litceysel.ru 1 2 3

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК



ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ


На правах рукописи


АФАНАСЬЕВ Валерий Владимирович


ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ ОСВАЛЬДА ШПЕНГЛЕРА


Специальность 23.00.01 – “Теория политики,

история и методология политической науки”


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора политических наук


Москва 2007


Работа выполнена в секторе социально-политической философии Института философии РАН.


Официальные оппоненты:

доктор политических наук Залысин И.Ю.

доктор исторических наук Туполев Б.М.

доктор философских наук Иголкин М.В.


Ведущая организация:

кафедра философии, политологии и культуры

Дипломатической академии МИД.


Защита состоится ______________ в 15 часов на заседании диссертационного совета Д.002.015.05. при Институте философии РАН по адресу: 119991 г. Москва, ул. Волхонка д.14.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института философии РАН.


Автореферат разослан _____________


Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор политических наук Самарская Е.А.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Интерес к наследию Освальда Шпенглера в нашей стране постоянно возрастает, о чем свидетельствуют не только новые публикации его работ, но и современные аналитические исследования его творчества. Причина такого интереса состоит в том, что его политические идеи в России остаются малоизвестными. В то же время следует отметить, что Шпенглер обращался к анализу проблем демократии, которые представляют особый интерес для современной России. Некоторые зарубежные и отечественные авторы проводят параллели между Веймарской Германией, временем когда жил и работал Шпенглер, и современной Россией.

В своих работах Освальд Шпенглер уделяет большое внимание анализу либерализма, который стал в результате политических реформ девяностых годов государственной идеологией в России. Сегодня, когда в России происходит формирование нового партийно-политического спектра, большой интерес представляют трактовки понятий либерального и консервативного, содержащиеся в работах Шпенглера. Важное значение для современной политической мысли имеют и консервативные идеи Освальда Шпенглера, которого следует считать одним из видных представителей консервативной идеологии XX века1.

В работах Шпенглера содержатся прогнозы мирового политического развития, которые выдержали проверку временем и в целом подтвердились последующим ходом истории. Кроме этого, Шпенглеру принадлежит важная заслуга в разработке методологического аппарата современной политической науки. Значительный вклад немецкий философ внес в исследование таких важных политических проблем, как проблема устройства государства, проблема наций и национальных отношений, проблема войны и мира, проблемы экономической политики. В работах Шпенглера мы находим интересные подходы к анализу политических партий, к исследованию политической роли современных средств массой информации, к решению проблемы соотношения политики и экономики. Особый интерес представляет анализ Шпенглером мировой политики и международных отношений.

Творчество Освальда Шпенглера приходится на начало XX века – время до и после Первой мировой войны, время мирового кризиса, ломки традиционных международных отношений, в результате которой Европа потеряла свое стратегическое положение в мировой политике. Именно в этот период начинается кризис национальных государств и переход к глобальной политике. Обладая обширной исторической эрудицией, Шпенглер смог взглянуть на современные ему события мировой политики с отдаленной перспективы. Используя аналогии с эпохой Римской империи, он сумел правильно выявить основные тенденции изменения системы международных отношений, поэтому его можно рассматривать как одного из основоположников новой науки о международных отношениях, которая возникает в это время и связана со становлением глобального мира. Особую роль идеи Освальда Шпенглера имели для формирования и развития школы реализма в международных отношениях, классиком которой он, безусловно, является. Борьба за выживание «мировых держав» должна, по его мнению, стать основным содержанием мировой политики. Отмеченные в работах Шпенглера современные тенденции развития международных отношений почти полностью воплотились в реальность.


Если перечислять проблемы, которыми занимается такая современная наука, как глобалистика, то можно заметить, что многие из них также были затронуты Освальдом Шпенглером. Это проблема войны и мира, предотвращения опасности мировой войны и гонки вооружений, это проблемы демографического кризиса и ухудшения здоровья людей, это проблемы безработицы и развития мировой экономики. Разработанная им концепция «высоких культур» позволила Шпенглеру подходить к анализу современных политических процессов с большой исторической перспективы.

