litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 7 8
4. Формирование образовательной программы школы:


переговорный процесс

4.1.Анализ особенностей школы и её педагогического потенциала

(возможности для учащихся)

Образовательная программа школы является продуктом переговорного процесса, в котором участвуют руководители школы, педагоги, представители родителей и ученической общественности.

Условно в данном процессе можно выделить четыре этапа:

• согласование взглядов на цели образования, возможности школы по реализации этих целей и приоритетные задачи по повышению качества образования;

• согласование мер, направленных на решение приоритетных задач;

• оценка обеспеченности школы необходимыми ресурсами;

• согласование процедур, направленных на обеспечение контроля за выполнением образовательной программы школы.

Результатом первого этапа станет подготовка проекта первых трех разделов программы, второго этапа – четвертого и пятого разделов, третьего этапа – подготовка проекта шестого раздела, четвертого этапа – седьмого раздела.

Организации переговорного процесса могут предшествовать педагогические семинары, на которых будут обсуждаться актуальные проблемы развития современной школы, о которых речь шла выше.

В данном подразделе рассматривается содержание первого этапа переговорного процесса, результатом которого должно стать определение основных позиций третьего раздела образовательной программы школы «Возможности школы по реализации целей образования». Как уже было сказано в подразделе 2.4, этот раздел может иметь следующую структуру:

3.1. Особенности школы (педагогическая позиция; условия для успешной об¬разовательной деятельности учащихся; динамика/стабильность образова¬тельных результатов; признание школы в профессиональной среде). 3.2.Особенности состава учащихся (уровень подготовленности к обучению в школе; состояние здоровья детей; условия для домашней работы; культур¬ный опыт детей; отношение детей к образованию, школе, учителям; взаимо¬отношения в детской среде).


3.3.Достижения и нерешенные проблемы школы в реализации целей образо¬вания.

3.4.Приоритетные задачи школы (на ближайший учебный год или на бли-жайшие годы).

Структура раздела определяет содержание задач по формированию образовательной программы школы. Содержание этих задач кажется вполне ясным, но на практике их решение нередко бывает связано с трудностями, так как проанализировать и оценить собственный опыт бывает не так просто. Ниже приведены задания, выполнение которых может помочь в преодолении возможных трудностей при разработке третьего раздела образовательной программы школы.

Задание 78. Особенности школы определяются позицией её педагогического коллектива. Такая позиция, в частности, проявляется в ответах на вопросы о том, что педагог не должен делать ни при каких обстоятельствах и что он обязан делать при любых обстоятельствах. При опросе группы педагогов были получены следующие ответы:

на первый вопрос:

• Быть злопамятным по отношению к детям, родителям, коллегам.

• Курить, грубить, быть неопрятно одетым.

• Работать по 14-16 часов в сутки.

• Лгать и лицемерить.

• Не обещать того, что не сможешь сделать никогда.

• Халтурить.

• Повышать голос на ученика.

• Выгонять ученика с урока.

• Превышать норму домашнего задания.

• Ставить «2» за дисциплинарные моменты.

• Ругать ученика перед классом.

• Допускать панибратские отношения.

• Переносить свои отношения со взрослыми на класс.

• Навязывать ученикам собственные мнения.

• Обижать учеников.

• Отказывать детям в помощи.

• Вредить ученикам.

• Манипулировать отметками.

• Болеть «звездной болезнью».

• Пользоваться старыми знаниями, полученными 20 лет назад, и не желать учиться.

• Унывать.

На второй вопрос:

• Быть старшим другом.

• Руководствоваться принципами педагогики сотрудничества.

• Сначала «любить», а потом «учить».

• Качественно преподавать предмет, выполнять стандарт по предмету, воспитывать личность, способную адаптироваться в социуме.

• Учитывать психическое состояние ребенка в конкретной ситуации. Поддерживать ученика в самых незначительных попытках успеха.

• Учиться, помогать, слушать.

• Быть примером воспитанности, компетентности.

• Не бояться признавать свою ошибку; стараться понять ученика; стремиться к взаимоинтересному и взаимообогащающему общению.

• Защищать права ребенка; быть всегда рядом, но чуть-чуть впереди.

• Быть высоконравственной личностью, любить свою страну и быть патриотом, быть хорошим сотрудником, работать в команде.

• Защищать детей в любой ситуации (особенно экстремальной) - педагог является гарантом безопасности ребенка; оказывать педагогическую поддержку; всегда выступать с позиции «не навреди».

• Быть толерантным.

• Формировать гражданскую позицию своим примером.

• Быть объективным.

• В чрезвычайных ситуациях думать в первую очередь о детях.

• Относиться ко всем равноценно.

• Быть готовым к уроку; повышать свое мастерство; быть вежливым; быть готовым придти на помощь ученику.

• Быть искренним, честным.

• Быть преданным своему делу.

• Думать о здоровье ребенка (психическом, физическом); заниматься нравственным воспитанием; дать свободу выбора.

На уроке все эти принципы снизойдут на нет.

• Дать ученику возможность получить максимум знаний, не навредить здоровью; не сломить личность.

• Педагог должен, если не любить, то уважать обучающегося; стремиться к совершенствованию педагогического мастерства; стремиться к командной, а не конкурентной работе в коллективе.


Как бы Вы ответили на оба вопроса?

Задание 79. В постсоветский период получили распространение «самоназвания» школ, отражающие представления педагогических коллективов от особой миссии их школ. Познакомьтесь с некоторыми вариантами таких «самоназваний» и определите особую миссию своей школы.

• Школа успеха.

• Школа воспитания талантов.

• Школа творчества.

• Школа взросления.

• Школа самоопределения.

• Школа развития детей, родителей и учителей.

• Школа ответственных людей.

• Школа индивидуального обучения.

• Школа без опасности.

• Школа без репетиторов.

• Общая школа городской окраины.

• Школа больших возможностей.

• Школа диалога.

• Школа сотрудничества.

• Школа информационной культуры.

• Школа единомышленников.

Задание 80. В образовательной практике распространено составление «портрета выпускника», который даёт представление о результатах школьного образования. Попытайтесь создать «портрет ученика», который приходит в школу и которому предстоит стать вашим выпускником. Скорее всего, это будет портрет первоклассника, но если школа функционирует как гимназия или лицей, то «возраст портрета», естественно, станет старше. Но в любом случае надо выделить какие – то значимые характеристики ученика. Вопрос в том, что считать такими значимыми характеристиками – имеющиеся знания и умения? Состояние здоровья? Условия для домашней работы? Культурный опыт? Что-то другое?

