litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 4 5 6 7 8


Программа предназначена для учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных учебных заведений естественно-научного, физико - математического и других профилей. Курс базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении химии, физики, биологии, математики в основной и старшей общеобразовательной школе.


Содержание элективного курса «Введение в нанотехнологии» носит, в том числе, общеобразовательный и развивающий характер. Элективный курс «Введение в нанотехнологии» позволяет продемонстрировать ряд методологических идей, способствующих активизации, структурированию и развитию мыслительной деятельности учащихся. Эти методологические идеи обладают возможностью переноса из одной области знания в другую, что позволяет сделать вывод об их общем характере, способствует формированию общих учебных умений и способов действий. К выделенным методологическим идеям относятся идеи о:


* уровневой организации материи. К традиционным уровням организации материи (микроуровню – уровню атомов и молекул и макроуровню - уровню вещества) добавляется новый наноуровень, занимающий граничное положение и обеспечивающий уникальные свойства наночастиц и нанокластеров;

* эффектах пограничного состояния. Расположение уровня наночастиц и нанокластеров на границе между макро- и микромиром позволяет достичь уникальных пограничных физических, химических, биологических свойств;

* переходе количественных изменений в качественные. Демонстрация существенного изменения свойств нанокластеров и наночастиц при незначительном изменении числа атомов, входящих в их состав;

* возможности самоорганизации открытых систем. Открытые системы, к которым относятся и биологические объекты, имеющие возможность обмениваться с окружающей средой веществом, энергией, знанием, получают возможности для самоорганизации и упорядочения;

* возможностях решения одной задачи множеством различных способов (задача одна – стратегий множество);


* возможностях получения огромного количества материалов с разнообразными свойствами, исходя из многообразия структурных материалов и способов их укладки;

* различии свойств структурных элементов, связанных с их разной локализацией: на поверхности материала или в его более глубоких слоях (разная локализация – различные свойства);

* опасности новых технологий (новые технологии – новые опасности). Любая новая технология наряду с несомненным позитивным компонентом несет и негатив, опасности, связанные с травматизмом, заболеваниями, ущербом окружающей среде и т. д.


Элективный курс состоит из 8 достаточно независимых тем и рассчитан на обучение в объеме от 16 до 32 учебных часов. Согласно представленному тематическому планированию он включает инвариантную и вариативные части. Содержание данного курса соответствует приоритетным задачам современного образования, предполагающим формирование таких качеств выпускника, как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Поставленные задачи требуют корректировки не только содержания образования, но и совершенствования технологии обучения, внедрения передовых методических приемов.


Содержание данного курса соответствует приоритетным задачам современного образования, предполагающим формирование таких качеств выпускника как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Поставленные задачи требуют корректировки не только содержания образования, но и совершенствования технологии обучении. В пособии даны методические рекомендации по преподаванию 8 тем программы. Эти рекомендации имеют единую структуру и включают описание:


* темы;

* цели;

* задач;

* программных вопросов;

* ведущего метода обучения;

* материалов и оборудования;

* базовых (опорных) понятий;

* формируемых (основных) понятий;


* содержательного плана урока;

* словаря используемых терминов;

* контрольных вопросов;

* заданий для закрепления знаний;

* творческих заданий;

* списка литературы по модулю.


Цели и задачи изучения дисциплины

Цели:

* дать ученику возможность ознакомиться с новой отраслью знаний – нанотехнологией и, в частности, нанохимией, оценить свои склонности и интересы к данной области знания, а также прийти к мысли о важности фундаментальных естественных наук, их взаимосвязи между собой и практическом использовании полученных знаний;

* помочь учащемуся в выборе будущего профиля обучения для реализации своих интеллектуальных и творческих способностей.


