litceysel.ru
добавить свой файл
1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ


«Утверждаю»

Проректор_____________Л.М. Гура

«_________»_____________ 2009 г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС к дисциплине

«ПСИХОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ»

(специальность 6.030102 «Психология» на базе общего среднего образования

дневная форма обучения группа П-4)


Севастополь

2009

I. ОПИСАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Предмет: психология отклоняющегося поведения

Группа П4

Подготовка бакалавров

Направление, специальность, образовательно-квалификационный уровень

Характеристика учебной дисциплины

Количество кредитов, соответствующих ECTS: 2


Модулей: 1

Содержательных модулей:


Общее количество часов: 72

Недельных часов: 2

Шифр и название направления: 0301 Социально-политические науки

Шифр и название специальности: 6.030102 Психология

Образовательно-квалификационный уровень: бакалавр

Обязательная.

Год подготовки: 3.

Семестр: 1.

Лекции: 24 часа

Практические:10 часов.

Индивидуальная работа: 7 часов.

Самостоятельная работа: 31 ч

Форма итогового контроля: зачет


II. ЦЕЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:



Изучение основных факторов, психологических механизмов и закономерностей формирования отклоняющегося поведения

III. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из непреходящих проблем наук занимающихся исследованием человека во всех его проявлениях, является проблема отклоняющегося поведения. Неослабевающий интерес к этой проблеме определяется, по меньшей мере, тремя причинами: перспективностью изучения отклоняющихся форм поведения, недостаточным научным осмыслением, несмотря на давнюю историю изучения, природы, закономерностей и механизмов формирования девиаций,и высокая социальная значимость проблемы. Во всем мире отмечается устойчивый рост агрессивных форм поведения, безразличия и жестокости, алкоголизма, наркозависимости, самоубийств. Данные тенденции характерны и для нашего общества. Если использовать понятийный аппарат Э. Дюркгейма, современная Украина переживает период аномии, когда старые ценности утратили свою актуальность, а новые еще не сложились. Сложившийся нормативный вакуум в какой-то части и послужил условием, катализатором, а в ряде случаев и причинной широких аберраций поведения. Но объяснять природу девиантного поведения только через закономерности развития и функционирования социума, культуры на современном этапе развития науки - это значит отойти от системного подхода и вернуться к «одноплоскостной» парадигме. Сегодня изучение девиантного поведения является междисциплинарной проблемой, решаемой в рамках генетики, биологии, психофизиологии, неврологии, психиатрии, и собственно психологии. На стыке этих и ряда других наук в настоящее время активно формируется новый междесциплинарный подход - девиантология. Содержание и курса имеет «внешние» и «внутренние» отраслевые связи со следующими дисциплинами: психиатрией, общей и возрастной психологией, психологией личности, клинической психологией, юридической психологией.

1.В результате изучения дисциплины студенты должны ЗНАТЬ:


  • Основные понятия и термины курса, критерии определения понятия


«отклоняющееся поведение».

  • Теоретические подходы, объясняющие феномены девиантного поведения.

  • Психологические механизмы отклоняющегося поведения.

  • Типологию девиантных поведенческих реакций, модели девиантного поведения.

  • Психологические характеристики основных видов отклоняющегося поведения личности.

  • Систему ранней профилактики и психологической коррекции отклоняющегося поведения личности.

УМЕТЬ

    • подбирать комплекс методик для психологического сопровождения субъектов, имеющих девиации, который включает в себя как методики психологической диагностики, так и соответствующие методы коррекционной работы.

ОЗНАКОМИТЬСЯ

    • различными теориями изучения отклоняющегося поведения (Э. Дюркгейм, Р.Мертон, Ч. Ломброзо и др.)

    • с подходами к объяснению психологии ОП (социологический, клинический, психологический).

    • с различными стратегиями социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения.


V. СТРУКТУРА ЗАЧЕТНОГО КРЕДИТА КУРСА





Тема

Количество часов

Л


ПЗ

ИР

СР

МОДУЛЬ №1


Содержательный модуль I. Основные понятия и теоретические подходы, объясняющие феномены девиантного поведения.

1.

Тема № 1. Введение в учебный курс «Психология отклоняющегося поведения»

2




1





2.

Тема № 2. Понятие « социальной нормы»

2




1



3.

Тема № 3. Детерминация отклоняющегося поведения

2










4.

