litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 2 3 4 5 6 7 8

Как вы думаете, к каким органам растений относятся столоны и клубни? Можете ли вы обосновать свой ответ?

На основе ответов учащихся на эти вопросы учитель формулирует познавательную цель урока:

Сегодня вы будете учеными-ботаниками. Ваша исследовательская задача состоит в том, чтобы выяснить, к каким органам растений относятся столоны, клубни, луковицы и корневища.

3. Этап усвоения нового учебного материала.

Организация исследовательской работы учащихся.

Учащиеся класса делятся на группы, по 4–6 человек в каждой группе. Каждая группа должна выполнить вариативные виды заданий, выполняемые на компьютере и по учебнику. Выполнение задания регламентировано по времени. После выполнения каждого из интегративных заданий организуется коллективное обсуждение результатов всеми учащимися класса.

Задание №1 «Изучение строения клубня».

Подготовьте коллективный ответ на вопросы:

1. Из каких частей состоит клубень?

2. Какие функции выполняет клубень?

Для этого:

1. Рассмотрите внешнее строение клубня картофеля. Найдите «глазки», пазушные и верхушечную почки, определите в какой части клубня — в основании или верхушке — их больше.

2. Рассмотрите проросшие клубни картофеля и объясните происхождение проростков.

3. Выясните, какое значение имеет клубень в жизни растения.

Работа на компьютере:

Учащиеся работают с учебным материалом, представленным в электронном учебном пособии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: Уроки биологии Кирилла и Мефодия: Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс»: Тема 06 «Строение и развитие побегов» ― Урок 12 «Разнообразие побегов и их видоизменение» ― «Подземные видоизменённые побеги» ― «Клубни» и по тексту § 22 учебника.

Пример вывода, который ученики записывают в тетрадь после коллективного обсуждения ответов рабочих групп:

Клубень — видоизменённый подземный побег, так как состоит из стебля, листьев, почек. Клубень запасает питательные вещества (крахмал) и выполняет функцию вегетативного размножения.


Задание №2 «Изучение строения корневища»

Подготовьте коллективный ответ на вопросы:

Из каких частей состоит корневище?

Какие функции выполняет корневище?

Для этого:

1. Рассмотрите корневище пырея. Найдите чешуевидные листья, узлы, междоузлия, пазушные и верхушечную почки, придаточные корни.

2. Сравните строение корневища со строением корня.

3. Выясните, какое значение имеет корневище для растения.

Работа на компьютере:

Урок 12 «Разнообразие побегов и их видоизменение» ― «Корневище. Пырей» ― «Корневищные растения» ― «Строение корневища» и по тексту § 22 учебника.

Пример вывода, который ученики записывают в тетрадь после коллективного обсуждения ответов рабочих групп:

Корневище — видоизменённый подземный побег, состоящий из стебля, листьев и почек. Корневище выполняет функции запаса питательных веществ и вегетативного размножения.

Задание №3 «Изучение строение луковицы»

Подготовьте коллективный ответ на вопросы:

Из каких частей состоит луковица?

Какие функции выполняет корневище?

Для этого:

1. Рассмотрите разрезанную вдоль луковицу репчатого лука. Найдите сухие чешуйчатые листья, сочные чешуйчатые листья. Какую функцию они выполняют?

2. Найдите и рассмотрите стебель — донце, верхушечную и боковые почки.

3. Рассмотрите корни, отрастающие от донца. Как они называются? Какую корневую систему образуют?

4. Выясните, какое значение имеет луковица в жизни растения?

Работа на компьютере:

Урок 12 «Разнообразие побегов и их видоизменение» ― «Луковицы» ― «Строение луковицы» и «Луковички-детки».

Пример вывода, который ученики записывают в тетрадь после коллективного обсуждения ответов рабочих групп:

Луковица — видоизменённый подземный побег, состоит из укороченного стебля (донца), листьев и почек. Луковица выполняет функции вегетативного размножения и запасания воды и питательных веществ, служит для выживания в период летней засухи и прогрева почвы.


Следующее задание ориентировано на обобщение полученных учащимися знаний. Оно также как и предыдущие задания, предполагает групповое решение. Результаты его выполнения группой выносятся на коллективное обсуждение всего класса.

Задание №4

Обсудите вопросы и выскажете своё мнение.