Об актуальности наследия Шпенглера для современной мировой политики свидетельствуют слова известного американского политолога Збигнева Бжезинского, который полагает, что «теория Шпенглера… имеет непосредственное отношение к внешней политике президента Буша»2.

Историческая концепция Освальда Шпенглера выглядела в начале XX века достаточно оригинальной, хотя аналогичные идеи высказывались и ранее. На основе своей философии истории и используя аналогии с уже исчезнувшими культурами, Шпенглер пытается заглянуть в будущее. При этом основной идеей у него остается идея культурной деградации, которой не может избежать ни одна их «высоких культур». Еще больший интерес, однако, для нас представляет анализ Шпенглером политической деградации «высоких культур» представленный во втором томе «Заката Европы». Здесь мы встречаем периоды распада, которые во многом напоминают периоды разложения государственной формы у Платона.

В первом томе «Заката Европы» (1918) Шпенглер пишет о проблемах искусства и науки, во втором томе (1922) обращается к вопросам религии, политики и экономики. Здесь он развивает свои политические идеи, выстраивает их в систему. Проблемам политики посвящена отдельная глава. В промежутке между первым и вторым томом «Заката Европы» Шпенглер публикует работу «Пруссачество и социализм» (1920), где рассматривает актуальные политические проблемы, высказывает свое отношение к революции 1918 года в Германии. В этой работе Шпенглер выступает зрелым политическим мыслителем, который не только показывает свою эрудицию в вопросах европейской истории, но и формулирует свой взгляд на новейшую политическую историю Германии. Здесь Шпенглер излагает основные идеи консервативных революционеров, высказывает целый ряд оригинальных трактовок политических проблем, выступает с критикой марксизма. Интерес Шпенглера к анализу политики не исчезает до конца его жизни. Об этом свидетельствует изданная им незадолго до смерти книга «Годы решения» (1933), посвященная анализу современных ему политических событий.


Эти работы оказали большое влияние на политическую науку в Германии перед началом второй мировой войны. Однако влияние политических идей Шпенглера не ограничилось Германией и приобрело международное звучание, о чем свидетельствуют исследования ученых из многих стран. В последнее время предметом многочисленных международных дискуссий стала концепция «столкновения цивилизаций» американского политолога С. Хантингтона, который не скрывает, что во многом опирался на политические идеи Шпенглера. Эти дискуссии возобновили интерес к политической философии Шпенглера.

Степень разработанности проблемы. Анализу политических идей Освальда Шпенглера в советский период не уделялось должного внимания, а исследования носили, как правило, критический характер. Причиной этому было утвердившееся в научной литературе мнение, что идеи Шпенглера связаны с фашизмом. Некоторые авторы прямо считали его одним из теоретиков фашизма. Здесь определенную роль сыграло незнание конкретных фактов из биографии Шпенглера, которые ясно показывают не только отказ самого Шпенглера сотрудничать с фашистским режимом, но и достаточно резкую критику его нацистами. Исследователи, отождествляющие Шпенглера с фашизмом, правы лишь в том, что некоторые идеи Шпенглера вошли в арсенал идеологов фашизма, правда, в искаженном и упрощенном виде.

Первые публикации о Шпенглере в России были реакцией на выход в свет «Заката Европы». Основное внимание в этот период уделялось историко-философской концепции Шпенглера, которая поражала многих исследователей своей необычностью. Среди российской интеллигенции его концепция пользовалась особой популярностью, поскольку в ней не только содержался тезис о закате Запада, но и шла речь о будущей российской цивилизации. Свой интерес к Шпенглеру сохранили на протяжении всей жизни такие видные представители российской интеллигенции, как Николай Бердяев и Питирим Сорокин. Начиная с 60-х годов, идеи Шпенглера переживают определенный ренессанс, вызванный ставшими популярными работами английского историка Арнольда Тойнби, открыто считавшего себя его последователем. С этого времени интерес к исследованию творчества Шпенглера постоянно нарастает, о чем свидетельствует рост количества публикаций, связанных с его творчеством в различных странах мира.