Тема № 4. Сравнительный анализ подходов к объяснению отклоняющегося поведения с точки зрения различных психологических концепций




2




10

Содержательный модуль 2. Психологические характеристики основных видов отклоняющегося поведения личности


5.

Тема № 5. Агрессивное поведение.

4







3

6.

Тема № 6. Диагностика агрессивности с помощью методики « Тест руки»




4

1

3

7.

Тема № 7. Делинквентное поведение.

4







2

8.

Тема № 8. Психологическая характеристика аддиктивного поведения

4




1

3

9.

Тема № 9. Суицидальное поведение

4




1

4

10.

Тема № 10. Диагностика предрасположенности к аутоагрессивным формам поведения.


4

2

3

11.

Тема № 11. Основные подходы к профилактике и коррекции отклоняющегося поведения

2






3




Всего:

24

10

7

31


VI. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПЗ-1. Семинар. Сравнительный анализ подходов к объяснению отклоняющегося поведения с точки зрения различных психологических концепций.

Вопросы для подготовки

  1. Отклоняющееся поведение с точки зрения экзистенциально-гуманистической теории. Понятия экзсистенциального вакуума и ноогенного невроза.

  2. Психодинамические механизмы отклоняющегося поведения. Понятие психологической защиты и ее виды.

  3. Основные факторы отклоняющегося поведения с точки зрения поведенческой психологии. Дайте объяснение понятиям – оперантное обусловливание, система подкрепления.

Список литературы (основная):

  1. Адлер А.Практика и теория индивидуальной психологии.- М., 1993.- с. 27-69

  2. Змановская Е.В. Девиантология.- М.: Академия.- 2003г.-С.51-80
  3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Учебное пособие для вузов.-М.:ТЦ «Сфера».,М.-2001.-160с.


  4. Психология. Словарь. - М.,1990г.

  5. Франкл В. Человек в поисках смысла.- М.,1990.-278с.

Форма отчета: таблицы с характеристикой подхода

ПЗ-2. Диагностика агрессивного поведения с помощью « Теста руки».

Цель: познакомить студентов с диагностическими методиками, применяемыми для исследования агрессивного поведения.

1. Вопросы для подготовки:

  • Понятие агрессии. Теоретические подходы в изучении агрессии.

  • Виды агрессии

  • Факторы формирования агрессивности

  • Основные методики, применяемые для исследования агрессивности..

    1. Диагностика агрессивности с помощью « Теста руки».

    2. Оформление заключения по проведенной методике.

    3. Обратная связь. Подведение итогов

Литература для подготовки (основная)

  1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб, 1997. – 387с.

  2. Змановская Е.В. Девиантология.- М.: Академия.- 2003г.-С.82-96

  3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Учебное пособие для вузов.-М.:ТЦ «Сфера».,М.-2001.-160с.

  4. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка.-СПб.: Речь.- С273-286

Форма отчета
: текущий контроль, заключения по методикам


ПЗ-3. Диагностика предрасположенности к аутоагрессивным формам поведения.

Цель: познакомить студентов с диагностическими методиками, применяемыми для исследования склонности к аутоагрессивным формам поведения.

1. Вопросы для подготовки:

  • Определения зависимого и суицидального поведения. Основные формы данных видов поведения.
  • Факторы формирования зависимого и суицидального поведения


  • Теоретические подходы в изучении зависимого и суицидального поведения

  • Основные методики, применяемые при работе с зависимым и суицидальным поведением.

    1. Диагностика уровня депрессии с помощью опросника В.А. Жмурова.

    2. Оформление заключения по проведенной методике.

    3. Знакомство с анкетой для раннего выявления зависимости у подростка.

    4. Знакомство с картой риска суицида у подростка.


Литература для подготовки (основная)

  1. Змановская Е.В. Девиантология.- М.: Академия.- 2003г.-С.117-136; 142-153

  2. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Учебное пособие для вузов.-М.:ТЦ «Сфера».,М.-2001.-160с.

  3. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.-М.: Академ. Проспект.-2005.-С. 141-162; 165-193.

Форма отчета: текущий контроль, заключения по методикам

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ


темы

Название темы

Вопросы для самостоятельного изучения

Рекомендуемая литература

Необходимые задания

Форма контроля

1,2.

Психология девиантного поведения как специальная психологическая теория.


