litceysel.ru
добавить свой файл
1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ


«УТВЕРЖДАЮ»


Проректор ___________Л.М. Гура

____ ________________2009 г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС к дисциплине

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Для специальностей: «Психология» (П3, П4з), «Педагогическое образование. Начальное образование» (НО4), «Дошкольное образование. Начальное образование» (ДН3), «Педагогическое образование. Дошкольное образование» (ДНМ4з),

«Язык и литература» (А3, АН3, УА4, АР4)


Севастополь

2009

^ I. ОПИСАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Предмет: ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Группа П3

Курс: подготовка бакалавров

Направление, специальность, образовательно-квалификационный уровень

Характеристика учебной дисциплины

Количество кредитов, соответствующих ЕСТS: 1,5

Модулей: 1


Содержательных модулей: 2

Общее количество часов: 54

Недельных часов: 2

Шифр и название направления

0301 Социально-политические науки

Шифр и название специальности:

6.030102 «Психология»

Образовательно-квалиф-ционный уровень: бакалавр


Обязательная

Год подготовки: 3

Семестр: 6

Лекции: 22 ч,

Практические: 6 ч, Самостоятельная работа: 21 ч

Индивидуальная работа: 5 ч

Вид контроля: зачет;

Группа П4з

Курс: подготовка бакалавров

Направление, специальность, образовательно-квалификационный уровень

Характеристика учебной дисциплины

Количество кредитов, соответствующих ЕСТS: 1,5

Модулей: 1


Содержательных модулей: 2

Общее количество часов: 54

Недельных часов: 2- 4

Шифр и название направления

0301 Социально-политические науки

Шифр и название специальности:

6.030102 «Психология»

Образовательно-квалиф-ционный уровень: бакалавр


Обязательная

Год подготовки: 4

Семестр: 7

Лекции: 8 часов

Практические: 2 часа

Самостоятельная работа: 39 ч

Индивидуальная работа: 5 ч

Вид контроля: зачет;

Группа НО4

Курс: подготовка бакалавров

Направление, специальность, образовательно-квалификационный уровень

Характеристика учебной дисциплины

Количество кредитов, соответствующих ЕСТS: 1,5

Модулей: 1


Содержательных модулей: 2

Общее количество часов: 54

Недельных часов: 2

Шифр и название направления

0101 Педагогическое образование


Шифр и название специальности:

6.010102 «Начальное образование»

Образовательно-квалиф-ционный уровень: бакалавр


Обязательная

Год подготовки: 4

Семестр: 7

Лекции: 20 ч,

Практические: 6 ч,

Самостоятельная работа: 23 ч

Индивидуальная работа: 5 ч

Вид контроля: контрольная работа, зачет;

Группа ДН3

Курс: подготовка бакалавров

Направление, специальность, образовательно-квалификационный уровень

Характеристика учебной дисциплины

Количество кредитов, соответствующих ЕСТS: 1,5

Модулей: 1


Содержательных модулей: 1,5

Общее количество часов: 54

Недельных часов: 2

Шифр и название направления

0101 Педагогическое образование

Шифр и название специальности:

6.010101 «Дошкольное образование» 6.010102 «Начальное образование»;

Образовательно-квалиф-ционный уровень: бакалавр

Обязательная

Год подготовки: 3

Лекции: 20 часов

Практические: 8 ч Самостоятельная работа: 21 ч

Индивидуальная работа: 5 ч

Вид контроля: зачет;

Группа ДН4з

Курс: подготовка бакалавров

Направление, специальность, образовательно-квалификационный уровень

Характеристика учебной дисциплины

Количество кредитов, соответствующих ЕСТS: 1,5

Модулей: 1


Содержательных модулей: 1,5

Общее количество часов: 54

Недельных часов: 2

Шифр и название направления

0101 Педагогическое образование

Шифр и название специальности:

6.010101 «Дошкольное образование» 6.010102 «Начальное образование»;

