litceysel.ru 1 2

Федеральное агентство по образованию


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Юридический факультет \ кафедра международного права


Утверждено на заседании кафедры

международного права №1 от 02.09.08

председатель заседания _______________ А.Я. Капустин


Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Международное право разоружения

и безопасности»

Автор-составитель – д.ю.н., профессор Р.А. Каламкарян


Для магистрантов направления «Юриспруденция» 521400 (030500);

Специализация «Международное право»


Курс: 2

Семестр:
3

Форма обучения: очная

Статус дисциплины:
обязательная

Форма контроля: зачет (3 семестр)

Количество часов (3 семестр): 54 – всего, 36 – лекции, 18 – семинары;

Лектор: д.ю.н., профессор Каламкарян Рубен Амаякович

Часы консультации: по назначению

Адрес: 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6 (гуманитарный корпус), кабинет 370

Телефон: +7 (495) 7873803 доб. 1565

Электронная почта: rudn_mp@mail.ru

Страница в сети Internet: www.intlaw-rudn.com


МОСКВА, 2008

Курс ставит своей задачей показать становление в рамках общей системы современного международного права отдельной отрасли «Международное право разоружения и безопасности». В режиме объективного анализа показывается факт формирования МПРиБ как целостной по форме и законченной по содержанию отрасли современного международного права. В порядке раскрытия тематики курса устанавливается субъективный состав МПРиБ; показываются этапы становления органов международного правосудия; выявляются временные параметры становления современной системы международной безопасности; обозначается главенствующая роль ООН в общей системе международной безопасности; выявляются общие направления сотрудничества государств в деле обеспечения международного мира и безопасности. В концептуальном плане МПРиБ определяется как совокупность международно-правовых норм по регулированию сотрудничества государств в деле по обеспечению международного мира и безопасности.


С должным учетом статуса России как Великой державы, постоянного члена Совета Безопасности ООН показывается значимость последовательно осуществляемого курса Российского государства в деле по поддержанию международного мира и безопасности.


A course sets as the purpose to show becoming within the limits of system of modern international law of a separate branch of the international jurisprudence under the name "The International law of disarmament and safety "(ILDS). In a mode of the objective analysis is shown the fact of formation of complete under the form and finished under the content a branch of contemporary international law. By way of disclosing subjects of the course subjective structure of ILDS is established; stages of becoming of bodies of the international justice and time parameters of becoming of modern system of the international safety are shown; the predominating role of the United Nations in the general system of the international safety is designated; the general directions of cooperation of the states in business of maintenance of an international peace and safety are disclosed. In conceptual plan ILDS is defined as set of international-rules of law on regulation of cooperation of the states in business on maintenance of an international peace and safety.

With the due account of the status of Russia as Great power, constant member of Security Council of the United Nations the importance of consistently carried out rate of the Russian state in business on maintenance of an international peace and safety is shown.


Тема 1. Безопасный мир: общая ответственность мирового сообщества

  1. Организация Объединенных Наций переживает пере­ломный момент. Она может справиться со сложной задачей нейтрализации новых угроз, но может и столкнуться с опасностью ослабления в результате углубления разлада между государствами и принятия ими односторонних мер. Позитив работы мирового сообщества проявил себя в выработки новых идей о том, какие стратегии и институты необходимы Организа­ции Объединенных Наций для эффективного функционирования в XXI веке.


  2. По факту своей значимости мировое сообщество представило смелое, новое видение систе­мы коллективной безопасности в XXI веке. Мы живем в мире, сталкивающемся с новыми и формирующимися угрозами — угрозами, которые невозможно было предвидеть, когда в 1945 году была основана Организация Объединенных Наций, такими угрозами, как ядерный терроризм и крушение государств под воздействием дьявольской смеси нищеты, болезней и гражданской войны.

  3. ООН как главный координационный центр по сотрудничеству борьбе с терроризмом как с идейным наследником фашизма (Президент РФ В. В. Путин). В современном мире угроза кому-то одному представляет собой угрозу всем. Гло­бализация означает, что крупный террористический акт, совершенный в какой-либо части промышленно развитого мира, имел бы ужасающие последствия для благосостояния миллионов людей в странах развивающегося мира. Любой из 700 миллионов пассажиров, которые ежегодно пользуются услугами международных авиалиний, может стать ничего не подозревающим переносчиком возбудителя смертельно опасной инфекционной болезни. Ослабление потенциала любого из государств мира снижает степень защищенности каждого государства от трансна­циональных угроз, таких как терроризм и организованная преступность. Для обес­печения своей безопасности каждое государство нуждается в международном со­трудничестве.