1. Оцените, что есть общего в строение всех подземных видоизменённых побегов.

2. Проанализируйте, чем отличаются надземные побеги от подземных.

3. Объясните, почему растения с подземными побегами зацветают рано весной, например, подснежники?

4. Подумайте и объясните, как происходит накопление в клубне, луковице и корневище органических веществ. Где эти вещества первоначально образовались?

4. Этап систематизации и закрепления знаний.

На этом этапе урока учащимся предлагается выполнить следующие задания на компьютере:

Работа на компьютере:

1. Электронный тест

Проверьте свои знания по теме, ответив на вопросы теста. Посмотрите выставленную оценку. Если вы допустили ошибки в тесте, то воспользуйтесь справочной помощью.

Урок 12 «Разнообразие побегов и их видоизменение» – «Тесты».

2. Развивающее задание (задание на развитие познавательных умений).

Познакомьтесь с внешним видом растений, их описанием, определите у них вид подземного видоизменённого побега:

однодольные растения: гусиный лук, ирис аировидный, купена лекарственная, ландыш майский, лилия саранка, пырей ползучий;

двудольные растения: вех ядовитый, иван-чай, калган или лапчатка прямостоячая, крапива, кувшинка белая, петров крест.

Работа на компьютере:

1. Откройте электронное учебное пособие «Природа России».

2. Выберите Справочники ―Фотоальбом ― Царство Растения ― Высшее растения ― Цветковые растения ―Однодольные растения или Двудольные растения.

Изученные растения распределите на 3 группы, по имеющимся у них подземным видоизменённым побегам: клубню, корневищу, луковице и заполните таблицу:


Видоизменённые подземные побеги

Корневище Клубень Луковица

Если на уроке остаётся время, группам учащихся предлагается выполнить вариативные творческие задания, при недостатке времени некоторые из заданий можно задать на дом.

Примеры заданий творческого характера

1. На карточках изобразите луковицу, корневище и клубень (в виде схемы, или комикса, или зашифрованным словом, или граффити, или другое).

2. Используя выданные вам тексты, подготовьте понравившуюся вам информацию о растении и расскажите классу (работа в группах).

Примеры учебных текстов с использованием мифов и легенд, энциклопедического материала и другой информации.


Группам раздаются разные тексты.

Вех ядовитый (Cicula vibrosa) встречается почти повсеместно (по заболоченным берегам водоёмов, болотам). Все части растения, а в особенности корневище, разделённое поперечными перегородками на камеры, содержат токсин, вызывающий сильнейшее, часто смертельное отравления у домашних животных и человека. Древнегреческий философ Сократ, живший в Афинах в V веке до н.э., был приговорён к казни, и в назначенное время выпил чашу растёртой ядовитой цикуты.


Бамбук (Bambusa), семейство злаковые. Одревесневающие стебли (соломины) высотой до 35 м в верхней части сильно разветвлённые, листья ланцетные. Цветки обоеполые, плод зерновка. Обладает мощными корневищами, пускает многочисленные побеги, прирост стебля может доходить до 50-90 см в сутки, ростовой период продолжается около сорока дней. В давние времена в странах Юго-Восточной Азии приготовленных к смерти казнили, положив на ростки бамбука, которые пробивали человека насквозь за несколько часов. Древесина бамбука очень прочная и лёгкая, не подвержена гниению, из неё делают рыболовные удилища, мебель, хижины, посуду. Молодые побеги, и семена бамбука употребляют в пищу, из них готовят восточные лакомства.

Тюльпан (Tulipa), семейство лилейные. Растут в полупустынях, пустынях, степях. Цветут весной. Как только пробуждается пустыня, начинают рыскать по ней тушканчики и суслики, а охотятся они за луковицами тюльпанов, это для них и еда, и влага, которую не так-то просто добыть в пустыне. Да и достать луковицу не просто: вырастая из семечка, крошечная луковичка сразу же начинает углубляться в землю. Что ни год, то глубже. И грызунам приходится основательно потрудиться, чтобы добыть провиант. А триста лет назад в Голландии была настоящая тюльпаномания. Это увлечение перекинулось и в другие страны. За луковицу платили бешеные деньги. Уцелело письмо англичанина, который жаловался на своего повара. Тот не разобравшись, изжарил вместо лука луковицы тюльпана. Блюдо стоило хозяину тысячу фунтов стерлингов.



