litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 5 6 7 8


Организационное управление программой «Одарённые дети» можно представить следующей схемой:

Обучающиеся МОУ лицей №2 г. Рыбинска - потенциально одарённые дети

Научно-методический совет ОУ

Методические кафедры Психологическая служба Научное общество учащихся


Координатор программы «Одарённые дети»

руководитель научно-методического совета


Поддерживающие структуры - социальные партнёры

Интернет-сообщества ОДОО

«Интеллект будущего» г. Обнинск ЦОШ

«Олимп»

г.Ярославль РГАТА

ЯрГУ

ЯГПУ Попечительский совет лицея, родительская общественность Центры дополнитель¬ного образо-вания детей: «Молодые таланты», «Солнечный» г. Рыбинск ОКБ-1 НПО «Сатурн» г.Рыбинск

Развитие потенциально одарённых детей является частью работы методических кафедр и научно-методического совета лицея. В основе данной работы лежит ключевая идея «От учителя - исследователя к исследователю-ученику». Мы разделяем мнение немецкого педагога А.Дистервега, который говорил, что «Плохой учитель преподает истину, хороший учит ее находить». Ежегодно проходит научно-методическая конференция, где учителя защищают свои проекты, исследовательские работы по различным областям педагогики, методики преподавания, знакомятся с методическим инструментарием, направленным на создание оптимальных условий для развития одарённого ребёнка. К компетенции научно-методического совета (НМС) относится организация и проведение семинаров, конференций, обеспечение разработки индивидуальных образовательных программ, совершенствование методики формирования познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной видов деятельности. Так, вопросы развития детской одарённости рассматривались на таких НМС как «Роль и место новых профессиональных позиций и социальных ролей педагогов в модели мультипрофильной школы» (2008), «Современная модель лицейского образования» (2009), «Роль учителя в развитии индивидуальности обучающегося» (2010).


Опыт работы педагогов лицея, разработанные методические продукты востребованы в педагогическом сообществе. Например, на городской Ярмарке инновационных продуктов (2006), был представлен мультимедийный диск «Организация Научного общества учащихся», выпущенный нашим образовательным учреждением. Любой учитель или администратор, вовлеченный в интеллектуально-творческую деятельность, мог познакомиться с нормативными документами, регламентирующими деятельность НОУ, методическими рекомендациями по подготовке и оформлению научно-исследовательских работ, системой оценки, сборником программ конференций прошлых лет, лучшими докладами и презентациями исследовательских работ учащихся по секциям. На городском семинаре-практикуме «Организация образовательной деятельности одарённого ученика» (2006) была проведена презентация брошюры «Использование олимпиадных задач в формировании математических способностей», учителя посетили открытые занятия кружка «Математика в задачах» для пятиклассников и спецкурса для учащихся 10-11 классов. На региональном семинаре «Ресурсы повышения качества химического образования (из опыта работы лицея)» (2010) обсуждались вопросы организации образовательной деятельности одарённых детей в области химических знаний, олимпиадная подготовка, исследовательская и проектная деятельность, возможности дистанционного обучения.

Психологическое сопровождение программы «Одарённые дети» - необходимое условие её успешной реализации. Овладение психологическими знаниями позволяет учителю эффективнее строить свою педагогическую деятельность с потенциально одаренными учениками, творчески подходить к решению стратегических задач, чтобы получить, в конечном счёте, нужный, прежде всего детям и нашему обществу результат. Психологическая служба лицея обеспечивает:

• консультирование педагогов и родителей по вопросам выявления, поддержки и социализации потенциально одарённых детей;

• психологическое сопровождение школьников, обучающихся по программам повышенной сложности;


• психологическую экспертизу и сопровождение авторских учебных программ и инновационных образовательных технологий, применяемых при работе с потенциально одарёнными детьми;

• участие в проектировании и реализации образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей учащихся.

Образовательная программа лицея предоставляет возможности для самореализации обучающихся на всех ступенях обучения, способствует раскрытию их творческого потенциала. Большую роль в этом играет система развивающего обучения Эльконина - Давыдова. Внимание и поддержку потенциально одарённые дети получают уже с самого раннего возраста. В начальной школе реализуется модуль программы «Одарённые дети. Первые шаги».