Задачи:

* сформировать понятия «нанотехнология» и «нанохимия». Показать междисциплинарный характер нанохимии, ее перспективы для реализации потребностей человечества;

* обосновать фундаментальные принципы, лежащие в основе нанохимии;

* познакомить учащихся с основными методами исследования в нанохимии;

* познакомить учащихся с применением основных достижений нанохимии;

* познакомить учащихся с различными направлениями наноматериаловедения: нанопорошками, полупроводниковыми устройствами, углеродными материалами (нанотрубками, кольцами, фуллеренами), высокопрочными нанокристаллическими и аморфными материалами, негорючими нанокомпозитами на полимерной основе, материалами для изготовления устройств сверхплотной записи информации, нанопористыми материалами для химической и нефтехимической промышленностей, топливными элементами, электрическими аккумуляторами и другими преобразователями энергии, устройствами для хранения энергии, полимерными материалами;

* показать возможность распространения методов нанотехнологии в область живой материи (фармацевтика, целевая доставка лекарств и протеинов, биополимеры и заживление биологических тканей, клиническая и медицинская диагностика, создание искусственных мускулов, костей, имплантация живых органов, регистрация и идентификация канцерогенных тканей, патогенов, биосовместимые ткани для трансплантации, лекарственные препараты);


* продемонстрировать взаимосвязанность и взаимообусловленность естественных и технических наук, синергетику их интеграции в нанотехнологиях.


Требования к уровню освоения дисциплины

Ученик должен:


иметь представление:


* о фундаментальном единстве естественных наук, незавершенности естествознания и возможности его дальнейшего развития;

* о соотношениях порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения объектов, переходах в неупорядоченное состояние и наоборот;

* об основных нанохимических системах и нанопроцессах;

* о возможности использования основных достижений нанохимии для реализации потребностей человечества.

знать:

* основы нанотехнологии и нанохимии, основные принципы нанохимии и методы ее исследования;

* основные достижения нанохимии, уникальные свойства наноматериалов, их применение и перспективы развития этой отрасли науки;

* о роли нанохимии в решении общечеловеческих проблем (экологических, медицинских, технологических и др.).


уметь:

* выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний, писать рефераты;

* принимать участие в дискуссиях и отстаивать свою точку зрения.

приобрести навыки:


* самостоятельной работы с учебной, научной и справочной литературой;

* вести поиск и делать обобщающие выводы.


Содержание курса

Основные объекты и понятия нанотехнологии.

Нанохимия. «Нанотехнология», «нанохимия», объекты нанометровых размеров, законы квантовой механики и классической физики, шкала размеров объектов наномира, наносистемы, кластеры, наноматериалы, наночастицы, характеристика нанообъектов по размерному признаку. Прикладная нанохимия, теоретическая нанохимия, экспериментальная нанохимия, перспективы развития нанотехнологии и нанонауки: задачи крактосрочных, среднесрочных и долгосрочных проектов.



Объекты нанохимии и уникальные свойства наночастиц.

Наносистемы. Классификация объектов нанохимии: наночастицы из атомов инертных газов, наночастицы металлов, нанотрубки, фуллерены, ионные кластеры, фрактальные кластеры, молекулярные кластеры. Примеры уникальных свойств некоторых наночастиц: серебро, оксид цинка, диоксид кремния. Химические нанореакторы: щелочные и щелочноземельные металлы, переходные элементы, элементы 8-й группы, подгруппа меди и цинка, подгруппа бора.


Химическая связь и квантоворазмерные эффекты наночастиц.

Виды химической связи, действующей в наносистемах: ионная связь, ковалентная связь, металлическая связь, водородная связь, Ван-дер-ваальсовы взаимодействия. Валентность. Кристаллическая решетка, диполь-дипольное взаимодействие. Магнитные характеристики наночастиц, ферритин.


Получение наночастиц.

Диспергационные и конденсационные методы. Стабилизатор наночастиц. Магические числа. Электровзрывной метод получения наночастиц. Консервация наночастиц. Химический синтез наносистем. Особенности химических свойств наночастиц и нанокластеров. Химическое восстановление для получения наночастиц металлов в жидкой фазе. Реакции в дендримерах. Радиационно-химическое восстановление. Фотохимический синтез. «Золь-гель» метод. Методы получения наночастиц металла.