Гиацинт (Hyacinthus), многолетнее луковичное растение семейства лилейных. Листья собраны в розетку, цветочная стрелка од 40 см, цветки с приятным запахом, в культуре известен с начала 15 века. Размножаются луковицами. В греческих мифах гиацинт — прекрасный юноша, любимец Аполлона. Когда Аполлон обучал юношу метанию диска, бог ветра Зефир направил брошенный Аполлоном диск в голову Гиацинта. Из крови юноши выросли цветы гиацинты.


Нарцисс (Narcissus), многолетнее луковичное растение семейства амариллисовых. Цветки обычно жёлтые или белые, одиночные или по нескольку на верхушке цветоноса. В древнегреческой мифологии нарцисс — прекрасный юноша, сын речного бога Кефма и нимфы Лирионы. Родителям было предсказано, что их сын проживёт до старости, если никогда не увидит своего лица. Нарцисс вырос юношей необычайной красоты, в него влюблялись многие женщины, но он был безразличен ко всем. Когда Нарцисс отверг страстную любовь нимфы Эхо, она от горя высохла так, что от неё остался только голос. Отвергнутые женщины потребовали у богини правосудия наказать юношу. Немезида вняла их мольбам. Возвращаясь с охоты, Нарцисс заглянул в незамутненный источник и, увидев своё отражение, влюбился в него. Он не мог оторваться от лицезрения самого себя и умер от любви к себе. Боги превратили юношу в цветок, названный нарциссом.


Лилия (Lilium), луковичное растение семейства лилейных. Цветки белые, оранжевые, красные диаметром 13-15 см. В Сибири дикорастущая красная лилия, называемая сараной, украшает степные склоны. Луковицы саран мыши заготавливают в огромных количествах. Местные жители, разнообразить меню, добывали эти луковицы прямо из мышиных нор, оставляя часть и запасливым грызунам.

Крапива двудомная (Vrtica dioice), многолетнее растение семейства крапивных. 60-150 см в высоту со жгучими волосками. Корневище ползущее. Двудомное растение — мужские и женские цветки располагаются на разных экземплярах. Листья крапивы богаты витаминами, молодые побеги съедобны. Лекарственное и пищевое растение. Местные жители на Камчатке ещё 200 лет назад изготавливали из крапивы полотно, а потом шили одежду.



Съедобные растения.

Корневище рогоза содержит сахар, крахмал и белок. Из него можно приготовить муку. Для этого корневище тщательно моют и разрезают на кусочки по 1см, затем сушат над огнём до тех пор, пока оно не будет разламываться с сухим треском. Затем всё измельчают в ступке или любым другим удобным способом. Мука из рогоза использовалась в Астрахани для выпечки хлебцев, бисквитов и пряников ещё в начале

XX в.

Иван-чай имеет сладкие корневища, их едят сырыми и варёными. Молодые листья (до цветения) используют в салатах. Иван-чай цветёт с июня до сентября. Листья сушат и заваривают вкусный витаминный чай. Корневище иван-чая, или кипрея, можно высушить и сделать муку.

Корневище тростника сладкое на вкус, раньше его ели сырым, варёным или печёным, он родственник знаменитого сахарного тростника.

В незапамятные времена донские степи назывались Диким Полем. Когда русич отправлялся в далёкое путешествие, зашивал он в мешочек — ладанку корневище кувшинки, вешал себе на шею и надеялся, что этот талисман поможет ему против козней нечистой силы, излечит от недугов. И назвали кувшинку одолень-травой. В народе её ещё называли русалочьим цветком. Кувшинка белая и впрямь что русалка — на ночь в омут прячется, да и днём, если непогода случиться, из воды не выглянет. А в хорошую погоду на воде дивные белые звёзды. С корневищем кувшинки пастухи обходили поле, чтобы ни одна скотина не пропала, не заблудилась. Ратники одолень-траву в ладанке на груди хранили, и стрелы татарские их миновали,— так сказано в летописи.


Пример выполнения задания учащимися:

Принцесса. Жила-была маленькая луковица. Она считала себя принцессой. Только не понимала, почему вокруг неё черви и земля. Особенно она боялась мышей, потому что они могли её съесть, и она старалась углубиться в землю. Потом было очень холодно. Но однажды, что-то произошло, и она увидела Солнце. А рядом были такие же красивые цветы — тюльпаны.