Эффективной работе с одаренными детьми способствует модель мультипрофильной школы, которая предполагает вариативность обучения, в 8-11 классах ведется профильное (углублённое) изучение математики, информатики, физики, химии, биологии, русского языка и истории. В рамках инновационной работы на протяжении нескольких лет образовательное учреждение реализует идею индивидуализации образования, создания условий для формирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, в том числе с признаками одарённости. Лицеисты имеют возможность выстраивать свой индивидуальный учебный план, что способствует личностной, социальной и в конечном итоге профессиональной успешности.

В образовательной деятельности потенциально одарённых детей большое внимание уделяется использованию проектных и исследовательских методов обучения. Это один из инструментов повышения качества образования, т.к. исследовательские методы обучения не только углубляют знания учащихся, но и прививают им навыки работы с научной литературой, формируют умения публичного выступления, защиты проекта. Приобщение к исследовательской деятельности способствует развитию одарённых школьников, помогает в их профессиональном самоопределении и в дальнейшем их успешной учебе в вузе.


В системе работы с потенциально одарёнными детьми главная роль принадлежит олимпиадному движению. Предметная олимпиада — это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления. Ежегодно в рамках Интеллектуального марафона в лицее проходит День олимпиад. В школьном этапе олимпиады может участвовать любой ученик, начиная со 2-го класса. Для ребят начальной школы это комплексная олимпиада в системе развивающего обучения. Победители и призеры награждаются дипломами на торжественных линейках в каждой параллели и представляются к участию в муниципальном этапе олимпиады в текущем учебном году согласно установленной квоте. Информация о победителях школьного этапа олимпиады доводится до всего коллектива лицея с помощью школьной газеты «New - перемена». При проведении занятий олимпиадной подготовки по предмету используются технологии решения изобретательных задач (ТРИЗ), развитие «критического мышления», информационно-коммуникационные технологии.

Высокий профессиональный уровень педагогов лицея, инновационная образовательная политика административной команды позволяют достигать лицеистам значительных результатов на олимпиадах различного уровня от муниципального до российского. Мы считаем, что олимпиадная подготовка очень хорошо работает на ЕГЭ и является одним из ресурсов повышения качества образования. Например, яркий пример 2010 г., выпускница лицея Кулакова Анна -неоднократный победитель муниципальных олимпиад по математике и информатике, призёр российской олимпиады по химии на ЕГЭ показала выдающийся результат: 100 баллов математика, 100 баллов информатика, 96 баллов химия.

С целью обеспечения условий для удовлетворения образовательных потребностей лицеистов, ориентированных на научное творчество в лицее создано Научное общество учащихся (НОУ). Ежегодное проведение конференции Научного общества учащихся является одной из школьных традиций, которая позволяет осуществлять преемственность между одарёнными учащимися начальной, средней и старшей школы с одной стороны и студентами - выпускниками НОУ лицея с другой стороны. Руководство работой общества, между конференциями осуществляет совет НОУ, состоящий из совета кураторов и ученического совета. Возглавляет совет, избранный руководитель НОУ, который осуществляет поддержку научно - исследовательской деятельности обучающихся и отслеживает их успехи через картотеку членов НОУ, проводит мониторинг результативности работы общества, собирает и систематизирует лучшие научные работы учащихся, поддерживает контакты с социальными партнёрами, ведёт компанию по освещению достижений лицеистов в СМИ.


С 2004 года Научное общество учащихся лицея является одним из отделений Общероссийской детской общественной организации «Общественная малая академия наук «Интеллект будущего», направлениями деятельности которого являются:

• Организация научной, творческой, образовательной и культурной деятельности в интересах творческого развития детей.

• Активное привлечение учащихся к научно-исследовательской деятельности,

выявление, развитие и поддержка детей увлечённых познанием и творчеством, наукой, искусством.

• Реализация Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».