Наноматериалы и перспективы их применения.

Факторы, определяющие уникальные свойства наноматериалов. Уникальные свойства наноматериалов. Нанопорошки. Аморфное состояние. Аморфно-нанокри-сталлическое состояние. Нанопористый углерод. Полимерные нанокомпозиты. Нанокомпозиты с сетчатой структурой. Слоистые нанокомпозиты. Нанокомпозиты, содержащие металл или полупроводник. Молекулярные нанокомпозиты. «Умные» наноматериалы. Биомимитические наноматериалы (биомиметики). Ферромагнитная жидкость.


Особая роль углерода в наномире.

Фуллерены. Молекулы фуллеренов С60 и С70. Галогенирование фуллеренов. Свойства хлорпроизводных фуллерена. Оксиды фуллерена. Фуллерены с внедренными частицами металлов. Фуллериты и их свойства. Углеродные нанотрубки, графен, получение углеродных наноструктур, электродуговое распыление графита, лазерное испарение графита, метод химического осаждения из пара (каталитическое разложение углеводородов), радиочастотное плазмохимическое осаждение из газовой фазы и рост при высоком давлении и температуре.



Медицинская и экологическая нанохимия.

Квантовые точки и их роль в диагностике. Сенсоры пероксида водорода. Сенсоры pH. Экспресс-анализаторы. Роль нанокапсул и наносфер в терапии рака, гепатита, ВИЧ. Биологическая усвояемость. Криохимические технологии в наномедицине. Наночастицы благородных металлов. Нанокристаллические оксиды. Нанотехнологии в борьбе с онкологическими заболеваниями. Фильтрующие мембраны, нанополотенца и др. Создание наночастиц в биологических тканях, однослойные углеродные нанотрубки с адсорбированными антителами. Иммунонаносферы для избирательной фототермической терапии и наносферы для комбинированной терапии рака и обнаружения опухолей. Лечение рака груди с помощью комбинации люлиберина, цитотоксического белка и наночастиц оксида железа. Опухоль-ориентированные системы доставки. Лечение раковых метастазов, фуллерерновые наношарики в терапии рака. Нанохимические технологии и охрана окружающей среды.


Нанохимия и нанобиотехнология.

Направления развития нанобиотехнологии. «Сухие» и «мокрые» нанотехнологии. Получение искусственных наноструктур на основе биомолекул. Наномотор с небиологическими элементами. Генная инженерия. Рекомбинантная ДНК. Метод введения биоматериалов в живые клетки. Моделирование наноструктур с использованием молекул нуклеиновых кислот.

Интернет ресурсы

1. http://www.nanoindustries.com

2. http://www.nanometer.ru

3. http://www.nanotechweb.org

4. http://www.nature.com

5. http://www.newchemistry.ru

6. http://www.polit.ru

7. http://www.sciam.ru

8. http://www.vjnano.org


В качестве проектов могут быть представлены:

1. Материальные или компьютерные модели (3D) кластеров, фуллеренов (С60, С70 и др.), производных фуллеренов, нанотрубок, графенов и других объектов нанохимии.

2. Литературные работы в прозе и стихах.

Примерные темы литературных работ:


1. Нанотехнологии: катастрофа или развитие?

2. Наномир: за гранью невидимого.

3. Чудесные свойства наночастиц.

4. Покупайте наноавтомобили!

5. Можно ли создать наночеловека?

6. Нановода и наноеда.

7. Один день в мире нанотехнологий.

8. Архитекторы наномира.

9. Наночастицы – невидимые друзья.

10. Нанотехнологии: можно ли остановить прогресс?

11. Нанотехнологии в школе.

12. Нанотехнологии и медицина будущего.