Образовательно-квалиф-ционный уровень: бакалавр

Обязательная

Год подготовки: 3

Лекции: 6 часов

Практические: 4 ч Самостоятельная работа: 39 ч

Индивидуальная работа: 5 ч

Вид контроля: зачет;

Группы УА4, АР4

Курс: подготовка бакалавров

Направление, специальность, образовательно-квалификационный уровень

Характеристика учебной дисциплины

Количество кредитов, соответствующих ЕСТS: 1,5

Модулей: 1


Содержательных модулей: 2

Общее количество часов: 54

Недельных часов: 2

Шифр и название направления

0203 Гуманитарные науки


Шифр и название специальности:

6.020303 «Язык и литература»

Образовательно-квалиф-ционный уровень: бакалавр


Обязательная

Год подготовки: 4

Семестр: 8

Лекции: 22 ч,

Практические: 6 ч, Самостоятельная работа: 21 ч

Индивидуальная работа: 4ч

Вид контроля: зачет;



Группы А3, АН3

Курс: подготовка бакалавров

Направление, специальность, образовательно-квалификационный уровень

Характеристика учебной дисциплины

Количество кредитов, соответствующих ЕСТS: 1,5

Модулей: 1


Содержательных модулей: 2

Общее количество часов: 54

Недельных часов: 2

Шифр и название направления

0203 Гуманитарные науки


Шифр и название специальности:

6.020303 «Язык и литература»

Образовательно-квалиф-ционный уровень: бакалавр


Обязательная

Год подготовки: 4

Семестр: 8

Лекции: 22 ч,

Семинары: 6 ч, Самостоятельная работа: 21 ч

Индивидуальная работа: 5 ча

Вид контроля: контрольная работа, зачет;


^ II. ЦЕЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Целью дисциплины «Основы экологии» является повышение экологической грамотности, формирование у студентов представления о сложности, связности и функционировании биологических систем. Целью курса является формирование глобально-ориентированного, научно-гуманистического мировоззрения на основе целостной научной картины мира.


^ III. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа призвана способствовать формированию у студентов научного мировоззрения, представлений о человеке как о части природы, о единстве и самоценности всего живого и невозможности выживания человечества без сохранения биосферы, что весьма актуально в период современного экологического кризиса.

Задачи дисциплины:

  • сформировать системные знания о современной экологической картине мира;

  • обеспечить изучение экологических систем разного уровня с позиций системного подхода;

  • развить потребности в экологических знаниях, экологической деятельности, экологическом образовании;

  • сформировать ценностные ориентации мировоззренческого уровня, отражающие объективную целостность и ценность природы, а также ориентации нормативно-правового уровня;

  • сформировать ответственное отношение к природе и готовность к активным действиям по ее охране на основе экологических знаний;

  • развить исследовательские умения в области экологии.

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

  • основные понятия экологии,

  • законы взаимоотношений организмов и среды,

  • влияние факторов среды на здоровье человека,

  • причины и проявления современного экологического кризиса;

  • глобальные проблемы окружающей среды;

Уметь работать с литературой по экологии

Иметь представление о:

  • структуре и эволюции биосферы,

  • экологических принципах использования природных ресурсов,

  • мировых эколого-экономических стратегиях,



Дисциплина «Основы экологии», являясь естественнонаучным курсом, тесно связана с такими науками, как биология, химия, география. Кроме того, она опирается на научную базу гуманитарно-социальных дисциплин: философии, социальной психологии, психологии личности, истории, экономики и права.

^ V. СТРУКТУРА ЗАЧЕТНОГО КРЕДИТА КУРСА

Группы П3, А3, АН3, УА4, АР4

Тема

Количество часов, отведенных на:

Л

СЗ, ЛЗ

СР

ИР

Модуль 1. Основы экологии

Содержательный модуль I. Основы биологической экологии

Тема 1. Экология как наука

2










Тема 2. Взаимодействие организма и среды (аутэкология)

2










Тема 3. Экология популяций (демэкология)

2










Тема 4. Экология сообществ и экосистем (синэкология)