Задание 81. Для оценки возможностей школы надо проанализировать имеющиеся достижения школы. Заполните несколько информационных карт о своих достижениях.

Информационная карта о достижениях образовательного учреждения

1. Область достижений (образовательные результаты, качество образовательного процесса, ресурсное обеспечение образовательной деятельности, общественная поддержка школы, другое).


2. Что вы считаете достижением ОУ и почему?

3. На какой источниковой базе основывается ваш вывод о существовании указанного достижения?

4. Чем вы объясняете данное достижение? Что было сделано для достижения успеха?

5. Кто выиграл от данного достижения?

6. Кто и в какой форме оценил ваше достижение?

7. Что будет дальше? На какое новое достижение вы рассчитываете? Что вы собираетесь для этого сделать?

Задание 82. Сравните две информационные карты о достижениях двух школ, находящихся в одном и том же городе. В чем вы видите разницу между этими картами? Какая из них, на ваш взгляд, дает больше информации о возможностях управления образовательным процессом? Сравните информационную карту, которую вы признали более удачной, со своими информационными картами. В какой мере ваши карты дают представление о возможностях управления качеством образования в условиях вашей школы?

Информационная карта о достижениях школы №1

1. Область достижений: учебная деятельность и воспитательная работа.

2. Что вы считаете достижением школы и почему?

2 место в рейтинге общеобразовательных учреждений города по результатам проведения мониторинга деятельности образовательных учреждений города в 2008-2009 учебном году.

3. На какой источниковой базе основывается ваш вывод о существовании указанного достижения?

Информация департамента образования Администрации города о результатах проведения мониторинга деятельности образовательных учреждений города в 2008-2009 учебном году.

4. Чем вы объясняете данное достижение? Что было сделано для достижения успеха?

2005-2008 год - образовательное учреждение - экспериментальная площадка регионального уровня по введению предпрофильной подготовки и профильного взаимодействия по теме: «Разработка и апробация механизма сетевого взаимодействия общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования».


С 2008 года - образовательное учреждение стало экспериментальной площадкой ИУО РАО по теме: «Развитие государственно-общественного управления школой через новые формы сотрудничества между родителями, образовательным учреждением и департаментом образования».

С 2008 года образовательное учреждение реализует проект по предшкольному образованию «Школа успеха».

5.Кто выиграл от данного достижения? Обоснуйте свои выводы.

Дети микрорайона, не посещающие детские сады и их родители; обучающиеся школы и их родители, педагоги.

По данным социологического опроса 83% родителей полностью или частично удовлетворены организацией образовательного процесса и качеством обучения.

6.Кто и в какой форме оценил ваше достижение?

 ОУ – победитель конкурса на грант Губернатора в рамках ПНП «Образование» (2006, 2007 гг.), премия 1 млн. руб.

 ОУ – победитель конкурса на грант Президента РФ (2008 год), премии по 800 тыс. руб.

 ОУ – победитель конкурса общеобразовательных учреждений, осуществляющих сетевое взаимодействие при организации профильного обучения, премия 500 тыс. руб.

 ОУ – победитель муниципального конкурса проектов по гражданско-патриотическому воспитанию (2007, 2008), премии в размере 250 тыс. руб.

 ОУ – победитель муниципального конкурса проектов по предшкольному образованию (2009 год), премия 100 тыс. руб.

 ОУ – победитель окружного конкурса проектов по гражданско-патриотическому воспитанию (2008 год), премии в размере 90 тыс. руб.

7.Что будет дальше? На какое новое достижение вы рассчитываете? Что вы собираетесь для этого сделать?

Повышение качества, индивидуализация процесса обучения через внедрение предметно-поточного обучения.

Создание условий для обеспечения безопасности и охраны здоровья учащихся в ходе учебного процесса через организацию обучения в начальной школе по пятидневному режиму, проведение динамических перемен, утренней разминки.


Информационная карта о достижениях школы №2

1.Область достижений.

Обучение и воспитание детей мигрантов в условиях общеобразовательной школы.

2.Что вы считаете достижением школы и почему?

Важнейшим показателем работы МОУ СОШ №7 с детьми мигрантов является благоприятный психологический климат, царящий в школе. Совместное обучение и творческая деятельность детей и взрослых в культурно-образовательной среде школы характеризуется культурой отношений, уважением личности и достоинства партнера.

3.На какой источниковой базе основывается ваш вывод о существовании указанного достижения?

Поступает информация жителям города о МОУ СОШ №7 как о школе с имеющимся опытом обучения детей мигрантов из СМИ. Специалисты департамента образования Администрации города направляют детей мигрантов на обучение в нашу школу.

4.Чем вы объясняете данное достижение? Что было сделано для ОСтижения успеха?

 Дополнение учебного плана дополнительными учебными часами для организации учебно-воспитательного процесса с детьми мигрантов во второй половине дня.

 Развитие и укрепление необходимой учебно-материальной базы.

 Повышение профессиональной компетентности педагогов, готовых решать новые педагогические задачи, связанные с обучением и воспитанием детей мигрантов.

 Разработка спецкурсов для детей мигрантов с целью коррекции трудностей в обучении, развития познавательной сферы и развития речи, освоения культурно-страноведческой информации, необходимой для адаптации ребенка к новым условиям жизни.

 Вовлечение детей мигрантов в воспитательную систему школы и дополнительное образование как на базе МОУ СОШ №7. так и города.

 Модернизация предметных учебных программ с целью обучения детей мигрантов русскому языку и чтению.

5.Кто выиграл от данного достижения? Обоснуйте свои выводы.

Дети мигрантов и их родители: получили возможность социальной адаптации и интеграции в общество. Педагоги: повысился уровень профессиональной компетентности в работе с детьми мигрантов.


6.Кто и в какой форме оценил ваше достижение?

МОУ СОШ №7 вручен Грант Губернатора как победителю конкурса образовательных учреждений в номинации «Технологии обучения и воспитания» в размере 350 тыс. рублей.

7.Что будет дальше? На какое новое достижение вы рассчитываете? Что вы собираетесь для этого сделать?

Работа с одаренными детьми. Разработка комплексной программы по работе с одаренными детьми.

Задание 83. При анализе достижений школы очень важно выявить изменения, которые произошли в школе за последние годы, а затем объяснить и оценить эти изменения. Заполните «Карту изменений в школе» и проанализируйте полученные данные.