Задание 107

Важную роль в распространении эффективного опыта изучения естественнонаучных дисциплин (как и других предметов) играют сообщения учителей и методистов на педагогических конференциях. Ниже приведены тексты нескольких сообщений на межрегиональной научно-практической конференции «Учителя нашей новой школы», состоявшейся в Ярославле в августе 2010 года. Познакомьтесь с этими сообщениями и обсудите следующие вопросы:

• Какие пути повышения качества естественнонаучного образования можно вынести, исходя из содержания сообщений?

• О каком эффективном опыте изучения естественнонаучных дисциплин могли бы рассказать учителя вашей школы?

• Как лучше построить сообщение об опыте эффективной работы учителя, если слушателями являются его коллеги?


Отечественный опыт работы с одарёнными детьми

Бойко ЕЛ., научный сотрудник научно-

исследовательской лаборатории проблем

допо¬лнительного образования детей

Ярославской области

Динамика социально-экономической и общественной жизни российского государства свидетельствует о возрастающей необходимости своевременного анализа имеющихся интеллектуальных ресурсов общества, среди которых центральное место занимает детская одаренность.

Своевременная профессиональная диагностика, создание условий для стимулирования ребенка с самого раннего возраста к различным видам деятельности, поддержка одаренного ребенка не только в отношении его вьщающихся способностей, но и во всех остальных аспектах его развития, воспитания, в конечном итоге создание благоприятных условий трудовой деятельности и жизнеобеспечения на этапе профессионального и личностного становления могут и должны стать общегосударственной задачей, объединяющей для её решения различные социальные институты, семью, образовательные учреждения, государственные институты, общественные организации, фонды, инициативы заинтересованных граждан.


Уровень развития общественного сознания требует изменения отношения социума к проблеме детской "нестандартности", разработки механизмов адаптации одарённого ребенка в современном обществе, реализации системы мер федерального, межведомственного уровня, которая позволит самореализоваться одарённым детям, а государству и обществу своевременно использовать их творческие возможности, уникальные результаты их деятельности.

В целях сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала страны необходимо поддерживать на государственном уровне решение проблем, обуславливающих создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения их всестороннего развития и образования, адекватных требованиям научно-технического прогресса.

Важнейшим инструментом решения проблем, связанных с созданием условий, обеспечивающих выявление, развитие, адресную поддержку одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, социальную защиту является долгосрочная государственная программа. Федеральная целевая программа "Одаренные дети" - составная часть президентской программы "Дети России", целью которой является обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Задачами подпрограммы являются:

• создание государственной системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий выявления и поддержки одаренных детей, проживающих в сельской местности, населенных пунктах, удаленных от крупных центров культуры, образования, науки;

• координация деятельности базовых центров по работе с одаренными детьми и их поддержка;

• оказание консультационной помощи родителям и педагогам, работающим с одаренными детьми.


Российскими учёными по заданию Министерства образования и науки также была разработана «Рабочая концепция одарённости», которая отражает общую позицию ведущих отечественных специалистов в области психологии одарённости, дающую единую теоретическую базу для решения ключевых проблем одарённости: определении одарённости, её видов, путей идентификации.

В настоящее время разрабатываются краевые, отраслевые, республиканские, городские и другие программы и подпрограммы по работе с одаренными детьми. Проходят апробацию и успешно реализуются такие программы как «Одаренные дети Кубани», «Одаренные дети Адыгеи», «Одаренные дети Калмыкии», «Одаренные дети Астраханской области», «Одаренные дети Орловщины», «Одаренные дети Смоленщины», «Одаренные дети Брянщины» и т.д..

Наблюдается тенденция к созданию системы выявления, обучения и развития одаренных детей.

В целях выявления одаренных детей разрабатываются методики, которые формируются в банки методического обеспечения, способные удовлетворить потребности педагогических кадров в диагностическом инструментарии. Проводится диагностика условий обучения одаренных детей, планирование и прогнозирование деятельности по их обучению.