2




6




Тема 5. СЗ-1.Учение о биосфере

2

2

2




Тема 6. Учение В.И. Вернадского о биосфере

2




2




Итого

10

2

10




Содержательный модуль II ^ Отношения общества и природ

Л -7. Человек как биологический вид

2










Л -8. Экология и здоровье человека

2




4




Л -9. Антропогенные экологические кризисы

2




3




Л - 10. Основные факторы деградации биосферы

4







5 (4; 3)*

СЗ-2. Последствия загрязнения биосферы




4







Л-11. Прогнозы развития и экологические стратегии выхода из кризиса

2




4




Итого

12

4

11

5

В с е г о

22

6

21

5

* ИР – УА4, УР4 – 4 часа; А3, АН3 – 3 часа.


Группа НО4

Тема

Количество часов, отведенных на:

Л

СЗ, ЛЗ

СР

ИР

Модуль 1. Основы экологии

Содержательный модуль I.^ Основы биологической экологи

Тема 1. Экология как наука. Предмет экологии, структура и задачи. История развития экологии. Основные понятия.

2










Тема 2. Взаимодействие организма и среды (аутэкология)

2










Тема 3. Экология популяций (демэкология)

2










Тема 4. Экология сообществ и экосистем (синэкология)

2




6




Тема 5. СЗ-1Учение о биосфере

2

2

2




Тема 6. Учение В.И. Вернадского о биосфере







2




Итого

8

2

10




Содержательный модуль II ^ Отношения общества и природ

Л -7. Человек как биологический вид

2










Л -8. Экология и здоровье человека

2




4




Л -9. Антропогенные экологические кризисы

2




5




Л - 10. Основные факторы деградации биосферы

4







5

СЗ-2. Последствия загрязнения биосферы




4







Л-11. Прогнозы развития и экологические стратегии выхода из кризиса

2




4




Итого

12

4

13

5

В с е г о

20

6

23

5

Группа ДН3

Тема

Количество часов, отведенных на:

Л

СЗ, ЛЗ

СР

ИР

Модуль 1. Основы экологии

Содержательный модуль I. Основы биологической экологии

Тема 1. Экология как наука

2










Тема 2. Взаимодействие организма и среды (аутэкология)

2










Тема 3. Экология популяций (демэкология)

2










Тема 4. Экология сообществ и экосистем (синэкология)

2




6




Тема 5. СЗ-1Учение о биосфере

2

4

2




Тема 6. Учение В.И. Вернадского о биосфере







2




Итого

10

4

10




Содержательный модуль II ^ Отношения общества и природ

Л -7. Человек как биологический вид

2










Л -8. Экология и здоровье человека







4




Л -9. Антропогенные экологические кризисы

2




3




Л - 10. Основные факторы деградации биосферы

4







5

СЗ-2. Последствия загрязнения биосферы




4







Л-11. Прогнозы развития и экологические стратегии выхода из кризиса

2




4




Итого

10

4

11

5

В с е г о

20

8

21

5

Группа П4з

Тема

Количество часов, отведенных на:

Л

СЗ, ЛЗ

СР

ИР

Модуль 1. Основы экологии

Содержательный модуль I. Основные проблемы экологии

Л- 1. Экология как наука.

2










Л- 2. Экологические системы

2




15




СЗ-3. Учение о биосфере







10




Л- 3. Основные факторы деградации биосферы

2

2

14

5

Л-4. Прогнозы развития и экологические стратегии выхода из кризиса

2










В с е г о

8

2

39

5


Группа ДНМ4з

Тема

Количество часов, отведенных на:

Л

СЗ, ЛЗ

СР

ИР

Модуль 1. Основы экологии

Содержательный модуль I. Основные проблемы экологии

Л- 1. Экология как наука.

2










Л- 2. Экологические системы

2




15




СЗ-3. Учение о биосфере







10




Л- 3. Основные факторы деградации биосферы




4

14




Л-4. Прогнозы развития и экологические стратегии выхода из кризиса

2










В с е г о

6

4

39

-


^ VI. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Семинарско-практическое занятие № 1 (группы П3, П4з, А3, АН3, УА4, АР4)


Тема: Учение о биосфере (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие биосферы, физико-химическое единство живого.