Функции социальных норм.



Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978г. Стр 61-78

Составить тезисы данной статьи.


К зачету



Значение социальных норм.


Кравченко А.И. Социлогия: учебник для вузов.- М., 2000г.

Психологические механизмы регуляции социального поведения под ред. Бобневой М.И., Шороховой Е.В. - М., 1979г.

Познакомившись с данными литературными источниками, выделить по пунктам основные значения социальных норм.

К зачету



Взаимосвязь понятий «девиантное поведение» и «социальное отклонение».


Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения.- М., 1997г.

Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения.-М., 2001г.стр.28-34,60-64

Змановская Е.В. Девиантология.-М., 2003г.стр.25-27

Определить отличие между понятием «девиантное поведение» и «социальное отклонение»

Привести примеры позитивных, нейтральных и негативных социальных отклонений

К зачету




Культурно-одобряемые формы отклоняющегося поведения (гениальность, лидерские способности). Маргинальное поведение

личности.

Змановская Е.В. Девиантология.-М., 2003г.стр.38


Определить понятие «позитивные отклонения»

Познакомиться с понятием «маргинальное поведение»

К зачету

Модели отклоняющегося поведения

Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения.-М., 2001г.стр.46-59 гл..№4

Конспект главы №4 в книге «Психология девиантного поведения» Клейберга Ю.А.


К зачету


Основные подходы к вопросу отклоняющегося поведения

Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения.-М., 2001г.стр.7-15

Составить таблицу «Основные подходы к ДП».

К зачету



Диспозиционное поведение. Уровни диспозиций (по Ядову В.А.).


Ядов В.А.




К зачету, контрольная работа

5.


Агрессивное поведение личности.

Влияние СМИ на агрессивное поведение.



Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии//Прикладная психология, 2001, № 1. С 60 – 71.

Журавлев В.С. Почему агрессивны подростки// СоцИс. – 2001. - № 2.

Матвеев В. , Дружинин А., Маньков В. Информационное воздействие на человека и общество.-ОБЖ, апрель 2002г.стр 33-36 Ошеров В. Агресiя. Валеологiя.-2002г.-№10(82) Особенности агрессивного поведения несовершеннолетних и основы его профилактики (методические рекомендации). – К., 1991.

Познакомившись с данными литературными источниками, подготовить доклад по данному вопросу.


Собеседование


Подобрать диагностический инструментарий для исследования агрессии.




Опробировать на практике опросник Басса-Дарки,










вербальный фрустрационный тест (Собчик).

Подобрать методики исследования агрессивности детей младшего школьного возраста.

К зачету

7.


Делинквентное поведение

Особенности личности с антиобщественным поведением

Меделевич В.Д. Клиническая медицинская психология.- М.- 1998г.

Р. Блэкборн Психология криминального поведения.

Сочинение-эссе «Особенности личности с антиобщественным поведением»


Собеседование


Типология социальнодезадаптированных подростков.

Максимова Н.Ю., Милютина С.М., Пискун В.М. Основы детской патопсихологии. Киев, 1999г.

План-конспект


К ЗАЧЕТУ

Графитти и вандализм.


Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения.-М., 2001г. стр.76-83

План-конспект


к зачету







Школы открытого и закрытого типа для детей с ОП.

Максимова Н.Ю., Милютина С.М., Пискун В.М. Основы детской патопсихологии. Киев, 1999г

Краткий конспект


8.


Классификация форм девиантного поведения Сексуальные девиации.


Сексуальные девиации и их классификация, феномен «сексуального поведения». Транзиторные подростковые сексуальные девиации


МКБ-10

Сексопатология: Справочник. / Под ред. Г. С. Васильченко. – М., 1990.

Психология сексуальных отклонений: Хрестоматия. / Сост. К. В. Сельчёнок. – М., 2000.

Кон И. С. Введение в сексологию. – М., 1989.

Меделевич В.Д. Клиническая медицинская психология.- М.- 1998г.

Составить конспект для ответа на зачете



К зачету

Кинофильм «Пианистка»

Посмотрев кинофильм подготовиться с обсуждению, что явилось причиной такого поведения, какие формы отклоняющегося поведения продемонстрированы.


Собеседование

9,10.

Суицидальное поведение.