Активно используются российской педагогической практикой традиционные и инновационные формы работы с одарёнными детьми: дни науки, научные общества, предметные олимпиады, научно-практические конференции, научно-исследовательские и творческие проекты, форумы, семинары, курсы, мастер-классы, конкурсы и фестивали, смотры, слеты, учебно-тренировочные сборы, спортивные соревнования, интеллектуальные, деловые и ролевые игры, мастерские и лаборатории, экологические рейды, фольклорные экспедиции, предметные турниры и бои, очно-заочные школы, летние многопредметные школы, школы-интернаты, школы-семинары, школы-фестивали, лагеря, инновационные курсы углубленного изучения предметов, стажировки, факультативы, спецкурсы, профильные классы, творческие студии, выставки творческих работ и др.


Интересен опыт работы летнего учебно-оздоровительного лагеря «Сэлэт» в Татарстане, летней многопредметной школы в Чувашии, лагеря «Таир» и национальной школы-интерната для одаренных детей в Марий Эл, очно-заочных профильных школ в Мордовии, летней творческой школы в Нижегородской области, заочной физико-технической школы «Поиск» в Оренбургской области, ассамблеи «Шаг к успеху в Самарской области, летней школы «Созвездие» в Саратовской области, школы одаренных детей г. Тамбова, дистанционного обучения для детей с ослабленным здоровьем в Тульской области. Всероссийскую известность приобрела игра-конкурс «Русский медвежонок -языкознание для всех». Пользуются популярностью Уральские турниры юных математиков, Кубок памяти А.Н. Колмогорова в Кировской области. На всей территории Российской Федерации создаются и функционируют ученические научные общества и культурно-досуговые центры.

На современном этапе развития образования создаются условия для организации базовых и экспериментальных площадок, разрабатываются и внедряются инновационные программы по работе с одаренными детьми («сквозные», развивающие, индивидуальные, специализированные, авторские). Одаренные дети включаются в проектную деятельность. Организуется работа инновационных образовательных учреждений, экспериментальных центров и лабораторий. Разрабатывается инновационные программы дистанционной поддержки одаренных школьников в виде дистанционных курсов и дистанционных мастер-классов с использованием технологий медиатрансляции и тематического Интернет-форума. Проводятся Интернет-олимпиады и форумы. Организуются инновационные курсы углубленного изучения предметов.

Наблюдается тенденция к интеграции учреждений образования и других сфер деятельности для расширения образовательного пространства одаренных детей. В этой связи осуществляется отбор учреждений и организаций разного уровня. Среди них: дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, учреждения дополнительного образования, начального, среднего и высшего профессионального образования, молодежные центры, научные и методические центры, общества, специализированные государственные образовательные учреждения (гимназии-интернаты, лицеи интернаты, центры одаренных детей, общественные организации. Данные учреждения постепенно включаются в сетевое взаимодействие.


Особый интерес представляет опыт создания специализированных учебных заведений различных типов для интеллектуально-одаренных детей: учреждение дополнительного образования детей «Интеллект» г.Владикавказа, центр дополнительного образования «Одаренный школьник» в Кировской области, центр одаренных детей в Нижегородской области, центр работы с одаренными детьми в Ульяновской и Тамбовской области, центр дополнительного образования детей «Одаренный школьник» в Костромской области, Областной научно-методический центр по работе с одаренными детьми «Интеллект» в Курской области, Смоленский областной Центр развития творчества детей и юношества. В Дагестане на непедагогических факультетах вузов и педагогических колледжах совместно с Советом ректоров вузов включаются курсы развития одаренности школьников в программы обучения.

В ряде регионов России осуществляется взаимодействие учреждений, работающих с категорией одарённых, и Институтами, занимающимися подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров.

Заслуживает внимания отработка механизма интеграции образовательных учреждений с вузами, где возможно зачисление одарённых детей на основании результатов конкурсов, олимпиад без экзаменов, использование лабораторий вузов, создание экспериментальных площадок.

Таким образом, в условиях интеграции учреждений разных типов перед одарёнными обучающимися открывается перспектива самосовершенствования и индивидуального развития таланта.