Школа____________________________________________________________

Годы_____________________________________________________________

Отметить изменения, которые произошли в школе.

Если характер изменений трудно оценить, поставить знак вопроса.

Если данного изменения не было, ничего не отмечайте.

I

1. Сократилось число первоклассников.

2. Увеличилось число первоклассников.

3. Увеличилось число первоклассников, хорошо подготовленных к обучению в школе.

4. Уменьшилось число первоклассников, подготовленных к обучению в школе.

5. Сократилось число пятиклассников.

6. Увеличилось число пятиклассников.

7.Увеличилось число пятиклассников, хорошо подготовленных к обучению в основной школе.

8. Уменьшилось число пятиклассников, подготовленных к обучению в основной школе.

9. Сократилось число десятиклассников.

10. Увеличилось число десятиклассников.

11. Число десятиклассников увеличилось за счет выпускников других школ.

12. Увеличилось число десятиклассников, хорошо подготовленных к обучению в старшей школе.

13. Уменьшилось число десятиклассников, подготовленных к обучению в старшей школе.


14. Выросло число детей мигрантов.

15. Выросло число детей, поступающих в школу в течение учебного года.

II

16. Выросло число успевающих в начальной школе.

17. Выросло число успевающих на «4» и «5» в начальной школе.

18. Выросло число выпускников начальной школы, умеющих хорошо читать.

19. Выросло число выпускников начальной школы, хорошо владеющих вычислительными навыками.

20. Выросло число выпускников начальной школы, способных хорошо выполнять домашние задания без непосредственной помощи родителей (взрослых).

21. Выросло число успевающих в основной школе.

22. Выросло число успевающих на «4» и «5» в основной школе.

23. Выросло число выпускников основной школы, умеющих работать на компьютере.

24. Выросло число выпускников основной школы, способных организовать работу в группе и умеющих работать в группе.

25. Выросло число выпускников основной школы, которые участвовали в олимпиадах различного уровня.

26. Выросло число выпускников средней школы, сдавших ЕГЭ на уровне, превышающем средние показатели по региону.

27. Выросло число выпускников средней школы, поступивших в вуз.

28. Выросло число выпускников средней школы, способных объясняться на иностранном языке.

29. Повысился уровень речевой культуры выпускников средней школы.

30. Выросло число выпускников средней школы, способных ясно и аргументированно изложить свою позицию по каким-либо вопросам общественной жизни (политическим, экономическим, экологическим, нравственным и т. д.).

III

31. Выросло число учащихся, которые занимаются спортом (помимо уроков физкультуры).

32. Выросло число учащихся, получающих дополнительное образование (вне школы или в самой школе).

33. Больше учащихся стало бывать в театре.

34. Заметнее стала доля учащихся, которые побывали в зарубежных поездках.


35. Больше учащихся стало совершать поездки по России.

36. Выросло число учащихся, посещающих дискотеки.

37. Выросло число учащихся с различными видами зависимости (курение, алкоголь, наркотики, Интернет-зависимость и т. д.).

38. Выросло число правонарушений.

39. Больше учащихся стало участвовать в различных видах социально-творческой деятельности.

40. Учащиеся стали больше читать.

IV

41. Организована предпрофильная подготовка учащихся в основной школе.

42. Организовано профильное обучение в старшей школе.

43. Разработаны элективные курсы силами учителей школы.

44. Для проведения занятий по элективным курсам приглашаются учителя из других школ, вузов, других учреждений.

45. Выросло число учащихся старших классов, обучающихся по индивидуальным образовательным программам.

46. Произошли изменения в системе оценивания учебной деятельности учащихся: школа отказалась от пятибалльной шкалы и стала использовать другую шкалу оценивания.

47. Произошел переход к безотметочной системе (хотя бы по отдельным предметам и на отдельных ступенях образования).

48. Учителя стали в начале учебного периода (четверти, триместра) сообщать критерии итоговых оценок (хотя бы по некоторым предметам).

49. Произошел переход к зачетной системе (по отдельным предметам, на отдельной ступени обучения).

50. Учащиеся получили возможность повышения своих оценок (текущих, четвертных, годовых).

51. На уроках стали регулярно использоваться интерактивные технологии.

52. Выросло число учителей, использующих информационно-коммуникативные (компьютерные) технологии.

53. Выросло число учителей, для которых главным является развитие познавательной самостоятельности учащихся, а не запоминание учебного материала.

54. Сократилось число учителей, которые стремятся получить желаемые образовательные результаты за счет принуждения учащихся к выполнению учебных заданий.


55. Больше стало уроков, на которых дети работают охотно, с увлечением.

56. Наряду с текущими домашними заданиями стали задаваться перспективные задания.

57. Вместо обязательных домашних заданий учащимся стали предлагать задания, которые учащиеся могут выполнять по своему желанию (по отдельным предметам, темам).

58. Сформирован опыт разработки и реализации надпредметных программ.

59. Произошел переход от стабильного учебного расписания к гибкому, обеспечивающему возможность организации модульного обучения и учитывающего особенности изучения отдельных тем.

60. Произошли изменения в процедуре выбора учебников и других элементов УМК.

V

61. Возросло число учащихся начальных классов, которые учатся с интересом, желанием.

62. Сократилось число учащихся начальных классов, которые учатся с интересом, желанием.

63. Возросло число учащихся 5-9 классов, которые учатся с интересом, желанием.

64. Сократилось число учащихся 5-9 классов, которые учатся с интересом, желанием.

65. Возросло число учащихся старших классов, которые учатся с интересом, желанием.

66. Сократилось число учащихся старших классов, которые учатся с интересом, желанием.

67. Отношения между учащимися стали более доброжелательными, более товарищескими.

68. Отношения между учащимися стали более конфликтными, более агрессивными.

69. Отношения между учащимися и учителями стали более доверительными, более уважительными.

70. Отношения между учащимися и учителями стали более конфликтными.

71. Отношения между учащимися и учителями стали более равнодушными.

72. Отношения между учителями и родителями стали значительно лучше.

73. Отношения между учителями и родителями стали существенно хуже.

74. Отношения между учителями стали отличаться более высокой степенью взаимопонимания, готовностью помочь друг другу в решении педагогических задач.


75. Отношения между учителями стали более конфликтными.

VI

76. Материальное обеспечение образовательного процесса существенно улучшилось.

77. Существенно улучшилось обеспечение образовательного процесса компьютерами.

78. Школа перешла на финансовую самостоятельность.

79. Школа реально стала сама распоряжаться своими финансовыми ресурсами.