  4. Существует шесть блоков угроз, которыми мир должен заниматься сейчас и в пред­стоящие десятилетия:

  5. война между государствами;

  6. насилие внутри государств, включая гражданские войны, массовые нарушения
    прав человека и геноцид;

  7. нищета, инфекционные болезни и экологическая деградация;

  8. ядерное, радиологическое, химическое и биологическое оружие;

  9. терроризм;

  10. транснациональная организованная преступность.
  11. С удовлетворением можно отметить, что Организация Объединенных Наций и учреждения, составляющие нашу систему коллективной безопасности, доказали свою работоспособность. За последние 15 лет благодаря переговорам было пре­кращено больше гражданских войн, чем за предыдущие 200 лет. В 60-х годах мно­гие считали, что в начале XXI века 15—25 государств будут обладать ядерным ору­жием; Договор о нераспространении ядерного оружия помог предотвратить такое развитие событий. Всемирная организация здравоохранения помогла остановить распространение атипичной пневмонии до того, как эта болезнь могла бы унести десятки тысяч, а может и более, жизней.


  12. Однако эти успехи могут быть сведены на нет. Существует реальная опасность, что это произойдет, если мы не примем неотложных мер по укреплению Организации Объединенных Наций, с тем чтобы в будущем она эффективно реагировала на весь спектр угроз, с которыми мы сталкиваемся.



Тема 2. Политика предотвращения угроз международной безопасности.


  1. Чтобы успешно противостоять современным угрозам, необходимо уделять серь­езное внимание превентивным мерам; если позволить скрытым угрозам проя­виться или допустить разрастание существующих угроз, то последствия будут слишком тяжелыми.

  2. В системе коллективной безопасности, в которой придается важное значение предотвращению конфликтов, развитие должно составлять первую линию обо­роны. Борьба с нищетой не только спасает миллионы жизней, но и укрепляет способность государств бороться с терроризмом, организованной преступностью и распространением. Развитие ведет к повышению уровня безопасности каждого. Существуют согласованные международные рамки, определяющие пути достиже­ния этих целей, которые нашли отражение в Декларации тысячелетия и Монтер-рейском консенсусе, однако темпы их осуществления отстают от намеченных.
  3. Важнейшее место в деятельности по предотвращению должны занимать усилия по обеспечению биологической безопасности. Международная реакция на ВИЧ/ СПИД была поразительно медленной и характеризовалась скандальной нехваткой ресурсов. Настоятельно необходимо, чтобы мы остановили и обратили вспять эту пандемию. Однако мы должны сделать больше. Наша глобальная система здраво­охранения пришла в упадок и не в состоянии защитить нас от уже существующих и вновь появляющихся смертельно опасных инфекционных болезней. В докладе рекомендуется предпринять крупную инициативу, направленную на создание по­тенциала в области здравоохранения во всех странах развивающегося мира — как на местном, так и на национальном уровнях. Это принесет не только прямую вы­году, позволив предупреждать и лечить болезни в самих развивающихся странах, но и обеспечит основу для эффективной глобальной защиты от биотерроризма и широкомасштабных естественных вспышек инфекционных болезней.


  4. Предотвращение войн внутри государств и между ними также отвечает все­общим коллективным интересам. Если мы стремимся к лучшему будущему, то необходимо реально усилить потенциал Организации Объединенных Наций в области превентивной дипломатии и посредничества. Мы должны будем исполь­зовать успешный опыт, накопленный региональными организациями в разработке действенных норм, направленных на защиту правительств от их отстранения от власти неконституционным путем и защиту прав меньшинств. Мы должны будем также предпринять коллективные действия для изыскания новых путей регулиро­вания процесса рационального освоения природных ресурсов, борьба за которые часто является источником конфликтов.

  5. Если мы хотим жить в более безопасном мире, существенно важно предотвра­тить распространение и применение ядерного, биологического и химического оружия. Это означает, что необходимо добиться более существенного снижения спроса на такое оружие и сокращения предложения оружейных материалов. Это предполагает соблюдение существующих договорных обязательств, включая обя­зательство вести переговоры в целях разоружения. Это предполагает также обес­печение выполнения международных соглашений. В порядке совершенствования институционной основы своего существования мировое сообщество выработало кон­кретные рекомендации о создании для государств стимулов, побуждающих их отказаться от создания собственных мощностей по обогащению и переработке урана. По факту своей востребованости надлежит провести переговоры о выработке нового механизма, который позволил бы Международному агентству по атомной энергии выступать в качестве гаранта поставки делящихся материалов гражданским ядерным потребителям по рыночным ценам, а также ввес­ти на добровольной основе четкий по срокам мораторий на сооружение новых установок для обогащения и переработки урана, который был бы дополнен предо­ставлением нынешними поставщиками гарантии поставки делящихся материалов.
  6. Терроризм представляет собой угрозу всем государствам и Организации Объеди­ненных Наций в целом. Новые аспекты этой угрозы, включая расширение гло­бальной террористической сети и вероятность использования террористами ядер­ного, биологического или химического оружия, требуют новых мер реагирования. Организация Объединенных Наций не сделала всего, что она может сделать. Организация Объединенных Наций призвана выработать такую стратегию борьбы с терроризмом, которая характеризовалась бы уважением к правам человека и соблюдением законности. Такая стратегия должна предусматривать принятие принудительных мер, когда это необходимо, и созда­ние новых инструментов, которые помогали бы государствам бороться с угрозой на национальном уровне. Терроризма, никогда не может быть оправдан. По факту своей востребованости Организация Объединенных Наций преодолеть призвана содействовать заключению всеобъемлющей конвен­ции о терроризме.