  2. Структура биосферы.

  3. Эволюция биосферы.

  4. Свойства и функции живого вещества.

  5. Биомасса и продуктивность биосферы.

  6. Круговороты веществ: большой и малый

  7. Природные ресурсы, классификация.


Тема: Учение о биосфере (4 часа) (Группа ДН3)

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие биосферы, физико-химическое единство живого.

  2. Структура биосферы.

  3. Эволюция биосферы.

  4. Свойства и функции живого вещества.

  5. Биомасса и продуктивность биосферы.

  6. Круговороты веществ: большой и малый

  7. Природные ресурсы, классификация.

  8. Жизнь и творчество В.И.Вернадского.

  9. Взгляды В.И.Вернадского на проблему происхождения жизни и биосферу.

  10. Роль живого вещества в эволюции Земли.

  11. Концепция ноосферы.


Литература (основная: источники, имеющиеся в библиотеке СГГУ)


  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Учебник – М.: Изд-во ЮНИТИ, 1998.- (С. 98-119).

  2. Горелов А.А. Экология. Уч. Пособие для вузов – М.:2001. (С.40-51)

  3. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология. – М., 2001.

  4. Радзиевский С.И. Основы экологии – Севастополь, 2005.

5. Бродский А.К. Краткий курс общей экологии. – СПб., 1996 (С. 213-220).

  1. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д, «Феникс». – 2000. (Гл.6:С.151-176; Гл.8: С.210-226).

  2. Николайкин Н.И.и др. Экология: учебник для вузов. – М.: Дрофа, 2006. – 622 с. (С.196-314).



Дополнительная

  1. Розен В.В. Концепции современного естествознания: Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 240 с. (С. 181-187)

  2. Тимофеева С.С., Медведева С.А., Ларионова Е.Ю. Основы современного естествознания и экологии/ Серия «Учебники, учебные пособия».- Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384с. (Гл.11.4; С.297-300)

  3. Потапов А.Д. Экология. – М.: Высшая школа. – 2000. – 446 с. ( Гл.7: С.121-127)

  4. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера – М.: Наука,1994. – 672 с.

  5. Казначеев В.П. Учение о биосфере. Этюды о научном творчестве В.И.Вернадского – М., 1985.

  6. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д, «Феникс». – 2000.

  7. Петров К.М. Общая экология. Учебник для вузов. – СПб., 1997.



Семинарско-практическое занятие № 3 (СЗ №3)


Тема: Последствия загрязнения биосферы (4 ч) (все группы)

Цель: углубление знаний по вопросам антропогенного воздействия человека на биосферу

Вопросы для обсуждения:

А. Последствия загрязнения атмосферы

1. Возможное потепление климата, «парниковый эффект».

2. Нарушение озонового слоя.

3. Кислотные дожди

Б. Последствия загрязнения гидросферы

4. Эвтрофикация пресных водоёмов.

5. Отравление морских экосистем.

6. Истощение поверхностных и подземных вод.

В. Последствия загрязнения литосферы

7. Деградация почв, эрозия

8. Отравление почв химическими токсикантами.

9. Опустынивание: факторы и причины развития.

Г. Воздействие человека на биотические сообщества

10. Воздействие и его последствия для растительного мира планеты.

11. Воздействие и его последствия для животного мира планеты


Литература

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Учебник – М., 1998

  2. Денисов В.В., Денисова И.А. Экология: 100 экзаменационных ответов. – М.-Ростов н/Д.,2004. – 288 с. (Гл.7: С. 152-179)

  3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д, «Феникс». – 2000.

  4. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология. – М., 2001.

  5. Николайкин Н.И.и др. Экология: учебник для вузов. – М.: Дрофа, 2006. – 622 с.

  6. Петров К.М. Общая экология. Учебник для вузов. – СПб., 1997.

  7. Радзиевский С.И. Основы экологии – Севастополь, 2005.