3. Придумайте синквейн о луковице, корневище и клубне.

Примеры выполнения задания учащимися:

Луковица.

Сочная, округлая.

Растёт, углубляется, размножается.

Благодаря луковице тюльпаны рано зацветают весной.

Это видоизменённый подземный побег.

Корневище

Длинное, тонкое.

Распространяется, растёт, ветвится.

Оно есть у пырея - очень вредного сорняка.

Это видоизменённый подземный побег.

Побег

Надземный, подземный.

Растет, запасает, фотосинтезирует.

Состоит из стебля, листьев, почек.

Это сложный орган.


4. Отгадайте кроссворд

1. Декоративное луковичное растение.

2. Овощное растение с клубнями.

3. Стебель луковицы.

4. Процесс, при котором увеличивается количество растений.

5. Видоизменённый подземный побег.

6. Самая высокая трава с корневищем.

7. Тонкий подземный побег.

8. Вредный сорняк с корневищем.

9. Боковые почки луковицы.

10. Жгучее растение с корневищем.

11. Видоизменённый подземный побег.

12. Видоизменённый подземный побег.

13. Растение, имеющее луковицу, состоящую из нескольких деток.

14. Декоративное растение с луковицей.

15. Королевское декоративное растение с луковицей.


Литература:

Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.

Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2005.

Пономарёва И.Н., Кучменко В.С., Симонова Л.В.

Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 кл.: Методическое пособие. — М.: Вентана-Граф, 2002.

Шорина Н.И., Пятутина С.К., Ключникова Н.М.

Биология: Практикум по ботанике. 6-7кл. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.

Биология: Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. М.С.Гиляров. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

Травникова В.В.

Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие. — СПб.: “Паритет”, 2002.

Пономарёва И.Н.

Экология: Книга для учителя. — М.: Вентана-Граф, 2001.

Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.

Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Рабочая тетрадь №1 для 6 класса. — М.: Вентана-Граф, 2004.

Моложавенко В.С.

Тайна о цветах. — М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2005.


3 Выполнение всех приведенных интегративных заданий предполагает использование указанного электронного учебного пособия, поэтому в дальнейшем указывается только конкретные модули программного средства.


Урок с использованием технологии РКМ («Чтение и письмо для развития критичекого мышления)


Начальная школа


Тема: "Глаз", 3 класс.


Приём: "зигзаг", "верите ли вы", "кластер".


Цель урока:

1. Познакомить с новыми понятиями: зрачок, хрусталик, роговица, сетчатка, радужная оболочка.

2. Познакомить со строением глаза.

3. Дать представление о гигиене глаз.

4. Продемонстрировать знание изученной темы.


Литература:

Поглазова О.Т. "Окружающий мир" (учебник), М., ЗАО "ИНПРО-РЕС", 1998г.; Сухарев Ю.Ф. "Природоведение" (методическое пособие к урокам природоведения).

Автор: Н.И. Чибисова, гимназия 177, С-Пб


Ход урока:

На стадии вызова необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изученной теме, активизировать учащихся. Для этого использовать прием "Верные и не верные высказывания". Ученики обсуждают в группах высказывания. Предположение групп выносятся на доску.



высказывание до чтения; после чтения;

1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным.

2. Форма глаза напоминает яблоко.

3. Глаза в сильные морозы мерзнут.

4. Зрачок - это отверстие в глазу.

5. В глазу имеется прозрачная линза.

6. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым.

7. Полезно смотреть на солнце без защитных очков.


Смысловая стадия. На этой стадии необходимо сохранить интерес учащихся к теме при непосредственной работе с текстом. Использую прием "Зигзаг ". Ученики читают текст, отмечают главное, выделяя новые непонятные слова (индивидуальная работа). Затем ученики расходятся по группам в соответствии с цветом квадратика на своём листочке с текстом.


Ученики работают в новой группе, обсуждают текст, составляют опорный конспект.

1-я группа: кластер "Что можно увидеть глазами".

2-я группа: внешнее строение глаза (схема) и значение каждой части.

3-я группа: внутреннее строение глаза (схема).

4-я группа: как видит человек (схема).

5-я группа: сигналы ( как ухаживать и беречь глаза).


На стадии размышления:

1. Ученики возвращаются в прежние группы и по очереди рассказывают свой текст, используя опорный конспект.