Сведения о Шпенглере в научной литературе советского периода были ограниченны, а его наследие часто оценивалось как реакционная философия, несовместимая с марксизмом. Здесь следует отметить работы таких исследователей, как С. С. Аверинцев, Э. О. Маркарян, Ю. Н. Давыдов, Ю. К. Мельвиль, А. С. Богомолов. В этих работах речь идет главным образом о философии истории Шпенглера, его концепции «высоких культур». Многие исследователи отмечают не только оригинальность шпенглеровского подхода к истории, но и интересный культурологический анализ античной и европейской культуры.

В 80-е годы наследие Шпенглера исследуется более интенсивно. Так, Г. М. Тавризян подробно анализирует взгляды Шпенглера на проблему техники. К. А. Свасьян в своих работах делает акцент на социально-политических взглядах Шпенглера. Ему принадлежит одна из первых работ, посвященных анализу политического мировоззрения Шпенглера. Здесь К. А. Свасьян отмечает недостаточность исследования политической доктрины Шпенглера в отечественной научной литературе, несмотря на то, что она, по его мнению, имеет первостепенную значимость среди профессиональных предпочтений Шпенглера.

Известный советский социолог Ю. Н. Давыдов опубликовал несколько критических работ о Шпенглере. Ему же принадлежит объемная работа «Шпенглер и война» – одна из первых публикаций, посвященных анализу политических взглядов Шпенглера. Работы Ю. Н. Давыдова отличает критика и неприятие основных идей Шпенглера, полное отождествление его с национал-социализмом.

Анализ философии Шпенглера велся в нашей стране главным образом на основе первого тома «Заката Европы», в то время как его основные политические идеи содержатся во втором томе и поздних работах, которые не были переведены на русский язык и поэтому часто оставались без внимания. В этом смысле издание перевода второго тома «Заката Европы» в 1998 году создало почву для более широкого обсуждения политических взглядов Шпенглера, кроме того, сегодня появилась возможность более беспристрастной оценки его вклада в историю политических идей.


В связи с многочисленными переизданиями в 90-х гг. «Заката Европы» наследие Шпенглера стало переосмысливаться. Кроме работы К. А. Свасьяна, это статьи А. П. Дубнова, Г. В. Драча и др. В отличие от советской литературы о Шпенглере анализ его идей теперь ведется более свободно от идеологических клише и все чаще речь идет не только о философии истории Шпенглера, но и о его философии политики. Так, например, Б. Л. Губман, анализируя историософскую концепцию Шпенглера, затрагивает и некоторые его политические идеи.

Особо следует отметить работы, анализирующие политическую философию Шпенглера в исторической науке. Хотя их немного и написаны они, как правило, в рамках исследований Веймарского периода в истории Германии, именно они внесли важный вклад в переоценку значения философии политики Шпенглера и способствовали смене критического отношения к ней на более беспристрастный научный поход. Историк А. И. Патрушев в своей статье «Миры и мифы Освальда Шпенглера (1880–1936)» отмечает недостаточность исследования политических взглядов Шпенглера, обращает внимание на необходимость поиска положительных идей в его творчестве. А. И. Патрушеву удалось написать очерк политических идей Шпенглера на фоне анализа исторической ситуации в Веймарской Германии. В работах историка Л. Ю. Люкса речь идет о связи Освальда Шпенглера с представителями консервативной революции в Веймарской Германии. Аналогичные исследования мы находим и у А. М. Руткевича.

Анализу консерватизма Освальда Шпенглера уделил большое внимание А. Н. Мочкин, который в своих публикациях не только указывает на связь Шпенглера с представителями немецкой «философии жизни», но и считает его важным представителем «неоконсерватизма». А. Н. Мочкин называет концепцию Шпенглера «политической мифологией». Как и многие другие исследователи, А. Н. Мочкин не ставит перед собой задачу проанализировать политическое мировоззрение Освальда Шпенглера и рассматривает его политические идеи лишь факультативно.


