litceysel.ru
добавить свой файл
1
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Южный Федеральный Университет

Факультет психологии




Савченко Н.А.


Учебно–методический комплекс

к спецкурсу

«Роль сказок и игры в развитии личности ребенка»

(для студентов дневной и заочной формы обучения

факультета психологии по специальности психология развития)


г.Ростов-на-Дону

2010 г.

Пояснительная записка.


Спецкурс «Роль сказок и игры в развитии личности ребенка» - дисциплина специализации, которая предназначена для студентов 4-го курса факультета психологии дневной и заочной формы обучения, специализирующихся по кафедре психологии развития.

Данный курс представляет собой самостоятельный курс, рекомендуемый для студентов психологических специальностей. Цель данного курса - ознакомить студентов с теоретическими основами сказкотерапии и психологии игры, базовыми понятиями этих разделов, дать ключевые сведения в свете современных научных исследований.

В качестве задач спецкурса можно назвать следующие: ознакомить студентов с разными подходами в исследовании сказкотерапии как одного из ведущих направлений в прикладной психологии в зарубежных гуманитарных науках, отечественной психологии и развивающемся психологическом знании в настоящее время, научить студентов сопоставлять разные точки зрения по дискуссионным вопросам и формировать свою собственную, показать необходимость и возможность применения теоретических знаний, содержащихся в курсе; ознакомить студентов с основными направлениями современной сказкотерапии; синтезировать теоретические представления и практические навыки по использованию техник сказкотерапии; познакомить с основными методами и приемами сказкотерапии; знакомство с основными теоретико-методологическими подходами к детской игре и показать влияние игры как на отдельные психические функции, так и на всю психику ребенка в целом.


Место курса в профессиональной подготовке выпускника: программа курса «Роль сказок и игры в развитии личности ребенка» рассчитана на подготовку студентов, специализирующихся по кафедре психология развития. Программа предполагает следующие формы работы: лекции, самостоятельное изучение литературы по проблемам психологии игры и сказкотерапии.

Освоение содержания курса предполагает опору на знания, полученные студентами в рамках курсов «философия», «психология развития», «психология личности» и т.д. и направлен на углубление представлений студентов об индивидуальных особенностях личности. Также спецкурс предполагает свободное владение базовыми понятиями социальной психологии и психологии развития, способность к критичному восприятию изучаемого материала, знание различных методологических подходов в социально-психологической науке в соответствии с задачами курса. При отборе материала использовались экземляристски, энциклопедический и компетентностный подходы.

Данный курс позволяет студентам, наряду с приобретением новых знаний, осмыслить все полученные ранее знания других курсов с точки зрения сказкотерапии и психологии игры.

Форма итогового контроля – зачет.


Распределение часов курса по видам работ





Наименование разделов и тем


Всего

часов

Аудиторные занятия

Самост. раб.

лекц.

сем. зан.




1

Модуль 1. Влияние сказок на психическое и личностное развитие ребенка.


Тема 1. История развития сказок и символика персонажей.

Тема 2. Функции сказок. Негативное влияние

сказок.


12


6


6

4


2


2




8


4


4


2

Модуль 2. Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка.

Тема 1. Игра с точки зрения психологии. Возможности игры.

Тема 2. Виды и функции игры.


20


10

10


8


4

4





12


6

6




ИТОГО:

32

12




20



Модуль 1. Влияние сказок на психическое и личностное развитие ребенка.


Комплексной целью модуля является:


  • ознакомить студентов с разными подходами в исследовании сказкотерапии;

  • научить студентов сопоставлять разные точки зрения по дискуссионным вопросам и формировать свою собственную;


  • ознакомить студентов с основными направлениями современной сказкотерапии;

  • синтезировать теоретические представления и практические навыки по использованию техник сказкотерапии; познакомить с основными методами и приемами сказкотерапии.


Тема 1. История развития сказок и символика персонажей.

Народные сказки и мифология. Авторские сказки. Сказки для детей. Психологические сказки. Символы в сказке. Структура сказки. Символика животных. Символика людей: мужские и женские персонажи. Сказка и возраст.


Тема 2. Функции сказок. Негативное влияние сказок.