Аутотренинг.

2. Защита опорных конспектов. Эксперт рассказывает, остальные ученики добавляют и поправляют, задают вопросы.

3. Возврат к "Верным и неверным высказываниям".


Ученики вновь обсуждают в группах и на основе полученных знаний решают верно или неверно данное высказывание.


Тексты для чтения в группах:

1. Зрение дает человеку в 9 раз больше информации об окружающем мире, чем все остальные органы чувств. Благодаря зрению мы узнаем о форме и размере предмета, о его цвете, движется предмет или покоится, где предмет находится относительно нас: далеко или близко, слева или справа, выше или ниже, спереди или сзади. И, конечно, незаменимым является зрение для чтения книг, для просмотра кинофильмов и TV передач, из которых мы тоже очень много узнаем об окружающем мире. Если заснять на кинопленку все, что человек видит в течение дня, то на это понадобилось бы 20км. Пленки. Глаза позволяют видеть мир красочным и объемным. Именно наличие двух симметричных глаз создает возможность видеть мир объемно, а не плоско, как на фотопленке.


Лучше всего человек видит до 12-ти лет, если у него нет дефектов зрения.


2. Посмотрите как надежно расположен глаз в черепе человека, в специальной выемке - глазнице, защищенной выступами костей. При ударе по глазу эти кости принимают удар на себя.

Кроме того, глаз хорошо защищен веками (верхними и нижними) от попадания в него пыли, насекомых, мелких предметов.

Веки на своем краю снабжены волосками - ресницами. Ресницы очень нужны глазу - при попадании в глаз каких-либо частиц, они прежде всего касаются ресниц, и глаз мгновенно закрывается.

Веки защищают глаза от слишком яркого света и его вспышек.

Посмотрите внимательно и достаточно долго друг на друга. Вы заметите, что веки время от времени смыкаются и быстро расходятся - мы моргаем.

Почему человек моргает?

Под веками у человека находятся специальные железы, выделяющие влагу. Этой влагой глаз смазывается, и веко легко скользит по глазу. Как только влага подсыхает, веко снова его смазывает, сделав моргающее движение. При этом с поверхности глаза удаляется попадающая туда мелкая пыль.

Есть еще защита глаз - это слезы. Они вымывают соринки и убивают микробы. В сутки у человека выделяется обычно около одного кубического сантиметра слез.

Брови над глазами оберегают их от капелек пота, которые порой текут со лба. Глаза никогда не мерзнут. У них нет нервных окончаний, чувствительных к холоду.


3. Сам глаз представляет собой круглое тело - ГЛАЗНОЕ ЯБЛОКО. Оно очень подвижно и может быстро поворачиваться.

В передней части глазного яблока есть РАДУЖНАЯ ОБЛОЧКА, которая достается нам по наследству от наших родителей. От этого зависит цвет глаз (голубые, черные, серые, карие).

Определи цвет глаз соседа.

Но вот что интересно - не бывает красных, оранжевых, желтых глаз. Радужная оболочка играет роль штор в глазах и пропускает внутрь столько света, сколько нужно. Свет в глаз попадает через специальное отверстие в радужной оболочке - ЗРАЧОК. При ярком свете зрачок сужается и становится крохотным, а при слабом свете расширяется.


За зрачком в глазу имеется прозрачная линза, напоминающая увеличительное стекло. Линза - это ХРУСТАЛИК. Хрусталик собирает лучи, которые идут от всех тел и предметов, видимых нами, и направляет их на дно глазного яблока - СЕТЧАТКУ. На сетчатке располагаются чувствительные нервные волокна. Поворачивают глаз вверх, вниз, влево и вправо ГЛАЗНЫЕ МЫШЦЫ. Снаружи глаз покрыт прозрачной роговой оболочкой - РОГОВИЦЕЙ.


4. Окружающие нас тела либо отражают свет (как, например: цветок, здание, человек), либо излучают его сами (как солнце, свеча, электрическая лампочка). И если лучи света попадают в наши глаза, то мы их видим.

Разные предметы расположены от нас поразному - близко и далеко. Поэтому лучи в глаз проходят поразному. Чтобы направить эти лучи точно на дно глаза - сетчатку, хрусталик постоянно изменяет форму? То становится выпуклым, то плоским и делает это мгновенно при переводе взгляда с ближних предметов на дальние.