80. Школа стала получать больше бюджетных средств.

81. Существенно возросла спонсорская помощь родителей.

82. Заметно повысилась заработная плата всех работников школы.

83. Заметно повысилась заработная плата отдельных работников школы.

84. Учебная нагрузка учителей стала сокращаться.

85. Заметно возросла педагогическая квалификация учителей.

VII

86. Создан попечительский совет.

87. Создан управляющий совет.

88. РОНО стал меньше вмешиваться в текущую деятельность школы.

89. Отношения с РОНО стали строиться на основе договора.

90. Увеличилось число справок, отчетов, сведений, представляемых по запросу органов управления и других организаций.

91. В школе четко определены права и обязанности учащихся.

92. В школе четко определены права и обязанности родителей учащихся.

93. В школе четко определены права и обязанности учителей.

94. В школе разработана программа развития на ближайшие 3-5 лет (или другой период времени).

95. К разработке программы развития стали более широко привлекаться учителя, родители, сами учащиеся.

96. Школа ежегодно стала публиковать доклад о своей деятельности.

97. В школе стали публиковаться материалы для родителей, которые позволяют им выбирать образовательные программы для своих детей.

98. Возросло число уроков, которые посещает школьная администрация.

99. В школе стали тщательно анализировать результаты обучения по каждому предмету, выявляя причины успехов и неудач.


100. В школе стал проводиться мониторинг образовательных результатов.

Если перечисленные выше позиции все же не дают достаточно полного и достоверного представления об изменениях, которые произошли в школе в последние годы, то сформулируйте эти изменения самостоятельно в свободной форме.

Задание 84. Сформулируйте задачи для разработчиков раздела «Приоритетные задачи школы».

• Обсудите следующие вопросы:

На какой период времени должны быть рассчитаны приоритетные задачи школы? На учебный год? На два-три года? Срок выполнения вообще не надо указывать?

Задач может быть много или мало? Можно поставить одну задачу?

 Задача должна относиться к результатам образовательной деятельности? К средствам достижения этих результатов? К созданию ресурсов?

 Задача адресуется учителям? Администрации? Кому-то другому?

 Выбор приоритетной задачи – дело администрации? Педагогического коллектива? Всего коллектива школы?

• Ниже приведены цели, поставленные Правительством Великобритании, которые должны были быть достигнуты в 2002г. Можно ли использовать предлагаемый подход для определения приоритетных задач школы?

Данные в скобках отражают положение дел в 1996 году.

Раннее детство:

• 66% 3-х-летних детей должны иметь места в детских садах, особенно в наиболее неблагоприятных регионах (34%);

• К сентябрю 2000 г.: наполняемость классов для детей в возрасте от 5 до 7 лет не должна нигде превышать 30 человек (447 000).

11 –летние:

• 80% учащихся должны достигнуть установленного для этого возраста стандарта грамотности (4 уровень Национальной программы по тесту «Ки-Стейдж-2») (63%);

• 75% учащихся должны достигнуть установленного для этого возраста стандарта по арифметике (4 уровень Национальной программы по тесту «Ки-Стейдж-2»). (62%);

16-летние:

• 95% учащихся должны выполнить план обучения по крайней мере по одному предмету Национального учебного плана на уровне G или эквивалентном (92%);


• 50% учащихся должны выполнить план обучения по 5 предметам Национального учебного плана на уровне С или лучше (45%).


4.2. Анализ и оценка ресурсов школы (возможности для учителей)

Реализация образовательной программы школы возможна при соответствующем ресурсном обеспечении, поэтому в процессе формирования образовательной программы школы необходимо рассмотреть вопрос о ресурсах школы, т.е. не только определить состав этих ресурсов в данной школе, но и научиться формулировать задачи ресурсного обеспечения образовательной программы.

В подразделе 2.4.приведена примерная структура образовательной программы школы, в том числе её шестого раздела «Условия реализации образовательной программы», в котором должны быть охарактеризованы кадровые, финансовые, материально – технические и информационные ресурсы, которыми располагает школа. В данном подразделе речь идёт о переговорном процессе, в ходе которого необходимо согласовать оценку имеющихся ресурсов с точки зрения их достаточности для выполнения образовательной программы школы. В связи с этим основным вопросом переговоров становится вопрос о том, какие возможности для эффективной работы учителей готова гарантировать администрация школы.

Ниже приведены два возможных подхода к организации обсуждения темы ресурсного обеспечения образовательного процесса.

1. Анкета «Возможности школы и ресурсный потенциал»

Возможности школы Обеспеченность ресурсами

Какие возможности для достижения желаемого качества образования школа использует в наибольшей мере? Какие ресурсы используются для этого?

Какие возможности для достижения желаемого качества образования школа использует частично или не использует совсем? Какие ресурсы можно было бы использовать для этого достижения?

«К сожалению, школа не имеет возможностей для...» (закончить предложение) Какие ресурсы недостаточно развиты в школе?

2.Анализ прав и обязанностей учителей


Перед Вами размышления одного из педагогов о своих правах и обязанностях, в котором достаточно большой список обязанностей и незначительный - прав. Что бы вы добавили в эти списки? Что бы изменили?

Обязанности и права учителя начальных классов.

Учитель начальных классов - фигура особая. В ней, как ни в какой другой, переплетены, в чем- то даже неразделимы, обязанности учителя и классного руководителя.

Учитель начальных классов ОБЯЗАН:

• изучать, анализировать индивидуальные особенности учащихся, учитывать их осуществлении обучения и воспитания учащихся;

• создавать условия для самовоспитания и саморазвития учащихся, организовывать просвещение родителей по вопросам их интересующим;

• содействовать установлению и поддержанию благоприятного психологического климата коллектива в целом и каждого учащегося класса;

• организовать дежурство по классу, питание в столовой, пользование библиотекой, гардеробом;

• контролировать и вести учет посещаемости, организовывать взаимодействие с семьями учащихся, проводить индивидуальные консультации для родителей и общие родительские собрания;

• участвовать в работе административных, методических совещаний, педсоветов;

• стимулировать творческую, инновационную деятельность учащихся и родителей, координировать воспитательные усилия других учителей, работающих с классом;

• нести ответственность за жизнь, здоровье и безопасность учащихся во время их пребывания в школе;

• вести документацию: классный журнал, отчеты по триместрам и за год, папки с результатами классных педагогических и психологических исследований, протоколы родительских собраний, дневники учащихся и т.д.;

• реализуя применяемые в школе образовательные программы, в соответствии с учебным планом создавать тематические и поурочные планирования по предметам;

• обеспечивать уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;


• систематически повышать свою профессиональную квалификацию в свободное от работы время;

• заменять временно отсутствующих учителей;

• допускать в установленном порядке на уроки представителей администрации школы в целях контроля и оценки деятельности учителя и учащихся;

• соблюдать правила внутреннего распорядка, этические нормы поведения; законные права и свободы каждого учащегося;

• проводить инструктаж учащихся по технике безопасности труда и правилам безопасного поведения в школе, дома, на улице;

• принимать меры, в случае необходимости, по оказанию первой доврачебной помощи;

• поддерживать классное помещение в надлежащем состоянии; заниматься развитием кабинета;

• работать в режиме установленной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий.