^
VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ


Форма отчёта: письменная работа в виде печатного или рукописного текста в тетради для самостоятельных работ

СР -1. Экологические сообщества и экосистемы (6 часов) (10 баллов) ( группы ДН3,П3, НО4, А3, АН3, УА4, АР4)

1. Ознакомиться с указанной литературой.

2. В тетради для самостоятельных работ составить список определений базовых понятий биоэкологии: экология, экологические факторы, вид биологический, экологическая ниша, популяция, биоценоз, биотоп, экосистема, биосфера, продуценты, пищевая (трофическая) цепь, консументы, редуценты (деструкторы), автотрофы, гетеротрофы, сукцессия, климакс.

3. Нарисовать схему пищевой цепи на любом конкретном примере.


СР-2. Экологические сообщества и экосистемы (15 часов) (Группы П4з и ДНМ4з – 15 час)

1. Ознакомиться с указанной литературой.

2. В тетради для самостоятельных работ составить список определений базовых понятий биоэкологии: экология, экологические факторы, вид биологический, экологическая ниша, популяция, биоценоз, биотоп, экосистема, биосфера, продуценты, пищевая (трофическая) цепь, консументы, редуценты (деструкторы), автотрофы, гетеротрофы, сукцессия, климакс.

3. Нарисовать схему пищевой цепи на любом конкретном примере.

4. Кто чью численность контролирует: хищник численность жертвы или наоборот? Объясните.

5. Нарисуйте и поясните смысл пирамиды численности, пирамиды биомассы и пирамиды энергий.


Литература

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Учебник – М., 1998 (Гл.3: С. 83-98)

  2. Бродский А.К. Краткий курс общей экологии. – СПб., 1996. (Гл.8,9: С.136-167)

  3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д, «Феникс». – 2000 (С.119-150).

  4. Николайкин Н.И.и др. Экология: учебник для вузов. – М.: Дрофа, 2006. – 622 с.


СР -3 . Учение о биосфере (2 часа) (группы ДН3,П3, НО4, А3, АН3, УА4, АР4)

1. Ознакомиться с указанной литературой.

2. Выписать в виде таблицы количественные характеристики биомассы и продукции современной биосферы (1; Гл.3).

Учение о биосфере ( 10 часов) (группы П4з и ДНМ4з)

1. Ознакомиться с указанной литературой.

2. Выписать в виде таблицы количественные характеристики биомассы и продукции современной биосферы (1; Гл.3).

3. Заполнить таблицу «Основные функции живого вещества биосферы»


Функция

Содержание

1.




2. и т.д.





Литература

1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Учебник – М., 1998 (Гл.3: С. 98-108)

2. Петров К.М. Общая экология. Учебник для вузов. – СПб., 1997.

  1. Денисов В.В., Денисова И.А. Экология: 100 экзаменационных ответов. – М.-Ростов н/Д., 2004. – 288 с. (Гл.7: С. 152-179)


СР -4. Учение В.И.Вернадского о биосфере (2 часа) (группы ДН3,П3, НО4, А3, АН3, УА4, АР4)

1. Составить краткую энциклопедическую справку о В.И.Вернадском: основные даты, научные интересы, труды.


Литература

  1. Горелов А.А. Экология. Уч. Пособие для вузов – М.:2001.

  2. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология. – М., 2001.

  3. Петров К.М. Общая экология. Учебник для вузов. – СПб., 1997.


СР-5 . Тема: Экология и здоровье человека (4 часа) (все группы)

1.Пользуясь литературными данными, составьте таблицу «Экологические факторы среды

обитания человека, их влияние на здоровье»:

Фактор

Источник

Действие

1. Шум, вибрация







2. Радиация







3. Эл.-магн. излуч.







4. Инфекции







5. Тяж.металлы







6. Кач-во воды







7. Пестициды







8. Травматизм








Литература

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Учебник – М., 1998 (Глава 7.2)


СР – 6 . Антропогенные экологические кризисы (6 часов – группы ДН3,П3, НО4, А3, АН3, УА4, АР4 – вопросы № 1-3), (10 часов- группы П4з и ДНМ4з - все вопросы)

1. Ознакомиться с указанной литературой.