Большое внимание Освальду Шпенглеру уделяется как одному из основоположников культурно-цивилизационного подхода. В работах таких отечественных исследователей, как А. Н. Чумаков, К. С. Гаджиев, А. С. Панарин, С. Г. Киселев, И. А. Василенко и др., анализируются возможности использования предложенной Шпенглером и его последователями методологии исторического и политологического анализа для осмысления современных международных проблем.

Анализу политических идей Освальда Шпенглера в зарубежной литературе посвятили свои работы Антон Коктанек3, Эрнст Штуц4, Жилбер Мерлио5, Йоахим Петцольд6, Джон Фарренкопф7, Детлеф Фелкен8, Михаэль Тхондль9, Фрэнсис Лантинк10 и др. Детлеф Фелкен отмечает, что в западных странах интерес к Шпенглеру концентрировался главным образом вокруг его философии культуры, в то время как его политические идеи практически не рассматривались11. Интерес к работам Шпенглера на Западе в 90-е годы возрос благодаря книге Самуэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка» (1996)12.

Цель и задачи исследования. Систематического анализа политических взглядов Освальда Шпенглера в отечественной научной литературе еще не проводилось, хотя многие авторы говорили о необходимости подобного рода исследований. Кроме того, недостаточно уделялось внимания анализу консервативных идей Шпенглера, которые сегодня приобретают особую значимость. Исходя из этого, целью данного диссертационного исследования является новое прочтение политической философии Освальда Шпенглера с учетом результатов отечественных и зарубежных исследований, а также выяснение ее методологического значения для современной политической науки. Особое внимание при этом уделяется анализу консервативных идей Освальда Шпенглера. Достижение этой цели предполагает критический анализ взглядов немецкого философа на политику в целом и на отдельные актуальные политические проблемы.


В качестве важных задач диссертационного исследования следует выделить следующие:


  • проанализировать истоки политической концепции Освальда Шпенглера и определить его влияние на политическую жизнь в Германии;

  • выяснить основные положения предложенного им культурно-цивилизационного подхода, его концепции «высоких культур»;

  • показать сходство взглядов Шпенглера и Платона на эволюцию государства;

  • исследовать особенности политического консерватизма Освальда Шпенглера и его критику либерализма;

  • определить вклад Освальда Шпенглера в исследование мировой политики и международных отношений;

  • рассмотреть взгляды Освальда Шпенглера на Россию и будущее ее культуры;

  • проследить судьбу политических идей Освальда Шпенглера в работах его последователей.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой данного диссертационного исследования является сравнительный и системный анализ, позволяющий рассматривать политические идеи Освальда Шпенглера как единую мировоззренческую систему. Первостепенное значение имеют принципы историзма и объективности, единства логического и исторического.

Важную методологическую роль в представленной работе играет культурно-цивилизационный подход, который сегодня становится одной из ведущих парадигм в политической науке. Диссертация основана на результатах научных исследований в области философии, истории, политологии, теории международных отношений.

Научная новизна исследования. Научная новизна данного диссертационного исследования состоит в разноплановом анализе политических идей Освальда Шпенглера на основе результатов отечественных и зарубежных исследований с учетом применимости их для решения актуальных политических проблем современной России. Особое внимание при этом уделяется проблемам мировой политики и международных отношений, анализу места России в современном мире. Новым в исследовании политической концепции Освальда Шпенглера является также более свободный от идеологических клише подход к оценке его консервативных идей. Кроме того, новыми являются следующие содержащиеся в диссертации положения:


  • установлена связь политической концепции Освальда Шпенглера с теорией культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского и политическим консерватизмом К. Н. Леонтьева;

  • доказывается соответствие этапов политической эволюции «высоких культур» у Шпенглера периодам распада идеального государства у Платона;

  • определяется место и роль Освальда Шпенглера среди представителей «консервативной революции» в Веймарской Германии;

  • раскрываются понятия консервативного и либерального в политической концепции Освальда Шпенглера;

  • выясняются основные черты консервативного подхода Освальда Шпенглера к анализу политики;

  • исследуется вклад Освальда Шпенглера в анализ современной мировой политики, оцениваются его прогнозы относительно будущего развития западной и российской цивилизаций;

  • делается попытка дополнить культурно-цивилизационный подход Шпенглера геополитическим подходом;

  • через анализ взглядов его наиболее известных последователей – Арнольда Тойнби, П. А. Сорокина, Л. Н. Гумилева и Самуэля Хантингтона – показаны судьбы политических идей Освальда Шпенглера;

  • в работе делается вывод о том, что идеи Шпенглера повлияли не только на теоретиков консервативного лагеря, но и на некоторые современные либеральные теории (О. К. Флехтгейм).