Сегодня, Рыбинское отделение Общероссийской детской общественной организации «Интеллект будущего» включает два подразделения: Научное общество учащихся МОУ лицей №2 и Центр дополнительного образования детей «Молодые таланты» и имеет поддержку в городском Комитете по делам молодёжи.

Важным для организации сетевого взаимодействия в работе с одарёнными и способными детьми для развития их творческих возможностей является социальное партнёрство. В соответствии с договором между лицеем и Рыбинской государственной авиационной технологической академией организована совместная исследовательская деятельность обучающихся и преподавателей в студенческом конструкторском бюро. Перспективным является сотрудничество с ОКБ-1 НПО «Сатурн», которое предполагает не только профориентационную работу для знакомства с деятельностью инженерно-конструкторских служб, молодые ученые предприятия являются членами экспертных комиссий на ежегодных конференциях Научного общества учащихся лицея. Обсуждается возможность участия специалистов компании в руководстве научными работами учащихся.

Важным для развития одарённых детей в области языковой культуры является реализация совместного международного проекта «Молодежный обмен между школьниками лицея г. Рыбинска Россия и гимназии имени А.Дистервега г.Тангермюнде Германия». В 2009 году делегация лицея с проектом «Две страны, два города, две реки - одна Европа!» участвовала в праздничных юбилейных мероприятиях, посвященных 1000-летию города Тангермюнде. Участие в проекте стало для ребят одной из форм поощрения за достигнутые успехи на различных олимпиадах и конференциях школьников по немецкому языку.


Новый этап в работе педагогического коллектива с одарёнными детьми начался в 2010 г., когда лицей получил статус инновационной площадки при департаменте образования городского округа город Рыбинск по теме: «Становление индивидуальности потенциально одаренного ребёнка в процессе школьного образования». Проект направлен на разработку целостной системы психолого-педагогического сопровождения детей с признаками одарённости на протяжении всего периода обучения в школе в современных условиях. Стержнем всей системы, является программа междисциплинарного обучения, включающая три основных блока, каждый из которых выполняет свою функцию:

• «Развивающий блок» может быть представлен системными курсами междисциплинарного обучения по авторским программам;

• «Образовательный блок» представлен обогащенными программами по обязательным предметам гуманитарного и естественнонаучного циклов;

• «Блок индивидуализации» представлен специально организованной системой работы со школьниками во вторую половину дня и каникулярное время.

Инновационной идеей проекта является разработка и апробация метапредметных курсов «Проблема», «Социальная компетенция», «Конфликт», способствующих успешной социализации одарённых школьников.

За большую многолетнюю работу с одарёнными детьми, творческие достижения педагогов и учащихся в исследовательской деятельности в 2009 г. лицею присвоено звание «Лидер инновационного образования». Коллектив учреждения ежегодно входит в число 100 самых результативных участников Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» по итогам участия в течение шести лет.


О формировании метапредметных умений обучающихся в процессе

обучения математике

Комарова Е.А., зав. кафедрой естественнонаучного обра¬зования

ГОУ ДПО «Вологодский институт развития обра¬зования», к.п.н.

В условиях формирования новой школы ставится задача вовлечения школьников «в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (1.С.1).


Школьный курс математики также предоставляет обучающимся возможность для приобретения знаний и умений, которые будут востребованы в практической деятельности и повседневной жизни. Перечень таких умений отражен в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта 2004 года в «Требованиях к уровню подготовки выпускников» (2, с.20-24). Новые возможности для формирования исследовательских умений и навыков выполнения проектов предоставляет содержательная линия «Элементы комбинаторики, теории вероятностей и статистики», включенная в содержание школьного курса математики.

Объем времени на изучение этой содержательно-методической линии в примерной программе ограничен 45 часами на период обучения в 5-9 классах (2,с.90).

Авторы учебно-методических комплектов предлагают различные концептуальные подходы и логику изучения данного материала, что видно из таблицы, отражающей содержание стохастического материала в курсе алгебры.


Класс Макарычев Ю.Н (21ч.) Алимов Ш.А.

(32 ч.) Мордкович А.Г. (16 ч.) Дорофеев Г.В.

