он больше ходить не будет, так как ему дома больше нравится. В течении недели вся расширенная семья по очереди вела с мальчиком беседы в надежде убедить его ходить в школу. И не убедила. Учится средне. Конфликтов или напряженности в отношениях со сверстниками не наблюдалось. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

  4. Молодая женщина жалуется на упадок сил, подавленное настроение, внезапные вспышки агрессии. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

ВАРИАНТ 3
  1. На телефон доверия позвонила молодая супруга. Скоро будет год, как вышла замуж. Чувствует, что муж теряет интерес к ней. Полагает, что пока у него нет женщины на стороне, но предчувствует, что если и дальше все будет также продолжаться, то возможно муж от нее уйдет или найдет на стороне другую женщину. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.


  2. За психологической помощью обратилась женщина 30 лет. Не замужем. Живет в одной квартире с отцом и матерью. Замуж выходить она не намерена – не хочет возиться с хозяйством, ребенком. Но мать настаивает на замужестве, причем в форме крика, скандалов. Запрос: «Как мне добиться того, чтобы мать, наконец, оставила меня в покое?». Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

  3. За помощью к школьному психологу обратилась учительница. Запрос: «Как мне добиться дисциплины в классе? Как мне успокоить класс? Все время шум. Меня никто не слушает». Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

  4. В психологическую консультацию обратилась за помощью молодая женщина. Запрос: С момента появления на свет грудного ребенка муж потерял интерес и к ней, и к ребенку. Ни в чем ей не помогает, домой стал приходить редко. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.



Самостоятельная работа № 6 (12 часов)

Тема: Специальные проблемы психологического консультирования.

Вопросы для конспектирования:

  1. Психологическое консультирование при переживании горя (потеря, утрата). [С. 38-46].

  2. Консультативная работа и эмоциональные проблемы. Консультирования тревожных клиентов, консультирования при реакциях страха и фобиях [С. 48-54].

  3. Консультирование по проблемам детей (дошкольники, младшие школьники) [С. 88-95].

  4. Консультирование в подростковом и юношеском возрасте [С. 99-104].

  5. Консультативная работа с зависимостями [С. 136-145].
  6. Организационное консультирование [С. 162-178].


Форма отчета: конспект по предложенным вопросам

Литература:


    1. Меновщиков В. Ю. М 507 Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. — 2-е изд., стер. — М.: Смысл, 2005. - 182 с.


Самостоятельная работа № 7 (14 часов)

Тема: Обзор ведущих современных консультативных теорий и технологий

Цель: Иизучить особенности консультативного процесса в различных школах

Проанализировать предложенную литературу и составить таблицу «Теория, методология и практика психологического консультирования в различных психологических школах»:

Направление

Представитель

Акцент

Психоаналитическая традиция


Концепция А. Адлера




Концепция З. Фрейда




Концепция К.Г. Юнга




Современные психоаналитические концепции консультирования




Бихевиористская традиция:

Концепция консультирования классического бихевиоризма,  Терапевтический подход Дж. Долларда и Н.И. Миллера





Теории социального научения




 Когнитивистская традиция

Подход А. Бэка

.

Подход Дж. Келли




Концепция А. Эллиса




Экзистенциальная традиция

Подход В. Франкла

.

Подход И. Ялома




Подход Р. Мэя,




Гуманистическая традиция:

Клиентцентрированная терапия К. Роджерса




Подход В. Сатир




Литература (основная):

  1. Мэй P. Искусство психологического консультирования./ Пер. с англ. Т.К. Кругловой. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
  2. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 336 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 94).


  3. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М. 1999, -С.123-127

  4. Электронная хрестоматия ( в библиотеке кафедры)




  1. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

  1. Индивидуальные задания.

Индивидуальное задание №1. Подготовка и защита реферата по одной из ниже предложенных тем



Тема реферата

Примерный план реферата

Список рекомендуемой литературы (основная)

1.

Представления о жизненном пути личности в рамках экзистенциального подхода И. Ялома

  1. Понятие о данностях существования (смерть, изоляция, бессмысленность, свобода).

  2. Факторы и источники экзистенциального кризиса

  3. Конструктивные и деструктивные способы переживания тревоги, связанные с данностями существования.