Указанные выше аспекты в исследовании творчества Шпенглера являются новыми в отечественной и зарубежной литературе и представляют особый интерес для российской науки.

В научной литературе ранее не использовалось сравнение политических идей Шпенглера с концепцией идеального государства Платона. Несмотря на различную терминологию, основные их моменты во многом совпадают, что достаточно убедительно показано в данном диссертационном исследовании. Поэтому в качестве одного из предшественников Шпенглера следует рассматривать и Платона.

Многочисленные публикации, анализирующие наследие российских евразийцев и их современных последователей, показывают близость евразийства к политическим взглядам Освальда Шпенглера.


Научная и практическая значимость исследования. Анализ политической философии Освальда Шпенглера дает не только представление об идеологических и политических реалиях Германии начала XX века, но и позволяет использовать целый ряд идей при исследовании современных политических процессов. Внеся большой вклад в развитие политической науки, Шпенглер создал методологический инструментарий для анализа современной политики. Особое значение его идеи имели для становления новой науки о мировой политике и международных отношениях.

Определение Освальдом Шпенглером основных черт консервативной политики, как и критика либерализма не потеряли своего значения и в наши дни. Теоретические выводы диссертации могут быть использованы при подготовке лекций и спецкурсов по политологии, политической философии, истории политических учений.

Апробация работы. Различные аспекты диссертационного исследования использовались при чтении лекций, проведении семинарских занятий, выступлениях на научных конференциях, подготовке статей и монографий.

Тезисы, выносимые на защиту, прошли апробацию при чтении учебных курсов по философии политики, политологии, мировой политике, социологии международных отношений, а также в выступлениях на научных конгрессах и конференциях. На факультете социологии МГПУ был прочитан спецкурс по политической социологии Освальда Шпенглера. Основное содержание диссертации было опубликовано в научных журналах и трех монографиях.

Тезисы, выносимые на защиту:


  1. Освальд Шпенглер может рассматриваться как представитель не только немецкой, но и российской философской традиции. Влияние идей Н. Я. Данилевского на его философию истории отмечают многие исследователи. Консерватизм, аристократизм, антидемократизм и эстетизм сближает политические идеи Шпенглера с идеями К. Н. Леонтьева.
  2. В своей периодизации политической жизни «высоких культур» Шпенглер во многом повторяет идеи Платона. Единственным существенным отличием является то, что правление буржуазии Шпенглер связывает с демократией, а не с олигархией, как это делает Платон.


  3. Выступая одним из видных представителей консервативной революции, Шпенглер является теоретиком национально ориентированного политического движения в Германии, которое способствовало приходу к власти нацистов.

  4. Как и национал-социалисты, Шпенглер поддерживал империалистические планы Германии, хотя критиковал как расовую теорию фашизма, так и его популизм, что не позволяет полностью отождествлять его наследие с нацистской идеологией.

  5. Консерватизм Шпенглера непоследователен, поскольку он выступает лишь за независимость государства от экономики, а не говорит о подчинении государства церкви, что составляет существо консервативного подхода в политике.

  6. В анализе международных отношений Освальд Шпенглер был одним из видных теоретиков так называемого реализма, хотя и понимал, что роль национальных государств в современной мировой политике постоянно уменьшается.

  7. Непризнание Америки в качестве центра новой мировой империи не помешало Шпенглеру высказать много верных предсказаний относительно развития системы международных отношений в XX веке.