2. Составить краткую таблицу “ Особенности экологических кризисов в истории ”





Название

Историч-е время

Чем вызван

Последствия

1













2













3













4
















  1. Коротко изложить основные его идеи относительно культурных причин экологического кризиса.

  2. Дать краткую энциклопедическую справку о Томасе Мальтусе.

  3. Коротко изложить содержание его демографической концепции.

Литература

  • Горелов А.А. Экология. Уч. Пособие для вузов – М.:2001. (Темы 7,8,11)

  • Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Учебник – М., 1998 (Гл.5)

  • Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д, «Феникс». – 2000.

  • Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология. – М., 2001.

  • Николайкин Н.И.и др. Экология: учебник для вузов. – М.: Дрофа, 2006. – 622 с.

  • Петров К.М. Общая экология. Учебник для вузов. – СПб., 1997.

  • Радзиевский С.И. Основы экологии – Севастополь, 2005.

  • Философский энциклопедический словарь


СР – 7 . Современный экологический кризис (группы ДН3,П3, А3, АН3, УА4, АР4 – 3 часа: задание 1-2); группа НО4 - 5 часов – все задания)

  • Ознакомиться с указанной литературой.

  • Перечислить и кратко описать основные причины глобального экологического кризиса.

  • Перечислить и кратко пояснить основные последствия современного экологического кризиса для биосферы и человечества в том числе.


Литература

  • Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Учебник – М., 1998 (Гл.5: С.182-196; Гл.6: С.205-270;)

  • Горелов А.А. Экология. Уч. Пособие для вузов – М.:2001. (Гл.8: С.108-125)

3. Радзиевский С.И. Основы экологии – Севастополь, 2005


СР - 8 . Прогнозы развития и экологические стратегии выхода из кризиса ( группы ДН3, П3, НО4, А3, АН3, УА4, АР4 - 4 часа)


  • Ознакомиться с указанной литературой.

  • Выписать из источников по указанной схеме следующую информацию о моделях мировой динамики:



  • Назв.организации или документа

    Дата появления и место

    Авторы и активисты

    Основные документы


    Содержание
















  • В чём смысл Концепции устойчивого развития?


Литература:

  • Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Учебник – М., 1998 (Глава 8).

  • Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д, «Феникс». – 2000.(Гл.24)

  • Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология. – М., 2001.

  • Николайкин Н.И.и др. Экология: учебник для вузов. – М.: Дрофа, 2006. – 622 с. (Глава 10).

  • Радзиевский С.И. Основы экологии – Севастополь, 2005.



^
VIII. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ


Индивидуальное учебно-исследовательское задание (ДН3,П4з, А3, АН3 – 3 часа, УА4, АР4 – 4 часа; П3,НО4 – 5 часов)

Тема «^ Экологическая ситуация в Украине»

Метод обучения: творческая работа с литературными источниками

Форма отчета: реферат объемом 6 страниц

Задание.

  1. Сделать подборку литературы (минимум 3 источника) по указанной теме.

  2. Составить реферат из аннотаций к избранным источникам.

  3. Написать обобщающее заключение об экологических проблемах Украины (1 страницу).


^ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

По курсу основы экологии


  1. Предмет и структура экологии.

  2. Место экологии в системе наук и значение её для общества .

  3. Основные понятия экологии (5-7 примеров).

  4. Понятия аут- дем- и синэкологии.

  5. Понятие экологического кризиса и его проявления.

  6. Экологические факторы среды, классификация.

  7. Абиотические факторы среды, их роль в жизни организмов.

  8. Биотические факторы среды, их роль в жизни организмов.

  9. Понятие лимитирующего фактора. Закон минимума.

  10. Отношение вида к экологическим факторам. Закон толерантности.

  11. Адаптации организмов к неблагоприятным условиям среды.

  12. Понятие популяции, свойства.