Примечание: перечень неполный.

Учитель начальных классов имеет ПРАВО:

• на выбор методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, методы оценки знаний учащихся, если это не противоречит Уставу школы и не ограничивает права и свободы учащихся;

• аттестоваться на соответствующую квалификационную категорию;

• на ежегодный оплачиваемый отпуск исключительно в летнее время.

Какими ресурсами должен быть обеспечен учитель для успешного выполнения своих обязанностей и реализации своих прав?

Задание 85. Определите, какие из указанных (или иных) подходов имеет смысл использовать в условиях вашей школы для обсуждения состояния и оценки ресурсного обеспечения образовательного процесса.

4.3.Организация совместной работы школы и семьи

(возможности для родителей)

Основной задачей данного раздела является осмысление педагогическим коллективом сути взаимодействия семьи и школы, возможностей семьи при ее включении в переговорный процесс.

Первая группа вопросов связана с тем, какие проблемы школы можно решить за счёт взаимодействия школы и семьи. Вторая группа вопросов – это поиск путей того, как согласовать интересы всех участников образовательного процесса в условиях изменений, происходящих и в семье, и в школе. И, наконец, третья группа вопросов касается преимуществ, рисков и барьеров в развитии отношений школы и родителей. Рассмотрим данные вопросы подробнее.


Какие проблемы школы можно решить совместно с родителями? Это проблемы достижения образовательных результатов? Но насколько компетентны родители, чтобы принимать участие в организации образовательного процесса? В чем они могут партнерами школы, а в чем нет? И насколько школа готова открыто сотрудничать с родителями? Что она может решать совместно с ними? Что только обсуждать? А в чем – просто информировать? Видит ли педагогический коллектив те изменения, которые происходят в современной семье по сравнению с советским периодом? Каковы эти изменения? В какой степени в сознании учителей остались стереотипы того времени в отношении сотрудничества с семьей?

Известно, что несовпадение взаимных ожиданий ведет к увеличению недоверия школы и семьи друг к другу, взаимным претензиям, конфликтам, обострению противоречий. Действительно, в области отношений школы и семьи можно выделить целый ряд назревших противоречий:

• между усилением потребности родителей в повышении информированности о школе и неготовностью как школы, так и семьи к открытому диалогу;

• между изменением взглядов родителей на отношения школы и семьи в сторону «образовательных услуг», стремлением влиять на содержание социальный заказ школе и «неразработанностью» правовой сферы отношений школы и семьи, некоторой юридической некомпетентностью обеих сторон;

• между увеличивающимся социальным расслоением общества и относительно сформировавшимся взглядом в педагогической среде на социальную «однородность» родителей;

• между неподготовленностью родителей в выборе соответствующей способностям ребенка образовательной программы и неподготовленностью педагогов в области создания подобных программ;

• между необходимостью повышения ответственности всех субъектов образовательного процесса за результаты образовательной деятельности и неготовностью к разделению этой ответственности субъектов ОП, «размытостью» и несогласованностью представлений родителей и педагогов о целях и результатах образовательной деятельности.


В связи с обозначенными вопросами и противоречиями можно выделить и ведущие направления, по которым необходимо вести поиски в области организации совместной работы школы и семьи:

• сотрудничество в области управления школой;

• определение прав и обязанностей семьи и школы по отношению друг к другу;

• изучение родительской среды и запросов;

• информационная открытость образовательного учреждения;

• родительский всеобуч;

• организация индивидуальной работы с родителями классного руководителя, учителя, методического объединения учителей-предметников;

• разработка индивидуальных образовательных программ на основе сотрудничества школы и семьи.

Также важно учитывать при создании образовательной программы школы, что характер взаимоотношений семьи и школы меняется по мере взросления ребенка. Как складываются отношения школы и родителей на разных ступенях обучения ребенка? Что меняется в этих отношениях по мере взросления ребенка? Как, каким образом выстроить партнерские отношения школы и родителей, учитывая изменения отношений школы и родителей по мере взросления ребенка?

Образовательная программа школы может и должна стать тем документом, в котором будут определены и закреплены позиции как школы, так и родителей, в процессе создания которого происходит осмысление роли родителей в образовательном процессе и развитии школы, основ сотрудничества школы и родителей, поиск ответов на вопросы, связанные со взаимоотношениями родителей и школы в современных условиях.

Ниже приведены задания, выполнение которых поможет определить позицию педагогического коллектива по отношению к семье.

Задание 86.

Ниже приведена сравнительная таблица «Факторы, воздействующие на взаимоотношения школы и семьи». Согласны ли Вы с данными положениями и суждениями? Что бы Вы хотели добавить и что изменить в данной таблице? Обсудите ее в педагогическом коллективе.



Фактор Советский период Постсоветский период

Степень совпадения целей педагогов и родителей У школы есть право предъявлять к семье требования, давать предписания. Патерналистский тип отношений школы и семьи. В равной мере и школа, и семья ориентированы на подготовку к продолжению образования, расхождения в целевых ориентирах касаются смысла изучения отдельных предметов, воспитательной работы.

Степень зависимости школы и семьи друг от друга Финансирование школы только за счет бюджетных источников. Независимость школы. Растет зависимость школы от выбора родителей. Отношения – предоставление образовательных услуг.

Уровень подготовленности семьи к самостоятельному решению проблем Оценивался невысоко. Практика просвещения родителей. Разный. Готова ли школа к взаимодействию с разными родителями?

Уровень информированности семьи по вопросам образования Централизовано через средства массовой информации. Потребности в инф. об особенностях обр.программы школы не было. Резко увеличивается потребность к иформированию

Соотношение прав и обязанностей школы и семьи Права и обязанности определялись не документами, а практикой. Родители обязаны были выполнять предписания школы. Школа обладала возможностями воздействия на родителей. Школа обязана был обучать, родители обязаны были создать условия для успешного обучения ребенка. На нормативном уровне мало изменилось. Закон об обр. – только правовые предпосылки (найти статью).