  8. Несмотря на предвидение будущего развития российской культуры, Освальд Шпенглер, как и многие европейские авторы, в целом критически относился к России, считая ее представительницей Азии и относя русских к «цветным» народам.

  9. Идеи Шпенглера были восприняты и развиты представителями различных наук: истории (А. Тойнби), социологии (П. А. Сорокин), этнологии (Л. Н. Гумилев), футурологии (О. К. Флехтгейм).

  10. Наиболее известным последователем политической философии Шпенглера стал Самуэль Хантингтон, что говорит об актуальности его наследия для современной политической науки.

Структура диссертации. Для достижения вышеуказанных целей приспособлена и структура диссертационного исследования, состоящая из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе исследуются истоки философии Шпенглера и его концепция «высоких культур». Во второй главе анализируются понятия либерального и консервативного в политической философии Шпенглера. В третьей главе речь идет о проблемах мировой политики и возможностях использовать предложенную Шпенглером методологию для решения актуальных международных проблем. В четвертой главе рассмотрены последователи политической философии Шпенглера, определяется их место в современных научных дискуссиях.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обосновывается актуальность избранной темы, рассматривается степень ее научной разработанности, формулируются цель и задачи исследования, раскрывается новизна работы.

В первой главе «Основные идеи политической философии Освальда Шпенглера» исследуются истоки политических идей, выясняются основные положения его философии истории, анализируются разработанные им этапы политической эволюции «высоких культур».

В первом параграфе «Предшественники и современники Освальда Шпенглера» речь идет о зарубежных и российских предшественниках Шпенглера.

В своих работах Шпенглер часто сравнивает Гёте и Ницше, называя их своими предшественниками. Если Гёте для него являлся представителем эпохи расцвета европейской культуры, то Ницше – представитель конца XIX века – времени начинающегося заката европейской культуры. По мнению Шпенглера, Ницше первый почувствовал «темп» истории, отказался от понятия «человечества», попытался понять чужие культуры. Шпенглер, однако, считал, что Ницше не смог освободиться от исторического схематизма. Шпенглер даже называет исторические конструкции Ницше «провинциальными».

Среди немецких историков XIX века в качестве предшественников Шпенглера можно выделить Карла Фольграффа и его ученика Эрнста фон Лазо13, которые задолго до Шпенглера не только описали исторические циклы, но и высказали много других его идей. Эрнст фон Лазо опубликовал в 1856 году книгу «Новая попытка философии истории, основанной на истинных фактах». В работах Шпенглера встречаются такие идеи Лазо, как биологические метафоры, сравнение античной и западной культуры, представления о закате и гибели культур. Лазо рассматривает человечество как большой организм, который проходит в своем развитии стадии детства, юности, зрелости и старости. Идеи Фольграффа и Лазо впоследствии были воспроизведены немецким историком Генрихом Рюккертом в его «Учебнике всемирной истории в органическом представлении» (1857), который получил известность и в России.


Шпенглер заимствовал многие идеи современных ему философов, однако основную роль в становлении его мировоззрения сыграла традиция философии жизни, берущая свое начало у Шопенгауэра, Гартмана и Ницше. Что касается философии истории Шпенглера, то особое значение для него имела баденская школа неокантианства, в рамках которой развивалась идея принципиальной «непознаваемости» истории, своеобразный исторический агностицизм.

Шпенглер, тем не менее, испытал влияние Гегеля. Он использовал метод триад, несколько напоминающий гегелевскую логику. Так, любое историческое явление имеет у него первоначальную, развитую и конечную форму. Например, правящее меньшинство «высокой культуры» имеет форму вначале сословия, затем партии и, наконец, свиты. Насколько ценил Шпенглер философию Гегеля, настолько же он испытывал отвращение к марксистской философии, которую называл «экономическим дарвинизмом». Критикуя марксизм, Шпенглер указывал на его «негосударственный характер», «критический» и «теологический» способ мышления. Он предлагает рассматривать марксизм в рамках английской традиции, которая, по его мнению, противостоит немецкой.

