litceysel.ru
добавить свой файл
1
Учитель – это призвание и призыв к непрерывному творческому саморазвитию.



Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием.

А. Дистервег.


Социальным заказом современного общества востребована личность конкурентоспособная, ориентированная на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование.

Мотив к совершенству есть у каждого педагога. Сегодня каждый учитель должен быть готов к творческой деятельности, так как это прежде всего залог его успешности, а значит и востребованности на рынке образовательных услуг. Целью современных систем образования является непрерывное общее и профессиональное развитие учителя. Ведь только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика, и только конкурентоспособный учитель способен взрастить конкурентоспособную личность.

Организация учебно-воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе п. Опытный Цивильского района опирается на философские идеи творческого саморазвития. Форм активизации учительского творчества сейчас достаточно. Частично учитель свободен в выборе технологий, учебных пособий, у него есть широкие возможности заниматься проектной, исследовательской, инновационной деятельностью. Но все формы доступны только тем, кто способен к нескончаемому самообразованию. Восточная мудрость гласит: посмотреть внутрь себя и увидеть там секрет. Секрет успеха учителя – готовность к ревизии своего опыта.

В литературе появились совсем недавно разработанные уровни профессионального роста учителя (И. Щербо), уровни его саморазвития:

Нулевой уровень – слабая методическая подготовка

1-й уровень - стабильные результаты при использовании традиционных программ и учебников

2-й уровень – применение новых технологий обучения.

3-й уровень – разработка новых форм учебных занятий

4-й уровень – разработка новых методик при частичном изменении содержания

5-й уровень – изменение содержания курса без изменения идеологии предмета

6-й уровень – создание авторского курса с изменением целевой и содержательной части

7-й уровень – создание авторского курса не имеющего аналога, но востребованного социальным заказом и образовательным учреждением.

Как не задуматься о необходимости своего профессионального роста?

В настоящее время все большее внимание уделяется вопросам личностно-профессионального саморазвития педагога.

Творчески саморазвивающийся учитель – это личность, у которой на высоком уровне находится стремление к самоактуализации, способность к саморазвитию, самообразованию, самореализации и т.д..

В процессе своей работы над саморазвитием профессионально значимых личностных качеств педагога мы опирались на принципы творческого саморазвития личности, предложенные В.И.Андреевым: принципы саморазвития личности, научного познания, информативности, самоуправления, оптимизации, социализации, индивидуализации. Чаще всего они используются в совокупности, выступая в качестве регуляторов процесса саморазвития личности педагога.

Одним из важнейших условий творческого саморазвития педагога является формирование у него потребности к самообразованию. Ведь самообразование учителя – это залог его мастерства, профессиональной компетентности. Не секрет, что новая школа сегодня – это по-новому работающий учитель. Особенно актуальным и значимым в нынешнее время становится воспитание личности, ориентированной на самообразование, стремящейся к творческой самореализации в любых видах деятельности. Самообразование педагога будет продуктивным, если реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию, если педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству, если при этом осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.


В средней школе поселка Опытный вот уже несколько лет ведется целенаправленная работа по созданию пространства творческого самовыражения, саморазвития, самомовершенствования личности педагога и личности ученика. Именно в этом мы видим миссию школы, которая определила модели образования и воспитания: открытие профильных и предпрофильных классов, разработка элективных курсов, организация и проведение коллективных творческих дел, кружки, секции, объединения и т.д..

ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ

СОШ П. ОПЫТНЫЙ




.



ПРОФИЛЬНОЕ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ

(социально-гуманитарный

физико-математический

биолого-химический

универсальный)


ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА


ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ:

Школьная

научно-практическая конференция

День творческих проектов


РАБОТА ПО ПРЕДМЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ




ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ


ЛИСТ КАРЬЕРЫ УЧИТЕЛЯ


БАНК ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОПЫТА


ИННОВАЦИОННЫЙ БАНК ШКОЛЫ


ОФОРМЛЕНИЕ СТЕНДА «ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ»


АТТЕСТАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ


ШКОЛЬНЫЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНО-

ГО МАСТЕРСТВА


РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ


МЕТОДИЧЕСКИЕ ДНИ

(ОТКРЫТЫЕ УРОКИ)


ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЕДСОВЕТЫ


ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ


ШКОЛА КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ





Согласно технологии саморазвивающего обучения Г.К.Селевко деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательных потребностей, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:


  • В самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора)

  • В самовыражении (общение, творчество, самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил)

  • В защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность)

  • В самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка к адаптации в социуме, социальные пробы).

Таким образом, целью и средством в педагогическом процессе становится доминанта самосовершенствования личности.

ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА

СОШ П. ОПЫТНЫЙ











ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

(социально-гуманитарный

физико-математический

биолого-химический

универсальный профили)


ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА


ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ:

Научно-практическая конференция

День творческих проектов



ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ


ШКОЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ

«Я и моя школа»

«Ученик года»


ПРЕДМЕТНЫЕ ДНИ



ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КУРС «САМОСОВЕРШЕН-

СТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ»

(1 – 11 классы)


КРУЖКИ И СЕКЦИИ


ДЕТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ


ТРАДИЦИОННЫЕ ШКОЛЬНЫЕ КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКИЕ ДЕЛА:

Школа-дом знаний

Неделя семьи


Школьный фестиваль искусств

Турслет

День самоуправления

День ученика

За честь школы



ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМ. МИХАЙЛОВА


ДЕТСКАЯ ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА


ДОМ ТВОРЧЕСТВА


ЦИВИЛЬСКИЙ СЕЛЬСКИЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ


МОДЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
П, ОПЫТНЫЙ



Работа по творческому саморазвитию призвана изменить статус педагога, повысить его самостоятельность и требует новых моделей повышения квалификации, применения разнообразных форм работы.

Целенаправленная и системная работа по совершенствованию учителя успешно реализуется в рамках школьного проекта «Творческое саморазвитие личности педагога». Основная цель проекта - повышение профессиональной компетентности учителей, создание образовательного пространства, способствующего самоопределению и самореализации учителей и учащихся.

Для претворения в жизнь основной цели проектом предусмотрены следующие задачи:

  1. Активизация работы учителей по творческому саморазвитию

  2. Совершенствование педагогического мастерства и педагогической культуры учителей

  3. Обобщение передового педагогического опыта.

Механизм реализации проекта:

    • ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ


    • ЛИСТ КАРЬЕРЫ УЧИТЕЛЯ

    • БАНК ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОПЫТА

    • ИННОВАЦИОННЫЙ БАНК ШКОЛЫ

    • ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ

    • РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

    • ОФОРМЛЕНИЕ В МЕТОДИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ ШКОЛЫ СТЕНДА

«ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ»

Основной принцип работы школьного проекта – это системность. Организация деятельности педагогического коллектива осуществляется в рамках разработанной программы по 6 основным направлениям с использованием различных форм и механизмов деятельности.

Пристальное внимание в школе уделяется мониторингу методического и личностного роста каждого учителя. С этой целью специально разработан Лист карьеры учителя, в котором находит отражение и программа творческого саморазвития, рассчитанная на несколько лет, личные результаты и результаты детей, инновационная деятельность учителя, участие в методической и исследовательской работе школы, района, республики.

Ведется работа по формированию Инновационного банка школы. Учителями заполняются карты характеристики инноваций и нововведений в содержании образования или в образовательных технологиях. На сегодняшний день он насчитывает более 10 школьных инноваций. Среди них участие в Федеральном проекте «Реформа системы образования», использование проектно-исследовательских технологий, курс «Самосовершенствование личности» по программе Г.В. Селевко, профильное обучение и предпрофильная подготовка уч-ся, использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и некоторые другие.

Необходимо существенно повышать философскую и методологическую культуру учителя. В школе решению этой задачи подчинена вся методическая работа и ее разнообразные формы. На заседаниях педагогических советов рассматриваются вопросы «Я – концепции» творческого саморазвития учителя. Активизирует работу учителей по творческому саморазвитию участие в заседаниях педагогического совета по проблемам «Организация обучения: традиции и инновации», «Профессиональная компетентность учителя», «Социально-воспитательные технологии», «Архитектура и дизайн школы» и т.п.


В центре обсуждения на психолого - педагогических семинарах и педагогических чтениях с 2003 г. были такие вопросы: «Учитель – интеллектуальная личность и человек культуры», «Учитель – воспитатель», «Учитель – исследователь», «Имидж современного педагога».

Существенным фактором творческого саморазвития личности педагога является осведомленность о новых педагогических технологиях. С этой целью все члены педагогического коллектива школы распределены в творческие объединения «Технология саморазвития личности», «Технология разработки элективных курсов», «Коллективные способы обучения», «Информационно-коммуникационные технологии». «Технология модульного обучения». Работа в этом направлении, безусловно, стимулирует учителей к применению инновационных педагогических технологий, их внедрению и активному использованию в практике.

Совершенствованию педагогического мастерства, обмену профессиональным опытом способствует организация и проведение Школьных методических дней, которые можно считать не менее эффективной формой внутришкольного повышения квалификации учителей. Тематика открытых уроков обширна: «Инновационная деятельность учителя», «Профильное обучение и предпрофильная подготовка учащихся школы» и т.д. Изучение чужого опыта и сопоставление его со своим – движущая сила профессионального развития педагога.

В работе каждого учителя есть определенные творческие находки, педагогические идеи, от которых зависит успех воспитания и образования. Это опыт, содержащий оригинальность, элемент новизны; опыт, основанный на успешном применении установленных наукой методов и приемов. Свою педагогическую копилку все учителя школы имеют возможность представить в Портфолио личных достижений, над пополнением которого работа не прекращается.