  13. Ареал обитания и пространственное распределение особей.

  14. Возрастная структура популяций; простая и сложная структура.

  15. Половая структура популяций.

  16. Этологическая структура популяций.

  17. Модель роста популяции. Сопротивление среды.

  18. Понятие выживаемости популяции. Типы кривых выживания.

  19. Экологические стратегии выживания.

  20. Гомеостаз популяции, регуляция численности.

  21. Понятие экосистемы. Структура.

  22. Способы питания организмов, трофические отношения.

  23. Трофическая структура экосистем, пищевая цепь.

  24. Правило 10%.

  25. Биологическая продуктивность экосистем. Виды продукции.

  26. Сукцессия и климакс экосистемы.

  27. Строение и состав биосферы.

  28. Большой (геологический) круговорот веществ в природе.

  29. Малый (биогеохимический) круговорот веществ в природе.

  30. Отличия живого вещества от неживого.

  31. Функции живого вещества на планете.

  32. Гипотезы происхождения жизни на планете.

  33. Основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере.

  34. Человек как биологический вид и популяция.

  35. Природные ресурсы Земли, классификация.

  36. Функциональные типы экосистем (энергетический аспект).

  37. Загрязнение природной среды и здоровье человека.

  38. Экологические факторы городской среды, влияющие на здоровье человека.

  39. Патологии «образа жизни» и вызванные ими последствия для здоровья.

  40. Антропогенные экологические кризисы в истории человечества.

  41. Основные факторы деградации биосферы.

  42. Типы разрушающего воздействия цивилизации на биосферу.

  43. Проблема «демографического взрыва».

  44. Загрязнение окружающей среды и его последствия.

  45. Естественные (природные) загрязнения, классификация.

  46. Антропогенные загрязнения.

  47. Основные загрязняющие вещества и источники загрязнения.

  48. Проблема исчерпания природных ресурсов.

  49. Техногенные аварии и катастрофы.

  50. Прогнозы мирового развития.

IX. ОЦЕНИВАНИЕ



Модули

Модуль 1

Итоговый контроль (зачет)

Сумма

Кол-во баллов

за модуль

85

Содержат. модули

СМ -1

CM-2

Кол-во баллов

за содерж. модули

35

35

Кол-во баллов по видам работ


Л


ПЗ


СР


МК 1



Л


ПЗ


СР (МК 2)



15



100

5

5

20

30

5

5

20








^ Критерии оценивания активности на семинарских занятиях:

5 балла – выступление на семинаре, основанное на выполнении всех поставленных перед студентами задач, активное восприятие предлагаемой информации, участие в дискуссии по обсуждению проблем, вынесенных на семинар

4 балла – выступление на семинаре, основанное на выполнении большинства поставленных учебных задач, активное восприятие предлагаемой информации, использование при ее анализе знаний, умений и навыков, соответствующих содержанию изучаемого раздела и дисциплины в целом

3 балла - выступление на семинаре, основанное на выполнении основных поставленных учебных задач, низкий уровень активности при восприятии предлагаемой информации

2-1 балл - выступление на семинаре, основанное на выполнении лишь некоторых поставленных учебных задач, пассивное восприятие предлагаемой информации,

0 баллов – неготовность студента к семинарскому занятию.


^ Критерии оценивания самостоятельной работы:

0 баллов – работа не выполнена

3 балла - меньшая часть заданий выполнена с нарушениями

5 балла – работа выполнена с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников

10 баллов – работа выполнена с частичными нарушениями требований, но основная суть вопросов раскрыта

15 баллов - работа выполнена полностью, имеются незначительные нарушения требований

20 баллов – работа выполнена полностью, соответствует всем требованиям


^ Критерии оценивания успешности выполнения тестового контроля модулей курса:

0 - 9 балл - от 0 до 20% правильно выполненных заданий

10 балла - 21 - 40 % правильно выполненных заданий

20 балла - 41 - 60 % правильно выполненных заданий

25 баллов - 61 – 80 % правильно выполненных заданий

30 баллов – 81 – 100 % правильно выполненных заданий


^ Х. ИНФОРМАЦИННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

(источники, имеющиеся в библиотеке СГГУ)

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология .Учебник -М. , 1998

  2. Боков В.А.,Лущин А.В.Основы экол.безопасности. –Симф.,1998.