Само глазное яблоко тоже очень подвижно и может быстро поворачиваться во все стороны.

И так, роговица и хрусталик, изменяя ход лучей, формируют изображение на сетчатке глаза. Здесь нервные волокна воспринимают световую информацию. По зрительному нерву это информация проходит в мозг, который дает нам зрительное ощущение размера, формы, цвета, расположения и движения предмета.

Удивительно, что изображение рассматриваемого предмета на сетчатке получается перевернутым. Но мы видим все нормально! И благодаря мозгу. Новорожденные дети первые дни своей жизни видят все "вверх ногами", и одну- две недели мозг учится все "ставить на ноги".


5. Острое зрение нужно всем людям. Чтобы сохранить свое зрение до глубокой старости, нельзя читать лежа и при плохом освещении.

Свет должен освещать книгу или тетрадь слева. Книга или тетрадь должны находиться от глаз на расстоянии наилучшего зрения - 25 - 30 см. это легко проконтролировать: если поставить руку на локоть, тогда глаза должны быть на уровне большого пальца руки. Лучше, если книга будет наклонена. Через каждые 20-30 минут чтения надо делать небольшой перерыв, чтобы дать глазам отдых.


Не смотрите на солнце или яркие электрические лампы без защитных очков. Это вредно!

Никогда не трите глаза руками: при этом можно занести грязь м микробы. Глаза можно вытирать только чистым полотенцем или платком.

Не держите острые предметы около глаз.

При заболевании глаз всегда обращайтесь к врачу.

Не смотрите долго телевизионные передачи.

Все это отрицательно влияет на зрение.


Урок с использованием технологии РКМ («Чтение и письмо для развития критичеого мышления»)

Информатика


Тема: "Поиск и анализ информации в Интернет. Наводнения в Санкт-Петербурге.",


Приёмы: "таблица-синтез", "кластеры", "зигзаг"


Цель урока:

Познакомиться с источниками информации непосредственно связанными с данным природным явлением, используя возможности Интернет:

1. Используя поисковую систему ЯНДЕКС построить систему кластеров по технологии ЧПКМ, с помощью которой описать различные грани данной проблемы;

2. Проанализировать полученные источники информации.


Литература:

Авторы: Е.В. Сидорова, гимназия 177, С-Пб.


Ход урока:

На стадии вызоваучащиеся осуществляют первичный поиск информации с целью определения отправной точки информационного пространства. В данном случае учащиеся получают очень много ссылок.


Стадия осмысления. В ходе обсуждения полученных результатов и подготовки к построению кластеров можно заполнить таблицу-синтез (либо в тетради, либо в Word или Excel).

В столбце К-во можно ограничиться следующими обозначениями "1"-одна, "2"-несколько, "+"-много, "++"-слишком много.


Тип источника инф-ии (сайта)

Прогнозы погоды от РГГМУ (гидрометеорологического университет)

http://www.sici.ru/forecasts

http://www.sici.ru/forecasts/for_nav.asp

Прогноз погоды в Санкт-Петербурге…


http://www.nwmet.nw.ru/flood30.html Спутниковые карты и прогнозы др. метеослужб.

http://www.rg.ru/oficial/doc/federal_zak/fed_pril_5.htm

http://cil.pu.ru/lcp/LR_3PFI.HTM Разделы: речной транспорт, водное хозяйство Расход по отдельным статьям ф/бюджета +

http://mk.peoples.ru/rus/water/flood/rus/leningrad.html Интересный сайт "Мир катастроф" 1

http://courier.com.ru/priroda/pr0400new1.htm Последнее наводнение, последствия

http://www.ecolog.nw.ru Экология 2 Администрация С-П.

http://www.government.spb.ru/gorspr/sprr_3.htm Историческая и географическая справка 1


Построение первого уровня кластеров, по заполненной таблице.

Эта гроздь будет основой визуализации многогранности проблемы.

Проанализировав Контекст учащиеся систематизируют полученную информацию, компонуя её по категориям.