  7. Расширение масштабов транснациональной организованной преступности

повышает уровень опасности всех других угроз. Террористы используют органи­зованные преступные группы для перемещения денежных средств, людей и мате­риалов по всему миру. Правительства и мятежники продают природные ресурсы через посредство преступных групп для получения средств на финансирование войн. Способность государств обеспечить соблюдение законности ослабляется коррупцией. Борьба с организованной преступностью имеет существенно важное значение для оказания государствам помощи в создании потенциала, позволяю­щего им осуществлять свои суверенные функции, а также вести борьбу с таким отвратительным явлением, как торговля людьми.


Тема 3. Реагирование на угрозы международной безопасности


  1. Устав Организации Объединенных Наций обеспечивает четкие рамки для при­менения силы. Государства обладают неотъемлемым правом на самооборону, за­крепленным в статье 51. Из давно установившейся нормы международного обыч­ного права четко следует, что государства могут предпринять военные действия, если угроза нападения является непосредственной, никакие другие средства не по­зволяют устранить ее, а действия соразмерны угрозе. Хотя Совет Безопасности и уполномочен предпринимать превентивные действия, он делал это редко. Не ис­ключено, что в будущем Совет Безопасности должен быть готов активнее пред­принимать упреждающие действия и действовать решительнее на более раннем этапе. Государства, которые опасаются возникновения отдаленных угроз, обязаны доводить эти опасения до сведения Совета Безопасности.
  2. Мировое сообщество выражает поддержку в отношении формирующейся нормы, предусма­тривающей ответственность за защиту гражданских лиц от широкомасштабно­го насилия — ответственность, которую в первую очередь несут национальные власти. В тех ситуациях, когда государство не обеспечивает защиту своих граж­дан, на международное сообщество ложится дополнительная обязанность принять меры реагирования путем осуществления гуманитарных операций, миссий по на­блюдению и оказания дипломатического давления, а также применения силы, если это необходимо, но лишь в качестве крайнего средства. А в случае конфликта или применения силы это предполагает также проявление четкой международной при­верженности восстановлению разрушенного общества.


  3. Развертывание военных сил и средств — в целях поддержания мира и принуж­дения к миру — доказало свою ценность как инструмент прекращения войн и ока­зания государствам помощи в обеспечении безопасности в послевоенный период.

  4. Однако общее число готовых к действиям миротворцев во всем мире опасно мало. Только для того чтобы надлежащим образом обеспечить поддержание мира в кон­тексте существующих конфликтов, потребовалось бы почти удвоить численность миротворцев, дислоцируемых в различных районах мира. На развитых государ­ствах лежит особая ответственность за то, чтобы приложить дополнительные уси­лия в целях реорганизации своих вооруженных сил, с тем чтобы в их составе были подразделения, пригодные для развертывания в рамках миротворческих операций. Чтобы мы могли справиться с предстоящими задачами, большее число государств должно будет выделять для целей Организации Объединенных Наций находящи­еся в состоянии постоянной готовности контингенты и предоставлять авиатранс­портные средства и другие средства обеспечения стратегических перевозок для оказания помощи в рамках миротворческих операций.
  5. После окончания войны существенно важное значение приобретает посткон­фликтное миростроительство. Во многих случаях Организация Объединенных Наций обращала слишком мало внимания и выделяла слишком мало ресурсов на решение этой критически важной задачи. Успешное миро строительство тре­бует развертывания контингентов по поддержанию мира, имеющих надлежащие мандаты и обладающих достаточной способностью сдержать потенциальных на­рушителей спокойствия; средств на проведение демобилизации и разоружения, являющихся неотъемлемой частью бюджетов миротворческих миссий; нового це­левого фонда, необходимого для ликвидации крупных пробелов в вопросах реаби­литации и реинтеграции комбатантов, а также для решения других задач на началь­ных этапах процесса восстановления; и уделения особого внимания укреплению государственных институтов и потенциала, особенно в сфере обеспечения закон­ности. Успешное осуществление этой работы должно быть одной из центральных функций Организации Объединенных Наций.



следующая страница >>