Конкретизация прав должна быть в Уставе ОУ, локальных актах, образ. Программе.

Полномочия родительских организаций и собраний родителей Родительский комитет – рупор шк.адм. Род. Собрания – статус совещаний при кл.рук. Растут.

Степень однородности контингента родителей, его структура Неоднороден, но с т.зр. влияния на жизнь школы все родители были в одинаковом положении. Неоднороден с позиций влияния на школу.

Задание 87. Круглый стол «Изменения в семье и школе». Проведите свободное обсуждение в проблемной группе по следующим вопросам:


• Каковы особенности современной семьи?

• Изменились ли педагогические возможности семьи по сравнению с советским периодом?

• Какие изменения в образовании повлияли на взаимоотношения семьи и школы?

• Изменились ли ценностные ориентиры семьи и школы по сравнению с советским периодом? Насколько они совпадают?

• Что значит быть педагогическими партнерами?

• По каким направлениям мы могли бы проанализировать педагогические возможности семьи? Как может выглядеть педагогическая характеристика семьи?

• Каковы условия развития педагогического партнерства семьи и школы?

• Каковы преимущества и риски педагогического партнерства родителей и школы?

Задание 88. Прочитайте отрывок из книги Майкла Фуллана «Новое понимание реформ в образовании» (М, Просвещение, 2006 г.), посвященный родительскому сообществу. Актуальны ли положения, представленные Фулланом, для современной российской школы?

Родительское сообщество

В книге "За что стоит бороться?" Харгривс и я (Hargreaves, Fullan, 1998) размышляли, что "снаружи" стало теперь "внутри". Мы выяснили, что границы школы теперь более условны и более прозрачны и что такое развитие было и неизбежно, и желательно.

Неизбежно, потому что существует неустанное давление подотчетности на наши общественные учреждения и все больше средств в наши дни для отслеживания этой подотчетности, включая растущее в обществе использование информационных технологий.

Желательно, потому что в постмодернистском обществе вы больше сможете сделать хоть что-то в сфере образования, если не объедините различные силы. Стало слишком сложно одной-единственной группе (например, учителей) обходиться исключительно своими силами. Новые способы партнерства угрожающи и сложны. Но мы пришли к выводу, что, если нужно действовать на "чужой" территории, почему бы не пойти навстречу опасности и не получить шанс играть по вашим правилам.


Нигде больше двусторонняя улица школьного обучения не находится в таком плачевном состоянии и не нуждается в социальной реконструкции, как в ситуации отношений между родителями, обществом и школами. Учителя и директора школ должны "достучаться" до родителей и общества, особенно когда изначальные условия неблагоприятны для таких усилий.

Наши результаты показывают, что родительское участие в жизни школы положительно повлияло на прогресс и развитие учеников. Оно включало в себя помощь в стенах класса и во время образовательных визитов и присутствие на встречах, на которых обсуждаются достижения детей. Открытость директора школы по отношению к родителям была также крайне важна; школы, практикующие неофициальную политику открытых дверей, были более эффективными. Родительское участие в образовании учеников дома тоже очень понятно. Родители, которые читают своим детям, слушают, как те читают, и обеспечивают им дома доступ к книгам, положительно влияют на обучение своих детей (с. 255).

Задание 89. Попробуйте спроектировать образ желаемых отношений вашей школы с семьёй учащихся. В создании этого образа вам помогут вопросы:

• От каких отношений семьи и школы мы уходим и какие стремимся создать?

• Чем отношения семьи и школы, которые стремимся сформировать, будут отличаться от сегодняшних?

• Каковы особенности взаимодействия школы и родителей на первой ступени обучения?

• Каковы особенности взаимодействия школы и родителей на второй ступени обучения?

• Каковы особенности взаимодействия школы и родителей на третьей ступени обучения?

Задание 90. Какие риски и барьеры управления взаимоотношениями семьи и школы мы можем выделить?

Отвечая на данный вопрос, познакомьтесь с моделями взаимодействия школы и семьи, представленными в результатах исследований Селиверстовой И.В. (НП «МАМСО») и Косарецкого С. Г. (ГОУ ВПО МО «Академия социального управления») «Участие родителей в формировании образовательной политики школы: коммуникативные барьеры».


«Действительно, что мы знаем о реальных установках и ожиданиях родителей, кроме собственных предположений на их счет, укоренившихся с годами стереотипов и бытующих мифов?

Анализ результатов исследования позволяет выделить следующие основные группы внутри родительского сообщества по уровню и характеру активности:

1) Заинтересованные, но проявляющие ограниченную активность – их большинство;

2) Активные в представлении интересов только своего ребенка - «индивидуально активные»;

3) Активные в представлении интересов родительского сообщества и школы в целом – «социально активные»

4)Незаинтересованные, пассивные.

Для каждой из этих групп (за исключением последней) можно предположить предпочитаемую модель взаимодействия по вопросам качества образования. Группа Модель

Заинтересованные «Коммуникативная» (изучить мнения, информировать о положении дел, давать обратную связь относительно учета интересов)

«Индивидуально активные» «Контрактная» (встретиться и договориться индивидуально, предоставить возможность индивидуального контроля)

«Социально активные» Управленческая (сорганизовать, привлечь к совместной работе, наделить полномочиями)


Активность родителей может в той или иной степени влиять и на самих учителей. Родители активны, постоянно подчеркивают важность учительского труда и при этом для учителя возникает риск переноса своего отношения к родителям ребенка, своих социальных ориентаций, взглядов на учеников из тех семей, откуда сами учителя получают поддержку.

Какие еще риски вы могли бы выделить?

Задание 91. При разработке образовательной программы школы необходимо обсуждение сфер согласования школы и семьи и способов этого согласования, результаты которого можно представить в следующей таблице:

№ Сферы согласования/

Способы согласования Предписание Информирование Выявление запросов Обсуждение


1. Цели образовательной деятельности

2. Технологии организации образовательного процесса

3. Надпредметные программы

4. Система оценивания образовательных результатов учащихся

5. Регламентация прав и обязанностей участников образовательного процесса

Выбор способов согласования зависит от того, какие отношения школы и родителей будут заложены в стратегии деятельности школы (партнерские, авторитарная позиция школы, попустительская позиция школы); какие перспективы определены в развитии школы.