Нравственное воспитание. Развитие эмоциональной сферы. Формирование полоролевого поведения. Развитие психический функций (мышление, воображение, память, речь). Сказка и характер. Влияние сказок на детские страхи, самооценку, поведение, жизненную позицию. Негативное влияние сказок (Спящая красавица, Иван Царевич и Змей Горыныч, Красная Шапочка, Золушка, Аленький цветочек, Царевна-лягушка). Способы их нейтрализации.

Проектные задания.


  1. Проведите психологический анализ любой сказки. Результаты представьте в виде эссе.

  2. Составьте таблицу «сказочные персонажи и их символика».


Тестовые задания:


  1. Соотнесите элементы:

уровень развития ребенка и вид сказок:


а) 1-2,5года

б) 2,5-5 лет

в) 5-7 лет

г) 7-11 лет

д) 11-14 лет


1) Волшебные сказки

2) Авторские сказки

3) Сказки о животных




  1. Установите правильную последовательность.

Появления форм сказки:

а) народные сказки

б) сказки для детей

в) психологические сказки

г) авторские сказки


  1. Выберите правильный ответ:

… являются функциями сказки:

А) развитие эмоциональной сферы

Б) развитие зрительной системы

В) выявление аутичных детей

Г) формирование полоролевого поведения


4. Сформулируйте правильный ответ:

… - направление психологии, которое использует метафорические ресурсы сказки.


  1. Выберите правильный ответ:

Возраст, в котором дети наиболее восприимчивы к сказкам:

А) 1-2,5года

Б) 2,5-5 лет

В) 5-7 лет

Г) 7-11 лет

Д) 11-14 лет

Ответы к тестовым заданиям:


  1. 1)-а), 2)-г), 3)-а); 2. а,г,б,в; 3. А),Г); 4. сказкотерапия; 5. Б).


Список рекомендуемой литературы:


  1. Хорхе Букай "Я хочу рассказать вам о…", Издательский Дом Мещерякова, 2010 г.

  2. Наталия Девятко. Возможности влияния современных жанров: фантастика, фентези, сказка/ "Полдень XXI век"(или "Порог") 2005г.

  3. Пропп В.Я. Сказка. Эпос. Песня. — М.: Лабиринт, 2001.

  4. Структура волшебной сказки (сборник статей) / Под ред. Ю. С. Неклюдова. Москва, 2001г

  5. Журнал "Дошкольное воспитание", №5, 2005г.

  6. Эмоциональное здоровье вашего ребенка: Пер. с англ. — М.: Авиценна: ЮНИТИ, 1996.

Модуль 2. Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка.



Комплексной целью модуля является:


  • знакомство с основными теоретико-методологическими подходами к детской игре;

  • показать влияние игры как на отдельные психические функции, так и на всю психику ребенка в целом.


Тема 1. Игра с точки зрения психологии. Возможности игры.

Происхождение и сущность игры. Теории игр (Г.В. Плеханов, К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Ж.Пиаже, Х.Ортега-и-Гассет, З.Фрейд, Ф.Шиллер, Г.Спенсер). Игра как показатель развития ребенка. Игра и когнитивное развитие. Игра и эгоцентризм. Агрессия в игре. Игра и социальные навыки. Феномен воображаемого партнера. Игра и научение.


Тема 2. Виды и функции игры.

Виды игр: сенсорные, моторные, игра-возня, игра речью, ролевые игры, игры состязания, моделирование, строительные игры, дидактические игры. Детские игрушки и возраст ребенка.


Проектные задания.


  1. Сравните отечественную и зарубежную теорию игры. Найдите сходство и различия данных теорий. Полученные данные представить в виде таблицы.




  1. Заполните таблицу:



Возраст

Характерный вид игры

1







2















Тестовые задания:


  1. Сформулируйте правильный ответ:

… - главная цель дидактической игры. Обучение


  1. Сформулируйте правильный ответ:

Импульсивность, боязливость и … в теории Ф.Бойтендайка являются основными особенностями игры.


  1. Сформулируйте правильный ответ:

… и сюжетно-ролевые игры отражают профессиональную деятельность взрослых.


  1. Выберите правильный ответ:

В… возрасте игра является ведущей деятельностью.