Без индивидуальной мысли, без рефлексивного взгляда на собственный труд, без повышения культуры труда немыслима никакая работа педагога. День творческих проектов, ставший уже традиционным, является этапом школьной научно-практической конференции и проводится у нас ежегодно. Его цель – развитие творческого потенциала, личностного роста и саморазвитие ученика. При этом педагог выступает как организатор формы и условий творческой деятельности, осуществляемой в творческих центрах. Учителями успешно осваиваются проектные технологии, ведется работа по формированию творческого мышления учащихся, создаются условия для саморазвития, самореализации учащихся. А учащиеся в свою очередь вооружаются методами и приемами творческой работы, формируют творческие черты личности, учатся коллективному творчеству, сотрудничеству и т.д.


Выбор тематики творческого проекта заставляет учителя развивать и углублять свои знания не только в области педагогики и психологии. Названия творческих центров говорят о неиссякаемом творческом потенциале наших учителей: «Русская спортивная сказка», «Мода третьего тысячелетия», «Школьная фабрика звезд», «Рождественское путешествие», «Творческая мастерская», «Окно в Китай», «Город волшебных цифр», «Цветы приносят радость», «Математическая шкатулка», «Военная техника будущего», «Модель школьной газеты». Этот день все ждут с нетерпением.

Механизмом развития и саморазвития, в свою очередь, выступают самопознание и самоанализ деятельности. Понимание своих потенциальных возможностей, анализ собственной педагогической деятельности, практика становится источником профессионального роста учителя, своеобразной педагогической рефлексией. Возможностям увидеть собственные успехи и профессионально грамотно раскрыть пути их достижения, оценить затруднения в своей деятельности и работать над их устранением, проявить свой индивидуальный стиль способствует такая форма методической работы, как школьный Банк положительного опыта, который насчитывает несколько десятков методических разработок, составленных и успешно апробированных педагогами.

Удовлетворить свои профессиональные потребности стремится любой учитель. С целью повышения уровня теоретических знаний и умений в области педагогики, совершенствования педагогической культуры учителя, в методическом кабинете школы оформляется стенд по проблеме «Творческое саморазвитие и самореализация личности педагога». Сменные стенды «Имидж современного педагога», «Ключевые компетенции», «Законы творческого саморазвития личности», «Традиционное и инновационное обучение» и др. позволяют соотнести с содержанием материалов свою практику, строить на их основе практическую работу.

Ориентированный на творческое саморазвитие учитель стремится к творческой самореализации. И условия для этого создаются. Стимулируют творческую деятельность, повышают профессиональный уровень педагогического коллектива в нашей школе конкурсы педагогического мастерства: «Лучший классный руководитель года», «Лучший педагог дополнительного образования», конкурс на лучшую электронную презентацию педагогического опыта, лучшую презентацию классного коллектива и некоторые другие. Итогом упорной борьбы является поощрение не только победителей, но и активных участников конкурса, номинантов.


Среди факторов, наиболее благоприятствующих творческому саморазвитию педагогов в коллективе отмечаются (исследование 2004 г.) демократизм и творческий стиль в управлении школой, уровень методической работы в школе, концепция развития школы, интерес к новым технологиям в обучении и воспитании, стремление к самосовершенствованию, к профессиональному росту, способность к самоанализу (более 7 из возможных 10 баллов). В то же время являются, по мнению педагогов школы, барьерами в их творческом саморазвитии: уровень заработной платы (-7.5 б), условия для полноценного досуга (-2.4 б), низко оценивают педагоги бытовые условия (2 б), жилищные условия (1.2 б). Несмотря на неизбежное влияние последних факторов, благодаря постоянному вниманию к проблемам творческого саморазвития педагогов, в школе сложился коллектив, отличающийся высоким уровнем общей культуры и обладающий хорошим творческим потенциалом. Это подтверждается результатами участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах разного уровня.

Победители и призеры Межрегиональной олимпиады по чувашскому слову, IХ

и Х Республиканских интеллектуальных игр младших школьников, призеры Республиканской предметной олимпиады по физике, Республиканской научно-практической конференции-фестиваля творчества обучающихся «Eхcelsior», Лауреаты Всероссийского фестиваля юных читателей «Сочи-МОСТ-2004(2002,2003)» не могут не радовать, дают импульс к дальнейшей успешной работе.

Принцип творческого саморазвития личности становится сегодня одним из приоритетных и системообразующих, открывает новые педагогические стратегии. В наше время деятельность учителя-профессионала – это непрерывный процесс самообразования и саморазвития.

У современного учителя, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры, сформирована способность строить свою педагогическую лабораторию, вырабатывать и постоянно обогащать свою собственную творческую программу, согретую как ярким умом, так и теплотой любви и уважения к ученику. Таким образом, современную школу создает учитель творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых приемов и методов, техник, но и реализация потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в саморазвитии и самореализации. Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.


Пырёнкова Светлана Владимировна,

Заместитель директора СОШ п.Опытный

Цивильского района.