Задание 92. Какие разделы образовательной программы могут стать предметом совместного обсуждения школы и семьи? Откорректируйте список, продолжите его.

• Возможности выбора учебных и надпредметных программ.

• Дополнительные услуги.

• Возможности оказания ребенку психолого-педагогической помощи.

• Обеспечение учащихся учебными пособиями, расходными материалами.

• Организация домашней работы и самообразовательной деятельности учащихся.

• Медицинское обслуживание.

• Режим работы ОУ.

• Организация питания.

• Организация досуговой деятельности детей.

• Организация профориентационной деятельности.

• Способы разрешения конфликтных ситуаций.

• Формы информирования родителей.

• Формы участия родителей в общественной аттестации ОУ.

• Формы участия родителей в управлении ОУ.

• Обязанности родителей по оказанию помощи школе.

• Что еще?


Задание 100. Что необходимо знать школе о семье и семье о школе?

Продолжите список вопросов, добавьте свои на эту же тему и постарайтесь ответить на эти вопросы.

Для чего школе нужна информация о семье? Для «отслеживания и сопровождения» семьи? Для привлечения родителей к деятельности школы? Для осуществления мониторинга при помощи семьи, позволяющего контролировать качество образовательной деятельности? Для проведения информационно-просветительской работы родителей и для создания информационных материалов для них? Какая информации о семье нужна школе? Какими путями мы будем собирать эту информацию?


Задание 101. Ниже приведены фрагменты заседания круглого стола «Московский директор», состоявшегося 15.03.2008 по теме: «Новый образовательный стандарт в России» (http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=342 Федеральный государственный образовательный стандарт). На вопросы директоров отвечали разработчики ФГОС второго поколения Маргарита Романовна Леонтьева и Ольга Борисовна Логинова.

«Вопрос: Какова ответственность и роль семьи в разделении общей ответственности?

Ответ: Семья в полной мере наряду со школой отвечает за успешность реализации образовательной программы ребенка. При этом ответственность образовательного учреждения заключается в создании необходимых условий для успешной образовательной деятельности педагогов и детей. Оно обязано гарантировать шанс на успех каждому ребенку. Семья же ученика отвечает за использование предоставленного образовательным учреждением шанса на успех, за реализацию своих прав и выполнение своих обязанностей в сфере образования. Соотношение зон ответственности образовательного учреждения и семьи предлагается конкретизировать в договоре, заключаемом образовательным учреждением и семьей. И это, конечно, не новое слово, ни в педагогике, ни в сфере законодательства. Вот здесь в витрине музея выставлен подобный документ XIX века.

Предлагается также закрепить эту норму в «Семейном Кодексе»».

Как вы понимаете данную позицию? Как это позиция может реализоваться в вашей школе?

Задание 102. Познакомьтесь с результатами обсуждения в одной из школ «Попечительский совет: за и против». Какие аргументы привели бы вы?


Попечительский совет в школе: за и против

Аргументы «ЗА»

1. Возможность делегирования общественности части полномочий по обеспечению функционирования и развития учебного заведения.

2. Возможность привлечения в учебное заведение дополнительных финансовых и других ресурсов с целью совершенствования материально – технической базы, расширения перечня дополнительных образовательных услуг и т.д..


3. Оказание содействия в установлении связей с внешним миром.

Аргументы «ПРОТИВ»

1. Опасность создания Попечительского совета в школе, где не созрели для этого внешние условия, прежде всего связанные с наличием людей, способных и желающих принять участие в работе этого органа.

2. Опасность некомпетентного вмешательства в вопросы, связанные с учебным процессом.

3. Отсутствие нормативной базы, позволяющей юридическим лицам принимать участие в благотворительной помощи учебным заведениям.

Ниже представлен фрагмент опыта разработки информационного сборника по образовательной программе школы для родителей одной из гимназий Санкт-Петербурга. Проанализируйте его с позиций проблемы информационного обеспечения переговорного процесса с родителями.

Из опыта разработки информационного сборника по образовательной программе школы для родителей одной из гимназий Санкт-Петербурга.

На начальном этапе творческой группой разработчиков обсуждалась мысль о том, что читателями сборника могут стать все, кто, так или иначе, связан с гимназией. Обсуждалась идея универсального публичного доклада. В процессе обсуждения стало понятно, что, по крайней мере, на начальном этапе это невозможно, так как сами адресаты не всегда готовы, на наш взгляд, выбирать из большого сборника то, что важно именно им. Вызывает большое сомнение, что у них есть в этом потребность. Проще начать диалог более адресно. Когда мы остановились на родителях как на главных адресатах сборника, мы поняли, что нужно еще точнее указать их, так как проблемы, стоящие перед родителями первоклассника и выпускника существенно отличаются. Мы предположили, что наиболее актуально обсуждать проблемы с родителями, дети которых находятся на переходных этапах школьной жизни. Так возникла идея трех сборников для родителей будущих первоклассников, пятиклассников, десятиклассников.

Работа творческой группы началась со сбора информации. В результате получилась толстая папка с необъятным, а главное - бесполезным материалом о жизни гимназии. Все смешалось: результаты ЕГЭ, учебно - исследовательская деятельность, воспитательная работа, учебные экскурсии, звания и разряды педагогов, номера телефонов руководства гимназии, списки медалистов и победителей олимпиад. Когда мы посмотрели на эти дорогие нашему сердцу вещи немного со стороны, мы поняли, что кроме нас самих вряд ли кто захочет в них разбираться, если представить их столь бессистемно. Значит, сборник не будет прочитан. Снова возник вопрос,


ЗАЧЕМ НУЖЕН СБОРНИК? Каждый раз, попадая в затруднение, мы возвращались к этому вопросу.

Итак, зачем нам нужно, чтобы родители этот сборник прочитали? Рассматривались разные варианты ответов на этот вопрос:

• подготовить родителей к обучению на следующей ступени;

• рассказать о себе, о своей деятельности, о планах;

• сформировать родительское сообщество, созвучное нам по целям и приоритетам;

узнать о том, что волнует родителей и скорректировать образовательную программу с учетом этого.

Обратим внимание на то, что это цели не диалогового характера, так проявилась еще одна проблема - нашей слабой готовности к диалогу, наших стереотипов. Но мы надеемся, по крайней мере, на то, что этот сборник все-таки является шагом к сотрудничеству педагогического коллектива и родителей.

Отвечая на вопрос «ЗАЧЕМ?», мы сформулировали следующие основные принципы создания сборника:

• необходимо говорить с людьми о том, что интересно им и значимо для них;

• необходимо говорить с людьми искренне;

• необходимо говорить с людьми на их языке.