(22 ч.)

7 класс Статистические характеристики Введение в комбинаторику Статистически е

характеристики.

Комбинаторные

задачи.

Частота и

вероятность

8 класс Статистические исследования Вероятность и статистика

9 класс Элементы

комбинаторики и теории вероятностей Случайные события. Случайные величины Комбинаторные

задачи.

Работа с

информацией.

События и

вероятность Статистически е исследования

Предлагаемый материал вызывает интерес у школьников, поскольку формирует представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их получения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер. Обучающиеся учатся извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах и на графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики, используя данные собственных наблюдений. Изучение комбинаторики позволяет школьникам осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.


Определяя методы изучения материала, учителя все чаще отдают предпочтение включению школьников в выполнение мини-проектов или проведение исследований на материале из жизни школы, сельского поселения или города, окружающей среды и другие. При этом особое значение приобретает взаимосвязь урока и внеурочной деятельности при выполнении таких заданий.

Рассмотрим примеры из опыта работы учителей Вологодской области, раскрывающие возможности прикладного применения стохастического материала во внеурочной деятельности.

Прикладное значение блока материала по статистике рассмотрим на примере выполнения проекта «Статистические характеристики. Наглядное представление статистической информации» (Н.А.Долбилова, учитель МОУ «Ягановская СОШ» Череповецкого района). Готовясь к 25-летию создания средней школы, обучающиеся были включены в групповой проект по изучению истории школы, осуществили сбор статистической информации о педагогическом коллективе и об обучающихся (количество мальчиков и девочек по классам, средняя наполняемость классов, наличие параллелей, наиболее типичные имена в классах, количество детей, рожденных по годам, начиная с 1990 года, и т.д.). Для наглядного представления информации использовались таблицы, при анализе собранных данных применялись статистические характеристики: среднее арифметическое, размах, мода и медиана.

Анализируя деятельность школы, обучающиеся составили маршрут движения школьного автобуса, произвели расчеты расхода бензина на подвоз детей в течение недели, учебного года и определили стоимость этих поездок, предложили оптимальный вариант маршрута. Также были собраны и проанализированы с учетом коэффициента трансформации в школе, интернате, котлах №1 и №2 школьной котельной данные о расходе электроэнергии по месяцам в течение года. На основе анализа информации обучающиеся составили рекомендации по рациональному использованию электроэнергии в школе.

Понятия «частота» и «относительная частота» нашли применение при рассмотрении наполняемости выпускных классов и частоты количества детей в каждом выпуске. Для наглядности представления данных были составлены таблицы частот и относительных частот, столбчатые диаграммы, полигоны. Успеваемость и качество знаний в классах нашли отражение на круговых диаграммах. Аналогичным образом был проанализирован состав педагогов и администрации школы.


Выполняя задания, группы убедились в практической значимости стохастических методов, приобрели навык решения практических задач, что способствовало формированию их социального опыта.

В опыте работы Н.М.Теребовой, учителя математики МОУ «Нюксенская СОШ», закрепление основных статистических понятий, изученных на уроке, происходит в рамках курса по выбору «Статистика-дизайн информации». Обучающиеся в рамках курса знакомятся с элементами математической статистики, методами обработки различных данных; осознают, что многие процессы в нашей жизни подчиняются статистическим законам, которые они сами могут исследовать. Особое внимание в целях профориентации уделяется рассмотрению сфер применения статистики, экономическая статистика, финансовая, медицинская, демографичская, финансовая, налоговая, биологическая, метеорологическая и другие виды статистики.

Итогом курса является исследование по изучению заданных учителем статистических данных, например, могут быть предложены исследовательские работы «Месяц рождения учеников 9-х классов на 1.01.2009», «Статистика выступлений Романа Павлюченко на 1.05.2009» и другие.

В результате изучения данного материала обучающиеся учатся находить информацию по интересующей теме; проводить статистические исследования; вычислять средние значения результатов измерений; определять частоту события, используя готовые статистические данные; представлять полученную информацию в наглядной форме.