Для выявления проблем, контроля и анализа деятельности по работе с одаренными детьми, определения степени её эффективности подбираются и создаются методики диагностики и развития одаренных детей, карты мониторинга. Известен опыт мониторинговой деятельности в Дагестане, республике Марий Эл, Центральном Федеральном округе и других регионах России.

В настоящее время условием эффективности работы с одарёнными детьми является развитие системы комплексного научно-методического, кадрового, материально-технического обеспечения и социальной государственной поддержки.


Научно-методическое обеспечение представлено фундаментальными и прикладными психолого-педагогическими разработками, развивающими, «сквозными» и другими образовательными программами, методиками развития одаренности и технологиями отслеживания результатов работы. Издаются сборники материалов научно-практических конференций, методических рекомендаций и пособий, статей, журналов, книг, посвященных работе с одаренными детьми (энциклопедия «Одаренные дети - будущее России», журнал «Одаренные дети» и др.). Создаются библиотеки «Одаренные дети», где содержится научная, учебно-методическая и практическая литература, пособия, журналы по работе с такой категорией детей.

К построению системы работы с одаренными детьми привлекаются научные работники высших учебных заведений и институтов развития образования.

Всё большую практическую значимость приобретает создание научных и методических центров, пример которых представлен в Белгородской, Курской, Тамбовской, Орловской и других областях.

Для достижения положительных результатов в работе с одарёнными детьми проводится грамотная кадровая политика - реализуется системный подход к работе по подготовке, повышению квалификации и переподготовки педагогических кадров через организацию обучающих семинаров, тренингов, лекций, стажировок, консультаций и других разнообразных форм. К работе привлекаются специалисты разных сфер и уровней общественной структуры: ученые-психологи, воспитатели, педагоги-практики, социальные педагоги, руководители образовательных учреждений, представители общественных организаций, Минобразования и Миннауки и другие специалисты. Таким образом, создаются предпосылки для возникновения педагогического сообщества по работе с одаренными детьми.

На территории РФ наблюдается стремление к укреплению материально-технической базы, выражающееся в приобретении материалов и инструментов для обеспечения учебного процесса образовательных учреждений дополнительного образования детей, спортивных учреждений, учреждений культуры, работающих с одарёнными детьми.


Объём информационных ресурсов увеличивается за счёт:

• пополнения Федерального банка данных «Одаренные дети»;

• создания банка данных образовательных программ, Интернет-страничек, форумов (ежегодный форум «Надежда Башкортостана») и сайтов о работе с одаренными детьми (www.odardeti.ru);

• привлечения внимания общественности и средств массовой информации к проблемам обучения и воспитания одаренных детей;

• проведения Интернет-олимпиад;

• оказания консультационной помощи и проведения просветительской работы по вопросам детской и подростковой одаренности;

• создания системы оперативного обмена информацией и опытом (конференции: «Юность - науке и технике», Удмуртия; «Ломоносовские чтения», Башкортостан; «Интеллектуальное будущее Мордовии»),

- организации центров реализации компьютерных программ (Марий Эл);

- создания фондов работы с одаренными детьми («Интеллектуальный родник», Татарстан);

- организации серии информационных бюллетеней и фильмов «Одаренные дети» (Кировская обл.).

Работа с одарёнными детьми была бы мало эффективна без социальной и государственной поддержки.

Государство на федеральном уровне:

• обеспечивает права, свободы и социальную защиту и поддержку одаренных детей;

• учреждение специальных премий, стипендий, грантов, призов для поддержания талантливой молодежи;

• содействие в организации выставок, концертов, конкурсов и других мероприятий;

• помощь в организации печатных изданий и творческих работ;

• поддержка одаренных детей из сельских районой и малоимущих семей;

• финансирование участия одаренных детей в конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях;

• целевая поддержка образовательных учреждений, ведущих работу с одаренными детьми;

• поддержка талантливых педагогов;

• адресная поддержка одаренных детей;


• содействие формированию конкурентоспособной личности. На региональном уровне осуществляется.