Просмотр кинофильма «Часы»

См. Приложение 1




Ответы на вопросы, заполнение таблицы ( см. приложение 1)

К зачету

Собеседование




VIII. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

    1. Подготовить реферат по одной из тем:

  • Статус личности и его влияние на социальное поведение подростка и юноши.

(cтатус личности: понятие, классификация, характеристика; взаимосвязь статуса личности и социальной роли; механизм формирования статуса личности и его проявление в различных ситуациях).

  • Влияние ценностных ориентации и установок личности на социальное поведение

(мотив, потребность, поступок и девиантное поведение; осознанная и неосознанная девиация).

  • Психологическая диагностика девиантного поведения в подростково-молодежной среде.

Список рекомендуемой литературы по данной теме:

  1. Батаршев А.В. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. - 320 с.

  2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2003, 2005 - 351 с

  3. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 512 с.

  4. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: Учеб.пособие для студ. пед. вузов - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 544 с.

  5. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт - СПб.: Речь, 2002. - 480 с.

  6. Скребец В.А. Психологическая диагностика: Учеб. пособие - Киiв: МАУП, 1999. - 120 с.

  • Психолого-педагогическая поддержка социально дезадаптированных подростков.

  • Предупреждение нарушений процесса социализации несовершеннолетних в семьях группы риска.

  • Предупреждение педагогической запущенности детей и подростков в школе.

Список рекомендoванной литературы для подготовки рефератов по темам (основная)


  1. Белоусова З.И. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков: Учеб. пособие/ З.И. Белоусова, В.В. Овсянникова. - Запорожье, 1998. - Электрон. версия печ. публикации .

  2. Зюбин Л.М. Психология воспитания: Метод. Пособие - М.: Высш.шк., 1991. - 96 с.

  3. Максимова Н.Ю. Основи дитячої патопсихології: Навч. посібник - Киiв: Перун, 1996. - 464 с.

  4. Максимова Н.Ю. Основы детской патопсихологии: Учеб.пособие - Киiв: НПЦ Перспектива, 1999. - 432 с.

  5. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и родителей - М.: Издательский центр "Академия", 1996. - 320 с.

  6. Подмазин С.И. Как помочь подростку с "трудным" характером - Киiв: НПЦ Перспектива, 1996. - 160 с.

  • Психологическая технология коррекции девиантного поведения

Список рекомендoванной литературы для подготовки реферата(основная)

  1. Астапов В.М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2008. - 256 с.

  2. Максимова Н.Ю. Безпека життєдіяльності: Соц.- псих. аспекти алкоголізму та наркоменії : Навч. посібник - Киiв: Либідь, 2006. - 328 с.

  3. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии - СПб.: Речь, 2003. - 400 с.

  4. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Учебное пособие - М.: МЕДпресс-информ, 2005. - 432 с.

  5. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб.пособие для студентов вузов - М.: ТЦ "Сфера", 2000. - 512 с.
  6. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000. - 240 с.


  7. Осипова А.А. Введение в теорию психокоррекции - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000. - 320 с.

  8. Психодиагностика и психокоррекция/ Под ред. А.А. Александрова. - СПб.: Питер, 2008. - 384 с.

  • Сравнительнаяхарактеристика проблем подростков вхудожественной литературе

Список рекомендемой литературы для подготовки реферата(основная)

  1. Достоевский Ф. М. "Подросток"

  2. Дж. Сэлинджер "Над пропастью во ржи".

IX. ОЦЕНИВАНИЕ


Распределение баллов:


Модули

МОДУЛЬ1


Количество баллов за модуль



51

Содержательные модули

СМ 1


СМ 2


Количество баллов за содержательный модуль

11

36

Количество баллов по видам работы, из них:

Т1

Т2

Т3

Т4

Т5

Т6


Т7

Т8

Т9

Т10

Т11

Мини-контроль по теоретическим вопросам




2













2













Составление сводной таблицы







3

























Подготовка к практическому заданию










2




2








2




Самостоятельная работа студента, домашнее задание,

4

2




4

4

4/4

4

4

4

4




Тестовый контроль

4

4

4

Количество баллов за содержательный модуль и итоговый контроль

15

60

Итоговый контроль

Зачет 25 баллов

Индивидуальная работа студента

Подготовка и защита рефератов 25 баллов

Критерии оценивания работы студентов:


Задания к содержательному модулю № 1. Основные понятия и теоретические подходы, объясняющие феномены девиантного поведения


Текущие мини-контрольные работы

Максимальная оценка – 2 балл.