Кроме немецких авторов на мировоззрение Шпенглера оказали влияние и российские ученые. В научной литературе в этой связи часто обращают внимание на Николая Яковлевича Данилевского. Использовал ли Шпенглер теорию Данилевского о культурно-исторических типах, до конца не ясно, но даже если не было непосредственного знакомства, то было опосредованное влияние через работы Генриха Рюккерта. О близости идей Н. Я. Данилевского и Шпенглера помимо А. Лютера, М. Швартца, Р. Мак-Мастера писали Н. А. Бердяев, П. О. Лосский, П. А. Сорокин, Н. В. Тимашев, X. Хьюдж, Г. Мюллер, Ф. Лантинк и др. Н. Я. Данилевский в своей книге «Россия и Европа» (1869) предвосхищает многие идеи Шпенглера.

Другим известным российским предшественником Шпенглера является Константин Николаевич Леонтьев. Он, как и Данилевский, написал свои работы несколькими десятилетиями раньше Шпенглера. Будучи учеником Данилевского, Леонтьев попытался внести определенные коррективы в учение своего учителя, прежде всего освободив его теорию от либеральных иллюзий. Антилиберальный пафос приблизил идеи Леонтьева к мировоззрению Шпенглера. Философию Леонтьева и Шпенглера сближает эстетический аристократизм, анализ культурно-исторических форм, морфология растительных и животных форм с формами общественными, консерватизм и критика демократии. Положив в основу взгляда на историю сравнительную морфологию, то есть науку о формах, Шпенглер, как и Леонтьев, считает богатство форм признаком общественного развития.


Макс Вебер бесспорно принадлежит к наиболее заметным представителям политической науки Германии того времени. Обладая большим научным авторитетом, он несколько свысока относился к идеям Освальда Шпенглера. Имели место их публичные дискуссии и частные беседы. Однако, они обнаружили мало общих идей, поэтому их контакты остались незначительными. На одной из встреч на семинаре в Мюнхене в 1920 году Веберу удалось подвергнуть критике основные положения шпенглеровской концепции. Хотя он в целом высоко оценил инновационные идеи Шпенглера, однако называл его «поэтом».

В своем выступлении «Политика как профессия» Макс Вебер заочно спорит со Шпенглером, не называя его имени. Он скептически оценивает попытки некоторых авторов играть роль пророков. Нет ссылок на работы Вебера и у Шпенглера. Общим моментом обоих авторов является установка на то, что отдельная личность практически не может повлиять на ход истории, понять и изменить судьбу народа. Это своего рода исторический агностицизм, который делает абсурдной всякую попытку найти в истории какой-то смысл. Важным отличием Шпенглера от Вебера было отношение к бюрократическому государству. Если Шпенглер выступал идеологом бюрократической модели государства, то Вебер обратил внимание на недостатки бюрократии и всячески их разоблачал. По мнению Вебера, бюрократизированное общество теряет чувство ответственности, поэтому каждый гражданин должен сохранить это чувство. Если Вебер говорит о бюрократическом обществе абстрактно, то Шпенглер всегда имеет в виду немецкое общество и задачи, необходимые для исторического существования, он формулирует также исключительно для немецкого общества. В целом политические воззрения Макса Вебера и Освальда Шпенглера во многом совпадают14.

На политические взгляды Освальда Шпенглера повлияли идеи так называемой «консервативной революции» в Германии. Консервативная революция – заметное идеологическое течение в Германии в период между двумя мировыми войнами. Здесь мы встречаем, кроме Шпенглера, такие имена, как Артур Мёллер ван ден Брук, Эрнст Юнгер, Карл Шмитт и другие. Отвергая порядки Веймарской республики, консервативные революционеры предлагали вернуться не к Вильгельмовской эпохе, а к более ранним этапам истории Германии, которые они во многом идеализировали. Многие консервативные революционеры надеялись на появление нового харизматического вождя, который бы стал гарантом выполнения законов.