  4. Основные методы работы с клиентом в ситуации экзистенциального кризиса, связанного с данностями существования.



  1. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия.-М.:Смысл,2005.-365с.


  2. Ялом И. Дар психотерапии.-Пер. с англ. Ф. Прокофьева. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 352 с.




2

Концептуальные основы логотерапии В. Франкла


  1. Причины распространенности экзистенциального вакуума в современном обществе.

  2. Основные методы работы с клиентами в рамках логотерапии В. Франкла.



  1. Франкл В. Основные понятия логотерапии.- из кн: В.Франкл. Доктор и душа/пер. А. Бореев/ СПб.: Ювента, 1997, с.242-279


  2. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. Пер. с англ. и нем. — М.: Прогресс, 1990. — 246с.

  3. Франкл В. Воля к смыслу/Пер. с англ. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 368 с.




3

Работа с клиентом в рамках гештальттерапии

  1. Концептуальные основы гештальттерапии.

  2. Цели работы с клиентом в рамках данного направления.

  3. Механизмы нарушения процесса саморегуляции, выделяемые в рамках гештальттерапии.

  4. Техники воздействия, используемые в гештальттерапии.




  1. Ж. М. Робин. Гештальттерапия. Метод. рук-во.- Изд-во московской ассоциации гештальттерапевтов.-2004.- 21с.

  2. Ирвин Польстер, Мириам Польстер. Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики / Пер. с англ. А.Я.Логвинской – М.: Независимая фирма “Класс”,1996.- 163с.

  3. Перлз Ф.С. Эго, голод и агрессия / Пер. с англ. М.: Смысл, 2000. —358 с

  4. Перлз Ф. Теория гештальтерапии.- М.: Инст.общегуманитарных исследований,2004.-384с.


  5. Перлз Ф. Гештальтсеминары.- М.: Инст.общегуманитарных исследований,1996.-327с.




Индивидуальное задание №2. Подготовка и защита мультимедийной презентации по проблеме сопротивления в психологическом консультировании.

Список рекомендуемой литературы

  1. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. - СПб.: Питер, 2001. – С.168-191

  2. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия.- Спб, 2003.- С 670

  3. Ялом И. Дар психотерапии. — М.: Изд-во Эксмо, 2005.-С.201-203

  4. Гринсон Ральф Ромео. Техника и практика психоанализа.-С. http://bookap.by.ru

Список литературы для подготовки (основная)


  1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование.-М.:Академия.-2000.-240с.

  2. Абрамова Г.С. Графика в психологическом консультировании.-М.:ПЕРСЭ.-2001.-142с.

  3. Абрамова Г.С. Практикум по псхологическому консультированию.-Екатеринбург « Деловая книга».-1995.-128с.

  4. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. — М.: Не­зави­симая фир­ма “Класс”, 1999. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).

  5. Бондаренко О.Р. Умное незнание психолога-консультанта: Из опыта подготовки психологов-консультантов //Журнал практического психолога. - 1998. - №7. - С. 54 - 58.

  6. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. - СПб.: Питер, 2001. - 304 с.
  7. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 336 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 94).


  8. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования.-СПб: Питер.-2004.-336с.

  9. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М: Генезис.-2007-128с.(ч.1 и 2)

  10. Витакер Д.С. Группы как инструмент психологической помощи/Пер. с англ. В.П. Чурсина. — М.: Не­зави­симая фир­ма “Класс”, 2000. — 432 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 77).

  11. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология.-СПб:Речь.-2001.-352с.

  12. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. Ростов-на-Дону:Феникс,2004.-288с.

  13. Ліщинська О.А. Практикум з індивідуаль-психологічного консультування для початківців.-К.:НПУ.Перспектива.-1997.-36с.

  14. Мэй P. Искусство психологического консультирования/ Пер. с англ. Т.К. Кругловой. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. — 144 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).

  15. Немов Р.С. Психологическое консультирование . Учебник для студентов вузов.-М.:Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС.-2003.-528с.

  16. Огнев А.С. Организационное консультирование в стиле коучинг.-СПб:Речь.-2003.-192с.

  17. Основы возрастно-психологического консультирования. Учебно-методическое пособив для студентов факультетов психологии государственных университетов.-под редакцией А.Г. Лидерса.-изд. Московского университетета.-1991.-82с.