2 балла


– полный ответ на вопросы мини-контроля с использованием терминов

1 балл

– неполный ответ, но суть отражена, неточное употребление или отсутствие терминов в ответе

0 баллов

– студент не выполнил задание.

Тема 3. Составление сводной таблицы

Максимальная оценка-3 балла

3 балла

– студент заполнил таблицу по форме, в соответствии с требованиями. При обсуждении задания дает четкую аргументацию своим ответам

2балла

– студент заполнил таблицу, но прослеживается формальный подход к выполнению задания, не полностью учтены психологические теории.

При обсуждении задания дает четкую аргументацию своим ответам.

1 балл

– студент только частично выполнил задания, сдал невовремя

0 баллов

– студент не выполнил задание.

Тема 4-9. Выполнение заданий самостоятельной работы

Максимальная оценка – 4 балла

4 балла

– студент законспектировал предложенные статьи по различным вопросам теории отклоняющегося поведения, сделал это грамотно понятно и аккуратно. Продемонстрировал умение обобщать и анализировать. Проявил творчество в подборе литературы по вопросу. Сдал вовремя.




3 балла

– студент законспектировал предложенные статьи по различным вопросам теории отклоняющегося поведения, сделал это грамотно понятно и аккуратно. Продемонстрировал умение обобщать и анализировать Сдал вовремя .


2 балла

– студент законспектировал предложенные статьи по различным вопросам теории отклоняющегося поведения, но не полностью. Сдал вовремя.


1 балл

– студент сделал конспект предложенных источников, но невовремя ( с опозданием в пределах 1 недели) сдал на проверку, поверхностно ориентируется в материале

0 баллов

– студент не выполнил задание.

Тема 4,6,10. Подготовка к практическому занятию

Максимальное количество баллов-2 балла

Оценивание уровня подготовки к практическому занятию состоит из следующих компонентов

  1. Теоретическая подготовка к занятию, свободное владение материалом, грамотное использование терминологии.

  2. Активность в ходе работы. Поведение во время проведения: эмоциональность, речь, правильное владение терминологией.

  3. Оформление материала к практическому занятию


Тема 6. Выполнение домашних заданий

Максимальная оценка –4 балла.

4 балла

-студент подготовил стимульный материал, провел исследование, оформил заключение сделал это грамотно, понятно и аккуратно. Сдал вовремя


3 балла

- студент подготовил стимульный материал, провел исследование, оформил заключение, но в нем содержатся негрубые ошибки и недочеты. Материал оформлен аккуратно и сдан вовремя

2 балла

– студент провел исследование, оформил заключение, но не сдал вовремя на проверку ( с опозданием больше 1 недели), есть замечания к оформлению заключения



1 балл

– студент провел исследование, оформил заключение, но не сдал вовремя на проверку ( с опозданием больше 2 недель), есть замечания к оформлению заключения, котрое содержит грубые ошибки. Студент плохо ориентируется в сданном.

0 баллов

– студент не выполнил задание.


Критерии оценивания индивидуальной работы студентов

Блок оценки\баллы

1

2

3

4

5

Защита реферата


Зачитывание реферата, отсутствие диалога,

Путаница в терминологии, наличие грубых ошибок в ее использовании

Путаница в терминологии, наличие грубых ошибок в ее использовании

Неточности во владении терминологией

Неточности во владении терминологией, но способен их самостоятельно скорректировать

Хорошее владение терминологией

Сроки сдачи реферата

Реферат сдан за 3 дня до его защиты

Реферат сдан за 1 неделю до защиты

Реферат сдан вовремя

Реферат сдан вовремя

Реферат сдан вовремя

Оформление

Грубые нарушения в оформлении титульного листа, а также и текста реферата реферат неаккуратен

Грубые нарушения в оформлении реферата, но оформление титульного листа содержит небольшие замечания

Существенные замечания к оформлению списка литературы

Список литературы содержит в основном издания старше 2002 года, не содержит первоисточников

Небольшие замечания по оформлению реферата и списка использованных источников

Нет замечаний


Посещение индивидуальных занятий

Посетил 1 консультацию

Посетил 1 консультацию и выполнил задание, полученное на консультации

Посетил 2 консультации

Посещал консультации, демонстрировал интерес и продуктивность работы

Проявлял творчество и заинтересованность, грамотность и оригинальность точки зрения