В результате получаем спектр подтем изучаемой темы "Наводнения в Санкт-Петербурге":


Стадия рефлексии. Заполнение и расширение кластеров, работа в группах (до 10-15 минут) Класс делится на группы по количеству полученных ответвлений первого уровня (в данном примере их 7). Каждая группа прорабатывает отдельную подтему. Уточняя ключевые слова запроса, ведя расширенный поиск, меняя поисковую систему каждая группа заполняет свою часть общей таблицы. В ходе такой работы собирается информация по своему разделу (подтеме), таким образом члены одной группы становятся экспертами по заданной теме. В результате работы таблица ссылок может быть дополнена.


Ссылки Комментарии

http://www.infopiter.ru/piter/data4.html Географическое положение С-П, причины наводнений

http://www.crashes.narod.ru Мир Катастроф (видео) за 1998-2000 гг.,(наводнения в С-П не упоминаются.)

http://www.politic.donetsk.ua/Masson/text011.shtml История. Отношение Александра I и Аракчеева к последствиям наводнения 1824г.

Выступление главных экспертов перед классом (10 минут) подведение итогов работы построение всей грозди.

Учащимися исследован спектр смежных под тем заданной темы "Наводнения в Санкт-Петербурге", освещённых с различной степенью полноты в глобальном информационном пространстве Интернет. Любая из них может быть темой отдельной исследовательской работы, набросок которой уже сформирован, источники информации обозначены. В качестве источников информации в данном случае речь идёт не только об электронных источниках сети.


Развитие творческих способностей на уроках физики

Автор: И.В. Лопаткина, учитель физики МОУ «Гуманитарный лицей» г. Пскова

Основная цель исследовательской деятельности детей — развитие личности, которое происходит путем формирования следующих обще-учебных навыков в ходе исследования:

- необходимость формирования привычки к реалистическим оценкам исследовательских проблем и полученных результатов;

- преодоление одномерного подхода к проблемам, (принцип «смотреть шире!»);

- отход от шаблонности, сводящей деятельность к простой констатации фактов;

- готовность к пересмотру привычных представлений, если новые факты не укладываются в старые схемы.

В процессе выполнения индивидуального или группового творческого задания развиваются такие важные качества личности, как самоорганизация, развитие творческих способностей, реализуется потребность в общении со сверстниками, а также через укрепление интереса к изучаемому предмету, достигается эффект «углубления познания». «Прежде старайся исследовать вещи, находящиеся вблизи тебя, затем те, которые удалены от твоего зрения» - данное изречение Пифагора Самосского как нельзя подходит для описания процесса изучения физики в средней школе. В учебных программах заложены практические и лабораторные работы учащихся по всем темам школьного курса. Как правило, к практическим и лабораторным работам предлагаются инструкции по выполнению данных работ, на таких уроках закладываются первичные навыки экспериментатора. В своей работе в школе я часто использую еще один вид уроков – практикумов, которые называю «уроки мини-лаборатории». Задания для таких уроков отличаются от обычных лабораторных работ оригинальностью формулировок, отсутствием прямых инструкций по выполнению, использованием в качестве экспериментального оборудования «подручного» материала, необычностью предлагаемых исследований. Данные уроки проводятся как уроки повторения или уроки обобщения по изучаемым темам. Приведу несколько возможных форм проведения таких уроков.


«Урок одной задачи» (на примере разработки «Плотность»)

Используется групповой метод работы. Каждая группа получает свою творческую задачу, которую нужно решить, проводя практические измерения. В группе обсуждаются способы решения задачи, необходимое оборудование для ее решения. Итог работы группы представляется на отдельном листе, с подробным описанием решения задачи. Группа представляет классу свое решение задачи, отвечает на вопросы класса.

Оценивание работы: - метод решения задачи,

- правильность решения,

- оформление задания,

- отчет перед классом,

Одинаковую оценку по итогам работы получают все участники группы.


Исследовательский урок – обобщение (на примере разработки «Атмосферное давление»)

Используется групповой метод работы. Каждой группе выдается маршрутный лист исследования с описанием предлагаемых экспериментов и необходимое оборудование. Группы работают автономно, выполняя инструкции маршрутного листа, проводя все предложенные эксперименты, заполняя «лабораторный дневник». В конце урока подводятся итоги работы групп, где каждая группа отчитывается по проведению и объяснению одного эксперимента в порядке очереди. Исправления в «лабораторном дневнике» не допускаются.

Оценивание работы: - оформление «лабораторного дневника»,

- правильность объяснения эксперимента.

Одинаковую оценку по итогам работы получают все участники группы..



<< предыдущая страница   следующая страница >>