  18. Практика телефонного консультирования. Хрестоматия\ Редактор-составитель А.Н. Моховиков\ 2-е издание М.: Смысл.-2005.- 463с.

  19. Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапия. Тексты.\Ред. и сост.Сахакиан У.С., перевод с англ., М.:Апрель пресс., изд.ЭКСМО пресс.-2000.-624с.

  20. Фурман Б., Ахола Т. Психотерапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение.-СПб.:Речь.-2001.-160с.
  21. Флоренская Т.А. Диалог как метод психологии консультирования (духовно ориентированный подход) //Психологический журнал. - 1994. - №5. - Т.15. - С. 44 - 55.


  22. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер, 1998 - 608 с.

  23. Юпитов А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в вузе //Вопросы психологии. Научный журнал. - 1995. - №4. - С. 49 - 55.

  24. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию.-М.: Ось-89,2003.-273с.

  25. Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии.-М.,Воронеж:НПО «Модек»,2005.-325с.




Программа разработана

преподавателем кафедры прикладной психологии

Василенко И.Ю.

Программа утверждена

на заседании кафедры «___»_______________200__ г.

Протокол № _________

Зав. кафедрой, к.пс.н., доцент Василенко И.Ю.

Кафедра прикладной психологии

Согласовано:

Зав. Кафедрой ________ (______________) Зав. Библиотекой________ (______________)


КАРТОЧКА

Обеспеченности дисциплины « Основы психологического консультирования» учебной литературой, имеющейся в фондах библиотеки СГГУ


Специальность

Семестр

Кол-во часов в учебном плане

Кол-во студентов, одновременно изучающих дисциплину

Библиографическое описание учебника

Наличие грифа МОиН

Кол-во уч. пособий

Наличие электронного варианта

Кол-во студентов на 1 уч.

Примечание

6040100

1

121

П4- чел.

Абрамова Г.С. Графика в психологическом консультировании.-М.:ПЕРСЭ.-2001.-142с.



-

2










96

Уп3-27 чел.






Фурман Б., Ахола Т. Психотерапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение.-СПб.:Речь.-2001.-160с.



-

2










Абрамова Г.С. Психологическое консультирование.-М.:Академия.-2000.-240с.





2










Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапия. Тексты.\Ред. и сост.Сахакиан У.С., перевод с англ., М.:Апрель пресс., изд.ЭКСМО пресс.-2000.-624с.


-

1










Практика телефонного консультирования. Хрестоматия\ Редактор-составитель А.Н. Моховиков\ 2-е издание М.: Смысл.-2005.- 463с.





1










Огнев А.С. Организационное консультирование в стиле коучинг.-СПб:Речь.-2003.-192с.



1










Немов Р.С. Психологическое консультирование. Учебник для студентов вузов.-М.:Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС.-2003.-528с.





1










Ліщинська О.А. Практикум з індивідуаль-психологічного консультування для початківців.-К.:НПУ.Перспектива.-1997.-36с.





1










Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология.-СПб:Речь.-2001.-352с.





1










Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования.-СПб: Питер.-2004.-336с.





1








Абрамова Г.С. Практикум по псхологическому консультированию.-Екатеринбург « Деловая книга».-1995.-128с.





1










Основы возрастно-психологического консультирования. Учебно-методическое пособив для студентов факультетов психологии государственных университетов.-под редакцией А.Г. Лидерса.-изд. Московского университетета.-1991.-82с.

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. — М.: Не­зави­симая фир­ма “Класс”, 1999. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).








+

+









Мэй P. Искусство психологического консультирования/ Пер. с англ. Т.К. Кругловой. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. — 144 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).








+





Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 336 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 94).


Витакер Д.С. Группы как инструмент психологической помощи/Пер. с англ. В.П. Чурсина. — М.: Не­зави­симая фир­ма “Класс”, 2000. — 432 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 77).








+


+



















Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии.-М.,Воронеж:НПО «Модек»,2005.-325с.




1






















Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию.-М.: Ось-89,2003.-273с.


























Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. Ростов-на-Дону:Феникс,2004.-288с.




1






















Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М: Генезис.-2007-128с.(ч.1 и 2)




По 3 каждой части