Творчество подборе литературы

Подобрал самостоятельно 2-3 источника по теме реферата

Подобрал самостоятельно 2-3 источника по теме реферата, один из которых тиражирован не позднее 2003 года

Подобрал самостоятельно5-6 источников по теме реферата

Список литературы составлени самостоятельно, рекомендовано не более 3-4 источников, тиражирование не старше 3 лет

Самостоятельный подбор, в основном первоисточники

Вопросы к зачету

  1. Понятие о девиантном поведении. Критерии и классификация. Признаки отклоняющегося поведения.

  2. Социальные нормы, природа, виды, функции.

  3. Биологические концепции девиантного поведения.

  4. Социологические концепции девиантного поведения

  5. Психоаналитические и бихевиоральные концепции девиантного поведения.
  6. Диспозиционное поведение, уровни, функции.


  7. Биологические факторы девиантного поведения.

  8. Микросоциальные факторы девиантного поведения.

  9. Макросоциальные факторы девиантного поведения.

  10. Влияние отдельных психологических особенностей в аномальном развитии личности.

  11. Агрессия: виды, мотивация.

  12. Аддиктивное поведение: определение, виды, причины.

  13. Определение аддиктивного поведения. Этапы формирования зависимости. Основные факторы, влияющие на возникновение аддикций.

  14. Суицидальное поведение: определение, виды.

  15. Причины суицидального поведения. Пресуицидальный комплекс.

  16. Диагностика суицидального поведения.

  17. Тактика и стратегия психолога в работе с суицидальным поведением.

  18. Делинквентное поведение. Различные факторы, влияющие на возникновение делинквентного поведения.

  19. Роль антисоциальной направленности в формировании делинквентности.

  20. Модели отклоняющегося поведения, их суть.

  21. Типология социально-дезадаптированных подростков. Основные новообразования в личности подростка, влияющие на социализацию подростка.

  22. Граффити и вандализм как формы отклоняющегося поведения. Виды граффити и причины возникновения.

  23. Психологическая превенция отклоняющегося поведения. Основные стратегии работы в данном направлении.

  24. Школы открытого и закрытого типа для детей с ОП.

XI. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ОСНОВНАЯ)


  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс.-1999.-367с.

  2. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие./ Ред. Н.М. Платонова. - СПб.: Речь, 2004. - 336 с.
  3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб, 1997. – 387с.


  4. Змановская Е.В. Девиантология.- М.: Академия.- 2003г.

  5. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов вузов - Екатеринбург: Деловая книга; М.: Логос, 1999. - 368 с.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Учебное пособие для вузов.-М.:ТЦ «Сфера».,М.-2001.-160с.

  6. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов вузов.-Екатеринбург:Деловая книга., М.:Логос.-1999.-368с.

  7. Кон И.С. Психология ранней юности - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

  8. Максимова Н.Ю., Пискун В.М., Милютина Е.А. Основы детской патопсихологии. Учебное пособие.-К.:НПЦ «Перспектива».-1999.-432с.

  9. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения.Учебное пособие .- СПб.:Речь.-2005.-445с.

  10. Психологія суїциду:посібник за ред. В.П. Москальця.-К.: Акдемвидав.-2004.-288с.

  11. Подмазин С.И. Как помось подростку с «трудным» характером.- К.-1996.-254с.

  12. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и родителей - М.: Издательский центр

  13. Соціологія: Підручник для студентів вищих навчальних закладів/ За ред. В.Г. Городяненко. - Киiв: Видавничий центр "Академія", 2005. - 560 с.

  14. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков: Учеб. пособие/ З.И. Белоусова, В.В. Овсянникова. - Запорожье, 1998. - Электрон. версия печ. публикации . "Академия", 1996. - 320 с.

  15. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка.-СПб.: Речь.- 372с.

  16. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.-М.: Академ. Проспект.-2005.-331с.



Программа учебной дисциплины разработана преподавателем кафедры прикладной психологии ___________________ Мельник Н.Ю.




Утверждено на заседании кафедры прикладной психологии

«___»____________2009, протокол №___

Зав. кафедрой прикладной психологии, кандидат психологических наук, доцент И.Ю.Василенко_________________