Таким образом, включение школьников в выполнение социально значимых проектов и исследовательских работ способствует формированию у них метапредметных умений и представлений об изучаемых понятиях и методах стохастики как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Список литературы.

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена 04.02.2010 г.)

2. Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев.-2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2008.



О формировании проектной деятельности обучающихся в учебном

процессе по физике

Ефремова Н.Л., методист кафедры естествен¬нонаучного

образования, ГОУ ДПО «Вологодский

институт развития образования»

В условиях модернизации российского образования, которая предполагает ориентацию его «не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей». Сегодня важнейшей остается проблема, как сделать изучение основ наук доступным и интересным. Одним из вариантов реализации идеи продуктивного обучения может стать метод проектов, ориентированный на самостоятельную деятельность учащихся. Знания, приобретенные в ходе самостоятельного выполнения опытов, наблюдений, экспериментов, гораздо прочнее и глубже, чем знания, полученные в готовом виде.

В контексте физического образования проектная деятельность - это совместная познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся по решению учебной проблемы, взятой из повседневной жизни. В отличие от исследовательской деятельности, под которой понимается процесс исследования того, что уже есть: объект, явления, тексты, проектная деятельность - это процесс создания нового практически значимого продукта.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Данный подход позволяет решить задачи по формированию компетенций у школьников, а именно:

- учебно-познавательной (определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль);

- коммуникативной (сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией);


- информационной (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и представлять её);

- личностного самосовершенствования (анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности) [1 ].

При работе над проектом формируются такие компетенции, как: коммуникативная, социальная и предметная. При этом ученики понимают, что просто хорошей идеи недостаточно. Необходимо разработать механизм ее реализации. Необходимо научиться искать необходимую информацию, уметь работать в группе, выполнять детали проекта своими руками.

Школьный курс физики имеет огромные возможности для организации проектной деятельности. Для успешного овладения школьниками такой деятельностью необходимо вначале научить их на уроках физики обобщенным методам создания нового практически значимого для человека продукта и технологии его получения. Ученикам необходимо научиться формулировать цель деятельности; определиться с выбором материала, из которого может быть получен конечный продукт; выделить физическое явление, которое позволит осуществить эту деятельность, рассчитывая ресурсные затраты на выполнение проекта. На подготовительном этапе целесообразно предлагать учащимся специальные упражнения по овладению отдельных действий, входящих в обобщенный метод. Например, после изучения в 7 классе темы «Давление» учащимся предлагается рассмотреть проблемную ситуацию: «Уезжая во время летнего отпуска на отдых, вы оставляете комнатные растения без ухода.

Требуется обеспечить их полив на этот период времени». Далее учащимся предлагается выполнить задание: «Указать название деятельности, новый продукт, его свойства, материал, из которого он может быть получен». Отработку более сложных приемов рекомендуется проводить после изучения хотя бы нескольких физических явлений. Такая подготовка последовательно приводит к самостоятельной разработке учащимися проектов с применением физических знаний.


Тематика проектов определяется с учетом возрастных особенностей учащихся и в зависимости от их интересов. Нужно лишь сформулировать такие темы проектов, при выполнении которых учащиеся ощутили бы потребность и необходимость в получении систематических научных знаний. Очень важно правильно формулировать темы проектов. В формулировке должны быть указаны название деятельности и описание конечного продукта. Например, при организации учебного процесса с выполнением творческих конструкторских или исследовательских проектов физического содержания можно предложить следующие варианты тем: «Разработка прибора для измерения относительной влажности воздуха», «Изготовление поплавкового реле и его использование для регулировки максимального уровня воды в резервуаре», «Выявление факторов, влияющих на рост кристаллов», «Разработка метода измерения кинетической энергии вращения тела».

Существует несколько классификаций проектов по разным типологическим признакам. По продолжительности можно выделить краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проекты. По доминирующей деятельности учащихся возможны следующие виды проектов: практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые.

Начинать лучше с выполнения простых проектов, постепенно увеличивая их степень сложности. Самостоятельное выполнение учащимися проектов состоит из следующих этапов: мотивационного, организационного, ориентировочного, исполнительного, контролирующего, презентационного.