  3. Бродский А.К. Краткий курс общей экологии. – СПб., 1996.

  4. Горелов А.А. Экология. Уч. Пособие для вузов – М.:2001.

  5. Дуднікова І.І. Екологія і безпека життедіял.Довідник.- К.,2005

  6. Крисаченко В.С. Екологічна культура. Навч.посіб. –К.,1996

  7. Кучерявий В.П. Екологія. – Львів: Світ. -2000

  8. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология. – М., 2001.

  9. Радзиевский С.И. Основы экологии – Севастополь, 2005.

  10. Экология. Уч.пособие. – М.:Знание, 1999. – 288 с.


^

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Батлук В.А. Основы экологии и охрана окружающей природной среды. Учебное пособие. – Львов: Афиша, 2001. – 335 с.

  2. Бигон М., Харпер Дж., Таусенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества.1-2 тт. - М., 1989.

  3. Вернадский В.И.(*) Автотрофность человечества. //Живое вещество и биосфера. – М., 1994.

  4. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М., 1989.

  5. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Т. 2. Научная мысль как планетарное явление. – М., 1977.

  6. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера – М.: Наука,1994. – 672 с.

  7. Гиляров А.М. Популяционная экология. – М., 1990.

  8. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. – М.: Изд-во Прогресс-Традиция, 2000. – 416 с.

  9. Докучаев В.В. К учению о зонах природы. – М., 1954.

  10. Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. – М., 1984.

  11. Камшилов М.М. Эволюция биосферы. – М., 1979.

  12. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д, «Феникс». – 2000.

  13. Красилов В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. – М., 1992.

  14. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. в 2-х томах. – М., 1993.

  15. Николайкин Н.И.и др. Экология: учебник для вузов. – М.: Дрофа, 2006. – 622 с.

  16. Новиков Г.А. Основы общей экологии и охраны природы. – Л., 1979.

  17. Одум Ю. Экология (в 2-х томах), 1986.

  18. Петров К.М. Общая экология. – СПб., 1997.

  19. Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания. Тт. 1-4. – М., 1994.

  20. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. – М., 1992.

  21. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. – М., 1990.

  22. Реймерс Н.Д. Экология. Теории, Законы, правила, принципы и гипотезы. – М., 1994.

  23. Риклефс Р. Основы общей экологии. - М., 1979.

  24. Стадницкий П.В., Родионов А.И. Экология. – СПб., 1995.

  25. Сукачев В.Н. Основы теории биогеоценологии. – М., 1957.

  26. Тимофеев-Ресовский Н.В. Популяции, биоценозы и биосфера земли. //Математическое моделирование в биологии. – М., 1975.

  27. Уиттекер Р. Сообщества и экосистемы. – М., 1980.

  28. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. - М., 1988.

  29. Шилова Е.И., Банкина Т.А. Основы учения о биосфере. – СПб., 1994.

30. Интернет-ресурсы

* Могут использоваться издания классиков любых лет выпуска.

Дидактический материал

Видеофильмы


  1. Куда уехал лес? Он был ещё вчера. Док. Фильм В.Ловчинского. – Украина. – 2007. – 128 мин./ DVD диск.

  2. Чернобыль 20 лет спустя. Док. Фильм Ю.Шилоносова. – Россия.- 2006. -43 мин/ СД диск.

  3. Жизнь после людей (научный прогноз).2008: США – 1час 28 мин./ СД диск.




Программа учебной дисциплины

разработана ст. преподавателем

кафедры прикладной психологии ___________________ Грезе Е.В.



Утверждено на заседании кафедры прикладной психологии

«___»____________2009, протокол №_

Зав. кафедрой прикладной психологии, кандидат психологических наук, доцент И.Ю.Василенко_________________