Для того, чтобы ответить на вопрос, мы попытались встать на позицию родителей. Мы попробовали сформулировать вопросы, значимые для родителей при выборе образовательного учреждения. Ответы на эти вопросы и стали содержанием сборника. Наибольшие дискуссии вызвали статьи, объясняющие, чем отличается гимназия от общеобразовательной школы, статьи о результатах обучения в начальной школе, о достижениях гимназистов и гимназии.

Возникали вопросы, что считать достижением гимназии, актуальны ли эти достижения для родителей. Например, то, что гимназия является школой-лабораторией. Достаточно очевидна неуместность объяснения в таком сборнике, что такое школа-лаборатория, но без такого объяснения термин «лаборатория» может вызвать опасения. Поэтому термин школа-лаборатория в сборнике просто не упоминается.


На этом примере мы видим, что один из важных вопросов, возникающих при написании сборника - есть ли необходимость говорить с родителями обо ВСЕМ, что происходит в гимназии? Какие проблемы остаются сугубо педагогическими, а какие осмысленно решать совместно? Отвечая на эти вопросы, мы снова возвращаемся к целеполаганию.

При создании такого сборника для образовательного учреждения возникает риск того, что родители разговор об общих проблемах воспримут как перечень частных проблем именно этого учреждения. Это проблемная школа? Зачем тогда здесь учится мой ребенок? Ведь другие школы об этих проблемах не говорят, значит, их там нет. Данное опасение в себе мы пока не преодолели, но частично смягчили.

Оказалось, что говорить искренне трудно даже с собой. Порой хотелось выдать желаемое за действительное, но мы пересиливали себя и честно писали, что мы еще не достигли этого, но стремимся.

Проведите в своей школе обсуждение: «Возможности и риски открытых информационного пространства школы», результатом которого может стать стратегия информационного ресурсного обеспечения образовательной программы школы.


4.4.Самоанализ образовательной программы школы


Процесс формирования образовательной программы школы завершается самоанализом проекта программы. Если в школе уже имелась образовательная программа, то задача самоанализа решается дважды – на начальном и на завершающем этапах разработки образовательной программы.

Задание 103. Ниже приведены четыре блока вопросов для самоанализа образовательной программы. Какие блоки вопросов следует использовать на начальном этапе формирования образовательной программы? Какие блоки вопросов надо использовать на завершающем этапе формирования образовательной программы? Какие изменения в предлагаемые блоки вопросов, на ваш взгляд, стоит внести?

1.Надо ответить на указанные ниже вопросы, выбрав один из вариантов ответов: «да» «нет» «трудно сказать»


Образовательная программа адресована учителям?

Образовательная программа адресована родителям учащихся?

Образовательная программа адресована учащимся?

Проект программы проходит независимую внешнюю экспертизу?

Проект программы обсуждался с учителями?

Проект программы обсуждался с родителями учащихся?

Проект программы обсуждался с учащимися или отдельными группами учащихся?

Программа утверждена педагогическим советом школы или советом школы?

Программа имеет определенный срок действия?

Текст программы доступен для учителей?

Текст программы доступен для родителей учащихся?

Текст программы доступен учащимся?

В программе сформулированы общие цели школьного образования?

В программе указаны цели каждой ступени школьного образования?

В программе охарактеризованы достижения школ в реализации целей образования?

В программе изложены ожидания различных групп участников образовательного процесса?

В программе сформулированы первоочередные задачи по реализации целей общего образования?

В программе определены меры по управлению её реализацией?


2.Проанализируем содержимое образовательной программы школы с точки зрения её ориентации, выбрав один из вариантов ответов: «да» «скорее да» «скорее нет» «нет» «трудно сказать»

Программа ориентирует на достижение метапредметных образовательных результатов?

Можно конкретно сформулировать, на достижение каких метапредметных результатов ориентирована программа?

Программа «ориентирует на освоение «первоисточников культуры»?

Указанная ориентация относится к большинству предметов?

Программа предусматривает реализацию надпредметных программ, ориентированных на ступени школьного образования?

Программа предусматривает реализацию надпредметных программ, ориентированных на весь период обучения в школе?


Программа ориентирована на расширение практики индивидуализации образовательных маршрутов?

Программа ориентирует на использование современных образовательных технологий?

Программа ориентирована на повышение роли учащихся как субъект образовательной деятельности?

Программа включает меры по повышению эффективности домашней работы учащихся?

Программа включает меры по совершенствованию системы оценивания образовательной деятельности учащихся, направленные на повышение прозрачности этой системы и на развитие самостоятельности учащихся?

Программа ориентирует на взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей?

Программа ориентирует на взаимодействие с родителями учащихся?

Программа ориентирует на взаимодействие с органами ученического самоуправления?


3.Укажите, какие элементы образовательной программы с какими участниками образовательного процесса были разработаны по согласованию

Учителя данной ступени Другие учителя Учащиеся Родители Другие ОУ

1 .Введение (пояснительная записка)

2.Цели начального образования и планируемые результаты

Цели основного образования и планируемые результаты

Цели образования в средней школе и планируемые результаты

3.Педагогическая миссия школы (педагогическая позиция коллектива)

Достижения школы в создании условий для успешной образовательной деятельности учащихся. Нерешенные проблемы

Достижения и нерешенные проблемы в реализации целей образования

Приоритетные задачи школы

4.Учебный план

5.Планируемые изменения в учебных программах

Планируемые изменения в организацииобразовательного процесса и в- образовательных технологиях

Планируемые изменения в системе оценивания образовательной деятельности учащихся

Программа духовно-нравственного воспитания


Программа формирования здорового образа жизни.

Программа формирования УУД

Программы учебных предметов

Программы организации внеурочной деятельности

6.Анализ и оценка условий реализации образовательной программы

7.Система мер по контролю за реализацией образовательной программы.


4.Как оценить влияние образовательной программы не образовательный процесс? Возможны изменения в образовательном процессе? Заметное влияние Частичное влияние Никакого влияния Трудно сказать

Целенаправленность образовательного процесса

Содержание учебных программ

Организация образовательного процесса

Образовательные технологии

Оценивание образовательной деятельности учащихся

Оценивание образовательной деятельности учителей

Результаты образовательной деятельности учащихся

Характер взаимодействия учителей

Характер взаимодействия школы и семьи

Отношение учителей к своей педагогической деятельности



следующая страница >>