Карл Шмитт занимался не только юридическими вопросами, но также внес большой вклад в развитие политической философии в Германии. Так, ему принадлежит известная работа «Понятие политического» (1928), где он определяет сущность политических отношений через дихотомию «друг – враг». Хотя Шпенглер не использовал такое понимание политики в своих работах, однако антидемократическая идея Карла Шмитта о необходимости тоталитарного государства близка мировоззрению Шпенглера. Значительный вклад внес Карл Шмитт и в развитие популярного тогда в Германии геополитического подхода. Его трактовка противостояния суши и моря почти целиком вписывается в схему противостояния интересов Англии и Германии, пропагандировавшуюся консервативными революционерами. По сути дела, Шмитт дает более глубокую историко-философскую трактовку этой позиции. Хотя Шпенглер непосредственно не занимался проблемами геополитики, однако использование геополитической аргументации заметно в его последних работах, посвященных анализу мировой политики, например в работе «Годы решения».

Шпенглеровское деление «высоких культур» на периоды культуры и цивилизации восходит к работе Фердинанда Тённиса «Общинность и общество» (1887). У Тённиса ясно сформулирована и идея разложения общества, нашедшая свое развитие в трудах Шпенглера. Некоторые исследователи обращают внимание на сходство политической философии Шпенглера с работами Эрнста Юнгера, также заметной фигуры среди немецких консервативных революционеров. Как и Шпенглер, Юнгер в своей книге «Рабочий» (1932), указывая на немецкие исторические традиции, пытается освободить рабочее движение в Германии от марксизма. Критикуя буржуазию, он считал, что буржуазия по своему духу женственна. Полностью в духе Шпенглера Эрнст Юнгер, по аналогии с солдатом, рисует героический образ немецкого рабочего со своим строгим кодексом чести, дисциплиной, чувством ранга15. Юнгер призывает не смешивать рабочий класс с так называемым «четвертым сословием» – городской массой люмпенов и безработных. Эти идеи отчасти были воспроизведены Шпенглером в его работе «Годы решения» (1933).


Во втором параграфе «Шпенглер о политической эволюции «высоких культур» анализируются периоды в политической истории культур. Анализ Шпенглером политической эволюции «высоких культур» во многом совпадает со схемой, предложенной в свое время Платоном. Идеальной формой государства Шпенглер, как и Платон, считает аристократическую монархию. Большое сходство между двумя мыслителями имеется и в характеристике ими периодов политического правления, следующих за аристократической монархией. У Платона это тимократия, олигархия, демократия и тирания16. У Шпенглера им соответствуют наполеонизм, капитализм, демократия и цезаризм. Как и у Платона, у Шпенглера центральную роль в государстве играют два сословия. «Философам» и «стражам» Платона соответствуют у Шпенглера духовенство и дворянство. В отличие от Платона у Шпенглера основную роль в государстве играет не духовенство (философы), а дворянство (стражи). Как и Платон, Шпенглер абсолютизирует роль этих двух сословий не только для развития государства, но и для развития культуры. Как только они сходят с исторической арены, уступая место буржуазии, культура входит в полосу кризиса, которая заканчивается крушением национального государства.

Как и Платон, Шпенглер большое внимание уделяет идеальному государству, но в отличие от Платона, для которого характерен антропологический подход, Шпенглер пишет об идеальном государстве исторически, т. е. он стремится выяснить, из какой политической формы вырастает идеальное государство и в какую форму перерастает. Платон в своем трактате о государстве рассуждает о том, какие сословия должны существовать в идеальном государстве и каковы условия их жизни. Речь идет прежде всего об описании им быта двух основных сословий – «философов» и «стражей». Похоже построена и философия политики Шпенглера, в которой при выяснении особенностей исторического быта духовенства и дворянства проглядывает структура идеального аристократического государства. Не исключено, что Шпенглер опирался на идеи Платона при создании своей концепции государства.

Предложенная Шпенглером схема политической эволюции «высоких культур» еще недостаточно проанализирована в отечественной научной литературе, однако именно в ней содержится суть шпенглеровской политической концепции и тот научный инструментарий, который Шпенглер применяет не только для анализа европейской политики, но и для оценки политической ситуации во всем мире.



следующая страница >>