А) дошкольном

Б) младшем школьном

В) подростковом


  1. Сформулируйте правильный ответ:

игровая … - форма коррекционной работы с детьми, разработанная в рамках психоанализа.


Ответы к тестовым заданиям:


1. обучение; 2. ненаправленность движений; 3. строительные; 4. А); 5. терапия.


Список рекомендуемой литературы:


  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1995

  2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Изд-во МГУ, 2007.

  3. Психология развития. Грейс Крайг, Дон Бокум. –Санкт-Петербург : Питер, 2010.

  4. Сигал М., Адкок Д. Ребенок играет: от трех до пяти лет. СПб.: Питер, 1996.

  5. Феномен воображаемого партнера в детском возрасте. Чеснокова О.Б., Яремчук М.В. // Вопросы психологии, 2002, N 2. С.14-27.

  6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. с.64-85.


Контрольные вопросы:


Какие существуют виды сказок?

Какие существуют символы в сказке? Что они обозначают

Какова структура сказки?


В чем специфика психологических сказок?

Каковы основные функции сказок? В чем они проявляются?

Как влияют сказки на развитие психический функций?

Как влияет сказка на характер ребенка?

Как влияют сказки на детские страхи, самооценку, поведение, жизненную позицию?

Каково негативное влияние сказок? Каковы способы их нейтрализации?

В чем состоит сущность игры?

Какие направления в зарубежной и отечественной психологии занимались изучением игр? Кто является ведущими представителя данных направлений? Каковы основные тезисы их теорий?

Какова взаимосвязь игры и когнитивного развития ребенка?

Как взаимосвязаны игры и эгоцентризм? В каком возрасте эта взаимосвязь наиболее выражена?

Как проявляется агрессия в игре? О чем она сигнализирует? Какие исследования проводились по изучению детской игры?

Какие социальные навыки и в каком возрасте развиваются с помощью игры?

В чем заключается детский феномен воображаемого партнера?

Какие выделяются виды игр?

Как влияют игрушки на игру и развитие ребенка?


Вопросы к зачету.


Народные сказки и мифология. Авторские сказки.

Сказки для детей. Психологические сказки.

Символы в сказке. Символика животных. Символика людей.

Структура сказки.

Сказка и возраст.

Функции сказок: нравственное воспитание, развитие эмоциональной сферы. Функции сказок: формирование полоролевого поведения.

Функции сказок: развитие психический функций (мышление, воображение, память, речь).

Сказка и характер.

Влияние сказок на детские страхи, самооценку, поведение, жизненную позицию.

Негативное влияние сказок. Способы их нейтрализации.

Происхождение и сущность игры.

Теория игры Г.В. Плеханова.

Теория игры К.Д. Ушинского.

Теория игры С.Л. Рубинштейн,

Взгляды на влияние игры на детей Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева.

Теория игры Д.Б. Эльконина.

Теория игры Ж.Пиаже.

Теория игры Х.Ортега-и-Гассета и Ф.Шиллера.

Теория игры З.Фрейда.

Теория игры Г.Спенсера.

Игра как показатель развития ребенка.

Игра и когнитивное развитие.

Игра и эгоцентризм.

Агрессия в игре.

Игра и социальные навыки.

Феномен воображаемого партнера.

Игра и научение.

Виды игр: сенсорные, моторные, игра-возня, игра речью.

Виды игр: игры состязания, ролевые игры.

Виды игр: моделирование, строительные игры.

Виды игр: дидактические игры.

Детские игрушки и возраст ребенка.


Глоссарий


Детская игра – исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме.


Детский эгоцентризм – термин, введенный Ж.Пиаже, обозначающий мышление ребенка в значительной степени подчиненное «логике» собственного восприятия ребенка, т.е. «ребенок судит всегда обо всем со своей собственной, индивидуальной точки зрения».


Идентификация – отождествление себя со значимым человеком, стремление быть похожим на него.


Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида со стороны его включенности в социальные отношения.


Нравственные качества – постоянные свойства личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением ребенка следовать нравственным нормам.


Психическое развитие – процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза.

Психологическая защита – регулятивная система личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.



Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.


Характер – индивидуальное сочетание психических особенностей человека, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.


Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, проникновение в его переживания.