Метод проектов эффективен в том случае, когда в учебном процессе ставится какая-либо исследовательская или творческая задача. Для решения ее требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик (например, исследование законов движения тел переменной массы). При выполнении проектов класс делится на группы, но также могут выполняться индивидуальные и коллективные проекты. На ориентировочном этапе проектанты разрабатывают систему действий по выполнению задания. Получив на исполнительном этапе новый продукт, переходят к проверке его свойств на предмет соответствия с заданными свойствами. Далее начинается подготовка к защите проекта или презентации полученного продукта. Учителю рекомендуется записывать краткие резюме по результатам наблюдений за учащимися, это поможет быть более объективным при оценке результата работы. При оценке результата работы над проектом необходимо учитывать:


• степень освоения учащимися способов проектной деятельности;

• значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

• корректность используемых методов исследования и метода обработки получаемых результатов;

• активность каждого проектанта в соответствии с его возможностями;

• коллективный характер принимаемых решений;

• необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

• доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

• эстетика оформления результатов проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого проектанта.

Неудачно выполненный проект также имеет положительное педагогическое значение. Понимание ошибок, причин неудач создает у учащихся мотивацию к повторной деятельности, формирует потребность в получении новых знаний.

Метод проектов может использоваться как на уроке (серии уроков), так и во внеклассной деятельности. Учебное проектирование тесно связано с жизнью, практикой, стимулирует учащихся самостоятельно познавать окружающий мир, гармонично дополняет традиционную классно-урочную систему обучения физике.

Список литературы.

1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / Педагогика. № 10. 2003. - с. 26

2. Полат ЕС и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Изд. Центр «Академия», 1999.


Реализация проекта "Космические образовательные технологии"

в образо¬вательных учреждениях Рязанской области

Бушкова Н.К., министр Министерства

обра¬зования Рязанской области

Сегодняшней России и ее будущей инновационной экономике необходимы талантливые, творчески мыслящие, грамотные, профессиональные кадры, подготовленные к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. На это нацелена модернизация образования, главным результатом которой должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. Решить эти задачи с помощью традиционных методик и технологий достаточно сложно, поэтому научные круги и педагогическая общественность проводит постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса.


В Рязанской области на базе четырех общеобразовательных учреждениях был проведен эксперимент по апробации спутниковых технологий на уроках географии, информатики, физики и математики.

Выбор образовательных учреждений определялся наличием квалифицированных педагогических кадров, опыта экспериментальной деятельности, увлеченностью учащихся космической тематикой, техническими возможностями установки приемного оборудования.

Организационное обеспечение эксперимента осуществляло министерство образования Рязанской области. Научно-методическое обеспечение осуществляло государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский областной институт развития образования» (РИРО).

Использование информационных спутниковых технологий в образовательном процессе было самым разнообразным: как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Уже первые занятия, проведенные с использованием переданных в образовательные учреждения программно-методических комплексов приема и обработки космических изображений Земли, опытных образцов программно-методических и технологических комплексов, реализующих технологию возобновляемой (солнечной) энергетики, и комплексов, реализующих информационные технологии в области спутниковой Глонасс/GPS навигации, показали значительный образовательный потенциал информационных спутниковых технологий.

Прежде всего, значительно повысилась мотивация учащихся, поскольку работа с реальными космическими изображениями, приборами и аппаратурой принципиально отличается от достаточно рутинной работы с учебниками.

Учащиеся старших классов активно включились в исследовательскую деятельность, позволяющую сформировать такие важные качества как самостоятельность, креативность, умение работать в группе, нестандартный подход к решению учебных, а в дальнейшем и профессиональных задач.

Использование информационных спутниковых технологий позволило разнообразить уроки, проводить их нестандартно, сделать школьников активными участниками образовательного процесса, повысить качество образования и более эффективно формировать такие учебные навыки как наблюдение, поиск информации, понимание сущности, формулирование вопросов, решение проблем, применение изученного в новой ситуации, оценка проделанной работы.


<< предыдущая страница