• поддержка организаций, работающих с одаренными детьми (Башкортостан);

• выделение дополнительных финансовых средств на выплату премий для поддержания талантливой молодежи (Адыгея - 10 премий, Центральный ФО);

• учреждение премий президентов малых республик (Дагестан, Северная Осетия);

• учреждение губернаторских стипендий, стипендий департамента по культуре и искусству (Оренбургская обл., Ярославская обл., Тульская обл.)

• поддержка одаренных детей из малоимущих семей (Дагестан - предоставление возможности обучения таких детей за рубежом);

• поддержка особо одаренных детей (Оренбургская обл.)

• создание условий для психологической защищенности личности (Марий - Эл);

• поддержание семейной, заботливой, доброжелательной атмосферы (Марий -Эл);

• поддержка научных руководителей и консультантов детских научно-исследовательских работ (Удмуртия)

• оказание консультационной помощи педагогам и родителям одаренных детей (Мордовия);

• социальное проектирование (Воронежская обл.).

Организуя деятельность одарённых детей в инновационных формах, применяя новые педагогические технологии и разрабатывая развивающие программы, индивидуальные планы и маршруты, внедряя системы наставничества и научного руководства, повышая квалификацию педагогов, материально-техническое обеспечение, психологическое сопровождение, диагностику условий развития, педагогическое сообщество обеспечивает условия для обучения одаренных детей, создавая благоприятную среду для их развития.

Система работы с одаренными детьми в разных регионах России интенсивно развивается и в каждом из них имеет свои особенности. Изученный опыт работы с одарёнными детьми позволил выявить следующие общие тенденции развития системы работы с одаренными детьми в России: направленность системы на реализацию государственного заказа; организация системы выявления, обучения и развития одаренных детей; развитие инновационных форм и технологий работы с одаренными детьми; организация системы мониторинга результатов работы с одаренными детьми, интеграция учреждений по работе с одаренными детьми; развитие системы обеспечения и поддержки работы с одаренными детьми.



Система работы по выявлению и поддержке одаренных детей в лицее

Павлова Н.И., заместитель директора по учебно-

воспитательной работе, муниципальное

общеобразовательное учреждение лицей №2 г.Рыбинск

Педагогическое кредо лицея № 2 г. Рыбинска - «Интеллект. Развитие. Успех!» и можно утверждать, что в учреждении сложилась своя система работы по развитию потенциально одаренных детей. Образовательная деятельность одарённого ребёнка в лицее включает:

• особенности организации учебной деятельности на всех ступенях обучения;

• психологическую службу по сопровождению одарённого ученика;

• олимпиадное движение;

• Научное общество учащихся - отделение Общероссийской детской общественной организации «Общественная малая академия наук «Интеллект будущего»;

• творческие объединения и центры, кружки;

• сотрудничество с вузами, центрами дополнительного образования, социальными партнёрами.

Работа с одарёнными детьми в лицее строится в соответствии с задачами, определёнными национальной инициативой «Наша новая школа». В учреждении реализуется программа «Одарённые дети», которая способствует формированию персонального образовательного пространства потенциально одарённых обучающихся. Программа разработана педагогическим коллективом для анализа, прогнозирования, организации деятельности лицея и социума по выявлению и поддержке одарённых детей, направлена на создание условий для их самореализации и развития.

Система работы с потенциально одарёнными детьми требует чёткой согласованной работы всех звеньев учебно-воспитательного процесса: и педагогического и детского и родительского коллективов. Требует единой идеологии и единых принципов построения образовательного и развивающего пространства с определённым организационным управлением. В лицее общее руководство осуществляет координатор программы «Одарённые дети», который анализирует и обобщает результаты реализации программы в соответствующих разделах, ведёт базу одарённых школьников, координирует работу всех методических кафедр, организует сетевое взаимодействие педагогов, семинары по проблемам и перспективам работы с одарёнными детьми, создаёт условия для профессионального роста учителей по данному направлению.


<< предыдущая страница   следующая страница >>